Научная статья на тему 'Онтологические основания маркетинга как социальной технологии в пространственно распределенной экономике евразийских стран'

Онтологические основания маркетинга как социальной технологии в пространственно распределенной экономике евразийских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / SERVICE / ТОВАР / GOODS / ВОСПРИЯТИЕ ЦЕННОСТИ ПРОДУКТА / PERCEPTION OF PRODUCT VALUE / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER SATISFACTION / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / VALUE SYSTEM / МАРКЕТИНГ МЕНЕДЖМЕНТ / MARKETING / ОНТОЛОГИЯ / ONTOLOGY / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / SOCIAL TECHNOLOGY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Птуха А. Р.

В статье рассмотрен процесс управления ценностью потребителя при создании товара и услуги предприятия при его взаимосвязи с онтологией потребителя. При этом маркетинг понимается как социальная технология, который зависит от вида онтологии, доминирующей в обществе, а ценностное пространство потребителя эволюционирует на основе его онтологии. Построение экономического взаимодействия на страновом уровне в евразийском пространстве будет происходить на основе обмена информацией о эффективных методах организации предпринимательской деятельности, маркетинговых технологиях, а также трансформации аксиологического и онтологического пространств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological foundations of marketing as a social technology in the spatially distributed economy of the Eurasian countries (Russia, Moscow)

The article discusses consumer value management in the process of creation of goods and services at enterprise in its mutual relation to the consumer ontology. Marketing is understood as a social technology that depends on the type of ontology dominating in the society, and the consumer value system as developing on the basis of this ontology. Construction of economic interaction among the countries in the Eurasian territory will take place on the basis of information on the effective methods of entrepreneurship, marketing technologies, as well as the transformation of axiological and ontological spaces

Текст научной работы на тему «Онтологические основания маркетинга как социальной технологии в пространственно распределенной экономике евразийских стран»

6. Костин К.Б. Экономическая модель общественного потребления и перспективы ее развития / К.Б. Костин // Вестник РАЕН. - 2013. - Т.17. - №.1. - C. 80-82.

7. Петрик Е. А. Интернет-маркетинг. - М.: МФПА, 2007. - 299 с.

8. Романов А.Н. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 560 с.

9. Keller K. Marketing management. / K. Keller, P. Kotler. - New Jersey: Pearson Education Inc, 2012. - P. 812.

10. Kostin K. A comparative analysis of e-marketing potential in the US, Russia and France// Proceedings of University of North Florida Conference on Teaching Research and Practice'16. Jacksonville, FL, USA. 19-20 February 2016. - P. 18.

11. Kostin K., Adams R., Samli C. Marketing in the United States and in Russia: effects of intercultural differences on strategy formulation // Proceedings of University of North Florida Conference on Teaching Research and Practice -16. Jacksonville, FL, USA. 19-20 February 2016. - P.3.

12. Nagle T. T., Hogan J. E., Zale J. The strategy and tactics of pricing: A guide to growing more profitably. - 2008.

13. Phillips R. Pricing and revenue optimization. - Stanford University Press, 2005.

14. Roberts, Zahai Internet Marketing. Integrating online and offline strategies. Third Edition / Zahai Roberts -South-Western, Cengage Learning, 2013. - 390 p.

15. Strauss J., El-Ansary A., and Frost R. E-marketing / J. Strauss., A. El-Ansary, and R. Frost. // Prentice Hall, 3rd ed., - 2003. - 578 p.

16. Talluri, Kalyan T. and. van Ryzin Garrett J. The Theory and Practice of Revenue Management / Kalyan T. Talluri, Garrett J. van Ryzin -Springer 2005. - P. 714.

17. Иноземцев В.Л. Предчувствие кризиса: о чем говорит мировая экономическая статистика. URL: http://www.rbc.ru/opinions/ economics/19/10/2016/580740d79a7947a964a6da81 (Дата обращения: 15.01.2016)

18. Петрик Е.А. Интернет маркетинг. URL: http://www.alleng.ru/d/mark/mark009.htm (Дата обращения: 10.04.2014).

19. Avis to buy Zipcar vehicle sharing firm for $500M //BBC News. URL: http://www.bbc.co.uk/news/business-20890174 (Дата обращения: 23.09.2013).

20. Muta M. The Promise and Opportunity of RFID. Hospitality Upgrade. 2006. URL: http://www.hospitalityupgrade.com/_magazine/ magazine_Detail.asp?ID=21 (Дата обращения: 22.05.2014).

21. Sharing economy: не владеть, а пользоваться // Дойче Велле. Сайт новостей. URL: http://rn.dw.de/russian/mobile.A-16466203-2214.html (Дата обращения: 23.09.2013).

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МАРКЕТИНГА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОСТРАНСТВЕННО РАСПРЕДЕЛЕННОЙ эКОНОМИКЕ ЕВРАЗИЙСКИХ СТРАН

А.Р. Птуха,

генеральный директор ГК Step by Step (г. Москва), кандидат физико-математических наук [email protected]

В статье рассмотрен процесс управления ценностью потребителя при создании товара и услуги предприятия при его взаимосвязи с онтологией потребителя. При этом маркетинг понимается как социальная технология, который зависит от вида онтологии, доминирующей в обществе, а ценностное пространство потребителя эволюционирует на основе его онтологии. Построение экономического взаимодействия на страновом уровне в евразийском пространстве будет происходить на основе обмена информацией о эффективных методах организации предпринимательской деятельности, маркетинговых технологиях, а также трансформации аксиологического и онтологического пространств.

Ключевые слова: услуга, товар, восприятие ценности продукта, удовлетворенность потребителей, конкурентное преимущество, система ценностей, маркетинг менеджмент, онтология, социальная технология

ББК С550.77я43

Введение

В статье рассмотрены онтологические основания, или базовые смыслы, которые на осознанном или неосознанном уровне со стороны всех участников деловой активности управляют поведением современного потребителя. Маркетинг и его технологии, наиболее полно разработанные научно-педагогической школой «Маркетинг взаимодействия» под руководством проф. Г.Л. Багиева [9, 10], могут быть эффективно использованы в качестве гарантирующей соответствие целям социальной технологии. Векторы развития современного маркетинга показывают, что дополнение маркетингового арсенала последними результатами работ философов, футуристов и обществоведов, делает неоценимый вклад в практику маркетинга и деятельность маркетолога.

Показана зависимость онтологического пространства от типа экономики, что особенно актуально в аспекте рассмотрения и типологии способов построения эффективного рыночного взаимодействия в странах Евразийского пространства.

В нашей стране сложились и активно развиваются современные онтологические школы, которые по своим результатам существенно превзошли мировой уровень и фактически не име-1 36

ют аналогов. Это школы Щедровицкого, Дудченко, Переслегина, Степанова, Девятова, Анисимова, Лазарева, можно назвать еще несколько имен. Эти люди разработали методики и методологии, имеющие знаковый предсказательный уровень, а также свои собственные языки для объяснения феноменов окружающего мира и всех аспектов человеческой деятельности. Их результаты подкреплены также тем фактом, что Россия, как и еще несколько стран, к которым относятся далеко не все страны постсоветского пространства и социалистического лагеря, за последние три десятилетия пережила не менее трех онтологических сломов, и сейчас, судя по многим признакам, находится в середине четвертого. Последовательно из онтологического пространства ушли: коммунизм и примат общественного над индивидуальным, классический капитализм и ничем не ограниченная свобода предпринимательства, империалистско-глобалисткий вариант капитализма. Сегодня Россия находится на лидерских позициях в движении за автаркистский вариант рыночной экономики параллельно с процессом отказа от патриотического неофеодализма с его патрицианством и патернализмом.

Онтологическое пространство на индивидуальном и общественном уровне шире, чем способ организации экономическо-

го взаимодействия, но напрямую связано с ним. В Евразийском пространстве, а также в странах Восточной Европы имеют распространение все четыре указанных варианта экономического уклада. Китайская Народная Республика показывает всему миру пример инновационного развития государственного капитализма в сочетании с вариантами индикативного планового метода управления экономическими транзакциями на своей территории. Наша страна имеет возможность изучить новые механизмы и обеспечить взаимопонимание на Евразийском пространстве. Существенной возможностью рынков РФ становится высокий уровень ценностной толерантности, который дает шанс формирования непротиворечащих друг другу ценностных кластеров, соответствующих различным социальным стратам, между которыми может и должна происходить ценностная миграция.

Маркетинг как социальная технология

По мнению современных исследователей, социальным технологиям присущи все атрибутивные компоненты и качества, проявляющиеся и в материально-предметных технологиях — субъекты, объекты, отношения, процессуальность, средства, результаты и т.д. Социальная технология понимается как совокупность способов и средств деятельности, применяемых социальным субъектом для преобразования общества в соответствии со своими целями и волей, детерминируемых его потребностями и интересами [4]. Они подлежат анализу в зависимости принадлежности их к иной социальной онтологии. В качестве социальных технологий могут быть рассмотрены:

• Способ производства, для которого характерны устойчивые отношения между субъектами экономических интересов; объектами выступают определенные людские, материальные, финансовые и прочие ресурсы (объекты собственности). Способ производства определяет априорные ценностные установки;

• Семья и семейные традиции, устои которых зависят от общественного уклада. Определяющей их функцией выступает социализация личности и трансляция духовных и материальных ценностей между поколениями, что обеспечивает воспроизводство целостности и устойчивости всего общества;

• Способ организации управления государством или его властными структурами, то есть политическая сфера. Активными ее субъектами являются классы, отдельные политические лидеры («великие личности»), партии, общественно-политические объединения и т.д., которые обеспечивают трансляцию общественных ценностей;

• Культура как система духовных ценностей. Объектом воздействия в ней является сознание людей, а средствами его формирования — процесс отбора и передачи ценностей, достойных сохранения в поколениях.

Роль социальных технологий обширна и многогранна и сводится к следующим функциям:

• Стабилизация или обеспечение эффективной общественной трансформации;

• Воспроизводство структур и скреп формации, в рамках которой функционирует общество;

• Передача методов, правил и законов, по которым происходит социально-психологические и экономические операции обмена (транзакции) на экономическом пространстве.

Маркетинг и его методологию нельзя отнести исключительно к процессу экономического взаимодействия. Потребитель принимает решение о покупке на основе как рациональных и измеримых факторов, таких как цена, потребительские характеристики товара, функционал продукта, так и субъективно-эмоциональных факторов, которые, в то же время, могут быть эффективно изучены. То есть предложение товара или услуги потребителю носит двойственный характер: оно состоит из экономических и социально-психологических транзакций. Последние описываются зависимостью восприятия информации о продукте со стороны потребителя от его системы ценностей, ценностной ориентации и ценностного базиса, что только сейчас начинает интересовать маркетологов. На рис. 1 представлена схема системной организации взаимодействия факторов принятия решений потребителем.

Рис. 1. Модель взаимодействия при формировании ценностного пространства потребителя

Рассмотрение маркетинга как социальной технологии, исполняющей трансформационную и трансляционные роли в современном обществе, нацеленном на эффективное потребление, внесет свой вклад в организацию бесконфликтного и плавного взаимного обогащения стран Евразийского пространства.

Онтологические основания маркетинга как базисного бизнес-процесса современного общества

Самое простое и емкое определение онтологии — это учение о фундаментальных принципах бытия. Мы

будем полагать, что каждому человеку, и обществу в целом, свойственно иметь свое собственное понимание указанных принципов, или свою онтологию. В 2016 году группа Сергея Переслегина сформулировала новый подход к пониманию взаимовлияния онтологий и общественного сознания [5], основанный на механизме онтологической редукции (Рис. 2).

Рис. 2. Механизм онтологической редукции

В данном подходе подчеркнут побудительный, маркетинговый характер коммуникации как трансляции онтологий, а также выявление бесспорного факта, что цели и ценности человека или социально-экономической системы вытекают из их онтологий, то есть являются их прямым следствием, правда, в некотором усеченном виде.

В то время как изучение стилей потребления носит, скорее, феноменологический характер, изучение онтологий и соответствующих систем ценностей потребителя, имеет онтологические, априорные основания [6]. Рис.3 иллюстрирует соответствие концепций маркетинга и глубины онтологической осознанности со стороны, как потребителя, так и экономического субъекта. Для создания маркетинговой стратегии необходимо понимать всю картину мира потребителя, для продвижения материальных объектов достаточно продвигать поведенческую формулу, и т.д.

рис. 3. Стадии редукции онтологий и соответствующие им концепции маркетинга

Ценностные основания маркетинга как парадигма современного предпринимательства

Онтологическое пространство формирует ценности и цели как предприятия, так и потребителя. В случае счастливого совпадения ценностных полей бизнесу сопутствует удача, основной нематериальный актив компании в виде лояльных клиентов, разделяющих ее ценности, растет. Мы полагаем, что парадигмой, то есть системой представлений, основных концептуальных установок и т.п., характерных для определенного этапа развития предпринимательства, культуры, общества в целом, должно стать понимание необходимости соответствия ценностей компании и ее потребителей.

В 2010-х годах стала явной необходимость изучения соответствия глубинных ценностей потребителей и ценностей, которые несет продукт и, что немаловажно, его создатель. Филипп Котлер назвал одну из своих новых книг «Маркетинг 3.0», то есть маркетинг на основе ценностей, ценностный маркетинг [3]. Эволюционная значимость маркетинга на основе ценностей в общем контексте маркетинга состоит в диалектическом объединении понятий продукта и потребителя — мы проектируем тот продукт, который отвечает ценностному полю потребителя, апеллируем к душе, сердцу и разуму своего клиента, вместо того, чтобы идти на поводу уже имеющейся экономической нужды. Иными словами, идеальное для развития бизнеса совпадение — это совпадение онтологий компании и потребителя.

Дуализм ценности [2] заключается в том, что с одной стороны, под ценностью понимается выгода (положительный

результат) для потребителя, когда он приобретает товар, с другой — ценность понимается в более широком социально-психологическом смысле: «ценность есть объединяющие индивидов убеждения, касающиеся предпочтительных стилей поведения, целей жизни или существования, отношений с окружением» [8].

Выгода потребителя формулируется на языке нетто-полез-ности, то есть положительной разницы между полезностью и ценой [2]. Важно понимать, что покупатель приобретает нетто-полезность, а не товары или услуги ради них самих. Создатели полезности имеют позитивную рыночную власть.

Подробное изучение достижений аксиологии как отрасли знаний [1, 7] позволяет сформулировать еще одну модель поведения потребителей — аксилогическую модель, которая объясняет поведение потребителя с точки зрения его системы ценностей.

В заключение подчеркнем, что в статье сформулирован подход, рассматривающий маркетинг как самостоятельную социальную технологию, которая обеспечивает в современном обществе связность онтологий современных акторов экономического пространства и их систем ценностей — потребителей и производителей товаров и услуг. В условиях формирования общего экономического Евразийского пространства с активным участием Российской Федерации критерием успеха может стать применение маркетинговых инструментов для создания единых аксиологических и онтологических моделей поведения потребителя.

литература

1. Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с.

2. Клеменс Р. Логика и методология маркетинга взаимодействия. Науч. Издание. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. — 142 с.

3. Котлер Ф., Картаджайя X. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее — к человеческой душе. М.: Эксмо, 2011. — 240 с.

4. Осипов Н.Е. Социально-технологический аспект цивилизационных и формационных изменений общества: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук: — Чебоксары, 2009. — 354 с.:

5. Переслегин С.Б. Сборка порядков мышления. http://www.slideshare.net/lukoshka/ss-65662294

6. Птуха А.Р., Степанов С.С. На развилке менталитетов. Действенные рецепты для инноваций, бизнеса и закона в России. — СПб: Алетейя, 2010. — 320 с.

7. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998. — 292 с.

8. Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей / Пер. с англ.; Ред. Л.А. Волкова. — СПб.: Питер Ком, 2000. — 768 с.

9. Маркетинг взаимодействия: Инновационные технологии. Компетентность. Экономическое измерение. Оценка эффективности: Учебник / Под науч. ред. Г.Л. Багиеава. — СПб.: СПБ ГЭУ; Челябинск: Изд. центр ЮУр ГУ, 2012. — 713 с.

10. Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление Компетентностью. Измерение и оценка ценности / Г.Л. Багиев, А.А.Длигач, Ю.Н. Соловьева; под науч. ред. Г.Л. Багие-ва. — СПб.: Астерион, 2016. — 400 с.

1 38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.