Научная статья на тему 'ОПАСНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

ОПАСНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
беспилотные автомобили / безопасность / V2V / ДТП / SAE. / self-driving cars / safety / V2V / road accidents / SAE.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобылинский Александр Юрьевич

статья посвящена проблеме создания, сложности внедрения и использования на дорогах общественного пользования технологий беспилотного управления автомобилем. В статье подробно описываются проблемы увеличения безработицы, зависимости технологий беспилотного управления от погодных условий, уязвимость от возможных хакерских атак и проблемы в сфере законодательства при возникновении дорожно-транспортных происшествий. В заключение делается вывод о дальнейших перспективах развития беспилотного автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобылинский Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANGERS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF UNMANNED ROAD TRANSPORT

the article is devoted to the problem of the creation, complexity of the introduction and use of unmanned vehicle control technologies on public roads. The article describes in detail the problems of increasing unemployment, the dependence of unmanned control technologies on weather conditions, vulnerability to possible hacker attacks and problems with the sphere of legislation in the event of road accidents. In conclusion, a conclusion is made about the future prospects for the development of unmanned road transport.

Текст научной работы на тему «ОПАСНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

ОПАСНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Кобылинский А.Ю.

Кобылинский Александр Юрьевич - преподаватель спецдисциплин, специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Колледж Луганского государственного университета им. В. Даля, г. Луганск, Луганская Народная Республика

Аннотация: статья посвящена проблеме создания, сложности внедрения и использования на дорогах общественного пользования технологий беспилотного управления автомобилем. В статье подробно описываются проблемы увеличения безработицы, зависимости технологий беспилотного управления от погодных условий, уязвимость от возможных хакерских атак и проблемы в сфере законодательства при возникновении дорожно-транспортных происшествий. В заключение делается вывод о дальнейших перспективах развития беспилотного автомобильного транспорта. Ключевые слова: беспилотные автомобили, безопасность, V2V, ДТП, SAE.

DANGERS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF UNMANNED ROAD

TRANSPORT Kobylinsky A.Yu.

Kobylinsky Alexander Yuryevich - Lecturer of special disciplines, SPECIALTY: 23.02.03 MAINTENANCE AND REPAIR OF MOTOR TRANSPORT, COLLEGE OFLUHANSK STATE UNIVERSITY NAMED AFTER. V. DAHL, LUGANSK, LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

Abstract: the article is devoted to the problem of the creation, complexity of the introduction and use of unmanned vehicle control technologies on public roads. The article describes in detail the problems of increasing unemployment, the dependence of unmanned control technologies on weather conditions, vulnerability to possible hacker attacks and problems with the sphere of legislation in the event of road accidents. In conclusion, a conclusion is made about the future prospects for the development of unmanned road transport. Keywords: self-driving cars, safety, V2V, road accidents, SAE.

УДК 629.331.5

Дискуссия о беспилотных транспортных средствах не нова, но она становится все более важной во всем мире по мере их внедрения на дорогах общего пользования. Но прежде чем это произойдет, перед автомобильной промышленностью и обществом встанет множество проблем: как это повлияет на бизнес? Кто будет нести ответственность при возникновении ДТП? Действительно ли замена стандартных транспортных средств на беспилотные позволит повысить безопасность на дорогах?

Текущее состояние рынка беспилотных автомобилей

Сегодня многие мировые компании сосредоточились на разработке беспилотных автомобилей: Tesla с AutoPilot, Google с Waymo, General Motors с Super Cruise. Компания Nissan оснащает свой Leaf все более и более независимыми опциями, BMW запускает одно обновление своего программного обеспечения за другим, а тем временем Ford и VW инвестируют миллиарды в технологию Argo AI. Baidu (аналог Google в Китае), экспериментирующая с беспилотными автомобилями в Пекине, заключила соглашения о сотрудничестве как минимум с четырьмя китайскими производителями автомобилей. При этом, несмотря на технологические прорывы, беспилотных автомобилей, как таковых, сегодня не существует. Более того, до недавнего времени термины «беспилотные автомобили» и «автономные транспортные средства» были неточными, не говоря уже о таких терминах, как роботизированные автомобили. Общество автомобильных инженеров (SAE) изучило этот вопрос в 2018 году и опубликовало таксономию по этому вопросу (рис. 1) [1].

Рис. 1. Таксономия уровней автоматизации согласно SAE

Несмотря на то, что исследования в области автономного вождения шли полным ходом с начала 1980-х годов, в 2022 году человечество находится лишь на втором уровне, уровне частичной автоматизации вождения. Большинство экспертов согласны с этим, хотя некоторые производители, такие как Audi, заявляют, что они достигли 3 уровня. Но эти утверждения не доказаны на практике [2]. Причиной такого торможения в развитии данной технологии являются вызовы, с какими столкнулись ученые при попытке разработки полностью автономного автомобиля: как себя будет вести машина, если столкнется с ситуацией, в какой она никогда не находилась? Что произойдет, если хакер захватит автомобиль и т.д.?

Основные проблемы, с какими столкнется человечество при появлении беспилотных автомобилей

Безработица

Если автомобили, грузовики и автобусы начнут ездить сами, люди, зарабатывающие на жизнь этим видом транспорта, внезапно окажутся без работы.

Согласно докладу «Обследование рабочей силы» предоставленному Росстатом в 2021 году, в сфере транспортировки и хранения работает 6 314 682 человек или 8.8% всего занятого населения в Российской Федерации [3]

Рис. 2. Самые массовые профессии в РФ в 2018 году.

И такая тенденция наблюдается не только в России. Согласно данным Евростата, в 2020 году на каждые 1000 жителей Европы приходилось 29 сотрудников, занятых на транспорте, среди каких 35% это водители автобусов и грузовых автомобилей, 22% транспортные и складские рабочие, 19% курьеры, 12% мусорщики, 3% машинисты локомотивов и связанные с ними работники [4].

Не стоит забывать и о руководящем, управленческом и вспомогательном персонале, занятом в транспортном секторе, какие также могут потерять работу после внедрения беспилотных автомобилей.

Зависимость от погодных условий

Погода по-прежнему представляет собой серьезную проблему для беспилотных автомобилей. Как и наши глаза, автомобильные датчики не работают в тумане, в условиях дождя или снега. Беспилотные автомобили используют технологи под названием LiDAR и радар (рис. 3). LiDAR работает по принципу рассеивания лазерных лучей и их отражения от окружающих объектов, благодаря чему можно получить 3D-изображение высокого разрешения в ясный день. При этом LiDAR не выполняет свои функции в тумане, в условиях запыленности, при дожде или во время снегопада [5].

Рис. 3. Принцип работы современного беспилотного автомобиля

Более того, современные беспилотные автомобили компании Tesla (и ряда других) тестируют в местах с благоприятным климатом, таких как Маунтин-Вью в Калифорнии, а не, к примеру, в Скалистых горах Колорадо.

Хакерские атаки

По мере того как автомобили становятся умнее и более зависимыми от Интернета, появляется больше способов проникнуть в них и нарушить их работу. И несмотря на то, что софтверные компании уже давно занимаются вопросами кибербезопасности, потребуется полное изменение культуры в автомобильной промышленности, какая традиционно не слишком заботилась о проблемах кибербезопасности ввиду отсутствия такой необходимости.

Особую опасность представляют системы, позволяющие автомобилям взаимодействовать друг с другом на дороге. В частности, это касается системы V2V ^еЫс1е-Ю^еЫс1е), позволяющей автомобилям обмениваться информацией друг с другом без какого-либо участия водителя. Система V2V создает между автомобилями беспроводную сеть, по какой передаются данные об их местонахождении и скорости. И защитить эту систему будет чрезвычайно сложно.

Проблемы законодательства

Появление беспилотных транспортных средств ставит множество юридических вопросов, в частности, кто будет нести ответственность за аварию, ведь в автомобилях 5-го уровня водитель не принимает никакого участия в процессе вождения. Многие полагают, что вина за все ДТП ляжет на плечи производителей, дизайнеров и разработчиков программного обеспечения [6]. Также, могут возникнуть серьезные проблемы из-за взаимодействия автомобилей 5-го уровня с автомобилями 0-4-го уровней. Но если транспортное средство будет самообучающимся, то можно ли сказать, что виноват разработчик ПО? В связи с этим возникает вопрос, можно ли винить производителя, если автомобиль сам учится благодаря наличию искусственного интеллекта?

Нужно учитывать во внимание и то, что полностью беспилотное вождение запрещено Венской конвенцией от 08 ноября 1968 года. Согласно Венской конвенции человек-водитель всегда должен

управлять транспортным средством и нести ответственность за поведение в дорожном движении [7]. Следовательно, в странах, подписавших ее, необходимо будет внести поправки, разрешающие движение транспортных средств 5-го уровня по дорогам. Перспективы развития

Несмотря на то, что автомобили с полностью ручным управлением (уровень SAE 0) в настоящее время составляют большую часть выпускаемых единиц, этот уровень автономии единственный, который в ближайшем времени полностью утратит свою популярность. Снижение популярности уровня SAE 0 вызвано модернизацией автомобильной промышленности передовыми системами помощи водителю (ADAS), а также достижениями в области инновационных технологий, улучшением экономической эффективности, повышением требований потребителей и государственным регулированием. Можно прогнозировать, что автомобили с определенной степенью автоматизации (SAE 1-2) будут составлять до 50% всех автомобилей, произведенных к 2024 году [8].

Автомобили с уровнем автоматизации SAE 2-3 являются самыми перспективными, благодаря чему к 2024 году получат наибольшую долю как в инвестициях, так и в развитии. Так как автоматизация уровня SAE 2-3 подразумевает под собой наличие в автомобиле водителя и его взаимодействие с транспортным средством, их внедрение представляет собой более приемлемый уровень риска как для автопроизводителей, так и для государственных регулирующих органов.

Полностью беспилотные автомобили, отвечающие требованиям SAE 5 останутся амбициозной революционной целью, в какую будут инвестировать миллиарды долларов. Тем не менее, не стоит ожидать их скорого появления на дорогах общественного транспорта. Это же касается и автомобилей уровня SAE 4. Заключение

Появление абсолютно беспилотных автомобилей нарушит привычную для человека жизнь. Но реальность такова, что развитие этой технологии является неизбежным, поэтому человечество должно подготовить себя к новым вызовам. У людей никогда не получалось остановить технических прогресс. Долгое время компьютеры тоже казались чем-то пугающим, но сегодня практически каждый россиянин и жители других стран имеют у себя как минимум один ПК или ноутбук. Человечество уже прошло через множество трудовых революций в истории, когда появление автоматизированных лифтов забрало работу у многих людей, когда появление «умных» станков отправило домой сотни тысяч работников заводов и фабрик и т.д. Все это благодаря бесконечной промышленной революции, которая позволила механическим машинам выполнять ручной труд. Появление беспилотных автомобилей - это тоже часть промышленной революции.

Список литературы/References

1. SAE J3016™: Таксономия и определения терминов, относящихся к автоматизированным системам вождения дорожных транспортных средств. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.sae.org/news/press-room/2018/12/sae-intemational-releases-updated-visual-chart-for-its-"levels-of-driving-automation"-standard-for-self-driving-vehicles/ (дата обращения: 22.04.2022).

2. [Vilo20] Vilone G. & Longo L. (2020). Explainable Artificial Intelligence: a Systematic Review. Cornell University. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arxiv.org/abs/2006.00093/ (дата обращения: 22.04.2022).

3. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Структура занятого населения в возрасте 15 лет и старше по видам экономической деятельности на основной работе, полу и типу поселения. Табл. 2.36. Табл.2.40. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13265/ (дата обращения: 22.04.2022).

4. Евростат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/ddn-20210923-2/ (дата обращения: 22.04.2022).

5. Velodyne Lidar, Inc. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://velodynelidar.com/what-is-lidar/#:~:text=and%20weather%20conditions.-

,How%20does%20lidar%20work%3F,calculate%20the%20distance%20it%20traveled/ (дата обращения: 22.04.2022).

6. Allenoverycom. (2019). Allenoverycom. Retrieved 20 February, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newn.cam.ac.uk/wp-content/uploads/2019/07/Allen-Emma-2.iii_.pdf/ (дата обращения: 22.04.2022).

7. Конвенция о дорожном движении. Совершено в Вене 8 ноября 1968 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://unece.org/fileadmin/DAM/trans/conventn/Conv_road_traffic_RU.pdf/ (дата обращения: 22.04.2022).

8. Отчет ISD: Worldwide Autonomous Vehicle Forecast, 2020-2024. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=US46767820/ (дата обращения: 22.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.