Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ МИРЕ'

ОНТОЛОГИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СВОБОДА / НЕОБХОДИМОСТЬ / СЛУЧАЙНОСТЬ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Азарян С.Г.

В статье на основании анализа свободы и необходимости в жизни человеческой личности, автор рассуждает о роли жанра публицистики, как основного средства телевизионных СМИ. По мнению автора, «долголетием» публицистики является ее приверженность принципам свободы. Трансляции телеэфира почти по всем широко востребованным каналам передают информацию, сопровождаемую «прямыми» включениями, подтверждающих речь дикторов, фактов. Прямой эфир стал средством привлечения внимания аудитории к проблемам политики, культуры, искусства. Беседы с экспертами, интервью, мнения жюри стали основным средством привлечения и удержания внимания. Эклектичность сознательных реакций современных телезрителей можно связать с нарушением логики телевещания рекламными роликами. Реклама не только прерывает и разрывает логику вещания, но, с некоторого времени, и деформирует ее, образуя новый логический ряд, можно говорить об осмысленном включении рекламы связанной действием либо факторами сходства с контентом телевещания. Научная новизна статьи состоит в позиции автора: от воздействия рекламы менее всего страдают информационные программы благодаря прогрессу публицистического жанра. Будущее публицистики автор связывает с инновационными технологиями в рамках публицистического жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRILOGY OF THE JOURNALISTIC GENRE IN THE MODERN DIGITAL WORLD

In the article, based on the analysis of freedom and necessity in the life of a human person, the author discusses the role of the genre of journalism as the main means of television media. According to the author discusses the role of the genre of journalism as the main means of television media. According to the author, the "longevity" of journalism is its commitment to the principles of freedom. Broadcasts of the television broadcast on almost all widely demanded channels transmit information accompanied by "direct" inclusions of facts confirming the speakers' speech. The live broadcast has become a means of attracting the audience's attention to the problems of politics, culture, and art. Conversations with experts, interviews, jury opinions have become the main means of attracting and retaining attention. The eclecticism of conscious reactions of modern viewers can be associated with the violation of the logic of broadcasting commercials. Advertising not only interrupts and breaks the logic of broadcasting, but, for some time, and deforms it, forming a new logical series, we can talk about the meaningful inclusion of advertising related to the action or factors of similarity with the content of broadcasting. The scientific novelty of the article lies in the author's position: information programs suffer the least from the impact of advertising due to the progress of the journalistic genre. The author associates the future of journalism with innovative technologies within the journalistic genre.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ МИРЕ»

IX ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЦИФРОВОЙ МИР: ПЕРСПЕКТИВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Азарян С.Г. доктор философских наук,

доцент кафедры социально-культурной деятельности факультета телерадиовещания

Краснодарского государственного института культуры

pilunc@ma.il. ги

ОНТОЛОГИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОМ

ЦИФРОВОМ МИРЕ

Аннотация: в статье на основании анализа свободы и необходимости в жизни человеческой личности, автор рассуждает о роли жанра публицистики, как основного средства телевизионных СМИ. По мнению автора, «долголетием» публицистики является ее приверженность принципам свободы. Трансляции телеэфира почти по всем широко востребованным каналам передают информацию, сопровождаемую «прямыми» включениями, подтверждающих речь дикторов, фактов. Прямой эфир стал средством привлечения внимания аудитории к проблемам политики, культуры, искусства. Беседы с экспертами, интервью, мнения жюри стали основным средством привлечения и удержания внимания.

Эклектичность сознательных реакций современных телезрителей можно связать с нарушением логики телевещания рекламными роликами. Реклама не только прерывает и разрывает логику вещания, но, с некоторого времени, и деформирует ее, образуя новый логический ряд, можно говорить об осмысленном включении рекламы связанной действием либо факторами сходства с контентом телевещания.

Научная новизна статьи состоит в позиции автора: от воздействия рекламы менее всего страдают информационные программы благодаря прогрессу публицистического жанра. Будущее публицистики автор связывает с инновационными технологиями в рамках публицистического жанра.

Ключевые слова: телевидение, свобода, необходимость, случайность, публицистический жанр, цифровое пространство, реклама

Введение

Понимание свободы в философском контексте невозможно без осознанного отношения к категориям необходимости и случайности. Необходимость, есть основа возникновения всех событий Вселенной, по непреложному закону природной целесообразности. Случайность следует рассматривать двояко: и как осознание целесообразности на перспективу и как понимание текущего момента. Выдающийся философ А. Бергсон смог создать уникальную концепцию свободы, преломив ее через понятия преходящего сквозь человеческую жизни факторов времени и пространства. Случайность в этой концепции выступает фактором осознания свободы. Осознанию подлежит нечто прошедшее свершившееся, а жизнь - динамичной характеристикой, характеристикой движения. Не продолжительности, о которой можно рассуждать, лишь находясь в точке, которую наблюдаешь со стороны, то есть находясь в статике. Таким образом, взгляд А. Бергсона на свободу состоит в смыкании потребности выбора в его повседневной необходимости1.

Актуальность этой проблемы сохраняется в настоящее время. Понятие свободы в философском понимании оказывает воздействие на перспективы общественного развития,

1 Бергсон А. Материя и память. - 74 с. URL: https://booksonline.com.ua/view.php?book=116713 (дата обращения: 20.11.2013).

поскольку именно оно переосмысливается политическими элитами и принимается в своей базовой модели основой трансляции политических решений, так сильно влияющих на мировое сообщество. В первую очередь, свободой необходимо считать «владение» своей мыслью, сознанием, поведением. В то же время, свобода - это продукт необходимости, проецированный ею, зависящий от нее, но раз производный, то соответственно точке на прямой человеческой жизни, располагающейся дальше первой, что ярко выражает мыслитель В. Франкл1. Хорошим примером демонстрации этой мысли может служить поведение человека на войне - перед человеком в период войны с фашизмом был выбор: борьба или подчинение. Осознание необходимости борьбы делало человека свободным. Выбор был только за личностью.

Основными методами исследования темы являются диалектический метод анализа, наблюдения, эмпирической логики на основе рационалистического подхода.

Обсуждение

Ярче всего свобода выражена в творчестве. В философском наследии А. Камю, искусство подобно эквилибристу, совершающему трюки на грани «легкомыслия и пропаганды», не скатываясь ни в одну из пропастей. «На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг — приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем, заключается свобода искусства», пишет А. Камо2. Находясь в творческом состоянии, личность не выходит на пределы своего природного бытия. Логично предположить, что осознание своей природной сущности, диктующей личности определенный порядок мироздания, выступает фактором освобождения личности от суеты. В свете приведенного высказывания ясен смысл того, почему свобода выступает осознанной необходимостью. Осознание отсутствия необходимости совершения поступка, осознание его последствий, понимание соответствия поступка ситуации и ее реализации, - это и есть свобода. Та свобода, которая противостоит закрепощению личности чужими решениями, делая человека марионеткой. Средства массовой информации (далее - СМИ) созданы с целью разбудить сознание личности. Далее, в зависимости от направленности канала СМИ, сознание личности, а значит и коллективное сознание, претерпевает дальнейшую трансформацию. Как в любом человеческом занятии, в сфере деятельности СМИ находятся: и художники, и ремесленники, и конечно, вспомогательный персонал. «Каковы бы ни были наши личные слабости, благородство нашего ремесла всегда коренится в двух принимаемых на себя обязательствах, следовать которым нелегко: не лгать о том, что знаешь, и бороться с угнетением», - писал А. Камю.

Вызовом свободе выбора, как не странно, можно считать рекламные ролики. Рекламу транслируют почти все телеканалы, трансформировав культурную картину мира телезрителя. Реклама выступает средством продвижения товаров, но одновременно, разрывает логические картины телепрограмм, «деформируя» их тело. Менее всего вследствие «включения» рекламы страдают информационные телепрограммы. И это можно отнести к дополнительным факторам популярности публицистических программ российского телевидения. Телеканал «Общественное телевидение России» (ОТР) и телеканал «Культура» не транслируют рекламу, или можно сказать, почти не транслируют, демонстрируя рекламные ролики собственного контента.

СМИ существенно изменили мир. Ответ на вопрос о степени общественного изменения зависит от вида СМИ, информационной направленности выбранного канала. Первичная традиционная форма СМИ предполагала неоднократное обращение к информации, которая передавалась читателю в печатном виде. Самым распространенным

1 Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

2 Камю А. Творчество и свобода. Статьи. Эссе. Записные книжки. /Перевод с французского; составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.

57

жанром информирования в СМИ в XIX веке являлись информационные публицистические заметки. Этот жанр имел тогда, популярность, значительно утратив ее в настоящее время, но тем не менее сохранив репутацию и важные преимущества для человека, обладающего материальными ресурсами, а также ресурсами времени и желанием познания.

Информационная публицистика обладает неоспоримыми достоинствами:

- авторская позиция;

- актуальность темы;

- богатство языка и мыслей;

- определенное влияние на общество.

Современный человек не располагает ресурсом времени. В этих условиях определение к публицистическому жанру становится уделом либо праздных людей, либо тех, чья профессиональная направленность обращает интерес в сторону внимательного прочтения публицистических произведений. С изобретением телевидения активные социальные контакты сократились. Человек нашел отражение эмоций и чувств не в другом человеке, а в воспроизводимом неодушевленным предметом человеческого бытия, «визуализированной публицистики» телевидения.

Телевидение выполняет целый перечень функций в современном социуме: информационную, смыкающуюся с социализирующей население функцией; образовательную и рекреационную, в реализации которых велика роль внутренней свободы личности и степень ее самосознания. Организующая функция телевидения проявляется в деятельности СМИ, способствующих направлению сознательных усилий личности к решению существенных социальных проблем, к которым устремлено внимание информационных институтов, но сам человек, определенно, ни каким образом не отреагировал бы на них, а может быть и ничего бы не знал о существовании озвученных проблем, и даже не считал бы таковыми.

Преемственность современных СМИ в сфере публицистичности контента проявляется в приверженности жанру журналистики. Ярче всего она проявляется при трансляции информационно-публицистических программ формы «прямого эфира», которые в долговременной перспективе будут ощутимо востребованными.

Основным недостатком современного телеэфира является недостаточная осведомленность о направленности интересов телезрителей. Безусловно, устройство пиплметров, передающие сведения в центр обработки данных посредством интернет-устройств, принцип действия которого основан на выявлении звукового соответствия просматриваемым программам1. В настоящее время результаты подтверждаются анализом данных с 5400 пиплметров 13500 контрольных точек. Получение социологических данных осложнено недостаточностью контрольных точек. Еще в конце ХХ в. для такого мощного института СМИ, как телевидение, это не имело принципиального значения. Но в первой трети ХХ1-го века мировое сообщество постигло глобальное бедствие - пандемия коронавируса СОУШ-19, изменяя не только СМИ, но и отношение к ним общества. Менялось отношение не только к СМИ. Переоценки подлежали ценности, смыслы и перспективы развития общества. Некоторые из них, существовавшие достаточно долгое время в период пандемии «обнулились».

Приоритет телевидения в сфере социально востребованных зрелищ повернулся оборотной стороной: каналы не имели четкой информации о социальных группах зрителей, и направленности их интересов на определенный канал. Маркетинговые фирмы запускают опросы о предпочтениях зрителей. Ну и, конечно, переход на цифровое телевидение восполняет традиционные недостатки изучения зрителей. Цифровое телевидение общее

1 Воскресенская Н.Г. Фирулина £Т.Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа.: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. - 66 с.

понятие широкой разновидности телевизионных сетей. Среди цифровых сетей наиболее удобный и персонифицированный способ телепросмотра предоставляет 1Р-телевидение. Оно транслирует высококачественный формат изображения и предоставляет возможность одновременного просмотра нескольких каналов телеэкрана. В названном формате осуществлена полная интеграция телевидения и Интернет-сети1.

В период пандемии большинство людей направили высвободившуюся энергию на самостоятельный поиск и удовлетворение потребностей в актуальной информации с помощью электронно-цифровых ресурсов. И если до начала пандемии электронные ресурсы Интернета воспринимались как один из многочисленных видов ресурсов, то в условиях изоляции к большинству людей пришло осознание того, что, имея единственный ресурс -сеть Интернет, можно с ее помощью не чувствовать своей оторванности от мира. Интернет-ресурсы, сервисы и порталы позволяют бесконтактно общаться, делать «совместные просмотры», получать образование, следить за новостями, заниматься любимым делом.

Телевидение - великий иллюзионист. В современной жизни иллюзии для личности важнее, чем поиск истины. Психологически человек не может быть удовлетворен тем, что имеет. Телевидение создает и укрепляет иллюзии. Дополненная реальность встраивается в передаваемый информационный контент подобно жизненной реальности. Термином «цифровой мир» можно назвать такую сложившуюся в полной мере реальность. На цифровую реальность влияют некоторые ограничения: ограничение доступа к ряду порталов и сайтов; ограничения на эмоциональные проявления в чате, сопряженные с употреблением обесцененного контента. Последнее ограничение основано, как на пределах умений и навыков работы в сети Интернет, так и на готовности обеспечивать себя платным контентом. Интернет в пользовательских интересах персонифицирован. Каждый блоггер успешен, не только в случае создания и предоставления необходимого пользователям контента, но и на основании знания своей пользовательской аудитории. Универсальные ценности, адаптированные массовой культурой, трансформированные массовым поведением приобрели утилитарное звучание. Интернет-ресурсы ориентированы на практическое использование. При этом максимально полезные из них имеют более высокую цену. Свобода авторского контента в Интернете охраняется институтом права. Пользователи оказываются в ситуации свобода доступа к ресурсам сети и ценовым фактором авторского контента. Интернет - место проявления осознанности личности. В Интернете проявляется осознание себя, своих ценностей, своего времени, своих сил и потребностей. Можно сказать, что в Интернет пространстве мыслящей личности происходит восхождение к новой степени свободы. Это осознание придает цифровым ресурсам новые онтологические смыслы - не только как новой реальности, но и как новой степени свободы. Последнее тесно связано с изначальным уровнем культуры пользователя на этапе начала сетевых действий. И если уровень сознания изначально был низким, то сетевые ресурсы, в силу утилитарной направленности, его не поднимут.

Результаты

В свете осознания Интернета, как фактора, влияющего на свободу выбора личности, необходимо направлено информировать пользователей фактами аргументации выбора гражданской позиции, ценностей. Иначе среднестатистический пользователь Интернета будет не в состоянии отличить качественный контент от посредственного, но «модно» упакованного. Не отличит пользу от необходимости, свободу от пустоты. В названном процессе определяющую роль будут играть образовательные институты, развивающий контент.

1 IP-телевидение - цифровое телевидение нового поколения. URL: https://fb.ru/article/129363/ip-televidenie-tsifrovoe-televidenie-novogo-pokoleniya (дата обращения: 03.02.2014).

59

Инновационный по форме, цифровой контент на очередном витке цивилизационного развития, может стать лучшей возможностью обретения онтологического смысла публицистичности СМИ.

Литература:

1. Азарян С.Г. Российское телевидение рубежа ХХ-ХХ1 веков: проблемные аспекты образования и культуры// Культурная жизнь Юга России, 2014. № 1(52). С. 33-35.

2. Бергсон А. Материя и память. - 74 с. URL: https://booksonline.com.ua/view.php?book=116713 (дата обращения: 20.11.2013).

3. Воскресенская Н.Г. Фирулина Е.Г. Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа.: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. - 66 с.

4. Камю А. Творчество и свобода. Статьи. Эссе. Записные книжки. /Перевод с французского; составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.

5. Франкл В. Воля к смыслу/ Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

6. IP-телевидение - цифровое телевидение нового поколения. URL: https://fb.ru/article/129363/ip-televidenie-tsifrovoe-televidenie-novogo-pokoleniya (дата обращения: 03.02.2014).

References:

1. Azaryan, S.G. Rossijskoe televidenie rubezha XX-XXI vekov: problemny'e aspekty' obrazovaniya i kul'tury' / S. G. Azaryan // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. - 2014. - № 1(52). - S. 33-35. - EDN SDYJFF.

2. Bergson A. Materiya i pamyat' / A. Bergson. 74 s. [E'lektronny'j resurs]. URL: https://booksonline.com.ua/view.php?book=116713 (data obnovleniya: 2013-11-20).

3. Frankl V. Volya k smy'slu/Per. s angl. — M.: Aprel'-Press, Izd-vo E'KSMO-Press, 2000. — 368 s. (Seriya «Psixologicheskaya kollekciya»). —ISBN 5-04-00S753-9.

4. Kamyu A. Tvorchestvo i svoboda. Stat'i. E'sse. Zapisny'e knizhki. /Perevod s franczuzskogo; sostavlenie i predislovie K. Dolgova. Kommentarij S. Zenkina. - M.: Raduga, 1990. 608 s.

5. Voskresenskaya N.G. Firulina E.G. Mediametricheskie issledovaniya celevoj auditorii: metodika kolichestvennogo analiza. / N.G. Voskresenskaya, E.G. Firulina E.G.: uchebno-metodicheskoe posobie. - Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosuniversitet, 2014. - 66 s.

6. IP-televidenie - cifrovoe televidenie novogo pokoleniya. [E'lektronny'j resurs]. URL: https://fb.ru/article/129363/ip-televidenie-tsifrovoe-televidenie-novogo-pokoleniya (data opublikovaniya: 03.02.2014).

THE TRILOGY OF THE JOURNALISTIC GENRE IN THE MODERN DIGITAL WORLD

Azaryan S.G.

Doctor of Philosophy, Associate Professor of the Department of Socio-Cultural Activities of the Faculty of Broadcasting Krasnodar State Institute of Culture, pilunc@mail. ru

Abstract: in the article, based on the analysis of freedom and necessity in the life of a human person, the author discusses the role of the genre of journalism as the main means of television

media. According to the author discusses the role of the genre of journalism as the main means of television media. According to the author, the "longevity" of journalism is its commitment to the principles of freedom. Broadcasts of the television broadcast on almost all widely demanded channels transmit information accompanied by "direct" inclusions of facts confirming the speakers' speech. The live broadcast has become a means of attracting the audience's attention to the problems of politics, culture, and art. Conversations with experts, interviews, jury opinions have become the main means of attracting and retaining attention.

The eclecticism of conscious reactions of modern viewers can be associated with the violation of the logic of broadcasting commercials. Advertising not only interrupts and breaks the logic of broadcasting, but, for some time, and deforms it, forming a new logical series, we can talk about the meaningful inclusion of advertising related to the action or factors of similarity with the content of broadcasting.

The scientific novelty of the article lies in the author's position: information programs suffer the least from the impact of advertising due to the progress of the journalistic genre. The author associates the future of journalism with innovative technologies within the journalistic genre. Keywords: television, freedom, necessity, randomness, journalistic genre, digital space, advertising

Для цитирования: Азарян С.Г. Онтология публицистического жанра в современном цифровом мире// Архонт, 2022. № 4(31). С. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.