УДК 13
Ишкова Александра Евгеньевна
Ishkova Aleksandra Evgenevna
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
ONTOLOGICAL STATUS OF THE NOTION "LINGUISTIC IDENTITY" AS A PHILOSOPHICAL NOTION
В статье анализируется понятие «языковая личность» и подходы к изучению человека и личности в системе философско-антропологических знаний, а также выявлены аспекты изучения языковой личности в системе лингвоантропологических наук. Обозначены основания для определения статуса понятия «языковая личность» в рамках философской антропологии
The article analyzes the notion «linguistic personality» and approaches to study of a human and personality in the system of philosophical-anthropological knowledge. There are also aspects of linguistic personality study in the system of linguo-anthropological sciences. The grounds for determination of status of the notion «linguistic personality» are designated within the framework of philosophical anthropology
Ключевые слова: человек, личность, языковая лич- Key words: person, personalty, linguistic personality, lin-ность, лингвистическая антропология, философская guistic anthropology, philosophical anthropology антропология
Проблема изучения онтологического статуса языковой личности (далее -ЯЛ) назрела, так как изучение языковых проблем вышло за пределы чисто лингвистических наук в связи с развитием в науке антропологической парадигмы. Лингвисты в своих исследованиях все чаще ссылаются на философов, культурологов, социологов, психологов. Философы, в свою очередь, при анализе сущ -ностных характеристик человека подчеркивают его ментальные, социально-языковые особенности. Исследователь в области лингвокульту-рологии С.Г. Воркачев отмечает основные исторические этапы изучения взаимосвязи «язык
- человек»: «язык во все времена оставался наиболее яркой идентифицирующей характеристикой этноса, еще Пифагор "для познания
нравов какого ни есть народа" советовал, прежде всего, изучить его язык. Столь же неоспорима связь языка с культурой, орудием и ипостасью которой он является ... в более сильной, гностической формулировке, отраженной в Евангелии от Иоанна, он несет в себе источник всего сущего ("В начале было слово."), в том числе и самого человека. Тем не менее, макролингвистическая проблематика (язык/ общество/культура/ личность), интерес к которой достиг своего апогея в трудах В. фон Гумбольдта, Г. Штейнталя, К. Фосслера и А.А. По-тебни, в первой половине ХХ в. была оттеснена на второй план достижениями структурализма, ограничивавшегося исследованием языка "в себе и для себя". Однако уже с конца прошлого века в рамках изменения научной
парадигмы гуманитарного знания маятник начинает двигаться в обратную сторону, и на место господствующей сциентистской, системноструктурной и статической парадигмы приходит парадигма антропоцентрическая, функциональная, когнитивная и динамическая, возвратившая человеку статус "меры всех вещей" и вернувшая его в центр мироздания» [3; С. 64].
Задача данной статьи - показать, что речевая характеристика человека является его сущностной характеристикой и раскрывается через осмысление понятия ЯЛ. Представляется, что данное понятие применимо при анализе человека и в системе философско-антропологического знания. Актуальность указанной проблематики подчеркивает тот факт, что предмет и сфера исследования лингвоантропологических наук расширяется и сближается с философско-антропологическими и философско-культурологическими науками, что дает возможность через анализ языка речевой деятельности более глубоко познать человека, личность, общество. В рамках данной статьи проанализируем понятия «человек», «личность», рассмотрим значимость речевой деятельности в структуре анализа человека и приблизимся к определению онтологического статуса ЯЛ в системе философско-антропологического знания.
Итак, человек - это одно из ключевых понятий как философии, так и основной предмет философской антропологии. Философско-антропологические науки исследуют сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа, его цели, идеалы и пути их достижения. Человек понимается в философии как «телесно-душевно-духовное существо, которое проявляет себя как личность: способность к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения, на основе которых развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка на-
блюдений и знаний, а также все более увеличивающиеся разделение труда, расширяющееся познание природы и господства над природой (культура)» [5; С. 932]. Такое толкование человека подчеркивает его главные проявления: речь, целенаправленная деятельность, совместная деятельность (на основе общения), создание культуры (как результат познавательной, целенаправленной деятельности в социуме). Отсюда видно, что общение, речевая деятельность - это та особенность, которая лежит в основе сознательной деятельности человека и позволяет ему во взаимодействии с помощью общения с себе подобными создать различные сообщества, своеобразные культуры, совершенствовать эти культуры на протяжении всего исторического пути развития того или иного общества.
Личность активно изучается в системе социально-гуманитарных наук. Понятие «личность» активно используется в психологии, социологии. Следует отметить, что в социологической литературе особое внимание уделяется становлению личности - процессу социализации (процессу вхождения человека в общество). Под социализацией принято понимать освоение культурных норм, ценностей, идей, правил поведения в обществе. Таким образом, личность - это устойчивая система социально значимых свойств, качеств и черт, приобретаемых индивидом в определённом обществе под влиянием культуры, конкретных социальных общностей и групп, в жизнедеятельность которых он включен. Неотъемлемыми чертами личности, которые реализуются также и через речевую деятельность, являются самосознание, ценностные ориентации, известная автономия по отношению к обществу.
Изучение личности подводит нас к необходимости выработки позиции относительно соотношения индивидуального и социального в человеке. Ни индивидуальность, ни социальность человека не могут быть адекватно поняты вне рамок человеческой целостности, порознь друг от друга, при этом целостный человек есть неразрывное единство его индивиду-
альности и социальности. Проблема соотношения индивидуального и социального занимает важное место при изучении ЯЛ. Так, в начале XX в. на основе позитивистской методологии отечественный лингвист А.А. Шахматов раскрывал роль личности, субъективного фактора в развитии языка в «Очерке современного русского литературного языка». Описывая процесс становления национального языка и место в этом процессе человека, носителя языка, он отмечал, что «закономерность в явлениях языка сказывается не в том активном процессе, .а в том пассивном процессе. Этот пассивный процесс принадлежит коллективной среде говорящих, между тем, как актив -ный процесс зарождается в языке отдельных индивидуумов, импонирующих среде своим социальным положением, своим умом, талантами, образованием (культурностью)» [2; С. 125].
Лингвоантрополог В.А. Маслова отмечает, что «ЯЛ - социальное явление, но в ней есть и индивидуальный аспект. Индивидуальное в языковой личности формируется через внутреннее отношение к языку, через становление личностных языковых смыслов; но при этом не следует забывать, что языковая личность оказывает влияние на становление языковых традиций» [8; С. 119-121]. Личность и ее место в мире, взаимоотношения личности и общества стремились определить мыслители с давних времен. Так, философы высоко ценили автономность личности. И. Кант, например, имел в виду под этим качеством способность благодаря определённым жизненным принципам быть «господином себе самому». П. Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека» писал: «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности - не наша индивидуальность, а наша личность, а эту последнюю мы можем найти. лишь объединяясь между собой» [9; С. 207-208].
В связи с рассматриваемым вопросом интересна концепция человека и личности, представленная Н.А. Бердяевым. Философ подробно анализирует проблему человека в системе философских наук. Особое внимание
он уделяет проблеме целостного изучения человека. Ведущую роль в познании человека как целостного и сложного существа Н.А. Бердяев отводил философской антропологии: «Современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины» [4]. В свое время Н.А. Бердяев отмечал, что «целостной антропологии не было создано: видели те или иные стороны человека, а не человека целостного, в его сложности и единстве» поэтому «современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины» [4]. Двойственность и противоречивость составляют сущность человеческого сознания в теории Н.А. Бердяева. «С одной стороны, человек -природное существо, с другой - оно выше природы, человек внеприродный, иными словами, человек и природное существо, и духовное, т.е. невозможно отрицать как природную, так и надприродную сущность человека» [11]. Н.А. Бердяев указывает на то, что человека необходимо рассматривать, прежде всего, ни как объект познания (так как в этом случае невозможно целостное познание человека, а только фрагментарное), а как субъект творческой деятельности, так как в творческой деятельности, по мнению философа, раскрывается его сущность [11]. Современная отечественная лингвистическая антропология изучает ЯЛ как субъект речевой деятельности и ставит целью изучение ЯЛ в ее целостности. Новые лингвоантропологические науки исследуют различные проявления ЯЛ, которые позволяют отнести эти понятия к категории родовых [1; С. 84]. Кроме того, изучение ЯЛ открывает целый спектр проблем, требующих специальных исследований и способных подтвердить многогранность данного понятия. Так, исследователи Н.А. Бенедиктов и А.П. Бердашкевич выделяют следующий комплекс вопросов, связанных с изучением ЯЛ: «ЯЛ и мышление», «ЯЛ и сущность языка», «ЯЛ и речь», «ЯЛ и коммуникация» [1; С. 84-86]. Как нам представляется, данная позиция соотносится с позицией Н.А.
Бердяева об изучении личности как целого.
Лингвоантропологическая наука рассматривает речевые особенности ЯЛ, под которой понимается в разных случаях и человек, и индивид, и личность. Исследователи отмечают различные подходы к изучению языковой личности, «определяющие статус ее существования в лингвистике: полилектная (многочеловеческая) и идиолектная (частночеловеческая) личности (В.П. Нерознак), этносеманти-ческая личность (С.Г. Воркачев), элитарная языковая личность (О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова), семиологическая личность (А.Г. Баранов), русская языковая личность (Ю.Н. Караулов), языковая и речевая личность (Ю.Е. Прохоров, Л.П. Клобукова) и т.д.» [9; С. 120]. В психолингвистике под ЯЛ понимается, прежде всего, индивид: «комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения (речевая личность)» [4, С. 17]. В социолингвистическом понимании ЯЛ просматриваются характеристики личности «как коммуникативная личность - обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций» [6; С. 25].
Далее Н.А. Бердяев отмечает ведущую роль речи, общения в формировании и проявлении человека. «Человеческая личность может себя реализовать только в общении с другими личностями. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать обществу, но он все же и социальное существо. Личность должна отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание именно в обществе. ... Общение всегда персоналистич-но, всегда есть встреча личности с личностью, "я" с "ты" вы с "мы". В подлинном общении нет объектов, личность для личности никогда не
есть объект, всегда есть "ты"....Общение же
конкретно и экзистенциально, оно вне объективации» [11]. Такое понимание взаимосвязи личности и общества подчеркивает адекватность понятия «языковая личность». Человек обладает не только речью, но и проявляет индивидуальные и личностные качества в про-
цессе своей речевой деятельности.
Следует отметить, что в некоторой степени современные гуманитарные науки начали проявлять интерес к вопросам, связанным с языковыми и речевыми явлениями. Российский философ Е.В. Кожемякин обозначает концептуальные положения, на которых базируются социально-гуманитарные науки. Одно из них утверждает, что «человеческое пространство - время» обладает коммуникативносоциальными характеристиками и только через них может быть изучено (при этом характер взаимоотношений между людьми может рас-смативаться и как диалогичный, процессуальный, динамичный (в рамках социального кон-струкционизма, символического интеракцио-низма, феноменологических концепций общества), так и монологический структурный, статичный (в рамках структурализма). Это положение предполагает следствие: «Если категорию «человеческое» можно познать исключительно на основании коммуникативно-социальных параметров, то язык (как максимально абстрактная система кодов) и речевые акты, а также их эффекты имеют крайне важное значение при попытках описания, интерпретации и понимания как категории «человеческого», так и производных категорий («общество», «социальная реальность», «деятельность», «творчество», «наука» и т.д.). Соответственно, возникает необходимость наделить статусом сущностей ряда категорий - таких, как «речевой акт», «дискурс», «коммуникативная компетентность», «дискурсивный порядок», «идеология » и т.д.» [7; С. 205-214].
Развитие гуманитарных наук в антропологической парадигме позволяет сделать выводы относительно статуса ЯЛ в системе философских наук:
- понятие ЯЛ следует считать родовым, фундаментальным не только для лингвистики, но и для гуманитарных наук, а прежде всего для философских, так как оно позволяет обобщить знания о человеке (анализируемое понятие характеризует человека как носителя языка или языков, как носителя национальной картины мира; как носителя социально и культурно обусловленных стереотипов речевого
поведения; как субъекта речевой деятельности; в современной отечественной лингвистике антропологического направления получают распространение различные варианты понятия ЯЛ: речевая личность, коммуникативная личность и т.д., которые уточняют различные аспекты проявления ЯЛ, что подчеркивает мно-гоаспектность и широту этого понятия);
- проблема изучения языка и речи является одной из основных философских проблем, а достижения лингвоантропологических наук позволяют определить место этих явлений в характеристике человека;
- понятие ЯЛ, наряду с такими фундаментальными понятиями, как «человек», «личность», отражает как духовные основания человека (так, через язык отражается ментальность и особенности мировоззрения человека), так и телесные основания (так как устройство речевого аппарата, полушарий головного мозга обеспечивает функционирование речемыс-
1. Бенедиктов Н.А. О государственной языковой политике в Российской Федерации / Н.А. Бенедиктов, А.П. Бердашкевич. - М.: Издание Гос. Думы, 2004. - 112 с.
2. Безлепкин Н.И. Философия языка в России: к истории русской лингвофилософии /
H.И. Безлепкин. - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2002. - 272 с.
3. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропологической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки, 2001. - №
I. - С. 64-70.
4. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учебное пособие, 3-е перераб. и доп. изд. / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2001. -304 с.
5. Губин В Д. Философская антропология /
B.Д. Губин // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. -
C. 932.
Коротко об авторе________________________________
Ишкова А.Е., аспирантка, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел: 35-91-13
Научные интересы: философская антропология, фило-софия культуры, лингвистическая антропология
лительной деятельности у человека);
- философская антропология не может обойти вниманием проблемы, касающиеся речи человека, так как именно в речемыститель-ной деятельности проявляется отношение человека к себе, к другому, к обществу, к культуре, к природе, на основе особенностей языка можно выделить различные типологии человека.
Таким образом, ЯЛ - понятие, широко распространенное в современной лингвистике, является характеристикой человека, заключающей систему различных сведений о человеке. ЯЛ рассматривается преимущественно как субъект речевой деятельности, что соотносится с задачей философской антропологии -изучение личности в ее целостности и как субъекта деятельности; ЯЛ - понятие, которое позволяет целостно описать человека в проявлении его речевой деятельности, что соотносится с целью философской антропологии -изучение целостного человека. ___________________________________Литература
6. Карасик В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик - М.: Гнозис, 2002. - 333 с.
7. Кожемякин Е.А. «Дискурсивный поворот» современных социально-гуманитарных исследований //Личность. Культура. Общество. - 2007. -Вып. 4 (39) - С. 205-214.
8. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений /В.А. Маслова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
9. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М.: Наука, 1987. - С. 207-208.
10. Александров В.Н. Социология и социальная антропология в системе современного человековедения /В.Н. Александров, Г.И. Александрова, В.В. Гудзь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.conference.mdpu.org.ua/conf all/confer/20 02/conf_antro/4/aleksandrov.html
11. Бердяев Н.А. Проблема человека /Н. А. Бердяев - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philosophy. ru/library/berd/chel. html
____________________________Briefly about author
Ishkova A.E., Graduate, Chita State University (ChSU)
Scientific interests: philosophical anthropology, philosophy of culture, linguistic anthropology