Научная статья на тему 'ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ'

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
678
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОПОНИМАНИЕ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ОНТОГЕНЕЗ / SELF-AWARENESS / REFLECTION / SELF-KNOWLEDGE / SELF-UNDERSTANDING / AGE DEVELOPMENT / ONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каяшева Ольга Игоревна

Цель. Выявление предпосылок и специфики развития рефлексии в онтогенезе человека. Процедура и методы. Применялись теоретические методы исследования. На основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме рефлексии определены её предпосылки в довербальный период, в период дошкольного детства и характеристики рефлексии на следующих возрастных этапах. Результаты. Выявлены предпосылки развития рефлексии; отмечено, что в младшем школьном возрасте актуализируются познавательный и коммуникативный типы рефлексии, в подростковом и юношеском - личностная рефлексия. Период зрелости характеризуется актуализацией различных типов и видов рефлексии в жизнедеятельности субъекта. Теоретическая и/или практическая значимость. В статье предложен краткий анализ предпосылок и особенностей развития рефлексии на различных возрастных этапах до периода поздней зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOGENETIC ASPECTS OF HUMAN REFLECTION DEVELOPMENT: THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM

Aim. To identify the prerequisites and specifics of the reflection development in human ontogenesis. Methodology. Theoretical research methods were used. Based on the theoretical analysis of the works of domestic and foreign authors on the problem of reflection, its prerequisites in the pre-verbal period, during preschool childhood and the characteristics of reflection at the following age stages are determined. Results. Prerequisites for the reflection development are singled out; cognitive and communicative reflection is noted to actualize at junior school age, while personal reflection - at teen-age. The period of maturity is characterized by the actualization of various types and kinds of reflection in the subject’s vital activity. Research implications. The article offers a brief analysis of the prerequisites and features of the reflection development at various age stages up to the period of late maturity.

Текст научной работы на тему «ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 159.99

DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-40-50

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Каяшева О. И.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация.

Цель. Выявление предпосылок и специфики развития рефлексии в онтогенезе человека. Процедура и методы. Применялись теоретические методы исследования. На основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме рефлексии определены её предпосылки в довербальный период, в период дошкольного детства и характеристики рефлексии на следующих возрастных этапах.

Результаты. Выявлены предпосылки развития рефлексии; отмечено, что в младшем школьном возрасте актуализируются познавательный и коммуникативный типы рефлексии, в подростковом и юношеском - личностная рефлексия. Период зрелости характеризуется актуализацией различных типов и видов рефлексии в жизнедеятельности субъекта. Теоретическая и/или практическая значимость. В статье предложен краткий анализ предпосылок и особенностей развития рефлексии на различных возрастных этапах до периода поздней зрелости.

Ключевые слова: самосознание, рефлексия, самопознание, самопонимание, возрастное развитие, онтогенез

ONTOGENETIC ASPECTS OF HUMAN REFLECTION DEVELOPMENT: THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM

O. Kayasheva

Moscow Region State University

24 Very Voloshinoy ul., Mytishchi 141014, Moscow region, Russian Federation Abstract.

Aim. To identify the prerequisites and specifics of the reflection development in human ontogenesis. Methodology. Theoretical research methods were used. Based on the theoretical analysis of the works of domestic and foreign authors on the problem of reflection, its prerequisites in the pre-verbal period, during preschool childhood and the characteristics of reflection at the following age stages are determined.

Results. Prerequisites for the reflection development are singled out; cognitive and communicative reflection is noted to actualize at junior school age, while personal reflection - at teen-age. The period of maturity is characterized by the actualization of various types and kinds of reflection in the subject's vital activity.

Research implications. The article offers a brief analysis of the prerequisites and features of the reflection development at various age stages up to the period of late maturity.

Keywords: self-awareness, reflection, self-knowledge, self-understanding, age development, ontogenesis

© CC BY Каяшева О. И., 2020.

ViV

Введение

Научные основы изучения рефлексии в отечественной психологии были заложены Л. С. Выготским, в зарубежной психологии - Д. Дьюи и А. Буземаном [1; 14]. Первоначально категория рефлексии разрабатывалась в рамках исследований мышления и интеллекта (Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная и др. [13; 17; 22]), затем оформилась как вполне самостоятельный научный предмет. Единого определения рефлексии в настоящее время не существует, что объясняется различием теоретико-методологических подходов, направленностью исследований на определённые возрастные этапы и др. Рефлексия понимается в различных контекстах: как субъективная, генетически поздняя форма существования психического [13], как психологический ресурс саморазвития личности [8], как категория метапроцессов [6] и др.

Рефлексия человека изучается в социальных и естественных науках, данный феномен позволяет выйти за границы субъективных представлений и обратиться к самоанализу и познанию мира, к выявлению значимого скрытого контекста. Рефлексия в зарубежных исследованиях представляется как многозначный термин, понимается как интеллектуальная составляющая, необходимая для выполнения сложных задач, как способность человека и др. Особое значение в психологических исследованиях приобретают рефлексия, непосредственно связанная с самим субъектом, его переживаниями, ощущениями, и рефлексия, направленная на объект, на его познание [21]. В зарубежной психологии, как и в отечественной, актуальны междисциплинарные тенденции исследования рефлексии. Математическая модель рефлексии В. Лефевра была привнесена в психологию, социологию и другие науки [10].

Качественное содержание рефлексии определяется её формой, типом, видом и возрастно-психологическими характери-

стиками самого человека. Развитие рефлексии представляет собой длительный и непрерывный процесс. Рефлексия выполняет важную регулирующую функцию, способствуя познанию и пониманию своего внутреннего психического мира, других людей и сложного окружающего мира. Функции рефлексии - проектирование и моделирование - обеспечивают успешную учебную и профессиональную деятельность человека; смыслотвор-ческая функция рефлексии позволяет решать сложные экзистенциальные вопросы. Рефлексия нужна субъекту для самоанализа, самооценки, самоидентификации, осуществления самокритики и т. д., что необходимо для осуществления эффективной жизнедеятельности человека [6; 7; 14].

Онтогенетические аспекты становления рефлексии остаются недостаточно изученными в психологической науке, основное внимание обращается на отдельные возрастные этапы, прежде всего младший школьный, подростковый и юношеский возраст. Сложности представляет определение самой категории рефлексии и различных контекстов её изучения - в сфере самосознания и деятельности личности. Рефлексия проходит через ряд этапов, связанных со сложными качественными изменениями во всех психических сферах человека. Рефлексия отличается спецификой, обусловленной возрастной сензитивностью, социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и уровнями развития психических функций [5]. Возрастные этапы, через которые проходит человек, характеризуются преобладанием различных типов и видов рефлексии, при этом возрастные кризисы становятся узловыми моментами, определяющими дальнейшее развитие рефлексии [5].

Мы полагаем, что необходимо дополнительное теоретическое исследование проблемы рефлексии относительно предпосылок и специфики её развития на всех этапах онтогенеза человека, что опреде-

лило цель нашего исследования. Задачи исследования: выявление предпосылок развития рефлексии в пренатальном периоде, младенческом, раннем и дошкольном возрасте; определение особенностей развития рефлексии в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте и в период зрелости. Для достижения обозначенной цели и решения поставленных задач нами применялись теоретические методы - анализ, сравнение и обобщение исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме рефлексии. Основным методом стал теоретический анализ, необходимый для определения актуальности изучаемой проблемы, её разработанности в отечественной и зарубежной психологии и дальнейших перспектив изучения.

Процедура исследования.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе использовался теоретический анализ научных трудов представителей отечественной и зарубежной психологии по проблеме рефлексии, проводились обобщение и сравнение теоретических концепций и методологической практики, которые позволили нам выявить основные направления изучения проблемы рефлексии. На втором этапе на основе теоретического анализа выявлены основные предпосылки развития рефлексии в пренатальном, младенческом, раннем и дошкольном возрасте. На третьем этапе проведён теоретический анализ онтогенетических аспектов развития рефлексии от младшего школьного возраста до поздней зрелости, подведены основные выводы и определены дальнейшие перспективы исследования проблемы рефлексии.

Научная новизна исследования состоит в том, что ранее не изучался пре-натальный период как один из периодов становления предпосылок развития рефлексии человека, были проанализированы основные онтегенетические аспекты развития рефлексии на всех возрастных этапах. Обращено внимание на значение

поздней зрелости как периода глубинных качественных изменений рефлексии в её экзистенциальных и духовных аспектах.

Рефлексия в данном исследовании понимается как сложный многокомпонентный психологический феномен, претерпевающий сложные качественные изменения на каждом возрастном этапе развития в зависимости от решаемых субъектом внутренних (самопознание, самопонимание и др.) или внешних задач (в учебной, профессиональной деятельности и др.).

Результаты исследования

1. Предпосылки развития рефлексии. Первичные формы рефлексивного сознания мало исследованы и относятся к довербальному периоду психического развития человека. Предпосылки рефлексии закладываются до возникновения первых форм самосознания человека [5] и связаны с телесным опытом индивида [12; 16].

Можно предположить, что предпосылки рефлексии закладываются ещё в период пренатального развития. В связи со спецификой пренатального периода, высокой уязвимостью плода и влиянием данного периода на дальнейшее становление личности его считают кризисным [11]. Сложность изучения психического развития пренейта способствует выходу данной проблемы в контекст философских и этических изысканий.

На двадцать девятой неделе у преней-та, уже характеризующегося высокой активностью, отмечается способность к дифференциации и запоминанию информации, которую он получает извне [3]. Организм матери является средой для развития ребёнка, поступающие из внешнего мира стимулы опосредуются её организмом. Шестимесячный плод предпочитает другим звукам человеческую речь, в дальнейшем слово окажет особое значение при построении внутреннего мира ребёнка и осуществлении сложных когнитивных изменений [15]. Высокая сензитивность к речи отмечается в мла-

денческом и раннем возрасте. Выявлена преемственность между нейробиоло-гическими характеристиками плода и психологическими характеристиками ребёнка в дальнейшем (темпераментом, поведенческими проблемами, просоци-альным поведением и др.) [19].

Пренейт располагает всем необходимым человеческим потенциалом, и, предположительно, зарождение рефлексии происходит ещё в пренатальный период. Пренейт получает свой первый субъективный чувственный опыт, который станет основой для становления личности [11]. Пренатальное воздействие неблагоприятной среды оказывает влияние на развитие плода посредством физиологических внутриутробных механизмов. Отмечается высокая чувствительность пренейта к состоянию матери. Депрессия, тревога, состояние хронического стресса приводят к гормональным изменениям в организме женщины и, соответственно, в организме плода [18; 19].

Телесный опыт является определяющей предпосылкой для дальнейшего развития рефлексии. Благодаря телесному опыту становится возможным психическое развитие ребёнка [12; 16]. Телесность «лежит в основе ментальной презентации пространства и времени» [12, с. 5], являющейся «базисом наивысших проявлений субъектности» [12, с. 6]. Телесный опыт освоения знаний присутствует у человека на всех возрастных этапах [12] и позволяет отделить себя от окружающего мира, от других людей, почувствовать собственные границы. Первый опыт взаимодействия со своим телом приходится на пренатальный период, который может дополняться уникальным опытом тактильного взаимодействия со своим близнецом.

В младенческом и раннем возрасте телесный опыт является во многом определяющим и связанным с взаимодействием со значимыми взрослыми. Первая связь устанавливается у значимого взрослого с новорождённым, с которым постепенно формируется определённое рефлексив-

ное поведение [5]. Комплекс оживления становится показателем устанавливающейся эмоциональной связи ребёнка с родителем. Возникшая общность ребёнка и матери как новообразование младенчества выступает предпосылкой для дальнейшего самопознания личности [1; 11]. Привязанность важна для дальнейшего психического развития ребёнка. В пост-натальном периоде развитие ребёнка обусловлено влиянием типа родительского поведения и особенностями ухода [18]. Появление ходьбы в конце первого года жизни способствует расширению возможностей ребёнка в познании окружающего мира и началу психологического отделения от матери.

Непрерывность и взаимообусловленность вербального и невербального развития отмечаются в период младенчества и в раннем детстве. Осознание себя представляет постепенный процесс. Речевой взрыв, наблюдаемый у детей на втором году жизни, показывает переход ребёнка от довербального уровня к вербальному и подчёркивает взаимосвязь когнитивного и речевого развития [15], становится основой для самопознания личности.

Активное познание окружающего мира происходит в раннем возрасте через предметную деятельность, появившиеся первые примитивные игры позволят ребёнку перейти к другим видам игры, включая сюжетно-ролевую игру в дошкольном возрасте. Ребёнок научается сравнивать свои действия с действиями взрослого человека, подражание необходимо для активного когнитивного, эмоционального и двигательного развития ребёнка. Наглядно-действенное мышление раннего возраста способствует развитию в дошкольном возрасте наглядно-образного мышления, предполагающего наличие внутреннего плана действия, оперирования образами, и словесно-логического мышления на последующем возрастном этапе [5; 20].

Первичное выделение ребёнком себя из мира происходит ещё на уровне пред-

сознания. Дифференциация Я от не-Я и понимание существования другого представляет собой сложный процесс. Совместное бытие ребёнка со взрослым в период детства способствует возникновению уникального пространства, пригодного для освоения культурной формы, т. е. ребёнок приобретает способность к рефлексии, способность быть предметом мысли и деятельности [5].

Рефлексивная деятельность появляется к концу раннего возраста и связана с прохождением ребёнком кризиса трёх лет. Осознание себя как субъекта деятельности и расширение сферы своей активности способствуют становлению у ребёнка рефлексии. В раннем возрасте остаются недоступными важные аспекты рефлексии - способность к адекватной самооценке, самокритике, самоанализу и др. [5; 20]. Рост самостоятельности и независимости от взрослого помогает развитию способности к саморефлексии ребёнка.

Дошкольный возраст характеризуется появлением творческого воображения и сюжетно-ролевой игры, необходимых для становления рефлексии ребёнка. В игре ребёнок познаёт себя и мир во всех его проявлениях, познаёт границы возможного и невозможного, социально приемлемого и неприемлемого. Сформировавшаяся иерархия мотивов лежит в основе первых волевых действий ребёнка. Становится доступной произвольная регуляция психических процессов и двигательной сферы [1; 20]. Уровень когнитивного развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте раскрывает возможности для рефлексивного мышления, осознания своих действий и развития самоконтроля. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируются все предпосылки для познавательной рефлексии, необходимой для успешного обучения в школе, а также формируются способности к решению поставленных учебных задач [2; 13; 20].

2. Онтогенез рефлексии в младшем школьном, подростковом и юношеском

возрасте. Согласно В. В. Давыдову, рефлексия может пониматься как важный компонент теоретического мышления и предполагает обращение ребёнка к собственному способу действия и выявление его оснований [2]. Развитие рефлексии происходит в учебной деятельности и зависит от методики обучения, организации учебного сотрудничества детей в процессе общения, психологических особенностей обучающихся и других факторов.

Рефлексия, направленная на внешний мир и его познание (т. е. интеллектуальная рефлексия), становится возрастным новообразованием в младшем школьном возрасте [2]. Интеллектуальная рефлексия способствует произвольной регуляции человеком своей умственной деятельности, выражается в её контроле и поиске адекватных ситуации стратегий переработки информации, в планировании дальнейших действий [2; 17]. Рефлексия позволяет критично оценивать свои мыслительные действия, выявлять ошибки и находить решения задач. Младший школьник способен оценивать свою деятельность и соотносить успехи в обучении с результатами других детей, отмечается способность к самоанализу.

Рефлексия является основой теоретического мышления младшего школьника, отмечаются уровни рефлексии - формальная, содержательная и смешанная (неустойчивая) рефлексия. Ученики с формальным уровнем рефлексии составляют большинство учеников с первого по четвёртый классы, для них характерны эмпирическое мышление и опора на внешние, несущественные условия задачи. Содержательная рефлексия (опора на обобщённые, внеситуативные ориентиры, на рассуждения и размышления, нахождение общего принципа решения задачи и пр.) наименее представлена во всех группах детей с первого по четвёртый классы, что связано со стихийностью формирования содержательной рефлексии в школе и отсутствием необходимых

условий. К четвёртому классу только 25% учащихся достигают уровня содержательной рефлексии, у 12,5% школьников рефлексия отсутствует [4].

Сотрудничество как совместная деятельность ребёнка с другими участниками образовательного процесса способствует развитию не только познавательной рефлексии, но и коммуникативной рефлексии. Основы коммуникативной рефлексии (или межличностной рефлексии) возможно развивать у ребёнка в период дошкольного детства в игровой деятельности; образцы для взаимодействия с другими людьми дошкольнику предлагают значимые взрослые и другие дети. В младшем школьном возрасте коммуникативная рефлексия связана со способностью понимать ситуации межличностного общения, давать оценку себе и другим людям в межличностном общении. Коммуникативная рефлексия необходима не только для познания, но и для регуляции поведения и развития младшего школьника.

Ряд исследователей предполагает, что подростковый возраст является сен-зитивным периодом для становления личностной рефлексии (Г. Г. Кравцов, О. И. Каяшева и др.), другие же отмечают, что юность показывает себя как наиболее благоприятный возраст (И. Н. Семенов, М. Ю. Двоеглазова и др.) [7; 14]. Личностная рефлексия, в отличие от интеллектуальной, направлена на самого человека, на его самопознание и способствует самопониманию, адекватной самооценке и принятию необходимых решений по саморазвитию и коррекции имеющихся психологических проблем. На специально организованных тренингах и занятиях спортивного типа возможно целенаправленное развитие личностной рефлексии у обучающихся подросткового возраста [7; 14].

В период пубертата возможно проявление неконструктивной рефлексии, что связано с различными факторами: с негативными семейными установка-

ми, с индивидуально-психологическими особенностями подростка, трудными ситуациями в школе [7] и др. Аналогию можно провести с типом рефлексивного отношения - интроспекцией, характеризующейся чрезмерной сосредоточенностью человека на своём состоянии, переживаниях, и квазирефлексией (второй тип рефлексивного отношения), которая может иметь негативные последствия в связи с уходом человека от реальной жизненной ситуации в неактуальные, посторонние размышления [9].

В юношеском возрасте (соотносящемся со «студенческим возрастом») человек проходит сложный кризис индивидуализации. Личностная и интеллектуальная рефлексии необходимы для обеспечения дальнейшей индивидуализации и профессиональной успешности в выбранной деятельности. Личностная рефлексия обусловливает активное исследование человеком самого себя, что в полной мере проявляется, в том числе, в проблемных учебных ситуациях, в которых обучающийся принимает решения и осознаёт ответственность за них как будущий профессионал. Развитие личностной рефлексии обеспечивает снижение внутренней конфликтности личности и способствует её интеграции. Интеллектуальная рефлексия дополняет личностную рефлексию и предполагает осмысление человеком проблемной ситуации и осуществление операциональных преобразований, зависящих от содержания задачи. Повышение продуктивности мышления будущего профессионала происходит за счёт активизации интеллектуальной и личностной рефлексии [5; 7; 17].

Студенческий возраст является сензи-тивным периодом для становления экзистенциальной рефлексии, характеризующейся поиском и нахождением смысла жизни. Экзистенциальная активность личности непосредственно связана с феноменом экзистенциальной рефлексии, способствующей в ситуации жизненного кризиса не только осмыслению, но и пе-

реосмыслению экзистенциального опыта и открытию экзистенциальных смыслов. Студенческий возраст стал плодотворным для исследования различных видов и типов рефлексии. Среди них отметим профессиональную рефлексию в связи с освоением обучающимися новой для них жизненной сферы, необходимым для успешного перехода во взрослую жизнь [5; 7; 14]. Непосредственное влияние на профессиональное становление оказывает системная рефлексия, позволяющая выйти за пределы конкретной ситуации и, используя механизм диссоциации, увидеть со стороны всех участников взаимодействия и выявить основные причины возникновения противоречий. Саморефлексивная деятельность человека способствует развитию его самосознания и необходимых навыков в профессиональной практике [7; 22].

Открытым остаётся вопрос арефлек-сии (отсутствия необходимого самоконтроля и сосредоточенности на внешнем интенциональном объекте деятельности [9]) в юношеском и на более поздних возрастных этапах. Обусловленное внешними обстоятельствами поведение и импульсивность осложняют процесс профессиональной подготовки и повышают риски социально-психологической дезадаптации человека в трудных жизненных ситуациях. Необходимость развития рефлексии в данном контексте является очевидной.

3. Рефлексия в зрелом возрасте. Рефлексия в период зрелости менее изучена, чем в других возрастах. В зрелости возрастают социальные требования к человеку в различных сферах деятельности и его успешность во многом связана с уровнем развития различных видов и типов рефлексии. Для субъекта остаются важными ранее описанные нами типы рефлексии: интеллектуальная, личностная и коммуникативная. Особое место занимает экзистенциальная рефлексия, поскольку период зрелости сопряжён со сложными кризисами, связанными с из-

менениями представлений о самом себе, других людях, мире, с появлением новых глубинных смыслов жизни, нового отношения к смерти, к своему бытию и т. д.

Кооперативная рефлексия (необходима для проектирования совместной деятельности субъектов и осуществления их совместных действий) в зрелом возрасте позволяет выйти за пределы конкретной ситуации и занять объективную позицию по отношению к уже выполненным дея-тельностям и к новым проектируемым [6; 14]. Данный тип рефлексии актуален для управленческой деятельности и всех видов деятельности, где необходимы проектирование и ориентация на конкретный результат осуществляемой деятельности (спорт и др.).

Учитывая высокий уровень активности субъекта в период зрелости, необходимо обратить внимание на профессиональную рефлексию, которая позволяет соотносить возможности человека с требованиями профессии, ставить ему перед собой реалистичные цели и задачи, планировать деятельность и получать желаемый профессиональный результат [7; 11]. Рефлексия человеком собственных личностных характеристик влияет на выполняемую им профессиональную деятельность, позволяет корректировать взаимодействие с другими людьми. В профессиональной деятельности изучается феномен педагогической рефлексии, способствующий повышению качества обучения, управлению и контролю над педагогическим процессом, эффективному подбору необходимых методов, техник и приёмов обучения с учётом психологических особенностей учеников или студентов и т. д.

М. В. Клементьева описала феномен биографической рефлексии в связи с саморазвитием личности, понимаемой как «рефлексия, направленная на осмысление и самоанализ индивидуальной жизни человека» [8, с. 14]. Данная рефлексия решает задачи, связанные с периодом взрослости, способствует осознанию

себя как взрослого человека и собственного бытия, выбору жизненных целей и обретению новых смыслов, успешному преодолению различных кризисов. От 25 до 45 лет данная рефлексия выступает средством саморегуляции личности и её борьбы с онтологической тревогой, после 45 лет - психологическим ресурсом, необходимым для смыслообразования. Жизненный опыт человека - основа для обретения мудрости в период поздней зрелости, и биографическая рефлексия является необходимым психологическим ресурсом для экзистенциально-личностного развития человека [8]. Исследуются виды рефлексии по «временному» принципу, близкие биографической рефлексии: ситуативная, ретроспективная (анализ и оценка прошлого) и перспективная (анализ, оценка, планирование и конструирование предстоящей деятельности) рефлексии [6].

На поздних этапах онтогенеза продолжается развитие субъектности человека, что включает в себя и развитие экзистенциальной рефлексии, которая приобретает особое содержание, связанное с раскрытием глубинных смыслов относительно собственной прожитой жизни, значения жизни и смерти как взаимодополняющих и взаимозависимых явлений бытия, места различных событий в своей жизни и др. Безусловно, необходимы дополнительное исследование особенностей рефлексии в период поздней зрелости, выявление качественных изменений личностной, межличностной, интеллектуальной и других типов и видов рефлексии. Помимо этого необходимо обратить внимание на духовный тип рефлексии [14], который, как и экзистенциальная рефлексия, способствует интеграции личности в период сложных необратимых психофизиологических изменений.

Заключение

Отмечаются следующие контексты понимания рефлексии: как особого ме-тапроцесса, интегрирующего все сферы

личности; как компонента самосознания; как деятельности; как компонента мышления; как способности человека; как психологического ресурса личности (ресурс саморазвития, творческий ресурс и т. д.) и др. Существуют различные классификации рефлексии. По типам рефлексию условно разделяют на личностную, коммуникативную (межличностную), кооперативную, интеллектуальную, дополнительно в исследованиях изучаются экзистенциальная, духовная, саногенная и другие типы рефлексии. Виды рефлексии различают по «временному» принципу, по сферам деятельности человека и т. д.

Первые предпосылки развития рефлексии появляются в период пренатального развития и определяются полученным телесным опытом пренейта, спецификой его взаимодействия с матерью и её психоэмоциональным состоянием в течение беременности. Овладение собственным телом в условиях постнатального периода позволяет получить новый опыт и построить новую систему отношений со значимым взрослым. Появление возможностей самостоятельного передвижения преобразует социальную ситуацию развития ребёнка, расширяет возможности для дальнейшего развития рефлексии.

Возникновение речи и самосознания к концу раннего детства способствует развитию рефлексии ребёнка. Благоприятная среда, в которой оказался ребёнок, обусловливает принятие самого себя и возникновение сотрудничества со значимым взрослым, что активизирует развитие рефлексии. Отдельные аспекты рефлексии становятся доступными для ребёнка с конца дошкольного детства.

В младшем школьном возрасте востребованы познавательная и коммуникативная рефлексии, необходимые для успешного овладения ребёнком учебной деятельностью и сотрудничества с одноклассниками и педагогами. В подростковом и юношеском возрасте ведущая роль принадлежит личностной рефлексии, способствующей интеграции лич-

ности, самопознанию и пониманию себя посредством взаимодействия с другими людьми, в том числе, в трудных жизненных ситуациях. В данных возрастах необходимо обращать внимание на уровни развития типов рефлексии в связи с их ролью в жизнедеятельности человека.

В период зрелости, помимо ранее актуализированных типов рефлексии, важную роль играют экзистенциальная, кооперативная и профессиональная рефлексии. В отдельных исследованиях обращено внимание на биографическую рефлексию, направленную на решение задач периода зрелости и тесно связанную с видами рефлексии по «временному» принципу.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении особенностей развития рефлексии в период зрелости по причине высокой социальной активности субъекта в данный период и важности результатов его деятельности в различных сферах жизнеосуществле-ния. Недостаточно изучена рефлексия поздней зрелости, понимаемой в ряде исследований как «период регресса» личности, но, с нашей точки зрения, как период сложных рефлексивных перестроек и ориентации личности на экзистенциально-значимые и духовные аспекты бытия.

Статья поступила в редакцию 24.08.2020

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 2018. 224 с.

2. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992. 114 с.

3. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб., 2015. 352 с.

4. Долинская Т. И. Развитие рефлексии мышления младших школьников // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6.

5. Дорофеева Н. В. Онтогенетические особенности рефлексивного развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008. Вып. 2. С. 228-238.

6. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004. 424 с.

7. Каяшева О. И. Развитие личностной рефлексии клиентов в процессе психологического консультирования и психокоррекции. СПб., 2015. 273 с.

8. Климентьева М. В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 14-23.

9. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: От объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.

10. Лефевр В. Рефлексия. М., 2003. 496 с.

11. Петросьян С. Н. Пренатальный и перинатальный периоды развития ребёнка как кризисный этап становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183). С. 114-122.

12. Ребеко Т. А. Телесный опыт в структуре индивидуального знания. М., 2015. 271 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2019. 713 с.

14. Семенов И. Н. Теоретические основы изучения роли рефлексии в процессах самости в трансдисциплинарном контексте человекознания // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 7-24.

15. Сергиенко Е. А. Становление сознания: эволюционные и онтогенетические перспективы // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 89-103.

16. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. 287 с.

17. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 334 с.

18. Bleker L. S., Rooij S. R. de, Roseboom T. J. Prenatal Psychological Stress Exposure and Neurodevelopment and Health of Children [Электронный ресурс] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. № 16 (19). URL: https://read.qxmd.com/ read/31569453/prenatal-psychological-stress-exposure-and-neurodevelopment-and-health-of-chil-dren (дата обращения: 01.08.2020).

19. Predicting child temperament and behavior from the fetus / J. A. Dipietro, K. Voegtline, K. P. Heather, K. A. Costigan // Development and Psychopathology. 2018. № 30 (03). P. 855-870.

20. Leontiev A. N. Mental Development in Early Childhood // Культурно-историческая психология. 2020. Vol. 16. № 2. Р. 118-124.

21. Marsico G., Ruggieri R.A., Salvatore S. Reflexivity and Psychology. Yearbook of Idiographic Science Series Vol. 6. Charlotte NC: InfoAge Publishi, 2015. 395 p.

22. Piaget J. Studies in Reflecting Abstraction. New York, 2001. 341 р.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vygotsky L. S. Voprosy detskoipsikhologii [Issues of child psychology]. Moscow, 2018. 224 p.

2. Davydov V. V. Psikhologicheskaya teoriya uchebnoi deyatel'nosti i metodov nachal'nogo obucheniya, os-novannykh na soderzhatel'nom obobshchenii [Psychological theory of learning activities and methods of primary education based on meaningful generalization]. Tomsk, 1992. 114 p.

3. Dobryakov I. V. Perinatal,nayapsikhologiya [Perinatal psychology]. St. Petersburg, 2015. 352 p.

4. Dolinskaya T. I. [Development of reflection of thinking in younger students]. In: Mirnauki [The world of science], 2017, vol. 5, no. 6.

5. Dorofeeva N. V. [Ontogenetic features of reflexive development]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12 [Bulletin of Saint Petersburg University. Series 12], 2008, no. 2, pp. 228-238.

6. Karpov A. V. Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatel'nosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. Moscow, 2004. 424 p.

7. Kayasheva O. I. Razvitie lichnostnoi refleksii klientov v protsesse psikhologicheskogo konsul,tirovaniya i psikhokorrektsii [Development of personal reflection of clients in the process of psychological counseling and psycho-correction]. St. Petersburg, 2015. 273 p.

8. Kliment'eva M. V. [Biographical reflection as a resource for self-development of adults]. In: Kul'turno-istoricheskayapsikhologiya [Cultural-historical psychology], 2016, vol. 12, no. 1, pp. 14-23.

9. Leont'ev D. A., Osin E. N. ["Good" and "bad" reflection. From an explanatory model to differential diagnosis]. In: Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2014, vol. 11, no. 4, pp. 110-135.

10. Lefebvre V. Refleksiya [Reflection]. Moscow, 2003. 496 p.

11. Petros'yan S. N. [Prenatal and perinatal periods of a child]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarstvenno-go universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology.], 2016, no. 3 (183), pp. 114-122.

12. Rebeko T. A. Telesnyi opyt v strukture individual'nogo znaniya [Body experience in the structure of individual knowledge]. Moscow, 2015. 271 p.

13. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General psychology]. St. Petersburg, 2019. 713 p.

14. Semenov I. N. [Theoretical Foundations of Studying the Role of Reflection in the Processes of the Self in the Trans-disciplinary Context of Human Science]. In: Mir psikhologii [The world of psychology], 2018, no. 3 (95), pp. 7-24.

15. Sergienko E. A. [The formation of consciousness: evolutionary and ontogenetic perspectives]. In: Mir psikhologii [The world of psychology], 2018, no. 2 (94), pp. 89-103.

16. Tkhostov A. Sh. Psikhologiya telesnosti [The psychology of physicality]. Moscow, 2002. 287 p.

17. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya [The psychology of intelligence. Research paradoxes]. Moscow, 2019. 334 p.

18. Bleker L. S., Rooij S. R. de, Roseboom T. J. Prenatal Psychological Stress Exposure and Neurodevelopment and Health of Children. In: International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, no. 16 (19). Available at: https://read.qxmd.com/read/31569453/prenatal-psycho-logical-stress-exposure-and-neurodevelopment-and-health-of-children (accessed: 01.08.2020).

19. Dipietro J. A., Voegtline K., Heather K. Р., Costigan К. A. Predicting child temperament and behavior from the fetus. In: Development and Psychopathology, 2018, no. 30 (03), pp. 855-870.

20. Leontiev A. N. Mental Development in Early Childhood. In: Кul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 2020, vol. 16, no. 2, pp. 118-124.

21. Marsico G., Ruggieri R.A., Salvatore S. Reflexivity and Psychology. Yearbook of Idiographic Science Series Vol. 6. Charlotte NC: InfoAge Publishi, 2015. 395 p.

22. Piaget J. Studies in Reflecting Abstraction. New York, 2001. 341 р.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Каяшева Ольга Игоревна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования Московского государственного областного университета; e-mail: art1230@list.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga I. Kayasheva - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., the Department of psychological counseling, Moscow Region State University; e-mail: art1230@list.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Каяшева О. И. Онтогенетические аспекты развития рефлексии человека: теоретический анализ проблемы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 4. С. 40-50. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-40-50

FOR CITATION

Kayasheva O. I. Ontogenetic aspects of human reflection development: theoretical analysis of the problem. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2020, no. 4, рр. 40-50. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-40-50

vsoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.