Научная статья на тему 'Онтология управления (по материалам междисциплинарного научного симпозиума)'

Онтология управления (по материалам междисциплинарного научного симпозиума) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ / PHILOSOPHY OF MANAGEMENT / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / SOCIAL PHILOSOPHY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ОНТОЛОГИЯ / ONTOLOGY / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / EPISTEMOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Сергей Валентинович

В статье дается обзор докладов, сделанных на междисциплинарном научном симпозиуме «Потенциал философии управления», который проходил в Челябинском государственном педагогическом университете 30 октября 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGY OF MANAGEMENT (FOLLOWING THE PROCEEDINGS OF INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC SYMPOSIUM)

The article gives an overview of reports made at the interdisciplinary scientific symposium “Potential of Philosophy of Management”, which was held in Chelyabinsk State Pedagogical University on October, 30, 2015.

Текст научной работы на тему «Онтология управления (по материалам междисциплинарного научного симпозиума)»

ОНТОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО НАУЧНОГО СИМПОЗИУМА)

Борисов Сергей Валентинович,

Челябинский государственный педагогический университет, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии, г. Челябинск, Россия.

E-mail: borisovsv69@mail.ru

Аннотация

В статье дается обзор докладов, сделанных на междисциплинарном научном симпозиуме «Потенциал философии управления», который проходил в Челябинском государственном педагогическом университете 30 октября 2015 года.

Ключевые понятия: философия управления, социальная философия, методология, онтология, эпистемология.

30 октября 2015 года в Челябинском государственном педагогическом университете прошел очередной междисциплинарный научный симпозиум. На этот раз симпозиум был посвящен теме «Потенциал философии управления». Целью этого научного мероприятия было обсуждение актуальной проблемы формирования и реализации творческого потенциала философии управления в современных условиях общественной жизни в свете тенденций и приоритетов науки, образования, культуры. Была осуществлена философская рефлексия над вопросами, связанными с преодолением дуализма естественно-технологического и социогуманитарного подходов в понимании управления, определением потенциальных возможностей классической, неклассической и постнеклассической концепций научного управления, исследованием рефлексивного механизма принятия решений, выявлением философских оснований преодоления кризисных ситуаций и многими другими.

Не претендуя на всеохватность тем и высказанных идей, попытаюсь обрисовать лишь общий ход разговора и те основные смысловые линии, которые позволяют связать все высказанное в ходе симпозиума в некий единый сюжет1.

Постановка и осмысление проблем

С.В. Борисов (г. Челябинск) в своем докладе «Принципы невидимого управления», опираясь на смыслы трактата «Дао Дэ Дзин», определил главный принцип управления делами и другими людьми, заключающийся в том, чтобы научиться управлять собой, своими желаниями. Это позволит нам лучше понимать желания других людей. Руководитель может добиваться согласованного действия без какого-либо согласования желаний подопечных и без навязывания им чуждых их «человеческой природе» потребностей. Желания членов той или иной группы имеют разные векторы, однако у них общее место приложения - деятельность. Деятельность является той «воронкой», которая, аккумулируя силу наших желаний, дает им единое направление. Как это происходит? Одна и та же деятельность, не меняя своей сути, имеет огромное множество способов реализации. Осознанные желания помогают каж-

1 Подборка статей, подготовленных на основе наиболее интересных докладов симпозиума, будет опубликована в номерах журнала «Социум и власть» в 2016 году.

дому определиться со своим оптимальным способом. Даже если речь идет о какой-то жестко регламентируемой деятельности, ограничивающей способы реализации, все равно нельзя ее регламентировать полностью, нюансы личного участия всегда будут играть решающую роль.

В докладе В.А. Жилиной (г. Магнитогорск) «Идеологическое управление как сущностная черта развития социума» был подробно проанализирован механизм идеологического управления. Суть идеологического управления - примирение сознания с действительностью. Но действительность такова, какой мы ее воспринимаем, следовательно, идеология своим содержанием во многом «подсказывает» человеку, как он может воспринимать мир. Когда восприятие становится конструируемой реальностью, идеология максимально проявляет собственные управленческие функции. Чтобы идеологическое управление было эффективным, необходимо стабильно зафиксировать все процессы изменений в субъекте. Культура «подкармливает» «общественный идеал», «уклад жизни» в качестве автономного элемента социального развития. На этом уровне формируются константы процессов социального управления, которые собственным инвариантом способны одновременно определять направление управленческих процессов в обществе и служить основой таких процессов. Эффективность любой идеологической доктрины в процессах управления напрямую зависит от того, насколько реализовано формирование ценности «я» в качестве высшей ценности. Личность для себя является задачей, а суть задачи - быть в согласии с самим собой.

Обоснованию значимости гуманитарного знания в системном решении проблем управления, актуальности философии управления в условиях модернизации системы образования в России был посвящен доклад Е.А. Куштым (г. Челябинск) «Субъектность и управление как универсалии культуры». Актуальность философии управления, по мысли докладчика, состоит в воплощении творческого потенциала управления в полезный для человека, общества, государства продукт, что, в свою очередь, приведет не только к обновлению средств жизни, но и к совершенствованию субъектов управления, к положительной динамике развития субъектных отношений в человеческом социуме. В первую очередь, это касается управления образованием, особенно в условиях крупномасштабной модернизации

системы образования в России. Во-первых, профессорско-преподавательский состав учебного заведения должен быть субъектом управления образованием. Существующее противоречие обостряется тем, что профессиональное сообщество практически не участвует в принятии решений в системе образования. Во-вторых, избыточная регламентация и стремительные темпы проведения мониторингов деятельности учебных заведений, как правило, приводят к утрате коллегиальности и закреплению авторитаризма.

Откликом на эту тему послужило выступление В.Н. Усова (г. Челябинск) «Рефлексивный механизм принятия решений как философский концепт метатеории управления». Докладчик заострил внимание на выявлении первичного концептуального смысла механизма принятия решений как предельного основания рефлексивного управления. По его мнению, постнекласси-ческая теория рефлексивного управления В. Лефевра явилась отечественной альтернативой «кибернетики кибернетики» (кибернетики второго порядка Х. фон Фер-стера) и в качестве метатеории включает в себя философские предпосылки своего дальнейшего развития. Рефлексивный механизм, генерирующий социальную синергию, выражается на мировоззренческом уровне смысловой моделью механизма подготовки и принятия решений. Социальная синергия может быть представлена категориями «цель», «средство», «результат», двусторонне связанными в треугольник. Субъект-объектная противоречивость этой микросистемы выражается в рефлексивной неопределенности каждого ее элемента. Генерация управленческой синергии представляется в снятии этой неопределенности.

Выступление Е.В. Щекотина (г. Томск) «Социальное управление в турбулентном обществе: вопросы безопасности и риска» дало намеченным выше проблемам дальнейшее развитие. Докладчиком были раскрыты основные черты концепта «турбулентное общество», а также проанализирована специфика управления безопасностью и риском в рамках четырех подходов - системного, синергетическо-го, феноменологического и когнитивного. Докладчик предложил также собственный подход. Управление безопасностью требует новых решений в условиях социальной турбулентности. Одним из таких решений может стать применение концепта гетерогенности. В этом случае акцент в управле-

нии безопасностью должен быть сделан на микроуровне, т.е. на непосредственных практиках взаимодействия, учитывающих локальную специфику и особенности. Делегирование широких полномочий на уровень повседневных практик является выходом, который позволит справиться с теми недостатками, которые можно наблюдать, когда речь идет о закрытых, засекреченных организациях, обеспечивающих безопасность. Возрождение этих идей сегодня представляет собой очень интересный вариант расширения пространства эффективной безопасности.

Прикладные исследования

Принципиально новый аспект проблемы управления был раскрыт в докладе В.А. Ячменева (г. Челябинск) «Направленность эволюционных процессов и управление». Докладчик отметил, что научно обоснованная постановка целей управления сложными природными и социальными процессами возможна при учете закономерностей развития окружающего мира. Для выявления таких закономерностей предварительно необходимо уточнить основные этапы развития. Основанием для классификационного деления этапов эволюционного развития мира докладчиком была выбрана форма взаимодействия материи. На основе анализа форм взаимодействия материи была предложена авторская классификация различных форм направленности процессов развития в неживой и живой природе. Докладчик отметил, что учет закономерностей развития мира позволит не только повысить эффективность управления сложными природными и социальными системами, но и перейти в перспективе к направляемому развитию общества через управление причинами направленностей посредством усиления до закономерностей нужных тенденций и ослабления негативных закономерностей до тенденций.

В докладе «Концепция выбора как элемент теории принятия решений» А.Ю. Внутс-кихиД.В. Большаков (г. Пермь) определили выбор в качестве центрального звена в любой процедуре принятия решения. Была дана интерпретация выбора в контексте общей теории селективных процессов. Докладчиками была рассмотрена проблема «свободы воли» и рациональности выбора, решение которой возможно при принятии тезиса о производящей, практической сущности человека, а также идеи «иерархии возможностей». По

мнению докладчиков, такой подход позволит разработать концепцию выбора и принятия решений как «случайной необходимости». Во-первых, человек, сталкивая различные объективные силы природы и общества в ходе производственной деятельности, сам создает иерархию возможностей для дальнейших выборов, хотя никогда полностью не осознает этот процесс и его отдаленные последствия. Во-вторых, свободный выбор, рациональные решения действительно осуществляются на уровне единичных и особенных возможностей, колоссальное многообразие которых объективно существует. Таким образом, можно постулировать некоторый фундаментальный «предвыбор», и его критерии - экзистенциальные ценности субъекта, которые, в конечном счете, реализуются во всех его единичных выборах и решениях.

Оригинальное видение проблем управления было предложено О.Э. Ивановой (г. Челябинск) в докладе «Философская практика как управление проблемами». Философская практика как управление проблемами начинается с их осмысления. Философская практика - аргументированное, критериальное со-размышление о человеческом существовании. Различные направления философского консультирования - экзистенциальное консультирование, философский коучинг, логико-осно-ванная терапия, являясь майевтическими актами взаимодействия, способствуют осмысленному восприятию действительности, настраивают на преодоление разрушительных эмоций и поведения в рамках практического мышления. Тем самым, по мысли докладчика, практика философского консультирования как управление проблемами на мировоззренческом уровне создает условия для возможных изменений человека в повседневной жизни в его осмысленном существовании.

Новые аспекты реализации целей симпозиума, применительно к практической (педагогической) деятельности представили в своем докладе «Управленческие аспекты виртуализации образования» Л.Д. Александрова и Е.Л. Трушникова (г. Челябинск). Докладчиками были проанализированы тенденции развития образования, интегрирующие виртуальные и реальные инструменты обучения, которые сегодня охватывают часть стандартных образовательных программ и представляют высококачественный «контент» общеобразовательных курсов в открытом доступе. Докладчики отметили неизбежность изменения в системе управ-

ления образовательным процессом. Первая тенденция - использование LMS (Learning Management System) платформ для организации обучения, его методической и организационной поддержки. Например, LMS упрощает международную сертификацию, позволяет вузам соотносить учебные инициативы со стратегическими задачами образования, эффективно управлять обучающимися, отслеживая их прогресс и рост по всем типам учебных мероприятий. Все чаще в системе управления образовательными процессами используются игровые методы. Одной из самых популярных разработок в этой области является Classerait (разработчик Shawn Young). Повышая свой пользовательский уровень, преподаватель осуществляет контроль за выполнением заданий, с которыми сталкивается студент, оценивает уровень выполнения, наблюдает за системой групповой работы и сетевой активностью, определяет популярность, изучаемой темы и т.д. По мнению докладчиков, потенциал видеоигр в контексте образования расширяется и помогает добиться от обучающихся сотрудничества, сближая систему образования и управления

Организаторы симпозиума выражают благодарность всем докладчикам. Обсуждение проблем проходило в открытой, непринужденной атмосфере «круглого стола», что дало возможность всем участникам включиться в конструктивный диалог. Практика междисциплинарных симпозиумов показывает свою эффективность. Это уже третий симпозиум, который проводит кафедра философии и культурологии Челябинского государственного педагогического университета, начиная с 2012 года [1; 2]. Нынешний симпозиум предложил новые формы эффективной коммуникативной работы.

1. Борисов, С. В. О философии образования новой России и не только... [Текст] / С. В. Борисов // Социум и власть. 2012. № 6. С.122-125.

2. Борисов, С.В. Современный человек в поисках идентичности (по материалам междисциплинарного научного симпозиума) [Текст] / С. В. Борисов // Социум и власть. 2014. № 6. С. 90-94.

References

1. Borisov, S. V. O filosofii obrazovanija novoj Rossii i ne tol'ko... [Tekst] / S. V. Borisov // Socium i vlast'. 2G12. № 6. S.122-125.

2. Borisov, S.V. Sovremennyj chelovek v poiskah identichnosti (po materialam mezhdisciplinarnogo nauchnogo simpoziuma) [Tekst] / S. V. Borisov // Socium i vlast'. 2G14. № 6. S. 9G-94.

ONTOLOGY OF MANAGEMENT (FOLLOWING THE PROCEEDINGS OF INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC SYMPOSIUM)

Borisov Sergey Valentinovich,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department Chair of Philosophy and Cultural Study, Chelyabinsk, Russia. E-mail: borisovsv69@mail.ru

Annotation

The article gives an overview of reports made at the interdisciplinary scientific symposium "Potential of Philosophy of Management", which was held in Chelyabinsk State Pedagogical University on October, 30, 2015.

Key concepts:

philosophy of management,

social philosophy,

methodology,

ontology,

epistemology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.