Научная статья на тему 'Онтологические и гносеологические аспекты информационной рациональности'

Онтологические и гносеологические аспекты информационной рациональности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1433
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / ОНТОЛОГИЯ / ГНОСЕОЛОГИЯ / МАТЕРИАЛИЗМ / ИДЕАЛИЗМ / INFORMATION / KNOWLEDGE MANAGEMENT / ONTOLOGY / EPISTEMOLOGY / MATERIALISM / IDEALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шустова Ольга Борисовна, Сидоров Геннадий Николаевич

В онтологическом плане проводится анализ понятия информации с позиций материализма и идеализма. С обеих точек зрения материализма и идеализма информация является онтологической основой жизни, ее истинной причиной, в то время как все прочие факторы: газовый состав атмосферы, температура, электромагнитное излучение целесообразно считать всего лишь условиями. Гносеологический аспект понятия информации заключается в том, что человек способен воспринимать информацию весьма ограниченно, на уровне явления, в то время как она является сущностью окружающего нас мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Шустова Ольга Борисовна, Сидоров Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological and epistemological aspects of information rationality

In ontological terms the analysis of the concept of information from the standpoint of materialism and idealism. From both points of view materialism and idealism information is ontological basis of life, its true cause, while all other factors: atmospheric composition, temperature, electromagnetic radiation it is advisable to consider only conditions. Epistemological aspect of the concept of information is that the person is able to perceive the information is very limited at the level of the phenomenon, while it is the essence of the world around us.

Текст научной работы на тему «Онтологические и гносеологические аспекты информационной рациональности»

УДК 111.1:165-004

О. Б. ШУСТОВА Г. Н. СИДОРОВ

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

Омский государственный педагогический университет

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ_

В онтологическом плане проводится анализ понятия информации с позиций материализма и идеализма. С обеих точек зрения — материализма и идеализма — информация является онтологической основой жизни, ее истинной причиной, в то время как все прочие факторы: газовый состав атмосферы, температура, электромагнитное излучение целесообразно считать всего лишь условиями. Гносеологический аспект понятия информации заключается в том, что человек способен воспринимать информацию весьма ограниченно, на уровне явления, в то время как она является сущностью окружающего нас мира.

Ключевые слова: информация, рациональное познание, онтология, гносеология, материализм, идеализм.

Рациональное познание — это изучение окружающего мироздания всеми пятью органами чувств человека, усиленными при необходимости техническими средствами, а также последующая обработка полученных восприятий мыслительными и (или) интуитивными возможностями людей.

В основе рационального познания полученная человеком информация. При определении Информации мы солидаризуемся с Норбертом Винером: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» [1, с. 14].

Понятие информации мы предлагаем проанализировать в двух аспектах — онтологическом и гносеологическом. В онтологическом плане её можно рассматривать в рамках основного вопроса философии, который по Ф. Энгельсу [2, с. 283] упрощенно звучит так: что первично: сознание или материя?

Позиция рационального познания в онтологии материализма напоминает сегодня человека, стоящего каждой ногой на двух расплывающихся льдинах. На одной льдине написано, что вселенная и материя вечны и существовали всегда. Да, это материализм. На другой материалистической льдине написано, что материя возникла 13,77 миллиарда лет назад. Но что было до этого «возникновения», онтология второй льдины достоверно не знает, поскольку рациональное познание материализма забраться «по ту сторону» сингулярной точки не в состоянии. Действительно, давайте подумаем: если до Большого Взрыва существовало «ничто» и «информация» была нулевой, то откуда же она взялась? Разнообразные онтологические гипотезы, по своей научной обоснованности пока не долговечнее лопающихся друг за другом мыльных пузырей. И это тоже материализм.

В онтологии идеализма рациональное познание имманентного и трансцендентного миров тоже

уходит корнями в сущность либо надчеловеческого, либо человеческого сознания (объективный и субъективный идеализм). Онтология объективного идеализма и Разумного замысла, а следовательно, и его рационального познания, свидетельствует о том, что в основе «вечности» = «предсингулярной точки» уже находилась Информация = Слово: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога . Все через Него начало быть, и без Него нечего не начало быть, что начало быть» [3]. Очень логично. В вечности (в предсингулярной точке) существовала информация. Она и была у трансцендентного Бога, и все, «что начало быть», начало выстраиваться в соответствии с программой этой информации. И эта программа уже в имманентном мире начала, как из разноплановых предсуще-ствующих «матрешек», разворачивать то, что сегодня хорошо известно рациональному познанию материализма: адронную и лептонную эры с сильным и слабым взаимодействиями. Затем последовала эра излучения с добавлением электромагнитного взаимодействия, затем эра вещества с правящим в ней бал гравитационным взаимодействием. Но разворачивать — не значит создавать. Все эти онтологические сущности мироздания уже существовали в первоначальной трансцендентной информации, которая, разворачиваясь, стала имманентной.

Следовательно, онтологическая сущность мира не менялась от простого к сложному ни с позиций материализма, ни с позиций идеализма. Это онтологическая рациональность неживой материи. Ну, а в чем онтологическая сущность живого?

По Ф. Энгельсу «жизнь — это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой...» [4, с. 244]. Однако Ф. Энгельс не угадал, когда писал в 1874 г.: «Если, когда-нибудь удастся составить химическим путем белковые тела, то они, несомненно, обнаружат

явления жизни и будут совершать обмен веществ, как бы слабы и недолговечны они ни были» [4, с. 244]. Белки синтезируют давно, но живыми они не становятся

Но откуда жизнь взялась? Структурированием жизни, несомненно, командует информация. Нукле-отиды почему-то собираются в ДНК и РНК, те, в свою очередь, выстраиваются в гены, на гены нанизываются аминокислоты, энергию поставляет адено-зинтрифосфорная кислота (АТФ). Ну и, наконец, аминокислоты формируют белки. Но живыми белки станут только, когда их подпитает энергия (электромагнитное фундаментальное взаимодействие) и они начнут участвовать в обмене веществ и понижать энтропию. Вот мы и добрались до первооснов жизни с точки зрения материализма. Получилось, что для жизни необходимо участие одного из четырех фундаментальных взаимодействий — электромагнитного. Ну, а это взаимодействие появилось после Большого Взрыва и уже находилось в сингулярной точке! А до сингулярной точки была информация. Получается, что, с точки зрения материализма, онтологическая основа жизни — это информация.

Фундаментальная основа объективного идеализма — Библия : «И сказал Бог: да произрастит земля душу живую по роду её...» [5, Быт. 1, ст. 24]. Земля по В. И. Вернадскому — это бикосное вещество. Она, как раз и образовалась при взаимодействии косной материи (гранит, лава, песок — минеральный состав К, Ыа, ЗЮ2, А1203 и др.) и живых существ. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» [5, Быт. 2, ст. 7]. «Прах земной» — это биокосная материя, «Дыхание жизни» — энергия и информация?

Получается любопытный переход от метафизических положений Библии прямо в материалистическую цитату Фридриха Энгельса: костная материя (К, Ыа, А1, 02) ® биокосная материя ® нукле-отиды ® ДНК ® гены ® аминокислоты ® белки. И оживляются белки электромагнитным взаимодействием ® энергией ® информацией ® «животворящим Духом Божиим». Без всяких противоречий между религией и наукой.

Давно пора создавать единую исследовательскую программу на основе представлений как материализма, так и идеализма [6, с. 59; 7, с. 3; 8, с. 131; 9, с. 316]. Опора на разные парадигмальные взгляды начинает серьезно тормозить развитие как научной, так и философской мысли.

Информация, с нашей точки зрения, является единственной причиной возникновения материального мира и биологической (а, возможно, и иных форм) жизни в частности. А условия, при которых информация себя проявляла на Земле, могли быть самыми различными: газовый состав атмосферы, температура, электромагнитное излучение и т. д. Но ни одно из условий при отсутствии причины не могло создать жизнь на Земле. Именно поэтому опыты Стенли Миллера и его последователей по созданию жизни не могли увенчаться успехом [7, с. 8].

Онтологическая первичность информации, по нашему мнению, распространяется и на понятие «макроэволюции». Первичные и вторичные условия (наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор) в отличие от причины, сами по себе не могли определить качественно новой сущности организмов, а создавали лишь возможные их проявления и вариации в пределах соответствующей генетической информации. Потому-то

Ч. Дарвину удалось объяснить только механизм «микроэволюции». Её он гениально обосновал на примере выведения пород домашних животных и создания сортов растений. Ну а последующим за ним «дарвинистам» выпало на долю, не доказывая, придумывать Геккелевскую «макроэволюцию», Лы-сенковскую «механо-ламарковскую» эволюцию на основе «мичуринской генетики», современную «син-терическую» теорию макроэволюции, в которой от классического дарвинизма постоянно безжалостно отсекаются всё новые и новые составляющие [10, с. 43; 11, с. 135-138].

Таким образом, то, что наука веками рассматривала как причину возникновения жизни на Земле, на самом деле — всего лишь условия. Не что иное, как информация выстроила стройную систему всего сущего.

Г. Гегель писал, что «начало философии есть наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям» [12, с. 128]. По мнению А. Шопенгауэра, «цель и назначение естествознания состоит в том, чтобы свести, руководствуясь причинностью, все возможные состояния материи друг к другу и, в конце концов, к одному, а затем вновь вывести их друг из друга и, в конце концов, из одного» [13, с. 164]. Очевидно то, что и философия, и наука, по мнению столпов философии, должны быть сведены к единой основе.

И в качестве такой основы вполне допустимо рассматривать информацию как первичную составляющую окружающего нас мира и Вселенной. Именно информация определяет свойства неживой и живой материи: строение атома, последовательность ДНК, инстинкт продолжения рода. Весьма вероятно и то, что причиной прекращения существования объекта (живого или неживого) и его дальнейшего распада является удаление из него информации либо её повреждение.

Второй аспект рассмотрения информации как основы рациональности — гносеологический. Суть аспекта состоит в том, что информация, являясь основой познания, приходит к субъекту различными путями. Снова обратимся к высказыванию Н. Винера: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» [1, с. 14]. Авторы полагают, что все эмпирические науки — это приспособление к информации только телесных органов чувств человека (зрение + микроскопы, адронные коллайдеры, телескопы и др., слух+..., осязание+ . и т.п.). Если исследователь приспосабливает к информации (к содержанию мира) преимущественно их, из него формируется ученый-эмпирик — материалист. Если же человек имеет возможность приспособить к информации свои душевные органы чувств, он становится философом-идеалистом. Еще А. Бергсон заметил, что в естествознании нельзя действовать исключительно позитивными методами: «нужно занимать по отношению к живому особую позицию и смотреть на него по-иному, чем позитивная наука» [14, с. 203]. Однако, как свидетельствует история развития науки, этот способ удается далеко не всем.

Таким образом, человек способен воспринимать информацию весьма ограниченно, на уровне явления, в то время как она является сущностью окружающего нас мира. А уж какую её часть (содержание внешнего мира) человек сможет усвоить и пропустить через свои телесные и душевные органы чувств,

так таким он и сформируется философом, учёным, обывателем: эмпириком, креационистом, агностиком или же атеистом.

Проблема информации напрямую связана с проблемой рациональности. Главное в проблеме рациональности — это то, насколько индивидуальное или общественное сознание готово принять ту или иную информацию в определенный исторический период. Принято считать, что «каждая историческая эпоха имеет единственно возможную рациональность, которой не может быть альтернативы ... разум принадлежит определенной эпохе и разделяет все её предрассудки» [15, с. 721].

Таким образом, человеческий разум, как оплот рационального познания, является восприемником, носителем и переработчиком информации, которую он принимает согласно своим индивидуальным возможностям: как обыденную, научную, религиозную и на основе которой он строит окружающую его картину мира.

Библиографический список

1. Винер, Н. Человек управляющий / Н. Винер. — СПб. : Питер, 2001. - С. 14.

2. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Маркс К. и Энгельс Ф. : соч. В 50 т. Т. 21. — 2-е изд. — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1961. — С. 283.

3. Евангелие от Иоанна. 1979 / От Иоанна Святое благо-вествование // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М. : Московская патриархия, 1979. — Гл. 1, ст. 1 — 3.

4. Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1950. — С. 244.

5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М. : Московская патриархия, 1979. — Быт. Гл. 1, ст. 24 ; гл. 2. ст. 7.

6. Сидоров, Г. Н. Наука и философия о развитии жизни на Земле / Г. Н. Сидоров, О. Б. Шустова, В. И. Разумов // Философия науки. — 2003. — № 4 (19). — С. 38, 59.

7. Шустова, О. Б Сравнительный анализ эволюционного и креационного подходов к происхождению и развитию жизни : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08 / О. Б. Шустова ; Ин-т философии и права ОИИФФ СО РАН. — Новосибирск, 2006. — С. 8.

8. Шустова, О. Б. Материалистический и апологетический подходы к антропогенезу: опыт философского синтеза / О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров // Омский научный вестник. Приложение. Личность врача: мировоззренческий, социальный, научный, философский контексты : материалы VII Регион. науч.-практ., метод. и методолог. конф. — № 1 (94), 2010. — С. 129 — 132.

9. Сидоров, Г. Н. Гносеологические проблемы взаимоотношения науки и религии в современном обществе [ Электронный ресурс] / Г. Н. Сидоров, О. Б. Шустова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 4. — С. 316. — Режим доступа : http://www.science-education.ru/104-6702 (дата обращения: 18.07.2012).

10. Сидоров, Г. Н. Синтетическая теория эволюции как мифология ХХ в / Г. Н. Сидоров, О. Б. Шустова // Вестник Омского университета. — 2009. — № 3 (53). — С. 42 — 44.

11. Сидоров, Г. Н. Семантические «доказательства» теории Дарвина как идеологическая диверсия в умах людей / Г. Н. Сидоров, О. Б. Шустова // Идеология дарвинизма и ее воздействие на науку, образование общество. — Симферополь : Диайпи, 2010. — С. 135—138.

12. Гегель, Г. Наука логики / Г. Гегель. В 3 т. Т. 1. — М. : Мысль, 1970. — С. 128.

13. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр : избран. произведения. В 2 т. Т. 1. — М. : Наука, 1993. — С. 164.

14. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон, — М. : Канон-Пресс-Ц, 2001. — С. 203.

15. Ивин, А. А. Рациональность / А. А. Ивин // Философия. Энциклопедический словарь. — М. : Гардарики, 2004. — С. 721.

ШУСТОВА Ольга Борисовна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.

СИДОРОВ Геннадий Николаевич, доктор биологических наук, профессор (Россия), профессор кафедры биологии и биологического образования Омского государственного педагогического университета; главный научный сотрудник Омского научно-исследовательского института природно-очаговых инфекций.

Адрес для переписки: g.n.sidorov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2015 г. © О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров

Книжная полка

Бибихин, В. История современной философии (единство философской мысли) / В. Бибихин. -М. : Владимир Даль, 2014. - 398 c. - ISBN 978-5-93615-138-5.

Впервые публикуется курс лекций, читавшийся в Институте философии, теологии и истории св. Фомы в весенние семестры 2002-го и 2003 г. В курсе предпринята попытка разобрать ответ ведущей европейской и отечественной мысли на вызов современности. Рассматриваются определения, в каких строгая философия видит мир, его настоящую ситуацию и его задачи. История новой философии, начиная с Гегеля и гегельянских школ, продумывается как единый продолжающийся труд осмысления человеческой ситуации в мире. Проверяется гипотеза, согласно которой проблемы целого мира, тождества, ничто и нигилизма, онтологии как этики, решающие для судьбы современной цивилизации, осознанно или бессознательно ставятся ведущими мыслителями последних двух столетий в центр их интересов. Определяется ряд задач, остающихся новыми в рамках существующей историографии: показать сущностное тождество критики христианства у раннего Гегеля и у Ницше, ницшевской мысли о вечном возращении и теории мира у Витгенштейна, переживания (Erlebnis) Вильгельма Дильтея и присутствия (Dasein) в его подлинности у Хайдеггера и др. Для всех, кто увлечен философией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.