Научная статья на тему 'Ontological basis of creativity in different philosophical systems'

Ontological basis of creativity in different philosophical systems Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
133
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSON / ACTIVITY / CREATIVITY / SELF-REALIZATION / TRANSFORMATION OF THE HUMAN NATURE / INNER POTENTIAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Suleimanov Timur F., Kushapov Ural A.

This article is devoted to the problem of creativity. The authors consider it as a form of the person self-realization and in conformity with these problems they investigate a historical and philosophical aspect of this theme. In different ways of the philosophic thought the authors research the phenomenon of creativity. It is an integral component of the human activity that has a purpose to transform the environment and a person himself. Premises and specifics of Marxist interpretation of human creativity are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ontological basis of creativity in different philosophical systems»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 Философия. Психология. Социология Выпуск 4 (16)

УДК 111

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА В РАЗЛИЧНЫХ

ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ

Т.Ф. Сулейманов, УЛ. Кашапов

В статье авторы обращаются к проблеме творчества как форме самореализации личности и в соответствии этим рассматривают историко-философский аспект данной темы. В различных направлениях философской мысли авторы исследуют такое явление, как творчество, которое является неотъемлемым компонентом человеческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Изучается попытка марксистского понимания творчества и его специфика.

Ключевые слова: личность; деятельность; творчество; самореализация; преобразование природы человека; духовный потенциал.

На наш взгляд, адекватному пониманию творчества может способствовать анализ его осмысления в истории философии. Крупные мыслители часто рассматривали творчество в контексте основных философских проблем. Они анализировали его как объективную и субъективную реальность, созидание мира, рассматривали связь творчества с деятельностью человека.

В различных философских направлениях творчество понималось по-разному. Формирование представлений о нем связано с решением вопроса о начале, которое в зависимости от материалистического или идеалистического мировоззрения рассматривалось материальным, объективным или идеальным (духовным), субъективным. Эти характеристики не исчерпывают полного понимания начала. Сложная и многообразная структура природной и социальной действительности, осмысливаемая не только через основной вопрос философии, определяет необходимость выделения также природного и социального, созидательного и разрушительного, общечеловеческого и классового, коллективного и индивидуального начал.

Между тем наличие нескольких оснований для выделения различных творческих начал не снимает необходимости теоретического осмысления творчества в тесной связи с решением основного вопросе философии. Философы вели поиск материального или духовного начала мира. Идеалисты понимали духовное начало в качестве созидающей творческой силы. Материалисты искали

творческое начало в самой материи. Родоначальник милетской школы Фалес полагал, что началом (архэ) всех вещей является материальное начало. Творчество в учении милетцев, понимаемое как возникновение конкретных вещей, есть порождение материального, телесного начала, являющегося общим для всего реально существующего мира. Проблема начала тесно связывается с проблемой возникновения новых предметов и рассматривается через соотношение субстратного и процессуального моментов действительности.

Само материальное первоначало понимается античными философами как изначальное, ничем и никем не обусловленное.

Гераклит Эфесский, полагавший, что мир не создан ни Богом, ни человеком, что «он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим» [1, с. 275], искал начало мира в конкретно телесном. Огонь, по мнению Гераклита, находится в вечном движении и изменении, переходит из одного состояния в другое, благодаря борьбе противоположностей, которая и является источником развития. Поэтому творение нового как созидание имеет своим началом не просто телесную основу или сущность, а противоречие как объективный процесс.

Творение, понимаемое как созидание, рассматривалось ионийскими материалистами в качестве атрибута материи, строительного материала, из которого состоят все объективно возникшие и существующие предметы и явления.

Сулейманов Тимур Фуатович — кандидат философских наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и экономических дисциплин; Уфимский филиал Московской государственной академии водного транспорта; 450017, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Ахметова, 275; suleimanovl957@mail.ru.

Кашапов Урал Абубакирович — кандидат исторических наук старший преподаватель секции физической культуры и безопасности жизнедеятельности; Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагило-ва; 450077, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Ленина, 14; BulatRussia@mail.ru.

В этот период древнегреческой философии творчество трактовалось как производящее, самореализующееся начало, которое понималось, во-первых, как внешняя движущая сила, материальный фактор созидания, во-вторых, как источник движения.

Внесли определенный вклад в философское понимание творчества пифагорейцы, считавшие число началом всего существующего. Постановка вопроса о количественной стороне мира связана у них с признанием идеального первоначала мироздания. При этом следует напомнить, что идеалистическим представлениям о творчестве в античной философии предшествовали мифологические взгляды, согласно которым созидательное начало в мире — это боги и полубоги. Поэтому творчество понималось в качестве сверхъестественной силы. В учении пифагорейцев выделялись два первоначала: предельное (абстрактное число) и беспредельное (абстрактная материя), являющиеся не переходящими друг в друга противоположностями. Следовательно, наряду с монистическим пониманием созидающего начала в истории философской мысли стало формироваться его дуалистическое понимание.

Ксенофан, полагавший, что в основе единства мира находится мысль, и при этом называвший материальный мир Богом, подчеркнул наличие продуктивной способности в человеческой духовной деятельности (воображения), заявив, что боги есть творения человека. На творческое начало человеческого разума указывал Зенон. Эмпедокл, разделявший традиции ионийской и италийской школ, в понимании миротворчества отказался от строгого монизма элеатов, выдвинув плюралистическую точку зрения на проблему начала. По его мнению, все состоит из четырех начал: огня, воздуха, воды и земли, которые движутся двумя противоположными силами — любовью и ненавистью, поочередно властвующими над миром. В отличие от взглядов монистов-милетцев такое понимание созидающего начала мира содержит идею активности материальных начал и признание силы как активного процесса, тесно связанного с материальными началами всего сущего.

Материалистические представления о творчестве были развиты Демокритом, отвергавшим идеалистические взгляды о разумном творце мироздания. Он считал, что мир находится в движении не в результате действия сверхъестественных причин, а в соответствии с объективными законами, присущими самой природе. По мнению Демокрита, в основе творчества людей находятся природные способности. Он признавал, что творчество проявляется в совместной деятельности людей, в их общении. Существенную роль в раз-

витии творческих способностей Демокрит отводил обучению и опыту человека.

Своеобразной реакцией на натурфилософию античных материалистов о творчестве явились взгляды Сократа, поставившего вопрос о существовании нравственного творчества. Сократ сосредоточил внимание на изучении формирования у человека способности к продуктивному, творческому мышлению, вопросов творческого духовного роста личности. Воспитательная деятельность, представляющая собой процесс непрерывного общения с людьми, должна способствовать формированию мысли о социально обшей природе творчества личности, о творчестве как продукте взаимодействия людей. Сократ рассматривал творчество как духовную деятельность человека. При этом творческое мышление индивида имеет объективную разумную основу и обусловлено процессом взаимодействия людей. Рассматривая вопросы созидания человеком самого себя, своих духовных качеств в общении с другими людьми, Сократ выдвинул идею личностного духовного начала творчества как процесса совершенствования конкретного человека на основе знания общего. В учении Сократа важное место заняли не онтологические проблемы творчества как созидания мира материальными или духовными началами, а проблемы осмысления деятельности личности, творчески изменяющей самое себя.

Особое значение для понимания творчества представляет учение Платона, по мнению которого, идеи выступают в качестве первого начала мироздания. Они представляют собой причину и образец всех вещей, опредмечиваются в конкретно-чувственной форме, являясь, таким образом, активными творческими началами. Условием созидательной функции бытия является второе начало — материя как бесформенный вид, почти небытие. Отсюда мир вещей, порождаемый идеями — активным и созидательным началом, и материей — пассивным началом, представляет собой единство противоположностей — бытия и небытия, неизменного и изменчивого. Взгляды Платона на творческую активность сознания, способного опредмечиваться, безусловно, являются плодотворными. Платон высказал мысль о третьем начале мира, которым является душа космоса, мировая душа — творческая, созидающая сила, источник движения, жизни и сознания, объемлющая собой мир идей и вещей. Выдвигая идею богов, творящих как сами идеи, так и предметы путем вкладывания идей в материю, Платон тем самым поставил вопрос о субъекте созидательной деятельности. Он рассматривает творчество и деятельность в связи друг с другом.

Согласно Платону, боги создали тело и душу человека. Вместе с тем он осмысливает и человеческую активность, видя ее в целесообразной деятельности. Платон рассматривал творчество как переход из небытия в бытие, как создание новых предметов. В диалоге «Пир» он говорит: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей — их творцами» [4, с. 135]. Учение Платона содержит рациональную идею о творчестве как всеобщем процессе созидающей деятельности. Он угадал, что творческая человеческая деятельность не является произвольной, несообразующейся с законами мироздания.

Поиск древнегреческими философами начала мироздания как сущности всего бытия привел к постановке вопроса о созидательном творческом начале мира, являющемся материальным у материалистов и духовным у идеалистов. Платон наряду с этим поставил также вопрос о субъективности созидательного начала, реализующегося в деятельности художника, ремесленника.

Определенный вклад в осмысление творчества внес Аристотель, который наделил природу целесообразностью, считая при этом, что целесообразное творчество природы происходит бессознательно. Создают вещи, по мнению Аристотеля, активные формы, вносимые в пассивную материю. Вечной причиной мирового процесса, вечным перводвигателем мира он признавал Бога как деятельный разум. Однако Бог, без которого не может быть движения, не творит мир. Аристотель различал творческое и деятельное начало. «Творческое начало, — писал он, — находится в творящем, будь то ум, искусство или некоторая способность, а деятельное начало — в деятеле как его решение, ибо сделанное и решенное не одно и то же» [2, с. 117]. Творчество рассматривалось им как порождение предмета, которое является внешним по отношению к создателю. Что же касается деятельности, то действительно творческой, по его мнению, является производственная деятельность, в процессе которой творятся новые вещи, не существующие в природе. Науки о деятельности, практические науки изучают этику и политику. Творческие же науки направлены на производство, искусство, отличное от художественного искусства, которое не творит новые формы, поскольку представляет собой подражание. Только искусство в широком смысле слова — как создание новых вещей — является творческой деятельностью.

Идея естественной обусловленности созидательного творения, стремление понять созидание как момент духовной деятельности человека озна-

чают признание не сверхъестественного творческого начала, а творчества в человеческой деятельности. В то же время античные философы, решая проблемы онтологии, гносеологии, логики, социальные вопросы, рассматривали творчество в более широком плане — как созидание мира. В период разложения рабовладельческого общества меняются представления о творчестве. В условиях господства церкви и религиозной идеологии в философии формируются представления о Боге как творце. Творчество рассматривается как активный процесс реализации его воли. Понятия «Бог» и «творение» становятся основными теологическими понятиями. У неоплатоников в патристике и схоластике используются идеи Платона и Аристотеля. Христианская идеология заимствует у Платона идею активности Бога. Высказывается идея духа как животворящего начала. Разрабатываются идеи

о творении мира Богом, непрерывного творения, мировой души, заключающей в себе все индивидуальные души. Материя рассматривается как пассивная, воспринимающая вечные идеи. Патристика формулирует идеи монотеизма, трансцендентного (разумом не познаваемого) Бога, его абсолютной способности к сотворению мира. Материя в учении отцов церкви уже не существует как второе начало, а является созданием Бога.

Идеи патристики были унаследованы схоластикой, также понимавшей Бога как внеприрод-ную личность, вневременный и бесконечный абсолют и духовное творческое первоначало, как творца природы и человека. Этот творец, как утверждала ортодоксальная схоластика, не растворяется в природе, но и не отдаляется от нее и человека. Отвергается всеобщность законов природы и утверждается, что для воли Бога невозможного не существует.

Борьба реализма и номинализма в западноевропейской схоластике способствовала в известном смысле последующему осмыслению проблемы соотношения общего и отдельного в процессе творческой человеческой деятельности. Учение номинализма логически вело к опровержению церковной догмы о первичности духа и вторично-сти материального мира. Фома Аквинский, активно боровшийся с номинализмом, понимал, что для укрепления религии одной лишь ссылки на авторитет Бога явно недостаточно. Поэтому он подчеркивал, что человеческий разум в качестве частицы божественного разума обладает достаточной силой, чтобы рационально доказывать бытие Бога. Бог же, согласно его учению, есть чистая форма — источник всех форм, начало по отношению к материальным вещам.

Религиозное представление о всемогущем Бо-ге-творце всего конечного было господствующей

идеей в Средние века. В философии этого периода творчество рассматривалось как атрибут Бога, способ его существования. Человеческое же творчество понималось в отличие от античной философии не как созидание предметов реального бытия, а в качестве процесса, являющегося моментом осуществления божественных целей. Согласно христианству люди осуществляют творчество истории, но в качестве участников реализации замысла Бога. Воля человека согласно религиозным воззрениям, будучи изначально ущербной, способна лишь к ограниченной активной творческой деятельности в жестких рамках, определяемых замыслами Бога. Отсюда принижение роли человеческого творчества, которое, по мнению церковных идеологов, не может сравниться с божественным творением.

Эпоха Возрождения существенным образом меняет представления о творческой деятельности. Следуя лучшим традициям прошлого, художники и мыслители воспевают человека, его разум и силу, его способность к активной созидательной творческой деятельности. Творчество человека рассматривается прежде всего как художественное творчество, сущность которого видели в эстетическом созерцании. Субъектом творчества является человек-творец. Поэтому для Ренессанса характерен интерес к личности творца. В отличие от средневековой философии мыслители Возрождения начинают рассматривать историю как результат человеческого творчества, не обусловленного божественными замыслами. Творчество рассматривалось в это время также в натурфилософском плане. В материалистическом пантеизме Дж. Бруно Бог отождествляется с природой. Признавая источником всего качественного многообразия бытия не Бога, а материю и рассматривая бытие с позиций гилозоизма и панпсихизма, Дж. Бруно считал, что природа полна бессознательного творчества. Человеческое же творчество лишь уподобляется природе. Это творчество существует благодаря мировой душе, духовной субстанции, которая вместе с телесной образует единую субстанцию.

Философия Нового времени имеет важное значение для осмысления творчества, поскольку ее представители подчеркивали продуктивную мощь человеческого разума и роль знания в творческой деятельности. Ф. Бэкон, выдвинувший тезис «Знание есть сила» и полагавший, что «мы столько можем, сколько мы знаем», в своем учении об идолах (призраках) высказал мысль о необходимости устранения иллюзий, созданных людьми и препятствующих познанию истины, адекватному отражению действительности, иначе говоря, он высказал идею устранения духовных

стереотипов. Т. Гоббс в своих социологических воззрениях, стремясь обосновать происхождение государства не как творение Бога, а как следствие взаимодействия людей, подчеркнул роль социально-политической творческой деятельности людей, не зависимой от божественных замыслов.

Существенный вклад в понимание творчества был внесен немецкой классической философией. Ее родоначальник И. Кант полагал, что творчество как продуктивная способность воображения находится в самой основе познания. Он показал, что наряду с индивидуальным сознанием существует сознание вообще (трансцендентальное сознание), которое функционирует в рамках каждого индивидуального сознания, и тем самым выдвинул предпосылку для осмысления проблем связи духовного творчества человеческого рода и индивида, общечеловеческого и индивидуального творчества. Кант высказал идею, имеющую существенное значение для осмысления проблемы подготовки личности к творческой деятельности, заключающуюся в том, что, прежде чем познавать, человек должен быть готов к познанию, обладать системой знаний как духовной предпосылкой творчества. Он раскрыл активную творческую деятельную природу сознания.

И.Г. Фихте распространил понятие творческой деятельности на весь мир и вместе с тем показал деятельную сторону индивида. Субъект у Фихте есть активное, непрерывно действующее начало, производящее объект. Абсолютное «Я» — сознание вообще является изначальной первичной творческой силой. Оно связано с эмпирическим «Я» — сознанием индивидуума. Само абсолютное «Я» есть противоречивое единство субъективного и объективного («Я» и не «Я»), диалектическое взаимодействие которых создает реальные явления и предметы. Субъективное и объективное являются двумя моментами творческой деятельности абсолютного «Я». Следовательно, Фихте поставил проблему потенциальной творческой активности субъекта.

Т.Н. Ойзерман пишет, что у Фихте человечество «творит не только мир явлений, но и весь универсум, а благодаря этому также самого себя» [3, с. 199].

Творческая роль субъекта подчеркивается и в объективно-идеалистической философии

Ф.В. Шеллинга. Согласно его взглядам, творчеством является прежде всего творчество художника и философа, представляющее высшую форму человеческой деятельности.

Велика заслуга Г. Гегеля в осмыслении творчества, который считал, что абсолютная идея, будучи духовной субстанцией, составляющей сущность и первооснову всех конкретных предметов,

первоначалом всего сущего, выступает в качестве субъекта творения мира. Гегель рассматривал проблему творческой деятельности человека. По его мнению, в истории реализуется позитивное творчество людей. Он дал высокую оценку творческой роли народа в историческом развитии, хотя и считал деятельность народа неосознанной. Отмечая творческий характер человеческого разума в превращении возможности в действительность, Гегель основной признавал духовную деятельность. Он дал позитивную оценку роли творческого труда в жизни общества. Проблему труда Гегель связывал с творческим развитием человека. Благодаря труду человек становится творцом. Люди, которые трудятся, являются творцами своей истории. Исторический прогресс осуществляется в процессе творческой деятельности людей. Поставив проблему соотношения всеобщей деятельности как творческого процесса и деятельности людей как выражения всеобщего в их конкретной активности, Гегель вместе с тем принизил значение деятельности индивидов, поскольку последние являются лишь орудиями в осуществлении целей мирового духа, ступенью в процессе его самореализации и возврата к самому себе на новой ступени.

Таким образом, следует подчеркнуть, что на всем протяжении развития философской мысли осуществлялось исторически конкретное осмысление творчества как перехода из небытия в бытие, полагания во вне, созидания мира, образования предметов явлений, процессов. Осмысление творчества определялось основными задачами, решаемыми философами. Его понимание было связано с исследованием проблем соотношения бытия и сознания, бесконечного и конечного, общего и единичного, субъекта и объекта в контексте общих проблем развития мира его познания, деятельности субъекта, места человека в мире и его познавательных возможностей, вопросов культуры.

Не случайно диапазон этого понимания оказался широк: от осмысления творчества как созидания мира до характеристики конкретных видов и форм творческой человеческой деятельности. Такое осмысление творчества необходимо учитывать в процессе современного его исследования.

Однако, на наш взгляд, существенным недостатком домарксистской философии в понимании творчества был разрыв творчества и отражения. Творческий характер сознания был достаточно хорошо изучен идеализмом, однако его представители не признавали за сознанием способности отражать окружающий мир, поскольку последний, по их мнению, создан духовным началом. В противоположность идеалистам материалисты «старой школы» видели сущность сознания в отражении

объективного мира, но при этом они недооценивали его творческий характер. Понимание отражения как творческого процесса, творческого характера сознания и практики, их диалектики было дано впервые в марксистской философии.

Следует подчеркнуть, что понимание творчества как сотворения мира сверхъестественным началом (идеалистический креационизм) умаляет роль человеческого творчества. К этому же приводит сведение творчества к одному из атрибутов природного начала. Справедливое признание творчества социальным, человеческим феноменом не должно ограничиваться пониманием его как творчества только лишь некоторых совокупных субъектов или отдельных выдающихся индивидов. «Отлучение» от творчества широкой массы людей или принижение значимости их творчества, игнорирование массовой способности к творчеству приводят к оценке человека как «винтика», подрывают у людей уверенность в своих позитивных преобразующих силах, способствуют формированию веры в сверхъестественное, суеверий, предрассудков, забитости и культа личности, унижают человека.

Творчество — это способ бытия, развития и саморазвития человека, массы людей. Указывая на существенный недостаток в понимании творчества в истории философии, следует одновременно ответить на вопрос, на какие идеи можно опираться в процессе марксистского исследования творческой деятельности.

На наш взгляд, прежде всего имеет важное мировоззренческое и методологическое значение понимание творчества в качестве процесса безграничного, непрерывного созидания нового. Творчество рассматривалось в системе субъектно-объектных отношений, где реализуются творческие возможности людей. Важное значение имеет признание домарксовскими философами связи творчества и деятельности.

По нашему мнению, научное понимание творчества стало возможно лишь на основе его диалектико-материалистического осмысления в марксизме. Основоположники марксизма раскрыли природу творчества народных масс и личности. Вопросы творчества решались ими в аспекте целостного осмысления общественно-исторического процесса, в основе которого лежит творческая деятельность людей. Показав, что вся предшествующая история, включая капитализм, была лишь предысторией человечества, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин обосновали историческую миссию рабочего класса как творца нового коммунистического общества. Ликвидация всех форм классовых антагонизмов рассматривалась ими в качестве основы формиро-

вания человека как творческой личности в социалистическом обществе.

В марксистской философии творчество и деятельность людей изучаются в неразрывном единстве. Всякое творчество есть социальная деятельность, но не всякая деятельность людей является творческой, т.е. создающей новое. Поэтому понятие человеческой деятельности шире, чем творчества. Творчество — это существенный компонент такой деятельности людей, в процессе и результате которой создается новое. В творческой деятельности возникают и реализуются уникальные, оригинальные идеи человека, его способности и талант.

Творчество выражается в нестандартном отношении человека к действительности. Творческим является такой человек, который постоянно развивает свои способности и реализует их не только в уникальных материальных или духовных ценностях, но и в новых формах деятельности, общения, способствующих творческому формированию других людей. Он направляет свои способности на формирование и воспитание других людей как творцов. Само же участие человека в творческой

деятельности является необходимым условием творческого развития его способностей.

Смысл человеческой истории заключен в созидательной, творческой деятельности общества, исторических общностей людей, классов и социальных групп, коллективов, личностей. Творческое начало в их деятельности является существенным моментом общественно-исторического процесса. Роль этого начала возрастает тогда, когда происходит рост творческой деятельности народных масс.

(продолжение в следующем номере)

Список литературы

1. Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. Т. 1,ч. 1. 576 с.

2. Аристотель. Метафизика / пер.

A.B. Кубицкого. М.; Д: Соцэкгиз, 1934. 348 с.

3. Ойзерман Т.Н. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982. 320 с.

4. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 2 / ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1970. 382 с.

ONTOLOGICAL BASIS OF CREATIVITY IN DIFFERENT PHILOSOPHICAL SYSTEMS

Timur F. Suleimanov

Ufa branch of Moscow State Academy of Water Transport;

275, Akhmetov str., 450017, Republic of Bashkortostan, Russia

Ural A. Kashapov

Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov;

14, Lenin str., Ufa, 450017, Republic of Bashkortostan, Russia

This article is devoted to the problem of creativity. The authors consider it as a form of the person self-realization and in conformity with these problems they investigate a historical and philosophical aspect of this theme. In different ways of the philosophic thought the authors research the phenomenon of creativity. It is an integral component of the human activity that has a purpose to transform the environment and a person himself. Premises and specifics of Marxist interpretation of human creativity are analyzed.

Key words: person; activity; creativity; self-realization; transformation of the human nature; inner potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.