Научная статья на тему 'ООН во внешней политике Японии'

ООН во внешней политике Японии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Япония / ООН / внешняя политика / Japan / UN / foreign policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мелконян Л.А., Понька Т.И.

В послевоенный период Япония уделяла особенное внимание повышению своей международной роли путем расширения направлений внешнеполитической деятельности. В этом контексте особую важность приобретает изучение роли и места Организации Объединенных Наций во внешней политике Японии, которая признает важность политических, экономических и культурно-гуманитарных связей, сформировавшихся в рамках ООН и ее специализированных учреждений, участвующих в решении ряда глобальных проблем (международное сотрудничество в сфере развития, обеспечения безопасности, защиты прав человека и др.). В статье рассмотрены основные направления деятельности Японии в рамках ООН и место Организации во внешней политике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

United Nations organization in Japan’s foreign policy

In the post-war period, Japan paid special attention to enhancing its international role by expanding the areas of foreign policy activity. In this context, the study of the role and place of the United Nations in Japan’s foreign policy is of particular importance. Japan recognizes the importance of political, economic, cultural and humanitarian ties formed within the framework of the UN and its specialized agencies involved in solving a number of global problems (international cooperation in the field of development, security, protection of human rights, etc.). The article considers the main directions of Japan’s activities within the framework of the UN and the place of the Organization in the country’s foreign policy.

Текст научной работы на тему «ООН во внешней политике Японии»

Мелконян Л.А.

Ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Понька Т.И.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

ООН во внешней политике Японии

В 1950-1960-е гг. во внешней политике Японии происходили масштабные перемены. Бурный экономический рост Японии резко повысил ее значимость в региональной и глобальной экономической системах, но в политической области международных отношений Япония не играла заметной роли. Политическая элита страны осознавала, что роль Японии в международном сообществе необходимо привести в соответствие с ее экономической мощью. Чтобы лидировать в мире, необходима была активизация деятельности Японии в международных институтах на всех уровнях, прежде всего, в ООН.

Япония официально подавала заявку на вступление в ООН дважды - в 1952 г. и 1955 г., однако только после подписания совместной японо-советской декларации в 1956 г.1 с СССР Японии удалось вступить в ООН. В своем обращении к Генеральной Ассамблее ООН 18 декабря 1956 г. тогдашний министр иностранных дел и заместитель премьер-министра Японии М. Сигэмицу заявил, что ООН является одним из трех основных столпов внешней политики Японии и подчеркнул твердое убеждение поддерживать ООН, выраженное в преамбуле Конституции Японии и находящееся в полном соответствии с целями и принципами, изложенными в Уставе Организации2.

Став членом ООН, Япония предпочла не ограничиваться наблюдением за происходящими в ООН и мире событиями и процессами, а стала принимать самое активное участие в деятельности ООН, всяче-

1 Joint Declaration by the Union of Soviet Socialist Republics and Japan. October 19, 1956. «The World and Japan» Database. Contemporary International Relations Basic Documents, P. 85-89. // URL: https://worldjpn.grips.ac.jp/documents/texts/docs/19561019. D1E.html (Дата обращения: 15.04.2023).

2 Hasegawa S. Japan and the United Nations: Its Past, Present, and Future. In: Kato, H., Page, J., Shimomura, Y. (eds) Japan's Development Assistance. Palgrave Macmillan, London. 2016. P. 239. - D0I:10.1057/9781137505385_15.

ски содействуя повышению авторитета и значимости этой организации во внутриполитической повестке государства, представляя ООН не просто как международную организацию, занимающуюся лишь политическими проблемами, а универсальную площадку, форум, на котором обсуждаются все аспекты международной жизни и мировой политики3. Но исследователь О. А. Базин отмечает: «До конца 70-х гг. Япония сосредоточилась на экономическом аспекте внешнеполитических отношений, а в политических вопросах следовала в фарватере дипломатии США. В период с конца 70-х до начала 90-х гг. возросла активность Японии в ООН и обозначились индивидуальные черты ее политики в рамках ведущей международной организации»4.

С момента вступления в ООН в 1956 г. и до настоящего времени одним из основных вкладов Японии в деятельность ООН стало финансирование Организации. Япония тщательно уплачивала все взносы и выполняла свои обязательства перед ООН, предоставляя, в том числе, персонал и финансовые взносы для поддержки Операции ООН по поддержанию мира (ОПМ). К началу 1990-х гг. Япония обеспечивала около 20% бюджета Генеральной Ассамблеи ООН, уступая только США5.

Другим важным направлением деятельности Японии в ООН стало укрепление сотрудничества с различными специализированными учреждениями ООН и участие в решении проблем, включенных в повестку Организации и охватывающих практически все области человеческой деятельности - права человека; поддержание мира; разоружение; урегулирование проблем, связанных с развитием образования, науки и технологий; мирное использование атомной энергии, космического пространства, дна океана; охрана окружающей среды6.

Со времени создания ООН рамки ее деятельности значительно расширились. Если на момент создания Организации ее деятельность заключалась в поддержании международного мира и безопасности, продвижении идей прав человека, благосостояния человечества и др., то в указанный период в деятельности ООН появились новые функции,

3 Diplomatic Bluebook for 1972. Review of Foreign Relations. April 1972-March 1973. Japan Reference Series. № 3-73. Public Information Bureau. Ministry of Foreign Affairs of Japan. December 1973. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/blue-book/1972/1972-contents.htm (Дата обращения: 16.05.2022).

4 Базин О. А. Эволюция политики Японии в рамках деятельности ООН. // URL: file:///C:/Users/User/Downloads/1843s.pdf (Дата обращения: 16.05.2022).

5 Committee on Contributions. Status reports. UN General Assembly. // URL: https://www.un.org/en/ga/contributions/status.shtml (Дата обращения: 16.04.2023).

6 Diplomatic Bluebook for 1972. Review of Foreign Relations. April 1972-March 1973. Japan Reference Series. № 3-73. Public Information Bureau. Ministry of Foreign Affairs of Japan. December 1973. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/blue-book/1972/1972-contents.htm (Дата обращения: 16.05.2022).

такие как предотвращение конфликтов и содействие мирному урегулированию локальных конфликтов посредством ОПМ, устранение причин конфликтов путем содействия международному сотрудничеству7.

Конституция Японии 1947 г. ограничивала правительство в отправлении персонала Сил самообороны для военных операций, поэтому японский контингент участвовал преимущественно в оказании гуманитарной помощи вне зон боевых действий. Однако именно в этот период (с начала 1990-х гг.) наметилась активизация деятельности Японии в миротворческих операциях ООН, в частности, в 19921993 гг. страна впервые предоставила миротворцев и наблюдателей в выборах в Камбодже, затем приняла участие в операциях по поддержанию мира в Мозамбике и на Голанских высотах.

ООН, таким образом, предоставляла Японии площадку, на которой она могла продемонстрировать свою приверженность международной стабильности, однако участие Сил самообороны в миротворческих операциях ООН представляло собой сложно регулируемый процесс, и японскому правительству предстояло разрабатывать и проводить законопроекты для обоснования японского участия в случае каждой новой миротворческой операции Организации.

После терактов 11 сентября 2001 г. в США Япония расширила миротворческую деятельность вне рамок ООН, приняв Закон о специальных антитеррористических мерах8, позволяющий на законодательном уровне обосновать оказание военно-морской и авиационной поддержки американским военным операциям, например, в Афганистане, а в 2003 г. кабинет Коидзуми принял закон, разрешающий отправку персонала Сил самообороны на войну в Ираке9. Участие Японии в обоих этих конфликтах примечательно тем, что это были операции, предпринятые во главе с США и без принятия каких-либо резолюций об ОПМ ООН.

Япония стремится повысить свой международный авторитет, однако для реализации этой и других внешнеполитических целей и интересов Японии необходимы природные ресурсы и сырье. Критически зависящая от импорта природных ресурсов и сырья, Япония заинтересована в международном мире, безопасности и сотрудни-

7 United Nations peacebuilding activities report. Maintaining International Peace and Security. The United Nations. // URL: https://www.un.org/en/our-work/main-tain-international-peace-and-security (Дата обращения: 19.06.2022).

8 Anti-Terrorism Special Measures Law (passed by the Diet on 29 October 2001). Ministry of Foreign Affairs of Japan. November 2, 2001. // URL: https://www.mofa.go.jp/ region/n-america/us/terro0109/policy/measure.html#1 (Дата обращения: 19.06.2022).

9 Ishibashi N. The Dispatch of Japan's Self-Defense Forces to Iraq: Public Opinion, Elections, and Foreign Policy. Asian Survey 47. № 5. P. 767. 2007. - D0I:10.1525/ as.2007.47.5.766.

честве и возлагает большие надежды на ООН в этом направлении. Япония рассматривает ООН в качестве единственной глобальной миротворческой организации, цели и задачи которой совпадают с ее национальными интересами.

Одним из важных событий, демонстрирующих важное место ООН во внешней политике Японии, стала XXIX сессия Экономической комиссии для Азии и Дальнего Востока ООН (ECAFE), организованная и проведенная в Токио в 1973 г. и подчеркнувшая значимость поиска новой стратегии экономического развития стран Азии10.

На XXVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1973-1974 гг.)11 министр иностранных дел Японии Масаёси Охира выразил точку зрения о будущей роли ООН в мире и выступил за необходимость пересмотра Устава ООН в целях укрепления своих позиций как универсальной организации12. Он также заявил, что финансы и взносы в бюджет ООН составляют основу всей ее деятельности, и Япония готова внести взнос в размере 10 млн долл. США. Речь японского министра иностранных дел вызвала положительный отклик, поскольку таким образом Япония продемонстрировала готовность к сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций на практике, подавая пример другим странам-членам. Далее по итогам сессии Охира провел встречи с министрами иностранных дел более 20 стран, включая США, СССР, Францию, Великобританию и ФРГ.

В целях укрепления статуса в организации Япония впервые выдвинула свою кандидатуру и была избрана в Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам ООН (ACABQ), являющимся ключевой комиссией, контролирующей администрацию и финансы ООН13.

Документы по вопросу запрещения химического оружия, предоставленные Японией для вступления в Комитет по разоружению, также получили высокую оценку, особенно в свете начавшейся в 1973 г. арабо-израильского конфликта, когда в ответ на просьбу генсека ООН Япония внесла добровольный взнос в Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ

10 Там же.

11 General Assembly, 28th session: 2202nd plenary meeting record. 14 December

1973, New York. 33 p. // URL: https://digitallibrary.un.org/record/749894?ln=ru (Дата обращения: 29.06.2022).

12 Hattori R. Japan and the Origins of the Asia-Pacific Order: Masayoshi Ohira's Diplomacy and Philosophy. Singapore: Springer. 2022.

13 Diplomatic Bluebook For 1973. Review of Recent Developments in Japan's Foreign Relations. Public Information Bureau. Ministry of Foreign Affairs of Japan. December

1974. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1973/1973-3-4.htm (Дата обращения: 29.06.2022).

(UNRWA), поддержав резолюцию №242 Совета Безопасности от 1967 г.14 в дополнение к взносам в Чрезвычайные вооружённые силы ООН (UNEF) для обеспечения прекращения огня в соответствии с резолюцией №340 СБ ООН от 1973 г.15. Япония увеличила взносы в миротворческие операции на Кипре, также проводимые под эгидой ООН.

Среди достижений XXVIII сессии ГА ООН особого внимания заслуживают решения о создании в Японии штаб-квартиры Университета ООН, в котором Япония играет ведущую роль, что является плодом колоссальных усилий Японии по сотрудничеству с ООН.

Отдельно следует подчеркнуть важность участия Японии в работе специализированных учреждений ООН, например, ФАО ООН, СПЧ ООН, ЮНЕСКО и др.

В качестве основных направлений работы Японии в рамках ФАО ООН следует выделить следующие: поддержание продовольственной безопасности в глобальном масштабе, инвестирование в устойчивые методы ведения сельского хозяйства и принятие мер по укреплению устойчивости продовольственных производственно-сбытовых цепочек, борьба с изменением климата, содействие рациональному использованию природных ресурсов и ряд других инициатив16.

Политика Японии в рамках СПЧ ООН основана на поощрении и защите прав человека и основных свобод как универсальных ценностей. Япония также придает большое значение установлению верховенства права и прилагает усилия для улучшения положения в области прав человека в различных странах посредством диалога и сотрудничества17. Также следует подчеркнуть партнерство Японии с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), имеющее довольно богатую историю и нашедшее отражение в ряде гуманитарных инициатив и проектах по развитию УВКБ ООН, в которых активное участие принимало Японское агентство международного сотрудничества (JICA)18.

14 Резолюция СБ ООН №242 «О положении на Ближнем Востоке». S/ RES/242, 1967. Резолюции Совета Безопасности ООН 1967 г. // URL: https://www. un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1967 (Дата обращения: 30.06.2022).

15 Резолюция СБ ООН №340 «О положении на Ближнем Востоке». S/ RES/340, 1973. Резолюции Совета Безопасности ООН 1973 г. // URL: https://www. un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1973 (Дата обращения: 30.06.2022).

16 Japan and FAO. Partnering to End Hunger and Care for the Earth. FAO UN. Rome, Italy, 2015. // URL: https://www.fao.org/3/i4338e/i4338e.pdf (Дата обращения: 05.04.2023).

17 10 Biggest Human Rights Challenges in Japan. Human Rights Careers (HRC). // URL: https://www.humanrightscareers.com/issues/human-rights-challenges-in-japan/ (Дата обращения: 21.05.2023).

18 Japan's Efforts in Human Rights and Humanitarian Affairs. Permanent Mis-

■ Еще одним направлением деятельности Японии в ООН стала

работа Японии в ЮНЕСКО по совершенствованию системы образования в развивающихся странах и охране объектов всемирного наследия, в рамках которой были достигнуты значительные успехи как в самой Японии (в основном в зонах стихийных бедствий), так и в мире, прежде всего в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Япония выделяет значительные финансовые средства и человеческие ресурсы на реализацию проектов ЮНЕСКО, что подчеркивает важность взаимодействия Японии с этим институтом посредством принятия программ и определения конкретных мер для их реализации19.

Таким образом, повестка дня ООН выходит далеко за рамки вопросов международной безопасности, так как Организация занимается такими вопросами, как экономическое развитие, операции по поддержанию мира, окружающая среда и деятельность в космическом пространстве. Япония признает важность ООН в деле сплочения международного сообщества, поощряет гармоничные отношения между государствами и признает верность обязательствам, принятым в Уставе ООН.

Организация занимает ключевое место во внешней политике современной Японии. Деятельность Японии в ООН не ограничивается количественными показателями - финансовой, материальной поддержкой и оказанием иностранной помощи. С момента вступления в Организацию Япония тесно работала с ее специализированными учреждениями, преследуя в качестве целей обеспечение своих национальных интересов, повышение международного имиджа и статуса на мировой арене. В рамках ООН Япония развивает политические, экономические и культурно-гуманитарные связи с другими членами ООН, в том числе, развивающимися странами.

Библиографический список / References

1. Базин О.А. Эволюция политики Японии в рамках деятельности ООН. // URL: file:///C:/Users/User/Downloads/1843s.pdf (Дата обращения: 16.05.2022).

Bazin O.A. The evolution of Japanese policy within the framework of UN activities. // URL: file:///C:/Users/User/Downloads/1843s.pdf (05.16.2022).

2. Резолюция СБ ООН №242 «О положении на Ближнем Востоке». S/RES/242, 1967. Резолюции Совета Безопасности ООН 1967 г. // URL: https://www.un.org/securitycoun-cil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1967 (Дата обращения: 30.06.2022). UN Security Council Resolution No. 242 "On the situation in the Middle East." S/RES/242,

sion of Japan to the United Nations. // URL: https://www.un.emb-japan.go.jp/topics/hu-man_right.html (Дата обращения: 22.05.2023).

19 History of UNESCO and JNCU Activities. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). // URL: https://www.mext.go.jp/en/unesco/ti-. tle02/detail02/1373227.htm (Дата обращения: 25.05.2023).

JÊiL,_

1967. Resolutions of the UN Security Council of 1967 // URL: https://www.un.org/security-council/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1967 (30.06.2022). 3. Резолюция СБ ООН №340 «О положении на Ближнем Востоке». S/RES/340, 1973. Резолюции Совета Безопасности ООН 1973 г. // URL: https://www.un.org/securitycoun-cil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1973 (Дата обращения: 30.06.2022). UN Security Council Resolution No. 340 "On the situation in the Middle East." S/RES/340, 1973. Resolutions of the UN Security Council of 1973 // URL: https://www.un.org/security-council/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1973 (30.06.2022). 10 Biggest Human Rights Challenges in Japan. Human Rights Careers (HRC). // URL: https://www.humanrightscareers.com/issues/human-rights-challenges-in-japan/ (Дата обращения: 21.03.2023).

11. Anti-Terrorism Special Measures Law (passed by the Diet on 29 October 2001). Ministry of Foreign Affairs of Japan. November 2, 2001. // URL: https://www.mofa.go.jp/re-gion/n-america/us/terro0109/policy/measure.html#1 (Дата обращения: 19.06.2022).

12. Committee on Contributions. Status reports. UN General Assembly. // URL: https:// www.un.org/en/ga/contributions/status.shtml (Дата обращения: 16.04.2023).

13. Diplomatic Bluebook for 1972. Review ofForeign Relations. April 1972-March 1973. Japan Reference Series. № 3-73. Public Information Bureau. Ministry of Foreign Affairs of Japan. December 1973. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1972/1972-con-tents.htm (Дата обращения: 16.05.2022).

14. Diplomatic Bluebook For 1973. Review of Recent Developments in Japan's Foreign Relations. Public Information Bureau. Ministry of Foreign Affairs of Japan. December 1974. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1973/1973-3-4.htm (Дата обращения: 29.06.2022).

15. General Assembly, 28th session: 2202nd plenary meeting record. 14 December 1973, New York. 33 p. // URL: https://digitallibrary.un.org/record/749894?ln=ru (Дата обращения: 29.06.2022).

16. Hasegawa S. Japan and the United Nations: Its Past, Present, and Future. In: Kato, H., Page, J., Shimomura, Y. (eds) Japan's Development Assistance. Palgrave Macmillan, London. 2016. P. 239. - D0I:10.1057/9781137505385_15.

17. Hattori R. Japan and the Origins of the Asia-Pacific Order: Masayoshi Ohira's Diplomacy and Philosophy. Singapore: Springer. 2022.

18. History of UNESCO and JNCU Activities. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). // URL: https://www.mext.go.jp/en/unesco/title02/de-tail02/1373227.htm (Дата обращения: 25.04.2023).

19. Ishibashi N. The Dispatch of Japan's Self-Defense Forces to Iraq: Public Opinion, Elections, and Foreign Policy. Asian Survey 47. № 5. P. 767. 2007. - DOI:10.1525/as.2007.47.5.766.

20. Japan's Efforts in Human Rights and Humanitarian Affairs. Permanent Mission of Japan to the United Nations. URL: https://www.un.emb-japan.go.jp/topics/human_right.html (Дата обращения: 22.04.2023).

21. Japan and FAO. Partnering to End Hunger and Care for the Earth. FAO UN. Rome, Italy, 2015. // URL: https://www.fao.org/3Zi4338e/i4338e.pdf (Дата обращения: 21.04.2023).

22. Joint Declaration by the Union of Soviet Socialist Republics and Japan. October 19, 1956. «The World and Japan» Database. Contemporary International Relations Basic Documents, P. 85-89. // URL: https://worldjpn.grips.ac.jp/documents/texts/docs/19561019.D1E.html (Дата обращения: 15.04.2023).

23. United Nations peacebuilding activities report. Maintaining International Peace and Security. The United Nations. // URL: https://www.un.org/en/our-work/maintain-internation-al-peace-and-security (Дата обращения: 19.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.