Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ТРЕТЬЕЙ КУЛЬТУРЫ»'

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ТРЕТЬЕЙ КУЛЬТУРЫ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ТРЕТЬЕЙ КУЛЬТУРЫ»»



ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ТРЕТЬЕЙ КУЛЬТУРЫ»

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова DOI: 10.24412/1728-516Х-2023-1-36-39

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Вера Софроновна Данилова,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Введение

В пятидесятых годах XX столетия имели место широко известные споры о противопоставлении двух культур - естественно-научной и гуманитарной. Триггером для этих споров послужила книга «Две культуры и научная революция» физика и писателя Ч. Сноу [1], в которой описывался конфликт между гуманитарными культурами и наукой. В Античном мире, Средневековье и в эпоху Возрождения преобладали гуманитарные науки, а естественные входили в них составной частью. Никакого разделения между этими двумя ветвями культуры не было. Например, физика вплоть до XIX столетия во многих странах рассматривалась как натурфилософия. В Новое время произошёл бурный рост естественно-научного знания, которое стало обладать предсказательными функциями, объяснило многие явления природы, породило серию научных и научно-технических революций, так что гуманитарная культура оказалась оттеснённой на второй и третий планы (на второй допускались в ряде случаев социальные проблемы). Неокантианцы создали теоретическое обоснование этого разрыва. Объективность естественно-научного знания и субъективность гуманитарного были абсолютизированы, а граница демаркации между ними рассматривалась как непреходящая. По этой проблеме широко известны работы В. Виндельбанда, Г Риккер-та, а также представителя философии жизни В. Дильтея. Конечно, этот разрыв имеет серьёзные онтологические основания. Поскольку учёный находится вне знания, которое он исследует, его смерть или другая элиминация из процесса познания приводит к появлению другого индивида, коллеги, ученика, который продолжа-

ет дело учителя. Эту эстафету могут продолжить представители других стран, культур, научных традиций. Гуманитарий находится внутри сферы исследования, в которой он незаменим. Его смерть обычно приводит к незавершённости собственного труда, поскольку присущую ему уникальную субъективность воспроизвести никто не способен.

В СССР эти проблемы вызвали дискуссии между «лириками» и «физиками» среди молодёжи, в средствах массовой информации. Кто нужнее в современных условиях? Затем эти дискуссии постепенно потеряли своё значение, однако во всё более острой и многоплановой форме продолжились в научной среде по всему миру. Широко известны высказывания ведущих учёных мира по этой проблеме - И. Р Пригожина,

*КЕ two cultures »нотме

scientific revolution Ж

^НК' ^^---_ л 1 * z' ч m

iL mV

*

С. P. SNOW*

Обложка первого издания книги Ч. П. Сноу «Две культуры и научная революция» (1956 г.)

Карикатура Мэтта Коллинза

П. Леви-Стросса, К. Поппера, Е. Фейнберга, В. И. Вернадского и многих других, пытающихся найти точки и границы соприкосновения между естественно-научной и гуманитарной культурами. Причём то, что гуманитарные науки многое способны взять у естественных, особых возражений не вызывало. Широко известны достижения математической лингвистики, «хронотопа» М. М. Бахтина, заимствовавшего его идею из физиологии. Но оказалось, что и гуманитарные науки могут многое дать естественным. Так, о необходимости поэтического подслушивания природы пишет И. Р Пригожин [2]. М. Хайдеггер, развивая гуманитарный взгляд на технику, рассматривает её как вид раскрытия потаённости [3].

История вопроса, методология исследования

В настоящее время из этой проблемы выделились следующие вопросы:1) увеличивается ли разрыв между естественно-научным и социогуманитарным знанием?; 2) как этот разрыв сказывается на «двух культурах», усугубляет ли их противостояние или особого воздействия не оказывает?; 3) имеются ли реальные тенденции для его преодоления? Однако прежде чем обратиться к этим вопросам, необходимо рассмотреть, что происходит с самими культурами.

Если отвлечься от универсальной дихотомии, обозначенной выше, и обратиться к значительному числу культур, которыми обладают этносы, то здесь на первый план выходит парадокс, связанный с дифференциацией культур в современных условиях. Мир, в котором живёт человечество, глобализируется, поскольку земной шар очень небольшой, и все двести с небольших государств на нём вступают в различные взаимодействия и чем дальше, тем больше. Это явно проявляется

в экономике, торговле, освоении природных ресурсов, финансах, науке, образовании и многих других сферах. Однако культуры имеют явно выраженные тенденции к обособлению. Это необходимо для их самоидентификации, потому что далеко не все они по различным причинам сумели это сделать. Были эпохи, когда несколько мировых культур пытались подчинить себе остальные, но в настоящее время это становится невозможным. Сейчас практически все этносы развивают свои литературу, искусство, кино, театр, многие другие элементы и структуры своих культур. Все культуры по-своему уникальны и необходимы для дальнейшего развития человечества, но также и различные направления естественных и гуманитарных наук дополняют и углубляют друг друга.

Если вернуться к дихотомии двух куль-

Штур, то здесь наряду с процессами взаимодействия между ними (междисциплинарными областями) возникли и трансдисциплинарные сферы, наиболее ярким проявлением которых явилась «третья культура». Понятие весьма неоднозначное, включающее в себя очень разные смыслы. Появление третьей культуры вызвано следующими объективными причинами: 1) стираются грани между традиционными науками и соответствующими подходами вследствие замены ориентаций, сложившихся в дисциплинарных науках, проблемами; 2) бурное развитие междисциплинарных наук обусловило использование методов других наук в очень широком перечне дисциплин; 3) возникновение универсальных (интегральных) наук, таких как теория систем, кибернетика, синергетика, экология. Две первых потеряли свою универсальность к настоящему времени, но их влияние на развитие философии, культуры, науки сохранило своё значение; 4) всё большее число учёных самых различных специальностей задумываются о единстве научного знания. Это происходит в физике, биологии, науках о Земле, лингвистике, литературоведении, социологии и других науках. И хотя до такого единства ещё далеко, сами тенденции требуют нового методологического инструментария.

Онтологическим аспектом «Третьей культуры» являются представления о «единстве мира», а эпистемологическим - единство научного и социогуманитарного знания. Методологический аспект опирается на созвучие методов различных дисциплин, их перетекание друг в друга. Единство мира и науки выражается, прежде всего, в многообразии их форм. Наука XXI в. нуждается в дальнейшей коэволюции естественных и социально-гуманитарных наук, взаимообогащении методов для её обеспечения.

Манифестирование понятия и концепции

Аналогично книге Ч. П. Сноу 1959 г., в 1995 г. появилась книга Джона Брокмана «Третья культура: по ту сторону научной революции», где автор обсуждает

CUL

работы известных учёных, напрямую сообщающих широкой публике свои новые идеи [4]. Эти идеи не прошли горнило экспертизы ведущих научных журналов в своих отраслях, которые контролируются элитой мировой науки (нобелевскими лауреатами и т.п.). Они иногда провокационные, но вызывают большой интерес, кроме того книги этих авторов успешно продаются. Джон Брокман также открыл веб-сайт Edge Foundation, где продолжил обсуждать проблемы «третьей культуры» с ведущими учёными и мыслителями. В своей книге Брокман рассматривает работы 23 учёных. Это физик Пол Дэ-вис [5], биолог Ричард Докинз [6], философ Дэниел Деннет [7], палеонтолог Найлз Элдридж, исследователь хаоса Джон Фармер, физик Мюррей Гелл-Манн [8], биолог Брайан Гудвин, геолог (биолог) Стивен Гулд, физик Алан Гут, инженер (математик) Уильям Хиллис, психолог Николас Хамфри, генетик Стив Джонс, биолог Стюарт Кауфман, сложносистем-щик Кристофер Лэнгтон, биолог Линн Маргулис, математик (информатик) Марвин Мински, физик (математик) Роджер Пенроуз [9], когнитивист Стивен Пинкер, астрофизик Мартин Рис, когнитивист Роджер Шэнк, физик Ли Смолин, биолог Франсиско Варела, эволюционист Джордж Уильямс.

Обсуждаемые проблемы, с одной стороны, относятся к научно-популярной литературе, написаны простым языком, ясно структурированы. С другой, в них рассматриваются острейшие современные проблемы, расположенные, как правило, на стыке различных наук [10]. До этого значимые популярные книги писались признанными корифеями в своих областях знания (В. Гей-зенберг, Э. Шредингер, Ж. Пиаже). Кроме того, существовало крайнее мнение, что популярная литература не может ничего объяснить, в частности в физике, и является скорее вредной. Учёные, обсуждаемые в книге Брокмана и ещё значительное число подобных им, переломили эту ситуацию в лучшую сторону, сделали научно-популярную литературу массовой и доступной.

Третья культура - понятие многозначное, имеющее и другие смыслы. Считается, что в настоящее время возникла многочисленная прослойка людей, обусловленная несколькими поколениями детей третьей культуры. Есть даже специальные обозначения: ТСК - дети третьей культуры, АТСК - взрослый ребёнок третьей культуры, TCI - люди третьей культуры. Они воспитывались в культуре, отличной от культуры их родителей, страны их гражданства. В течение значительной части

В Е ГОЛ I) THE JOHN BBOCKMAN S С / Е X ТI F I С RevoLиг/о л

своего детского развития они жили в другой стране (среде) и подверглись большему объёму и разнообразию культурных влияний, чем дети, растущие в одной конкретной культурной среде. Это дети военных, дипломатов, миссионеров, бизнесменов, сотрудников межправительственных организаций, врачей, журналистов, спортсменов, преподавателей и т. п. В начале XXI века число двуязычных детей в мире было примерно таким же, как и количество одноязычных детей [10]. Люди третьей культуры особенно искусны в построении отношений с представителями других культур, не обладая собственной культурной идентичностью. Их можно назвать культурными гибридами, культурными хамелеонами, глобальными кочевниками [11].

Обложка книги Джона Брокмана «Третья культура: по ту сторону научной революции», 1995 г.

Дальнейшее развитие основных направлений третьей культуры

Выделено два основных направления для развития третьей культуры: научно-методологическое и социальное. Второе направление мы в настоящей работе рассматривать не будем. Оно исключительно важное, им занимаются представители многих наук: когнитивных, социологи, психологи, культурологи и т.д. Здесь целая область междисциплинарных исследований, которая бурно развивается, начиная с середины XX столетия. Это направление связано с философией в гораздо меньшей степени, чем первое (научно-методологическое).

Научно-методологическое направление третьей культуры имеет значение для развития философии науки, поскольку связано с паранаукой, ориентировано на острейшие проблемы современности. Из всей обширной области вненаучного знания паранаука наиболее близка к науке - это область гениальных догадок, не всегда подтверждённых экспериментами или теорией, но задающей вектор дальнейшего научного поиска. Интерес к вненаучному знанию в настоящее время усиливается, граница демаркации с наукой становится всё более сложной (скользящей), требующей постоянного исследовательского внимания. Однако здесь следует иметь в виду, что большая часть авторов третьей культуры - популяризаторы науки, хотя их литературные произведения могут быть очень талантливыми, информативными. От более слабых произведений этого направления остаётся совсем немного - вроде бы яркая книга, прекрасно издана, широко разрекламирована, а внутренние структуры знания после неё практически не обогатились. Ещё более сложным вопросом является

взаимодействие этой литературы с образованием, которое в современных условиях нуждается в новом, парадоксальном, заставляющем думать. Такая литература может быть использована на факультативах, в кружках, для написания эссе с последующим его обсуждением. Если она включается в основные учебные курсы, то только под контролем опытного наставника. Наиболее соответствует подобная литература непосредственной научной работе, поскольку заложенный в ней эвристический потенциал заставляет думать, формирует методологию научного поиска.

В целом третья культура находится в состоянии развития, многие её параметры еще только формируются, но в любом случае это важное явление фундированной реальности мира, на которое следует обратить пристальное внимание как с научной, так и с образовательной точек зрения.

Заключение

В условиях, когда вненаучное знание становится значимым фактором для дальнейшего развития науки, третья культура приобретает всё большее значение. Этому способствуют Интернет и планетарные сети: научные, образовательные, а также коммерциализация книжной и электронной продукции. Современное образование также не может обойтись без многих элементов третьей культуры, отвечающих познавательному интересу школьников, студентов, аспирантов, заставляющих их задуматься о многих научных и философских проблемах.

Как важнейшая промежуточная сфера науки и образования, третья культура сглаживает многие «острые углы», возникшие в результате антагонизма между традициями и революциями, делает мир более устойчивым, способствует дальнейшему развитию человечества. Вполне возможно, что у этого понятия в дальнейшем появятся новые смыслы, способные наполнить

его новыми содержанием, эвристическими смыслами и потенциалом, наметить пути для методологии.

Список литературы

1. Сноу, Ч. П. Портреты и размышления : пер. с англ. / Ч. П. Сноу. - Москва: «Прогресс»,1985. - С. 195226.

2. Пригожин, И. Р. От существующего к возникающему : пер. с англ. / И. Р. Пригожин. - Москва: «Наука», 1885. - 328 с.

3. Хайдеггер, М. Вопрос о технике : пер. с нем. // Время и бытие. - Москва : «Республика», 1993. -С. 221-238.

4. Брокман, Дж. Третья культура : по ту сторону научной революции : пер. с англ. / Дж. Брокман. : «Саймон и Шустер», 1995.

5. Дэвис, П. (2011). Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации: пер. с англ. /П. Дэвис. - Москва, «ББИ»Ю, 2011. - 264 с.

6. Докинз, Р. Эгоистичный ген : пер. с англ. / Р. До-кинз. - Москва : «Мир», 1993.

7. Деннет, Д. Виды психики : на пути к пониманию сознания : пер. с англ. /Д. Дэннет. - Москва .«Идея-Пресс» 2004. - 184 с.

8. Gell-Mann, M. The Quark and the Jaguar: Adventures in the Simple and the Complex. - Freeman and Co, 1994.

9. Пенроуз, Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики: пер. с англ. / Р. Пенроуз. -Москва : «Едиториал УРСС», 2003.

10. Паради, Дж. Двуязычное развитие и нарушения : руководство по двуязычию и изучению второго языка / Дж. Паради, Ф. Дженеси, М. Краго. - Балтимор, Мэриленд : Издательство Пола Х. Брукса, 2011.

11. Келли, К. Третья культура: пер. с англ. / К. Кел-ли. - Москва, «Наука», 1998.

ъжтдсиш

ш ПЛЛГИЛПМ mtrilJГНПТ1 1-2023 га\ ni IV u nnu/vnii iv лпт

* -- 1 1НГ ' II l| |H| t v " Щ

мл» гогз

Якутия - 2023 : календарь знаменательных и памятных дат / Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), отдел региональной библиографии ; сост. И. И. Татаринов ; ред. Э. М. Максимова ; отв. за вып. С. В. Максимова. - Якутск : Айар, 2023. - 204 с.

В издании представлены даты, отражающие важнейшие события политической, хозяйственной и культурной жизни республики. Календарь адресован библиотекарям, краеведам, работникам средств массовой информации, читателям, интересующимся историей и культурой родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.