Карпова Е.В.
Магнитогорский государственный технический университет им. ГИ. Носова
E-mail: [email protected]
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА
В статье исследуются онтологические основания социокультурного восприятия пространства. Социокультурное восприятие пространства рассматривается как разновидность перцептивного процесса восприятия, акт бытия человека, событие его жизни, реализующее специфическую связь индивида со средой, человека с миром, имеющее самостоятельный онтологический статус.
Ключевые слова: восприятие, восприятие пространства, социокультурное восприятие пространства, событие, перцептивный процесс.
Цель данной работы - попытаться дать характеристику онтологических оснований социокультурного восприятия пространства, как разновидности перцептивного процесса восприятия, акта бытия человека, события его жизни.
С современной онтологической точки зрения поддерживаемой в той или иной степени большинством исследователей - В.А. Барабанщиковым, Д.И. Дубровским и В.А. Лекторским и др. принимается утверждение, что онтологическое основание процесса восприятия можно рассматривать как совокупность трёх компонентов: субъекта восприятия, его объекта и способа их взаимосвязи. По мнению этих авторов, «...для того, чтобы раскрыть перцептивный процесс в полном объеме, его необходимо рассмотреть в контексте жизнедеятельности - как событие, реализующее специфическую связь индивида со средой, человека с миром. В самой общей форме восприятие можно определить как чувственную связь индивида со средой или как непосредственную сопричастность человека существующей действительности. Перцептивное событие имеет собственное, относительно независимое бытие (онтологический статус), оно внутренне дифференцировано, развернут о в пространстве и времени, включено в цепь других событий» [3]. Чувственный образ открывается здесь в единстве условий своего существования и развития как компонент организованного целого. Архитектоника события, по мнению В.А. Барабанщикова, «.охватывает три плана восприятия: интерактивный, субъектный и имидженарный. Первый характеризует его источник и движущие силы (феномен восприятия), второй - психологическое содержание (преобразованная форма психики, в кото-
рую он включен), третий - механизм, структурное основание (субъект восприятия, его объект и способы их взаимосвязи)» [4, с. 29].
Интерактивный план, по мнению В.А. Барабанщикова, Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского, выражает «генезис взаимодействия субъекта восприятия с объектом, или совокупность объективных обстоятельств (детерминант) возникновения, становления, функционирования и преобразования чувственной данности индивиду определенного фрагмента действительности» [3]. Событие открывается здесь как феномен жизнедеятельности индивида, принимающий вид решения перцептивной задачи, ориентировочно-исследовательского действия, поведенческого акта либо научения (формирования или закрепления навыка). Содержанием субъектного плана является «генезис внутренних условий восприятия, интегрированных в перцептивный комплекс» [3]. Он включает различные компоненты: конативный (потребность в чувственной информации об элементах наличной ситуации, отношение к ним и оценка воспринимаемого), когнитивный (информационное содержание восприятия и способы его организации), исполнительный (перцептивный план, операционный состав восприятия), диспозиционный (перцептивная установка) и рефлексивный (степень осознанности и контроля воспринимаемого). По существу, как нам представляется, это процесс становления и развития субъекта выполняемого акта восприятия. Имидженарный план характеризует «судьбу чувственного образа как противоречивого единства информационного содержания и форм его организации (перцептивного строя, схемы и плана)» [3]. Он возникает на основе синтеза
предпосылок, сложившихся в опыте предшествующих взаимодействий индивида со средой, проходит путь внутренней дифференциации и реинтеграции информационного содержания, выполняет функцию регулятора текущего поведения и преобразуется (снимается) в рамках сменяющего его чувственного образа. Нужно отметить, что перцептивное событие выражает так же термин перцептогенез. По мнению В.А. Барабанщикова «в широком значении этого понятия наряду с развитием образа оно включает развитие онтологического основания восприятия. Такое представление позволяет, во-первых, связать восприятие с другими психическими процессами, состояниями и свойствами личности, а, во-вторых, вывести перцептивный процесс во вне, в мир отношений индивида со средой, человека с миром. Благодаря онтологическому основанию восприятие не только отражает события жизни, но и определяет их течение» [4, с. 40].
По мнению В.А. Барабанщикова, Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского «.с событийной точки зрения ядром анализа восприятия является воспринимающий - тот, кому принадлежит и кто осуществляет данный процесс. Субъект восприятия выражает особое качество, которое приобретает индивид, включаясь в систему информационного взаимодействия со средой. Как функциональное образование он складывается, развивается и проявляется в самом процессе восприятия и вне его не существует» [3]. Далее авторы перечисляют наиболее важные (конституирующие) свойства субъекта восприятия. Прежде всего, они выделяют активность субъекта - это способность инициировать перцептивный процесс, соотносить его продукты, распоряжаться собственными ресурсами (опытом, способами и средствами восприятия), создавать или видоизменять условия восприятия и благодаря этому формировать не только образ действительности, но и самого себя. Следующее свойство интегративности проявляется в целостности субъекта восприятия: он выступает как молярная единица, реализующая целостное познавательное (перцептивное) отношение индивида к наличным условиям бытия. Свойство субстанциальности субъекта - это отнесенность разномодальных психических явлений, включенных в процесс восприятия, к одной и той же объективной ин-
станции, отличной от них самих. Субъект становится основой такого способа объединения относительно простых психических функций в целое, при котором возникает новое качество, отсутствующее в каждом из них. Двуплановость как свойство - это возможность дифференциации в рамках одного и того же целого внешнего (телесная организация, состояние сенсорных систем, поведение) и внутреннего (организация перцептивных процессов, чувственный опыт, способности) планов; один проявляется через другой, выражая их тесную взаимосвязь, единство [3].
По мнению А.Н. Леонтьева содержательная характеристика субъекта восприятия может быть выведена из анализа конкретных сфер, или уровней организации бытия субъекта: «.уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа: уровень психологической, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно - исторический процесс» [6, с. 157].
Как нам представляется, в каждой из них субъект восприятия обнажает ряд качеств и свойств, открываясь исследователю особой стороной. В физической системе отношений субъект выступает как телесное существо, «погруженное» в вещно-оформленную абиотическую среду. Подобно другим телам субъект восприятия имеет массу, плотность, величину (рост), центр тяжести, обладает потенциальной и кинетической энергией, которые становятся мерой чувственно представленных свойств и отношении действительности. В рамках биологической системы отношений субъект выступает как организм, реализующий наряду с обменными, трофическими и другими жизненными процессами, ориеинтиовочную и регуляторную функции. Действительность открывается живому существу не в форме предметов созерцания, а в форме предметов потребностей и действий. Отнесенность к потребностям становится критерием значимости (полезности или вреда) элементов среды. Находясь в потоке разнообразных воздействий среды, индивид не только не теряется, но и строит свое поведение, соиз-
меряясь со свойствами окружающей его действительности. Это предполагает наличие «механизмов» поиска, выбора и использования полезной информации. К подобным «механизмам» относятся потребность в информации, средства и способы ее получения, организация чувственных данных в компактное целое, прогнозирование возможных изменений среды.
Для настоящего исследования важно представление субъекта как воспринимающую мир личность в рамках социальной системы. Здесь появляется еще один принципиальный момент: отношения между людьми. Социальная система формирует такие свойства субъекта восприятия как направленность, способности, характер, и определяет собственно человеческие способы его взаимоотношений с действительностью (деятельность, общение, игру и др.). Исключительного развития достигает коммуникативная функция, а взаимодействие человека с миром подчиняется законам общественной жизни. Исходя из анализа В.А. Барабанщикова, Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского, восприятие мира опосредствуется различными факторами: знаковыми системами, деятельностью, культурой в целом и включает в себя символическое содержание. Особое значение начинают играть не столько поиск и прием полезной информации, сколько ее интерпретация -включение в смысловые контексты или семантические поля воспринимающего. Перцептивные потребности и способы их удовлетворения наполняются социальным содержанием, усиливается волевой компонент, чувственный образ становится осознаваемым, появляется ценностная составляющая восприятия, нравственноэтический и эстетический моменты. Принимая ценности, нормы и интересы референтной группы, индивид воспринимает и себя и мир «глазами» коллективного субъекта [3]. На уровне социальной перцепции природный пласт ее организации оказывается снятым. Чувственное восприятие человека представляется как результат его исторического развития, влияния социокультурных детерминант. Вопрос о том, как социальное и культурно-историческое входит в содержание чувственного восприятия и определяет его, оказывается не менее значимым, чем вопрос о механизмах превращения физико-химического воздействия на органы чувств в «факт сознания».
По нашему мнению, хотя в разных сферах бытия «высвечиваются» различные характеристики субъекта восприятия, но это качества и свойства одного и того же целого. Действительность изначального включается в характеристику субъекта восприятия, причем не только в виде отображенного содержания, но и как состояние субъекта, форма его активности и сфера контроля. В каждой из перечисленных систем бытия субъект занимает уникальную позицию. Действительность воспринимается им в определенном ракурсе, с некоторой «точки зрения». В ходе восприятия ее содержательные проекции как бы накладываются друг на друга, сливаясь в единое целое, как сливаются пространственные характеристики поверхностей и функции предметов или же внешний вид и роли общающихся людей. Субъект предстает перед нами как узловой пункт организации бытия, центр его возмущения или перестройки. Как мы понимаем, субъект не отделен и не противостоит воспринимаемому миру, как кажется обыденному сознанию. Человек изначально погружен в этот мир и оказывается условием его существования и развития. Все, что мы видим, слышим, ощущаем, воплощается в наших действиях, актах общения или поведения, жизненном пути и, в свою очередь, определяется ими. Вплетаясь в ткань реальной жизни, восприятие само выступает как феномен жизни, задающий ее течение и смысл. Из сказанного следует, что границы восприятия размыты. Оно вбирает в себя все другие модальности психики, распространяя на них свое влияние. В этом смысле, по мнению В.А. Барабанщикова восприятие голог-рафично. «Целое, заключенное в своей части, обладает двумя удивительными свойствами. Оно подчинено основной функции - непосредственной ориентировке в действительности и открыто любым модальностям и отправлениям психики. Это позволяет ему выполнять роль связующего звена между феноменом восприятия и его жизненной основой, с одной стороны, между восприятием и остальными психическими явлениями - с другой, между восприятием и формами активности человека - с третьей. Рассматриваемое целое выражает совокупность внутренних условий восприятия взятых в их естественной взаимосвязи и взаимоотношении. Чувственная данность как бы упакована в многокачественный элемент опыта, благодаря которому
в каждый момент времени человек ориентируется и в мире, и в себе самом» [2, с. 19].
По мнению В. А. Барабанщикова Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского в качестве объекта восприятия выступает «.система обстоятельств, воздействующих на органы чувств. Объект восприятия конституируется различными факторами: физическими, географическими, экологическими особенностями среды. Нормы, правила и роли выступают как социокультурные детерминанты [3]. Объект восприятия - это не просто объективная действительность или ее отдельные элементы (материальные процессы, вещи и их свойства), а объективная действительность, взятая в определенном отношении к воспринимающему ее человеку и включающая его в качестве одного из своих компонентов. Как указывают В.А. Барабанщиков, Д.И. Дубровский и В.А. Лекторский «речь идет о форме единства индивида и среды, которая описывается в терминах «ситуации», «жизненного пространства» или «мира». Ситуация характеризует способ объединения разнонаправленных «сил» и потенций в некоторое целое, в котором цементирующая роль и инициатива принадлежат индивиду. Это его ситуация (мир), а не ситуация (мир) вообще. Объект-ситуация изначально противоречив и парадоксален: он включает в себя воспринимающего и, одновременно, противостоит ему, как нечто внешнее. Осуществляя восприятие, субъект конструирует свое бытие, одновременно, подчиняясь ему. Соответственно объект восприятия оказывается системой детерминант, и результатом активности субъекта» [3]. Объект предоставляет индивиду определенные возможности (материал, цели, пути) восприятия и накладывает на его активность определенные ограничения. По-своему он тоже активен. В этом смысле можно говорить о потенциале объекта-ситуации, формирующем течение перцептивного процесса.
Как нам представляется в ситуации всегда можно выделить два ключевых звена: самого индивида и предмет его восприятия. Позиция индивида, его ориентация в среде, температура, масса и другие свойства, включая социальную роль и статус, являются точкой отсчета, или началом многомерной системы координат объекта восприятия. Относительно субъекта то или иное событие локализуется справа или слева, спереди или сзади, ближе или дальше,
в собственном организме, на его поверхности или вне его, воспринимается раньше или позже и т. д. Границы объекта восприятия определяются ресурсами субъекта восприятия и характером выполняемой им задачи. Элементы ситуации, их свойства и отношения, непосредственно отвечающие текущей потребности или намерению субъекта, образуют актуальный предмет восприятия; это функциональный центр объекта, компонент (свойство, отношение), получивший мотивационное значение и возможность, так или иначе, влиять на взаимодействие индивида со средой. Предмет восприятия противопоставлен остальным элементам ситуации, которые потенциально отвечают иным потребностям, образуя функциональную периферию (контекст восприятия или фон). По нашему мнению центр и периферия не связаны жесткими отношениями и в процессе взаимодействия индивида со средой переходят друг в друга. При этом функциональная периферия объекта восприятия также оказывается неоднородной. В ней дифференцируются актуально и потенциально данные элементы. В последнем случае имеются в виду события, которые как-то учитываются субъектом и при определенных условиях могут быть восприняты.
По нашему мнению, можно выделить ряд свойств, присущих объекту-ситуации. Прежде всего, объект-ситуация - это система обстоятельств, развертывающаяся во времени. В связи с этим, для настоящего исследования интересно разработанное М.М. Бахтиным понятие «хронотоп», что дословно обозначает «времяп-ространство». Он называл хронотопом «существующую взаимосвязь временных и пространственных отношений» [5, с. 9]. Хронотопы концентрируют в себе различные временные реальности: время человеческой жизни, историческое время, что, в свою очередь, является своеобразным структурирующим основанием смыслового пространства, в которое вписываются значения каждого конкретного события. «Пространство осмысливается и изменяется временем», -писал М.М. Бахтин [5, с. 9]. Далее, нужно отметить, что объект-ситуация отличается динамикой и развитием. Объект никогда не дается заранее. До завершения перцептивного акта он остается неопределенным, как, впрочем, и субъект восприятия. Согласно В.А. Барабанщикову «поскольку факт перцептивной потребности ука-
зывает на недостаток или отсутствие чего-то, что должно быть чувственно отражено, объект восприятия несет момент проблемности и по своей структуре подобен задаче» [2, с. 21]. Это означает, что в нем дифференцируется данное, или наличное положение вещей, и искомое -предмет перцептивной потребности. В результате решения перцептивной задачи устанавливается новое соотношение индивида со средой, ведущее к удовлетворению исходной потребности. Восприятие требует понимания его именно как деятельности. Эта деятельность сформирована как самим поведением человека, так и действующей на него внешней средой и направлена на получение не отстраненного «объективного», а поведенчески рационализированного результата. Ещё одним свойством является то, что объект-ситуация выступает как источник чувственного содержания и, одновременно, как поле отношений и активности человека. По мнению В.А. Барабанщикова «объект «предлагает» индивиду возможные цели, пути и способы восприятия, как бы подталкивая его к тому или иному решению. Однако принятие решения становится уделом субъекта, его выбором. В объекте-ситуации положена возможность и его чувственного восприятия, и отношения к нему, и его изменения. Вне перцептивного процесса объект восприятия не существует» [1, с. 183].
Субъект и объект восприятия не только противостоят, но и предполагают друг друга. Они едины, их противоположность снимается в рамках одного и того же целого - перцептивной системы. Субъект и объект восприятия поляризуются и существуют как компоненты целого в процессе поведения (деятельности, познания, общения и т. п.) человека. Согласно В.А. Барабанщикову «движение перцептивной системы — это срез или сторона поведения, фиксирующая совокупность обстоятельств возникновения, существования и преобразования чувственной данности индивиду материальных условий его бытия. Соответственно поведение предстает как родовое образование, система взаимосвязей индивида (субъекта жизнедеятельности) со средой, которая задает условия, общее направление и смысл восприятия. Целостность перцептивного события притупляет различия в известных характеристиках восприятия: отражение, действие, решение
наглядной задачи, функция стимуляции, переработка информации и т. п. Каждая из них выражает отдельный срез процесса восприятия в целом» [4, с. 41].
Необходимость взаимодействия субъекта и объекта восприятия порождаются потребностью индивида в информации о значимых параметрах бытия. Поскольку эта потребность перманентно и непредсказуемо меняется, акт взаимодействия каждый раз происходит заново. Он совершается как обмен информацией, действиями и состояниями субъекта и объекта, их переход друг в друга, порождение одного другим. Изменение ситуации, вызванное значимым событием, с необходимостью меняет состояние субъекта, которое, в свою очередь, ведет к установлению нового соотношения индивида со средой, то есть вновь изменяет объект восприятия. Причина и следствие, процесс и его продукт непрерывно меняются местами, создавая своеобразный кругооборот, перетекание субъекта в объект и обратно. По мнению В.А. Барабанщикова «в процессе взаимодействия субъекта восприятия с объектом, в ходе развития перцептивной системы складывается перцептивный комплекс. Включая в себя источник, средства и результат собственного движения, он выступает как саморазвивающийся» [2, с. 25].
В самом общем виде движение перцептивной системы представляет собой возникновение и разрешение противоречия между индивидом и средой, выраженного потребностью в некоторой чувственной информации. Восприятие необходимо в той мере, в какой существенны для индивида текущие («здесь и сейчас») изменения среды. Они носят не только закономерный, повторяющийся, но и случайный, непредсказуемый характер. Поэтому в каждый момент времени объект восприятия оказывается в какой-то мере новым, неизвестным субъекту, а акт восприятия начинается заново. Вместе с тем в любой момент времени наличная ситуация хотя бы в общих чертах известна ему, определена. Каждый перцептивный акт оказывается одновременно новым и не новым, формируется в настоящем, но опирается на прошлое и ориентирован в будущее. Восприятие пространства -это процесс представляющий собой последовательную смену чувственных впечатлений. Он не может существовать в неизменной форме. Любая его определенность представляет мо-
мент родового движения, требующий времени и для возникновения, и для выполнения необходимой функции, и для преобразования.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы. С онтологической точки зрения социокультурное восприятие пространства - это разновидность перцептивного процесса восприятия, акт бытия человека, событие его жизни, реализующее специфическую связь индивида со средой, человека с миром, имеющее самостоятельный онтологический статус. Структура социокультурного восприятия пространства как события охватывает три плана: интерактивный, субъектный и имидженарный. Интерактивный план социокультурного восприятия пространства выражает совокупность объективных внешних обстоятельств (детерминант) возникновения, становления, функционирования и преобразования чувственной данности индивиду определенного фрагмента действительности. Событие открывается здесь как феномен жизнедеятельности индивида, принимающий вид решения перцептивной задачи, ориентировочно-исследовательского действия, поведенческого акта либо научения. Содержанием субъектного плана социокультурного восприятия пространства является генезис внутренних условий восприятия, интегрированных в перцептивный комплекс. Он включает конативный (потребность в чувственной информации об элементах наличной ситуации, отношение к ним и оценка воспринимаемого), когнитивный (информационное содержание социокультурного восприятия пространства и способы его организации), исполнительный (перцептивный план, операционный состав восприятия), диспозиционный (перцептивная установка) и рефлексивный (степень осознанности и контроля воспринимаемого) компоненты. Имидженарный план характеризует механизм, структурное основание социокультурного восприятия пространства, включает такие элементы как субъект социокультурного восприятия, объект и способы их взаимосвязи. Содержательная характеристика субъекта социокультурного восприятия пространства может быть выведена из анализа социального уровня организации бытия субъекта. Социальная система формирует такие свойства субъекта восприятия как направленность, способности, характер, и определяет собствен-
но человеческие способы его взаимоотношений с действительностью. Социокультурное восприятие пространства опосредствуется знаковыми системами, деятельностью, культурой в целом и включает в себя символическое содержание. Социокультурное восприятие человека представляется как результат его исторического развития.
Пространство как объект социокультурного восприятия существует в рамках перцептивного процесса и выступает системой обстоятельств воздействующих на органы чувств. Границы пространства как объекта социокультурного восприятия определяются ресурсами субъекта - позицией индивида, его ориентацией в среде, социальной ролью, статусом и характером выполняемой им задачи. Актуальный предмет социокультурного восприятия пространства - это функциональный центр пространства, компонент (свойство, отношение), получивший мотивационное значение и возможность влиять на взаимодействие индивида со средой. Центр пространства противопоставлен остальным элементам ситуации, которые потенциально отвечают иным потребностям, образуя функциональную периферию (контекст восприятия или фон). Центр и периферия воспринимаемого пространства не связаны жесткими отношениями и в процессе взаимодействия индивида со средой переходят друг в друга. Пространство как объект-ситуация социокультурного восприятия - это система обстоятельств, развертывающаяся во времени. Взаимосвязь временных и пространственных отношений определяется понятием «хронотоп». Социокультурное восприятие пространства, как прикосновение к сфере смысла, оказывается возможным только в том случае, когда смысл принимает знаковую форму, имеющую какое-либо пространственно-временное выражение.
По нашему мнению процесс социокультурного восприятия пространства отличается цельностью, динамикой и развитием. Субъект социокультурного восприятия пространства не отделен и не противостоит воспринимаемому пространству. Он изначально погружен в этот мир и оказывается условием его существования и развития. Субъект и объект социокультурного восприятия поляризуются и существуют как компоненты целого в процессе поведения (деятельности, познания, общения и т. п.) человека.
Соответственно поведение предстает как система взаимосвязей субъекта и объекта, которая задает условия, общее направление и смысл восприятия. Социокультурное восприятие пространства выступает как целостное перцептивное событие, состоящее из отдельных характеристик таких как: отражение, действие, решение наглядной задачи, функция стимуляции, переработка информации и т. п. Каждая из этих характеристик выражает отдельный срез процесса социокультурного восприятия пространства в целом. Динамика процесса социокультурного восприятия пространства определяется существенностью для индивида текущих изменений среды. Они носят и закономерный, повторяющийся, и случайный, непредсказуемый характер. Поэтому в каждый момент времени объект социокультурного восприятия оказывается в какой-то мере неизвестным субъекту, а акт социокультурного восприятия пространства начинается заново. Вместе с тем в любой момент времени наличная ситуация хотя бы
в общих чертах известна, определена. Каждый перцептивный акт социокультурного восприятия пространства формируется в настоящем, но опирается на прошлое и ориентирован в будущее. Социокультурное восприятие пространства - это процесс представляющий собой последовательную смену чувственных впечатлений. Развитие процесса социокультурного восприятия пространства определяется потребностью индивида в информации о существенных для его жизни и деятельности параметрах пространства. Пространство как объект социокультурного восприятия несет момент потребности и по своей структуре подобен задаче. В результате решения перцептивной задачи устанавливаются новые отношения субъекта и пространства как среды, ведущие, к удовлетворению исходной потребности. Процесс социокультурного восприятия пространства включает в себя источник, средства и результат собственного движения и выступает как саморазвивающийся.
17.06.2010 г.
Список литературы:
1. Барабанщиков В. А. Онтологическое основание перцептивного процесса // Психология индивидуального и группового субъекта. М. : 2002. С. 182-219.
2. Барабанщиков В. А. Онтологические характеристики перцептивного процесса // Психологический журнал, 2001. № 5. С. 17-28.
3. Барабанщиков В.А. Проблемы психологии восприятия / В.А. Барабанщиков, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский [Электронный ресурс] // Режим доступа - http://journal.iph.ras.ru/baraban.html. 26.11.09. 13 час. 30 мин.
4. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики / Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С. 29-46.
5. Бахтин М.М. Эпос и роман. - СПб., 2000.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
Сведения об авторе: Карпова Елена Владимировна, аспирант кафедры философии Магнитогорского государственного университета, ст. преподаватель кафедры права Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 455000, Магнитогорск, пр-т Ленина, д. 38, ауд. 275, кафедра права; тел. (3519) 298562, е-шаИ: [email protected], [email protected]
UDK 111.1 Karpova E.V.
ONTOLOGICAL FOUNDATION OF SOCIAL AND CULTURAL PERCEPTION OF SPACE
The article investigates the ontological foundation of social and cultural perception of space. Socio-cultural perceptions of space is considered to be the kind of perceptual process of perception, the act of human existence, the event of his life, realizing a specific individual’s relationship with the environment, human with the world, having an independent ontological status.
Key words: perception, perception of space socio-cultural perception of space, event, perceptual process.
Bibliography:
1. Barabanchikhov V.A. Ontological foundation of perceptual process / / Psychology of individual and group entity. - M.: 2002. pp. 182-219.
2. Barabanchikhov V.A. Ontological characteristics of the perceptual process / / Journal of Psychology, 2001. № 5. pp. 17-28.
3. Barabanchikhov V.A. Problems of psychology of perception / V.A. Barabanchikhov, D.I. Dubrovsky, V.A. Lectorsky [electronic resource] / / Access mode - http://journal.iph.ras.ru/baraban.html. 26/11/2009. 13 hours. 30 min.
4. Barabanchikhov V.A. Systematic organization and development of mental / psychological magazine, 2003, Volume 24, №1, pp. 29-46.
5. Bahtin M. M. Epos and Novel. S.-P, 2000.
6. Leontyev A. N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Politizdat. 1977.