Научная статья на тему 'Опасные профессии: конструирование профессиональной реальности'

Опасные профессии: конструирование профессиональной реальности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
196
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНЫЕ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / РИСК / ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зуева Е. Н.

Рассматриваются процесс конструирования профессиональной реальности людьми, занятыми в так называемых опасных профессиях, а также элементы, которые эту реальность определяют. Профессиональная среда является для человека одним из основных жизненных миров, конструирование которого начинается с осознания своих способностей, интересов и выбора профессиональной деятельности. Характерными составляющими пространства опасных профессий являются: постоянная сопряженность с риском, угроза здоровью и жизни, повышенная смертность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANGEROUS PROFESSIONS: DESIGNING OF A PROFESSIONAL REALITY

In this article the process of designing of a professional reality by the people occupied in so-called dangerous trades and also elements which define this reality are considered. The professional environment is one of the basic vital worlds which designing begins with comprehension of the abilities, interests and a professional work choice for the person. Characteristic components of field of dangerous trades are: a constant contingence to risk, threat to health and a life, the raised death rate in the ratio with other professional groups.

Текст научной работы на тему «Опасные профессии: конструирование профессиональной реальности»

Социология и социальная работа 46 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 46-48

ОПАСНЫЕ ПРОФЕССИИ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

© 2008 г.

Е.Н. Зуева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

zhenka82@inbox.ru

Поступила в редакцию 15.04.2008

Рассматриваются процесс конструирования профессиональной реальности людьми, занятыми в так называемых опасных профессиях, а также элементы, которые эту реальность определяют. Профессиональная среда является для человека одним из основных жизненных миров, конструирование которого начинается с осознания своих способностей, интересов и выбора профессиональной деятельности. Характерными составляющими пространства опасных профессий являются: постоянная сопряженность с риском, угроза здоровью и жизни, повышенная смертность.

Ключевые слова: опасные профессии, профессиональная реальность, жизненный мир, конструирование, элементы профессиональной реальности, риск, отношение к смерти.

Согласно феноменологическому подходу, общество представляется индивиду в виде двойственной реальности. Человек приходит в мир, который уже состоит из множества объектов, экстернализует их в свою собственную субъективную реальность, создает свой жизненный опыт и различные смысловые структуры. Реальность повседневной жизни становится для индивида базовым жизненным пространством, характеризующимся

максимальной открытостью, включенностью в него человека и его высокой активностью. Профессиональная среда является относительно замкнутым и самодостаточным жизненным миром, который встраивается в повседневную реальность человека и во многом ее определяет.

Конструирование индивидом своего профессионального пространства начинается с процесса самоопределения, осознания своих способностей, склонностей, интересов,

результатом которых является выбор профессии и получение необходимых знаний, умений и навыков в соответствующих учебных заведениях. Выбор человеком именно опасной профессии (специфические, определяющие элементы которой риск, эмоциональное напряжение, угроза здоровью и жизни), как правило, происходит осознанно и добровольно, иногда выбор опасной профессии носит вынужденный характер.

Все многообразие факторов выбора опасной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние по отношению к выбирающему субъекту. К внешним факторам можно отнести влияние социального окружения, социальной среды, а также воздействие средств массовой информации, стереотипов и т. д. К внутренним факторам

относят личностные характеристики человека. Рассмотрим каждую группу факторов подробнее.

Внешние факторы. В первую очередь это влияние родительской семьи на выбор рода занятия. Влияние членов семьи на выбор опасной профессии довольно велико. Часто бывает так, что образование отца или матери или обоих родителей таково, что выбор опасной профессии детьми - это «продолжение династии», следование традициям семьи, результат определенного стиля воспитания (особенно часто данное явление наблюдается в семьях военных). Кроме родителей и близких родственников на выбирающего субъекта могут влиять друзья (выбор профессии «за компанию»), знакомые, учителя, соседи, их примеры или яркие примеры публичных, уважаемых всеми людей. К числу внешний

факторов можно отнести влияние средств массовой информации, в большей степени телевидения, литературы, стереотипных

представлений об опасных профессиях.

Внутренние факторы. К внутренним или субъективным факторам выбора профессии, в том числе опасной, стоит отнести склонности субъекта, способности, интересы, характер, мотивы, темперамент, то есть личностные индивидуальные качества. Опасные

профессии требуют хорошей физической подготовки, постоянных физических

нагрузок, собранности, отсутствия

нервозности в действиях. Соответственно в числе факторов выбора являются хорошее состояние здоровья и физической подготовки, соответствующий характер. На выбор

профессии также существенно влияют

жизненные ценности человека, его планы на будущее - профессиональные и личностные.

Как уже было отмечено, выбор опасной профессии может носить самостоятельный или вынужденный/случайный характер. В первом случае человек сам принимает решение о дальнейшем профессиональном пути, сопряженном с риском, проходит обучение в специализированных учебных заведениях. Во втором случае выбор опасной профессии может быть случайным или вынужденным. Например, молодые люди, прошедшие срочную службу, остаются служить по контракту, так как не имеют никакого иного специального образования, кроме каких-либо курсов, пройденных в армии. Иногда работа, сопряженная с риском, воспринимается как канал социальной мобильности, в опасные профессии стремятся попасть люди, которых привлекают различные привилегии, льготы.

Конструируемую профессиональную

реальность можно условно разделить на две большие сферы: физическое поле профессии и социальное поле профессии [1, с. 30]. Индивид, включающийся в профессию, принимает «физические» характеристики трудовой деятельности: пространственную локализацию (географию) и временнЫе рамки (режим работы, график и т.д.). К физической

составляющей профессиональной реальности можно также отнести официальную

организационную структуру, принятую в конкретном учреждении, трудовой кодекс, размер заработной платы и систему налогообложения, применяемую к человеку как к субъекту трудовой деятельности, а также зафиксированные нормативы рабочего процесса. Физическое поле профессии является внешним по отношению к человеку, индивид экстернализует его составляющие, вписывает их в общий жизненный мир своей профессии.

Социальная реальность профессии является интерсубъективной, создаваемой индивидами во взаимодействии друг с другом и с контекстом трудовой деятельности. Она наполнена различными смысловыми

структурами, такими как язык, символы, ритуалы и т. д., речь о которых пойдет ниже.

Профессионалы в определенной сфере деятельности являются носителями

специфически-ролевого знания, усвоение которого новичками возможно в процессе вторичной социализации. Таким образом конструирование профессиональной реальности постоянно сопряжено с процессом вторичной социализации, который направлен на усвоение

институционального контекста деятельности [2, с. 231]. Новый человек в профессиональном сообществе получает и закрепляет знание о профессиональной деятельности, ее многообразных аспектах с помощью сложившихся социальных механизмов. В этом процессе большая роль отводится языку, который типизирует возрастающий опыт и делает его анонимным. С помощью языка происходит объективация профессионального запаса знания, в котором свое место занимает знание так называемых «рецептов», сводящееся к практической полезности в трудовой деятельности. Благодаря языку человек приобретает профессиональную систему определений - уникальный набор смыслов, характерных для его профессиональной группы.

Огромную роль в освоении жизненного мира профессии играют такие социальные механизмы, как мифы, ритуалы, символы и контроль. Особым образом стоит отметить так называемые «посвятительные» ритуальные действия, без которых невозможно успешное вовлечение в профессиональную среду. В жизненном пространстве опасных профессий ритуалы посвящения играют особую роль: предполагают не просто пребывание в символическом пространстве опасности, но умение там выжить и выполнить задачу, что отличает профессионала от обычных людей, для которых такое пребывание опасно для жизни и даже смертельно.

Жизненный мир любой профессии, в том числе опасной, обязательно наполнен различными смысловыми структурами. К ним относятся стереотипы поведения, системы сигнификации, элементы неформального дискурса, структура межличностных

взаимодействий, неформальные связи и механизмы их поддержания, неофициальные правила, нормы, символика, опосредующая эти связи и выражающая эти нормы,

объяснительные модели, приемы легитимации тех или иных действий, профессиональный «фольклор» (в пространстве опасных

профессий зачастую данный элемент находит отражение в «воспевании подвигов»). Обозначенные элементы выступают в качестве

средств конструирования статуса

профессионала.

К специфическим составляющим реальности опасных профессий можно отнести деятельность в условиях экстремальных факторов, в условиях возникновения различных проблемных ситуаций, определяющих высокую сложность, опасность и ответственность

выполнения трудовых операций. Носители опасных профессий зачастую вынуждены действовать в условиях неопределенности, в том числе информационной, и временного дефицита для принятия каких-либо решений. Риск является одним из существенных сигнифицирующих элементов пространства опасных профессий. Риск представляет собой событие или ситуацию, в которых нечто ценное для человека, включая его собственную жизнь, находится под угрозой, и последствия этого события или ситуации неопределенны. Г отовность к риску, способность к эффективным действиям в условиях риска особенно важны для успешной трудовой деятельности представителей опасных профессий. Поэтому важным элементом жизненного мира опасных профессий является способность вырабатывать знания и умения, с помощью которых людям удается совладать с напряжением, связанным с постоянным риском, а также с часто возникающей неопределенностью трудовых действий.

Следствием деятельности в ситуациях риска и неопределенности, характерными для пространства опасных профессий, является деятельность в условиях возможной смерти. Умение действовать в пограничной ситуации между жизнью и смертью становится одним из основных элементов конструирования профессиональной реальности. Именно деятельность перед лицом смерти становится решающей составляющей самоопределения и понимания своего статуса у представителей опасных профессий. Смерть и страх, порождаемый осознанием опасности выполняемой деятельности, являются теми барьерами, которые в обязательном порядке должны быть преодолены. С помощью чего осуществляется преодоление страха перед возможной смертью? С помощью механизмов легитимации (оправдания и объяснения) и включения смерти в рамки повседневного профессионального универсума она становится для представителей опасных профессий «нормальным» элементом трудового процесса.

Чаще всего конструируемая реальность опасных профессий табуируется для непрофессионалов, существует негласный запрет на присутствие в профессиональном

пространстве опасных профессий

родственников, знакомых и т.д. Главной функцией данного табуирования выступает стремление поставить символический барьер между несколькими жизненными мирами человека, в частности, профессиональным и личностным (приватным).

Таким образом, профессиональная реальность является одним из жизненных миров человека, конструирование которой начинается с процесса самоопределения и выбора профессии. Конструируемую

профессиональную реальность можно условно разделить на две большие сферы: физическое поле профессии и социальное поле профессии. Создание профессиональной реальности постоянно сопряжено с процессом вторичной социализации, который направлен на усвоение институционального контекста трудовой деятельности. Жизненный мир опасной профессии наполнен различными смысловыми структурами, к которым можно отнести стереотипы поведения, системы сигнификации, элементы неформального дискурса:

неформальные связи и механизмы их поддержания, неофициальные правила, нормы, символику и др. Обозначенные элементы выступают в качестве средств конструирования статусного пространства профессионала. К специфическим составляющим реальности опасных профессий можно отнести деятельность в условиях риска, возникновения различных проблемных ситуаций,

неопределенности и временного дефицита. Умение действовать в условиях возможной смерти - один из основных элементов реальности опасных профессий. С помощью механизмов легитимации и включения смерти в символический универсум профессиональной деятельности она становится ее «нормальным» элементом.

Список литературы

1. Романов П. В. Антропологические исследования профессий. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005. С. 13-49.

2. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Н. Лукман. М.: «Медиум», 1995. 323 с.

DANGEROUS PROFESSIONS: DESIGNING OF A PROFESSIONAL REALITY

E.N. Zueva

In this article the process of designing of a professional reality by the people occupied in so-called dangerous trades and also elements which define this reality are considered.

The professional environment is one of the basic vital worlds which designing begins with comprehension of the abilities, interests and a professional work choice for the person. Characteristic components of field of dangerous trades are: a constant contingence to risk, threat to health and a life, the raised death rate in the ratio with other professional groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.