Научная статья на тему 'Опасность экспансии католической церкви во второй половине XV века, как одна из возможных причин отказа от Флорентийской унии на Руси'

Опасность экспансии католической церкви во второй половине XV века, как одна из возможных причин отказа от Флорентийской унии на Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Католическая церковь / Русская православная церковь / Иван III / Флорентийская уния / Москва–Третий Рим / история России XV века / международные отношения / диалог Востока и Запада / Россия и Европа / Catholic Church / Russian Orthodox Church / Ivan III / Union of Florence / Moscow – Third Rome / Russian history of the 15th century / international relations / dialogue between East and West / Russia and Europe

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитина А.В.

Бурные политические процессы, охватившие сегодня весь мир, возродили научный интерес к проблеме противостояния России и Запада. Автор данной статьи, занимающийся вопросом церковно–государственных взаимоотношений на Руси во второй половине XV века, не может обойти вниманием попытки экспансии Католической церкви на Русь после заключения Флорентийской унии в 1439 году и падения Константинополя в 1453 году. Мотив сохранения неприкосновенности православной веры и исконной духовности определил ход политической мысли Московского княжества и стал основой русской национальной идентичности, обособляющей православную Россию от католического Запада. Внимательное ознакомление с историей межконфессиональных отношений второй половины XV–XVI вв. (периода строительства единого русского государства), изучение диалога православной Руси с католическим Римом, а также обращение к историческим источникам того периода (летописным материалам, полемическим сочинениям) и историографии позволяют увидеть основу, на которой отношения России и Европы складываются до сих пор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The danger of expansion of the Catholic Church in the second half of the 15th century as one of the possible reasons for the renunciation of the Florentine Union in Russia

The tumultuous political processes currently sweeping the world have revived scholarly interest in the problem of confrontation between Russia and the West. The author of this article, who is concerned with the question of church–state relations in Rus’ in the second half of the fifteenth century, cannot avoid paying attention to attempts at Catholic expansion to Rus’ after the conclusion of the Florentine Union of 1439 and the fall of Constantinople in 1453. The motive of preserving the inviolability of the Orthodox faith and primordial spirituality became decisive in the political thought of the principality of Moscow and became the basis of Russian national identity, separating Orthodox Russia from the Catholic West. A careful study of the history of inter–confessional relations in the second half of the fifteenth–sixteenth centuries (the period of construction of the unified Russian state), a study of the dialogue between Orthodox Russia and Catholic Rome, and reference to historical sources of the period (chronicles, polemical works) and historiography allow us to see the basis on which relations between Russia and Europe are still developing today.

Текст научной работы на тему «Опасность экспансии католической церкви во второй половине XV века, как одна из возможных причин отказа от Флорентийской унии на Руси»

Никитина А.В.

Исследователь, преподаватель-исследователь, сотрудник ООО «Информационно-консалтинговая компания «Религия сегодня», Тверь.

Опасность экспансии католической церкви во второй половине XV века, как одна из возможных причин отказа от Флорентийской унии на Руси

К середине XV века помимо уже существующего церковного кризиса в европейских государствах нарастают беспокойства о «турецкой угрозе». Неудачу потерпела и Флорентийская уния 1439 года -надежда Римско-католической церкви - она превратилась в прах в потоке бурных исторических процессов в XV-XVI веках. Русь же в это время начинала объединяться под эгидой Московского княжества, в котором с начала XIV века находилась митрополичья кафедра. Процесс восприятия на Руси итогов Ферраро-Флорентийского собора (1438-1445гг.), по мнению некоторых исследователей, затянулся почти на двадцать лет1. Стремительное развитие московского летописания, собирание земель вокруг Москвы и активизация книжных центров Средневековой Руси оказали влияние на формирование российской этноментальности. После падения Константинополя в 1453 году в мире осталась только одна крупная православная церковь, и она находилась на Руси. Поэтому Римская курия снова обратила свое пристальное внимание на русские земли.

Анализируя причины заключения греками объединительной унии с католиками, нужно осознавать масштаб упадка Византийской Империи к середине XV века. Почти вся она к тому моменту умещалась в границах Константинополя, где царили эпидемии и нищета, а у ворот великого города стояли турки. Римско-католическая церковь также находилась в довольно плачевном состоянии. Западные европейские государства стремились избавиться от зависимости от папства. Так, на 4-й и 5-й сессиях Констанцского собора (1414-1418гг.) было решено, что папы, как и прочее духовенство, подчиняются собору во всем, что касается веры, вплоть до проведения необходимых реформ в Церкви и низложения пап. Констанцский собор, имевший целью положить конец западной схизме, проходил в трудный для Католической церкви период: ослабление папства в XIV- XV вв., Ве-

1 Cherniavsky M. The Réception of the Council of Florence in Moscow // Church History. Cambridge University Press. Dec., 1955. Vol. 24. № 4. Р. 347-359. WJ;

_ I Jfl

ликий раскол 1378- 1417гг. и начало еретических учений. В 1431 году в Базеле новым папой Евгением IV был созван очередной собор, под председательством его легата, кардинала Юлиана Чезарини2.

В 1433 году, не уведомив Евгения IV, делегаты Базельского собора начинают вести с греками переговоры об унии. Основной мотив переговоров сводился к тому, что представители собора намерены полностью подчинить себе пап. Однако оказать военную помощь, которую греки просили взамен, собор не мог, и тогда сам Евгений IV в целях укрепления своей власти над собором вступил в переговоры об объединении церквей. Дальнейшее развитие событий уже широко представлено в отечественной и зарубежной историографиях.

В зарубежных исследованиях, посвященных экспансивным настроениям католиков в отношении Руси, существует единство: оправдание греческой стороны, демонстрация высшей степени образованности участников Ферраро-Флорентийского собора и миролюбия католической церкви. Однако, как отметил А.В. Занемонец: «Для католических историков оправдание флорентийских решений было оправданием всей средневековой латинской экклезиологии»3. Существует некоторая односторонность в работах зарубежных ученых. Она состоит в том, что, обвиняя Московских князей в узурпации византийской титулатуры, нарушении условий Флорентийской унии, которую русская делегация якобы сначала охотно подписала, а затем отвергла, зарубежные исследователи, зачастую, будто нарочно упускают из виду глубинные причины сложившейся ситуации. Во второй половине XV века не только Русь, но и Европу охватили сложные геополитические и интеллектуальные процессы, требовавшие внутренней консолидации государств. Вспомним масштаб обмирщения католической церкви, которое достигло своего полного апогея к середине XV века. Здесь и факты симонии, громкие судебные процессы с участием церковных иерархов - например, самый громкий процесс того периода - суд над папой Евгением IV, анализ обвинительных статей и протоколов которого представлен в исследовании Э. Розенбли4.

На Руси процессы, свойственные данному периоду, были еще более значимыми: началось государственное строительство, подготовка к которому проводилась задолго до Ивана III. В российской истори-

2 Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим.- Мн.: Лучи Софии, 2000. С. 180-200.

3 Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб.: Алетейя, 2008. С. 32

4 Никитина А.В. Перевод статьи: Э. Розенбли «Нарушение соборных декретов или ересь Папы: суд Базельского собора над Евгением IV (1431-1447), по материалам Латинской рукописи 1511 Национальной библиотеки Франции» // Труды и переводы: научный журнал. № 1 (2). Санкт-Петербург: Изд-во СПбПДА, 2019. С. 167-187.

ографии мнения исследователей о причинах неприязни на Руси к католикам разнятся. В этом плане существуют два основных течения: 1) работы, где утверждается, что негативное отношение к католической церкви было сформировано искусственно, посредством вмешательства светской власти в дела церкви, диктата собственных условий, а также «великодержавным российским менталитетом»5; 2) работы, основанные на исторических источниках, в которых эксплицитно демонстрируется активное участие Римско-католической церкви в любых актах агрессии, направленной против русских княжеств6, а затем и Русского государства7, что послужило закономерной причиной осторожного отношения русских правителей к католикам.

Идея кардинала Виссариона выдать замуж свою воспитанницу, племянницу последнего византийского императора Зою (Софью) Палеолог за русского великого князя Ивана III Васильевича нашла деятельную поддержку у папы Павла II. Попытки Католической церкви утвердить свое влияние на Руси возобновились. Это решение, без сомнения, заключало в себе далеко идущие планы. События Фер-раро-Флорентийского собора еще не померкли в памяти его участников, но, в отличие от митрополита Исидора, понадеявшегося на свое красноречие и византийский блеск, кардинал Виссарион решил действовать более мягко, чтобы попытаться подчинить Риму теперь уже не отдельные княжества, а объединяющуюся Русь. Не исключено, что он также питал надежду привлечь Ивана III Васильевича к объединению с Римом под эгидой Флорентийской унии и отвоевать Константинополь у турок. Папа Павел II8 руководствовался теми же

5 Лиценбергер О.А. Антикатолицизм в России как негативно маркированная идеологема: исторический и политический феномен// Власть, 2013. № 12. С. 133-136.

6 Так, М.Н. Тихомиров называет католическое духовенство «воинствующим» и напоминает, что утрата «богатейшего письменного наследия» Древней Руси, «памятников материальной и духовной культуры Древней Руси» - это результат действий католического духовенства. Летописание южных русских земель фальсифицировалось и переписывалось при участии католических священников, поскольку «вопрос о действительном значении Киевской Руси в мировой истории приобрел в XVI-XVII вв. политическое значение». [Тихомиров М.Н. Древняя Русь. Москва: Наука, 1975. С. 18-19].

7 В качестве еще одного яркого примера приведем цитату из работы М.В. Жереб-кина: «...В конце XIV в. римский папа Бонифаций IX помог литовскому князю Витовту собрать огромное войско и объявил очередной крестовый поход против Москвы. В начале XVII в. римский папа Павел V благословил меч и щит польского короля Сигиз-мунда III перед походом на Русь. Сам же польский король так писал о своем походе: "...цель моя - не расширение владений, а распространение истинной католической веры среди диких варварских народов".» [Жеребкин М.В. Разрыв народности. Когда и как пытались расколоть русский народ и лишить его веры // Власть, 2018. № 4. С. 73-78]. См. также: Демидов А.В. Ватикан и нападение нацистской Германии на СССР // Интерактивная наука, 2020. № 1 (47). С. 29-35.

8 К сожалению, папа Павел II не дожил до воплощения своих замыслов: в 1471 году он умер, и в путь Софью собирал уже другой папа - Сикст IV (1471-1484).

соображениями, что и Евгений IV в свое время: конфликт папства со светскими властями и кардиналами продолжался, власть папы стояла под вопросом, а турецкая угроза только нарастала, к тому же, очередные крестовые походы против турок необходимо было подпитывать новыми финансовыми вливаниями и участниками9.

Брак Софьи Палеолог с великим князем Иваном III, задуманный, как пролог к реставрации Унии на территории Руси со всеми предполагаемыми последствиями не помог Риму достичь желаемой цели. Русские летописные источники умалчивают о «латинском» воспитании Софьи Палеолог, и повествуют нам следующее: «...Царевна же слышавъ, что князь великии и всея земля его в православнои хри-стианскои вере и восхоте за него.»10. Путь Софьи Палеолог к Ивану III напоминал победоносное шествие и был намеренно проложен через европейские города (Любек, Таллин (Колывань), Юрьев и т.д.), а также через крупные русские города - Псков и Новгород. По сведениям летописца, по дороге перед кортежем невесты несли католический крест. Неудивительно, что митрополит Московский и всея Руси Филипп счел такую демонстрацию оскорбительной и усматривал опасность в браке Ивана III с Софьей, поскольку невеста росла в «латинской вере» и имела покровителей, вызывающих у представителей русской православной церкви определенные беспокойства.

Однако, не смотря на все расчеты Рима, русские отрицали всякую причастность к Флорентийской унии и оставались глухими к притязаниям католиков. Не оправдались и надежды на блеск имени византийской царевны, которая, видимо, должна была подтолкнуть Московского князя к более теплому общению папой римским для последующего объединения всех христиан под властью Святого Престола. Цена признания такого церковного объединения, очевидно, была слишком высока, и Иван III хорошо это понимал. Не успев заложить основы централизованного государства, нуждавшегося в крепкой поддержке Церкви, и собрать земли, русским пришлось бы попасть под власть римской курии и стать ее финансовым и ресурсным донором. Все это могло перечеркнуть перспективу образования Русского государства. Процесс осознания Флорентийской унии как события, имеющего долгоиграющие и отнюдь не положительные политические последствия на Руси, является предметом большого научного интереса.

9 Несмотря на устоявшееся мнение, русские и раньше принимали участие в Крестовых походах, о чем свидетельствует «Хожение Даниила Паломника» в Палестину. [Тихомиров М.Н. Древняя Русь. Москва: Наука, 1975. С. 35-36].

10 Полное собрание русских летописей. М.,Л., 1962. Т. 27. С. 126; То же известие см.: Полное собрание русских летописей. М.,Л., 1949. Т. 25. С. 281.

Сформулированная в начале XVI века идиологема «Москва -Третий Рим» автоматически исключила перспективу возвращения Русской православной церкви под патронат Константинополя, и, тем более - подчинение католическому Риму. Эта формула закрепила неприемлемость положений Флорентийской унии на Руси и закрыла дорогу «окатоличиванию» русских земель. Однако про-зелитические мытарства католического священства имели долгое продолжение в истории России: XVI-XIX и даже XX вв. отмечены попытками Католической церкви распространить свое влияние на территорию России11.

Экспансивные тенденции Католической церкви в отношении Росси на протяжении всей нашей истории не могли укрыться от внимания исследователей. Эти тенденции обнаруживаются и сегодня. Великий русский ученый И.Я. Фроянов так охарактеризовал встречу Президента США Р. Рейгана с Папой Римским Иоанном Павлом II 7 июля 1982 года: «...этот союз направлен <...> против православия, русского народа, России. Экспансия католицизма на территорию бывшего СССР, его враждебность по отношению к православию, наблюдаемые ныне, - яркое тому подтверждение.»12. По мнению С.В. Рыбакова, уклон католической церкви в схоластику привел европейскую философию, историческую науку, а затем и европейскую политическую мысль, к оценке других стран с позиции европоцен-тризма13. Тем не менее, политика Московских князей второй половины XV-XVI веков, проводимая в отношении Католической церкви, заложила основы независимости Российского государства и русской национальной идентичности, позволяющей и сегодня противостоять внешним угрозам.

11 Католики обивали пороги русских правителей с начала XVI века - и далее. В Российской Империи в XVIII-XIX вв., являвшейся на тот момент одной из самых веротерпимых стран в мире, католицизм вызывал меньше доверия, чем протестантизм. Не смотря на учреждение Екатериной II в 1772 году католического викариатства на присоединенной к Российской Империи после раздела Речи Посполитой территории, буллы Папы римского в России не имели никакой силы без удостоверения Императрицей. Введенный 3 ноября 1798 года, Регламент для церквей и монастырей римско-католического исповедания на территории Российской Империи фактически вывел живших в России католиков, из-под власти Римской курии. [Назаров А.А. Основные принципы конфессиональной политики правительства Российской империи в отношении инославных исповеданий // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 171-186].

12 Фроянов И.Я. Россия. Погружение в бездну. М.: Эксмо: Алгоритм. 2009. С. 48-49.

13 Рыбаков С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века: курс лекций: [учеб. пособие]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 12-14. Н.Я. Данилевский отверг претензии Европы на звание центральной мировой цивилизации [Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. С. 50].

Библиографический список

1. Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим. Мн.: Лучи Софии, 2000. 656 с.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 573 с.

3. Демидов А.В. Ватикан и нападение нацистской Германии на СССР// Интерактивная наука, 2020. № 1 (47). С. 29-35.

4. Жеребкин М.В. Разрыв народности. Когда и как пытались расколоть русский народ и лишить его веры // Власть, 2018. № 4. С. 73-78.

5. Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб.: Алетейя, 2008. 152 с.

6. Лиценбергер О.А. Антикатолицизм в России как негативно маркированная идеоло-гема: исторический и политический феномен// Власть, 2013. № 12. С. 133-136.

7. Назаров А.А. Основные принципы конфессиональной политики правительства Российской империи в отношении инославных исповеданий // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 171-186.

8. Никитина А.В. Перевод статьи: Э. Розенбли «Нарушение соборных декретов или ересь Папы: суд Базельского собора над Евгением IV (1431-1447), по материалам Латинской рукописи 1511 Национальной библиотеки Франции» // Труды и переводы: научный журнал. Санкт-Петербург: Изд-во СПбПДА, 2019. № 1 (2). С. 167-187.

9. Полное собрание русских летописей. Т.27. М.,Л.,1962. 417 с.

10. Полное собрание русских летописей. Т.25. М.,Л.,1949. 462 с.

11. Рыбаков С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века: курс лекций: [учеб. пособие]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 192 с.

12. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. Москва: Наука, 1975. 429 с.

13. Фроянов И.Я. Россия. Погружение в бездну. М.: Эксмо: Алгоритм. 2009. 448 с.

14. Cherniavsky M. The Réception of the Council of Florence in Moscow // Church History. Cambridge University Press. Vol. 24, № 4. Dec., 1955. Р. 347-359.

References

1. Voeikov N.N. Church, Rus', and Rome. Mn.: Rays of Sofia, 2000. 656 p.

2. Danilevsky N. Ya. Russia and Europe. M.: Book, 1991. 573 p.

3. Demidov A.V. The Vatican and the attack of Nazi Germany on the USSR // Interactive Science, 2020. № 1 (47). Р. 29-35.

4. Zherebkin M.V. Nationality gap. When and how they tried to split the Russian people and deprive them of their faith // Power, 2018. № 4. P. 73-78.

5. Zanemonets A.V. John Eugenicus and Orthodox resistance to the Union of Florence. St. Petersburg: Aletheya, 2008. 152 p.

6. Litsenberger O.A. Anti-Catholicism in Russia as a negatively marked ideologeme: a historical and political phenomenon // Power, 2013. № 12. Р. 133-136.

7. Nazarov A.A. Basic principles of the confessional policy of the government of the Russian Empire in relation to heterodox confessions // Bulletin of the Historical Society of the St. Petersburg Theological Academy. 2021. № 1 (6). Р. 171-186.

8. Nikitina A.V. Translation of the article: E. Rosenbly "Violation of conciliar decrees or heresy of the Pope: the trial of the Basel Council of Eugene IV (1431-1447), based on materials from the Latin manuscript 1511 of the National Library of France" // Proceedings and translations:

scientific journal. St. Petersburg: SPbPDA Publishing House, 2019. № 1 (2). Р. 167-187.

9. Complete collection of Russian chronicles. Vol.27. M.,L., 1962. 417 p.

10. Complete collection of Russian chronicles. Vol.25. M.,L., 1949. 462 p.

11. Rybakov S.V. History of Russia from ancient times to the end of the 17th century: course of lectures: [textbook. allowance]. Ekaterinburg: Ural Publishing House. Univ., 2014. 192 p.

12. Tikhomirov M.N. Ancient Rus'. Moscow: Nauka, 1975. 429 p.

13. Froyanov I.Ya. Russia. Diving into the abyss. M.: Eksmo: Algorithm. 2009. 448 p.

14. Cherniavsky M. The Réception of the Council of Florence in Moscow // Church History. Cambridge University Press. Vol. 24, № 4. Dec., 1955. Р. 347-359.

ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.