Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА'

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОНТОЭСТЕТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / ФИЛОСОФИЯ РОМАНТИЗМА / ЖИЗНЬ / ГЕНИЙ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / ЗАБОТА О СЕБЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Румбина Д.И.

В работе рассматривается проблема понимания феномена эстетического развития личности как проекта онтологического осуществления человека в философии немецких романтиков. Показана взаимосвязь эстетического и онтологического начал на основе историко-философского и герменевтического подходов к осмыслению концепта жизни в философских представлениях представителей германского романтизма. Раскрыта суть интерпретации внутренней жизни эстетического субъекта как чувственного духовного переживания, связанного со стремлением к бесконечному, абсолютному, трансцендентному. Фигура гения выступает в качестве онтоэстетического субъекта, реализующего практику самотворения внутренней жизни, отличной от объективной действительности. Заключается, что эстетическое развитие личности в философии романтизма выражается в стремлении онтоэстетического субъекта в актах творения раскрыть имманентно-трансцендентную сущность всеобщей жизни и смысла бытия. Это требует трансформации мышления, актуализации эстетических (художественных) способов самовыражения, выступающих в качестве онтологических практик «заботы о себе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ONTOLOGICAL FOUNDATIONS OF AESTHETIC PERSONAL DEVELOPMENT IN THE PHILOSOPHY OF GERMAN ROMANTICISM

The paper examines the problem of understanding the phenomenon of aesthetic development of personality as a project of the ontological realization of man in the philosophy of the German Romantics. The article reveals the relationship between the aesthetic and ontological principles on the basis of historical-philosophical and hermeneutical approaches to the understanding of the concept of life in the philosophical ideas of the representatives of German Romanticism. The essence of the interpretation of the inner life of the aesthetic subject as a sensual spiritual experience associated with the pursuit of the infinite, absolute, transcendent is revealed. The figure of the genius acts as an onto-aesthetic subject who realizes the practice of self-creation of the inner life, different from the objective reality. It is concluded that the aesthetic development of personality in the philosophy of Romanticism is expressed in the desire of the onto-aesthetic subject in acts of creation to reveal the immanent-transcendent essence of universal life and the meaning of existence. This requires a transformation of thinking, the actualization of aesthetic (artistic) ways of self-expression, acting as ontological practices of “self-care”.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 142-146. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 12. P. 142-146.

Научная статья УДК 111:141

https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.22

Онтологические основания эстетического развития личности в философии немецкого романтизма

Диана Ивановна Румбина

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, drumbina@surgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2289-9526

Аннотация. В работе рассматривается проблема понимания феномена эстетического развития личности как проекта онтологического осуществления человека в философии немецких романтиков. Показана взаимосвязь эстетического и онтологического начал на основе историко-философского и герменевтического подходов к осмыслению концепта жизни в философских представлениях представителей германского романтизма. Раскрыта суть интерпретации внутренней жизни эстетического субъекта как чувственного духовного переживания, связанного со стремлением к бесконечному, абсолютному, трансцендентному. Фигура гения выступает в качестве онтоэстетического субъекта, реализующего практику самотворения внутренней жизни, отличной от объективной действительности. Заключается, что эстетическое развитие личности в философии романтизма выражается в стремлении онтоэстетического субъекта в актах творения раскрыть имманентно-трансцендентную сущность всеобщей жизни и смысла бытия. Это требует трансформации мышления, актуализации эстетических (художественных) способов самовыражения, выступающих в качестве онтологических практик «заботы о себе».

Ключевые слова: личность, эстетическое развитие, онтоэстетический субъект, философия романтизма, жизнь, гений, трансцендентное, забота о себе

Для цитирования: Румбина Д.И. Онтологические основания эстетического развития личности в философии немецкого романтизма // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 142-146. https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.22.

Original article

The Ontological Foundations of Aesthetic Personal Development in the Philosophy of German Romanticism

Diana I. Rumbina

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, drumbina@surgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2289-9526

Abstract. The paper examines the problem of understanding the phenomenon of aesthetic development of personality as a project of the ontological realization of man in the philosophy of the German Romantics. The article reveals the relationship between the aesthetic and ontological principles on the basis of historical-philosophical and hermeneutical approaches to the understanding of the concept of life in the philosophical ideas of the representatives of German Romanticism. The essence of the interpretation of the inner life of the aesthetic subject as a sensual spiritual experience associated with the pursuit of the infinite, absolute, transcendent is revealed. The figure of the genius acts as an onto-aesthetic subject who realizes the practice of self-creation of the inner life, different from the objective reality. It is concluded that the aesthetic development of personality in the philosophy of Romanticism is expressed in the desire of the onto-aesthetic subject in acts of creation to reveal the immanent-transcendent essence of universal life and the meaning of existence. This requires a transformation of thinking, the actualization of aesthetic (artistic) ways of self-expression, acting as ontological practices of "self-care".

Keywords: personality, aesthetic development, onto-aesthetic subject, philosophy of Romanticism, life, genius, transcendent, self-care

For citation: Rumbina, D.I. (2022) The Ontological Foundations of Aesthetic Personal Development in the Philosophy of German Romanticism. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 142-146. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.12.22 (In Russian).

Актуальность исследования проблематики эстетического развития личности обусловлена необходимостью осмысления и переосмысления человеком способов постижения глубинных оснований собственного бытия. Феномен экзистенциальной озабоченности актуализирует вопросы,

© Румбина Д.И., 2022

обращённые к проблеме сохранения человеческого в человеке на этапе информационно-технологического развития общества. В русле осмысления данной проблематики нас интересует постановка вопроса о прояснении феномена эстетического развития личности как одного из возможных путей «антропологического возрождения». Основными методами исследования в данной работе выступают историко-философский и герменевтический анализ.

Приступая к решению поставленной задачи, следует определиться с тем, в каком именно контексте будет разворачиваться обсуждение данной проблематики. Заданный аспект философского рассмотрения интересующего нас вопроса требует вхождения в особую область вопроша-ния о человеке и способах его представления в качестве субъекта онтологического развития. Эстетическое развитие личности понимается нами как процесс развертывания жизни посредством актуализации эстетического начала как фундаментального основания человеческого бытия, проявления «заботы» как базового онтологического принципа жизни. Человек не должен забывать о собственном предназначении, тем самым проявляя заботу о бытии, т.е. чувствовать, воспринимать, осуществлять себя в качестве онтологического субъекта, а значит, преобразовать в соответствии с этим жизнь на основе извлечения и понимания смысла человеческого способа бытия (Хайдеггер, 1997: 252). Для М. Хайдеггера проявление «заботы» рассматривается в качестве основной характеристики человеческого бытия и выражается в стремлении открыть человека как «бытие-в-присутствии» (Dasein), оказаться в «просвете бытия» и выстроить онтологическую перспективу развития, преодолевая границы онтического, эмпирического существования (Хайдеггер, 1997: 196). Хайдеггер пишет, что человек должен состояться, выполнить свое предназначение, открыть себя сущему, быть «искателем, хранителем, стражем - это предполагает заботу как основу человеческого бытия» и открывает путь к истине бытия (Хайдеггер, 1997).

С.А. Смирнов, рассматривая «заботу о себе» как концепт и базовую антропопрактику, фиксирует определенные границы его понимания как автопоэзиса: это «... практика преображения самим собой себя посредством духовных упражнений и тренировок ради совершения акта преображения, и тем самым открытия себе Иного мира, онтологически другого. Собственно, эта забота и есть в пределе эпимелейа как практика преображения, метаморфоза индивида, его радикального преодоления и выхода в план личности, то есть произведения, той самой поэмы, культурного изделия. Субъект заботы сочиняет себя, переписывает себя заново, выделывая свое произведение, то есть личность» (Смирнов, 2017: 46). Полагаем, что в данном утверждении раскрывается суть понимания личности как эстетического субъекта, способного к преображению в особом, эстетическом модусе бытия. В своих рассуждениях об онтологической его сути мы исходим их того, что «природа человеческого бытия как целостного сложно организованного онтологического образования рассматривается сквозь призму постижения своеобразия его сущностных проявлений - особых модусов, "ипостасей" способов бытийствования, взятых в единстве» (Смирнов, 2017: 35). Все структурные онтологические уровни взаимосвязаны и соотнесены друг с другом, и только «взятые в их единстве, они являются выражением целостности онтологической природы человека» (Думинская, 2013б: 256). В онтологической структуре развития личности эстетический модус имеет свою специфику и значимость (Думинская, 2013б: 258).

Обращение к анализу философии романтизма в контексте обозначенной проблематики требует произвести постановку ряда вопросов: в чем состоит смысл проявления онтоэстетиче-ской заботы о себе в философии немецких романтиков; что представляет собой жизнь как онто-эстетический феномен; на развитие каких качеств и способностей направлены практики онтологического осуществления человека как эстетического субъекта? Прежде всего, следует отметить, что романтизм - достаточно сложное и многоаспектное философское, литературное, культурное явление, которое оказало значительное влияние на последующее развитие философской мысли. В контексте исследуемой проблематики обращение к осмыслению философско-эстети-ческих представлений романтиков обусловлено тем, что в них заложена идея единства человека с собственной природой, идея онтологической необходимости развития эстетического начала как центра внутренней жизни личности. Романтический опыт ориентирован на поиск трансценденции как смысла жизни. Особое внимание в философии романтизма акцентируется на человеке как субъекте и объекте эстетического и творческого развития. Элементы романтизма в истории философии проявлялись задолго до того, как феномен данного течения утвердился в жизни и сознании людей. Философские воззрения И. Канта, Ф. Шиллера, И.Г. Фихте, И.В. Гете представляют собой идейные истоки развития замысла романтического понимания эстетической природы жизни. К представителям немецкой романтической философии относят, прежде всего, иенских романтиков (Новалиса, Фр. и А. Шлегелей, Ф. Гельдерина, Ф. Шлейермахера, Ф.В.Й. Шеллинга).

Идея И. Канта о тождестве организма и художественного творения в философии романтизма приняла форму онтологического постулата. Философ утверждает принцип целесообразности и одушевленности природы, веры в человека как ее конечную цель. Постижение природы и человеческой жизни в их целостности и непосредственности оказывается трудной задачей для формальной логики,

что выводит мыслителя к обоснованию значимости интеллектуального созерцания (Кант, 1994), которое романтиками рассматривается в качестве способа постижения внутренней жизни действующего субъекта. Последователи данного философского течения открыли возможность новой метафизики как метафизики субъективного «Я» - живого, чувствующего, свободно действующего Я, отличного от рассудочного Я, сформированного в рамках классического идеализма.

Как отмечает М.В. Думинская, с позиции классической философии «онтологическое существование человека и его бытийная связь с миром затмеваются культивированием его разумного основания, а внутренняя специфика собственного человеческого остается в глубине своей не выявленной, и более того, в рамках научного способа познания она интерпретируется весьма поверхностно, фрагментарно, искаженно. Человек целиком не "вписывается" в рационально-логические схемы познания, не раскрывается в своих индивидуальных особенностях, оказывается недоступным для себя в понимании собственного процесса бытия и внутренней динамики саморазвития» (Думинская, 2013а: 117).

Философия романтизма остро реагирует на эту онтологическую потребность. Как пишет Нова-лис, «самым чудесным и вечным феноменом является наше собственное бытие. Величайшей тайной для человека является он сам» (Новалис, 2014). Понятие жизни стало связываться с ее иррациональным началом, а центр внимания философской рефлексии переместился с жизни витальной к осмыслению индивидуальной внутренней жизни субъекта - первичной имманентной реальности, наполненной чувственной непосредственностью, придающей ей динамичный, непрерывный, творческий характер. Эстетическое начало жизни определялось в качестве одной из ключевых характеристик жизни. Такого рода интерпретация внутренней жизни личности предстает как эстетический феномен, который рассматривается в первую очередь как духовное переживание, связанное чувством томления онтоэстетического субъекта к бесконечному, абсолютному, трансцендентному. Ведь бытие человека обретает смысл и ценность только в отношении к сфере трансцендентного. В стремлении к слиянию с мировой душой, к единению с всеобщей жизнью проявляется сущность индивидуальной духовной жизни. При этом интеллектуальное созерцание конкретизируется и предстает как эстетическое созерцание, как «истинный» способ постижения жизни (наряду с религиозным), открывающий путь к трансцендентному, т.е. к абсолютной жизни (Думинская, 2013а).

Эстетическое созерцание как способ примирения чувств и разума находит выражение в требовании «универсальной поэтизации и эстетизации жизни» Ф. Шлегеля (Шлегель, 1980). В эстетизме как одной из основных характеристик романтизма сочетаются универсализм и индивидуализм. Это значит, что и индивидуальная жизнь человека, и жизнь всеобщая пронизаны эстетическим качеством. Последняя открывается в акте эстетического постижения субъектом жизни абсолютной. Внутренняя взаимосвязь понимания жизни, красоты любви воплощается в образе «Голубого Цветка» (Новалис, 2014) как цели жизни в ее эстетико-религиозном истолковании -события обретения высшего трансцендентного смысла бытия. Жизнь всеобщая (абсолютная) рассматривается как единый жизненный принцип, конституирующий бытие и воплощающий единство материи и духа, субъективного и объективного. Жизнь абсолютная, как великий Художник, воплощает универсальный принцип Бытия - творчество.

В новом образе «единой жизни», сформированном романтиками, на первый план выдвигается фигура гения как онтоэстетического субъекта, который, подобно Богу, может творить мир (Кант, 1994). В «Критике способности суждения» И. Кант раскрывает эту идею в концепции гения как высшего субъекта творчества: «В произведениях гения правила дает природа (субъекта), а не заранее обдуманная цель искусства (создать прекрасное)» (Кант, 1994]. «Гений сам не может описать или научно показать, как он создает свое произведение; в качестве природы он дает правила; и поэтому автор произведения, которым он обязан своему гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого, и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить другим...» (Кант, 1994).

Согласно романтикам поэзия и музыка способны выразить свободный дух гения, который не подчиняется правилам, а сам творит их. Недовольство ограниченностью, недостаточностью материального мира, неспособность в полной мере выразить внутренний мир души субъекта, идеи и замысел как индивидуальной, так и всеобщей жизни проявлялись в отрицании использования рациональных правил и традиционных форм выражения, следовании авторитетным источникам, так или иначе раскрывающим символы и смыслы (Кант, 1994).

Внутренний мир личности стал выражаться посредством воображения, интуиции, все более приобретая неформализованный характер, оригинальные очертания в стремлении передать сложность и глубину и одновременно с этим уникальность внутренних переживаний субъекта. Этот процесс отличается хаотичностью и импульсивностью выражения внутренней жизни, ее «бесконечной бессознательности» (Шеллинг, 1980: 136).

В романтизме объективная реальность стала заменяться знаками, интерпретациями, образами конвенционального мира представления, созданного сознанием эстетического субъекта. В стремлении отстраниться от противоречивой реальности эстетический субъект формирует

иную жизненную реальность посредством актуализации эстетической способности преобразовывать мир, созидать новый мир воображаемой действительности, соглашаясь с его иллюзорностью. В этом отношении весьма показателен призыв В. Гюго: «Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Собьем старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Нет ни правил, ни образцов, или, вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы, господствующих над всем искусством, и частных законов для каждого произведения, вытекающих из требований, присущих каждому сюжету» (Гюго, 1980: 434). В сфере эстетического суждения воспринятое чувственным образом обретает кажущуюся реальность, открытую для субъекта и соответствующую его сознанию. С устранением метафизического основания, характерного для философско-эсте-тических взглядах Платона, возрастает «ощущение утраты реальности, обращение бытия мира в субъективную иллюзию» (Сидоров, 2011: 57). В этом смысле актуализация эстетического модуса бытия стала выполнять функцию онтологической компенсации в жизни субъекта.

Новалис пишет: «Мы мечтаем о путешествии во вселенную: но разве не заключена вселенная внутри нас? Мы не знаем глубин нашего духа. Именно туда ведет таинственный путь. В нас самих или нигде заключается вечность с ее мирами, прошлое и будущее» (Новалис, 2014).

Онтологические устремления субъекта в философии романтизма выражаются в стремлении постигнуть абсолютную жизнь эстетически - в акте эстетического созерцания, осуществляемого гением (онтоэстетическим субъектом), которому открывается имманентно-трансцендентная сущность всеобщей жизни и смысла бытия. Мир, созданный гением, понимается поэтически, в нем обнаруживается эстетическая сущность жизни и устраняются все противоречия, происходит слияние жизни индивидуальной с жизнью всеобщей - возврат эстетического субъекта в единство вечного становления Бытия.

Таким образом, размышления о понимания жизни как эстетическом феномене в философии романтизма приводят к выводу о том, что смысл эстетического развития личности заключен в идее самотворения человека, в созидании его собственного бытия. Воссоздание онтоэстетическим субъектом живой реальности требует перестройки мышления, актуализации эстетических (художественных) способов самовыражения как онтологических практик «заботы о себе», способных вобрать в себя полноту и красоту индивидуальной жизни творящего Я, которая является внутренним моментом жизни единой, всеобщей.

Список источников:

Гюго В. О гении // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 434-436.

Думинская М.В. К проблеме постижения бытия личности: концептуальные основания неклассической онтологической парадигмы исследования // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. Томск, 2013а. С. 117-120.

Думинская М.В. Феноменальность эстетического на рефлексивном уровне бытийствования // Известия Томского политехнического университета. 2013б. Т. 323, № 6. С. 256-260.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. 367 с.

Новалис. Фрагменты. СПб., 2014. 319 с.

Сидоров А.М. «Эстетический поворот»: от Канта и романтизма к современной философии // Кантовский сборник. 2011. № 2 (36). С. 52-59.

Смирнов С.А. Антропопрактики заботы о себе: событийность концепта // Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования. Красноярск, 2017. С. 31-53.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 452 с.

Шеллинг Ф.В. Дедукция произведения искусства вообще (что характерно для произведения искусства) // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 135-137.

Шлегель Ф. Разговор о поэзии (письмо о романе) // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 62-65.

References:

Duminskaya, M.V. (2013) Fenomenal'nost' esteticheskogo na refleksivnom urovne bytiistvovaniya [The Phenomenally of the Aesthetic at the Reflexive Level of Beingness]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 323 (6), 256-260. (In Russian)

Duminskaya, M.V. (2013) K probleme postizheniya bytiya lichnosti: kontseptual'nye osnovaniya neklassicheskoi ontolog-icheskoi paradigmy issledovaniya [On the Problem of Understanding the Existence of Personality: Conceptual Foundations of the Non-Classical Ontological Paradigm of Research]. In: Transformatsiya nauchnykh paradigm i kommunikativnye praktiki v infor-matsionnom sotsiume. Tomsk, рр. 117-120.

Gyugo V.O genii [About the Genius]. In: Literaturnye manifestyzapadnoevropeiskikh romantikov. Moscow, рр. 434-436. (In Russian)

Kant, I. (1994) Kritika sposobnosti suzhdeniya [Criticism of the Ability of Judgment]. Moscow. 367 р. (In Russian)

Khaidegger, M. (1997) Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow. 452 р. (In Russian)

Novalis (2014) Fragmenty [Fragments]. St. Petersburg. 319 р. (In Russian)

Shelling, F.V. (1980) Deduktsiya proizvedeniya iskusstva voobshche (chto kharakterno dlya proizvedeniya iskusstva) [Deduction of a Work of Art in General (Which is Typical for a Work of Art)]. In: Literaturnye manifesty zapadnoevropeiskikh romantikov. Moscow, рр. 135-137. (In Russian)

Shlegel, F. (1980) Razgovor o poezii (pis'mo o romane) [Conversation about Poetry (Letter about a Novel)]. In: Literaturnye manifesty zapadnoevropeiskikh romantikov. Moscow, рр. 62-65. (In Russian)

Sidorov, A.M. (2011) The «Aesthetic Turn»: from Kant and Romanticism to Modern Philosophy. Kantian Journal. (2 (36)), 52-59. (In Russian)

Smirnov, S.A. (2017) Antropological Practices of Self-Care: Eventfulness of the Concept. In: Praktiki razvitiya: sovremennyi konflikt individual'nogo i massovogo obrazovaniya. Krasnoyarsk, рр. 31-53. (In Russian)

Информация об авторе Д.И. Румбина - старший преподаватель кафедры социально-художественного образования Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=861840

Information about the author D.I. Rumbina - Senior Lecturer, Department of Social and Art Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=861840

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.