Научная статья на тему 'Онтодидактические опыты: методологическое обеспечение новой дидактики?'

Онтодидактические опыты: методологическое обеспечение новой дидактики? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОНТОДИДАКТИКА / А.А. ЛЯПУНОВ / ДИДАКТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИКА / КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ONTODIDACTICS / A.A. LYAPUNOV / CONTENT OF THE DIDACTICS OF EDUCATION IN SCHOOL / CONTENTS OF EDUCATION / DIDACTICS / CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамченко Анна Александровна

В статье анализируются основные идеи и перспективы онтодидактики созданного известным советским математиком А.А. Ляпуновым подхода к разработке и конструированию школьного содержания образования, претендующего на отражение в содержании образования целостности и полноты человеческой бытийности. В круг задач онтодидактики входят пересмотр и реорганизация содержания образования, поиск новых принципов и методов его построения, новых способов представления научных знаний, специфических для школы. В статье рассматриваются следующие вопросы: Насколько эти идеи актуальны сегодня? Как они соотносятся с трендами развития образования в стране и в мире? Чем онтодидактика может помочь в решении проблем современного образования и ответить на вызовы будущего? Чем онтодидактика может помочь дидактике в обретении своего места в системе наук об образовании? Современные онтодидактические исследования это попытка выстроить дидактику в целом, исходя из ее собственных оснований, путем онтологического синтеза этих оснований; применить к дидактике методы концептуального проектирования; ввести собственные дидактические единицы, не привязанные к исходному содержанию (наук и/или областей знания и практики); задать развертывание содержания образования как индивидуализированную практику конструирования и проектирования, а также создать доступное методологическое обеспечение такого развертывания. Онтодидактические опыты позволяют увидеть пути создания новой дидактики и как науки (часть педагогики, наука об учении), и как определенной философии (часть философии образования как рефлексия предельных оснований учения), и как методологии (методология образования в части учения), и как комплекса практических методик (методика и технология учения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontodidactics experiments: the methodological support of new didactics

The article analyzes the main ideas and perspectives of ontodidactics, developed by the well-known Soviet mathematician A.A. Lyapunov and his approach to the design and construction of the school content of education, which claims to reflect the integrity and completeness of human beingness in the content of education. The circle of problems of ontodidactics includes the revision and reorganization of the content of education, the search for new principles and methods for its construction, new ways of presenting scientific knowledge specific to the school. The article considers the following questions: to what extent are these ideas relevant today? How do they relate to the trends in the development of education in the country and in the world? How can ontodidactics help in solving the problems of modern education and meet the challenges of the future? How can ontodidactics help didactics in finding its place in the system of education sciences? Modern ontodidactic research is an attempt to build didactics as a whole proceeding from its own bases, by the ontological synthesis of these grounds; to apply methods of conceptual design to didactics; to Introduce own didactic units that are not tied to the original content (sciences and / or areas of knowledge and practice); to set deployment of the content of education as an individualized practice of construction and design, as well as to create an accessible methodological support for such a deployment. Ontodidactic experiments allow to see the ways of creating new didactics as a science (part of pedagogy, the science of teaching), as a specific philosophy (part of the philosophy of education as a reflection of the ultimate foundations of teaching), as a methodology (methodology of education in terms of teaching), as a complex of practical methods (training methodology and technology of teaching).

Текст научной работы на тему «Онтодидактические опыты: методологическое обеспечение новой дидактики?»

1УДК 37.02 ББК 74.202

ОНТОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОВОЙ ДИДАКТИКИ?*

А. А. Мамченко

Аннотация. В статье анализируются основные идеи и перспективы онтодидактики - созданного известным советским математиком А. А. Ляпуновым подхода к разработке и конструированию школьного содержания образования, претендующего на отражение в содержании образования целостности и полноты человеческой бытийности. В круг задач онтодидактики входят пересмотр и реорганизация содержания образования, поиск новых принципов и методов его построения, новых способов представления научных знаний, специфических для школы. В статье рассматриваются следующие вопросы: Насколько эти идеи актуальны сегодня? Как они соотносятся с трендами развития образования в стране и в мире? Чем онтодидакти-ка может помочь в решении проблем современного образования и ответить на вызовы будущего? Чем онтодидактика может помочь дидактике в обретении своего места в системе наук об образовании? Современные онтодидактические исследования - это попытка выстроить дидактику в целом, исходя из ее собственных оснований, путем онтологического синтеза этих оснований; применить к дидактике методы концептуального проектирования; ввести собственные дидактические единицы, не привязанные к исходному содержанию (наук и/или областей знания и практики); задать развертывание содержания образования как индивидуализированную практику конструирования и проектирования, а также создать доступное методологическое обеспечение такого развертывания. Онтодидактические опыты позволяют увидеть пути создания новой дидактики и как науки (часть педагогики, наука об учении), и как определенной философии (часть философии образования как рефлексия предельных оснований учения), и как методологии (методология образования в части учения), и как комплекса практических методик (методика и технология учения).

Ключевые слова: онтодидактика, А. А. Ляпунов, дидактика содержания образования в школе, содержание образования, дидактика, конструирование содержания образования.

ONTODIDACTICS EXPERIMENTS: THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF NEW DIDACTICS

A. A. Mamchenko

Abstract. The article analyzes the main ideas and perspectives of ontodidactics, developed by the well-known Soviet mathematician A. A. Lyapunov and his approach to the design and construction of the school content of education, which claims to reflect the integrity and completeness of human beingness in the content of education.

The circle of problems of ontodidactics includes the revision and reorganization of the content of education, the search for new principles and methods for its construction, new ways of presenting scientific knowledge specific to the school.

The article considers the following questions: to what extent are these ideas relevant today? How do they relate to the trends in the development of education in the country and in the world? How can ontodidactics help in solving the problems of modern education and meet the challenges of the future? How can ontodidactics help didactics in finding its place in the system of education sciences?

Modern ontodidactic research is an attempt to build didactics as a whole proceeding from its own bases, by the ontological synthesis of these grounds; to apply methods of conceptual design to didactics; to Introduce own didactic units that are not tied to the original content (sciences and / or areas of knowledge and practice); to set deployment of the content of education as an individualized practice of construction and design, as well as to create an accessible methodological support for such a deployment.

* Работа выполнена в рамках государственного задания «Методологическое обеспечение междисциплинарных исследований в сфере образования» Проект 27.8520.2017/БЧ.

Ontodidactic experiments allow to see the ways of creating new didactics as a science (part of pedagogy, the science of teaching), as a specific philosophy (part of the philosophy of education as a reflection of the ultimate foundations of teaching), as a methodology (methodology of education in terms of teaching), as a complex of practical methods (training methodology and technology of teaching).

Keywords: ontodidactics, A. A. Lyapunov, content of the didactics of education in school, contents of education, didactics, construction of educational content.

Онтодидактика является детищем, прежде всего, двух соавторов, соратников и сооснователей - А. А. Ляпунова и Ю. И. Соколовского. Основные положения нового подхода к построению содержания образования были созданы этими авторами между 1962 и 1972 гг. и в 1972 г. были широко представлены научной и педагогической общественности. Основатели онтодидактики мыслили ее как дополнение к дидактике, как концепцию содержания образования, позволяющую научно обоснованным инструментом «переливать» содержание науки в дидактические формы, доступные для общеобразовательной школы. Применяя онто-дидактику, школьное обучение должно было стать более гибким, отвечающим требованиям времени, более современным.

Алексей Андреевич Ляпунов — советский математик, один из основоположников кибернетики, член-корреспондент АН СССР. Специалист в области теории функций вещественного переменного и математических вопросов кибернетики. Основные труды относятся к теории множеств, теоретическим вопросам программирования, математической лингвистике, математической биологии. Вклад в педагогику - разработка онтодидактики, организация физматшкол, разработка методического обеспечения обучения в таких школах, многолетний опыт преподавания.

Термин «онтодидактика» впервые ввел в научный и практический оборот Андрей Алексеевич Ляпунов, известный советский математик и «отец» отечественной кибернетики, присовокупив к дидактике хорошо известную философам и методологам науки приставку «онто»: онтологическая, или сущностная, дидактика. В. Б. Новичков, доцент Московского педагогического государственного университета, онтодидакт, пишет: «...Онтологическая дидактика (от греч. оп, оп1:об 'бытие, бытийность') раскрывается как дидактика, охватывающая собой все человече-

ские проявления, все формы человеческого бытия. Это означает, что такая дидактика должна иметь своим исходным началом не только предмет изучения, но и антропологические, социологические, культурологические, идеальные, диалогические основания, т. е. известную систему выраженности человеческой (личностной, персоналистской) бытийности. Наш подход открывает возможность трактовать онто-дидактику как такую теорию образования, содержание и смысл которой выводятся из онтологии человека, т. е. из наиболее существенных модусов человеческого бытия» [1].

Таким образом, онтодидактический подход -это подход к разработке и конструированию школьного содержания образования, претендующий на отражение в содержании образования целостности и полноты человеческой бытийности.

Онтодидактика не случайно возникла в начале 1970-х гг. - это был ответ (один из ответов) науки на круг вопросов, касающихся человеческого бытия, обусловленный осмыслением последней мировой войны. Гуманистический поворот, породивший взлет послевоенной философии, научной мысли и гуманитарных практик, был обусловлен горькими уроками, которые получило человечество относительно своей собственной природы.

Ответственность науки и философии за судьбы мира, нравственный облик и социальное положение человека, процветание природы, будущее планеты определила направление размышлений лучших умов человечества на десятилетия, и массовое сознание и практики только-только осваивают итоги этих размышлений.

Одним из итогов стало внимание к человеку как таковому, его сущности, его уникальности, внутреннему миру и духовным потребностям. Отсюда интерес к общему образованию как проводнику гуманистических идей. Как учить так, чтобы не делать из людей бессмысленных роботов, а воспитывать творцов, носителей культу-

ры, мыслителей, деятелей? Как учить, если природа человека сложна, неоднозначна, не описываема одной дисциплиной, одним подходом, одной теорией? Что есть образование? На что оно должно быть направлено? Это институт развития, институт трансляции культуры, институт социализации? Каковы цели образования? В какой степени научные знания и навыки системного мышления, прививаемые массовому сознанию, служат гарантией от повторения ужасов самоуничтожения Второй мировой войны?

И уже в 1970-е гг. перед общеобразовательной школой встала проблема, актуальная до сих пор и до сих пор не решенная: как осуществить углубленную подготовку учащихся, включая в содержание образования не только традиционные, но и новейшие знания ведущих наук, а в формируемые навыки - базовые основы системного мышления, с тем чтобы школа работала на перспективу, опережая «шаги прогресса», но при этом не перегружать учащихся излишним объемом содержания образования? Выход только один - учить более эффективно, более современными методами, с меньшими временными затратами и усилиями, добиваясь при этом более прочных и практически укорененных результатов.

Эту задачу А. А. Ляпунов возложил на новое основанное им направление исследований -онтодидактику. Основные, на наш взгляд, идеи и предпосылки создания онтодидактики, по А. А. Ляпунову:

• Мир вокруг, производство, социум, быт стремительно математизируется и кибернетизируется, насыщается информацией и информационными технологиями, поэтому без абстрактного мышления, умения применять математику и работать с информацией уже не может обойтись ни ученый, ни инженер, ни рабочий, ни служащий. Содержание образования в школе должно быть нацелено на формирование ЗУНов, необходимых для овладения нужными профессиями и достижениями научно-технического прогресса.

• Задача как абстрактный конструктивный элемент, присущий и науке, и мышлению, и образованию, и повседневной жизни, может быть рассмотрена и как онтологическая единица, и как «мостик» между наукой и практикой, и как базовый дидактический концепт при конструировании содержания образования.

• В общеобразовательной школе учить следует не математике как таковой, а посредством математики математическому мышлению и математической интуиции, причем всех учащихся в обязательном порядке - и «математиков» - будущих ученых, инженеров, программистов, и «нематематиков» - будущих гуманитариев, служащих, рабочих, колхозников.

• Содержание образования не должно основываться на началах или основах наук, поскольку любая современная наука далеко отстоит от своих начал, а основы наук стали настолько сложны, что нет возможности объяснять их в общеобразовательной школе. Школьное образование должно сосредоточиться на передаче учащимся тех уникальных способов видеть мир и думать о мире, которые есть в каждой из наук (и не только наук, заметим в скобках, но и многих других областей знания и практики).

• Школьное образование должно в обязательном порядке включать в себя последние достижения наук, рассказывать о передовых рубежах исследований, нерешенных проблемах и задачах, стоящих перед наукой и человечеством, - словом, быть обращенным в будущее.

• Онтодидактика как дидактический инструмент обновления содержания образования должен быть устроен так, чтобы обновление содержания происходило «автоматически», под влиянием достижений науки и техники каждый учебный год или цикл учебника.

В круг задач нового направления входили пересмотр и реорганизация содержания образования, а также поиск новых принципов и методов целостного построения содержания, исключения повторов и замены сложившихся традиционных способов изложения и подачи материала на новые, более сжатые и эффективные. При этом онтодидактика должна была, в противовес предметным дидактикам, заниматься содержанием образования целиком, на «предпредметном» (или надпредметном) уровне. Прежде всего результаты онтодидактиче-ских исследований должны были сказаться на преподавании наиболее близкой А. А. Ляпунову школьной математики.

В своей статье «Онтодидактика в математике» он писал: «Нужно очень серьезно пересмотреть с позиций науки учебные планы, программы, трактовки и способы изложения учеб-

ного материала. А это как раз и составляет задачу онтодидактики, необходимость которой, таким образом, вытекает из требований нашего времени. Заметим, что существующий школьный курс плохо приспособлен к тому, чтобы в рамках высшей школы можно было на его основе решать возникающие сейчас проблемы. Поэтому перестраивать с позиций онтодидактики необходимо всю систему народного образования, начиная со школы (и даже детского сада) и кончая высшими учебными заведениями и аспирантурой» [2].

Новое научное направление занимается анализом и переработкой научного содержания учебных дисциплин, выявлением глубоких взаимосвязей в учебном материале различных предметов, выдвигаются оригинальные концепции преподавания нескольких дисциплин на основе общих научных принципов, разрабатываются оригинальные научные доказательства, нетрадиционные трактовки, новые классификации понятий и т. д.

К огромному сожалению, в том же 1973 г. Андрей Алексеевич Ляпунов скоропостижно скончался. Дело преобразования содержания школьного образования было продолжено его соратниками, учениками и последователями, однако термин «онтодидактика» не прижился и не распространился широко в педагогической науке. В истории педагогики 1970-х гг. он остался, по всей видимости, лишь как означающий работу по включению новых научных результатов в образовательный процесс.

Тем не менее задачный подход, на который А. А. Ляпунов возлагал большие надежды, в отличие от термина, стал широко распространенным и вошел во все современные учебники не только по естественнонаучным, но и гуманитарным дисциплинам. С этой точки зрения первый этап развития онтодидактики нельзя не признать успешным. Именно задача является тем опорным конструктом, на котором можно построить не только учебную математику или физику, но и развить логическое мышление, математическую интуицию, привить современную научную картину мира и принципы научной и инженерной деятельности. А. А. Ляпунов писал, что через задачи можно выразить содержание не только естественнонаучных, но и гуманитарных учебных предметов.

Следует отметить, что в те годы «решение задач» воспринималось широкой общественностью и в научно-образовательных кругах как путь к достижению интеллектуально развитого человека, идущего в ногу с цивилизационным развитием и научно-техническим прогрессом. В настоящее время к задачному подходу прибавились такие дидактические конструкты, как «постановка проблем», «построение моделей» и «принятие решений», особенно «нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях», как утверждалось в известном документе «Наша новая школа».

Можно ли назвать подход Ляпунова сциентистским?

В течение 1972-1973 гг. Алексей Андреевич Ляпунов уделял большое внимание популяризации идей онтодидактики как нового перспективного подхода к разработке содержания школьного образования. Он выступал с докладами в Академии наук, в Академии педагогических наук, в Министерстве народного просвещения, на конференциях и в печати, как научной, так и в средствах массой информации. Исследования по он-тодидактике вошли в Государственное задание Академии наук на 1973 г. Однако в АПН СССР его энтузиазм по поводу онтодидактики был встречен достаточно прохладно. В официальном ответе АПН фактически говорится, что, по мнению членов академии, в дидактике уже содержится достаточно инструментов для формирования содержания образования и нет нужды выдумывать новый, да и заниматься этим непрофессионалам в области дидактики нет нужды.

Нельзя не отметить, что всего через несколько лет в недрах лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики АПН СССР родилась культурологическая концепция содержания образования (КТСО), основным идейным вдохновителем которой, судя по всему, был Исаак Яковлевич Лернер, чье столетие со дня рождения отмечается в текущем году. Одной из причин создания концепции называлось противостояние наукоцентризму при отборе содержания образования. Возможно, и онтодидактика Ляпунова была воспринята в АПН как наукоцен-тристская? Но была ли она наукоцентристской на самом деле? На первый взгляд, это, очевидно, так - все возможные применения онтодидактики, разработки для физматшкол, примеры и аргументация Ляпунова и Соколовского крутились

вокруг науки, вокруг хорошо им знакомых математики и физики, а также, если говорить о Ляпунове, то и кибернетике с биологией. Однако более глубокий анализ текстов онтодидактики позволяет сделать парадоксальный вывод: они хотели, чтобы при помощи онтодидактики в содержании образования было не больше, а меньше науки. Вернее, меньше науки в виде сведений, но больше - в виде научного способа видеть мир, исследовательских компетенций, пытливости ума, или, как говорят сегодня, «критического мышления».

Таким образом, задачи онтодидактики и КТСО отнюдь не были противоположными. Судьба же обоих подходов сложилась дуально: онтодидактику почти никто не знает, но у нее есть последователи и продолжатели как в России, так и за рубежом. КТСО знают все, она вошла в отечественные учебники по педагогике, попыток применить ее было много, диссертаций защищено тоже много, но в действительности за прошедшие годы КТСО так и не вышла на уровень широкого внедрения.

Онтодидактику развивал далее соратник А. А. Ляпунова Юрий Иосифович Соколовский. Талантливый физик, он сознательно отказался от теоретической карьеры, выбрав путь учителя и популяризатора науки. Его блестящие научно-популярные изложения кибернетики, теории относительности, теории множеств расходились в СССР многотысячными тиражами.

Юрий Иосифович Соколовский - физик по образованию, доктор педагогических наук, был заведующим кафедрой педагогики Новосибирского государственного университета и заместителем председателя Научного совета по проблемам образования СО АН СССР. Помимо деятельного участия в основании онтодидактики, Ю. И. Соколовский создал онтодидактическую теорию учебной книги, базирующуюся на оригинальных структурных (дидактических) единицах - онтемах. Онтема - это «новый способ доказательства теоремы или выбора формулы, необычная (по форме) трактовка отдельного вопроса, нетрадиционная группировка законов и фактов...» [3]. Эта теория нашла свое применение при разработке учебников по технологии и некоторых учебников для СПО.

Но так или иначе, со смертью А. А. Ляпунова закончился начальный период создания онто-

дидактики, не поддержанной АПН и почти забытой в последующие годы.

Важным этапом в развитии онтодидактики стало обращение к ней уже в 1990-2000-х гг. Владимира Борисовича Новичкова, который рассматривает онтодидактику как дидактику содержания образования.

Владимир Борисович Новичков - кандидат педагогических наук, доцент Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Наука и школа».

В своих исследованиях, научная новизна которых, по мнению его автора, состоит в разработке нового подхода к теоретико-методологическому обоснованию конструирования содержания общего среднего образования, «переосмыслена категория онтодидактического подхода, выявлен его значительный потенциал в отборе и конструировании содержания образования с учетом основных модусов бытийности современного человека». Оценивая перспективы развития онтодидактики, В. Б. Новичков пишет: «Ученики и последователи Ляпунова интерпретируют онтодидактику как дидактику "сущности". С теоретико-методологической точки зрения - весьма содержательная интерпретация, открывающая широкий простор для осмысления формирования целой системы концептов, характеризующих онтодидактику как один из подходов (наряду с аксиологическим, деятельностным, культурологическим, личностно-ориентированным) целостной методологии отбора и конструирования содержания образования» [4].

Отождествив онтодидактику с дидактикой содержания образования, В. Б. Новичков конституирует, по сути, надпредметную (метапред-метную) дидактику, обладающую собственной системой концептов и исходящую из собственных антропоцентристских принципов, сконцентрированных в понятии «образовательного идеала». Таким образом, пишет В. Д. Новичков, «он-тодидактический концепт целей содержания образования обрел свое сущностное, функциональное, аксиологическое, личностно ориентированное, деятельностное и культурологическое содержательное наполнение» [5]. Средством достижения образовательных целей по-прежнему является задача (онтодидактическая задача), переосмысленная автором максималь-

но широко, как способ опредмечивания неизвестного. Концепт онтодидактической задачи раскрывается через определение ее природы, функций и конструктивных возможностей.

В целом вклад В. Б. Новичкова в развитие онтодидактического подхода заключается в том, что он:

• ввел и обосновал понимание онтодидактики как дидактики содержания образования;

• постулировал, что в основе онтодидактики лежат представления о человеке как антро-посоциокультурной сущности;

• обосновал принципы онтодидактики (ан-тропогенность, идеалогенность, диалогоген-ность, культурогенность, социогенность);

• определил цели содержания образования и дидактические задачи для онтодидактического подхода, общие для всего разрабатываемого объема содержания;

• постулировал, что в качестве содержания образования может использоваться не только минимальный отобранный объем учебника, а весь наличествующий объем человеческого знания и опыта;

• ввел в научный оборот понятие конструктов содержания образования;

• разработал и апробировал онтодидакти-ческие методы отбора и конструирования содержания образования;

• установил, что для разработки содержания образования методами онтодидактики требуется полидисциплинарный коллектив разработчиков;

• выпустил УМК и учебник по регионоведе-нию для школ г. Касимова, где применил онто-дидактику.

В целом, рассматривая онтодидактику как комплекс идей, можно выделить следующие точки роста онтодидактического знания.

• Онтодидактика как научно обоснованная частная дидактика.

• Онтодидактика как дисциплина, занимающаяся онтологическим поиском собственных оснований.

• Онтодидактика как междисциплинарное направление исследований, строящее постоянно действующий дидактический мост между источником образовательного контента (например, конкретной наукой) и содержанием образования, задающий (возможно, динамически) дидактиче-

ское преобразование содержания источника в содержание образования. Например, если мы посмотрим с этой точки зрения на онтодидактику в версии Ляпунова-Соколовского, мы увидим, что это попытка создать междисциплинарную область исследований «наука дидактика», которая бы имела своей целью и предметом постоянное «вычерпывание» из науки (в первую очередь - передовой) ее будущего потенциала и дидактическое преобразование этого потенциала.

• Онтодидактика как дидактика содержания образования, отвечающая на все вопросы, связанные с содержанием: цели, задачи, структура, разработка, апробация и внедрение, а также организация коммуникации.

• Онтодидактика как «повивальная бабка» школьных дисциплин, таких как «Учебная математика» или «Учебная физика», не имеющих прямого отношения к соответствующим наукам.

• Онтодидактика задает дидактические конструкты и концепты (дидактические единицы). В качестве конструкта может выступать задача, проблема, тема, онтема, событие и т. д. Чаще всего именно задача рассматривается как онтологическая единица и дидактический концепт.

• Возможно, в будущем сложится онтоди-дактический анализ, как анализ онтологии дидактических подходов, концепций и теорий.

• Онтодидактика как имеющая свои обоснованные ответы на вопросы типа «Можно ли и нужно ли учить науки в школе?» и «Чему учить, обучая математике?».

Насколько эти идеи актуальны сегодня? Как они соотносятся с трендами развития образования в стране и в мире? Чем онтодидактика может помочь в решении проблем современного образования и ответить на вызовы будущего? Чем он-тодидактика может помочь дидактике в обретении своего места в системе наук об образовании?

Сначала тренды. Тенденции развития образовательной сферы и глобального развития общества свидетельствуют об актуальности он-тодидактических идей.

• Чему учить? От знаний, умений и навыков - к формированию мировидения и способов познания себя и мира.

• Человек образованный: от внешнего идеала к внутренней логике развития.

• От массовой школы к индивидуальному обучению (от скулинга к анскулингу).

• От идеи воспитания масс к идее индивидуальной образовательной истории как истории самостановления и самопознания.

• Содержание образования: от отбора и стандартизации к методологии и способам формирования содержания «на лету».

• От государственной машины образования к сетевому партнерству и коллективно-распределенной деятельности.

• От «местечковой» замкнутости к включению в глобальный цивилизационный контекст.

• Образование как социальный институт: от внешнего целеполагания к устойчивому саморазвитию и самоорганизации.

• Личный статус образования: от привилегии и/или обязанности к общественному благу.

• Методология образования: от единого метода к методологическому плюрализму.

• Как учить? От методик к технологиям.

• Философия образования: от теории отражения к радикальному конструктивизму, от обладания абсолютной истиной к постмодерну и сетевому разуму.

• От прагматики к субъектности: от трансляции знаний к учительству/ученичеству как важнейшим субъектным практикам, сопровождающим жизнь человека.

• От иерархий к сети как способу самоорганизации общества, культуры, образования.

В целом эти тренды можно обозначить как индивидуализация, глобализация, сетевизация.

В сущности, онтодидактика есть попытка выстроить (сначала частную) дидактику исходя из ее собственных оснований, путем онтологического синтеза этих оснований; применить к дидактике методы концептуального проектирования; ввести собственные дидактические единицы, не привязанные к исходному содержанию (наук и/или областей знания и практики); задать развертывание содержания образования как индивидуализированную практику конструирования и проектирования, а также создать доступное методологическое обеспечение такого развертывания.

В целом для дидактики онтодидактический опыт означает попытку увидеть новую, многоаспектную дидактику в новом мире: и как науку (часть педагогики, наука об учении), и как философию (часть философии образования как рефлексия предельных оснований учения), и

как методологию (методология образования в части учения), и как методику практики (методика и технология учения). Кроме того, дидактика может быть представлена как методология педагогики (в части дидактических исследований), дидактика педагогики (как учить дидактике в профессиональном обучении), область профессиональных знаний (дидакт как профессия), часть культуры (дидактическая культура учащих и учащихся).

Не углубляясь в новые образы дидактики, отметим четыре вывода, полезных для дидактики в целом:

1. Содержание образования, строго говоря, не может быть получено раз и навсегда путем отбора и гипостазирования в законах и стандартах. Это летучая субстанция, которая творится ad hoc непосредственными участниками образовательного процесса. Поэтому речь должна идти не об отборе содержания и адаптации дидактики физики к школьным применениям, а о создании сети коллективно-распределенной деятельности по разработке большого (избыточно!) числа элементов образовательного контента, из которых содержание образования можно было бы создать «на лету».

2. Задача дидактики - думать не о том, как строить содержание образования, а думать о том, как думать, - о том, как строить содержание образования.

3. Любая дидактика (и дидактика в целом) должна быть выстроена методами научного моделирования. В этом смысле дидактика представляет собой вертикально-ориентированную отрасль знания и деятельности, обслуживающую важнейший культурный и социальный институт образования.

4. Следует задуматься о повышении дидактической культуры профессионального сообщества, с тем чтобы было кому применять дидактику как способ создания образовательного контента и содержания образования из любого содержания - науки, культуры, жизненных перипетий и человеческого опыта любого типа -эмоционального, ценностного, рационального, мистического, религиозного, творческого...

Нужно отказаться от мысли преподавать науки в школе просто потому, что это стало невозможным - у школьников нет и не может быть соответствующего понятийно-терминологическо-

го аппарата - языка, на котором о них можно было бы говорить. Да и многолетняя (и даже многовековая) практика показывает, что преподавание НАЧАЛ наук вместо ОСНОВ наук неизбежно превращается (если уже не превратилось) в профанацию. Основы же современных наук слишком сложны для средней школы. А вот что на самом деле нужно школе от науки - это те (уникальные в разных дисциплинах) способы познания себя и мира, которым и следует учить в школе. Учебная физика - это не о физике, а о тех принципах и методах познания себя и мира, основаниях картины мира физики, которые есть в физике. Это о том, как думать о мире и о своем месте в нем. И точно то же самое следует выуживать и пересоздавать как содержание образования из культуры, традиции, социальных практик и всего того, что составляет полную матрицу человеческого знания во всем его многообразии.

Что же касается процесса разработки содержания образования, то школе следует предоставить инструменты разработки и доступ к элементам сетевого образовательного контента с тем, чтобы каждая школа или учитель могли бы создавать содержание уроков ad hoc, вместе с учениками, приноравливаясь к собственному вдохновению, текущему моменту, аудитории и прекрасному случаю...

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Новичков В. Б. Онтодидактика и образовательные стандарты // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 8. - С. 2-5.

2. Ляпунов А. А. Онтодидактика в математике // За науку в Сибири. - 1972. - Вып. 37 (568). - 20 сент.

3. Соколовский Ю. И. Банк онтем как необходимая база совершенствования учебников //

Проблемы школьного учебника.- М.: Просвещение, 1991. - Вып. 20. - С. 175-178.

4. Новичков В. Б. Теоретические предпосылки обращенности онтодидактики к категории «образовательный идеал» и к принципу иде-алогенности // Наука - образованию. - 2012.

- № 1 (1). - С. 58-69.

5. Новичков В. Б. Онтодидактические основы содержания образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. -№ 2 (18). - C. 105-117.

6. Новичков В. Б. Онтодидактика: концепция конструирования содержания образования.

- М.: ФПК и ППРО, 2012.

REFERENCES

1. Novichkov V. B. Ontodidaktika i obrazova-telnye standarty. Srednee professionalnoe obra-zovanie. 2010, No. 8, pp. 2-5.

2. Lyapunov A. A. Ontodidaktika v matematike. Za nauku v Sibiri. 1972, Iss. 37 (568), 20 Sept.

3. Sokolovskiy Yu. I. Bank ontem kak neobkhodi-maya baza sovershenstvovaniya uchebnikov. Problemy shkolnogo uchebnika. Moscow: Pros-veshchenie, 1991, Iss. 20, pp. 175-178.

4. Novichkov V. B. Teoreticheskie predposylki obrashchennosti ontodidaktiki k kategorii "ob-razovatelnyy ideal" i k printsipu idealogennosti. Nauka - obrazovaniyu. 2012, No. 1 (1), pp. 58-69.

5. Novichkov V. B. Ontodidakticheskie osnovy soderzhaniya obrazovaniya. Novoe v psikholo-go-pedagogicheskikh issledovaniyakh. 2010, No. 2 (18), pp. 105-117.

6. Novichkov V. B. Ontodidaktika: kontseptsiya konstruirovaniya soderzhaniya obrazovaniya. Moscow: FPK i PPRO, 2012.

Мамченко Анна Александровна, кандидат философских наук, заместитель заведующего лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования Российской академии образования e-mail: [email protected]

Mamchenko Anna A., PhD in Philosophy, Deputy Head of the Laboratory of General Problems of Didactics, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.