Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ / ЦИКЛ ПОЗНАНИЯ / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисов Д.В.

В настоящей статье продолжается рассмотрение возможности построения теории исторических циклов на древнеиндийском материале. Древнеиндийская концепция познания и смены исторических эпох возникла в контексте восьмиэлементных онтологических моделей древности. Её отличает количественное выражение качественных характеристик. Специальные коэффициенты позволяют осуществлять переход от «идеальной» модели к моделированию реальных исторических процессов. В статье уточняются причины, по которым в «осевой» период в применении этой концепции произошёл переход к измерению времени божественными веками, что сделало её не актуальной для измерения человеческой истории. Цель анализа состоит во включении древнеиндийского цикла в научный междисциплинарный дискурс. Предмет исследования - онтологические уровни, конституирующие данную модель. В качестве микромодели анализируемого цикла используется 240-летний период отечественной истории. В анализе учитываются сопоставимые хронологические модели древности, числовая модель индийской саанкхьи, а также культурные практики. При определении общей характеристики процессов происходит обращение к концепции форм правления Платона и при определении «духа времени» - к концепции поэтических переживаний древнеиндийской поэтики. В центральной части данной микромодели обнаруживается действие 72-летнего ритма, обусловленное структурными особенностями древнеиндийского цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGICAL FOUNDATIONS AND CURRENT APPLICATIONS OF THE ANCIENT INDIAN CONCEPT OF KNOWLEDGE AND HISTORICAL DEVELOPMENT

The author of the article continues to consider the possibility of constructing the cycle theory based on ancient Indian material. The ancient Indian concept of cognition and historical development arose in the context of the eight-element ontological models of antiquity. It is distinguished by the quantitative expression of qualitative characteristics. Special coefficients allow the transition from the "ideal" model to the modeling of real historical processes. The article clarifies the reasons why in the "axial" period in the application of this concept there was a transition to measuring time by divine ages, which made it irrelevant for measuring human history. The purpose of the analysis is to include the ancient Indian cycle into the scientific interdisciplinary discourse. The subject of research is the ontological levels that constitute this model. A 240-year period of national history is used as a micromodel of the analyzed cycle. The analysis takes into account comparable chronological models of antiquity, the numerical model of the Indian Sankhya, as well as cultural practices. When determining the general characteristics of the processes, the author applies the Plato’s concept of government forms. When defining the "spirit of the times" he takes into account the concept of poetic experiences of ancient Indian poetics. The central part of this micromodel reveals the action of the 72-year rhythm, due to its structural features of the ancient Indian cycle.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 1 (88), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no.1 (88), 2023

УДК 008 (Цивилизация, культура, прогресс)

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© 2023 Д.В. Денисов Денисов Денис Викторович, кандидат культурологии, доцент кафедры лингвистики E-mail: denisansk@gmail.com Самарский государственный университет путей сообщения

Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 18.12.2022

В настоящей статье продолжается рассмотрение возможности построения теории исторических циклов на древнеиндийском материале. Древнеиндийская концепция познания и смены исторических эпох возникла в контексте восьмиэлементных онтологических моделей древности. Её отличает количественное выражение качественных характеристик. Специальные коэффициенты позволяют осуществлять переход от «идеальной» модели к моделированию реальных исторических процессов. В статье уточняются причины, по которым в «осевой» период в применении этой концепции произошёл переход к измерению времени божественными веками, что сделало её не актуальной для измерения человеческой истории. Цель анализа состоит во включении древнеиндийского цикла в научный междисциплинарный дискурс. Предмет исследования - онтологические уровни, конституирующие данную модель. В качестве микромодели анализируемого цикла используется 240-летний период отечественной истории. В анализе учитываются сопоставимые хронологические модели древности, числовая модель индийской саанкхьи, а также культурные практики. При определении общей характеристики процессов происходит обращение к концепции форм правления Платона и при определении «духа времени» - к концепции поэтических переживаний древнеиндийской поэтики. В центральной части данной микромодели обнаруживается действие 72-летнего ритма, обусловленное структурными особенностями древнеиндийского цикла. Ключевые слова: история, исторические процессы, историческое развитие, исторические циклы, цикл познания, теория познания, онтологическое моделирование, функционально-топологический подход, Древняя Индия DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-88-60-69

Введение. Мыслителям Древней Индии была свойственна смелость мысли, которая проявлялась в разработке концепций холистических по содержанию и универсальных в плане применения. Одна из таких «смелых» концепций представлена циклом познания и смены исторических эпох. Эта концепция не разрабатывалась в рамках какой-либо школы, а только упоминалась ситуативно порой в мифологических, порой в эпических текстах. Она насчитывает четыре стадии (эпохи), традиционные для мифологической картины мира. Эти стадии имеют статус онтологических уровней, располагающих динамической количественно-качественной характеристикой, и включены в циклическое развитие. В современном научном дискурсе эта концепция не представлена. Информации о ней не найти ни в специальной литературе по истории и теории познания, ни в источниках, посвященных истории

развития хронологических систем, поскольку считается, что исчисление времени должно осуществляться божественными веками. Тем не менее, обращение к этой концепции представляется перспективным в силу её системного характера, космологического статуса и топологического подхода ко времени. Кроме того, её можно рассматривать как идеальное воплощение цикла Карно. Если в термодинамике середина цикла отмечена максимальным сжатием газа, то в древнеиндийском цикле, вечном по своей природе, объекты сжатия - время и возможности познания.

Цель настоящего исследования состоит во включении древнеиндийского цикла познания в современный научный дискурс.

Предмет исследования - четыре онтологических уровня, его составляющие.

Методы исследования. Метод онтологического моделирования, применяемый в данной работе,

предполагает существование универсальных структур, определяющих структуру мироздания, и возможности их обобщённого рассмотрения. Актуальность разработки этого метода состоит в возможности применения его к обобщённому описанию человеческой деятельности и исторических процессов [4; 6, с. 126-137; 16, с. 164-167]. Дисциплины, разрабатывающие теорию самоорганизации, такой возможностью не располагают. Необходимый методологический инструментарий встречается в топологическом подходе, подразумевающем последовательность разнокачественных интервалов, а не одинаковых моментов времени [8].

Примером онтологического моделирования служат древние хронологические модели, в которых происходит выделение восьмиэлементных циклов. Согласно Платону, время - вечный образ, «движущийся от числа к числу» («Тимей», 37-38с) [14, с. 479]. «Полное число времени полного года завершается тогда, когда все восемь кругов, различных по скорости, одновременно придут к своей исходной точке, соотносясь с мерой единообразно бегущего круга тождественного» («Ти-мей», 39d) [14, с. 479]. Эти «восемь кругов» могут быть отнесены как к планетам и планетарным сферам, так и годовому циклу, который в древнекитайском календаре включал восемь 45-дневных периодов, а также пять священных дней, завершающих год: (45 • 8) + 5 = 365. Обратная модель имела место в древнеримском исчислении восьмидневными неделями. В индийской «Ва-асту-видье» модель пространства включает, соответственно, 45 подразделений: (5 + 8) + 32 = 45, где 5 центральных (символизирующих трансцендентное) составляют прямой крест, 8 (символизирующих трансцендентальное) расположены на диагональных линиях, 32 (символизирующих феноменальное) образуют периметр мандалы [5].

Согласно Аристотелю, восьмая планетарная сфера (сфера неподвижных звёзд) отвечала за измерение времени. Исчисление времени октаэте-ридами, образуемыми сочетанием двух 3-летних и одного 2-летнего цикла («3 + 3 + 2 = 8»), было описано в 540 г. до н. э. греческим астрономом Клеостратом [7, с. 89-90]. Хотя в 432 г. до н. э. был введён более точный 19-летний метонов цикл, исчисление октаэтеридами сохранялось до середины III в. н. э. Оно было удобным для исчисления праздников: каждые 4 года проводились олимпийские, каждые 8 лет - дельфийские игры. Работа над совершенствованием октаэтериды

привела к разработке 16- и 160-летнего циклов. Чтобы согласовать октаэтериду с метоновым циклом, греки эпизодически добавляли к месяцу или выбрасывали из него один - два дня. После потери политической независимости в 86 г. до н. э. исправления в календарь более не вносились, и афинский Новый год стал плавающим («свободная» октаэтерида) [7, с. 186-189].

В целях онтологического обоснования восьми стадий древнеиндийской модели познания и смены исторических эпох может быть принято положение о восьмеричной структурированности Пракрити, трансцендентального начала са-анкхьи, философии числа, первой из шести философских систем Древней Индии. Древняя са-анкхья была широко распространена в брахманской культуре (VI-V вв. до н. э.). Её положения были кодифицированы в упанишадах, трудах Ащвагхоши, эпосе «Махаабхаарата» и других ис-точиках (первые века I тыс. н. э.). Окончательное оформление произошло в «Саанкхья-каарике» Иищвара-кришны, датируемой специалистами от I по V вв. н. э. и насчитывающей 72 стиха [10, с. 12-16, 59]. Древнеиндийский цикл познания и смены исторических эпох противопоставил греческой модели, являющейся метрической (равномерной), модель динамическую, согласно которой глубина реализуемых познавательных процессов на каждом отдельном этапе цикла прямо пропорциональна его длительности: «4 + 3 + 2 +1» - для убывающей и «1 + 2 + 3 + 4» - для восходящей дуг познания. Приведённые значения те же, что и в пифагорейском тетрактисе, но значение «4» указывает на максимум реализации познавательной способности, открывающей понимание божественных тайн мироздания, а значение «1» -на ограничение восприятия внешней формой явлений и объектов. Впрочем, атрибут совершенства, которым древние греки наделили «четве-рицу», сопоставим с древнеиндийским подходом. Греческое слово tetrágonos (соотв. лат. quadratus) использовалось для обозначения «квадратного человека», то есть «бравого человека»: «"Всегда или б0льшей частью будет поступать и мыслить согласно добродетели и будет наилучше переносить случайности и будет всегда вполне гармоничен тот, кто поистине хорош и устойчив (tetrágonos) без упрёка" (Aris. Ethic N. I.11, 1100b19). "Является метафорой называть хорошего (agathos) человека четырёхугольным" (Arist. Rhet. I1111, 1411b27). Выражение "квадратный умом" читаем у Платона: "Действительно, трудно

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 1 (88), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no.1 (88), 2023

во всех отношениях сделаться человеком, хорошим, совершенным во всех отношениях [буквально "четырёхугольным по рукам, ногам и уму"']" (Plat. Prof. 339b)» [9, с. 332-333]. В морально-этическом плане понятие «совершенство» очерчивалось четырьмя главными добродетелями: умеренностью, мужеством, мудростью, справедливостью.

Использование приведённых выше числовых рядов позволило уже в древнеиндийский период перейти к целочисленному описанию цикла, известного в термодинамике как цикл Карно. Однако для моделирования реальных временных процессов требовалось дополнение к каждому основному периоду двух переходных (один до и один после): (0,4 +4 + 0,4)+ ... + (0,1 +1 + 0,1) = 12, причём длительность каждого переходного периода составила 1/10 от длительности периода основного. Цикл в целом измеряется 24 этапами, что делает возможным его опытное рассмотрение на примере суточного цикла, введённого греческим учёным Клавдием Птолемеем во II в. н. э. [7, с. 178]. В нисходящем онтологическом ряду 25-элементной модели саанкхьи совокупное число природных элементов также равно 24-м: 8 из них составляют группу Пракрити (с 24-го по 17-й), 16 - грубоматериальные элементы (с 16-го по 1-й): ум (скр. manas), 5 органов чувств (скр. indriyaaNí), 5 органов восприятия (скр. karmendriyaaNi) и 5 объектов восприятия (скр. bhuutaani) [5; 10].

В 2011 г. в целях создания опытной динамической модели автором настоящей статьи была предложена 240-летняя модель цикла, образуемого четырьмя китайскими 60-летними циклами с 1804 по 2043 год [6, с. 126-130]. Ранее внимание было обращено на синхронию событий в сопоставимых сегментах 60-летних циклов [6, с. 131-135].

История вопроса. В древнеиндийской концепции познания и смены исторических эпох происходит разработка онтологической четырёхуровневой модели, известной каждому с детства по сказочному мотиву о золотом, серебряном, медном и железном веках или же царствах. Данная концепция обычно упоминается кратко в текстах той или иной традиции, а также в эпосах. Так, в «Книге лесной» (3.148) эпоса «Махаабхаараты» Бхиима, самый сильный из пятерых паандавов, главных персонажей этого эпоса, получает наставление о циклах исторического развития от своего сводного брата Ханумаана, волшебной-

обезьяны, известной как помощник и преданный Раамы [11, с. 297-301; 12, с. 302-304], причём события поэтического эпоса «Раамааяна» происходили примерно на 500 лет раньше событий эпоса «Махаабхаарата». Встреча персонажей, оба из которых были сыновьями бога Ветра, произошла на горной гряде, сопоставимой с Уралом: она была богата минералами, рудами, озёрами и живностью, ориентирована с севера на юг и постепенно повышалась к северному пределу, за которым смертным хода нет. В русском былинном эпосе мотив встречи этих двух персонажей отражён в былине о земной тяге: как Бхиима не смог поднять хвост волшебной обезьяны, преградившей своим хвостом путь, так и Святогор не смог поднять суму, лежащую на тропинке [1, с. 213-214, 220]. Бхиима, разъярённый по причине вынужденного изгнания и жаждавший борьбы со сводными братьями кауравами, ставшими олицетворением зла, совершал свой бег к северному пределу, где и был остановлен Ханумааном.

Согласно наставлению, полученному Бхиимой от этого волшебного персонажа, каждая из четырёх эпох представляет собой особое духовное измерение. При переходе от одной эпохи к другой восприятие истины то уменьшается на четверть, пока не достигнет низшей точки, то прибывает в том же объёме снова:

(4,8 + 3,6 + 2,4 + 1,2) + (1,2 + 2,4 + 3,6 + 4,8) = 24 (1).

Эпоха Крита (скр. kRta- ср. «золотой век; первый мировой период; священнодействие; сторона игральной кости с четырьмя очками; сделанный; исполненный; хороший»; числ. символ -«4»; цвет. символ - белый) - век Истины, Дхармы, когда нет необходимости в ритуалах, нет болезней, люди не умирают. Второе название этого периода - Сатья, однокоренное с русским существительным «суть». В эпоху Трета (числ. символ - «3»; цвет. символ - красный), становится необходимым соблюдение обрядов, люди предаются подвижничеству и раздают дары бедным. В эпоху Дваапара (числ. символ - «2», цвет. символ - жёлтый) - единая Веда (т. е. священное знание) разделяется на четыре, преобладают болезни, страсть становится главным движущим мотивом. В эпоху Кали (скр. kali- м. «сторона игральной кости с одним очком»; числ. символ - «1»; цвет. символ - чёрный: скр. kala- 'чёрный, тёмный; тёмно-синий', kalah м. 'срок; время; судьба;

смерть') - дхарма, жертвы, обряды исчезают, преобладают шесть напастей (болезни, лень, грехи, начиная со злобы, стихийные бедствия, страдания, недуги). Основные значения «ссора, раздор» слова kali- служат качественной характеристикой этой эпохи.

Пожалуй, единственная актуализация древнеиндийского цикла познания и смены исторических эпох в контексте актуальных исторических событий была дана Шри Юктешваром Гири в предисловии к его книге «Святая наука» («Кайвалья даршанам»), уточняющем специфику актуального исторического периода. Книга была издана в 1894 году по поручению Баабааджи, одного из учителей Восточной духовной традиции. Перед автором была поставлена задача по донесению до западной общественности сущности великих писаний Индии. Публикация была предпринята в целях устранения религиозных противоречий и расхождений между учениями Востока и Запада. В 1949 г. индийское общество «Йогода сатсанга» переиздало её, русский же перевод был опубликован в переводе с английского в 1991 г.

Шри Юктешвар Гири характеризует время как космологический процесс, управляющий Вселенной, из-под воздействия которого никто из смертных не может уклониться [18, с. 16]. Исследователь обращается к понятию прецессии земной оси, сопровождаемой обратным движением точек равноденствий по Зодиакальному кругу и оцениваемой современными учёными примерно в 26000 лет. В изначальном варианте древнеиндийской концепции, представляющей идеальную схему, цикл составляет около 24000 лет. Шри Юктешвар Гири отмечает, что в период нахождения точки осеннего равноденствия в созвездии Овна наше светило и его звезда-двойник находятся максимально близко к центру Вишну-Набхи, определяемому как «местонахождение творческой силы - Брахмы - магнетизма Вселенной. Брахма управляет дхармой - ментальной силой внутреннего мира» [18, с. 9]. Соответственно, постижение тайн Духа становится возможным при наиболее близком приближении светила к этому центру. «По прошествии 12000 лет, когда Солнце переходит в самую удалённую от Великого Центра Брахмы точку своей орбиты (это событие имеет место, когда точка осеннего равноденствия вступает в границы зодиакального созвездия Весы) ментальная сила - дхарма - падает до такого низкого уровня, что человек оказывается не в состоянии понимать что-либо за

пределами грубой материи. И точно таким же образом, когда Солнце в дальнейшем своём движении вокруг Великого Центра начинает приближаться к ближайшей к этому центру точке своей орбиты, ментальная сила - дхарма - начинает возрастать. Этот рост постепенно достигает своего максимума в другую половину периода, т. е. в следующие 12000 лет» [18, с. 9-10].

Космологическое обоснование познавательных процессов и хода человеческой истории представляется возможным в контексте концепции космического детерминизма, изложенной А.Л. Чижевским в диссертации на степень доктора всеобщей истории «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» (1918), на основе которой позже была опубликована книга «Физические факторы исторического процесса» (1924). Согласно его концепции, малая или сильная интенсивность радиационного фона угнетают жизнеспособность организма, а его умеренное повышение увеличивает жизнеспособность и способствует рождению одарённых людей. А.Л. Чижевский учитывал циклы солнечной активности в 11, 58 и 6000 лет [2]. Последний из периодов может рассматриваться как составляющая 24000-летнего цикла: 6000 • 4 = 24000.

С точки зрения Шри Юктешвара Гири, ошибка в применении древнеиндийского цикла возникла около 700 г. до н. э., когда махаарааж Юдхиштхира, старший из паандвов (см. выше), со всеми мудрецами своей свиты в преддверии начала Кали-юги удалился в Гималаи, а знающих людей в свите сына Парикшита не оказалось: «Таким образом, по завершении 2400 лет, составлявших тогда Дваапара-югу, никто не отважился возвестить о наступлении тёмных веков Кали-юги.. <...> первый год наступившей Кали-юги нумеровался как 2401-й, т. е. в неё включалась и вся истекшая Дваапара-Юга» [18, с. 16-17]. После 499 г. н. э. (нижняя точка актуального цикла), когда Солнце стало приближаться к Великому Центру, а интеллектуальная сила расти, противоречие стало очевидным, но попытка его устранения привела к ошибке ещё большей. Был совершён переход к исчислению времени божественными веками. При этом один божественный день был приравнен одному земному году, а длительность века Кали составила «печальное» значение (30 • 12 • 1200 = 432000 лет), ставшее причиной того, что древнеиндийская концепция познания потеряла значимость для современной хронологии [18, с. 16].

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 1 (88), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no.1 (88), 2023

Относительно 499 г. н. э., установленного Шри Юктешваром Гири в качестве самой удалённой точки цикла, начало нисходящей дуги познания должно было прийтись на 11499 г. до н. э. Зону максимальных ограничений в нисходящей дуге познания составляет 1200-летний период с 700 г. до н. э. по 499 г. н. э. Во время этого периода познавательная способность ограничена восприятием внешней формы явлений и объектов. Начало этого периода (т. е. около 700 г. до н. э.) соотносится с осевым временем, установленным К. Ясперсом (800-200 г. до н. э.) как время смены мифологического мировоззрения рациональным переосмыслением традиций, утверждением умозрительного философского метода.

Как констатирует Шри Юктешвар Гири, завершение первого периода восходящей дуги познания (с 500 по 1699 г. н. э., где первые и завершающие сто лет - переходные), было отмечено появлением способности к познанию электрических сил и их свойств. Подтверждением тому служат: обнаружение электричества во всех веществах У. Гилбертом (1600), формулировка законов астрономии И. Кеплером (1609), изобретение К. Дреббелом (Голландия) микроскопа (1621), формулировка И. Ньютоном закона всемирного тяготения (1670), применение Т. Сэвери паровой машины для поднятия воды (1700) [18, с. 15]. В данном контексте период европейского Возрождения выступает как период, ознаменовавший завершение «тёмных» веков Кали-юги, эпоха Просвещения - как переходный период (с 1700 по 1899 г.) а период с 1900 г. - собственно как начало Дваапара-юги (по 4099 г.), имеющей своим содержанием познание «всех электрических явлений, электрических сил и их характеристик» [18, с. 16].

Результаты исследования. Относительно саанкхьи онтология цикла познания и исторического развития предстаёт в следующем виде.

Во-первых, транцендентный Пуруша (порядк. номер - 25), создавая предпосылки для развития, подразделяет себя на четыре подпространства. Этот шаг допускается по аналогии с пространственной моделью индийской Ваасту-видьи, науки о ритуальном освоении пространства и строительстве. Но в ваасту-мандалах проекция осуществляется вовне, результатом проекции становится четырёхконечный прямой крест [5; 13; 15; 16]. В трипольском символе плодородия, известном как ромбо-точечный орнамент,

аналогичное действие производилось внутри ромба, поставленного на угол: в нём выделялись четыре малых ромба. Объяснение выделению в центральном пространстве четырёх подразделений может быть найдено в «Майтриупанишаде» (2.6). По легенде высшее божество, называемое Вищва (букв. «Всё»), посредством мышления проникает в созданные существа, делает их «как бы мыслящими» и приводит их в движение. Для «пробуждения существ» данное божество вынуждено разделиться на пять частей: «Уподобившись ветру, он проник в [них]. Один он не мог [пробудить их]. Он разделился на пять частей: дыхание [в лёгких], дыхание, идущее вниз, общее дыхание, дыхание, идущее вверх, дыхание, разлитое по телу» [17, с. 136]. В настоящем применении четырём частям, на которые подразделяется целое, соответствуют четыре уровня рассматриваемой модели. «Всё», являя образ целостности, вмещает каждый из этих уровней.

Во-вторых, перед трансцендентальной Пра-крити, структурированной восьмичастно, ставится задача по циклическому освоению этой че-тырёхэлементной парадигмы: 4 • 2 = 8.

В-третьих, 16 грубоматериальных элементов саанкхьи приобретают статус переходных периодов (см. выше).

В качестве опытного рассмотрения древнеиндийской концепции оптимальным представляется обращение к 240-летнему циклу на материалах событий отечественной истории, хорошо известных российскому читателю. Данный цикл рассматривается как система взаимосвязанных элементов, каждому из которых свойственны определённые функции. Для позиционирования этого цикла обратим внимание на 60-летний китайский цикл. Последние четыре цикла начинались в 1804, 1864, 1924 и 1984 гг. Осевые в этом цикле - 1923 и 1924 гг. Следует полагать, что в каждом случае граница двух соседних циклов может выполнять «осевую» функцию, содержательно объединяя те или иные события. При этом один 60-летний период может входить в состав четырёх 240-летних циклов и обнаруживать параллели, свойственные каждому из них.

Особенность 240-летнего цикла в том, что в его центральной части выделяются три 72-летних периода. Так, по 72 года насчитывают: а) 36-, 24-и 12-летний периоды нисходящей дуги цикла; б) 24-, 12-, 12-, 24-элементные периоды,

образующие центральную часть; в) 12-, 24- и 36-летний периоды, восходящей дуги цикла.

Примерами 72-летнего цикла в отечественной истории служат век женских правлений, включающий правления Екатерины I (1725-1727 гг.), Анны (1730-1741 гг.), Елизаветы (1741- 1762 гг.), Екатерины II (1762-1796 гг.), и период существования в России коммунистической идеологии (1917-1989). Актуальный яркий пример - период правления Елизаветы II, королевы Англии (06.02.1952-08.09.2022) [4].

Математически точно сработал 72-летний цикл в случае с украинским национализмом. Так, в октябре 1942 г. состоялась «Первая войсковая конференция ОУН(б)», на которой было принято решение о переориентации от Германии на западных союзников, а летом-осенью 2014 г. создавались условия для Евроинтеграции. На третьей конференции ОУН(б) с 17 по 23.02.1943 г. было принято решение о начале вооружённой борьбы как с советскими партизанами, так и с нацистами, поляками, а с 18 по 22 февраля 2014 произошёл нацистский переворот в Киеве [4].

В качестве средства для описания восьмиэле-ментного цикла ранее была предложена концепция поэтических переживаний, представленная в древнеиндийском трактате Бхараты о драматическом искусстве «Наатья-щаастра» (между II в. до н. э. и II в. н. э.). Согласно этому трактату, изначальными являются 8 поэтических переживаний, учитывающихся и в современной кинопродукции Болливуда. В ходе анализа отечественных литературных текстов [3, с. 83-89; 6, с. 76-83] был установлен следующий порядок их реализации: 1) страстное (скр. БЬЯ^аага- м. «страстное; нарядное, красивое»), 2) героическое (скр. уига м. -наличие как некой серьёзной проблемы, так и возможностей по её разрешению), 3) одиозное (от лат. оШозш «ненавистный, противный»; скр. ЬИЬЬа18аа ж. «отвращение» - в силу несоответствия ожиданиям), 4) грозное (скр. гаи^а- м. «гневное п. п.», «необузданность» - опасность для существования), 5) комическое (скр. Ьаазуа-ср. - неловкие действия, насмешка судьбы), 6) волшебное (скр. аЛЬи1а- ср. «таинственное, дивное, чудное» - чудесное происшествие, устранение препятствий через нарушение мира обыденного), 7) боязливое (скр. ЬЬауаапака- ср. - переход через смертную черту), 8) печальное (скр. кагиЫа-м. «грустное, печальное», «жалкое, плачевное»). Печальное в качестве завершающего поэтического переживания приобретает дополнительные

функции достижения, всевмещения (мирное взаимодействие антагонистов), возвышенности, так как это результат всех предшествующих этапов, возвышающийся над ними (греч. ndöoq «страдание, страсть, возбуждение, воодушевление»). В силу этого актуальным становится сострадание тому, кто охвачен печалью. Отсюда авторская интерпретация восьмого поэтического переживания как сострадательно-патетического. Далее эти характеристики будут использоваться для обобщённого определения духа времени:

''Авторская' интерпретация: сострадательно-патетическое

Динамическую структуру древнеиндийской модели отличает «широкий» характер первых двух и завершающих двух этапов (4800, 3600, ..., 3600, 4600 лет). Центральные четыре этапа относительно кратковременны (2400, 1200, 1200, 2400). Это открывает возможность для их обобщённого рассмотрения. Подобный подход представлен в концепции 5 форм правления, предложенной Платоном («Государство», кн. 8-9):

а также в концепции 5 экономических формаций, принятой в коммунизме [16, с. 68-73].

Отнесём демократическую форму правления (III) к срединной части цикла (поэтич. переж. с 3-го по 6-е). Платон характеризует её одновременным наличием четырёх основных форм правления, ведущим к хаосу. Соответствующая экономическая формация представлена феодальной раздробленностью.

Тимократическая форма правления (I, пози-ционно соотв. страстному поэтич. переж.), открывающая в нашем применении пятиэлемент-ный цикл, - форма правления равных собственников земли. Во время действия олигархической формы (II, позиционно соотв. героическому поэтич. переж.) происходит консолидация ресурсов и усилий. Тирания консолидирует власть (IV, позиционно соотв. боязливому поэтич. переж.). Аристократическая форма правления (V, позици-онно соотв. сострадательно-патетическому

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 1 (88), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no.1 (88), 2023

поэтич. переж.) рассматривается как стадия развития духовных потенций (равенство духа).

Осевые в рассматриваемом цикле - 1923 г., известный как первый год существования СССР, и 1924 г., в начале которого молодая Россия осталась без Ленина. Далее рассматриваются периоды, расположенные симметрично и содержащие исторические параллели.

12-летние периоды.

Период с 1912 по 1923 гг. включает грозные события (грозное поэтич. переж.) Первой мировой (2014-2018) и гражданской войн (2018-2023), иностранной интервенции (2018-2021).

Период с 1924 по 1935 г. - период укрепления советской власти, индустриализации, преодоления сложностей предшествующего этапа. Комическое поэтическое переживание часто принимает характер неловких действий (первые шаги СССР) и «насмешки судьбы» (смерть В. Ленина в 1924 г.). Для «духа» того периода характерно наличие авторитета Сталина, запретов, репрессий, что составляет параллель со стадией IV (тирания) формулы 3 (или её проекцию).

24-летние периоды.

Период с 1888 по 1911 гг. примечателен отходом от демократических реформ (см. далее), печальными событиями Русско-японской войны 1905 г. и революции 1905-1907 гг. Дух этого периода отражает одиозное поэтическое переживание, коренящееся в неприятии социальной реальности. Результатом этого неприятия стало активное вовлечение рабочих в революционное движение. В истории Самары начало этого периода отмечено прибытием семьи В.И. Ульянова (пребывание с 1889 по 1893 гг.). Принято считать, что покинул Самару он уже как Ленин, хотя псевдоним появился в 1901 г.

Период с 1936 по 1959 гг. - период непосредственно предшествующий и последующий за событиями Второй мировой войны (01.09.193902.09.1945). Это время «волшебное» тем, что, как в сказке, вместе с разрушением мира обыденного разрушается и то, что мешало движению в будущее. Одна из реализованных возможностей этого периода состоит в перемещении советской промышленности на Восток. Волшебное мироощущение возникло с запуском первого искусственного спутника Земли (04.10.1957), открывшим начало космической эпохи.

- 36-летние периоды.

Период с 1852 по 1887 гг. открывается событиями Крымской войны, известной как Нулевая мировая (10.1853-03.1856). Героическое поэтическое переживание предполагает наличие серьёзной опасности, для преодоления которой достаточно сил. Таковы были итоги Крымской войны: Россия выстояла, но ей пришлось идти на некоторые уступки перед западной коалицией, которая не достигла своих целей, но преуспела в сдерживании России (функция олигархической формы правления). На этот же период пришлась русско-турецкая война за освобождение южных славян (1877-1878). Продажа Аляски (1867) - единственная крупная территориальная потеря этого периода.

Крестьянская, земская, судебная, городская, образовательная реформы, проводимые с 1961 по 1870 гг., требовали от Александра II значительного мужества. По сравнению с этим «великим» временем правление Александра III (02.03.188120.10.1894) было временем «малых» созидательных дел. В начале рассматриваемого периода широкое распространение получило народничество (1860-1870), возникшее в среде разночинной интеллигенции, земских служащих и небогатого дворянства. Чуть позже последовала организация первых революционных организаций (1875, 1876). В завершающей части этого периода в качестве героических действий воспринимались революционно настроенными гражданами террористические акты против должностных лиц (1878-1881).

Период с 1960 по 1995 гг. закончился распадом СССР, самой крупной страны мира, и значительно большими уступками перед капиталистическим Западом. Боязливое поэтическое переживание, определяющее дух этого времени, может быть соотнесено, с одной стороны, с холодной войной. Оно контрастирует с героическим поэтическим переживанием симметричного периода. С другой, его порождает переход через смертную черту, в данном случае - через распад страны, который происходит в силу исчерпанности сил и возможностей. На соответствующей стадии актуальной становится такая форма правления, как тирания, реализованная в глобальном масштабе. Это проявилось в том, что к 1995 г. была установлена однополярная модель, состоящая в мировом господстве США.

- 48-летние периоды.

Период с 1804 по 1851 гг. содержит две взаимосвязанных тенденции. С одной стороны, мы имеем наполеоновские войны (11.1799-06.1815) в Европе, с другой, - установление Россией, Пруссией, Австрией Священного Союза (1815), нацеленного на подавление любых революций и действовавшего до конца 1840-х. Побуждающий мотив для каждой революции - проблема неравенства (сравни с принципом равенства в тимокра-тии), а движущая сила - страстное начало.

Период с 1996 по 2043 гг., в середине которого мы сейчас находимся, имеет своим содержанием постепенный переход от однополярной модели мира к многополярности, которая состоит в мирном существовании разных форм государственной и политической организации, культурной и религиозной принадлежности. Таково содержание как сострадательно-патетического переживания, так и аристократической формы правления в концепции Платона. Можно ожидать, что в 2025 г. (симметрично 1815 г.) Россия займёт

позицию в мире, сопоставимую с отмеченным выше лидерством в Священном Союзе (1815).

Выводы. В ходе анализа было предложено онтологическое обоснование четырёх уровней древнеиндийской концепции познания, сформированное с учётом сопоставимых хронологических моделей древности, числовой модели индийской саанкхьи, а также культурных практик. Предпринятый анализ микромодели древнеиндийского цикла на примере 240-летнего цикла позволил обнаружить симметричное расположение ключевых событий истории относительно центральной точки цикла. В анализе этой микромодели в качестве общей характеристики процессов учитывались пятиэлементная концепция форм правления Платона и для определения «духа времени» - концепция поэтических переживаний древнеиндийской поэтики. Кроме того, в центральной части данного цикла было обнаружено действие 72-летнего ритма, обусловленного структурными особенностями рассмотренного цикла.

1. Былины / [под общ. ред. В. И. Чичерова]. - М.: МГУ, 1957. - 515 с.

2. Виноградов, Е. С. О физических факторах интеллекта / Е. С. Виноградов // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.

- С. 108-114.

3. Денисов, Д. В. Общие макроалгоритмические закономерности развёртывания текстовых структур: на стыке методологий Востока и Запада: монография / Д. В. Денисов. - Самара: СамГУПС, 2009. - 238 с.

4. Денисов, Д. В. Онтологические основания классификации исторических циклов / Д. В. Денисов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2022. - Т. 24, № 87. - С. 53-61. Б01: 10.37313/2413-9645-2022-24-87-53-61.

5. Денисов, Д. В. Отражение онтологической модели саанкхьи в пространственной организации индийских ва-асту-мандал // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2021. - Т. 23, № 80. - С. 60-67. Б01: 10.37313/2413-9645-2021-23-80-60-67.

6. Денисов, Д. В. Универсальная восьмерица: мера времени, человека и истории: монография / Д. В. Денисов. -Самара: СамГУПС, 2011. - 178 с.

7. Климишин, И. А. Календарь и хронология / И. А. Климишин. - М.: Наука, 1990. - 480 с.

8. Лазарев, С. С. Онтология точности и прогностичности / С. С. Лазарев // Вопросы философии. - 2004. - № 1. -С. 113-127.

9. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т. 1. Рождение эстетики. - М.: «Изд-во АСТ», 2000.

- 511 с.

10. Лунный свет Санкхьи / [пер. с санскр. и комм. В. К. Шохина]. - М.: Ладо-мир, 1995. - 326 с.

11. Махабхарата. Выпуск VI. Лесная (книга III, гл. 80-175, 311-315) / [пер. с санск. Б. Л. Смирнова]. - Ашхабад: Ылым, 1989. - 584 с.

12. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва) / [пер. с санск. Я. В. Василькова, С. Л. Невелевой]. - М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1987. - 799 с.

13. Первоначала как фактор организации и освоения пространства: генезис, число, топология, вероятность, классификация: монография / Д. В. Денисов, М. Ю. Журавлёв, Н. Ю. Медведева и др.; под общ. ред. Д. В. Денисова.

- Самара: Изд-во СамГУПС, 2016. - 352 с.

14. Платон. Собрания соч. в 3-х т. - Т. 3. - Часть 1. - М.: Мысль, 1971. - 487 с.

15. Тюлина, Е. В. Храм, мир, текст: вастувидья в традиции пуран. - М.: Вост. лит., 2010. - 255 с.

16. Универсальная топология процессов генезиса и самоорганизации: от числовых моделей бытия к секторальной модели освоения пространства: Монография / Д. В. Денисов, М. Ю. Журавлёв, Н. Ю. Медведева и др.; под общ. ред. Д. В. Денисова. - Самара: «Слово», 2022. - 320 с.

17. Упанишады. В 3-х книгах. Книга 2 / [пер. с санскр. А. Я. Сыркина]. - М.: Гл. ред. вост. лит-ры, Научн.-изд. Центр «Ладомир», 1992. - 336 с.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 1 (88), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no.1 (88), 2023

18. Шри Юктешвар, Гири. Святая наука / Шри Юктешвар Гири; [пер. с англ. И. Л. Шатохина]. - М.: Прометей, 1991.

- 88 с.

ONTOLOGICAL FOUNDATIONS AND CURRENT APPLICATIONS OF THE ANCIENT INDIAN CONCEPT OF KNOWLEDGE AND HISTORICAL DEVELOPMENT

© 2023 D.V. Denisov Denis V. Denisov, Candidate of Culture Sciences, Associate Professor of the Department of linguistics E-mail: denisansk@gmail.com Samara State Transport University Samara, Russia

The author of the article continues to consider the possibility of constructing the cycle theory based on ancient Indian material. The ancient Indian concept of cognition and historical development arose in the context of the eight-element ontological models of antiquity. It is distinguished by the quantitative expression of qualitative characteristics. Special coefficients allow the transition from the "ideal" model to the modeling of real historical processes. The article clarifies the reasons why in the "axial" period in the application of this concept there was a transition to measuring time by divine ages, which made it irrelevant for measuring human history. The purpose of the analysis is to include the ancient Indian cycle into the scientific interdisciplinary discourse. The subject of research is the ontological levels that constitute this model. A 240-year period of national history is used as a micromodel of the analyzed cycle. The analysis takes into account comparable chronological models of antiquity, the numerical model of the Indian Sankhya, as well as cultural practices. When determining the general characteristics of the processes, the author applies the Plato's concept of government forms. When defining the "spirit of the times" he takes into account the concept of poetic experiences of ancient Indian poetics. The central part of this micromodel reveals the action of the 72-year rhythm, due to its structural features of the ancient Indian cycle.

Keywords: history, historical processes, historical development, historical cycles, cycle of knowledge, theory of knowledge, ontological modeling, functional-topological approach, Ancient India DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-88-60-69

1. Byliny (Epics) / [Pod obshch. red. V. I. Chicherova]. - Moscow: Moscow University Press, 1957. - 515 p.

2. Vinogradov, E. S. O fizicheskih faktorah intellekta (On the physical factors of intelligence) // Voprosy psihologii. -1989. - № 6. - pp. 108-114.

3. Denisov, D. V. Obshchie makroalgoritmicheskie zakonomernosti razvyortyvaniya tekstovyh struktur: na styke metod-ologij Vostoka i Zapada (General macro-algorithmic patterns of unfolding text structures: at the intersection of the methodologies of East and West). - Samara: SSTU Press, 2009. - 238 p.

4. Denisov, D. V. Ontologicheskie osnovaniya klassifikacii istoricheskih ciklov (Ontological basics for classification of historical cycles) // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. Social'nye, gumanitarnye, medikobiologicheskie nauki. - 2022. - Vol. 24. - № 87. - pp. 53-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Denisov, D. V. Otrazhenie ontologicheskoj modeli sankkh'i v prostranstvennoj organizacii indijskih vastu-mandal (Reflection of the samkkhya's ontological model in the spatial organization of the indian vastu-mandal) // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. Social'nye, gumanitarnye, medikobiologicheskie nauki. - 2021. - Vol. 23, № 80.

- pp. 60-67.

6. Denisov, D. V. Universal'naya vos'merica: mera vremeni, cheloveka i istorii (The Universal Eight: A Measure of Time, Man and History). - Samara: SSTU Press, 2011. - 178 p.

7. Klimishin, I. A. Kalendar' i hronologiya (Calendar and chronology). - Moscow: Nauka Publ., 1990. - 480 p.

8. Lazarev S. S. Ontologiya tochnosti i prognostichnosti (Ontology of accuracy and predictability) / S. S. Lazarev // Voprosy filosofii. - 2004. - № 1. - pp. 113-127.

9. Losev, A. F. Istoriya antichnoj estetiki. Rannyaya klassika. Т. 1. Rozhdenie estetiki (History of ancient aesthetics. Early Classic. Vol. 1. The birth of aesthetics). - In 2 vol. - Moscow: AST Publ., 2000.- 511 p.

10. Lunnyj svet Sааnkkh'i (The Moonlight of the Sankhya) / [transl. from Sanskr. and comm. by V.K.Shohin]. - M.: Lado-mir, 1995. - 326 p.

11. Makhabkharata. Vol. VI. Lesnaya (Book III. 80-175, 311-315) (Mahabharata. Vol. VI. Forest / [transl. from Sansk. B. L. Smirnova]. - Ashkhabad: Ylym, 1989. - 584 p.

12. Makhabkharata. Kniga tret'ya. Lesnaya (Aran'yakaparva) (Mahabharata. Book three. Forest (Aranyakaparva)) / [transl. from Sansk. Ya. V. Vasil'kova, S. L. Nevelevoy]. - Moscow: Nauka Publ., 1987. - 799 p.

13. Pervonachala kak faktor organizacii i osvoeniya prostranstva: genezis, chislo, topologiya, veroyatnost', klassifikaciya (Origins as a factor in the organization and development of space: genesis, number, topology, probability, classification) / Ed. by D.V.Denisov. - Samara: SamGUPS Press, 2016. - 352 p.

14. Platon. Sobraniya soch. v 3-h t. (Plato. Collected works in three volumes). Vol. 3. Part 1. - Moscow: Mysl' Publ., 1971. - 487 p.

15. Tyulina, E. V. Khram, mir, tekst: vaastuvid'ya v traditsii puran (The temple, the World, the Text: Vastuvidya in the Tradition of the Puranas). - Moscow: East literature Publ., 2010. - 255 p.

16. Universal'naya topologiya processov genezisa i samoorganizacii: ot chislovyh modelej bytiya k sektoral'-noj modeli osvoeniya prostranstva (Universal topology of the processes of genesis and self-organization: from numerical models of being to a sectoral model of space exploration) / Ed. by D. V. Denisov. - Samara: Slovo Publ., 2022. - 320 p.

17. The Upanishads. In 3 volumes. Vol. 2 / [transl. from Sanskrit by A.Ya. Syrkin]. - Moscow: East literature Publ., Scientific-ed. Center "Ladomir", 1992. - 336 p.

18. Shri Yukteshvar, Giri. Svyataya nauka (Kaivailya darshanam); [transl. from English by I. L. SHatohina]. Moscow: Prometej Publ., 1991. - 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.