Научная статья на тему 'Online-дневники: специфика коммуникации'

Online-дневники: специфика коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
421
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНИК / ONLINE-ДНЕВНИК / КОММУНИКАЦИЯ / DIARY / ON-LINE DIARY / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаичева С. С.

Рассматривается специфика коммуникации online-дневников, их функции и роль. Анализируется связь особенностей дневника с определенным отрезком исторического времени. Прослеживается трансформация жанра дневника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON-LINE DIARIES: SPECIFICS OF COMMUNICATION

The article considers the specifics of communication of on-line diaries, their functions and role. The relationship between the features of a diary with a certain historical period is analyzed. The transformation of the diary genre is traced.

Текст научной работы на тему «Online-дневники: специфика коммуникации»

Литературоведение

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 112-114

УДК 82

ONLINE-ДНЕВНИКИ: СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ

© 2013 г. С.С. Николаичева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

svetlananikolaicheva@yandex. rn

Поступила в редакцию 23.03.2013

Рассматривается специфика коммуникации online-дневников, их функции и роль. Анализируется связь особенностей дневника с определенным отрезком исторического времени. Прослеживается трансформация жанра дневника.

Ключевые слова: дневник, online-дневник, коммуникация.

Дневник выступает как явление социума, культуры, истории, эпохи. Дневниковые записи обращены как к событиям, так и к внутреннему состоянию личности. Автор дневника зачастую даёт творческую и непредвзятую оценку того, что происходит в его душе и мире в целом. Поскольку ведение дневника изначально не предполагало наличия читателя, то ложь и лицемерие были в нём неуместны, дневник, как правило, вёлся честно, открыто, непринуждённо, отбор материала осуществлялся преимущественно по желанию и усмотрению его автора. Данная особенность дневника стала со временем причиной появления множества вопросов у днев-никоведов: возможен ли адресат у дневника и кто может им стать, если изначальная установка традиционного дневника - интимность, скры-тость, ведение записей исключительно для себя? И как тогда осуществляется коммуникация между автором дневника и тем, кто его читает?

Напомним, что под коммуникацией принято понимать обмен информацией между индивидами посредством определенной системы символов, знаков, который может осуществляться вербально и невербально. Коммуникация бывает односторонней, то есть без обратной связи; двусторонней

- диалог; многосторонней - общение двух и более коммуникантов. А кроме этого, «общение предполагает реальный речевой контакт собеседников (устный, письменный, воображаемый)» [3, а 4]. В дневнике он есть - письменный, только обладает при этом определенной спецификой: автор дневника выполняет в этом случае сразу две функции

- пишет записи и сам их читает, то есть адресует себе.

Адресаты дневников исторически менялись. В XIX веке дневники пользовались популярностью. Это объяснялось повышенным интересом людей к проблеме внутреннего содержания

личности и её исторического существования. В то время были дневники, которые велись исключительно для себя, не для публикации (например, дневник П.А. Вяземского, однако потом часть была опубликована под названием «Старая записная книжка», хотя автор так и не дождался ее выхода в свет), и дневники с изначальной установкой на печать («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского).

В XX веке отношение к дневнику становится иным, а следовательно, меняется и сам дневник. Ситуация становится более близкой к «публичным» дневникам. Писатели понимают, что их «труды» будут напечатаны, а значит, будет и адресат, то есть читатели. Следует отметить, что опубликованный дневник писателя нарушает границы жанра. Например, М.М. Пришвин вел «Дневники» на протяжении всей жизни (1905-1954) и считал их наиболее важными в своем наследии. В них запечатлена целая эпоха жизни страны.

Как правило, дневник выступает в роли важного документа, способного донести субъективный мир автора до будущих потомков, обратиться к ним (например, «Записки об Анне Ахматовой» Л.К. Чуковской, «60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве» И. Кабакова, дневник К. Симонова «Разные дни войны. Дневник писателя» и другие).

Следует отметить, что подобная особенность отличает не только дневники писателей. Так, мы находим и примеры потребности литературного героя - автора дневниковых записей - в адресате (реальном или же только предполагаемом), несмотря на то что первоначально особенностью дневника является его безадресность или, другими словами, адресатом является сам пишущий, ведь по традиционному определению дневник ведется исключительно для себя.

Например, Печорин - герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - на страницах своего журнала пишет о возможности чтения его записей женщиной, «разыгрывается ситуация «случайного» знакомства воображаемого читателя с тайными откровениями героя» [1, а 38]: «Что если когда-нибудь эти записки попадутся на глаза женщине?» [2, а 324]. Данное предположение Печорина воспринимается лишь как игра, что свойственно его непостоянной натуре. К подобному выводу позволяет прийти то обстоятельство, что до этого момента мы видели принципиально иную установку героя относительно написанного в дневнике: «Ведь этот журнал пишу я для себя.» [2, а 310]. Таким образом, адресат у дневника Печорина так или иначе присутствует изначально - это он сам, а далее к нему добавляется и вероятная дама, на восприятие которой при возможном чтении его записей он, безусловно, начинает ориентироваться при их создании.

Подобные случаи мы встречаем в повестях А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» и

Н.А. Полевого «Живописец», «Записках одного молодого человека» А.И. Герцена. Однако, например, в хронике Н.С. Лескова «Соборяне» наличие или хотя бы предположение адресата, того, кто смог бы еще прикоснуться к записям главного героя - протопопа Савелия Туберозова - просто немыслимо, и можно расценивать это как оскорбление по отношению к данному герою, так как он - священнослужитель, и ведение дневника для него - своего рода таинство, сокровенный обряд. Таким образом, адресат у дневника протопопа только один, но зато самый трепетный и бережный - он сам.

Интерес к частным воспоминаниям, к дневникам, мемуарам чаще всего сопутствовал переломным моментам эпохи. Воспоминания выдающихся писателей, актёров, политиков в большей степени волновали общество на рубеже веков.

Ситуацию конца XX - начала XXI веков характеризует изменение мировоззренческой, идеологической, социальной, художественной, духовно-нравственной парадигм. Дневники в современном мире тоже востребованы, их пишут и читают. Одна из возможных причин этой востребованности состоит в том, что общество хочет знать, чем отличаются знаменитые личности от обыкновенных, простых людей, как они добились успеха; другая - стремление познакомиться с жизнью того «кумира», творчество которого знакомо и интересно; третья -желание пожить чужой жизнью, спрятаться от одиночества, почувствовать, что есть и другие

люди с похожими мыслями, переживаниями, чувствами, эмоциями, состояниями.

Однако культура ведения дневников, насыщенных разноплановыми событиями, переживаниями высокого порядка, попытками понять свою сущность на духовном уровне, в XXI веке постепенно угасает. И происходит это в первую очередь оттого, что современное общество во многом противостоит предшествующей культуре, преломляя духовные традиции. Уходит на второй план культура рефлексии, самоуглубления, независимости мысли. Наметилась жанровая трансформация дневниковых форм: прежняя скрытность, интимность, ориентация не на читателя, а только на себя, потаённость дневникового текста сменяется вседоступностью, вседозволенностью, всеот-крытостью, стремлением показать всё, что раньше было под жесточайшим запретом. Личный дневник, характерным примером которого в настоящее время является дневник online, получает принципиально иной статус -«публичный» или «открытый».

Появление дневников online подтверждает мысль о метаморфозе дневника как жанра в его исходном понимании и назначении, так как адресант рассчитывает на некоторую реакцию со стороны других пользователей ресурса, то есть на обратную связь - виртуальный диалог. При этом может развиться публичная полемика нескольких сторонних читателей с автором записей, в процессе которой могут использоваться изображения и мультимедиа. В «публичном» дневнике исчезает самое основное свойство дневника - его интимный, исповедальный характер, обращение к внутреннему «Я». Поэтому и те важные вопросы, которые так часто звучали на страницах дневников в XIX веке (Для чего я живу? Для какой цели я родился? В чём смысл жизни? и другие), сейчас не затрагиваются. Основная цель «открытого» дневника - общение, только не с самим собой, а с другими. Главное свойство - анонимность, поскольку реальные имена, как правило, скрываются.

Итак, мы видим, что со временем те установки, которые лежали в основе обращения к дневниковым записям, изменились. Эти перемены были во многом связаны с симптоматичными изменениями, произошедшими в обществе и его культурной сфере (от интимности дневника к открытости дневников online). Такая ситуация наглядно показывает, как литературное явление - дневник - напрямую связано с духовной и социокультурной жизнью людей, со сменой ценностей, морально-нравственных,

этических принципов, мировоззренческих ориентиров и т.д.

Таким образом, в процессе трансформации жанра дневника во многом изменились и те установки, которые были неразрывно с ним связаны: изначально автором и адресатом записей был сам пишущий. В настоящее время online-дневники все больше похожи на письма, в которых априорно предполагается как сам адресант, так и многоликий виртуальный адресат. Особо актуальной и насущной становится данная проблема в XXI веке, так как внимание к личности, к внутреннему миру человека - это одна из

важных составляющих гармонично развивающегося общества.

Список литературы

1. Афанасьева Э.М. Образ читателя и феномен чтения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 41. С. 35-45.

2. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т. 6. М., 2002. 592 с.

3. Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова: Монография. Н. Новгород, 2011. 219 с.

ON-LINE DIARIES: SPECIFICS OF COMMUNICATION S.S. Nikolaicheva

The article considers the specifics of communication of on-line diaries, their functions and role. The relationship between the features of a diary with a certain historical period is analyzed. The transformation of the diary genre is traced.

Keywords: diary, on-line diary, communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.