Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ: ИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ'

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ: ИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ONLINE LEARNING / EDUCATIONAL PLATFORM / MASSIVE OPEN ONLINE COURSE / TRAINING DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Светлана Сергеевна, Гаркуша Надежда Анатольевна, Медянкина Екатерина Накиевна, Мухина Юлия Николаевна

Рассмотрены онлайн-курсы российских и зарубежных вузов, дающие возможность пользователям информационных технологий расширить и усовершенствовать имеющиеся у них знания в различных областях науки, осуществить переподготовку, подготовиться к сдаче экзаменов в режиме реального времени. Анализируются особенности образовательных платформ, а также внедрение в образовательный процесс популярных массовых открытых онлайн-курсов, привлекающих пользователей бесплатным и доступным обучением, возможностью размещения видеоматериалов и проверочных заданий, использованием одноранговой сети (peer-to-peer), свободным общением между преподавателем и слушателями, а также получением сертификата после успешного прохождения. Проведен сравнительный анализ новейших онлайн-курсов в ведущих российских и зарубежных вузах. Описаны образовательные платформы, на которых создается большее количество курсов, продолжительность онлайн-курсов, условия прохождения курсов: платные или бесплатные, с выдачей сертификата или без него, требующие наличия специальных знаний (в случае получения дополнительного образования или переподготовки).The article is devoted to the study of online courses in Russian and foreign universities that enable users of information technology to expand, improve existing knowledge in various fields of science, carry out retraining, prepare for exams in real time. The features of educational platforms are analyzed, as well as the introduction into the educational process of massive open online courses that are at the peak of popularity, attracting users with free and affordable training. The possibility of posting video materials and assessment tasks, using a peer-to-peer network, free communication between a teacher and students, as well as obtaining a certificate after successful completion are considered. The comparative analysis of the latest online courses in leading Russian and foreign universities is conducted. Educational platforms where more courses are created, the duration of online courses, course conditions: paid or free, with or without issuance of a certificate, the presence of special knowledge (in the case of additional education or retraining) are studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ: ИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.01.P.31 УДК 378

С.С. Ковальчук, Н.А. Гаркуша, Е.Н. Медянкина, Ю.Н. Мухина

Тюменский государственный университет

Онлайн-обучение: из опыта зарубежных и российских вузов

Вводные положения

Онлайн-обучение в последние годы растет стремительными темпами. Можно сказать, что оно приближается к пику популярности, поскольку обладает рядом существенных преимуществ по отношению к устоявшейся практике образования.

Онлайн-обучение позволяет пользователю приобрести новые или усовершенствовать уже имеющиеся знания и навыки. Обучающийся может самостоятельно выбирать интересующую его область знаний, выстраивать и корректировать график прохождения он-лайн-курса, его продолжительность, место занятий, определять информационные технологии при изучении курса. Онлайн-обучение полностью погружает пользователя в образовательную среду. Он может смотреть и слушать лекции, выполнять задания, консультироваться с преподавателями и общаться с од-ногруппниками благодаря подключению к сети.

В одной смысловой связке с термином «онлайн-обучение» употребляются слова и словосочетания "e-learning" и «электронное обучение». Они указывают на возможность обучающегося получать знания в разных форматах: аудио, видео, текст с гиперссылками, ин-фографика, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность.

Онлайн-обучение является приоритетным для сотрудников мно-

© Ковальчук С.С., Гаркуша Н.А., Медянкина Е.Н.

гих организаций, так как экономит средства, предоставляя бесплатные онлайн-курсы, а также позволяет персоналу не отрываться от выполнения должностных обязанностей. Студентам и выпускникам, начинающим свой карьерный путь, он-лайн-обучение может помочь расширить и усовершенствовать знания в различных сферах научного познания, восполнить пробелы в образовании, получить дополнительную квалификацию или даже ученую степень.

Эти и другие обстоятельства побудили авторов настоящей статьи выполнить исследование практики использования онлайн-обуче-ния в высшей школе.

Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к онлайн-обучению, изучению воз-

Мухина Ю.Н., 2020

Тюменский государственный университет

можностей и перспектив обучающихся в режиме реального времени.

Цель исследования - проанализировать широкий спектр онлайн-курсов, имеющихся в российских и зарубежных вузах мирового уровня, изучить и обобщить их опыт по созданию и внедрению онлайн-об-учения.

Методы исследования: эмпирический (сравнение онлайн-курсов в российских и зарубежных вузах), теоретико-эмпирический (анализ и обобщение полученных данных), метод сплошной выборки из интернет-источников, описательный метод.

Обзор онлайн-платформ

Самой популярной обучающей платформой в мире являются Массовые открытые онлайн-курсы

СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА КОВАЛЬЧУК

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: фразеология английского языка, стилистические особенности английского языка, практическая грамматика, лингвокультурология. Автор 25 опубликованных научных работ. Электронная почта: s.s.kovalchuk@utmn.ru

i .

— г

НАДЕЖДА

АНАТОЛЬЕВНА

ГАРКУША

Л А

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: педагогика, лингвистика, технические науки, методика преподавания иностранных языков. Автор 30 опубликованных научных работ. Электронная почта: n.a.garkusha@ utmn.ru

ЕКАТЕРИНА НАКИЕВНА МЕДЯНКИНА

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: компьютерная лингвистика, когнитивная лингвистика, педагогика, методика преподавания иностранных языков, семантические сети. Автор 14 опубликованных научных работ. Электронная почта: e.n.medyankina@utmn.ru

ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА МУХИНА

старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: теория и методика преподавания иностранных языков и культур, лексикология, лингвокультурология, обработка естественного языка, анализ тональности текста (sentiment analysis). Автор 11 опубликованных научных работ. Электронная почта: y.n.mukhina@utmn.ru

Рассмотрены онлайн-курсы российских и зарубежных вузов, дающие возможность пользователям информационных технологий расширить и усовершенствовать имеющиеся у них знания в различных областях науки, осуществить переподготовку, подготовиться к сдаче экзаменов в режиме реального времени. Анализируются особенности образовательных платформ, а также внедрение в образовательный процесс популярных массовых открытых онлайн-курсов, привлекающих пользователей бесплатным и доступным обучением, возможностью размещения видеоматериалов и проверочных заданий, использованием одноранговой сети (peer-to-peer), свободным общением между преподавателем и слушателями, а также получением сертификата после успешного прохождения. Проведен сравнительный анализ новейших онлайн-курсов в ведущих российских и зарубежных вузах. Описаны образовательные платформы, на которых создается большее количество курсов, продолжительность онлайн-курсов, условия прохождения курсов: платные или бесплатные, с выдачей сертификата или без него, требующие наличия специальных знаний (в случае получения дополнительного образования или переподготовки).

Ключевые слова: онлайн-обучение, образовательная платформа, массовый открытый онлайн-курс, направление подготовки.

The article is devoted to the study of online courses in Russian and foreign universities that enable users of information technology to expand, improve existing knowledge in various fields of science, carry out retraining, prepare for exams in real time. The features of educational platforms are analyzed, as well as the introduction into the educational process of massive open online courses that are at the peak of popularity, attracting users with free and affordable training. The possibility of posting video materials and assessment tasks, using a peer-to-peer network, free communication between a teacher and students, as well as obtaining a certificate after successful completion are considered. The comparative analysis of the latest online courses in leading Russian and foreign universities is conducted. Educational platforms where more courses are created, the duration of online courses, course conditions: paid or free, with or without issuance of a certificate, the presence of special knowledge (in the case of additional education or retraining) are studied.

Key words: online learning, educational platform, massive open online course, training direction.

(МООК), в оригинале Massive Open Online Courses (MOOC).

Массовые открытые онлайн-кур-сы представляют различные направления бесплатного обучения

на разных языках - от философии до современных компьютерных технологий. Ресурс имеет огромную библиотеку и активно используется во многих учебных заведе-

ниях. Каждый может получить доступ либо к электронной версии учебников, либо к видеозаписям лекций преподавателей различных университетов. Для проверки знаний применяют специальную систему тестов Multiple Choice (множественный выбор). Изначально проект задумывался для внутреннего использования вузов, но успех и популярность видеолекций поспособствовали их распространению по всему миру [2].

Массовые открытые онлайн-кур-сы дают возможность открыть для себя новые области знаний, подготовиться к экзаменам, пройти курс переподготовки, повысить квалификацию или просто удовлетворить любопытство. Подобные курсы в равной степени интересны и важны для школьников, студентов, преподавателей, профессионалов и всех заинтересованных для удовлетворения потребности в образовании на протяжении всей жизни, что отвечает концепции непрерывного обучения (Lifelong Learning).

Особенности МООК:

• бесплатное и доступное обучение для всех пользователей сети Интернет;

• использование для обучения видеолекций по 4-12 минут, а также практических заданий, промежуточных и финальных проверочных заданий с четкими сроками выполнения;

• оценивание работ с помощью пиринговой технологии (peer-to-peer);

• свободное общение между преподавателями и слушателями;

• возможность получения сертификата в случае успешного освоения [4].

Большое разнообразие платформ для создания онлайн-курсов дает авторам возможность поделиться своими знаниями с широкой аудиторией, индивидуализировать процесс обучения, снизить степень субъективности оценки, снять психологический дискомфорт, обусловленный воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам, и усовершенствовать свои знания.

Рассмотрим другие популярные платформы для создания и активного продвижения онлайн-курсов.

Udemy - самая популярная платформа из всех имеющихся. Достоинства данной платформы: большая аудитория на сайте, которая может стать слушателями созданного курса; платформа абсолютно бесплатна при условии самостоятельного продвижения; есть опция продвижения созданного курса Udemy, но при этом платформа запрашивает 50% от полученной прибыли.

Непосредственно создание курса на Udemy осуществляется достаточно просто, но при возникновении сложностей платформа обещает круглосуточную поддержку семь дней в неделю. На Udemy есть свой онлайн-курс о том, как создать образовательный курс на этой платформе.

iSpring Online - российская платформа для организации полного цикла дистанционного обучения. Платформа включает инструменты для разработки онлайн-курсов, сервиса для размещения курсов и создания учебного портала. Обучение геймифицировано: пользователи получают очки, бейджи и попадают в рейтинг. Сервис поддерживает все виды учебного материала: онлайн-курсы, видеолекции, тесты и презентации. iSpring Online не требует установки на сервер и настройки. Интерфейс и поддержка платформы - на русском языке.

Можно получить демодоступ для тестирования.

Открытое образование - современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам бакалавриата, изучаемым в российских университетах. Все курсы, размещенные на платформе, доступны бесплатно и не содержат формальных требований к базовому уровню образования. Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалите-та в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения сертификатов [11].

Лекториум - академический образовательный проект, позволяющий преобразовать классическое образование в онлайн-формат двух типов:

• архив видеолекций - самая большая коллекция видеолекций лучших лекторов России. Все материалы публикуются по согласованию с лекторами и учебными заведениями. Доступ к библиотеке свободный и бесплатный.

• MOOC (Massive Open Online Course) - онлайн-курсы нового поколения [9].

Лекториум позволяет сохранить всю специфику академической среды в онлайн-формате, при этом при разработке курса соблюдаются авторские права, предоставляется возможность создания многоязычных курсов с иностранными авторами, учебные программы адаптируются под возможности той или иной платформы, а команда бета-тестеров и экспертов оценивает созданный курс перед запуском.

Лекториум входит в Консорциум открытого образования (Open Education Consortium), представляющий собой ассоциацию образовательных организаций из различных стран. Консорциум поддерживает и развивает подход к образованию, основанный на открытости учебных материалов, их доступности и общей работе над созданием новых обучающих программ [3].

Широкие возможности в использовании видео, текстов, документов при обучении, создании более десятка различных заданий и коллективной работы над проектированием курса предоставляет сервис Эдуардо. Это лидер рынка онлайн-образования в России, он насчитывает более 50 000 слушателей из ведущих вузов Российский Федерации и предлагает свои услуги всем желающим. Использование платформы бесплатно, но при необходимости нестандартных дополнительных опций при создании и внедрении онлайн-курса составляется индивидуальный тарифный план. Бесплатный онлайн-курс по работе с Эдуардо поможет пользователям в деле создания своего курса [21].

Еще один проект в сфере массового онлайн-образования - Coursera. Его основали профессора информатики Стэнфордского университета Эндрю Ын и Дафна Коллер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в Интернете в виде набора он-лайн-курсов. Проект сотрудничает с университетами, которые публикуют и ведут в системе курсы по различным отраслям знаний.

Проект включает онлайн-курсы в самых различных научных сферах. Курсы отличаются продолжительностью (6-10 недель, 1-2 часа видеолекций с субтитрами в неделю) и содержат задания, конспекты, еженедельные упражнения, домашние задания, тесты, которые необходимо выполнить в определенный срок, и иногда - заключительный проект или экзамен. При условии успешной сдачи промежуточных заданий и заключительного экзамена слушателю выдается сертификат об окончании курса. Основная часть курсов представлена на английском языке, хотя есть онлайн-курсы на китайском, испанском, французском, русском и португальском языках [20].

edX - самая сложная и академичная платформа бесплатного дистанционного образования, совместный проект Массачусетского техноло-

гического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT), университета Гарварда (Harvard University) и университета Беркли (The University of California, Berkeley).

Лекции в edX делятся на модули продолжительностью до 10 минут, которые чередуются с упражнениями для лучшего усвоения материала. Программа анализирует ошибку и выдает рекомендации для ее исправления в случае неверного ответа. Для обучения необходимо зарегистрироваться на сервисе, выбрать время для ежедневного обучения и тему. Сертификаты edX ценятся больше всего по сравнению с сертификатами других платформ.

Обучение на edX бесплатное, однако при внесении оплаты обучающийся получает платный сертификат (Certificate of Achievement), который отличается от бесплатного сертификата (Honor Code Certificate) тем, что выдается после проверки личности студента, проходившего курс. К сожалению, курсов на русском языке на edX нет, но есть приложение для iOS [22].

FutureLearn - это онлайн-плат-форма с бесплатным обучением по курсам лидирующих мировых университетов и институтов культуры. Все учебные программы предоставляются в удобной форме и доступны на любых электронных устройствах, включая смартфоны и планшеты [1].

Онлайн-обучение на базе ведущих университетов

Изучение онлайн-платформ для создания курсов и сайтов ведущих зарубежных и российских вузов мирового уровня позволило получить следующие данные.

В Массачусетском технологическом институте, США, насчитывается 163 онлайн-курса, 104 из которых разработаны и представлены широкой аудитории пользователей только за 2018-2019 годы и созданы на платформе edX. Курсы охватывают 23 научные области [24].

Открытый университет (Open University, OU), Великобритания,

предлагает курсы по восьми основным направлениям: «Здоровье, спорт и психология» (116 курсов), «Образование и развитие» (171 курс), «История и искусство» (117 курсов), «Языки» (54 курса), «Деньги и бизнес» (109 курсов), «Природа и окружающая среда» (89 курсов), «Наука, математика и технологии» (270 курсов), «Общество, политика и право» (123 курса). Курсы отличаются разнообразием по продолжительности (1-50 часов) и уровням (от начинающего до продвинутого). Все курсы можно пройти на сайте OpenLearn [25].

В Пенсильванском университете (University of Pennsylvania), США, имеется 14 зачетных курсов, 13 из которых создано на платформе Canvas и один курс - на платформе Coursera. Также предлагается 115 незачетных курсов, из которых 96 располагается на платформе Coursera и 19 - на edX [26].

В Университете Карнеги - Мел-лона (Carnegie Mellon University), США, насчитывается 56 Open Learning Initiative курсов, из них новейших - 12 [19].

В Стэнфордском университете (Stanford University), США, обучающимся доступны для прохождения онлайн 94 курса на платформах Open edX, Coursera, Kadenze и edX [27].

В Университете Южного Квинсленда (University of Southern Queensland), Австралия, разработано и используется 118 курсов, после окончания которых можно получить степень. В учебном процессе применяется 55 новейших курсов на платформе edX, некоторые их них запустились в 2019 году [30].

В Калифорнийском университете в Беркли (University of California, Berkeley), США, массовых открытых онлайн-курсов насчитывается 61: 4 (в 2017 году), 8 (2018) и 25 (2019), все разработаны на платформе edX. Студенты могут пройти онлайн-обу-чение по программам в 22 областях: здравоохранение, финансы, бухгалтерский учет, управление человеческими ресурсами, управление про-

ектами, профессиональное письмо, маркетинг и др. [28].

В Гарвардском университете (Harvard University), США, предлагается к изучению 136 онлайн-курсов: на платформе edX - 69 бесплатных курсов; платные он-лайн-курсы на платформе Executive Education - 24; на Harvard Extension School - 6; Harvard Business School -12; GetSmarter - 5; HMX from Harvard Medical School - 5 и 15 онлайн-кур-сов без указания платформы [23].

В Мичиганском университете (University of Michigan), США, насчитывается 167 онлайн-курсов, 43 из них создано на платформе edX [29].

В Университете штата Аризона (Arizona State University), США, для всех желающих продолжить совершенствование образования или приобрести профессиональные знания предлагается 24 бесплатных курса, 228 платных курсов, 212 онлайн-курсов с открытым набором (без специальной подготовки) и 107 курсов, после успешного окончания которых студент может получить сертификат [18].

Обратимся к данным об использовании онлайн-обучения в ведущих вузах России.

Санкт-Петербургский государственный университет предлагает:

• по специализации «Науки об обществе» 30 курсов, из них 5 создано на платформе «Открытое образование», 20 - на платформе Coursera и 5 - на платформе «Открытое образование, Coursera»;

• по точным наукам 16 курсов, их них 11 - на платформе Coursera, 1 -«Открытое образование», 2 - «Открытое образование, Coursera»;

• по естественным наукам 13 курсов, из них 6 - Coursera, 4 - «Открытое образование», 3 - «Открытое образование, Coursera»;

• по гуманитарным наукам 21 курс, из них 19 на платформе «Открытое образование», 2 - «Открытое образование, Coursera»;

• по искусству и культуре 2 курса, из них 1 - на платформе Coursera, 1 - «Открытое образование, Coursera»;

• 6 курсов по специализациям, из них 5 - на платформе Coursera, 1 - «Открытое образование, Coursera» [14].

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова в 2019 году предложил 37 открытых онлайн-курсов, из них 31 - на платформе «Открытое образование» [6].

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана разработал один курс, начавшийся 1 сентября 2018 года и разработанный на платформе «Открытое образование», и 21 курс на платформе Open edX [5].

В Московском физико-техническом институте насчитывается 23 курса, созданных на платформе «Открытое образование», по математическим и естественным наукам; инженерному делу, технологиям и техническим наукам; гуманитарным наукам; искусству и культуре. Из них в 2018-2019 годах разработано 3 онлайн-курса, в 2018 году - 14 курсов и в 2019 году -

3 курса. Даты запуска остальных курсов на настоящий момент не определены [10]. В частности, на платформе Coursera вниманию обучающихся представлены:

• специализация по машинному обучению и анализу данных - 6 он-лайн-курсов;

• онлайн-программа от Московского физико-технического института на MIPT-Coursera, состоящая из

4 курсов, квестов и учебного проекта сквозной системной разработки;

• специализация English for Research Publication Purposes, включающая 1 онлайн-курс;

• 12 онлайн-курсов - по математике и логике (5); физике и астрономии (2); электротехническому проектированию (1); анализу данных (1); методике исследования (3) [7].

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» разработал 29 курсов на платформе «Открытое образование», большинство из которых начали свою работу с 18 февраля

2019 года. В рамках массовых открытых онлайн-курсов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (МООК НИТУ «МИСиС») слушателям предлагается 12 курсов с возможностью получения сертификата, который выдается после прохождения тестирования с идентификацией личности (прокто-ринг) и может быть принят к перезачету другими вузами [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» запущено 6 специализаций на Coursera: «Финансовые инструменты для частного инвестора» - 6 онлайн-курсов, «Корпоративные финансы и стоимость компании» - 6, совместно с Калифорнийским университетом в Сан-Диего (University of California, San Diego, UCSD) «Data Structures and Algorithms» - 6, «Introduction to Discrete Mathematics for Computer Science» (совместно с UCSD, в партнерстве с Яндекс) - 5, «Advanced Machine Learning» (в партнерстве с Яндекс) - 7, «Основы Digital Маркетинга» (совместно с Google) - 4 курса. Количество индивидуальных курсов на Coursera составляет 57, на платформе «Открытое образование» - 57 [8].

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого насчитывается 44 курса, созданных на платформе «Открытое образование». В 2017 году стартовало 4 курса, 37 курсов начались в 2018 году и закончились в 2019-м, также в 2019 году начались 3 курса. В частности, 11 онлайн-кур-сов - на платформе Coursera; 7 - на платформе «Лекториум»; 5 - «Открытый Политех», МООК, разработанные авторскими коллективами Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого, совместными авторскими коллективами и авторами, прошедшими повышение квалификации в СевероЗападном региональном центре компетенций в области онлайн-

обучения; 2 курса на других платформах [13].

Томский государственный университет предлагает к прохождению: на платформе Coursera - 2 он-лайн-специализации и 35 курсов; на платформе «Открытое образование» - 5 курсов по истории и философии науки; науки о природе -7; технические и компьютерные науки - 7; социальные науки - 22; гуманитарные науки - 14; курсы МООК - 2. Запуск 19 онлайн-кур-сов, созданных на платформе «Открытое образование» произошел в 2019 году [15].

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики реализует 14 онлайн-курсов по информационным технологиям, их них 12 на платформе «Открытое образование»; 1 - на edX; 1 - на iversity; по приборостроению и робототехнике разработано 9 курсов на платформе «Открытое образование»; по оптическим системам и технологиям - 4, из них 3 на платформе «Открытое образование» и 1 курс на edX; по биотехнологиям -1 курс; по технологическому менеджменту и инновациям - 4 курса на платформе «Открытое образование» [16].

В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н.Ельцина создан 31 курс на платформе «Открытое образование», 1 курс запущен в 2017 году и 21 курс - в 2018-м, их окончание состоится в 2019 году, 9 курсов стартовали в 2019 году; 4 курса созданы на платформе edX [17].

Тюменский государственный университет представил 4 курса, созданных на платформе «Открытое образование»; 2 курса - на платформе «Лекториум» и 8 - на платформе Eduardo.

Основные выводы

Сравнительный анализ онлайн-курсов российских и зарубежных высших учебных заведений позволяет сделать следующие выводы:

1. Очевидно превосходство ведущих зарубежных вузов над российскими по количеству и, соответственно, разнообразию направлений онлайн-обучения (в большинстве случаев речь идет о сотнях онлайн-курсов).

2. Онлайн-курсы отличаются продолжительностью (зарубежные он-лайн-курсы длятся 1-50 часов, в российских вузах - от нескольких месяцев до года).

3. В российских вузах, как правило, обучение проходит на еженедельной основе, студенты прослушивают лекции, выполняют практические задания; в зарубежных вузах

создано множество курсов, где студенты самостоятельно определяют, когда и сколько заниматься.

4. Самыми популярными образовательными платформами в российских вузах являются «Открытое образование» и Coursera; в зарубежных - Coursera и edX.

5. Содержание курсов варьирует в вузах в зависимости от выбора создателя онлайн-курсов, который самостоятельно определяет содержимое своего конечного образовательного продукта.

Подчеркнем, что в настоящей статье мы только в первом приближении затронули тему онлайн-

обучения. Актуальность этой темы сомнений не вызывает. Не исключено, что в не столь отдаленной перспективе именно онлайн-обу-чение станет доминирующим видом учебно-познавательной деятельности человека. Это приведет к существенным метаморфозам в сфере общего и особенно высшего и последипломного образования. Столь значимые перемены, как очевидно, необходимо предвидеть и готовить на общегосударственном уровне, на уровне отдельных учебных заведений. Их должны учитывать все, кто сегодня учится и учит.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бесплатное онлайн-обучение с FutureLearn. 2019. URL: https://www.unipage.net/ru/video_lessons#FutureLearn (дата обращения: 19.10.2019).

2. Дистанционное онлайн-обучение. Основные образовательные платформы. 2014. URL: http://fevt.ru/publ/distancionnoe_ onlajn_obuchenie/25-1-0-384 (дата обращения: 23.10.2019).

3. Издательство Лекториум. 2009-2018. URL: http://project.lektorium.tv/mooc-production (дата обращения: 10.10.2019).

4. МООК ТюмГУ. URL: http://distance.ru/mooc (дата обращения: 18.10.2019).

5. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. URL: http://195.19.32.74:8000 (дата обращения: 18.09.2019).

6. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. URL: https://distant.msu.ru (дата обращения: 17.09.2019).

7. О курсах в Московском физико-техническом институте. URL: https://mipt.ru/about/departments/liot/kursy-mfti-na-coursera.php (дата обращения: 18.09.2019).

8. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://elearning.hse.ru/mooc (дата обращения: 16.09.2019).

9. Онлайн-курс «Как стать наставником проекта». 2009-2018. URL: http://project.lektorium.tv/about (дата обращения: 20.09.2019).

10. Открытое образование - Курсы. 2018. URL: https://openedu.ru/course (дата обращения: 18.10.2019).

11. О проекте «Национальная платформа открытого образования». 2015. URL: http://npoed.ru/about (дата обращения: 23.09.2019).

12. 5 платформ для создания и размещения онлайн-курсов. 2015. URL: https://te-st.ru/2015/11/27/5-resources-for-mooc (дата обращения: 18.08.2019).

13. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого. URL: http://open.spbstu.ru/ mooc (дата обращения: 19.08.2019).

14. Санкт-Петербургский государственный университет. URL: https://spbu.ru/universitet/onlayn-kursy-spbgu (дата обращения: 17.09.2019).

15. Томский государственный университет. URL: http://www.tsu.ru/education/e-learning (дата обращения: 19.10.2019).

16. Университет ИТМО. URL: https://de.ifmo.ru/?node=courses (дата обращения: 18.08.2019).

17. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. URL: http://edu.urfu.ru (дата обращения: 21.08.2019).

18. Arizona State University. URL: https://asuonline.asu.edu/admission/non-degree#non-degree (дата обращения: 28.08.2019).

19. Carnegie Mellon University. URL: https://oli.cmu.edu (дата обращения: 18.09.2019).

20. Coursera. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Coursera (дата обращения: 27.09.2019).

21. Eduardo. Платформа для создания и запуска онлайн-курсов для бизнеса и вузов. URL: http://eduardo.studio (дата обращения: 25.09.2019).

22. EdX. 2017. URL: http://vseobuch.club/resources/portals/edx.html (дата обращения: 26.09.2019).

23. Harvard Online Courses. URL: https://online-learning.harvard.edu (дата обращения: 28.09.2019).

24. Massachusetts Institute of Technology. URL: www.mit.edu (дата обращения: 17.10.2019).

25. Open University. URL: https://www.open.edu/openlearn (дата обращения: 17.10.2019).

26. Penn Online Learning Initiative. URL: https://www.onlinelearning.upenn.edu/course-list?type=29#views-exposed-form-course-list-list-block (дата обращения: 25.10.2019).

27. Stanford University. URL: https://www.stanford.edu (дата обращения: 19.10.2019).

28. University of California, Berkeley. URL: https://www.berkeley.edu (дата обращения: 18.10.2019).

29. University of Michigan. URL: https://online.umich.edu/catalog (дата обращения: 28.10.2019).

30. University of Southern Queensland. URL: https://www.usq.edu.au (дата обращения: 20.10.2019).

LITERATURA

1. Besplatnoe onlajn-obuchenie s FutureLearn. 2019. URL: https://www.unipage.net/ru/video_lessons#FutureLearn (data obrashheniya: 19.10.2019).

2. Distancionnoe onlajn-obuchenie. Osnovny'e obrazovateTny'e platformy\ 2014. URL: http://fevt.ru/publ/distancionnoe_onlajn_ obuchenie/25-1-0-384 (data obrashheniya: 23.10.2019).

3. IzdateTstvo Lektorium. 2009-2018. URL: http://project.lektorium.tv/mooc-production (data obrashheniya: 10.10.2019).

4. MOOK TyumGU. URL: http://distance.ru/mooc (data obrashheniya: 18.10.2019).

5. Moskovskij gosudarstvenny'j texnicheskij universitet im. N.E\ Baumana. URL: http://195.19.32.74:8000 (data obrashheniya: 18.09.2019).

6. Moskovskij gosudarstvenny'j universitet im. M.V. Lomonosova. URL: https://distant.msu.ru (data obrashheniya: 17.09.2019).

7. O kursax v Moskovskom fiziko-texnicheskom institute. URL: https://mipt.ru/about/departments/liot/kursy-mfti-na-coursera. php (data obrashheniya: 18.09.2019).

8. NadonaTny'j issledovateLskij universitet «Vy'sshaya shkola e'konomiki». URL: https://elearning.hse.ru/mooc (data obrashheniya: 16.09.2019).

9. Onlajn-kurs «Kak stat nastavnikom proekta». 2009-2018. URL: http://project.lektorium.tv/about (data obrashheniya: 20.09.2019).

10. Otkry'toe obrazovanie - Kursy\ 2018. URL: https://openedu.ru/course (data obrashheniya: 18.10.2019).

11. O proekte «NacionaTnaya platforma otkry'togo obrazovaniya». 2015. URL: http://npoed.ru/about (data obrashheniya: 23.09.2019).

12. 5 platform dlya sozdaniya i razmeshheniya onlajn-kursov. 2015. URL: https://te-st.ru/2015/11/27/5-resources-for-mooc (data obrashheniya: 18.08.2019).

13. Sankt-Peterburgskij gosudarstvenny'j politexnicheskij universitet Petra Velikogo. URL: http://open.spbstu.ru/mooc (data obrashheniya: 19.08.2019).

14. Sankt-Peterburgskij gosudarstvenny'j universitet. URL: https://spbu.ru/universitet/onlayn-kursy-spbgu (data obrashheniya: 17.09.2019).

15. Tomskij gosudarstvenny'j universitet. URL: http://www.tsu.ru/education/e-learning (data obrashheniya: 19.10.2019).

16. Universitet ITMO. URL: https://de.ifmo.ru/?node=courses (data obrashheniya: 18.08.2019).

17. UraTskij federaTny'j universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. ETcina. URL: http://edu.urfu.ru (data obrashheniya: 21.08.2019).

18. Arizona State University. URL: https://asuonline.asu.edu/admission/non-degree#non-degree (data obrashheniya: 28.08.2019).

19. Carnegie Mellon University. URL: https://oli.cmu.edu (data obrashheniya: 18.09.2019).

20. Coursera. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Coursera (data obrashheniya: 27.09.2019).

21. Eduardo. Platforma dlya sozdaniya i zapuska onlajn-kursov dlya biznesa i vuzov. URL: http://eduardo.studio (data obrashheniya: 25.09.2019).

22. EdX. 2017. URL: http://vseobuch.club/resources/portals/edx.html (data obrashheniya: 26.09.2019).

23. Harvard Online Courses. URL: https://online-learning.harvard.edu (data obrashheniya: 28.09.2019).

24. Massachusetts Institute of Technology. URL: www.mit.edu (data obrashheniya: 17.10.2019).

25. Open University. URL: https://www.open.edu/openlearn (data obrashheniya: 17.10.2019).

26. Penn Online Learning Initiative. URL: https://www.onlinelearning.upenn.edu/course-list?type=29#views-exposed-form-course-list-list-block (data obrashheniya: 25.10.2019).

27. Stanford University. URL: https://www.stanford.edu (data obrashheniya: 19.10.2019)

28. University of California, Berkeley. URL: https://www.berkeley.edu (data obrashheniya: 18.10.2019).

29. University of Michigan. URL: https://online.umich.edu/catalog (data obrashheniya: 28.10.2019).

30. University of Southern Queensland. URL: https://www.usq.edu.au (data obrashheniya: 20.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.