Научная статья на тему 'Онтология ландшафта: пространственно-временной континуум'

Онтология ландшафта: пространственно-временной континуум Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
218
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ГЕОСИСТЕМЫ / КОМПОНЕНТЫ / ПРИРОДА / СОЦИУМ / ЭКОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТИНУУМ / LANDSCAPE / SPACE / TIME / GEOSYSTEMS / COMPONENTS / NATURE / SOCIETY / ECOACTIVITY / CONTINUUM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Веретенников Николай Яковлевич

В статье рассматривается феномен пространственно-временного континуума ландшафта. Особое внимание автор уделяет проблеме жизнеустройства человека в сложной системе и совокупности всех компонентов природного и природно-антропогенного ландшафтов. При изложении сущности пространственно-временного континуума ландшафта акцент сделан на исследовании опасной трансформации, которая происходит при антропогенном воздействии на природные комплексы коренного ландшафта, что отрицательно сказывается на условиях жизнедеятельности человека как социального субъекта. Обращается внимание на необходимость более активной экологически ориентированной творческой деятельности по реализации коэволюции при непосредственном взаимоотношении с окружающей природной средой. Подчеркивается решающая роль человека как экзистенциального субъекта, структурирующего весь пространственно-временной континуум ландшафта. Человек должен осознавать, что все внешние воздействия на геосистемы конкретной местности сказываются на всей ландшафтной оболочке Земли. Выделен важнейший фактор, влияющий на состояние и функционирование геосистем природных ландшафтов, климат. Также обосновывается положение, что жизнеустройство человека в природно-территориальном комплексе определяется взаимодействием с местным ландшафтом, учетом особенностей всех его природных компонентов, сложившимися обычаями, традициями, творческими способностями людей, реализуемыми в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Landscape Ontology: Existential Continuum

The phenomenon of the space-time continuum of the landscape is considered in the article. The author pays special attention to the problem of human life in a complex system and the totality of all components of natural and natural-anthropogenic landscapes. In describing the essence of the spatial-temporal continuum of the landscape, the emphasis is placed on the investigation of the dangerous transformation that occurs when anthropogenic impact of natural complexes of the indigenous landscape is taking place, which negatively affects the conditions of human activity as a social subject. Attention is drawn to the need for a more active, environmentally oriented creative activity in the implementation of co-evolution with direct interaction with the natural environment. The decisive role of man as an existential subject, structuring the entire spatial-temporal continuum of the landscape, is emphasized. A person should realize that all external influences on the geosystems of a particular locality affect the entire landscape envelope of the Earth. The most important factor influencing the state and functioning of geosystems of natural landscapes is the climate. The author also argues that the life of a person in a natural and territorial complex is determined by interaction with the local landscape, taking into account the characteristics of all of its natural components, as well as the established customs, traditions, and creative abilities of the person himself that he implements in his activities.

Текст научной работы на тему «Онтология ландшафта: пространственно-временной континуум»

УДК 502/504

ОНТОЛОГИЯ ЛАНДШАФТА: ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ

Н. Я. Веретенников

Веретенников Николай Яковлевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, metodnauka@info.sgu.ru

В статье рассматривается феномен пространственно-временного континуума ландшафта. Особое внимание автор уделяет проблеме жизнеустройства человека в сложной системе и совокупности всех компонентов природного и природно-антро-погенного ландшафтов. При изложении сущности пространственно-временного континуума ландшафта акцент сделан на исследовании опасной трансформации, которая происходит при антропогенном воздействии на природные комплексы коренного ландшафта, что отрицательно сказывается на условиях жизнедеятельности человека как социального субъекта. Обращается внимание на необходимость более активной экологически ориентированной творческой деятельности по реализации коэволюции при непосредственном взаимоотношении с окружающей природной средой. Подчеркивается решающая роль человека как экзистенциального субъекта, структурирующего весь пространственно-временной континуум ландшафта. Человек должен осознавать, что все внешние воздействия на геосистемы конкретной местности сказываются на всей ландшафтной оболочке Земли. Выделен важнейший фактор, влияющий на состояние и функционирование геосистем природных ландшафтов, - климат. Также обосновывается положение, что жизнеустройство человека в природно-территориальном комплексе определяется взаимодействием с местным ландшафтом, учетом особенностей всех его природных компонентов, сложившимися обычаями, традициями, творческими способностями людей, реализуемыми в их деятельности. Ключевые слова: ландшафт, пространство, время, геосистемы, компоненты, природа, социум, экодеятельность, континуум.

Р01: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-247-251

Жизнь человека начинается и проходит в окружающей ее природной среде, и первейшей осязаемой реальной действительностью, с которой он соприкасается, является ландшафт. Но современные чрезмерные антропогенные воздействия на природные геосистемы вызывают большую тревогу, касающуюся деградацион-ных процессов в ландшафтной оболочке Земли и заметной утраты ее устойчивого состояния. Обостряющиеся экологические проблемы в пространственно-временном континууме ландшафтов проявляются на местном, региональном уровне. Поиски выхода из такой ситуации подводят к необходимости более глубокого изучения и анализа геосистем ландшафтов и овладения

правильным восприятием и видением взаимоотношений природы и человеческого сообщества. Этому будут способствовать натурфилософия и натурализм как философско-мировоззренче-ские направления, объясняющие природу либо непосредственно из переживания человеком природных явлений, либо с помощью знаний из области естественных наук, проясняющих пространственно-временные процессы в геосистемах ландшафтов. Главный принцип, которым здесь надо руководствоваться, - все природные явления и тела находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Важно иметь в виду, что природные ландшафты под влиянием хозяйственных и социальных воздействий превратились в большинстве своем в природно-ан-тропогенные образования.

Пространственно-временные отношения в ландшафте очень сложны. В нем взаимодействуют как естественные, так и преобразованные факторы природы, выступающие в качестве непосредственных и опосредованных детерминирующих условий жизнедеятельности человека как социального субъекта. Ландшафтная структура предстает не только как сверхсложная открытая система, где взаимодействуют природные и социальные компоненты: она постоянно изменяется и развивается с порождением новых качеств ландшафтного устройства территории. Необходимо также отметить, что ландшафтная оболочка Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, педосфера, биота) как динамическая система обладает пространственно-временной упорядоченностью, организацией, выражающейся в процессах пространственной дифференциации и интеграции. Каждый ландшафт, если иметь в виду его различные типы, имеет свои конкретные компоненты с их особенными природными свойствами. Взаимодействие геосистем определяется географическим положением ландшафта, климатом, временем года. К сказанному можно добавить, что состояние ландшафтов зависит также от их территориального расположения (например, такие типы и виды ландшафтов, как лесные, степные, высокогорные и т. д.).

Человек в повседневной жизни имманентно погружен в пространственно-временной поток собственного сознания. И субъективные

© Веретенников Н. Я., 2018

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3

восприятия пространства и времени в их взаимосвязи с геосистемами ландшафтов гораздо важнее для человека, чем абстрактное и отчужденное понимание их физического смысла. Жизнеустройство человека в природно-терри-ториальном комплексе во многом определяется уровнем развития экологического сознания. Как известно, в теоретическом плане экологическое сознание в своей основе содержит признание коэволюции общества и природы, представляющейся как диалектическое единство адаптирующей и адаптивной функций, их соединение в эффективную систему экодеятельности. Оно синкретично по своему характеру и включает в себя ценностный, нравственный, эстетический, религиозный, эмоциональный и другие аспекты. Экологическое сознание проявляется как познающее и как действующее. Изначально оно формируется в ограниченном пространственно-временном континууме ландшафта, а на обыденном уровне - в процессе многолетнего взаимодействия и взаимоотношений с природой одновременно с эволюцией человека как социального существа.

Конечно, массовое экологическое сознание в своей основе опирается на здравый смысл, на традиции, жизненный опыт, содержит советы, наставления, которые, как крупицы народной мудрости, переходят из поколения в поколение вместе с пословицами и поговорками. Они становятся постоянной частью экологического сознания людей и формируют соответствующие ценности, традиции, обычаи, волевые установки и, в определенной степени, менталитет. Все это делает возможным организацию соответствующей экологически ориентированной творческой деятельности человека. В то же время в массовом сознании переплетены наблюдения, заблуждения и примитивные ориентации; находит место и профессиональное экологическое сознание людей, которые по роду своей деятельности имеют возможность оказывать влияние на экологическую ситуацию в окружающей природной среде.

Так как в структуре ландшафта существует множество различных природных образований, развивающихся и влияющих друг на друга, а также их территориальное распределение, интенсивность, годовая и сезонная изменчивость формируют весьма сложный пространственно-временной континуум окружающей природной среды. Ландшафт как исторически изменяющаяся реальность предстает перед человеком как проблема бытия и как огромная забота.

Человеку трудно познать, что пространственно-временной континуум находится под

мощным влиянием ритмов биосферы и ритмов Вселенной: это циклы солнечной активности, лунно-приливные ритмы, колебание режима тихоокеанского течения и др. Ритм предстает как одно из организующих начал существования человека, природы, вселенной. В. И. Вернадский считал, что человек должен понять: он - не случайное, не зависимое от окружающей действительности существо, он - неизбежное проявление всего большого природного процесса. Конечно, при этом человек - не просто существо, но прежде всего общественное, социальное существо, не только потребитель, но и производитель окружающей среды [1].

Пространственно-временной континуум ландшафта в естественном структурном содержании изменяется не только под влиянием быстропротекающих природных явлений - землетрясений, извержений вулканов. На состояние геосистем ландшафтов влияют различные природные процессы регионального масштаба - повышение или спад уровня воды, лесные пожары, песчаные бури. Их воздействие на окружающую среду при неоднократном повторении приводит к коренному преобразованию ландшафтной структуры, возникновению крайне неблагоприятных условий для жизнедеятельности местного населения. Структурные единицы ландшафтной оболочки начинают развиваться и изменяться по-другому в территориальном и временном аспектах.

Пространственно-временной континуум ландшафта наполняется конкретными формами жизнедеятельности людей: определенной направленностью действий для достижения поставленных целей, использование различных способов действий, практического опыта и знаний для удовлетворения жизненных интересов, проведение в соответствии с исторически сложившимися традициями культурных, религиозных мероприятий, обрядов, отдыха, укрепления здоровья, взаимоотношениями между людьми. Совместно разделенная трудовая, хозяйственная деятельность строится с учетом размеров, особенностей компонентов окружающей природной среды, климата, времени года и суток. Из истории прошлого известно, что человек, не обладающий глубокими знаниями природы, испытывающий жесткую зависимость от конкретных, локальных условий природной местности, строил свои с ней взаимоотношения на соответствующем уровне сознания, постепенно изменяя направленность восприятия и осмысления природных и социальных процессов.

Сегодня мы являемся свидетелями неразумного поведения людей, в основе которого

заложены эгоистические интересы, неудержимое стремление к обогащению за счет извлечения разнообразных энергоресурсов Земли, наносится невосполнимый ущерб местному ландшафту. Р. Хиггинс в книге «Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе» отмечает: «Злейшими врагами благоразумия являются жадность и зависть. Они ослепляют человека, порождая и несправедливость в мире, и патологию окружающей среды. Они восстанавливают человека против человека, и человека против природы, заточив его в материальном и пренебрегая духовным» [2, с. 32].

Многие ландшафты разрушаются и другими неразумными действиями человека: вырубками лесов и кустарников, неумеренным выпасом скота, чрезмерными расходами воды, охотничьим браконьерством и т. д. Вторичные изменения ландшафта в результате антропогенных воздействий более сложны и более опасны по своим последствиям для всех компонентов природного окружения. Глобальный анализ господства человека над природой показал: в течение ХХ в. люди изменили ландшафты быстрее и интенсивнее, чем в любой другой сравнимый по времени исторический период.

Современный культурный ландшафт отличается от природного наличием разнообразных, созданных человеком объектов, которые являются главной причиной трансформации природных подсистем. Опасность представляет и местоположение воздействующего объекта -внутри самого ландшафта или вне его. В природных геосистемах, подвергающихся антропогенному воздействию, изменяются внутренняя структура ландшафтов, характер взаимосвязей между природными компонентами, направленность и интенсивность природных процессов, и трансформированные природные комплексы приобретают новые, не свойственные коренному ландшафту признаки и качества.

Пространственно-временной континуум ландшафта сохраняется не только силами природы, но наполняется созидательными благими делами, духовно-нравственным единством людей, любовью к родным местам, заботой о будущих поколениях, состраданием к другим, соседним по ландшафту сообществам и оказанием им помощи в трудное время. Высаживая молодые деревца по дорогам к другим ландшафтам, люди показывают готовность к сотрудничеству, обмену опытом и взаимной дружбе. Надо признать и такие положительные качества людей провинциальных ландшафтов, как схожее понимание подлинных природных ценностей, общих интересов и единство мыслей большинства.

Выделим духовно-экзистенциальное содержание проблемы пространственно-временного континуума ландшафта: успех жизнеустройства человека в окружающей его природной среде определяется его поступками, размышлениями, доброжелательной открытостью другим людям, культурой, верованиями и творческими способностями. Духовный уровень человека повышается, совершенствуется, определяется внешними условиями, обстоятельствами, характером его трудовой деятельности, общением с другими людьми. Жизнедеятельность человека проявляется, прежде всего, в региональном пространстве ландшафта. Это объективное реальное обстоятельство включает человека в совместную, коллективную деятельность с другими и определяет характер внешней активности, сознания, самосознания и его самоопределения. И чем совершеннее духовный уровень человека, тем устойчивее его бытие во времени и пространстве. Обратимся к мысли Н. К. Рериха: «Прикасание к святым местам родного ландшафта объединяет людей в чистых помыслах и делах, ведет к благо -му синтезу добрых намерений, к духовному объединению, к сердечному единению, к светлому воссоединение» [3, с. 92].

Духовность как экзистенциальный пласт человека пронизывает весь пространственно-временной континуум ландшафта. Человек живет, действует, преобразует окружающую природу, опираясь на духовность как форму самоидентификации. Его отношения к родному произрастают именно из его духовности, преломляясь, опосредуясь во множестве его практических действий. Именно из неповторимых глубин духовности возникают у каждого человека благие побуждения, положительные устремления, самые значимые ценности, внутренний источник его творчества, поиск все новых и новых возможностей природных компонентов ландшафта для удовлетворения разумных потребностей своего бытия. Духовность человека как жизненная энергия проявляется и развертывается в двух направлениях: внутреннем, в себе и вовне - к природе. Эти направления проявляются как способности и возможности человека, взаимодополняя друг друга.

Необходимо отметить, что особое внимание людей, проживающих в том или ином ландшафте, сосредоточено на бережном сохранении, поддержании природных, необходимых и полезных для лучшей жизнедеятельности и бытия свойств компонентов окружающей их среды. Интуитивно и на основе постоянно наблюдаемых повторяющихся явлений люди стараются обеспечить коэволюцию, т. е. совместное существование

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3

и развитие природы и человеческого общества. Н. Н. Моисеев пишет: «Произнося слово "коэволюция", я имею в виду такое поведение человечества, такую адаптацию его деятельности к естественным процессам, происходящим в биосфере, то есть к развитию окружающей среды, которая сохраняет (или содействует сохранению) состояния биосферы в окрестности того аттрактора, который оказался способным произвести человека. Значит принцип коэволюции означает такую систему запретов (экологических императивов), которая исключала бы возможность изменения параметров биосферы, приближающегося ее состояния к границам аттрактора, то есть той запретной черты, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах! Если, конечно, хочет сохранить себя в составе биосферы!» [4].

Улучшение качества жизни человека должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды. Главное концептуальное требование программы устойчивого развития - это сохранение биосферы и человечества. С позиции концепции экоразвития коэволюция человечества и природы характеризует общее прогрессивное развитие социоэкосистемы. В процессе коадаптации решается одна из главных задач: поддержать рекреационный потенциал ландшафта - совокупность природных и культурных условий, оказывающих благотворное влияние на человеческий организм, его здоровье и работоспособность. Экологическую дестабилизацию ландшафта по-прежнему вызывает человек, когда он, сопоставляя ценность себя и природы, часто выбирает себя.

Выделим еще один подход к исследованию пространственно-временного континуума ландшафта. Авторы книги «Ритмы космоса стучат в нашем сердце» отмечают: «Ощущение человеком своего слияния с природой приобретает еще один аспект: именно в ритмах бесчисленных, но единых в своей целокупности, проявляется единство пространства и времени как формы бытия материального мира, а значит, и нашего в нем бытия» [5, с. 15]. Все закономерности природных процессов региональной окружающей природной среды относятся также и ко всей неизмеримой беспредельности пространства и времени. Иначе говоря, необходимо осознавать, учитывать и своевременно откликаться, реагировать на все воздействия внешней среды, которые интегрированы с внутренними геосистемами ландшафтной оболочки Земли. Надо иметь в

виду, что все внешние воздействия оказывают влияние на компоненты ландшафта, структуру, состав и взаимосвязи природных явлений в географической оболочке планеты: на морфологические особенности поверхности, воздушные массы и климат, скопления водных масс, биогенные образования (растительность, животные, почвы), бесспорно, что они влияют на состояние человека и его жизнедеятельность.

В контексте двух концепций пространства и времени - субъективно-антропологической и объективно природной - выделим важнейший фактор, влияющий на состояние и функционирование геосистем природных ландшафтов, - климат, который заметно изменяется в последнее время. Именно изменения климатической системы Земли пагубно воздействуют на природные компоненты конкретной местности. Изменения температуры в приземных слоях атмосферы нарушают устойчивое состояние, динамику и эволюцию геосистем ландшафтной оболочки земли. Самое опасное для жизнедеятельности людей - резкое падение или, наоборот, катастрофическое увеличение речных стоков, водного потенциала региона: возникает дефицит качественной пресной воды и, как следствие, снижается плодородие почв, высыхает растительный покров, сокращаются площади коренных лесов, резко уменьшается биологическое разнообразие. Это вынуждает местное население перестраивать всю сельскохозяйственную деятельность, корректировать ее масштабы, сроки, предпринимать территориальные средозащитные меры. Как говорится, наступают тяжелые времена. Происходят сложные и разнообразные изменения в территориальном и временном аспектах эволюции природной структуры ландшафтов.

Итак, в пространственно-временном континууме отражены сложные природные и социальные явления, раскрываются масштабы, динамика эволюции структуры компонентов ландшафта и их взаимодействие с социальной жизнью населения. Коэволюция природных и социальных систем, поддержание их гармоничного сосуществования, сохранение природного баланса, снижение обострения экологических проблем регионального характера являются важнейшими предпосылками нормальной жизнедеятельности людей. Пространственно-временной континуум ландшафта облагораживается и наполняется духовным содержанием, стремлением к совершенному, национальной культурой, повышается уровень экологического сознания людей, устраивающих свою жизнь в окружающей природной среде.

Список литературы

1. Вернадский В. И. Размышления натуралиста : пространство и время в неживой и живой природе. М.. 1975. 522 с.

2. Хиггинс Р. Х. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе. М., 1990. 495 с.

3. РерихН. К. О вечном... М., 1991. 462 с.

4. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопр. философии. 1998. № 8. С. 26-32.

5. Агаджанян Н. А., Соколов А. Н. Ритмы космоса стучат в нашем сердце. Тула, 1989. 165 с.

Образец для цитирования:

Веретенников Н. Я. Онтология ландшафта : пространственно-временной континуум // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 247-251. Б01: 10.18500/1819-7671-2018-183-247-251

Landscape Ontology: Existential Continuum N. Ya. Veretennikov

Nikolay Ya. Veretennikov, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, metodnauka@info.sgu.ru

The phenomenon of the space-time continuum of the landscape is considered in the article. The author pays special attention to the problem of human life in a complex system and the totality of all components of natural and natural-anthropogenic landscapes. In describing the essence of the spatial-temporal continuum of the landscape, the emphasis is placed on the investigation of the dangerous transformation that occurs when anthropogenic impact of natural complexes of the indigenous landscape is taking place, which negatively affects the conditions of human activity as a social subject. Attention is drawn to the need for a more active, environmentally oriented creative activity in the implementation of co-evolution with direct interaction with the natural environment. The decisive role of man as an existential subject, structuring the entire spatial-temporal continuum of the landscape, is emphasized. A person should realize that all external influences on the geosys-tems of a particular locality affect the entire landscape envelope of the Earth. The most important factor influencing the state and functioning of geosystems of natural landscapes is the climate. The author also argues that the life of a person in a natural and territo-

rial complex is determined by interaction with the local landscape, taking into account the characteristics of all of its natural components, as well as the established customs, traditions, and creative abilities of the person himself that he implements in his activities. Key words: landscape, space, time, geosystems, components, nature, society, ecoactivity, continuum.

References

1. Vernadskiy V. I. Razmyshlenija naturalista:prostrans-tvo i vremya v nezhivoy i zhivoy prirode [Naturalist thoughts: Space and time in inanimate and living nature]. Moscow, 1975. 522 p. (in Russian).

2. Higgins R. The seventh enemy: the human factor in the global crisis. London, 1980. 288 p. (Russ. ed.: Higgins R. H. Sedmoy vrag. Chelovecheskiy faktor v globalnom krizise. Moscow, 1990. 495 p.).

3. Rerikh N. K. O vechnom... [About the eternal...]. Moscow, 1991. 462 p. (in Russian).

4. Moiseev N. N. Eshche raz o probleme koevolyutsii [Once again on the problem of co-evolution]. Voprosy filosofii [Voprosy Filosofii], 1998, no. 8, pp. 26-32 (in Russian).

5. Agadzhanyan N. A., Sokolov A. N. Ritmy kosmosa stuchat v nashem serdtse [The rhythms of space are knocking in our heart]. Tula, 1989. 165 p. (in Russian).

Cite this article as:

Veretennikov N. Ya. Landscape Ontology: Existential Continuum. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 247-251. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-247-251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.