Научная статья на тему 'Онтология институционального дизайна современных общественных движений'

Онтология институционального дизайна современных общественных движений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественные движения / институциональный дизайн / онтологический подход / концептуализация / экосистема / коммуникативные практики / social movements / institutional design / ontological approach / conceptualization / ecosystem / communication practices

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скобелина Наталья Анатольевна

В статье проведена онтологическая концептуализация институционального дизайна общественных движений, представлен механизм его функционирования в современном обществе. Цель статьи: выявление специфики институционального дизайна современных общественных движений. Институциональный дизайн является интегрированным единством виртуальных и реальных практик, включающих в себя технологическую составляющую. Ядро дизайна – это проектная деятельность участников общественных движений, конструирование реальности в процессе участия в общественной и политической жизни в онлайни офлайн-пространствах. Представлена экосистема дизайна, включающая структуру возможностей и условий для создания и функционирования общественных движений, их институционализации. В экосистеме осуществляется взаимодействие участников с институциональной средой, которая содержит правила и нормы, возможности для участия в общественно-политической жизни. В цифровом обществе участники общественных движений располагают инструментами для выстраивания новых алгоритмов конструирования реальности на основе мобильных приложений и социальных сетей. Экосистема институционального дизайна расширяется, когда общественные движения получают политические возможности, организуют офлайни онлайн-практики взаимодействия с органами власти для решения социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontology of institutional design of modern social movements

The article offers an ontological conceptualization of the institutional design of social movements and outlines its functioning mechanism in modern society. The purpose of the article is to identify the specifics of the institutional design of contemporary social movements. Institutional design is described as an integrated unity of virtual and real practices, incorporating a technological component. The core of this design is the project activity of social movement participants, and the construction of the reality through their participation in social and political life in both online and offline spaces. An ecosystem of design is presented, which includes a structure of opportunities and conditions for the creation, functioning, and institutionalization of social movements. Within this ecosystem, participants interact with an institutional environment that contains rules and regulations, as well as opportunities for participation in socio-political life. In a digital society, social movement participants have tools to create new algorithms for constructing reality using mobile applications and social networks. The ecosystem of institutional design expands as social movements gain political opportunities and organize both offline and online interactions with government authorities to address social issues.

Текст научной работы на тему «Онтология институционального дизайна современных общественных движений»

УДК 141.3,316.4 Научная статья Б01: 10.18287/2223-9537-2024-14-2-196-204

Онтология институционального дизайна современных общественных движений

© 2024, Н.А. Скобелина

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия Аннотация

В статье проведена онтологическая концептуализация институционального дизайна общественных движений, представлен механизм его функционирования в современном обществе. Цель статьи: выявление специфики институционального дизайна современных общественных движений. Институциональный дизайн является интегрированным единством виртуальных и реальных практик, включающих в себя технологическую составляющую. Ядро дизайна - это проектная деятельность участников общественных движений, конструирование реальности в процессе участия в общественной и политической жизни в онлайн- и офлайн-пространствах. Представлена экосистема дизайна, включающая структуру возможностей и условий для создания и функционирования общественных движений, их институционализации. В экосистеме осуществляется взаимодействие участников с институциональной средой, которая содержит правила и нормы, возможности для участия в общественно-политической жизни. В цифровом обществе участники общественных движений располагают инструментами для выстраивания новых алгоритмов конструирования реальности на основе мобильных приложений и социальных сетей. Экосистема институционального дизайна расширяется, когда общественные движения получают политические возможности, организуют офлайн- и онлайн-практики взаимодействия с органами власти для решения социальных проблем.

Ключевые слова: общественные движения, институциональный дизайн, онтологический подход, концептуализация, экосистема, коммуникативные практики.

Цитирование: Скобелина Н.А. Онтология институционального дизайна современных общественных движений // Онтология проектирования. 2024. Т.14, №2(52). С. 196-204. 001:10.18287/22239537-2024-14-2-196-204.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Введение

Общественные движения (ОД) являются сложным и многоаспектным феноменом и рассматриваются в качестве «коллективных действий» [1], «протестного поведения» [2], «коллективной инициативы» [3], «технологии воздействия на политику» [4], «сетей взаимодействия между заинтересованными сторонами» [5], «онлайновых и офлайновых сетей отношений между отдельными индивидами, группами, организациями» [6]. Деятельность участников ОД зависит от институциональной среды (ИС), которая представляется в качестве социальных институтов, организаций, формальных и неформальных правил и норм, регулирующих деятельность участников ОД. ОД, как организованные онлайн- и офлайн-сети, формируют институциональный дизайн (ИД), представляющий собой процесс конструирования социальной реальности в соответствии с формальными и неформальными правилами и нормами, возможностями для организации коммуникативных практик (КП). ИД оказывает влияние на активность субъектов социальной деятельности. Методы конструирования реальности, технологии проектирования деятельности ОД, разработка и реализация проектов, выработка стратегий для решения социальных проблем, использование новых технологий для от-

стаивания своих интересов отражают специфику ИД, на который оказывает влияние социальный контекст, ИС, социальные институты современного общества.

Основной задачей исследования является выявление специфики ИД современных ОД. Для достижения цели используется онтологический подход, который позволяет определить отношения между индивидами, группами, организациями, общностями, выявить их признаки, свойства, сущностные характеристики. Онтология ИД создаётся человеческими действиями и отношениями, имеет объективное существование и является частью мира природы [7]. Онтологический подход позволяет выстроить экосистему исследуемого явления. В социологическом аспекте под экосистемой понимается пространство взаимодействий и отношений участников ОД с другими субъектами и ИС, которая предоставляет им возможности отстаивать свои интересы, решать социальные проблемы, конструировать реальность. Отношения между индивидами возникают в процессе коммуникаций, имеющих место в офлайн- и он-лайн-пространствах. Социальная онтология фиксируется на человеческой рациональности и изучает действия и отношения индивидов [8].

Социальные сети предоставляют возможности, а также создают проблемы для развития ОД. Онтология ОД включает открытое идеологическое позиционирование, коллективные идентичности, слабые связи, онлайн-репертуар действий и относительную эфемерность. В тоже время в современном мире сохраняется офлайн-репертуар, протестная активность, классовая политика перераспределения [9].

1 Онтологическая концептуализация ИД современных ОД

Онтология ОД связана с экзистенциальными условиями, относящимися к материальному, социальному, политическому и культурному контекстам. Онтологические предположения актуальны для эмпирических исследований и нормативного теоретизирования [10]. Онтологическая концептуализация применяется для понимания социального мира [11], социальных отношений, которые проявляются в процессе коммуникации участников ОД [12] и формируют индивидуальные и общественную идентичности в онлайн- и офлайн-пространствах [13].

Онтологическое теоретизирование способствует лучшему пониманию динамики ОД в новой реальности в условиях цифровизации, потому что учитываются свойства и признаки отношений, возникающие в онлайн-пространстве между участниками ОД и другими компонентами ИД. Онтологическая концептуализация ИД основывается на следующих положени-

■ ОД, как результат активности социальных субъектов, организовывают коммуникационные практики на основе определённых правил и норм, конструируют реальное и виртуальное пространства. Формальные и неформальные правила и нормы существуют во внешней среде, заполняя офлайн- и онлайн-пространства. ОД проектируют и осуществляют деятельность, коммуницируют с другими субъектами, и, тем самым, создают ИД.

■ ИД включает в себя политические, социально-экономические, организационные, технологические возможности, КП, формальные и неформальные правила, которыми руководствуются участники в своей деятельности и в процессе коммуникации создают новые нормы.

■ ИД заключается в организации коммуникаций и осуществляется на трёх уровнях. Микроуровень включает целенаправленную деятельность отдельных индивидов в виртуальном и реальном пространствах экосистемы ИД ОД. Мезоуровень - процесс формирования новых КП. В процессе коммуникации участники конструируют объективную и субъективную реальности. Макроуровень предполагает ИС ОД, экосистему ИД, в кото-

рой участники, преследуя собственные интересы, действуют согласно правилам и нормам, установленным государством и другими институтами современного общества. Онтология ИД способствует определению условий эффективности самоорганизации индивидов, выявлению организационных и институциональных возможностей, влияющих на формирование движений, выделению механизма ИД и включает интегрированную модель взаимовлияния ИД, ОД и ИС, представленную на рисунке 1.

Экосистема институционального дизайна

Институциональная среда

Институциональный дизайн

Деятельность участников в онлайн и офлайн пространствах

Конструирование онлайн и офлайн коммуникативных практик

Социальные институты

Социально-экономические возможности

Формальные и ,■' неформальнее правила и ыбрмы е реальном и виртуальном пространствах

У

Социальные организации

Социальный контекст

Рисунок 1 - Интегрированная модель взаимовлияния институционального дизайна, общественных движений и институциональной среды

В Интернет-пространстве на веб-платформах участники ОД вступают в отношения, создают структуры по алгоритмизированным правилам, к которым относятся правила регистрации в соцсетях, инструкции для размещения и передачи сообщений, пользовательские соглашения, правила доступа к определённой информации, порядок проведения онлайн-мероприятий, правила форума и др.

2 Специфика ИД современных ОД

ИД - постоянно изменяющееся пространство, в котором ОД создаются, осуществляют свою деятельность и институционализируются. В структурном плане компоненты ИД - возможности, правила и нормы, КП - используются ОД в процессе конструирования реально-

Формальные и неформальные правила характерны для ОД XX - XXI веков в зависимости от их тематики и направления деятельности [14-16]. Создание правил и норм, руководствуясь которыми участники ОД конструируют реальность, является частью ИД. В условиях цифровизации участники ОД получили новые возможности для трансформации правил, нормативных систем, для распространения информации и организации КП.

Под КП следует понимать передачу информации участниками и обмен информацией между лидерами, сторонниками ОД и другими социальными субъектами в офлайн- и онлайн-пространствах. КП возникают в процессе проведения собраний, советов, создания коалиций, союзов, в групповых чатах, на Интернет-площадках, форумах. ИД включает традиционные и нетрадиционные КП. К традиционным практикам относятся забастовки, протестные акции, встречи, совещания в офлайн-пространстве. Нетрадиционные, инновационные практики ОД

превращают его в глобальное. Инновационными практиками являются цифровые коммуникации: коммуникации в ВКонтакте, Telegram и на других платформах. Соцсети используются для обмена общими интересами, для привлечения внимания к различным проблемам и

др. [17, 18].

Способность участников ОД в процессе коммуникации к интеграции усилий, к осуществлению активной деятельности для достижения поставленных целей и задач, мобилизации населения для решения социальных проблем характеризует организационные возможности ОД. Современный ИД предоставляет организационные возможности актуализировать социальные проблемы, вырабатывать технологии для конструирования социальных проблем и реализации социальных проектов.

Преимуществом современного ИД является то, что технологии предоставляют возможность без больших затрат присоединиться к ОД с помощью социальных сетей [19-21]. Цифровые технологии предоставили возможность спроектировать новую экосистему, общественное пространство для выражения своих интересов и решения социальных проблем.

В условиях цифровизации изменился алгоритм конструирования реальности. Для решения поставленных задач участники стали использовать Интернет-платформы. Интерпретация социальных проблем сопровождается видео и аудио мемами. Меметический контент ИД предоставляет новый способ формирования политики, в игровой форме преподносятся политические и социальные проблемы [6].

Создание хэштега (символа, объединяющего людей по интересам) выполняет функцию концепта и является средством взаимопонимания и коммуникации, а также способствует развитию процессов в онлайн-пространстве. Использование хэштегов позволяет участникам и сторонникам ОД сформировать информационную волну [22] и таким образом расширить экосистему ИД.

В цифровом обществе структуры, которые создаются участниками ОД в онлайн-пространстве, являются модифицированными социальными структурами. Участники регистрируются на платформах, называют своё имя, предпочтения, включаются в группы по интересам. Заявление о себе на веб-сайте - это тип отношений, который превращает пользователей в участников ОД [8]. В условиях современного ИД изменился принцип структуризации ОД. На основе цифровых технологий сформировалась схема деятельности участников ОД с новым содержанием (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Схема деятельности участника современных общественных движений

Эта схема лежит в основе механизма функционирования ИД современных ОД. Действия участников ОД и технические инструменты ИД являются «технической структурой» экосистемы [8].

Информационная составляющая, как одна из структурных элементов ИД, интегрируется с технологической составляющей. Telegram, ВКонтакте и другие платформы предоставляют новые возможности для создания КП. Например, информационная экосистема Telegram способствует продвижению конкретных проблемных программ, привлечению внимания, обмену информацией. В онлайн-пространстве участники ОД обмениваются контентом, а благодаря гиперссылкам обращаются к внешнему контенту и расширяют пространство своей деятельности. КП в цифровой среде воспроизводятся активными участниками групповых чатов, администраторами каналов, неактивными пользователями, подписчиками каналов, организаторами движений, сторонними наблюдателями [23].

Специфика ИД ОД заключается в том, что дизайн в цифровом обществе является интегрированным единством виртуальных и реальных практик, включающих технологическую составляющую. В онлайн-пространстве потенциальные участники совершают действия в рамках определённого алгоритма на Интернет-платформах. Индивиды используют функции веб-сайтов, которые вызывают определённые действия в технических системах. В итоге возникают отношения между техническими инструментами и участниками ОД в рамках алгоритмизированных правил и норм.

3 Экосистема ИД современных ОД

Выявление особенностей ИД позволило спроецировать экосистему ИД, которая включает в себя аспекты взаимодействия ОД с социальными и политическими институтами на макро- и мезоуровне, коммуникации отдельных индивидов на микроуровне в процессе решения социальных проблем, передачу информации, проведение офлайн- и онлайн-мероприятий. В структурном плане экосистема ИД - это совокупность множества взаимосвязанных субъектов, которые обеспечивают институционализацию движений (формирование, структурирование, развитие движения). К таким субъектам относятся отдельные индивиды, социальные и политические институты современного общества. В концептуальном плане современная экосистема предполагает взаимодействие участников с ИС, которая определяет правила и нормы и предоставляет возможности для участия в общественно-политической жизни. Ядро ИД - это проектная деятельность участников ОД, конструирование реальности в процессе участия в общественной и политической жизни в онлайн- и офлайн-пространствах.

Успешность ОД зависит от того, какие возможности предоставляются ИС, и насколько эффективно их используют участники ОД в процессе коммуникации и конструирования реальности. В рамках онтологического подхода возможности следует рассматривать в формальном и содержательном аспектах. В формальном аспекте возможности являются компонентом ИД, который конструируется участниками ОД и другими социальными субъектами в рамках определённой ИС. Участники ОД мобилизуют и создают ресурсы (например, ресурсы социального капитала), в Интернете и в социальных сетях ОД организовывается, а в офлайн-пространстве экосистемы социальные связи укрепляются [24].

В содержательном аспекте возможности являются тенденцией формирования ОД и залогом его успешной деятельности в условиях цифровизации общества. Организационная, технологическая и политическая составляющие ИД оказывает влияние на динамику современных движений и способствуют их институционализации.

Способность участников ОД обладать ресурсами для общественной деятельности - это политические возможности, к которым относятся доступ к ресурсам и поддержка властей в процессе решения социальных проблем. Только при включении в экосистему политических ресурсов ОД может рассчитывать на успех [25, 26]. Благодаря выстраиванию взаимодействия с политическими институтами, требования участников ОД поддерживаются властью.

Этому способствует институциональная открытость политической системы, т.е. наличие свободных выборов, формальных правил для участников, стремящихся войти в партийную систему. Чтобы достичь результатов в деятельности ОД, необходимо сотрудничество с властью [27-29].

Современный ИД предоставляет ОД политические возможности в онлайн-пространстве. Используя цифровые технологии, большое количество участников с минимальными затратами организовываются и взаимодействуют с властью [30]. Успешность и эффективность деятельности участников ОД подтверждается решением социальных проблем, реализацией программных требований на уровне власти.

Заключение

Представлена онтологическая концептуализация ИД современных ОД как совокупности возможностей, коммуникаций, внутриплатформенных и внешних правил, формальных и неформальных норм поведения в офлайн- и онлайн-пространствах. Онтологический подход позволил выявить специфику современного ИД в содержательном аспекте, рассмотреть его компоненты и экосистему, определить возможности для успешного функционирования ОД в современных условиях.

Современные ОД - это онлайновые и офлайновые сети отношений между индивидами. В офлайн-пространстве участники применяют традиционные формы деятельности, организовывают встречи, собрания, митинги. Современный ИД способствует выработке новых стратегий деятельности ОД: «движения превращают свои действия в медийное событие», «стремятся к освещению и транслированию в СМИ» [16], используют цифровые инструменты для создания КП, выстраивают новое содержание схем конструирования реальности.

Экосистема ИД XXI века содержит новые возможности для институционализации ОД. ОД получили организационные и институциональные возможности для общения, передачи информации, продвижения проектов, привлечения внимания общества и власти к социальным проблемам. Благодаря цифровым платформам ОД мобилизуют большое количество участников и реализовывают требования на уровне власти.

Онтологическая концептуализация ИД служит основой для дальнейших исследований экосистемы ИД современных ОД. Понимание сущности ИД и оценка его экосистемы позволит лидерам и участникам ОД выстраивать стратегию деятельности в современном обществе, решать социальные проблемы, обеспечивать эффективное взаимодействие между органами власти, общественными структурами и участниками ОД.

Список источников

[1] Блумер Г. Коллективное поведение / В сб. Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С.168-215.

[2] Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.

[3] Саенко В.Н. Анализ ценностных и поведенческих установок в системе общественных движений. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. №3. С.105-106.

[4] Пунина К.А., Фадеев Г.А. #МЕТОО как технология воздействия на политику. Вестник Удмуртского университета. 2021. Т.5, №1. С.84-95.

[5] Diani M. The Concept of Social Movement. The Sociological Review. 1992. Vol.40. P. 1-25.

[6] Lee J., Abidin С. Introduction to the Special Issue of «TikTok and Social Movements». Social Media + Society. 2023. Vol.9(1). 8 p. DOI: 10.1177/20563051231157452.

[7] Searle J. Social Ontology: Some Basic Principles. Anthropological Theory. 2006. Vol.6(1). P. 12-29.

[8] Kramer B., Conrad Ju. Social Ontologies Online: The Representation of Social Structures on the Internet. Social Media + Society. 2017. Vol.3(1). DOI:10.1177/2056305117693648.

[9] Bart C. The New-New Social Movements: Are Social Media Changing the Ontology of Social Movements? Mobilization: An International Quarterly. 2021. Vol.26(3). P.343-358.

[10] Ejnavarzal H. Epistemology-Ontology relations in Social Research: A Review. Sociological Bulletin. 2019. Vol.68.(1). P.94-104. DOI: 10.1177/0038022918819369.

[11] LittleD. Social Ontology De-dramatized. Philosophy of Social Sciences. 2021. Vol.51(1). P.13-23.

[12] Cooren F. Materializing Communikation: Making the Case for a Relational Ontology. Journal of Communication. 2018. Vol.68 (2). P.278-288.

[13] Slife B. Taking Practice Seriosly: Toward a Relational Ontology. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. 2004. Vol.24(2). P.157-178.

[14] Агитон К. Альтернативный глобализм: Новые мировые движения протеста. В сб. Альтерглобализм и антиглобалистские движения в современном мире: сб. обзоров и рефератов. М., 2006. 150 c.

[15] Козлова Н., Рассадин С. Отцовские сообщества в современной России: дискурсы и практики. Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т.9, №1. С.44-57.

[16] Milani C., Laniado R Transnational Social Movements and the Globalisation Agenda: a Methodological Approach Based on the Analysis of the World Social Forum. Brazilian Political Science Review. 2007. Vol.1(2). https://www.scielo.br/j/bpsr/a/ZtFzThHrKbFtvkhCzvpH7jv/?lang=en#.

[17] Herrmann C., Rhein S., Dorsch I. #fridaysforfuture - What does Instagram tell us about a social movement? Journal of Information Science. 2023. Vol.49 (6). P.1570-1586.

[18] Harnesk D. Strategies of the Sami movement in Sweden: mobilization around grievances related to the ecological conditions of reindeer pastoralism, 2012-2022. Ecology and Society. 2023. Vol.28(4). P.8.

[19] Леньков Р.В., Колосова О.А., Ковалева С.В. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование протестного поведения молодежи в цифровой среде. Цифровая социология. 2021. Т.4, №1. С.34.

[20] Stocols A. The insurgent smart city: How a social movement created an alternative imaginary of the smart city. Journal of Urban Affairs. 2023. Vol.1(18). DOI:10.1080/07352166.2023.2216887.

[21] Dijk T.A. Analyzing frame analysis: A critical review of framing studies in social movement research. Discourse Studies. 2023. Vol.25(2). P.153-178. DOI:10.1177/14614456231155080.

[22] Фадеева И.В. Хэштег как инструмент влияния в современном медиапространстве. Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №9. С.178-179.

[23] Buehling K., Heft A. Pandemic Protesters on Telegram: How Platform Affordances and Information Ecosystems Shape Digital Counterpublics. 2023.Vol.9(3). DOI: 10.1177/20563051231199430.

[24] Политика аполитичных: Гражданские движения в России 2011-2013 годов: монография / Под ред. С.В. Ерпылева, А.В. Магун. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 480 с.

[25] Tarrow S. Power in Movement. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Р.1-25.

[26] Tilly C. From mobilization to revolution. Reading, MA: Addison-esley, 1978. Р.425-447.

[27] Milan C., Dolenec D. Social movements in Southeast Europe: from urban mobilisation to electoral competition. East European Politics. 2023. Vol.39(4). P.577-587. DOI:10.1080/21599165.2023.226799.

[28] Игнатьева О.А. Особенности властных отношений в цифровую эпоху. Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2022. №1. С.45-51.

[29] Bradlow B. Urban social movements and local state capacity. World Development. 2024. Vol.173. P.106415. DOI: 10.1016/j.worlddev.2023.106415.

[30] Гольбрайх В.Б. Социальные сети как ресурс для институционализации общественного движения (на примере конфликта вокруг строительства мусорных полигонов в Архангельской области). Власть и элиты. 2020. Т.7, №1. С.183-203.

Сведения об авторе

Скобелина Наталья Анатольевна, 1971 г. рождения. Окончила Волгоградский государственный университет в 1995 г., д. социолог. н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета. В списке научных трудов более 100 работ в области социологии общественных движений, политической социологии, теории социальной работы. ORCID: 0000-0002-2108-187X; Scopus Author ID: 57195031702; РИНЦ: 1598-5858. fet71fet@rambler.ru.

Пч

у

Поступила в редакцию 28.02.2024, после рецензирования 14.05.2024. Принята к публикации 20.05.2024.

® I Scientific article DOI: 10.18287/2223-9537-2024-14-2-196-204

Ontology of institutional design of modern social movements

© 2024, N.A. Skobelina

Volgograd State University, Volgograd, Russia Abstract

The article offers an ontological conceptualization of the institutional design of social movements and outlines its functioning mechanism in modern society. The purpose of the article is to identify the specifics of the institutional design of contemporary social movements. Institutional design is described as an integrated unity of virtual and real practices, incorporating a technological component. The core of this design is the project activity of social movement participants, and the construction of the reality through their participation in social and political life in both online and offline spaces. An ecosystem of design is presented, which includes a structure of opportunities and conditions for the creation, functioning, and institutionalization of social movements. Within this ecosystem, participants interact with an institutional environment that contains rules and regulations, as well as opportunities for participation in socio-political life. In a digital society, social movement participants have tools to create new algorithms for constructing reality using mobile applications and social networks. The ecosystem of institutional design expands as social movements gain political opportunities and organize both offline and online interactions with government authorities to address social issues.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: social movements, institutional design, ontological approach, conceptualization, ecosystem, communication practices.

Citation: Skobelina N.A. Ontology of institutional design of modern social movements [In Russian]. Ontology of designing. 2024; 14(2): 196-204. DOI: 10.18287/2223-9537-2024-14-2-196-204.

Conflict of interest: The author declares no conflict of interest.

List of figures

Figure 1 - An integrated model of the mutual influence of institutional design, social movements and the institutional environment

Figure 2 - Scheme of activities of a participant in modern movements

References

[1] Blumer H. Collective behavior / In the collection of American Sociological Thought [In Russian]. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1994. P.168-215.

[2] Touraine A. The return of an active person. An essay in sociology [In Russian]. Moscow: Scientific world, 1998. 204 p.

[3] Saenko VH. Analysis of value and behavioral attitudes in the system of social movements [In Russian]. Telescope: Journal of Sociological and Marketing Research. 2021; 3: 105.

[4] Punina KA, Fadeev GA. #METOO as a technology for influencing politics [In Russian]. Bulletin of the Udmurt University. 2021; 5(1): 84-95.

[5] Diani M. The Concept of Social Movement. The Sociological Review. 1992. Vol.40. P. 1-25.

[6] Lee J, Abidin C. Introduction to the Special Issue of «TikTok and Social Movements». Social Media + Society. 2023; 9(1). DOI: 10.1177/20563051231157452.

[7] Searle J. Social Ontology: Some Basic Principles. Anthropological Theory. 2006; 6(1): 12-29.

[8] Kramer B, Conrad Ju. Social Ontologies Online: The Representation of Social Structures on the Internet. Social Media + Society. 2017; 3(1). DOI: 10.1177/2056305117693648.

[9] Bart C. The New-New Social Movements: Are Social Media Changing the Ontology of Social Movements? Mobilization: An International Quarterly. 2021; 26(3): 343-358.

[10] Ejnavarzal H. Epistemology-Ontology relations in Social Research: A Review. Sociological Bulletin. 2019; 68(1): 94-104. DOI: 10.1177/0038022918819369.

[11] LittleD. Social Ontology De-dramatized. Philosophy of Social Sciences. 2021; 51(1): 13-23.

[12] Cooren F. Materializing Communikation: Making the Case for a Relational Ontology. Journal of Communication. 2018; 68(2): 278-288.

[13] Slife B. Taking Practice Seriosly: Toward a Relational Ontology. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. 2004; 24(2): 157-178.

[14] Agiton K. Alternative globalism: New world protest movements [In Russian]. In: Alterglobalism and anti-globalist movements in the modern world: collection of reviews and abstracts / RAS. INION [In Russian]. Moscow: .2006. 150 p.

[15] Kozlova NN, Rassadin SV. Paternal communities in modern Russia: discourses and practices [In Russian]. Social and humanitarian knowledge. 2023; 9(1): 44-57.

[16] Milani C, Laniado R. Transnational Social Movements and the Globalisation Agenda: a Methodological Approach Based on the Analysis of the World Social Forum. Brazilian Political Science Review. 2007; 1(2). https://www.scielo.br/j/bpsr/a/ZtFzThHrKbFtvkhCzvpH7jv/?lang=en#.

[17] Herrmann C, Rhein S, Dorsch I. #fridaysforfuture - What does Instagram tell us about a social movement? Journal of Information Science. 2023; 49(6): 1570-1586.

[18] Harnesk D. Strategies of the Sami movement in Sweden: mobilization around grievances related to the ecological conditions of reindeer pastoralism, 2012-2022. Ecology and Society. 2023; 28(4): 8. DOI: 10.5751/ES-14434-280408.

[19] Lenkov RV, Kolosova OA, Kovaleva SV. Socio-psychological diagnostics and forecasting of protest behavior of youth in the digital environment [In Russian]. Digital Sociology. 2021; 4(1): 34.

[20] Stocols A. The insurgent smart city: How a social movement created an alternative imaginary of the smart city. 2023. DOI: 10.1080/07352166.2023.2216887.

[21] Dijk TA. Analyzing frame analysis: A critical review of framing studies in social movement research. Discourse Studies. 2023; 25(2): 153-178. DOI: 10.1177/14614456231155080.

[22] Fadeeva IV. Hashtag as an instrument of influence in the modern media space [In Russian]. International Scientific Research Journal. 2021; 9: 178-179.

[23] Buehling K, Heft A. Pandemic Protesters on Telegram: How Platform Affordances and Information Ecosystems Shape Digital Counterpublics. 2023; 9(3). DOI: 10.1177/20563051231199430.

[24] Politics of the apolitical: Civil movements in Russia 2011-2013: handbook. Ed. SV. Erpyleva, AV. Magun [In Russian]. Moscow: New Literary Review, 2015. 480 p.

[25] Tarrow S. Power in Movement. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P.1-25.

[26] Tilly C. From mobilization to revolution. Reading, MA: Addison-esley, 1978. P.425-447.

[27] Milan C, Dolenec D. Social movements in Southeast Europe: from urban mobilisation to electoral competition. East European Politics. 2023; 39(4): 577-587. DOI:10.1080/21599165.2023.226799.

[28] Ignatieva OA. Features of power relations in the digital age [In Russian]. Political conceptology: journal of meta-disciplinary research. 2022; 1: 45-51.

[29] Bradlow B. Urban social movements and local state capacity. World Development. 2024; 173: 106415. DOI:10.1016/j.worlddev.2023.106415.

[30] Holbreich VB. Social networks as a resource for the institutionalization of a social movement (using the example of the conflict over the construction of landfills in the Arkhangelsk region) [In Russian]. Power and elites. 2020; 7(1): 183-203.

About the author

Natalia Anatolievna Skobelina (b. 1971) graduated from the Volgograd State University (Volgograd-city) in 1995, PhD (2014). She is a Professor at the Volgograd University (Department of Pedagogy, Psychology and Social Work). The list of scientific works includes more than 100 works in the field of sociology of social movements, political sociology, and theory of social work. ORCID: 0000-0002-2108-187X; Author ID (Scopus): 57195031702; PHH^ 15985858. fet71fet@rambler.ru,

Received February 28, 2024, RevisedMay 14, 2024. Accepted May 20, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.