8. Медников А.Б., Тапунов Ю.Н., Лызарь О.Г.Факторы дифференциации жизненных стратегий обучающихся спортивных школ//Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 1 (51). С. 108-113.
9. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Теоретические и методические аспекты построения тренировочного процесса в циклических видах спорта (Академическая гребля)//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T30. С. 41-45.
10. Ревенко Е.М. Индивидуальные особенности студентов, выбравших в рамках физического воспитания разные виды двигательной активно-сти//Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 157174.
11. Сайкина Е.Г., Ячменев С.С. Внедрение фитнес-технологий в процесс общей физической подготовки юных спортсменов сложнокоординиро-ванных видов спорта//Фундаментальные исследования. 2013. № 10-8. С. 1810-1813.
12. Сбитнева О.А. Виды спорта на выносливость, стимулирующие оздоровительно-тренировочный процесс// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-1 (39). С. 138-141.
13. Скрипкина Ю.В., Лалыкина Я.А. Принципы формирования многофункционального центра для занятий экстремальными видами спорта в Курске//Известия Юго-Западного государственного университета. 2018. Т. 22. № 6 (81). С. 92-102.
14. Струганов С.М., Ахматгатин А.А., Агафонов М.П., Балашов А.В. Рациональное планирование учебно-тренировочного процесса на основе функциональной диагностики спортсменов в циклических видах спорта//Педагогика и просвещение. 2018. № 4. С. 85-94.
15. Тер-Акопов Г.Н. Новые технологии восстановления спортсменов на учебно-тренировочной базе в условиях среднегорья//Современные вопросы биомедицины. 2017. Т. 1. № 1 (1). С. 1.
16. Тон Я.В., Ахметов С.М., Овчинников Ю.Д. Изучение возможностей поддержания физической формы спортсменов при разных видах нагрузки в учебно-тренировочных сборах по велоспорту ВМХ в горах//Ш Scientific Heritage. 2021. № 60-4 (60). С. 56-61.
17. Халилова А.Ф., Деменев С.В., Финогентова Л.А., Софронова Е.М., Блохин С.А. Использование мобильных физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания студенток Вуза//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 6 (196). С. 350-354.
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ
МИРЕ
Свиридченко Ю. С.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Филиал Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, г. Севастополь
ONLINE LEARNING AS PART OF AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A MULTICULTURAL
WORLD
Sviridchenko Yu.
PhD in Pedagogy Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department Branch of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov in Sevastopol, Sevastopol
Аннотация
В статье представлены проблемы развития поликультурного образования российского общества в условиях информатизации и глобализации. Поиск новых путей формирования у обучающихся готовности к эффективной жизни и деятельности в условиях массовой информатизации.
Abstract
The article presents the problems of development of multicultural education of Russian society in the conditions of informatization and globalization. The search for new ways to form students' readiness to live and work effectively in the conditions of mass informatization.
Ключевые слова: поликультурное образование, образование, глобализация, онлайн-обучение, технология.
Keywords: multicultural education, education, globalization, online-learning, technology.
Процессы информатизации и глобализации, интенсивно развивающиеся во всем мире, интеграция России в мировое культурное и образователь-
ное пространство, привели к тому, что у людей разных возрастов, социального статуса, образования, вероисповедания и местоположения существенно
расширились возможности для знакомства с зарубежными культурами, странами, традициями [2; 3]. Так же появилась уникальная возможность повысить свой уровень образования в области новых технологий.
В современных условиях массовой информатизации общества особое значение приобретает поиск новых путей формирования у обучающихся готовности к эффективной жизни и деятельности в поликультурной среде.
Информационные технологии в отечественном образовании привели к революции в системе российского образования. По мнению И.Г. Захаровой, «...система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это естественный путь, которому нет альтернативы. Первенство в практическом внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образовании)». Так же ученый утверждает, что высшие учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры [1; 2]. Благодаря современным онлайн курсам слушатели могут изучать основные нормативные документы Российской Федерации об образовании, познакомиться с зарубежными и российскими образовательными онлайн платформами, выявить положительные и проблемные стороны дистанционных курсов, а так же изучить психолого-педагогические аспекты онлайн обучения.
По мнению ученых, модернизация системы высшего профессионального образования в условиях формирующегося информационного общества должна непрерывно развиваться. Необходимо создание и развитие специфических образовательных услуг, которые могут на должном уровне обеспечивать потребности населения в формировании мобильности, получении востребованных знаний и умений. К таким образовательным услугам можно отнести дистанционные онлайн курсы. Дистанционные образовательные технологии правомерно можно назвать технологиями нового поколения. Проведенный анализ исследований в области онлайн образования, позволяет сформулировать как положительные, так и отрицательны его стороны.
Дистанционное образование становится прогрессивной и современной формой обучения. Такая форма получения продуктивно новых знаний постоянно развивается и постепенно выходит на новый уровень. Среди сильных сторон дистанционного образования можно выделить - доступность. Главным образом, доступность является самым важным преимуществом онлайн обучения. Большинство слушателей имеют возможность получать качественное образование, находясь при этом в любой точке земного шара. Следующей сильной стороной онлайн образования является - гибкость. Обучающиеся на онлайн курсах могут работать в удобном для себя месте, в удобное время и в нужном темпе. Каждый желающий может учиться
столько, сколько ему необходимо, онлайн обучение дает возможность рационального распределения времени в процессе обучения. Обучающиеся могут выполнять задания, прослушивать лекции в любое время суток и в любом уголке земного шара, где есть Интернет доступ и сами контролировать темп обучения. Нельзя не отметить и такое достоинство дистанционного образования - как комфортность, то есть обучение проходит в максимально комфортной обстановке, что способствует продуктивному обучению. Так же сильной стороной является и наличие обратной связи между студентом и преподавателем. Плюсом является постоянная возможность связи с преподавателями посредством чатов, форумов, программ обмена сообщениями, что часто не доступно при традиционном образовании. Что касается преподавателя, то при осуществлении процесса обучения с применением онлайн технологий на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.
В ходе различных исследований по данной проблеме, можно правомерно утверждать, что онлайн обучение обладает следующими недостатками. К числу основных можно отнести: отсутствие очного общения между студентами и преподавателем и, как следствие, отсутствие эмоциональной окраски знаний. Именно личностные качества преподавателя формируют эмоциональное восприятие материала, которое может и должно усилить внимание аудитории, активизировать интерес студентов, и в целом - способствовать лучшему усвоению излагаемого материала. В настоящее время видеолекции, видеоконференции и форум-общения компенсируют на самом высоком уровне отсутствие прямого визуального контакта. Следующий недостаток онлайн обучения это высокая трудоемкость разработки курсов обучения. На преподавателе лежит значительная ответственность перед слушателями, что влечет за собой определенные психологические проблемы при подготовке курсов. Самодисциплина - это самый важный, по нашему мнению недостаток онлайн курсов. Для большинства обучающихся характерна неподготовленность к эффективной самостоятельной работе, неумение самостоятельно планировать свою работу. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, поскольку его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности слушателя.
Таким образом, несмотря на некоторые недостатки при прослушивании онлайн курсов становится очевидно, что эффективные системы дистанционного обучения создают условия социальной доступности качественному образованию для большинства людей, содействуют решению проблемы образования для людей, которые по различным причинам не имеют возможности очного обучения.
Список литературы
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Захарова И. Г. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.
2. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко;
под ред. Л.Л. Супруновой. - М.: Академия, 2013. 240 с.
3. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации): [Учеб. пособие] / Трайнев В. А., Трайнев И. В. — 3-е изд. — М.: Дашков И. К., 2007. — 279 с.
ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В РАМКАХ СИСТЕМНО-
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Любченко В.И.
магистрант факультета иностранных языков по специальности «Теория и практика преподавания иностранных языков в высшей школе» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Тимошенко В.Е.
магистрант факультета иностранных языков по специальности «Теория и практика преподавания иностранных языков в высшей школе» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
THE APPLICATION OF MNEMONICS IN THE FORMATION OF CRITICAL THINKING AMONG STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES IN THE FRAMEWORK OF A SYSTEM-
ACTIVITY APPROACH
Lyubchenko V.
Master student of the Faculty of Foreign Languages, specialty "Theory and practice of teaching foreign languages in higher education " South Ural State Humanitarian Pedagogical University
Timoshenko V.
Master student of the Faculty of Foreign Languages, specialty "Theory and practice of teaching foreign languages in higher education " South Ural State Humanitarian Pedagogical University
Аннотация
В статье освещаются проблемы формирования развития критического мышления студентов неязыковых вузов. Одним из путей интенсификации этого процесса является использование приемов мнемотехники на занятиях по иностранному языку, которые способствуют овладению студентами достаточно большим количеством новой лексики, расширяют их лингвистический кругозор, тем самым облегчая понимание информации, содержащейся в тексте. Понимание содержания текста является базисом для развития критического мышления.
Abstract
The article highlights the problems of forming the development of critical thinking of students of non-linguistic universities. One of the ways to intensify this process is the use of mnemonic techniques in foreign language classes, which contribute to students mastering a sufficiently large amount of new vocabulary, expand their linguistic horizons, thereby facilitating the understanding of the information contained in the text. Understanding the content of the text is the basis for the development of critical thinking.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, критическое мышление, мнемотехника, приемы мнемотехники, студент.
Keywords: system-activity approach, critical thinking, mnemonics, mnemonic techniques, student.
XXI век - это время глобальных изменений, за которыми порой очень трудно успевать. В быстро-развивающемся мире, где информация стоит во главе угла, для современного молодого человека особенно актуально умение работать с информацией - анализировать, сравнивать, и на основе этого делать собственные выводы. Эти умения и
навыки должны закладываться в школе и сформированы они могут быть только при наличии у индивида критического мышления.
Критическое мышление - это проектирование реальности, которое включает в себя взаимодействие человека с обществом, видение социальной реальности и готовность пересматривать представление об обществе [5]. Более того, это умение понять общественную реальность и видение выхода