Щербакова, А. М., Василькова, Е. А. (2021). Пути формирования совместной продуктивной деятельности родителя и ребенка с нарушением развития. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 3, 27—36.
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-34-36
ОНЛАЙН ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Горина Екатерина Юрьевна психолог-консультант
AHO Центр «Пространство общения», РБОО «Центр лечебной педагогики»
Москва, Россия
ekaterina.gorina 1988@gmail .com
Рязанова Анастасия Владимировна психолог-консультант, директор AHO Центр «Пространство общения»
Москва, Россия
Ключевые слова: терапевтические группы, психологическая помощь онлайн, родители детей с нарушениями развития.
ONLINE THERAPEUTIC GROUPS FOR PARENTS DURING THE PANDEMIC
Gorina Ekaterina psychologist
ANO Center «Space for Communication»
Moscow, Russia ekaterina.gorina 1988@gmail .com
Ryazanova Anastasia psychologist, director ANO Center «Space for Communication»
Moscow, Russia [email protected]
Keywords: therapeutic groups, psychological help online, parents of children with disabilities.
Ограничения и атмосфера, связанные с пандемией, в значительной степени повлияли на семьи с детьми с нарушениями развития. В таких семьях, по нашим наблюдениям, самые острые реакции и наибольший стресс дети и родители испытывали в начале, когда были введены строгие ограничения. Постепенно в семьях накопился опыт адаптации к новой ситуации. Раньше в AHO Центр «Пространство общения» проводились группы психологической поддержки только очно для семей, чьи дети посещали занятия в центре (Рязанова, 2006). Ответом на пандемию стали расширение программы бесплатных индивидуальных психотерапевтических онлайн-приемов для семей по всей России и старт онлайн-групп для всех желающих. В результате появился проект «Семья в фокусе», посвященный психологическому сопровождению семей. В этом сообщении мы обобщим
наши наблюдения за опытом преодоления сложностей, связанных с ковидом, в таких семьях, а также расскажем об онлайн-группах, которые были созданы с целью поддержки в проработке этого опыта, а также, шире, опыта «особого» родительства в целом (Браун, Кристенсен, 2001; Рязанова, 2006; Селигман, Дарлинг, 2007).
Основные трудности, о которых говорили родители, можно условно разделить на две категории:
1. Проблемы, связанные с нарушением привычных рутин. С введением локдауна родители потеряли возможность выходить из дома, что привело к изоляции семьи. Часто уход за человеком с нарушениями и представляет особенную сложность, если невозможно сменить обстановку или получить передышку от ребенка хотя бы на время.
Трудности создавала также невозможность привлечь к заботе о ребенке помощников: бабушек, дедушек и нянь (из-за риска их заражения).
Также многие семьи говорили об изменениях, связанными с работой из дома: для многих детей сложность составляло то, что родитель физически рядом, но не может уделить внимание ребенку, или ограничен привычный доступ в комнату.
Все эти факторы часто приводили к перевозбуждению, росту поведенческих проблем, дезориентации у детей. Это, в свою очередь, порождало проблемы со сном, аппетитом, регуляцией и становилось «двойным» вызовом для родителей, истощенных работой и сложным эмоциональным фоном.
Для совладания с этими проблемами родители использовали различные стратегии: переезд за город и т. п., также родители отмечают, что онлайн-занятия со специалистами помогали им самим и их детям сохранять контакт и стабильность в период изменений. В свою очередь, ряд организаций достаточно оперативно перестроил свои сервисы, создавая новые дистанционные программы, что увеличило доступ к помощи для семей из регионов. (В тех группах, которые мы вели в период первой волны пандемии, вопросы, связанные с ее влиянием, постепенно сошли на нет, оставляя все больше пространства «обычным» вопросам семей с детьми с особенностями развития).
2. Проблемы, связанные с ограничением доступа в медицинские учреждения. Если и раньше доступ в отделения интенсивной терапии, в реанимацию или в психиатрическую больницу к ребенку был ограничен, то теперь часто родители не могли контактировать с ребенком совсем. Отсутствие доступа до сих пор воспринимается семьями как большая потенциальная угроза.
И в начале пандемии, и сейчас, когда большинство семей свидетельствует о частичной или полной адаптации к ситуации, одним из полезных ресурсов помощи родителям являются онлайн-группы поддержки. В проекте «Семья в фокусе» родителям доступны как индивидуальные психологические консультации (до 10 встреч в год), так и групповой формат работы. В группе обычно от 4 до 8 участников и двое ведущих. Онлайн-работа в таких группах предполагает ряд особенностей:
1) Ведущий группы обладает психотерапевтическим образованием, но полезно, если он имеет опыт работы с детьми и взрослыми с особенностями и информирован о системе помощи, доступной в стране.
2) Особую важность приобретает сеттинг. В системе бесплатной помощи есть особенности сеттинга, к которым добавляется специфика онлайн-работы. Часто клиенты могут выходить на связь из общественных мест, быть за рулем во время группы и т. д. Важно отдельно проговаривать правила обеспечения безопасного места и времени, конфиденциальности и уважения границ других участников.
3) Набор в группы открытый, до запуска один из ведущих связывается с участниками, оставившими заявку. Основная цель такого собеседования: прояснить ожидания, оценить социальную ситуацию и психологическое состояние, предложить при
необходимости воспользоваться индивидуальной поддержкой, рассказать о работе группы, ответить на вопросы.
На данный момент группы функционируют в формате 12 еженедельных встреч по 1,5-2 часа. В группах бывают очень разные запросы и динамика. Есть те, где заявляются более «терапевтические» запросы (на работу с разными чувствами и состояниями, самоисследование), есть те, где участники делятся друг с другом информацией и опытом в разных сферах, относящихся к особому родительству.
В соответствии с запросами и потребностям участников меняется и формат обсуждения: на одних встречах участники больше взаимодействуют друг с другом, и ведущие выполняют роль модераторов, на других — ведущий помогает участнику раскрыть запрос и предлагает практики для самостоятельной работы.
Литература
Браун, Дж., Кристенсен, Д. (2001). Теория и практика семейной психотерапии. СПб: Питер,248-276. Рязанова,
А. В. (2006). О родительских группах. Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 41-63.
Селигман, М., Дарлинг, Р. Б. (2007). Обычные семьи, особые дети: Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. М.: Теревинф.
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-36-39
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯМИ, В ПЕРИОД ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОГРАНИЧЕНИЙ
Улыбина Екатерина Владимировна старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства ФГБОУ ВО Красноярский государственный педагогический
университет им. В. П. Астафьева Красноярск, Россия [email protected]
Ключевые слова: онкологическое заболевание, жизнеугрожающее заболевание, онкопациент детского возраста, психологическая помощь.
PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING CHILDREN WITH CANCER DURING EPIDEMIOLOGICAL AND SOCIO-ECONOMIC LIMITATIONS
Ulybina Ekaterina Vladimirovna senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Childhood Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev
Krasnoyarsk, Russia [email protected]
Keywords: oncological disease, life-threatening disease, childhood cancer patient, psychological assistance.