Научная статья на тему 'Онтологический статус понятия «Языковая личность» в философско-антропологической парадигме'

Онтологический статус понятия «Языковая личность» в философско-антропологической парадигме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
389
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PERSON / PERSONALITY / LINGUISTIC PERSONALITY / LINGUISTIC ANTHROPOLOGY / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ишкова Александра Евгеньевна

В статье анализируется понятие «языковая личность» и подходы к изучению человека и личности в системе философско-антропологических знаний, а также выявлены аспекты изучения языковой личности в системе лингвоантропологических наук. Обозначены основания для определения статуса понятия «языковая личность» в рамках философской антропологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological status of the notion linguistic identity as a philosophical notion

The article analyzes the notion «linguistic personality» and approaches to study of a human and personality in the system of philosophical-anthropological knowledge. There are also aspects of linguistic personality study in the system of linguo-anthropological sciences. The grounds for determination of status of the notion «linguistic personality» are designated within the framework of philosophical anthropology

Текст научной работы на тему «Онтологический статус понятия «Языковая личность» в философско-антропологической парадигме»

УДК 13

Ишкова Александра Евгеньевна

Ishkova Aleksandra Evgenevna

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

ONTOLOGICAL STATUS OF THE NOTION "LINGUISTIC IDENTITY" AS A PHILOSOPHICAL NOTION

В статье анализируется понятие «языковая личность» и подходы к изучению человека и личности в системе философско-антропологических знаний, а также выявлены аспекты изучения языковой личности в системе лингвоантропологических наук. Обозначены основания для определения статуса понятия «языковая личность» в рамках философской антропологии

The article analyzes the notion «linguistic personality» and approaches to study of a human and personality in the system of philosophical-anthropological knowledge. There are also aspects of linguistic personality study in the system of linguo-anthropological sciences. The grounds for determination of status of the notion «linguistic personality» are designated within the framework of philosophical anthropology

Ключевые слова: человек, личность, языковая лич- Key words: person, personalty, linguistic personality, lin-ность, лингвистическая антропология, философская guistic anthropology, philosophical anthropology антропология

Проблема изучения онтологического статуса языковой личности (далее -ЯЛ) назрела, так как изучение языковых проблем вышло за пределы чисто лингвистических наук в связи с развитием в науке антропологической парадигмы. Лингвисты в своих исследованиях все чаще ссылаются на философов, культурологов, социологов, психологов. Философы, в свою очередь, при анализе сущ -ностных характеристик человека подчеркивают его ментальные, социально-языковые особенности. Исследователь в области лингвокульту-рологии С.Г. Воркачев отмечает основные исторические этапы изучения взаимосвязи «язык

- человек»: «язык во все времена оставался наиболее яркой идентифицирующей характеристикой этноса, еще Пифагор "для познания

нравов какого ни есть народа" советовал, прежде всего, изучить его язык. Столь же неоспорима связь языка с культурой, орудием и ипостасью которой он является ... в более сильной, гностической формулировке, отраженной в Евангелии от Иоанна, он несет в себе источник всего сущего ("В начале было слово."), в том числе и самого человека. Тем не менее, макролингвистическая проблематика (язык/ общество/культура/ личность), интерес к которой достиг своего апогея в трудах В. фон Гумбольдта, Г. Штейнталя, К. Фосслера и А.А. По-тебни, в первой половине ХХ в. была оттеснена на второй план достижениями структурализма, ограничивавшегося исследованием языка "в себе и для себя". Однако уже с конца прошлого века в рамках изменения научной

парадигмы гуманитарного знания маятник начинает двигаться в обратную сторону, и на место господствующей сциентистской, системноструктурной и статической парадигмы приходит парадигма антропоцентрическая, функциональная, когнитивная и динамическая, возвратившая человеку статус "меры всех вещей" и вернувшая его в центр мироздания» [3; С. 64].

Задача данной статьи - показать, что речевая характеристика человека является его сущностной характеристикой и раскрывается через осмысление понятия ЯЛ. Представляется, что данное понятие применимо при анализе человека и в системе философско-антропологического знания. Актуальность указанной проблематики подчеркивает тот факт, что предмет и сфера исследования лингвоантропологических наук расширяется и сближается с философско-антропологическими и философско-культурологическими науками, что дает возможность через анализ языка речевой деятельности более глубоко познать человека, личность, общество. В рамках данной статьи проанализируем понятия «человек», «личность», рассмотрим значимость речевой деятельности в структуре анализа человека и приблизимся к определению онтологического статуса ЯЛ в системе философско-антропологического знания.

Итак, человек - это одно из ключевых понятий как философии, так и основной предмет философской антропологии. Философско-антропологические науки исследуют сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа, его цели, идеалы и пути их достижения. Человек понимается в философии как «телесно-душевно-духовное существо, которое проявляет себя как личность: способность к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения, на основе которых развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка на-

блюдений и знаний, а также все более увеличивающиеся разделение труда, расширяющееся познание природы и господства над природой (культура)» [5; С. 932]. Такое толкование человека подчеркивает его главные проявления: речь, целенаправленная деятельность, совместная деятельность (на основе общения), создание культуры (как результат познавательной, целенаправленной деятельности в социуме). Отсюда видно, что общение, речевая деятельность - это та особенность, которая лежит в основе сознательной деятельности человека и позволяет ему во взаимодействии с помощью общения с себе подобными создать различные сообщества, своеобразные культуры, совершенствовать эти культуры на протяжении всего исторического пути развития того или иного общества.

Личность активно изучается в системе социально-гуманитарных наук. Понятие «личность» активно используется в психологии, социологии. Следует отметить, что в социологической литературе особое внимание уделяется становлению личности - процессу социализации (процессу вхождения человека в общество). Под социализацией принято понимать освоение культурных норм, ценностей, идей, правил поведения в обществе. Таким образом, личность - это устойчивая система социально значимых свойств, качеств и черт, приобретаемых индивидом в определённом обществе под влиянием культуры, конкретных социальных общностей и групп, в жизнедеятельность которых он включен. Неотъемлемыми чертами личности, которые реализуются также и через речевую деятельность, являются самосознание, ценностные ориентации, известная автономия по отношению к обществу.

Изучение личности подводит нас к необходимости выработки позиции относительно соотношения индивидуального и социального в человеке. Ни индивидуальность, ни социальность человека не могут быть адекватно поняты вне рамок человеческой целостности, порознь друг от друга, при этом целостный человек есть неразрывное единство его индивиду-

альности и социальности. Проблема соотношения индивидуального и социального занимает важное место при изучении ЯЛ. Так, в начале XX в. на основе позитивистской методологии отечественный лингвист А.А. Шахматов раскрывал роль личности, субъективного фактора в развитии языка в «Очерке современного русского литературного языка». Описывая процесс становления национального языка и место в этом процессе человека, носителя языка, он отмечал, что «закономерность в явлениях языка сказывается не в том активном процессе, .а в том пассивном процессе. Этот пассивный процесс принадлежит коллективной среде говорящих, между тем, как актив -ный процесс зарождается в языке отдельных индивидуумов, импонирующих среде своим социальным положением, своим умом, талантами, образованием (культурностью)» [2; С. 125].

Лингвоантрополог В.А. Маслова отмечает, что «ЯЛ - социальное явление, но в ней есть и индивидуальный аспект. Индивидуальное в языковой личности формируется через внутреннее отношение к языку, через становление личностных языковых смыслов; но при этом не следует забывать, что языковая личность оказывает влияние на становление языковых традиций» [8; С. 119-121]. Личность и ее место в мире, взаимоотношения личности и общества стремились определить мыслители с давних времен. Так, философы высоко ценили автономность личности. И. Кант, например, имел в виду под этим качеством способность благодаря определённым жизненным принципам быть «господином себе самому». П. Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека» писал: «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности - не наша индивидуальность, а наша личность, а эту последнюю мы можем найти. лишь объединяясь между собой» [9; С. 207-208].

В связи с рассматриваемым вопросом интересна концепция человека и личности, представленная Н.А. Бердяевым. Философ подробно анализирует проблему человека в системе философских наук. Особое внимание

он уделяет проблеме целостного изучения человека. Ведущую роль в познании человека как целостного и сложного существа Н.А. Бердяев отводил философской антропологии: «Современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины» [4]. В свое время Н.А. Бердяев отмечал, что «целостной антропологии не было создано: видели те или иные стороны человека, а не человека целостного, в его сложности и единстве» поэтому «современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины» [4]. Двойственность и противоречивость составляют сущность человеческого сознания в теории Н.А. Бердяева. «С одной стороны, человек -природное существо, с другой - оно выше природы, человек внеприродный, иными словами, человек и природное существо, и духовное, т.е. невозможно отрицать как природную, так и надприродную сущность человека» [11]. Н.А. Бердяев указывает на то, что человека необходимо рассматривать, прежде всего, ни как объект познания (так как в этом случае невозможно целостное познание человека, а только фрагментарное), а как субъект творческой деятельности, так как в творческой деятельности, по мнению философа, раскрывается его сущность [11]. Современная отечественная лингвистическая антропология изучает ЯЛ как субъект речевой деятельности и ставит целью изучение ЯЛ в ее целостности. Новые лингвоантропологические науки исследуют различные проявления ЯЛ, которые позволяют отнести эти понятия к категории родовых [1; С. 84]. Кроме того, изучение ЯЛ открывает целый спектр проблем, требующих специальных исследований и способных подтвердить многогранность данного понятия. Так, исследователи Н.А. Бенедиктов и А.П. Бердашкевич выделяют следующий комплекс вопросов, связанных с изучением ЯЛ: «ЯЛ и мышление», «ЯЛ и сущность языка», «ЯЛ и речь», «ЯЛ и коммуникация» [1; С. 84-86]. Как нам представляется, данная позиция соотносится с позицией Н.А.

Бердяева об изучении личности как целого.

Лингвоантропологическая наука рассматривает речевые особенности ЯЛ, под которой понимается в разных случаях и человек, и индивид, и личность. Исследователи отмечают различные подходы к изучению языковой личности, «определяющие статус ее существования в лингвистике: полилектная (многочеловеческая) и идиолектная (частночеловеческая) личности (В.П. Нерознак), этносеманти-ческая личность (С.Г. Воркачев), элитарная языковая личность (О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова), семиологическая личность (А.Г. Баранов), русская языковая личность (Ю.Н. Караулов), языковая и речевая личность (Ю.Е. Прохоров, Л.П. Клобукова) и т.д.» [9; С. 120]. В психолингвистике под ЯЛ понимается, прежде всего, индивид: «комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения (речевая личность)» [4, С. 17]. В социолингвистическом понимании ЯЛ просматриваются характеристики личности «как коммуникативная личность - обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций» [6; С. 25].

Далее Н.А. Бердяев отмечает ведущую роль речи, общения в формировании и проявлении человека. «Человеческая личность может себя реализовать только в общении с другими личностями. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать обществу, но он все же и социальное существо. Личность должна отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание именно в обществе. ... Общение всегда персоналистич-но, всегда есть встреча личности с личностью, "я" с "ты" вы с "мы". В подлинном общении нет объектов, личность для личности никогда не

есть объект, всегда есть "ты"....Общение же

конкретно и экзистенциально, оно вне объективации» [11]. Такое понимание взаимосвязи личности и общества подчеркивает адекватность понятия «языковая личность». Человек обладает не только речью, но и проявляет индивидуальные и личностные качества в про-

цессе своей речевой деятельности.

Следует отметить, что в некоторой степени современные гуманитарные науки начали проявлять интерес к вопросам, связанным с языковыми и речевыми явлениями. Российский философ Е.В. Кожемякин обозначает концептуальные положения, на которых базируются социально-гуманитарные науки. Одно из них утверждает, что «человеческое пространство - время» обладает коммуникативносоциальными характеристиками и только через них может быть изучено (при этом характер взаимоотношений между людьми может рас-смативаться и как диалогичный, процессуальный, динамичный (в рамках социального кон-струкционизма, символического интеракцио-низма, феноменологических концепций общества), так и монологический структурный, статичный (в рамках структурализма). Это положение предполагает следствие: «Если категорию «человеческое» можно познать исключительно на основании коммуникативно-социальных параметров, то язык (как максимально абстрактная система кодов) и речевые акты, а также их эффекты имеют крайне важное значение при попытках описания, интерпретации и понимания как категории «человеческого», так и производных категорий («общество», «социальная реальность», «деятельность», «творчество», «наука» и т.д.). Соответственно, возникает необходимость наделить статусом сущностей ряда категорий - таких, как «речевой акт», «дискурс», «коммуникативная компетентность», «дискурсивный порядок», «идеология » и т.д.» [7; С. 205-214].

Развитие гуманитарных наук в антропологической парадигме позволяет сделать выводы относительно статуса ЯЛ в системе философских наук:

- понятие ЯЛ следует считать родовым, фундаментальным не только для лингвистики, но и для гуманитарных наук, а прежде всего для философских, так как оно позволяет обобщить знания о человеке (анализируемое понятие характеризует человека как носителя языка или языков, как носителя национальной картины мира; как носителя социально и культурно обусловленных стереотипов речевого

поведения; как субъекта речевой деятельности; в современной отечественной лингвистике антропологического направления получают распространение различные варианты понятия ЯЛ: речевая личность, коммуникативная личность и т.д., которые уточняют различные аспекты проявления ЯЛ, что подчеркивает мно-гоаспектность и широту этого понятия);

- проблема изучения языка и речи является одной из основных философских проблем, а достижения лингвоантропологических наук позволяют определить место этих явлений в характеристике человека;

- понятие ЯЛ, наряду с такими фундаментальными понятиями, как «человек», «личность», отражает как духовные основания человека (так, через язык отражается ментальность и особенности мировоззрения человека), так и телесные основания (так как устройство речевого аппарата, полушарий головного мозга обеспечивает функционирование речемыс-

1. Бенедиктов Н.А. О государственной языковой политике в Российской Федерации / Н.А. Бенедиктов, А.П. Бердашкевич. - М.: Издание Гос. Думы, 2004. - 112 с.

2. Безлепкин Н.И. Философия языка в России: к истории русской лингвофилософии /

H.И. Безлепкин. - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2002. - 272 с.

3. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропологической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки, 2001. - №

I. - С. 64-70.

4. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учебное пособие, 3-е перераб. и доп. изд. / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2001. -304 с.

5. Губин В Д. Философская антропология /

B.Д. Губин // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. -

C. 932.

Коротко об авторе________________________________

Ишкова А.Е., аспирантка, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел: 35-91-13

Научные интересы: философская антропология, фило-софия культуры, лингвистическая антропология

лительной деятельности у человека);

- философская антропология не может обойти вниманием проблемы, касающиеся речи человека, так как именно в речемыститель-ной деятельности проявляется отношение человека к себе, к другому, к обществу, к культуре, к природе, на основе особенностей языка можно выделить различные типологии человека.

Таким образом, ЯЛ - понятие, широко распространенное в современной лингвистике, является характеристикой человека, заключающей систему различных сведений о человеке. ЯЛ рассматривается преимущественно как субъект речевой деятельности, что соотносится с задачей философской антропологии -изучение личности в ее целостности и как субъекта деятельности; ЯЛ - понятие, которое позволяет целостно описать человека в проявлении его речевой деятельности, что соотносится с целью философской антропологии -изучение целостного человека. ___________________________________Литература

6. Карасик В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик - М.: Гнозис, 2002. - 333 с.

7. Кожемякин Е.А. «Дискурсивный поворот» современных социально-гуманитарных исследований //Личность. Культура. Общество. - 2007. -Вып. 4 (39) - С. 205-214.

8. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений /В.А. Маслова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

9. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М.: Наука, 1987. - С. 207-208.

10. Александров В.Н. Социология и социальная антропология в системе современного человековедения /В.Н. Александров, Г.И. Александрова, В.В. Гудзь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.conference.mdpu.org.ua/conf all/confer/20 02/conf_antro/4/aleksandrov.html

11. Бердяев Н.А. Проблема человека /Н. А. Бердяев - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philosophy. ru/library/berd/chel. html

____________________________Briefly about author

Ishkova A.E., Graduate, Chita State University (ChSU)

Scientific interests: philosophical anthropology, philosophy of culture, linguistic anthropology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.