ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ПРАВО И СМИ
УДК 070
A.A. Ильинская
Челябинский государстеенныйуниеерситет, Челябинск ОНЛАЙН РЕСУРС FREEDOM'S JOURNAL MAGAZINE В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА
В настоящей статье рассматривается тенденция все возрастающей включенности этносов в социальные сети - на примере официальной страницы на Facebook этнического онлайн ресурса Freedom's Journal Magazine. Freedom's Journal Magazine наращивает политический и социальный капитал, став общественной организацией Freedom's Journal Insititute, оказавшей поддержку кандидатам от Республиканской партии в Президенты США 2016 г.
Ключевые слова: Freedom's Journal, Freedom's Journal Magazine, Facebook, Дональд Трамп, социальные медиа.
Социальные медиа дают прекрасную возможность быть постоянно включенными в жизнь общества, активно влияя на него. Они сумели перенести все виды коммуникаций в режим реального времени. Развитие современных коммуникационных технологий влечет за собой изменения в медийной среде - появлению новых информационных каналов, форматов, контента.
Существует достаточно много разнообразных типов медиа, изучением которых занимаются такие ученые, как И. Артаманова, О. Вартанова, И. Давыдов, В. Иванов, А. Калмыков, Л. Коха-нова, В. Кихтан, О. Коцарев, М. Лукина, О. Мелещенко, М. Чабаненко, О. Шагалова и другие [3. С. 79]. Типологический подход к современным медиа вышеперечисленных авторов различен, но большинство классификаций совпадает в следующих характеристиках современных медиа с точки зрения производства, канала распространения и содержания:
1. Способ производства (авторский - коллегиальный).
2. Формасоздания (визуальная, аудиальная, текстовая).
3. Формавоспроизведения (визуальная, аудиальная, текстовая).
4. Канал распространения (носитель: печать, радио, телевидение, интернет).
5. Функционально-жанровый тип текста (новости, комментарий, публицистика, реклама).
6. Тематическая доминанта или принадлежность к тому или иному устойчивому медиа-топику.
Сопоставление и изучение различных медийных форматов показывает, что глобализация, скорее даже англоамериканизация, современного медиапространства, во многом способствует частичному заимствованию, а иногда и полному копированию тех или иных форматов англоамериканских медиа. Примером тому может служить единая матрица таких социальных мелиа как Вконтакте и Facebook.
Согласно рейтингу американского исследовательского центра журналистики Pew Research Centre, в пятерку самых популярных социальных медиа 2016 г. вошли: 1 - Facebook', 2 - Instagram; 3 - Twitter; 4 - Pinterest и5- Linkedln [9].
Наиболее посещаемые среди социальных медиа России, согласно исследованиям, проведенным в конце 2016 г. стали: на первом месте - Вконтакте', на втором - Одноклассники', 3 -Facebook',^- Twitter, 5. - Instagram [2].
Эксперты прогнозируют в России рост аудитории социальных медиа, которые занимают вторичные места (перечисленные выше). Например, Facebook и Instagram становятся все более популярным, и расширяются прежде всего как источник деловых контактов и платформ для бизнеса. К концу 2016 г. на Facebook было размещено более 30 % материалов от всех сообщений связанных с бизнесом [1. С. 213].
Другая общемировая тенденция в социальных медиа - использование мобильных технологий. Люди все меньше заходят в социальные сети со стационарных компьютеров и все больше тяготеют к мобильным устройствам. В период с 2014 по 2016 гг. цветное население Америки
стало пользоваться социальными медиа практически на ровне с белым американцами, особенно с мобильных устройств. Афроамериканцы опередили остальных граждан США в использовании социальных медиа, наиболее популярными из которых стали Facebook, Instagram, Pinterest, что совпадает с общим рейтингом популярных современных социальных медиа [8]. Одной из посещаемых афроамериканцами страниц на Facebook является паблик этнического онлайн ресурса Freedom s Journal Magazine.
К
Рис. 2. Аудитория социальных сетей в России (млн. посещений в месяц)
'ЮН
»11
JGIt
Рис. 1. Аудитория социальных сетей (млн. посещений вмесяц) '(ЙЦНВД4Ц аЧН С PMi WI-1-ч.гцпрй
Freedom's Journal Magazine [4] - онлайн ресурс консервативной партии, о чем свидетельствует эпиграф как на сайте ресурса, так и на аватаре паблика - «Политический голос консервативных реформ» (The Political 'Voice of Conservative Reform) - под эмблемой с изображением восьми выдающихся деятелей в истории афроамериканцев как символа исторической мудрости.
Страница на Facebook полностью копирует оригинальный источник - сайт онлайн ресурса. Чтение (в отличии от простого просмотра) новостной ленты в социальных сетях подразумевает переход на сайт, что позволяет не только продублировать оригинальную информацию в других социальных медиа, но и изучить сайт более подробно, поскольку он включает в себя не только новости, аналитику, анонсы событий и видео материалы, но и канал Freedom's Journal Magazine TV, радио Freedom's Journal Magazine Radio, социально-политические мероприятия (круглые столы и саммиты) и многое другое.
Первоначально медиа было авторским проектом журналиста и ученого Эрика Уолласа (Eric. M. Wallace) - еженедельным журналом Freedom's Journal Magazine [7]. К 2010 г. его предприятие разрослось и превратилось в одноименный онлайн ресурс, запустивший в мае 2010 г. собственное онлайн телевидение FJMTV (Freedom's Journal Magazine TV) по принципу продакшен-студии. Таким образом, форма создания и воспроизведения ресурса, согласно классификации исследователей медиа, представляет собой комбинацию из трех: визуальная, аудиальная и текстовая. Ресурс богат инфографикой, насыщенным видеорядом с отдельной вкладкой на сайте для просмотра программ FJMTV. Текстовые материалы сопровождаются гиперссылкой на дополнительную информацию из других источников, видеоклипами и фотоколлажами. В 2012 г. ресурс запустил собственный радиоканал Freedom 's Journal Magazine Radio. И радиоканал, и телевидение, и онлайн журнал сразу имели выход в социальные медиа (Facebook, Google + Twitter) в качестве канала распространения.
Согласно типологическим чертам Freedom's Journal Magazine является коллегиальным. В редакцию входят как афро-американцы, так и белые американцы. Материалы создаются во всех жанрах: новости, комментарий, публицистика, реклама, тесно связанных с тематической доминантой, которая озвучена в миссии Freedom's .JournalMagazine: «будущее мы видим в ответственном государстве, свободной личности, крепких семейных ценностях, экономических гарантиях, которых мы будем добиваться по средствам медиа» [7]. Freedom's Journal Magazine берет не только свое название, но и миссию у газеты XIX века - Freedom's Journal («Фридомс джорнал») [5], стоявшей у истоков всей афро-американской журналистики. Freedom's Journal - первая афро-американская газета, издававшаяся афроамериканцами об афроамериканцах и для афроаме-риканцев.
Оригинальная программа газеты Freedom's Journal была направлена на преодоление расовой дискриминации на Севере и рабства на Юге, объединение афро-американского сообщества, его социальную поддержку и просвещение. Газета проводила кампании по выкупу афроамерикан-цев, а самое главное - давала голос своему этносу. Печатный орган информировал читателей о последних новостях местного, федерального и мирового уровня; приводила мнения экспертов, комментарии к политическим и экономическим, социальным и культурным событиям; публиковала литературные произведения и критические статьи, обсуждала с читателями острые социальные проблемы.
За два года своей деятельности - 1827-1829 гг. - периодическое издание смогло не только объединить афро-американское сообщество, но и заложить основу как для будущего аболиционистского движения, так и для всей афро-американской публицистики.
В наши дни в поле зрения последователя первой афро-американской газеты Freedom's .Journal Magazine, как и почти два столетия назад, находятся религия, экономика, политика, юриспруденция, история, социальные отношения, семейные ценности, образование, развлечения, и сегодня актуальные для афро-американской аудитории. Данные темы определяют рубрики: политика, религия, семья, бизнес, образование, афиша, распределенные по следующим вкладкам: «Журнал» (Magazine), «Обзор медиа» (Media), «События партии» (Action), «Магазин» (Store), «О нас» (About).
Политика - аналитика политических новостей местного и международного значения: вопрос о необходимости реорганизации афро-американской прессы, политические взгляды Президента, события в Европе, на Украине и политика США, в отношении них.
Бизнес - обзоры и аналитические статьи, посвященные этническому малому бизнесу, его трудностям и незаинтересованности властей в этом сегменте.
Религия - презентация серии фильмов и книг о Страстях Христовых, Maafa 21 (о геноциде чернокожих в XXI веке), Integrity of Faith (о богатствах религиозной веры) собственного издания, которые можно купить прямо на сайте. Рассказ о ключевых церковных праздниках, откровения, например, перепечатки из Freedom's Journal - «Слово матери» (Mother's Speech) - о не родившихся по разным причинам детях.
Семья - статьи о вопросах воспитания детей, обсуждения и экспертные мнения о решении семейных конфликтов, о браке, разводе. Наиболее глубокий материал был опубликован 7 декабря 2016 г. «Реставрация консерваторов. Вера в брак» (Restore Conservators. Belief in Marriage), в которой подробно рассматривались причины отказа молодежи от семейных уз.
Образование - большая часть материала посвящена низким баллам на школьных выпускных экзаменах среди афро-американских детей разных штатов, что для многих автоматически закрывает дверь в такой социальный лифт, как высшее образование.
Афиша - раздел о предстоящих культурных и спортивных событиях: футбольные матчи с обзорами последних соревнований; музыкальные концерты, танц-баттлы, обсуждения прошедших мероприятий, музыкальные и танцевальные направления, статьи памяти выдающихся афроаме-риканцев.
Будучи политически ангажированной, редакция Freedom's Journal Magazine во многих вопросах вынуждена выражать очень взвешенные мнения. Один из таких примеров - обсуждение работы кабинета Барака Обамы. С одной стороны, консервативная газета не имела необходимость полемизировать, но, с другой стороны, этнический характер издания в свое время заставлял говорить о Президенте и ожиданиях афро-американского сообщества от него.
В 2015 г. все средства массовой коммуникации Freedom's Journal Magazine были объеденные и размещены на едином сайте Freedom's Journal Initiative. Онлайн ресурс стал общественной организацией, включившейся в избирательную гонку на пост Президента США 2016 г., поддержав двух кандидатов от Республиканской партии: Майка Хакбии и Бена Карсона. Отказ последних от участия в выборах не заставил Freedom's Journal Initiative прекратить поддерживать других кандидатов от Республиканской партии, консервативного уклона, особенно по средствам социальных медиа. Информационные статьи, интервью, видео-программы и дебаты полностью дублировались с официального сайта организации в паблик на Facebook [6]. Вновь медиа необходимо озвучивать взешанные мнения о Президенте, поскольку, с одной стороны, Дональд Трамп - лидер от Республиканской партии, но с другой стороны, Трамп - фигура неоднозначная, в том числе и в этническом вопросе, в связи с чем организация позиционирует его как сильного лидера Республиканской партии, которого так не хватало в последние годы, но несколько эксцентричного, отдавая предпочтение анализу положения дел в стране, оставшееся после Демократической партии.
Организация также занимается просветительской и социально-политической деятельностью. Так, например, 19 октября 2015 г. проходил круглый стол на тему соглашения между США и Ираном, в котором принял участие губернатор Арканзаса Майк Хакбии.
Переход онлайн ресурса в ранг общественной организации привел к более обширному выходу в социальных медиа такие как Reddit, Pocket, Tumblr и linkedln. Весь контент можно распространить как минимум по девяти социальным сетям {Reddit, Pocket, Tumblr, Facebook, linkedln, Twitter, Google+, Pinterest,MySpace).
Таким образом, этнической онлайн ресурс Freedom's Journal Magazine из авторского проекта трансформируется в отвечающий всем характеристикам современное медиа, постепенно превращаясь в социально-политическую силу, где главным каналом связи с аудиторией становятся разнообразные социальные медиа: от микроблогов Tumblr до наиболее популярных социальных сетей Pinterest и Facebook. С точки зрения содержания, сохраняются цели, тематика и рубрики, актуальные еще двести лет назад, когда афроамериканцы пребывали в условиях рабства на Юге и дискриминации на Севере. И эти темы находят большой отклик у афро-американской аудитории.
Список литературы
1. Коломиец, В. П. Медиасоциология: теория и практика [Текст] / В. П. Коломиец. - М. : ООО «НИКПЦ Восход-А», 2014. - 328 с.
2. Рейтинг социальных медиа России 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://habrahabr.ru/ company/yambox/blog/303656/.
3. Фомичева, И. Д. Социология Интернет-СМИ : учебное пособие [Текст] / И. Д. Фомичева. -М. : Фак. жур. МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. - 79 с.
4. Facebook: Freedom's Journal Magazine community page [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.facebook.com/FreedomsJournal/?fref=ts.
5. Freedom's Journal: 1827-1829 [Электронный ресурс]. - URL: www.Wisconsinhstory.org/ libraryarchives/aa/freed/volumel.as
6. Freedom's Journal Initiative: 2016 elections archives [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.facebook.com/FreedomsJournal/posts/932622843448045.
7. Freedom's Journal Magazine: official web-site [Электронный ресурс]. - URL: http://www. christiannewswire.com/news/854216080
8. Pew Research Centre: demographic tables of internet usage in the US 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pewinternet.org/2014/01/06/detailed-demographic-tables/.
9. Pew Research Centre: social media update 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. pewinternet.org/2016/ll/ll/social-media-update-2016/.
FREEDOM'S JOURNAL MAGAZINE AND SOCIAL MEDIA
IlinskayaA. A., ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]
Social media give a great opportunity to get constantly involved in all social life aspect as they transfer all means of communication into online. In 2016 African Americans became the major social media users leaving behind the rest of America. The most popular among them are Facebook, Instagram, Pinterest. The official Facebook community page by Freedom's Journal Magazine is one of the most popular. Freedom's Journal Magazine is owned and operated by the Republican party of a conservative stream, however, in 2008 it used to be just a magazine, which turned into a mass media in 2009 and now it is apolitical institution which had been promoting candidates for the Presidenial elections 2016.
Keywords: Freedom's Journal, Freedom's Journal Magazine, Facebook, social media.
References
1. Kolomietz, V. P. (2014) Mediasotsiologia: teoriya i praktika [=Media social study: theory and practice], Moscow, 328 p. (In Russ.).
2. Reiting sotsialnih media Rossii 2016 [=Social media rating in Russia 2016], available at: https:// habrahabr.ru/company/yambox/blog/303656/, accessed 23.02.2017. (In Russ.).
3. Phomicheva, I. D. (2005) Sotsiologia internet-SMI [=Social study of internet media], Moscow, p. 79. (In Russ.).
4. Facebook: Freedom's Journal Magazine community page, available at: https://www.facebook. com/FreedomsJournal/?fref=ts, accessed 23.02.2017.
5. Freedom's Journal : 1827-1829, available at: www.Wisconsinhstory.org/libraryarchives/aa/ freed/volumel.as, accessed 23.02.2017.
6. Freedom's Journal Initiative: 2016 elections archives, mailable at: https://www.facebook.com/ FreedomsJournal/posts/932622843448045, accessed 23.02.2017.
7. Freedom's Journal Magazine: official web-site, available at: http://www.christiannewswire.com/ news/854216080, accessed 23.02.2017.
8. Pew Research Centre: demographic tables of internet usage in the US 2016, available at: http:// www.pewinternet.org/2014/01/06/detailed-demographic-tables/, accessed 23.02.2017.
9. Pew Research Centre: social media update 2016, available at: http://www.pewinternet. org/2016/ll/ll/social-media-update-2016/, accessed 23.02.2017.
Ильинская Ангелина Анатольевна - аспирант кафедры теории массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.