Научная статья на тему 'Онлайн-тренажеры как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника'

Онлайн-тренажеры как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / PRIMARY SCHOOL STUDENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / ONLINE SIMULATOR / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Екатерина Юрьевна, Палаткина Светлана Игоревна, Яшина Елизавета Евгеньевна, Александрова Людмила Николаевна

В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий. Приведен анализ основополагающих понятий исследования, обоснован выбор онлайн-тренажеров как эффективного интернет-сервиса, обладающего значительным педагогическим потенциалом.The article deals with the problem of activation of cognitive activity of younger students on the basis of the use of information and communication technologies. The analysis of the fundamental concepts of the study is given, the choice of online simulators as an effective Internet service with significant pedagogical potential is justified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Екатерина Юрьевна, Палаткина Светлана Игоревна, Яшина Елизавета Евгеньевна, Александрова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онлайн-тренажеры как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника»

УДК 373.3

Педагогические науки

Шилова Екатерина Юрьевна, студентка института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец Палаткина Светлана Игоревна, студентка института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Яшина Елизавета Евгеньевна, студентка института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец Александрова Людмила Николаевна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и компьютерных технологий, Елецкий государственный университет

им. И.А.Бунина, г. Елец

ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация: В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий. Приведен анализ основополагающих понятий исследования, обоснован выбор онлайн-тренажеров как эффективного интернет-сервиса, обладающего значительным педагогическим потенциалом.

Ключевые слова: познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, младший школьник, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), онлайн-тренажер.

Annotation: The article deals with the problem of activation of cognitive activity of younger students on the basis of the use of information and communication technologies. The analysis of the fundamental concepts of the study

is given, the choice of online simulators as an effective Internet service with significant pedagogical potential is justified.

Keywords: cognitive activity, activation of cognitive activity, primary school student, information and communication technologies (ICT), online simulator.

Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем современного этапа развития педагогической науки. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм работы обучаемого, ключевой в развитии личности, основой прочного усвоения знаний и формирования умения самостоятельно их получать.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались такие ученые, как Ш.А Амоношвили [1], Н. Ф. Талызина [4], Г.И. Щукина [6], Ф.И. Харламов [5], М. Н. Скаткин [3] и др. Так, Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование обучающегося, которое выражает особое состояние обучающегося и его отношение к деятельности» [6, с. 21]. М. Н. Скаткин утверждает, что активизация познавательной деятельности направлена и на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности школьников [3, с. 56].

Изучив различные точки зрения, в своем исследовании познавательную деятельность будем рассматривать как двусторонний процесс, затрагивающий не только деятельность педагога, но и деятельность обучающихся. Условия, активизирующие процесс познания, создаются учителем, а результатом данных условий будет являться активизация познавательной деятельности.

Под активизацией познавательной деятельности младших школьников мы будем понимать целенаправленную деятельность педагога по повышению уровня их учебной активности.

В педагогике выделяют различные виды, методы и средства активизации познавательной деятельности младших школьников. В частности, в условиях

всеобщей информатизации образования, одними из приоритетных указываются средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В качестве базовых средств ИКТ, обладающих образовательным потенциалом в контексте активизации познавательной деятельности младшего школьника, А.В. Дворецкая рассматривает следующие ресурсы [2]:

- презентации;

- обучающие и развивающие программы;

- дидактические материалы;

- программы-тренажеры;

- электронные учебники и энциклопедии.

В том числе, использование образовательных возможностей сети Интернет как важного компонента ИКТ на уроках и во внеурочной работе помогает развивать у обучающихся необходимые навыки работы с ПК, учить рационально использовать своё время, а также повышать познавательный интерес. Однако потенциал многих ресурсов, перечисленных выше, недостаточно используется учителями по той причине, что педагоги считают их недоступными, сложными в применении и вызывающими трудности у детей. В связи с этим, в рамках нашей статьи рассмотрим одно из наиболее интересных и актуальных средств ИКТ, способное разнообразить любой урок - программы-тренажера.

Основная функция тренажера - активизация работы обучающегося по углубленному усвоению учебного материала через отработку определенного действия. В частности, одними из наиболее удобных и доступных являются онлайн - тренажеры, представляющие собой открытые сетевые сервисы. То есть онлайн-тренажёр - это программный продукт, размещённый в открытом доступе в сети Интернет, с помощью которого обучающиеся могут самостоятельно или под руководством учителя обучаться. Онлайн-тренажёр позволяет выбирать и изучать различные области знаний, а также отрабатывать практические знания.

В качестве примера рассмотрим веб-ресурс MATEMATIK.CLUB (https://matematika.club/), включающий в себя разнообразные онлайн-тренажеры по математике. Данный сервис выполнен в виде социальной сети, где пользователи объединены в группы и соревнуются между собой, набирая очки за правильно выполненные задания.

Для того чтобы получить доступ к расширенному функционалу сайта, необходимо пройти авторизацию. После создания собственного аккаунта вы сможете соревноваться с другими пользователями и отслеживать свои достижения. Результаты заносятся в таблицу во вкладке «Журнал» в «Профиле». В ней вы можете наблюдать за статистикой правильных ответов, ошибок, количеством подсказок, а также средним временем ответа.

Приведем более подробное описание работы онлайн-тренажера « Таблица умножения за 20 минут».

Работа тренажера основана на повышении сложности примеров: начиная с самого простого произведения чисел (2*2), постепенно повышая сложность (9*9). Такой алгоритм заданий плавно завлекает обучающихся в процесс освоения данной темы.

В тренажере «Таблица умножения за 20 минут» вы можете выбрать режим изучения таблицы умножения, действие «Умножение» или «Деление», а также диапазон примеров «Вся таблица» или «На какое-то число». К каждому примеру предусмотрена подсказка, которая помогает обучающимся запоминать новые, неизвестные ему комбинации.

При выполнении заданий тренажера процентная шкала постепенно заполняется. По завершении вы сможете увидеть итог в процентном соотношении, каким уровнем знаний таблицы умножения вы обладаете. Интерфейс онлайн тренажера «Таблица умножения за 20 минут» выглядит следующим образом (рис. 1).

Таким образом, главными достоинствами онлайн-тренажеров являются свободный доступ, интуитивно понятный интерфейс, быстрая обработка материалов и экономия времени.

А Ма1ета^ка.С1иЬ О ф

33%

6 ■ 5 =

Запомни: 6 ■ 5 = 30 и 5 ■ 6 = 30

1 2 3 4 ?

5 6 7 8

9 0 ПРОВЕРИТЬ

Рис. 1 Онлайн тренажер

Они удобны тем, что помогают легко отрабатывать определенные умения и навыки, производить оценку знаний и навыков, а также вести учет прогресса.

Онлайн-тренажер - прекрасный дополнительный дидактический инструмент, использование которого позволяет обеспечить активизацию познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения.

Библиографический список:

1. Амоношвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амоношвили // Вопросы психологии, 1984. - № 5. -С.34.

2. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / А.В. Дворецкая // Пед. Технологии, 2004. - №2. - С. 32-37.

3. Скаткин, С.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

4. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. /Н.Ф. Талызина - М.: Знание, 1983 - 96 с.

5. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников / И.Ф. Харламов - Минск: Нар. света, 1975. - 208 с.

6. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина - М., Просвещение, 1988. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.