Научная статья на тему 'Онтолого-гносеологический аспект категории количества'

Онтолого-гносеологический аспект категории количества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
598
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВО / МНОЖЕСТВО / ЧИСЛО / ЯЗЫК / КАТЕГОРИЯ / ОНТОЛОГИЯ / ГНОСЕОЛОГИЯ / QUANTITY / NUMBER / LANGUAGE / ONTOLOGY / GNOSIOLOGY / PLURALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щетникова Марина Вячеславовна

Рассматривается онтолого-гносеологический аспект категории количества. Представлена эволюция понятия количества. Показана актуальность квантитативных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological and gnoseological aspect of quantity category

The paper deals with ontologo-gnoseological aspect of the quantity category. There is presented the evolution of quantity and quantity notion, the importance of quantity category research.

Текст научной работы на тему «Онтолого-гносеологический аспект категории количества»

102

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 81 - 112.2 (045) М.В. Щетникова

ОНТОЛОГО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КАТЕГОРИИ КОЛИЧЕСТВА

Рассматривается онтолого-гносеологический аспект категории количества. Представлена эволюция понятия количества. Показана актуальность квантитативных исследований.

Ключевые слова: количество, множество, число, язык, категория, онтология, гносеология.

Предметы окружающей действительности обладают количественными характеристиками, и homo sapiens, с древнейших времен вовлеченный в процесс их счета и измерения, сравнения и сопоставления величин и мер, сформировал в языковом сознании понятие количества и количественных отношений [17. С. 3]. Одной из сторон всеобщего бытия является целый комплекс количественных представлений, охваченный, то есть расчлененный и объединенный (интегрированный), математическим мышлением [4. С. 312]. В бесконечном многообразии мира все виды и формы материи характеризуются качественной и количественной определенностью, которые в онтологии существуют в неразрывном единстве. Категория количества, наряду с категориями предметности, качества, сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности, принадлежит к универсальным категориям, в основе которых находится реальная действительность во всем многообразии ее репрезентаций [1. С. 180]. Содержание категории количества формировалось на протяжении всей истории человечества. Формированием данной категории, его качественной стороной, свойствами и его структурой занимались философы, лингвисты и логики. Категория количества - эта та зона, где пересекаются интересы разных наук: точных, естественных, гуманитарных. Понятие о количестве привлекает внимание ученых разных наук на протяжении многих столетий, о чем свидетельствует целый ряд исследований, посвященных генезису категории количества, ее сущности и объективации (Асмус, Виноградов, Декарт, Есперсен, Лебег, Маркс, Бодуэн де Куртене, Агудов, Шляхтенко, Гегель, Ильин, Тимофеев, Аристотель, Кондаков, Панфилов, Полянский, Куанбаева, Гоббс, Акуленко, Маджидов, Бондарко, Кант, Галич, Рычкова, Ван Минци, Игошина, Крылов, Тошович и др.) [22. С. 5].

Теоретически осваивая мир и воплощая свои теории в практику, человек уже в древности разработал два пути определения количества: посредством счета, дающего число, и посредством измерения, дающего величину [1. С. 9]. Подавляющее большинство историков науки и философии, среди которых особенно выделяются исследователи по истории математики, археологии и этнографии, зарождение количественных знаний связывают с первичными представлениями о числе.

В соответствии с традицией, восходящей к античной науке, к категории количества обычно относят явления, связанные с двумя хотя и близкими, но относительно независимыми понятиями: понятием множества, которое связано с операцией счета, и понятием величины, которое связано с операцией измерения.

Некоторые исследователи определяют число через понятие количества, а количество - через отсылку к числу, величине, численной определенности. По мнению других исследователей, количество нельзя отождествлять с числом и величиной, поскольку эти понятия приобрели характер математических терминов и не являются единственными способами выражения количества. Используя средства языка, без счета и измерения, можно познать и выразить количество. Кроме того, термин «число» не всегда выражает количество, например, при нумерации телефонов, машин, школ и других объектов действительности. Так, в словосочетании «школа № 8» число имеет, в первую очередь, классифицирующее и идентифицирующее, а не квантифицирующее значение.

Н.Д. Арутюнова отмечает, что количество подлежит разным видам измерения и исчисления, а число и мера, выполняющие эти функции, являются метакатегориями (метаязыком) относительно категории количества.

Существуют разные гипотезы возникновения числа: 1) прагматическая - числа возникли в результате коммуникативной необходимости; 2) концептуальная, или вербальная, - человек имеет врожденный концепт числа один как точки отсчета и концептуальный аппарат для конструирования следующих за ним чисел; 3) ритуальная - это как бы перевернутая концептуальная гипотеза: человек может воссоздать число [14. С.90].

А.Е. Супрун полагает, что понятие числа сформировалось не сразу. У древнего человека понятие числа первоначально возникло как конкретное понятие именованного числа, неразрывно связанного с теми или иными предметами. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Здесь можно также добавить, что Бодуэн де Куртене указывает на первостепенную историческую важность двойки. До тех пор, пока существовало только представление о единице, не могло быть и речи о количественном мышлении. Только появление понятия двойки сделало возможным возникновение счета и арифметики [4. С. 321]. Если человек видел больше чем два предмета, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять, шесть и т. д. Люди учились считать, используя части своего тела - руки, глаза, пальцы, а также предметы окружающей действительности: камешки, зарубки или черточки. Так, нуль обозначался словами «пустое», «небо», «дыра». Название числа один связывалось обычно со словом, обозначающим один-единственный предмет, название числа два с предметами, встречающимися попарно, числом три люди обозначали окружающий их мир, число четыре обозначалось словами «океаны», «стороны света» [12. С.54].

Было время, когда в некоторых языках понятие и название «пятерка» еще не отделялось от пяти пальцев, от руки, от пясти, когда количество мыслилось как свойство, неотделимое от считаемых предметов, а его обозначение выступало в качестве чего-то аналогичного приставке. Значимость числа пять можно проследить по таким примерам: на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить»; в русском языке слово «пять» напоминает слово «пясть» - кисть руки. Как указывает А.Е. Супрун, признак «быть пятым», безусловно, тесно связан со счетом. Первоначально все слова, обозначающие числа, были существительными, затем появилась часть речи числительное. Пять образуется от пятый, как бель от белый. Потребовались столетия развития человеческого сознания, чтобы понять, что пять - это такая совокупность, которую можно представить как состоящую из отдельных предметов (те пять солдат шли) и как единую, нерасчленимую (пришло пять человек) [18. С. 8].

Взаимодействие разных стран, народов и культур в большой мере основано на количественном обмене. Поэтому, чтобы достичь «квантификативного» взаимопонимания и избежать просчетов, пересчетов и обсчетов, необходим общий язык - единый код для обозначения количеств. Чтобы быть общепонятным, язык количественной информации должен быть наглядным, то есть основанным на зрительном восприятии. Первоначальная конкретизация при счете прослеживается в практике некоторых народов и до настоящего времени. Затем на смену ей пришли цифры, служащие наглядными означающими чисел. Так постепенно и естественно человечество приняло универсальную азбуку счета, основанную на натуральном ряде чисел - римских или арабских. Озвучивание цифр препятствует пониманию количественной информации теми, кто не владеет соответствующим языком. Звуки и их слуховое восприятие мало пригодны для передачи количественных - числовых, нумеративных и счетных - значений (если оставить в стороне поэтические и музыкальные ритмы и рифмы). Количественные значения воспринимаются зрением, фиксирующим форму (рисунок) единиц счета (цифр) и их порядок. Это позволяет использовать цифры для нумерации объектов в различительных целях, то есть без апелляции к количеству и порядку следования в числовом ряду (ср. номера телефонов и всевозможные коды). Наглядность, предметность постепенно уступили место абстрактному представлению о числе [25. С. 8].

Первые попытки специального анализа проблемы количества восходят к пифагорейцам и связаны с изучением природы чисел и их применением для познания мира. Древние народы придавали цифрам сакральную силу, приписывали им скрытый смысл и магическую возможность влияния на все окружающее: считалось, что числа использовались богами для управления миром. Согласно учению пифагорейцев числа первого десятка наделялись особыми свойствами. А сам Пифагор говорил: «Все в мире есть числа», «...Самое мудрое - число» и «Все расположено в соответствии с числами» (см.: [14. С.94]).

Число знаменует божественный порядок, является магическим ключом к пониманию космической гармонии. В мифологической картине мира с помощью чисел передавалась качественно-количественная сторона явлений. Суеверия, связанные с числами, часто основываются на традиционной символике чисел (например, «священная» семерка, «несчастливое» число 13).

Отношение чисел к предметному миру составляло одну из центральных тем античной и средневековой философии (Пифагор, Платон, Плотин, Прокл, Августин, Кант, Гегель, В. Соловьев и др.). Эти отношения постоянно колеблются. Пифагорейцы и неоплатоники видели в них мистический источник мироздания. Математики, напротив, прослеживают отделение чисел от предметного мира [3. С.7].

Познание числа стало большим достижением социальной практики. А.А. Реформатский замечает следующее: «Без числа немыслима не только любая наука, но и любое знание, любое отношение к жизни. Число дает не только меру вещей, но и простую связь явлений, и здесь язык неизбежно связан с числом в развитии человеческого мышления от диффузно-предметных попыток первобытного человека до современного понимания числа и чисел, во всем математическом и философском многообразии числовых возможностей» [16. С. 76]. Эволюция числа наглядно показывает диалектику процесса познания в плане движения от конкретно-чувственного к абстрактному в мысли, а от него к мысленно-конкретному [25. С. 8].

Вторым определяющим моментом начального представления о количестве стало так называемое несчитываемое множество предметов: «много», «куча», «тьма». Не случайно поэтому в истории математики оформляется единодушное мнение о том, что в структуре зарождающегося рационального количественного видения мира первичным было не число как таковое, а «множество» с особым образно-смысловым разнообразным содержанием [15. С. 33].

С общенаучной точки зрения понятие множества представляет собой частный случай понятия количества, которое относится к числу фундаментальных философских категорий. Можно исходить из следующих двух, очевидно, бесспорных утверждений: 1) «понятие количества - одно из основных понятий, выражение которых присуще языку», 2) количественно характеризоваться могут не только предметы и, шире, субстанции, но также действия и, шире, ситуации.

В теории множеств, созданной Г. Кантором, множество трактуется как многое, мыслимое как единое, как совокупность, собрание объектов, обладающих общим свойством (см.: [1. С. 174]).

А. А. Холодович определяет множество как нечто такое, что противостоит единичности, является исключительно многообразным по своему составу, по своей структуре и создает развернутую классификацию значений множеств [23. С. 173].

В то время как многие философы говорили только о количестве, Аристотель упоминал и понятие множества: «Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина - если измеримо. Множеством называется то, что в возможности делимо на части не непрерывные, а величиной - на части непрерывные» [2. С. 164]. Множество, как составная часть количества выделяется и Кантом [10. С. 120].

Понятие «количество» рассматривается как философская категория многими древними и современными философами. Являясь философской категорией, количество, как и любая другая категория, имеет три аспекта: онтологический, гносеологический и лингвистический. Первый аспект представляет собой суть явлений объективной действительности, второй отражает структуризацию мира человеческим разумом, третий служит представлению вышеперечисленных аспектов объективации средствами языка [13. С. 240].

Категория количества - одна из важнейших онтологических категорий, вследствие чего относится к числу фундаментальных категорий философии, являющихся результатом познания свойств объективного мира. В связи с этим понятие количества можно найти у многих исследователей, занимавшихся учением о категориях [20. С. 13].

В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова количество определяется как «совокупность свойств, указывающих на величину вещи, ее размер, объективную определенность предмета, в силу которой его можно разделить на однородные части». Эта концептуальная категория, отражающая наиболее общие и существенные свойства, признаки и явления объективного мира, имеет также расширенное употребление, приближающееся к нормативам ментальной деятельности. Значение ко-личественности имеет значимость категории, экстралингвистической, логической или, точнее, концептуальной, отражающей знание человеком фактов объективной данности [13. С. 252].

Эволюция понятия количества в значительной мере была связана с развитием математики как науки о количествах, отношениях и пространствах, формах действительности. Существенные характеристики категории количества, лежащие в основе современной трактовки понятия количества, были представлены уже в античной философии. Аристотель количеством называл то, «что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определен-

ное нечто» [2. С. 164]. Аристотель как основатель учения о категориях выделил 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение) [21. С. 255]. Он выделил два пути определения количества, дал классификацию его видов, основываясь на понятиях прерывности и непрерывности. К делимым количествам Аристотель отнёс число и слово, к непрерывным - линию, поверхность, тело, место и время. Таким образом, уже на самых ранних этапах своего развития категория количества осмыслялась как неоднозначная и сложная категория, поскольку уже в аристотелевском определении содержится указание на определенное разграничение в пределах категории количества, касающееся дискретно-считаемого количества и непрерывного (недискретного) - измеримого количества, что обусловлено многообразием количественно характеризуемых объектов и явлений реальной действительности [2. С. 164].

В схоластике, где категории назывались также предикаментами, среди шести категорий выделялось и количество: бытие (сущность), качество, количество, движение (изменение), отношение, обладание (habitus).

Позднее, в эпоху Возрождения, в связи с исследованием движения и введением переменных величин в математику, Декарт и в особенности Ньютон и Лейбниц развивали более общее представление о количестве, включая в последнее не только постоянные, но и переменные величины, а также отношения порядка и сравнения [21. С. 254]. Сущность материи, по Р. Декарту, - это протяженность, которая, будучи общим свойством всех вещей, может рассматриваться как количество. Декарт считал, что количество (величина) и протяженность (пространство) тождественны. Он рассматривал количество как пространственную и временную определенность тел, которая выражается через число, меру, величину [8. С. 466]. Согласно Т. Гоббсу «под количеством мы понимаем все то, что является ответом на вопрос «сколько?». Величина, или количество, является таким свойством тела, которое в отличие от звука, цвета и т.д. не может исчезнуть без того, чтобы не исчезло само тело. «Количество нельзя определить иначе как известным размером, или размером, границы которого известны по их месту, либо благодаря сравнению» [7. С.174].

Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, то есть без использования ощущений, не имеют познавательной ценности. Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних - динамическими; категории количества: единство (мера), множество (величина), цельность (все); категории качества: реальность, отрицание, ограничение; категории отношения: принадлежность, причинность, общение; категории модальности: возможность, существование, необходимость. Кант в таблице категорий раскрыл в содержании категории количества три момента: единство, множество, всеобщность - и утверждал, что всеобщность есть не что иное, как множество, рассматриваемое как единство. Он выделил такие свойства количества и качества, как взаимопроникновение, взаимообусловленность, возможность взаимовыражения количества и качества, тем самым подчеркнув их неразрывность. Кант отмечал, что взаимопроникновение - это наличие количества в качественных характеристиках и качества - в количественных, а взаимообусловленность - присутствие во всех явлениях интенсивной величины, то есть количества [10. С.120].

Гегель говорил о нескольких категориях количества: «чистое количество», «определенное количество», «количественное отношение». Он считал, что «количество» вместе с «качеством» и «мерой» составляют главную триаду бытия, и связал «чистое количество» с пространством, временем и материей. Он разработал систему взаимосвязанных категорий, среди которых основные - это бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность; причём в последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, абсолютная идея, объект). Согласно Гегелю количество отличается от качества, так как последнее однозначно характеризует вещь, при изменении качества она становится другой; количественное изменение может и не превращать ее в другую вещь [6. С. 340].

Современные отечественные исследователи, например М. А. Парнюк, отмечают, что среди философских категорий, выполняющих мировоззренчески-методологическую роль в познании, количеству принадлежит особая роль, поскольку оно в своем содержательном аспекте репрезентировано весьма широко в математическом аппарате современного естествознания, играющего роль его языка и таким образом выполняющего интегративную функцию. Всеобщность категории количества как

«объективной мыслительной формы», взятой в философском плане, не совпадает со всеобщностью количественных определенностей, представленных в математике, физике, химии, кибернетике и других науках. Количественные закономерности, обнаруженные в науках о природе, непосредственно связаны с проблемой качества природных явлений. Это обстоятельство указывает на специфику исследования качественно-количественных отношений в естествознании, не обесценивая их ориентации на количественный аспект. При рассмотрении проблемы количества в естествознании особое значение имеет вопрос о соотношении онтологического и гносеологического аспектов в ее решении. Научная практика, создавая условия для проникновения в онтологию количества, одновременно способствует развитию концептуальных средств его изучения и неизбежно ставит вопрос о демаркации объективных и субъективных моментов в этом едином процессе [15. С. 9].

Исследователи подходят к изучению категории количества с разных сторон, выделяя для подробного рассмотрения тот или иной её аспект. Так, анализ разного рода количественных явлений, рассматриваемых как нечто целое, впервые был предпринят в отечественном языкознании И.А. Боду-эном де Куртене. В 20-е гг. XX в. И.А. Бодуэн де Куртене выдвинул идею о том, что нужно выявить соотношение языкового и математического количества. Он выделил четыре вида чисто математической количественности: пространственную, временную, числовую и интенсивную. По его мнению, занимаясь количественностью языкового мышления, нужно искать языковые соответствия вышеперечисленным видам математической количественности. И. А. Бодуэн де Куртене отмечал, что даже всякое качество основано на количестве, так как различия качественно отличающихся друг от друга предметов основаны, с одной стороны, на наличии определенных составных элементов, а с другой стороны, на отсутствии других элементов [4. С. 313].

Л.В. Калинина рассматривает категорию количества (квантитативность) как одну из важнейших понятийных категорий. Данная категория основывается на объективных свойствах предметов действительности, имеет сложную разветвлённую структуру и множество способов выражения. Кроме того, по мнению Л.В. Калининой, количество является одним из основных компонентов языковой картины мира. Количественные отношения предметов, их признаков, действий и ситуаций являются фактом объективной действительности, который изучается в ряде наук: математике, философии, лингвистике, физике, химии и т. д. И философы, и математики, и лингвисты различают число как реальный предмет (сколько предметов в действительности) и как предмет мысли (как это представлено в картине мира) [11. С. 55].

Л.Д. Чеснокова называет категорию количества мыслительной и определяет её как результат количественной определенности бытия. Количество есть такая определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей или предметов - отличительный признак количества [24. С.4].

А.Д. Шмелёв, напротив, отмечает принципиальные различия между количеством в логико-математическом понимании и количеством в языке. Главным аспектом изучения количества Э. Сепир считает целостность и её разнообразные проявления. А.Н. Полянский обращает внимание на взаимосвязь количества и нормы и говорит о взаимопроникновении количественных смыслов. М.М. Копы-ленко подчёркивает, что квантитативные смыслы могут проявляться только на уровне предложения и насчитывает в русском языке 13 квантитативных значений. В работе З.Я. Тураевой и Я.Г. Биренбаума используется термин «количество». Авторы излагают свое понимание основных признаков, лежащих в основе количественной семантики, в виде бинарных оппозиций: 1) расчлененность / нерасчлененность; 2) кардинальность / ординальность, 3) внешнее / внутреннее количество, 4) определенность / неопределенность, 5) суммарность / дистрибутивность, 6) однородность / неоднородность. З.Я. Ту-раева и Я.Г. Биренбаум рассматривают категорию количества в языке во всём её разнообразии и называют наиболее значимые отличительные особенности этой категории: деление количества на предметоколичество, процессоколичество и признакоколичество [19. С. 127].

Исследователями предложены разные термины, связанные с понятием «количество»: количество, количественность, квантитативность, множественность (Акуленко, Ван Минци, Галич, Игошина, Куанбаева, Науменко, Падучева, Польская, Полянский, Рычкова, Рябцева, Слюсарева, Смирнова, Та-гоева, Тураева, Худяков, Чеснокова, Чиркинян).

Некоторые авторы не дифференцируют содержание понятий «количество» и «количествен-ность» [1. С. 10]. Другие исследователи, например Е. В. Игошина, напротив, уточняют содержательные характеристики терминологически близких понятий: количество, количественность и квантита-

тивность. Количество, по её мнению, это «возможность исчисляемости и измерения единиц различных категорий; на основе количественности осуществляется взаимодействие признаков и категорий в составе синтагмемы одной единицы и в сочетании единиц; квантитативность есть логико-семантическая категория, актуализирующая представления о комплексе понятий количественного содержания (число, количество, множественность, кратность и т.д.) на различных уровнях объективации» [9. С.8].

А.В. Бондарко называет количественность семантической категорией, определяя ее как совокупность свойств, указывающих на величину вещи, на ее размер; объективную определенность предмета, в силу которой его можно разделить на однородные части [5. С. 100].

По мнению Л.В. Калининой, квантитативность - это термин, использующийся для обозначения категории количества. Квантитативность, как и другие фундаментальные философские категории, обобщает существенные свойства явлений действительности и позволяет человеку более глубоко познать окружающий мир [11. С. 11].

Итак, предпринятый анализ онтолого-гносеологических оснований категории количества позволяет сделать вывод о том, что количество (а также умение количественно мыслить) - одно из великих и древних достижений человечества. Будучи одним из самых важных и значимых для человеческого сознания понятий, понятие количества относится к универсальным категориям, в основе которых находится реальная действительность во всем многообразии ее репрезентаций, отражает богатейшее мыслительное содержание и глубочайшую историю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акуленко В.В. Категория количества в современных европейских языках. Киев: Наук. думка, 1990. 284 с.

2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 549 с.

3. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: квантитативный аспект. М: Идрик, 2005. 672 с.

4. Бодуэн де Куртене И. А. Количественность в языковом мышлении // Избр. труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 389 с.

5. Бондарко А.В. Количественность // Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность. СПб.: Наука, 1996. С. 5-125.

6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2. 502 с.

7. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 621 с.

8. Декарт Р. Начала философии // Избр. произвед. М.: Госполитиздат, 1950. 710 с.

9. Игошина Е.В. Морфотемный анализ категории квантитативности в разносистемных языках: на материале русского и английского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ульяновск, 2004. 23 с.

10. Кант И. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1963. Т. 3. 543 с.

11. Калинина Л.В. Категория числа и категория количества: общее и различное: пособие по спецкурсу для студентов филол. фак. Киров, 2006. 68 с.

12. Клюйков С.Ф. Числа и познание мира. Мариуполь, 1997. 112 с.

13. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.

14. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2005. 256 с.

15. Парнюк М.А. Категория количества в науке. Киев: Наук. думка, 1991. 244 с.

16. Реформатский А. А. Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1987. 262 с.

17. Степанова Ф.В. Функционально-семантическое поле количественности в разноструктурных языках: на материале английского, русского и чувашского языков: дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2007. 198 с.

18. Супрун А.Е. Лекции по языкознанию. Минск: Изд-во Бел. ун-та, 1978. 143 с.

19. Тураева З.Я. Некоторые особенности категории количества (на материале английского языка) // Вопр. языкознания. 1985. № 4. С. 122-130.

20. Федяева Е.В. Концепт НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО и его языковая репрезентация: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2009. 200 с.

21. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. С. 254, 255.

22. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра, 1998. С. 204-207.

23. Холодович А. А. Категория множества в японском в свете общей теории множества // Проблемы грамматической теории. Л.: Наука, 1979. С. 173-195.

24. Чеснокова Л.Д. Категория количества и ее выражение в современном русском языке. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1992. 178 с.

25. Швачко С.А. Языковые средства выражения количества в современном английском, русском и украинском языках. Киев: Вища шк., 1981. 144 с.

Поступила в редакцию 19.03.10

M. V. Schetnikova, postgraduate student

Ontological and gnoseological aspect of quantity category

The paper deals with ontologo-gnoseological aspect of the quantity category. There is presented the evolution of quantity and quantity notion, the importance of quantity category research.

Keywords: quantity, number, language, ontology, gnosiology, plurality.

Щетникова Марина Вячеславовна, аспирант ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.