Научная статья на тему 'Онтологические основания религиозного праксиса: феноменологический аспект'

Онтологические основания религиозного праксиса: феноменологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Городнёва Марина Станиславовна

В статье рассматривается проблема внесения феномена духовно-религиозного опыта в поле философского дискурса. Анализ данного феномена осуществляется посредством категории «религиозный праксис». Обращается внимание на специфический вариант онтологического взаимодействия сознания и бытия через практику. Предполагается перспектива применения изложенной методологии к изучению современной динамики социально-религиозных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Importance of Studying Foreign Languages for Administrative Specialists of the Joint Enterprises

The article observes the problem of introduction of spirituallyreligious experience phenomenon in the field of the philosophical discourse. The analysis of the phenomenon is performed by means of religious praxis categories. Much attention is paid to specific version of ontological interaction between consciousness and existense through practice. The perspective of the application of such methodology to the studying of the modern dynamics in socioreligious institutions is proposed.

Текст научной работы на тему «Онтологические основания религиозного праксиса: феноменологический аспект»

1. Философия культуры: становление и развитие [Текст] / под ред. М. С. Кагана. - СПб., 1998.

2. Булгаков, С. Н. Религия человекобожия в русской революции [Текст] / С. Н. Булгаков // Новый мир. - 1989. - № 10.

3. Сидорина, Т. Ю. Философия кризиса [Текст] / Т. Ю. Сидорина. - М., 2003.

4. Бердяев, Н. А. Смысл истории [Текст] / Н. А. Бердяев // Воля к жизни и воля к культуре. -М., 1990.

5. Франк, С. Л. Крушение кумиров [Текст] / С. Л. Франк // Сочинения. - М., 1990.

6. Культурология, XX век : словарь [Текст] / ред.-сост. А. Я. Левит. - СПб., 1997.

7. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцатый век [Текст] / В. С. Библер. - М., 1990.

8. Ахиезер, А. С. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) [Текст] / А. С. Ахиезер, М. А. Шуровский // Вопросы философии. - 2005. - № 3.

М.С. Городнёва,

аспирант Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАКСИСА:

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1И нтерес к проблеме актуализации духовно-религиозного опыта возникает в философии, религиоведении, социологии и психологии при изучении явлений внутренней духовной жизни человека, в частности при анализе феноменов сознания. Во второй половине XX в. в философии появляется интерес к духовно-экзистенциальной сфере человека, что свидетельствует о расширении проблематики современного социально-гуманитарного знания посредством внесения в рамки философского дискурса феномена духовно-религиозного опыта в качестве объекта изучения. Культурно-исторической формой выражения духовно-религиозных поисков человека является религия.

Определяя религию как феномен, следует выделить два измерения, в рамках которых сложилось историческое словоупотребление данной категории:

1) субъективно-личностное измерение, включающее в себя индивидуальную веру, тип религиозности, опыт, переживание и практику. Это сфера иррациональной личностной религиозности, которая противопоставляется безлично-рациональным системам и конструкциям теологии и науки (У. Джемс, Р. Генон, Р. Отто, В. Соловьев, С. Франк, И. Ильин, М. Элиаде, С. Хоружий);

2) внешнесоциальное измерение, в ареал которого входит религия как институциональное вероисповедание, традиционная конфессиональность, социальные институты, в связи с чем термин «религия» является собирательным

понятием, обозначающим поливариантность конкретных религиозных исторических образований и всевозможные эмпирические социальные явления, ими порожденные (К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский).

Два вектора внутри религии как феномена порождают дихотомию в явлении религиозной практики:

духовно-религиозная практика представлена экзистенциальным порывом стремления к достижению цели практики, а также к взаимодействию, диалогу с субъектом практики. Посредством внутреннего преображения внутренней природы субъекта религиозная практика оказывает влияние как на самого субъекта, так и на его бытие в мире. Критерием духовно-религиозной практики является момент энергийного отношения с бытием;

ритуально-религиозная практика. Ритуал по своей структуре и значимости онтологичен. При этом он имеет связь с религиозной традицией. В нем субъект является активной, движущей составляющей, но ритуал значим для бытия больше, чем для субъекта.

Религиозный опыт служит фундаментальной основой феномена религии, именно он является базисным в отношении других компонентов религии, таких, как догматика и социальные институты. В основе религии как традиции лежат психические переживания или состояния, которые позднее, в рамках уже сложившейся традиции, могут квалифицироваться в качестве религиозного опыта. Религия как форма деятельности тесно связана с духовно-субъективным уровнем религиозности, который имеет в своем онтологическом истоке праксис - энергийное действие по преображению бытия.

Категория праксиса относится ко всей сфере человеческой деятельности и мышления. Праксис в философском смысле является одним из элементов онтологической картины, олицетворяя процесс соотношения, взаимодействия сознания и бытия. Под праксисом подразумевается включенность в событие, действие, заинтересованность в результатах деятельности. Кроме того, праксис в широком смысле представляет собой ключевую компоненту для получения опыта.

При изучении феномена религиозного праксиса целесообразно применение феноменологического метода редукции Э. Гуссерля, который представляется как вариант методологии исследования глубинных основ сознания и мышления («ноэза»), а также смысла метафизических сущностей усматриваемых феноменов («ноэма»). Результатом феноменологической редукции становится выявление внутренней фундаментальной компоненты практического субъекта -«Я», которое выступает центровым смыслообразующим, объединяющим, конституирующим деятельность сознания элементом. В рамках единства ноэмати-ко-ноэтического содержания сознания как единства переживания с позиций содержания и осуществления предмет обретает свою бытийную значимость.

Осуществление первого аспекта феноменологической редукции заключается в реализации принципа «эпохе», посредством которого религиозный праксис рассматривается не как один из объектов действительности в рамках пространственно-временного взаимодействия, а как данность сознанию, что позволяет «вынести за скобки» внешние атрибуты религиозности и обратиться к смыслу,

который вносит сознание субъекта в процессе реализации духовно-онтологической стратегии религиозного праксиса. «Всякий род предметов, которому предстоит быть объектом разумной речи, донаучного, а потом и научного познания, должен сам выявиться в познании, то есть в сознании, и, сообразно смыслу всякого познания, сделаться данностью» [1, с. 13].

Первичное взаимодействие с бытием происходит через органы чувств, что вызывает переживания как динамически интенциональные переживания. Их совокупность бесконечно разнообразна и составляет поток сознания. Непрерывность актов сознания во времени указывает на принадлежность их к одной личности, представляющей собой целостность. В процессе религиозного прак-сиса сознание проявляет себя в интенциональной направленности актов сознания на предмет, вследствие чего предмет не задан, но являет себя в сознании. Направленный на предмет интенциональный акт сознания наполняется бытием этого предмета.

Интенциональность сознания как инструмент познания религиозных феноменов может быть востребована в современной феноменологии религии, представляясь не как познание внешнего и поверхностного содержания объектов, а как способ существования сознания в горизонте религиозного праксиса. Опыт интенциональности означает прежде всего нацеленность, устремленность сознания и фиксацию на определенном ментальном объекте посредством удержания его в фокусе восприятия. Итогом становится постижение очевидности и ясного различения смысловой структуры объекта концентрации. Соответственно, деятельность сознания в процессе праксиса может рассматриваться как форма умозрения.

Фундаментальной чертой метода является наличие интенциирующего субъекта - «Я есмь», то, что в феноменологии Э. Гуссерля именуется трансцендентальной субъективностью. В процессе редукции происходит интенцио-нальное обращение к уровню субъективности, который является источником волений, эмоций, чувств, оценок, суждений. Однако в рамках исследовательской задачи следует обозначить присутствие практического субъекта прежде всего как существующего в бытии, где сама связка «Я есмь» раскрывает бытие как существование.

Определение практического субъекта в качестве экзистенции говорит о возможности отношений с бытием. Так как действие практического субъекта имеет онтологическую значимость, а праксис как антропологическая стратегия трансформирует энергийный антропологический образ, то и существование объекта взаимодействия имеет не меньшую онтологическую значимость, поскольку праксис имеет характер отношений. Таким образом, практический субъект и субъект праксиса сосуществуют с самого начала, пребывая в определенном взаимодействии друг с другом. Искомое взаимодействие для практического субъекта религиозного праксиса раскрывается в акте встречи.

Проблема диалогичных отношений человека и мира в философском дискурсе выражена в экзистенциализме. Тезис М. Бубера «в начале есть отношение» онтологичен. В процессе диалога субъект раскрывается сущностью и без остатка входит в отношение, вверяя себя своему «собеседнику». Важным этапом, пред-

варяющим встречу, является обретение человеком внутреннего единства. Лишь сосредоточенное, цельное существо может выйти на встречу и удостоиться быть встреченным. Это встреча между субъектом и субъектом, поскольку субъектно-объектная матрица исключает взаимодействие через глубинную внутреннюю субъективность, являясь результатом интеллектуального разделения исследуемого объекта на логические части. С позиции рассмотрения религиозного праксиса как синергийного взаимодействия, диалога снимается детерминация жестким противопоставлением, разделяющая субъект и объект действия, где одна из сторон подчиняется воле к познанию другой. Это встреча двух субъектов, каждый из которых не претендует на другого, но стремится раскрываться сутью и доверяет себя.

Религиозный праксис следует рассматривать как диалогичный процесс, где отношение с «Ты» есть подлинная взаимность. В акте взаимодействия заключается волевая активность, выбор цели и пути самого практического субъекта, выходящего на встречу, и милость (благодать) встречающего его. Эта форма праксиса раскрывается как синергийная деятельность, выраженная в со-труд-ничестве участников отношений. Встреча становится чистой актуализацией взаимности здесь и сейчас, в настоящем. Все бытие предстает перед человеком в свете происходящей встречи. «Ты» встречает меня, но и «Я» выхожу на встречу, открываюсь навстречу с ним, это деяние направлено из глубин трансцеден-тальной субъективности.

Выстраивание отношений через приоритет усмотрения сущности Другого рассматривается как отношения в любви, в результате которых устанавливается аутентичный контакт, способствующий раскрытию субъектов диалога. Любовь выступает как интенциональная направленность отношения Я - Ты [2, с. 28]. Религиозный праксис начинается с того, что субъект готов к диалогу и желает, стремится к встрече. Через взаимодействие в любви человек постигает свою суть, трансцендентальную субъективность, осуществляя собственный теХод. Таким образом, взаимодействие практического субъекта с истоком религиозного праксиса отражаются в схеме «Б-Б», в качестве объекта праксиса выступает искомое состояние, получаемое в результате энергийного взаимодействия, встречи.

Религиозный праксис представляется как духовный процесс поэтапного внутреннего восхождения реализации смысла праксиса (теХод). Антропологическая стратегия направляет субъекта к нахождению определенного состояния. Искомое состояние сознания возникает при взаимодействии с конституируемой смысловой компонентой.

Для иллюстрации тезиса необходимо на примерах выделить ноэматический (смысловой) и ноэтический (интенция субъекта) компонент духовно-религиозной практики. В монашеской православной исихастской практике реализация смысла праксиса (духовного «делания») заключается в «стяжании Духа Святого» - в обретении личных энергийных отношений с Богом, а искомое состояние выражено энергийным концептом «обожения» человеческого существа. Духовная практика суфизма через прохождение субъектом этапов «Пути», ориентирует его на воссоединение с Богом (Возлюбленным души). В буддизме смысл праксиса отражен в достижении «нирваны», что находит свою реализа-

цию посредством обретения «просветления» через любовь и сострадание ко всем живым существам. Классическая йога, базирующаяся на философии сангхъя, искомую цель праксиса видит в освобождении Пуруши («Я») от Пракрити (материя), раскрывая это состояние через экстатическое слияние с предельной реальностью - самадхи. Из приведенных примеров очевидна взаимосвязь смысла практики и стратегии субъекта.

Исследуемая форма праксиса как энергийная деятельность представляет собой активную целеустремленность сознания к цели праксиса, что являет собой интенциональный горизонт, обозначающий край перцептуального поля, динамично изменяющийся вместе с изменением субъекта.

Антропологическая стратегия восхождения к цели праксиса состоит из поэтапных вех Пути, находящихся в едином векторе относительно установленного конституированного смысла. Эти этапы являются частью антропологической стратегии практического субъекта, постепенно подводящие его к искомому состоянию - антропологической границе. Таким образом, религиозный прак-сис как поэтапно разворачивающаяся стратегия энергийного восхождения имеет свой горизонт, а также потенциально предельную возможность апперцепции -антропологическую границу. Согласно феноменологическому подходу сознание всегда интенционально соотнесено с предметом, в связи с чем последовательность интенциональных действий имеет в своей основе природу сознания.

Согласно феноменологической установке сущность феномена независима от фактичности, однако ноэтическая активность, лежащая в основе ее конституи-рования, требует некоторого чувственного материала. Поэтому сущность феномена вплетена в эмпирический материал, который используется ноэтической активностью сознания для конституирования сущности феномена. Соответственно исток религиозного праксиса постигается как желанная потенциальная данность духовно-энергийного взаимодействия и воспринимается практическим субъектом не в эссенциальном смысле как «вещь в себе», замкнутая субстанциальность, но как смысловая сущность феномена.

Сущность феномена не может быть рассмотрена эмпирическим путем, однако она дана сознанию непосредственно в определенной форме переживаний. «Сущность (егбод) - это предмет нового порядка. Подобно тому как данное в индивидуальном или же постигающем опытным путем созерцании есть индивидуальный предмет, так данное в сущностном созерцании - есть чистая сущность» [3, с. 34]. В зависимости от культурно-исторических условий исток религиозного праксиса конституируется различно: как индивидуальный Бог, безличное божественное начало, разнообразие творящих сил и божеств и т.д.

Выявление универсальной природы смысла и цели религиозного праксиса актуально не только в качестве философско-религиоведческого концепта, но и имеет практическую значимость при научном анализе традиционных и нетрадиционных религиозных школ и предлагаемых ими систем практик. В сложившейся современной религиозной ситуации от религиоведения требуется разработка методологии исследования сущности и проявлений религии, что способствует диалогу конфессий, культур и традиций на основании признания как незыблемости свободы совести каждого индивида, так и уважения к ценнос-

тям культурных и конфессиональных традиций. Для этого необходима четкая демаркация социально-политических явлений, носящих конфессиональный оттенок и феномена духовно-религиозного праксиса, представленного как один из вариантов взаимодействия человека с бытием.

Результатом такого взаимодействия становится создание уникальных традиций как символических культурных духовно-религиозных систем, обеспечивающих идентификацию и социализацию индивидов. Понимание ценности и уникальности другой культуры посредством диалога позволит найти объединяющие человечество основания в культурно-духовном ареале, минуя национальные, религиозные и мировоззренческие конфронтации.

Библиографический список

1. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука [Текст] / Э. Гуссерль // Логос. - М., 1911. - Кн. 1.

2. Бубер, М. Я и Ты [Текст] / М. Бубер // Два образа веры. - М., 1997.

3. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии [Текст] /

Э. Гуссерль. - М., 1994.

Э.А. Шабанова,

преподаватель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

ТРАНСФОРМАЦИИ ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

^Значительный объем информации о мире поступает к человеку по лингвистическому каналу. Человек живет в мире концептов, созданных им же для удовлетворения когнитивных, духовных, социальных потребностей. На наш взгляд, особую роль в процессах трансформации языка сегодня приобретает акцентирование на возможностях языка как способа передачи информации о формах удовлетворения потребностей человека в условиях постиндустриального общества. Язык обрел новую функцию - манипулятивную. Человеческая жизнь становится особой формой игры, главным инструментом которой выступает язык, а он, в свою очередь, является «игрой со знаками». «При любом семантическом творчестве проблема состоит не в том, как изобрести смысл, но и в том, как с ним совладать» [1, с. 75].

Проблема стимулирования искусственных потребностей членов современного социума с помощью средств массовой коммуникации и информации, рекламы по-прежнему привлекает внимание представителей различных наук. Технологии СМИ, рекламы, маркетинга, несомненно, оказывают воздействие на приоритеты потребителей, на интенсификацию потребительского поведения, на рост или снижение спроса на отдельные товары и услуги в зависимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.