Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЕДИАГРАМОТНОСТИ'

ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЕДИАГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЕДИАГРАМОТНОСТИ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ

МЕДИАГРАМОТНОСТИ

Елена Геннадьевна Сахновская,

канд. филос. н.ассистент кафедры социальных наук Термезского филиала

Ташкентской медицинской академии esakhnovsky@mail.ru

Сергей.Александрович Чемезов

к.м.н., доцент кафедры фармакологии Термезского филиала Ташкентской медицинской академии Адрес электронной почты:

diverdoc78@gmail.com

ВВЕДЕНИЕ

В ситуации технологического переворота и перехода к информационному обществу образовательные системы России и стран бывшего СССР подверглись большому количеству трансформаций. Изначально они были связаны с переходом от знаниевой к компетентностной модели образования. Также на них оказали влияние информатизация и цифровизация обучения. В связи с появлением новых источников и способов распространения информации возникают новые методы анализа и переработки данных, что способствует глобальным трансформациям самой конфигурации образовательной системы. Появляется большое количество инновационных инструментов обучения: онлайн-курсов, симуляторов, тренажёров, а также онлайн-платформ, которые необходимо интегрировать в образовательных процесс. Помимо этого, существует большое количество информационных ресурсов, достоверность информации в которых сомнительна, но они оказывают определяющее влияние на формирование мировоззрения студентов, т.к. студенты зачастую в недостаточной степени владеют навыками обработки, переосмысления, интерпретации и критического отношения к имеющейся у них информации. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо развивать у студентов навыки медиаграмотности.

Цель работы: анализ наиболее эффективных онлайн-ресурсов и других методических приёмов и технологий, способствующих развитию медиаграмотности.

120

April 26, 2024

Материалы и методы: большинство отечественных исследователей считают медиаграмотность частью процесса медиаобразования, или точнее, по мнению ведущего специалиста в этой области А.В. Фёдорова, результатом данного процесса. Наиболее распространённое определение медиаграмостности, которое он приводит в своей монографии, - это «движение, ... призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов» [1]. Также «медиаграмотность связывается со способностью анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты» [1, с.29]. Однако, инициативой ЮНЕСКО является стремление к синтезу информационной культуры и медиаграмотности в прикладном аспекте. Синтез этих подходов в полной мере осуществлён И.В. Жилавской. Он возможен в рамках реализации идеи целостности коммуникативного акта, в котором интегрированы все виды медиа, и в котором «медиа как средство коммуникации неразрывно связаны с информацией» [2]. Переосмысляется и понятие «грамотность». При этом каждый вид медиа имеет свою грамотность. Таким образом, в общем и целом, медиаинформационная грамотность представляет собой «систему современных компетенций человека, позволяющих ему эффективно выстраивать коммуникационные отношения в обществе на всех уровнях медиаактивности» [2, C.45].

Доказательством необходимости применения интегрированного подхода в развитии медиаграмотности служат материалы исследований Л.В. Алексеевой (ХМАО) [3], совместного исследования Е.Смирновой-Трибульской и Д. Зегзулы из университета Катовице (Польша) [4] и исследований Фроловой-Рогач [5] . Во всех этих случаях студенты переоценивают свои навыки пользования информацией. Студенты из России высоко ценят умение составлять презентации и недооценивают роль критического мышления в обучении. Студенты из Польши также переоценивают свои знания в работе с базами данных.

Таким образом, в контексте этого определения мы произведём анализ тех образовательных сред и онлайн-ресурсов, в которых осуществляется данный холистический подход.

Прежде всего, мы бы хотели акцентировать внимание на значимости онлайн-курсов, которые, если они разработаны должным образом, задают пользователю новые направления развития его когнитивной сферы. В частности, на платформе Алтайского государственного университета

121

April 26, 2024

проводятся курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В рамках курса повышения квалификации "Русская литература в современной высшей школе" рассматриваются актуальные вопросы филологии и лингвистики, выявляется связь литературы и права, анализируются вопросы медиаобразования и медиаграмотности.

Онлайн-ресурс "Директ-академия" проводит вебинары по различным областям и направлениям знания: например, по библиотековедению, по методикам преподавания в начальной школе, воспитательной работе, изучению языков, работе с ИКТ, наукометрии и философским аспектам их развития. Также они проводят курсы повышения квалификации с выдачей сертификата по темам, наиболее интересующим пользователей: "Технология подготовки успешной диссертации", "Применение ИКТ в работе педагога" и др.

На образовательной платформе "Юрайт" имеется 5952 курса и 10818 учебников по различным областям знания. Ведётся статистика цифровой активности студентов и преподавателей, определяются вузы и учреждения СПО - лидеры цифровой активности. На платформе имеются обучающие курсы, предназначенные как для начинающих пользователей, демонстрирующие все возможности платформы, так и для опытных пользователей. На этих курсах осуществляется презентация новых образовательных продуктов и технологий. Обучение на них позволяет педагогам ознакомиться с трендами развития цифрового образования, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории, а также развивать навыки успешного проектирования работы в цифровой среде.

Необходимость применения холистического подхода в овладении новыми информационными технологиями в сфере обучения осознаётся и преподавателями иностранных языков. При этом данный подход приобретает актуальность в аспекте профессионального уровня овладения языком. Обзор достоинств и недостатков различных платформ для преподавания и изучения иностранных языков выполнен в статьях российских и казахстанских исследователей [6,7]. Таким образом, создаются условия для практической реализации данного подхода.

Результаты: мы рассмотрели характеристики ряда электронных образовательных ресурсов с позиции холистического подхода в контексте медаобразования. Практическое применение этих ресурсов в учебных целях способствует повышению медиаграмотности как у студентов, так и преподавателей.

122

April 26, 2024

Дискуссия: вопросы медиаобразования и медиаграмотности нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении. Об этом свидетельствует отсутствие консенсуса в интерпретации базовых дефиниций этих дисциплин. В частности, И.В. Жилавская утверждает, что понятия «медиа», «информация», «коммуникация» и «грамотность» нуждаются в кардинальном переосмыслении. Н.И Гендина указывает на различия в интерпретации терминов «информационная подготовка» и «медиаграмотность» [8]. Также, по утверждению Н.И. Гендиной в отечественной научной литературе термин «информационная культура личности» употребляется более часто, чем термин «медиаграмотность», или «информационная грамотность» [9]. Такая разница в подходах и интерпретации терминов, зачастую затрудняет интеграцию медиаобразовательных моделей в учебную практику.

В общем и целом, исследователи фиксируют изменение понятия «грамотность». Если в 1957 термин «грамотность» или «функциональная грамотность» понимался как совокупность базовых навыков чтения, письма и арифметики, то в 1965 году грамотность стала трактоваться как применение знания для социально значимых действий. Исследователи из Великобритании и США также демонстрируют интегративный подход к понятию «грамотность». Susie Andretta из Лондонского Метрополитен-университета (Великобритания) вводит в употребление термин «трансграмотность», понимаемый как широкий круг способностей, знаний и умений, необходимых человеку, живущему в XXI веке: способность читать, писать и активно использовать возможности, предоставляемые СМИ, включая печать, телевидение, радио, кино, а также цифровые социальные сети. Ещё один обобщающий термин формулируют Broad Horizons и Sean Cordes из Западного Иллинойского университета г. Макомба (США Говоря о мультимодальной грамотности, они имеют в виду совокупность четырех видов грамотности: информационной грамотности, визуальной грамотности, медиаграмотности и мультикультурной грамотности. Авторы подчеркивают, что успешность человека в информационном обществе во многом зависит от его владения широким диапазоном компетенций, связанных с потреблением и созданием текстов в самых разнообразных форматах: визуальных, звуковых, письменных [10].

В то же самое время И.В. Жилавская разрешает проблему соотношения медиаобразования, медиаграмотности и информационной культуры личности, ранее сформулированную Н.И. Гендиной. По её мнению, медиаинформационная грамотность достигается в процессе медиаобразования

123

April 26, 2024

и является, в свою очередь, составной частью медиакультуры личности. При этом, медиаграмотность включает в себя все виды грамотности: классическую (чтение и письмо), аудиовизуальную, коммуникативную и др. В общем и целом, согласно концепции И.В. Жилавской, в основе теории медиаобразования и медиаграмотности находится принцип единства и целостности коммуникативного акта [2, C.37,46}. Её концепция противостоит линейным принципам коммуникации, разработанным ранее, и в большей мере соответствует современным теориям, связанным с осмыслением информационного общества, а также актуальным тенденциям, проявляющимся в фундаментальных образовательных процессах.

Выводы: повсеместное внедрение и распространение образовательных платформ в различных сферах знания способствуют переходу к комплексной модели цифровизации в образовательных учреждениях. Однако содержательная сторона процесса цифровизации также нуждается в осмыслении и интерпретации. Подобное осмысление возможно в контексте холистического подхода, сочетающегося с рефлексией по поводу восприятия информации из различных медиа, её осмысления и практического применения.

REFERENCES:

1. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.28.

2. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи : монография / И.В. Жилавская. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 37

3. L.V. Alekseeva Developing Critical Thinking Skills of Students in the Media Environment \\ Media Education. - 2021. - № 2. - p. 194.

4. E. Smyrnova-Trybulska, D. Zegzula . Digital Internet Resources in Learning and Development in Future Educators' Opinion - A Case Study \\ Media Education. -2021. - № 2. - p. 568.

5. E. Frolova, O. Rogach Media Competence of Modern Students: Problems and Possibilities of Its Formation in the System of Higher Education \\ Media Education. - 2022. - № 1. - p.49

6. V. Muzykant, E. Burdovskaya, K. Souhila, H. Ruiqi \\ Media Platforms as Influential Tool of Russian Language Learning Abroad \\ Media Education. - 2021. -№ 2. - p. 350-361.

124

April 26, 2024

7. Абнасырова Ж.Р. , Искакова Ж. , Ескермесова Г. А., Сатбекова А.А. \\ Известия КазУМОимЯ имени Абылай Хана, серия «Филологические науки». -2024. - № 1. - С.346-364.

8. Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Информационное общество. - 2013. - №4. - С. 77-83.

9. Гендина Н.И. Формирование информационной и медиаграмотности в условиях информационного общества: новая инициатива ЮНЕСКО и проблемы российского информационного образования // Научный диалог. -2012. - № 1. - С.140-161.

10. A. Lozovitskaya, I. Goloborodko, A. Semerenko, O. Kravets Discourse of the Development of Students' Media Literacy with Reference to Meta-subject Connections as a Platform for New Didactics: Semantic, Technological, Social Implementation Space \\ Media Education. - 2021. - № 4. - p. 667

125

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.