Научная статья на тему 'Онтологическое понимание смысловых пределов семантических коннотаций антиномий символа О. П. А. Флоренского'

Онтологическое понимание смысловых пределов семантических коннотаций антиномий символа О. П. А. Флоренского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
213
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ДИСКУРС / СМЫСЛ / АНТИНОМИЯ / ДУХОВНОСТЬ / БЫТИЕ / ДИАЛЕКТИКА / АБСОЛЮТ / СИМВОЛ / ОНТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Губанов Сергей Александрович

В данной исследовательской работе значительная часть внимания сосредоточена на выявлении сущностных характеристик смысловых пределов антиномий символа в отношении привносимых ими в онтологический дискурс пространства смысловых коннотаций, оказывающих влияние на природу их понимания в творчестве о. П.А. Флоренского. Доминантами формирования парадигмы смысловых коннотаций антиномий символа становится функционирование двух уровней их развития: пространственно-временная модель Бытия и европейское искусствознание, которые в то же время не исчерпывают их многозначную сущность. Особое место в работе занимает рассмотрение онтологии символа, которая определяется в виде одной из фундаментальных единиц смыслового познания человеком культурного пространства Бытия в мировосприятии о. П.А. Флоренского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онтологическое понимание смысловых пределов семантических коннотаций антиномий символа О. П. А. Флоренского»

УДК 141

Губанов Сергей Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

тагкегб 186@list. ги

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛОВЫХ ПРЕДЕЛОВ СЕМАНТИЧЕСКИХ КОННОТАЦИЙ АНТИНОМИЙ СИМВОЛА о. П.А. ФЛОРЕНСКОГО

В данной исследовательской работе значительная часть внимания сосредоточена на выявлении сущностных характеристик смысловых пределов антиномий символа в отношении привносимых ими в онтологический дискурс пространства смысловых коннотаций, оказывающих влияние на природу их понимания в творчестве о. П.А. Флоренского. Доминантами формирования парадигмы смысловых коннотаций антиномий символа становится функционирование двух уровней их развития: пространственно-временная модель Бытия и европейское искусствознание, которые в то же время не исчерпывают их многозначную сущность. Особое место в работе занимает рассмотрение онтологии символа, которая определяется в виде одной из фундаментальных единиц смыслового познания человеком культурного пространства Бытия в мировосприятии о. П.А. Флоренского.

Ключевые слова: пространство, дискурс, смысл, антиномия, духовность, Бытие, диалектика, абсолют, символ, онтология.

Символизм есть больше, чем философское учение, он есть целое жизнеощущение, опыт. Символ часто понимается уничижительно, как знак, внешний, произвольный, субъективный... Но символы делает символами не это, произвольное и обманчивое их употребление, но их реализм, то, что символы живы и действенны; они суть носители силы, некоторые конденсаторы и приемники мировой энергии.

М. Хайдеггер

рассуждениями и не анализируя конкретные стилевые явления и персоналии. Центром его исследовательских постижений была, прежде всего, православная икона, выступающая в качестве необыкновенного символа духовного средоточия и антиномии символа антропологического единения в пространстве жизненного процесса: «Таким образом, философия о. Павла Флоренского, особенно в части обоснования и раскрытия феномена православной духовности, может не только свидетельствовать о продолжении и жизненности христианского философствования в целом, а и представлять собой апологию христианства в наши дни, аналогичную по задачам той, которая стала знаковой в первых веках нашей эры и привела, в конце концов, к победоносному утверждению веры Христовой» [3, с. 57]. Однако, анализируя иконопись, он говорил о ней именно то, что читатель начала прошлого века был в состоянии понять, благодаря воздействию важнейших стилей и форм современной ему культуры - прежде всего литературного и художественного символизма.

Онтологическая сущность второго достаточно важного феномена состоит в неопределимо

ид

Дд

олагающерг

олагающег

искурс онтологического воззрения на действительность Флоренский фиксировал в виде духовного согласия, предполагающего то, чтобы по пути научных изысканий и размышлений в разных областях его вел Святой Дух, его символ провидений и благодат-ности. И различные экскурсы в область искусства с особенной яркостью высвечивают феномен этого диалога с Богом, открывающим ученому пути, которые его мысль должна осветить и прояснить для науки и духовного сознания его современников и последователей.

В искусствоведческом наследии Флоренского поражают несколько совершенно четко взаимодействующих между собой и в то же время дифференцирующих собственную сущность момента. Первый онтологически соотносится с постулатом, эксплицирующим поразительную чуткость его мыслительной деятельности к художественному контексту пространства и времени как одних из первооснов познания Бытия. В своих рассуждениях о. Павел крайне мало обращался к генезису современного ему искусства, ограничиваясь, в основном, общетеоретическими

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

© Губанов С.А., 2010

близкой связи суждений о. Павла об искусстве с фундаментальными проблемами современного ему европейского искусствознания. Интегративное начало таких суждений мотивировалось двусторонними поисками, связанными как с научными исследованиями Венской школы - крупнейшего очага искусствоведческой мысли первой трети прошлого века, так и с набирающей силу в Германии 1920-х годов иконологией. В области искусствознания о. Павел Флоренский представляется человеком своего времени и своей конфессиональной традиции, консолидирующей в себе не только ее высокие откровения, но также ее идеологические стереотипы и предрассудки. Особенность неповторимого взгляда на развитие христианской культуры формировалась в контексте предубеждения ведущих русских духовных мыслителей по отношению к христианской культуре Запада, что особенно ярко проявилось в православной эстетике Серебряного века. В эту эпоху разговор об иконописи или русском храмовом зодчестве был немыслим без жесткой эстетической апологетики и обязательного противопоставления иконы западной религиозной картине (разумеется, не в пользу последней) или архитектурной гармонии русского храма так называемому «мрачному аскетизму» готических базилик. Сравнение русского духовного религиозного мировоззрения с западным восприятием религиозной культуры использовалось по любому поводу, в том числе и в ситуациях, когда без него спокойно можно было вполне свободно обойтись. Непосредственно анализ художественных феноменов православной культуры нередко понимался как определенная система доказательств их превосходства над аналогичными явлениями католической и протестантской традиций (причем у наиболее критических авторов искусствоведение плавно переходило в усердную апологию вероучения). Однако проблема антиномии духовной культуры России и Запада, выявление специфики ее онтологических точек соприкосновения и расподобления - тема отдельного культурологического исследования. В рамках же данной работы важной задачей является идентификация экспликации антиномии символа в пределах куль-турфилософской концепции о. П.А. Флоренского. На уровне поставленной задачи мы попытаемся выявить и определить уникальные и универсальные онтологические особенности антиномии символа в размышлениях философа как

методологического инструмента для познания духовного феномена культуры и корреляции с ним антропологических установок в дискурсе Бытия в целом.

Одной из распространенных и в детальном отношении широко разработанных категорий феноменологического анализа культуры в теоретическом отношении следует признать категорию «символа». Именно он становится центральным элементом разнообразных культурологических построений в творчестве не только П.А. Флоренского, но и других исследователей феноменологической природы культурфилософии действительности. Категории символа оказываются настолько универсальной онтологически интеграционной структурной системой, что предоставляют возможность увидеть сопричастность антропологического Бытия к органическому единству Абсолютного и установить саму погранич-ность трансцендентной и имманентной областей реальности, то есть место их встречи, в качестве особой онтологической области: «Человек оказывается в зависимости от этих метафизических обстоятельств, но именно они делают его место центральным в бытии <...>. Человек оказывается не просто медиумом при таком положении дел, ведь его духовное местоположение в таком космосе центрально, а сам космос в духовном отношении антропоцентричен» [4, с. 80]. Совмещение, точнее, конструктивизация подобной области, образует возможную модель антиномии символа реальности, воссоздает ее духовную сущно-стность и феномен духовной синхронии.

Признание антиномии символа духовным стержнем, располагающимся между уровнями имманентного и трансцендентного, помогает Флоренскому диагностировать символ в разрезе того, что его логическое присутствие в реальности не определяет саму его содержательность, а только лишь монументальность идентификации данности в качестве продукта мировоззрения. Поэтому антиномия символа - это лишь отвлеченное условие человеческого миросозерцания, абстрактная модель гностицизма. Методология процесса познания стимулирует состояния антиномий символа только преимущественно в имманентных формах, то есть углубляет представление о содержательности явления, раздвигает границы его онтологической перспективы. По мнению Флоренского, полноценный дискурс антиномии символа ретранслируется в процессе

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

73

стагнации его смысловой диалектики в пределах трансцендентальности, где происходит совершенствование, обновление и эсхатологичность бы-тийственных состояний.

Одновременно с этим антиномия символа истолковывается мыслителем как доминанта пространственно-временной модели человеческого естества, организующее и реорганизующее духовное познание вещи не через смысловую яв-ленность ее категорий (хотя это тоже имеет место быть), а через онтологическое созидание и воплощение совмещения дихотомии имманентности и органической природы трансцендентности как конечной ипостаси в представлениях сознания об объективной, символьной стороне объекта: «По утверждению Флоренского, в познании природы идея единства и связанности всех явлений мира и человека, их восприятие как неделимого целого неизбежно должны превалировать над фрагментарной картиной бытия» [6, с. 69]. Другими словами, когда человеческое познание достигает предельной чистоты объективности суждений, тогда и наблюдается истинное постижение антиномии символа явления в самых разнообразных его вариациях, эксплицируется момент смыслового катарсиса, результатом которого становится признание Бытия в форме превосходящего и переживающего самого себя антиномического единства символического таинства: «Бытие, которое больше самого себя, - таково основное определение символа, - отмечает П.А. Флоренский. - Символ - это нечто, являющее собою то, что не есть он сам, больше его, и, однако, существенно чрез него объявляющее-ся»[5, с. 287].

Отмеченное в размышлениях Флоренского в формальном отношении понятие символа раскрывается как органическое двуединство «символизирующего» (вещества, феномена) и «символизируемого» (идеи, ноумена), когда между идеей и вещью возникает не просто смысловое, но реальное тождество: «Монады как реальные логические единицы сливались бы в неразличимое, стихийное единство, но как духовные, обожженные, состояния они едино-сущны, но и раз-но-ипостасны» [1, с. 47]. Этим утверждением верифицируется не только природа антиномии символа, но и антиномия познания человеком символических томлений в явлениях действительности. Представляясь содержащимся в реальности компонентом, антиномии символа обладают спе-

цифической онтологической способностью прочитывать духовные категории, составляющие сущностную ипостась вещи, и открывать, в буквально смысле, завуалированное таинство объекта познания, углубляющее, тем самым, содержание символической природы познаваемого, его теургического единства.

Модель теургического единства Абсолютного в чем-то таинственно определенном, конкретно выраженном - антиномии человеческого духа и духовности, познающегося явления - и есть одна из онтологически зафиксированных ипостасей о представлении символа как нерасторжимого духовного целого на части и ретрансляции духовной природы познающегося объекта в качестве ноуменального сегмента картины символа: «Бог не есть нечто физическое, что можно познать с помощью органов чувств, единственным методом Его познания, по Флоренскому, является духовное самосовершенствование, а последним этапом - восхищение, о котором говорится во «Послании к Филиппийцам» [2, с. 62]. Область движения антиномий, происходящая вокруг символа, внутри него и через него, детерминирует культивацию духовных средоточий Бытия, преимущественно располагающихся в предельных смысловых соответствиях чувственно постигаемых вещей имманентным сознанием. Только исключительность этого состоит в том, что любая опосредованная смысловая субстанция вещи осознается в процессе ее умозрительного расщепления не как окончательная граница истолкования объекта, а как нечто большее, символическое.

Таким образом, символическая антиномия вещи не замыкается в собственном, подчас индивидуальном содержательном единстве, а при помощи человеческого прочувствования ее ноуменальной энергии источает еще больший, превосходящий от известного, установленного синергетический потенциал, придающий творческому открытию мысли неисчислимую доминанту онтологических открытий. Приоритетная особенность претворения антиномии символа в реальности, в размышлениях Флоренского, состоит в самости антиномического движения в символической синхронии Бытия, где оно воспринимается в форме живого, безгранично-органического начала парадигмы (идейной сущности) явления, в которой интегрируются амбивалентно различные системы познания символа.

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

Библиографический список

1. Ахунзянова Ф. Т. Понятие Софии - Вечной Женственности в эстетике Серебряного века (Вл. Соловьев, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский) // Энтелехия. - 2005. - №10. - С. 47.

2. Груздева Е.Ю. Пути постижения Бога в трудах Флоренского и Розанова // Энтелехия. - 2008. -№18. - С. 62.

3. Матюшко Б.К. Отец Павел Флоренский и феноменология православной духовности //

Энтелехия. - 2008. - №18. - С. 57.

4. Океанская Ж. Л. Язык и космос в книге «Философия имени» С.Н. Булгакова // Энтелехия. -2005. - №10. - С. 80.

5. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. -М., 1990. - С. 287.

6. Яковлев В.Ю. Философия всеединства П.А. Флоренского в контексте оснований современной науки // Энтелехия. - 2005. - №10. - С. 69.

УДК 306

Зленко Галина Александровна

Костромской государственный технологический университет

[email protected]

ФЕНОМЕН ДИАЛОГА РУССКОЙ И НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУР В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ В. НАБОКОВА

В статье рассматривается проблема диалогичности культурного пространства, дается анализ теоретических аспектов взаимодействия культур сквозь призму раннего творчества В. Набокова.

Ключевые слова: диалог культур, периферийное зрение, раннее творчество Набокова.

Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Слово «диалог» происходит от греческих dia - «два» и logos - «понятие», «мысль», «разум», «язык» и означает, следовательно, встречу двух сознаний, логик, культур. Бинарность -одна из универсальных структур всей действительности: социальной, культурной, психологической, языковой. Диалог - это общение с культурой, реализация и воспроизводство её достижений, это обнаружение, понимание и взаимопроникновение ценностей других культур. Он является необходимым условием научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог - это понимание своего «Я» через другого. Понятие диалога актуально для современной культуры [7, с. 9-32].

Проблему диалога, как формы межчеловечес-кого общения, учёные умы постигали с древних времён, но особенно глубоко к диалогизму обратились немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг при осмыслении категории субъекта и его познающих возможностей, субъектных и межсубъектных отношений. Далее, развивая идеи Фихте об инаковости и взаимообусловленности «я» и «другого», Л. Фейербах открыл тему диалога для XX века.

В ХХ веке философы-культурологи, такие как М. Бубер, М. Бахтин, В. Библер, полагали, что

осмысление культуры возможно лишь через точки соприкосновения отличающихся друг от друга культур. Смысл этих идей заключен в утверждении, что обладать культурой - значит быть вне собственного бытия, т.е. вступать в общение с другими. Только в этом общении (в диалоге) культура обнаруживает сама себя и понимает свою уникальность. Культурный диалог есть не просто сравнение или взаимодействие культур: он способствует логическому порождению новых смыслов культуры.

Современные культуры сформированы в результате длительного культурного диалога. В историческом плане обращение к диалогу всегда является свидетельством смены научной парадигмы. Возникновение диалога в античности было показателем того, что мифическое сознание сменялось философско-дискурсивным, критическим сознанием. Диалоги эпохи Возрождения показывают, что формируется новая парадигма, новый тип сознания. Современная культура тоже начинает переходить к новому типу бытия человека в культуре. В XX веке культура смещается в эпицентр человеческого бытия, что происходит во всех сферах жизни. Диалог культур - это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является взаимопонимание. Совершенно справедливо замечено исследователем, что «в глубинной идее диалога культур фор-

© Зленко Г.А., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.