Научная статья на тему 'ОНЛАЙНИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОФОНОВ РУССКОЙ ФОНЕТИКЕ И ГРАФИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ'

ОНЛАЙНИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОФОНОВ РУССКОЙ ФОНЕТИКЕ И ГРАФИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА / ФОНЕТИКА / ПИСЬМО / ДОВУЗОВСКИЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ВВОДНОФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС / СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ / ОНЛАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борченко В. С.

В настоящее время одной из проблем в обучении иностранных студентов русскому языку является выбор цифровых ресурсов. Особенно сложно выбрать интернет-инструменты во время прохождения вводнофонетического курса. В данном исследовании автором проанализирована специфика обучения фонетике и графике на начальном этапе в онлайновом и дистанционном форматах. Рассмотрены учебные сайты в качестве ресурсов при формировании слухопроизносительных и письменных навыков как при совместной работе с преподавателем онлайн, так и при самостоятельной дистанционной деятельности студентов. Разработаны видеоматериалы для обучения графике. Подтверждена эффективность применения интернет-ресурсов и видеоматериалов в практической деятельности по обучению фонетике и письму на начальном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борченко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INITIAL STAGE TEACHING THE RUSSIAN PHONETICS AND GRAPHICS TO FOREIGNERS IN THE ONLINE AND DISTANCE FORMAT

Currently, one of the problems in teaching Russian to foreign students is the choice of digital resources. It is especially difficult to choose the Internet tools during the introductory phonetic course. In this study, the author analyzes the specifics of teaching phonetics and graphics at the initial stage in the online and distance formats. The training sites are considered as resources for forming audiolingual and writing skills both when working together with a teacher online and when students are engaged in independent distance activities. Video materials for teaching graphics have been developed. The effectiveness of the use of the Internet resources and video materials in practical activities when teaching phonetics and writing at the initial stage is confirmed.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙНИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОФОНОВ РУССКОЙ ФОНЕТИКЕ И ГРАФИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ»

УДК 811.161.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-235-245

ББК 74.48

ОНЛАЙН- И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОФОНОВ РУССКОЙ ФОНЕТИКЕ И ГРАФИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

THE INITIAL STAGE TEACHING THE RUSSIAN PHONETICS AND GRAPHICS TO FOREIGNERS IN THE ONLINE AND DISTANCE FORMAT

Борченко Виктория Сергеевна

Преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный», Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону; аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета, Российский университет дружбы народов, Москва E-mail: borchenko.v@mail.ru

Borchenko Viktoria S.

Lecturer at the Department of Russian as a Foreign Language, Don State Technical University, Rostov-on-Don; PhD Postgraduate student at Department of Russian Language and Teaching Methods, Faculty of Philology, the Peoples' Friendship University of Russia, Moscow E-mail: borchenko.v@mail.ru

Аннотация. В настоящее время одной из проблем в обучении иностранных студентов русскому языку является выбор цифровых ресурсов. Особенно сложно выбрать интернет-инструменты во время прохождения вводно-фонетического курса. В данном исследовании автором проанализирована специфика обучения фонетике и графике на начальном этапе в онлайновом и дистанционном форматах. Рассмотрены учебные сайты в качестве ресурсов при формировании слухопроизносительных и письменных навыков как при совместной работе с преподавателем онлайн, так и при самостоятельной дистанционной деятельности

Abstract. Currently, one of the problems in teaching Russian to foreign students is the choice of digital resources. It is especially difficult to choose the Internet tools during the introductory phonetic course. In this study, the author analyzes the specifics of teaching phonetics and graphics at the initial stage in the online and distance formats. The training sites are considered as resources for forming audiolingual and writing skills both when working together with a teacher online and when students are engaged in independent distance activities. Video materials for teaching graphics

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Борченко В. С., 2023

студентов. Разработаны видеоматериалы для обучения графике. Подтверждена эффективность применения интернет-ресурсов и видеоматериалов в практической деятельности по обучению фонетике и письму на начальном этапе.

have been developed. The effectiveness of the use of the Internet resources and video materials in practical activities when teaching phonetics and writing at the initial stage is confirmed.

Ключевые слова: графика, фонетика, письмо, довузовский этап подготовки, вводно-фонетический курс, слухопроизносительные навыки, видеоматериалы, онлайн.

Keywords: graphics, phonetics, writing, a pre-university stage of preparation, an introductory phonetic course, audiolingual skills, video materials, online.

Для цитирования: Борченко В. С. Онлайн- и дистанционное обучение инофонов русской фонетике и графике на начальном этапе // Проблемы современного образования. 2023. № 3. С. 235-245. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-235245.

Cite as: Borchenko V. S. The initial stage teaching the Russian phonetics and graphics to foreigners in the online and distance format. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 3, pp. 235-245. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-235-245.

Введение

На протяжении почти трех лет высшие образовательные учреждения организовывают учебный процесс онлайн с привлечением дистанционных технологий. В практике преподавания русского языка как иностранного применение программного обеспечения оказалось нововведением, поскольку большая часть иностранцев получала знания офлайн при помощи интерактивных технологий. Переход на он-лайн-обучение «потребовал от преподавателей пересмотра подходов, принципов и методов обучения...» [1, с. 103], а также «быстрого принятия решений о том, какие цифровые учебные материалы следует включать в педагогическую деятельность» [цит. по: 2, с. 978].

В научной литературе за последние три года появились публикации, авторы которых рассматривают особенности онлайн-обучения русскому языку как иностранному. Так, о развитии слухопроизносительных навыков на расстоянии пишут методисты С. А. Дерябина, Н. А. Любимова [3], Т. А. Дьякова, И. И. Митрофанова, С. А. Дерябина [4]. А. Л. Архангельская, О. И. Руденко-Моргун, А. Н. Аль-Кайси [5] анализируют существующие учебные интернет-ресурсы, голосовые помощники, создают собственные электронные учебники, оснащая их современным интерфейсом.

Преподавание русского языка иностранцам в онлайн-режиме представляет наибольшую сложность на начальном этапе. Данный факт объясняется тем, что довузовская подготовка начинается с прохождения вводно-фонетического курса, на котором осуществляется обучение фонетике и письму.

В педагогической деятельности формирование навыков графики и произношения проходит синхронно, поскольку «письмо в русском языке звуковое» [6, с. 132]. Педагогу необходимо выбрать такие средства и интернет-ресурсы, которые помогли бы ему реализовать цели и задачи конкретного занятия, обеспечить комфорт и удобство во взаимодействии со студентами в цифровой образовательной среде, эффективным и удобным способом осуществлять проверку письменных работ учащихся, ведь письмо и письменные задания не теряют своей значимости, применяются как средство развития лингвистической компетенции.

Описание исследования и использованные методы

В рамках обзора - онлайн-занятие (2 академических часа) вводно-фонетического курса русского языка как иностранного, во время которого студенты впервые знакомятся с гласными и согласными буквами русского алфавита, учатся их произносить и писать, используя обучающие интернет-сайты. Кроме того, рассматривается дистанционная самостоятельная деятельность учащихся с интернет-ресурсами и видеоматериалами после проведенного урока. Занятие апробировано на подготовительном факультете Донского государственного технического университета города Ростов-на-Дону в сентябре 2021 г. и в сентябре 2022 г. онлайн на платформе Zoom в двух группах обучающихся соответственно. Общее количество студентов - 20 представителей Латинской Америки. В исследовании применены: аналитический метод (анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов, образовательных ресурсов Интернета); сопоставительный метод (выявление сходств и различий, положительных и отрицательных свойств обучающих сайтов); опорно-диагностический методы (собственный опыт работы автора исследования в двух группах студентов).

Результаты исследования Определение ключевых понятий исследования

Следует указать, что в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) понятия «письмо» и «письменная речь» не являются идентичными. Под письменной речью ученые понимают «форму речи, связанную с выражением и восприятием мыслей в графической форме» [7, с. 196], под письмом - «знаковую систему фиксации речи...» [7, с. 197]. В данной статье рассматривается обучение звуковой и знаковой (графической) формам существования языка. Графика - «совокупность основных начертательных средств для изображения на письме звуков и звукосочетаний языка, одно из основных умений техники письма» [7, с. 54].

Термины «онлайн-обучение» и «дистанционное обучение» в данной работе различаются, поскольку онлайн-обучение проходит «в режиме реального времени с бесперебойным доступом в Интернет с применением специальных электронных средств обучения.» [8, с. 216], а дистанционное обучение характеризуется взаимодействием педагога и учащегося на расстоянии и подразумевает «.целенаправленную

самостоятельную работу обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте...» [7, с. 65].

Этапы обучения фонетике и графике онлайн и дистанционно

В онлайн-обучении автор статьи следует традиционному плану проведения урока. Однако в ходе занятия можно выделить несколько этапов работы с гласными и согласными буквами: устный, письменный и деятельность с интернет-ресурсами. Рассмотрим каждый подробно.

Введение гласных букв. Первый этап. Устная часть

Изучение иностранцами русского языка начинается со знакомства с буквами. На платформе Zoom преподаватель открывает демонстрацию русского алфавита (подготовленного в программе PowerPoint), объясняет, что в русском языке существуют гласные и согласные буквы, красным цветом выделены гласные, а синим - согласные, обращает внимание студентов на изображение печатных букв, которые они будут наблюдать в книгах (рис. 1).

?! ы j - ШЯШШЩ

ГЛ0Ш1ХЯ всмт 'j» г Sr^L LTlui. ^ N.......

LUll- '

Рис. 1. Презентация русского алфавита

Затем преподаватель вводит гласные буквы а, о, у, и, э. Работа с ними осуществляется строго поэтапно, например:

1) презентация буквы «А» и произнесение ее преподавателем. На экране демонстрируется буква «А» и положение органов речи при ее воспроизведении. Преподаватель говорит студентам, что она представлена на слайде слева, ей соответствует звук [а], называет его (рис. 2).

2) многократное повторение звука [а] преподавателем, затем всеми студентами хором;

3) повторение звука [а] каждым учащимся индивидуально;

4) введение букв о, у, и, э, поэтапная работа с ними (пункты 1, 2, 3);

5) выполнение устных заданий. После введения гласных букв а, о, у, и, э и звуков им соответствующих, следует тренировать слухопроизносительные навыки студентов.

Рис. 2. Введение гласных букв (а, о, у)

Преподаватель открывает электронный учебник (в нашем случае «Прогресс. Элементарный уровень» [9, с. 5]), демонстрирует на экране задание 1, урок 1 и воспроизводит буквы по одной строке, а студенты слушают и повторяют хором, потом читают упражнение по очереди по назначению преподавателя (рис. 3). Таким же образом проходит работа над заданием 2. Данный тип упражнений носит имитативный характер.

Рис. 3. Задания 1 и 2. Чтение

Второй этап. Письменная часть

После знакомства с гласными буквами студенты учатся их писать. Для этого в он-лайн-режиме, включив демонстрацию экрана, преподаватель открывает YouTube-канал Сергея Давыдова, который публикует учебные видеоматериалы по написанию русских букв в прописях1. Преподаватель поочередно включает видеофайлы по графическому оформлению гласных букв а, о, у, и, э (рис. 4).

1 Пропись. Видеоматериалы. YouTube-канал Сергея Давыдова. URL: https://www.youtube.com/watch?v=q H2sk5zcSJg&list=PLUz0JIг6hk5a-N8RFY10Vd4-vk1YCWnbu&index=1

Учащиеся смотрят каждый видеофайл и тренируются самостоятельно писать буквы в своих тетрадях.

диГ-нти

Рис. 4. Демонстрация написания буквы «А»

Третий этап. Работа с интернет-ресурсом

Продолжая работу с гласными буквами русского алфавита, преподаватель включает демонстрацию учебного сайта Study Languages Online1 и/или MasterRussian.com2 и знакомит студентов с его разделами, материалами и работой, которую они могут выполнить и в дистанционной самостоятельной деятельности после онлайн-урока (например, повторить звуки, соответствующие изученным на уроке буквам, послушать их произношение, нажав на специальный значок возле звука, прочитать на родном языке описание положения артикуляционного аппарата при произнесении конкретного звука) (рис. 5). На данном этапе завершается первая часть занятия.

Рис. 5. Презентация звука [а] на сайте Study Languages Online

1 Study Languages Online. URL: http://www.study-languages-online.com/

2 MasterRussian.com. URL: http://masterrussian.com/

Введение согласных букв. Первый этап. Устная часть

Во второй части занятия преподаватель знакомит учащихся с согласными буквами русского алфавита, также следуя трем этапам: устному, письменному и деятельности с интернет-ресурсами.

На первом этапе вводятся согласные буквы м, п, б, т, д, н и звуки их характеризующие (работа продолжается по электронному учебнику «Прогресс. Элементарный уровень» [9, с. 6]). Последовательность изучения согласных букв подобна плану работы с гласными:

1) презентация согласной буквы и произнесение преподавателем звука, который обозначает данную букву;

2) повторение звука студентами хором;

3) воспроизведение звука каждым студентом индивидуально по очереди по назначению преподавателя;

4) выполнение устных заданий. На данном этапе устные упражнения включают работу не только с изолированной буквой, но и со слогами и словами. Сначала преподаватель читает слоги, слова, студенты слушают и повторяют хором, затем читают самостоятельно по назначению педагога (рис. 6). Следовательно, учащиеся проходят «путь от наблюдения, слушания, проговаривания, воспроизведения звука до самостоятельного чтения слова, а затем и предложения» [10, с. 72]. Кроме того, во время формирования навыка чтения педагог знакомит учащихся с акцентологией и ритмикой русского языка.

Гютгмл кЬчлруМСИХ Пвм*х * © ПоА<и

ГШ

та-да га-да-да тат-дат там-дам да

то-до да-та-та тст-дот том-дом дом

ту-ду та-да-да тут-дуг тум-дум / дома

Н н [Н] <с>н» 'Я,и,нп,но,ну,о-шз

на-нэ-ку-но а-на и-на ан-ам нан-нам Анна

ан-эн-ун-он э-нэ и-нэ он-ом нон-ком / Инна

у-ну и-ну ун-ум нун-нум Антон

о но инс / он она

О

Рис. 6. Пример устного задания

Второй этап. Письменная часть

После введения согласных букв м, п, б, т, д, н студенты учатся их писать. Преподаватель снова открывает демонстрацию YouTube-канала Сергея Давыдова и показывает студентам видео по начертанию согласных букв (рис. 7).

Студенты смотрят каждый видеофайл и стараются самостоятельно написать буквы в тетрадях.

Третий этап. Работа с интернет-ресурсом

Преподаватель открывает учебные сайты Study Languages Online и MasterRussian.com и показывает разделы, где собраны материалы для повторения согласных букв м, п, б, т, д, н, студенты также могут прослушать их звучание, прочитать информацию о положении артикуляционного аппарата при их произнесении, выполнить упражнения для тренировки навыка чтения.

В конце онлайн-занятия преподаватель объясняет студентам домашнее задание и пишет его в общем чате группы в мессенджере (WhatsApp или Телеграм, прикрепляя ссылки на все сайты): во-первых, следует повторить новые буквы и звуки, для этого рекомендуется воспользоваться рассмотренными учебными сайтами, а также учебником; во-вторых, нужно прописать каждую изученную букву в тетради (по одной строке), просмотрев прежде видео на YouTube-канале Сергея Давыдова; в-третьих, рекомендуется написать новые слова из упражнения 3 (он, она, дом, Инна, Анна, Антон) (см. рис. 6). Письменные работы учащиеся должны сфотографировать и отправить преподавателю в мессенджер (WhatsApp или Телеграм) для проверки. После объяснения домашнего задания и ответов на вопросы студентов онлайн-урок завершается.

Обучающие письму видеоматериалы

Полученные письменные работы студентов позволили автору исследования сделать выводы: тренируя графику самостоятельно в дистанционном режиме, иностранцы испытывают трудности, связанные с несхожестью букв русского алфавита с буквами родного языка, с наличием соединения на письме; просмотра видеоматериалов на YouTube-канале Сергея Давыдова оказалось недостаточно для формирования техники письма. В связи с этими причинами автор статьи решил создать собственные учебные видеоматериалы. Ручкой преподаватель записывал сначала прописные и строчные буквы в тетради (изученные в ходе занятия), проговаривая их, одновременно снимая видео на смартфон, а потом и лексемы, показывая соединение букв в словах (рис. 8).

Рис. 8. Демонстрация соединения букв в словах

Разработанные автором учебные видеофайлы-инструкции предназначены для дистанционной самостоятельной работы студентов, поскольку просмотр и тренировка навыков письма занимает длительное время. Самостоятельная работа обучающихся важна, это «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность» [11, с. 229]. Преподаватель отправлял видеоматериалы студентам на электронную почту.

Просмотрев видеоматериалы, студенты тренируют навыки графики, затем фотографируют свои записи и высылают преподавателю в мобильном приложении (WhatsApp или Телеграм). Во внеучебное время преподаватель проверяет работы, при необходимости пишет замечания каждому студенту индивидуально, объясняя план деятельности. Так, учащийся продолжает тренировать технику письма, затем отправляет фотографию своей работы снова. «Дистанционное обучение фонетике» и графике «на начальном этапе обеспечивает наличие общения с преподавателем и работу под его руководством во внеаудиторное время» [12, с. 238].

Преподаватель советует студентам пользоваться учебными сайтами и видеоинструкциями на протяжении изучения трех-четырех уроков (учебника «Прогресс. Элементарный уровень» [9]), а при необходимости обращаться к ним и позже, до полного освоения норм русской графики. В результате проделанной работы отмечено, что применение учебных сайтов и разработанных видеоматериалов положительно повлияло на развитие слухопроизносительных навыков иностранцев, на идентифицирование ими букв при чтении и письме, упростило процесс обучения на расстоянии, не потребовав длительного времени.

Выводы

Обучение русскому языку как иностранному в онлайн- и дистанционном режимах невозможно без применения цифровых и интернет-ресурсов. Начальный этап подготовки характеризуется прохождением вводно-фонетического курса, на котором осуществляется взаимосвязанное обучение фонетике и письму. Включение в педагогическую

деятельность образовательных сайтов (Study Languages Online, MasterRussian.com) и специально разработанных автором видеоматериалов подтвердило свою эффективность, способствовало интенсивному развитию у студентов слухопроизносительных навыков и навыков письма на расстоянии. Применение мессенджеров (WhatsApp, Те-леграм) обеспечило взаимодействие педагога и студента как в учебное время, так и во внеучебное, проверку письменных работ при помощи цифровых инструментов, а также индивидуальный подход к каждому студенту при обучении графике онлайн.

Список литературы

1. Стрельчук Е. Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. № 1 (19). С. 102-115. DOI: http://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-102-115.

2. Rice M. F., Ortiz K. R. Evaluating Digital Instructional Materials for K-12 Online and Blended Learning // TechTrends. 2021. Vol. 65. P. 977-992. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-021-00671-z.

3. Дерябина С. А., Любимова Н. А. Фонетизация обучения русскому языку как иностранному в цифровом гуманитарном знании: теоретический аспект // Русистика. 2021. № 3 (19). С. 298-312. DOI: http://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-298-312.

4. Дерябина С. А., Дьякова Т. А., Митрофанова И. И. Формирование фонетических навыков при изучении РКИ в условиях цифровизации образовательного пространства // Русский язык за рубежом. 2019. № 5 (276). С. 71-76.

5. Аль-Кайси А. Н., Архангельская А. Л., Руденко-Моргун О. И. Вводный фонетико-грам-матический курс в системе смешанного обучения РКИ: проблемы и решения // Информационные технологии в обучении русскому языку как иностранному: история, современное состояние, перспективы: колл. моногр. М.: Экон-Информ, 2019. С. 48-61.

6. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: учебник. М.: Логос, 2008. 527 с.

7. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

8. Дьякова Т. А., Хворова Л. Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Русистика. 2020. № 2 (18). С. 209-219. DOI: http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219.

9. Соболева Н. И., Волков С. У., Иванова А. С. Прогресс. Элементарный уровень (А1): учебник русского языка для иностранных студентов. 9-е изд., стер. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2018. 275 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 474 с.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Ун-тская книга; Логос, 2009. 384 с.

12. Камалетдинов Р. И., Майор Н. А., Сейфетдинова Л. Ш. Перспективы использования дистанционного обучения при формировании фонетических навыков у иностранных учащихся на начальном этапе обучения // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2017. Т. 1. С. 238-240.

References

1. Strelchuk E. N. Perspektivy onlayn-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v vuzakh RF. Rusistika. 2021, No. 1 (19), pp. 102-115. DOI: http://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-102-115.

2. Rice M. F., Ortiz K. R. Evaluating Digital Instructional Materials for K-12 Online and Blended Learning. TechTrends. 2021, Vol. 65, pp. 977-992. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-021-00671-z.

3. Deryabina S. A., Lyubimova N. A. Fonetizatsiya obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v tsifrovom gumanitarnom znanii: teoreticheskiy aspect. Rusistika. 2021, No. 3 (19), pp. 298-312. DOI: http://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-298-312.

4. Deryabina S. A., Dyakova T. A., Mitrofanova I. I. Formirovanie foneticheskikh navykov pri izuchenii RKI v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatelnogo prostranstva. Russkiy yazyk za rubezhom. 2019, No. 5 (276), pp. 71-76.

5. Al-Kaysi A. N., Arkhangelskaya A. L., Rudenko-Morgun O. I. Vvodnyy fonetiko-grammaticheskiy kurs v sisteme smeshannogo obucheniya RKI: problemy i resheniya. In: Informatsionnye tekhnologii v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy: coll. monogr. Moscow: Ekon-Inform, 2019. Pp. 48-61.

6. Valgina N. S., Rozental D. E., Fomina M. I. Sovremennyy russkiy yazyk: uchebnik. Moscow: Logos, 2008. 527 p.

7. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moscow: IKAR, 2009. 448 p.

8. Dyakova T. A., Khvorova L. E. Onlayn-urok russkogo yazyka kak inostrannogo v usloviyakh tsifrovoy transformatsii pedagogicheskoy deyatelnosti. Rusistika. 2020, No. 2 (18), pp. 209219. DOI: http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219.

9. Soboleva N. I., Volkov S. U., Ivanova A. S. Progress. Elementarnyy uroven (A1): uchebnik russkogo yazyka dlya inostrannykh studentov. Moscow: Ros. un-t druzhby narodov, 2018. 275 p.

10. Kryuchkova L. S., Moshchinskaya N. V. Prakticheskaya metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu: ucheb. posobie. Moscow: Flinta: Nauka, 2009. 474 p.

11. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Un-tskaya kniga; Logos, 2009. 384 p.

12. Kamaletdinov R. I., Mayor N. A., Seyfetdinova L. Sh. Perspektivy ispolzovaniya distantsionnogo obucheniya pri formirovanii foneticheskikh navykov u inostrannykh uchashchikhsya na nachalnom etape obucheniya. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2017, Vol. 1, pp. 238-240.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 3

Статья поступила в редакцию 26.11.2022 The article was received on 26.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.