Научная статья на тему 'ОНИМЫ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ'

ОНИМЫ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
411
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНОМАСТИКА / ОНИМ / НОВОЕ В ОНОМАСТИКЕ / ИНТЕРНЕТ-ОНОМАСТИКА / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / АНТРОПОНИМ / НИКНЕЙМ / ВИРТУАЛЬНЫЙ АНТРОПОНИМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зубарева А.В.

Стремительные языковые и коммуникативно-речевые изменения, которые были вызваны к жизни развитием электронных коммуникаций, делают актуальной научную задачу их своевременного осмысления. Цель данного исследования заключается в обобщении и анализе результатов исследований функционирования онимов в электронной среде и интернет-коммуникации. В результате анализа выделяется два основных направления исследований, которые сложились в науке к настоящему моменту. Объектом исследования первой группы является функционирование имени собственного в интернет-дискурсе. В исследованиях этой группы интернет-среда является преимущественно источником языкового материала, который, однако, анализируется с учетом особенностей электронных коммуникаций (его поликодовости, неофициальности, интерактивности). Особенность этой группы исследований состоит в том, что их основной объект представлен либо конкретными языковыми явлениями, либо особыми типами дискурса, тогда как электронная коммуникация является вторичным признаком для его выделения. Второе направление исследований предполагает изучение новых ономастических явлений, которые своим существованием обязаны контексту электронной среды и ее коммуникативно-прагматическим и техническим особенностям. Данное направление исследований предполагает выявление новых типов онимов, которые были порождены интернет-коммуникациями, а также описание их характерных семантических, прагматических, стилистических и формально-грамматических особенностей. Особым статусом в ряду объектов, изучаемых в рамках второго направления, обладает такое явление, как никнейм, которое реализует целый комплекс признаков, позволяющих говорить о его принципиальной новизне и уникальности. В прагматико-коммуникативном плане никнейм является результатом автономинации, что способствует его использованию как средства самопрезентации и экспрессии; также никнейм обладает яркими формальными признаками, отражающими способы его конструирования (свободный выбор мотивирующих основ, языковая игра, активное использование неалфавитных символов). Отмечается воздействие, которое оказывают новые явления в интернет-ономастике на ономастическую систему в целом, и подчеркивается необходимость более пристального внимания к этому влиянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONYMS IN INTERNET COMMUNICATION AND ELECTRONIC ENVIRONMENT: NEW PHENOMENA AND FUNCTIONS

The development of electronic communication brings to rapid language and speech-communicative changes. These changes make the scientific task of their timely conceptualization urgent. The purpose of this study is to generalize and analyze the research results on the onyms functioning in the electronic environment and Internet communication. The analysis highlights two the main areas of the research that have developed in science to date. The functioning of the proper name in the Internet discourse is the study object of the first group. The Internet environment is mainly a source of language material according to this group research, which is analyzed considering the electronic communications features (its polycode, informality, interactivity). The feature of this group research is that its’ the main object is represented either by specific linguistic phenomena or special types of discourse, while electronic communication is a secondary feature for its highlight. The second research direction involves the study of new onomastic phenomena that owe their existence to the context of the electronic environment and its communicative, pragmatic, and technical features. This research direction implies both the detection of new types of onyms that were generated by Internet communications, and the description of their characteristic semantic, pragmatic, stylistic, and formal grammatical features. A special status among the objects studied in the second direction is given to such a phenomenon as a nickname, which implements a whole set of features that allow us to talk about its principal novelty and uniqueness. A nickname is the result of autonomy in terms of pragmatic and communication. This contributes to its use as a means of self-presentation and expression; also, a nickname has noticeable formal features that represent the ways of its construction (free choice of motivational bases, language play, active use of non-alphabetic characters). There is also noted an impact of new phenomena in Internet onomastics on the onomastic system and emphasized the need for closer attention to this influence.

Текст научной работы на тему «ОНИМЫ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ»

Оригинальная статья УДК 81373.2

DOI: 10.29025/2079-6021-2021-1-120-136

Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции

А.Б. Зубарева

Южный федеральный университет, 344006, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, ул. Большая Садовая, 105/42; e-mail: azubareva@sfedu.ru; ORCID ID: 0000-0002-5769-3923

Резюме: Стремительные языковые и коммуникативно-речевые изменения, которые были вызваны к жизни развитием электронных коммуникаций, делают актуальной научную задачу их своевременного осмысления. Цель данного исследования заключается в обобщении и анализе результатов исследований функционирования онимов в электронной среде и интернет-коммуникации. В результате анализа выделяется два основных направления исследований, которые сложились в науке к настоящему моменту. Объектом исследования первой группы является функционирование имени собственного в интернет-дискурсе. В исследованиях этой группы интернет-среда является преимущественно источником языкового материала, который, однако, анализируется с учетом особенностей электронных коммуникаций (его поликодовости, неофициальности, интерактивности). Особенность этой группы исследований состоит в том, что их основной объект представлен либо конкретными языковыми явлениями, либо особыми типами дискурса, тогда как электронная коммуникация является вторичным признаком для его выделения. Второе направление исследований предполагает изучение новых ономастических явлений, которые своим существованием обязаны контексту электронной среды и ее коммуникативно-прагматическим и техническим особенностям. Данное направление исследований предполагает выявление новых типов онимов, которые были порождены интернет-коммуникациями, а также описание их характерных семантических, прагматических, стилистических и формально-грамматических особенностей. Особым статусом в ряду объектов, изучаемых в рамках второго направления, обладает такое явление, как никнейм, которое реализует целый комплекс признаков, позволяющих говорить о его принципиальной новизне и уникальности. В прагматико-коммуникативном плане никнейм является результатом автономинации, что способствует его использованию как средства самопрезентации и экспрессии; также никнейм обладает яркими формальными признаками, отражающими способы его конструирования (свободный выбор мотивирующих основ, языковая игра, активное использование неалфавитных символов). Отмечается воздействие, которое оказывают новые явления в интернет-ономастике на ономастическую систему в целом, и подчеркивается необходимость более пристального внимания к этому влиянию.

Ключевые слова: ономастика, оним, новое в ономастике, интернет-ономастика, интернет-коммуникации, интернет-дискурс, антропоним, никнейм, виртуальный антропоним

Для цитирования: Зубарева А.В. Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 120-136.

* ©ЗубареваА.В., 2021.

ф 1 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https:// I^HIB creativecommons. org/licenses/by/4.0/

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2021-1-120-136

Onyms in Internet Communication and Electronic Environment: New Phenomena and Functions

Anastasia V. Zubareva

Southern Federal University,

105/42, Bolshaya Sadovaya Str., Rostov-on-Don, Russian Federation, 344006; e-mail: azubareva@sfedu.ru;

ORCID ID: 0000-0002-5769-3923

Abstract: The development of electronic communication brings to rapid language and speech-communicative changes. These changes make the scientific task of their timely conceptualization urgent. The purpose of this study is to generalize and analyze the research results on the onyms functioning in the electronic environment and Internet communication. The analysis highlights two the main areas of the research that have developed in science to date. The functioning of the proper name in the Internet discourse is the study object of the first group. The Internet environment is mainly a source of language material according to this group research, which is analyzed considering the electronic communications features (its polycode, informality, interactivity). The feature of this group research is that its' the main object is represented either by specific linguistic phenomena or special types of discourse, while electronic communication is a secondary feature for its highlight. The second research direction involves the study of new onomastic phenomena that owe their existence to the context of the electronic environment and its communicative, pragmatic, and technical features. This research direction implies both the detection of new types of onyms that were generated by Internet communications, and the description of their characteristic semantic, pragmatic, stylistic, and formal grammatical features. A special status among the objects studied in the second direction is given to such a phenomenon as a nickname, which implements a whole set of features that allow us to talk about its principal novelty and uniqueness. A nickname is the result of autonomy in terms of pragmatic and communication. This contributes to its use as a means of self-presentation and expression; also, a nickname has noticeable formal features that represent the ways of its construction (free choice of motivational bases, language play, active use of non-alphabetic characters). There is also noted an impact of new phenomena in Internet onomastics on the onomastic system and emphasized the need for closer attention to this influence.

Keywords: onomastics, onym, new in onomastics, Internet onomastics, Internet communication, Internet discourse, anthroponym, nickname, virtual anthroponym.

For citation: Zubareva A.V Onyms in Internet Communication and Electronic Environment: New Phenomena and Functions. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, рр. 120-136 (In Russ.).

введение

Интернет-дискурс, наряду с близким, но не тождественным ему массмедийным дискурсом, занимает устойчивые позиции в современных типологиях дискурса [1: 18]. Развитие электронных коммуникаций влечет за собой появление новых языковых явлений, и ономастика не является исключением из этой общей тенденции. В силу этого возникает потребность в осмыслении как этих новых ономастических явлений, так и механизмов, благодаря которым они возникли.

Хотя в некоторых отношениях отечественная наука достигла определенных результатов в изучении ономастики интернет-пространства, нельзя сказать, что этот вопрос является достаточно изученным. О недостаточности разработки этой актуальной проблемы современной ономастики свидетельствует, например, то, что на страницах ведущего российского журнала «Вопросы ономастики» работы, посвященные специфике функционирования ономастических единиц в интернет-среде, практически отсутствуют. За последние пять лет вопросы функционирования онимов в интернет-коммуникации затраги-

ваются лишь в двух статьях, одна из которых посвящена такому явлению, как никнейм [2], а другая -отражению реальных антропонимов в ГИС-системах [3].

С другой стороны, процессы в сфере имен собственных, инициированные развитием интернет-коммуникации, непосредственно сказались на ономастике как научной дисциплине и, в первую очередь, на ее терминологии. Как справедливо отмечает В. И. Супрун, отличительной чертой ономастики как науки является активное создание терминов, обозначающих категории онимов, которое, с одной стороны, является необходимым, но, с другой стороны, ведет к переразвитию терминологической системы, в частности, терминологизации любых, не всегда значимых различий [4: 134]. Этот процесс затронул и сферу интернет-онимов, причем далеко не самым благоприятным образом (ср. обилие конкурирующих номинаций для никнеймов, или виртуальных антропонимов, которые приводятся далее в данной статье). В связи с этим представляется очевидным, что осмысление новых явлений и их адекватная типологизация, которая находит отражение в терминологической системе, составляет актуальную задачу лингвистики.

Цель статьи

В данной статье предпринимается попытка обобщить основные результаты, полученные отечественной наукой в процессе изучения функционирования онимов в электронной среде и интернет-коммуникации.

методы исследования

В процессе подготовки данной статьи использовался анализ теоретической научной литературы по изучаемому вопросу. Кроме того, оценка отдельных положений осуществлялась на основании собственных выводов автора, полученных в результате работы с эмпирическим материалом. В процессе этих исследований были использованы общенаучные методы наблюдения, анализа и синтеза, а также частные лингвистические методы (словообразовательный, стилистический, прагматический, дискурсивный анализ).

результаты и дискуссия

Проблема функционирования онимов в интернет-среде является комплексной в силу ее многоа-спектности. Явления в сфере ономастики, специфичные для интернет-среды, составляют важный, но далеко единственный вопрос в рассматриваемой проблематике. Представляется, что ономастикон интернет-коммуникации формируется в соответствии с логикой, которой подчиняется взаимодействие онлайн (интернет-среда) и офлайн (привычного «реального» мира). Конструирование виртуальной реальности, свидетелями которого мы все являемся, происходит разными путями.

Во-первых, мы можем говорить о виртуализации продуктов человеческой деятельности, которые хорошо знакомы по реальному миру и были перенесены в виртуальную среду. Это относится к самым разным явлениям: почтовым сервисам, библиотекам, интернет-магазинам, интернет-банкам, электронным газетам и журналам и т. д. (Аналогией может служить также использование предметов и явлений реального мира в качестве метафор для обозначения элементов компьютерных программ, ср. «корзина», «ластик», «блокнот», «кошелек» и т. д.). При этом в данном процессе можно различать две основные формы. С одной стороны, это частичная виртуализация реальных явлений, которая может осмысляться как присутствие и деятельность организации, коммерческой структуры и т. д. в виртуальной среде, которые оказываются дополнением к деятельности организации в реальном мире. С другой стороны, это появление полностью виртуальных аналогов реальных организационных форм деятельности, ярчайшим примером чего могут служить электронные библиотеки.

Во-вторых, мы вряд ли можем утверждать, что формирование нового коммуникативного пространства, каковым является интернет, не вносит в нашу жизнь ничего нового. Конструирование виртуальной реальности связано с появлением принципиально новых типов явлений, прямых аналогов которым нельзя найти вне виртуальной среды. Бум компьютерной терминологии, который переживают лексические системы современных языков, свидетельствует об этом как нельзя лучше. Например, такое явление, как сайт, вряд ли можно сравнить с традиционным средством массовой информации или библиотекой, хотя во всех случаях мы имеем дело с совокупностью текстов, представленных в виде отдельных документов. Принципы организации как самой информации, так и ее доставки и хранения, во всех случаях являются принципиально различными.

При этом даже некоторые метафоры, которые представляют собой перенос с реального явления на явление виртуального пространства, нельзя понимать как результат виртуализации в указанном выше смысле. Например, интернет-форум как место виртуального общения вряд ли можно сравнить с форумами как организационно-коммуникативными формами, которые используются в науке, бизнесе, политике. Форумы в последнем случае — это особые события, отличающиеся торжественностью; интернет-форум — это платформа для обыденного, каждодневного общения, которое совсем не обязательно является специализированным.

Та же самая логика просматривается и в функционировании ономастических единиц. Во-первых, интернет-среда вбирает в себя традиционные онимы, причем этот процесс может заключаться как в простом переносе существующих онимов в интернет-коммуникации, так и в создании новых имен собственных для виртуализированных объектов. В этом случае онлайн и офлайн как бы дублируют друг друга. Во-вторых, интернет-среда порождает принципиально новые явления в сфере имен собственных, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на ономастическую систему в целом. Рассмотрим эти аспекты интернет-ономастики более подробно.

Традиционные онимы в интернет-коммуникации

Многие традиционные онимы втягиваются в интернет-коммуникацию и специфичные для нее жанры. Во многом это обусловлено тем, что виртуальный мир не является автономным по отношению к реальному миру; скорее, виртуальный мир, не утрачивая своей относительной автономности, надстраивается над реальным миром, создавая новое измерение человеческого существования и опыта.

По сути, любая категория онимов находит свое место в интернет-коммуникации. Такое положение обусловлено тем, что интернет и электронная среда представляют собой трансформации письменности или, лучше сказать, инструменты письменной культуры на новом витке технологического развития. Огромное количество социальных явлений и форм организации (государственные учреждения, магазины, компании, библиотеки и т. д.) не только имеют электронные представительства в сети, но и активно действуют в электронной среде и посредством нее, причем это активное присутствие из года в год усиливается. Интернет используется для обмена информацией о текущих событиях, проблемах и т. п. оффлайнового мира, что обусловливает использование в интернет-коммуникации антропонимов, топонимов, эргонимов, прагматонимов и других ономастических единиц, служащих для номинации явлений реального мира. Например, электронная карта в мире электронных коммуникаций является воплощением традиционной карты, и вместе с ней в электронную среду проникают топонимы. Однако мы вряд ли можем ограничиться примерами такого прямолинейного переноса. Топонимика — это языковое отражение конкретного географического и культурного пространства, в котором существует человек. Именно поэтому топонимы фигурируют, например, в городских интернет-мемах наряду с указаниями на городские достопримечательности [5]. В частности, на основе анализа названия района г. Уфы Черниковка [5: 105-106] автор показывает, насколько семантически насыщенным может быть оним в интернет-мемах: в связи с этим топонимом актуализируются такие смыслы, как наличие старинной архитектуры и сходство с Санкт-Петербургом, криминальность и непрестижность данного района, любовь к данному району. При этом и набор онимов, и связанные с ними смыслы чрезвычайно разнообразны: это не только топоним Уфа, но и такие имена собственные, как, например, «Башнефть».

Интернет является средой, которая объединяет людей, создавая новые возможности для коммуникаций, взаимодействия и контактов. Представляется закономерным, что интернет-пространство становится ареной политической деятельности, что обусловлено, во-первых, тем, что электронная среда обеспечивает непосредственные контакты между политическими акторами (чиновниками, политиками, избирателями), а во-вторых, тем, что интернет-технологии позволяют охватить и вовлечь в политическую активность широкие аудитории, ср.: «Интернет - это не только новое средство массовой информации, но и интерактивная модель политической коммуникации между политиком и гражданами» [6: 168].

Онимы оказываются одним из инструментов политического противостояния. Такая специфическая разновидность интернет-онимов, как никнейм, может вовлекаться в политический дискурс путем создания политизированных никнеймов [7]. В этом случае самопрезентационная функция никнейма вписывается в политический дискурс через указание на политические приоритеты коммуниканта, ср. Vova_Putin, Слава КПСС, хотя выбор никнейма может определяться соображениями эпатажа и провокации или возможностью языковой игры.

В интернет-среде также активно функционируют искаженные варианты имен политиков, которые в некоторых отношениях напоминают клички и прозвища [8]. Проявляется это преимущественно в том, что имена собственные активно вовлекаются в языковую игру, результатом которой становятся более или менее устойчивые единицы с яркой экспрессивной (преимущественно пейоративной, а иногда и оскорбительной) окраской, ср. обыгрывание имени первого Президента РФ Б. П. Ельцина: Беня, Е. Б. Н., Ельцинд. При этом любой мало-мальски политически значимое лицо может стать объектом такого рода номинаций. В игру вовлекаются географические наименования, в частности, названия стран (Рашка, Уркаина, Руина, Мелкобритания, Наглия, Гейропа, Пиндостан и т. д.). В контексте языковой игры соединяются онимы различных групп, ср. Санкт-Путинбург.

Подобные образования чрезвычайно типичны для интернет-среды в силу преобладающего в ней неофициального регистра коммуникативного взаимодействия — появление таких образований в печатной прессе или в речи политиков со всей очевидностью является маловероятным, поскольку связано с нарушением правовых и этических норм, а во многих случаях чревато юридическими последствиями. Для СМИ гораздо более характерна языковая игра, в которой имя собственное становится мотивирующей основой окказионализма, в том числе графического [9; 10: 61; 11]. С другой стороны, нельзя сказать, что подобного рода образования не характерны для устного личного общения офлайн. То новое, что вносит в функционирование таких онимов интернет-среда, сводится к тому, что прозвища политиков становятся составляющей массовой коммуникации: пользователь интернет осознает доступность его высказываний потенциально большой аудитории, а потому не пренебрегает возможностью эмоциональной пропаганды своих политических взглядов и предпочтений. Нельзя также не отметить того факта, что эмоциональность и экспрессивность таких образований берет верх над смысловой составляющей, подчиняя ее себе, что делает их средством негативной оценки, абсолютно не уместным в контексте конструктивной, аргументированной критики.

Причины значимости антропонима в интернет-коммуникации во многом обусловлены исключительной ролью, которую они играют в человеческой культуре. Прежде всего, антропоним может представлять собой прецедентное имя — ядерную вербальную репрезентацию значимой для культуры личности, которая в концентрированном виде вбирает в себя все значимые свойства данной личности. Так, в примерах такого нового креолизованного жанра интернет-коммуникации, как эдвайс, которые анализируют Т. Ю. Тамерьян и А. У Качмазова [12], большинство иллюстраций содержат имя значимой личности либо подразумевают его, поскольку включают изображение такой личности. Это представляет собой яркую иллюстрацию того факта, что прецедентные феномены характеризуются диффузностью, из-за которой одно и та же единица может функционировать и как прецедентное имя, и как прецедентная ситуация, и как прецедентное высказывание [13: 52].

Другим важным подходом для осмысления функционирования оффлайновых онимов в интернете являются понятия «ономастический концепт» [14] и его производные. Имя собственное человека также является концептом, который иногда обозначают как «антропонимический концепт» [15] или «социопер-сональный концепт» [16; 17]. Анализ таких явлений показывает, что они представляют собой смысловую структуру, строящуюся вокруг имени собственного, причем эта структура не только обладает внутренним динамизмом, но и отличается высокой сложностью, поскольку включает множество аспектов, например, метафорический [18]. Особенность этого типа концептов состоит в том, что их семантику определяет знание качеств конкретного человека — носителя имени. Конечно, мы можем говорить о том, что такого рода концепт образуется вокруг любого имени собственного, аккумулируя в себе значимую информацию о конкретном человеке. Однако в рамках лингвокультурной общности значимыми являются концепты, которые формируются вокруг имен значимых или, как минимум, «резонансных» публичных личностей: политиков, государственных деятелей, деятелей культуры, науки, бизнесменов, преступников и т. д. Именно поэтому отграничение онима — прецедентного феномена от ономастического концепта представляется чрезвычайно важным. Прецедентный феномен является универсальным для некоторой лингвокультуры и обычно сохраняется в культурной памяти на протяжении длительного времени, тогда как ономастический концепт может быть (но не обязательно является) локальным как в пространстве, так и во времени, то есть иметь ограниченный ареал функционирования (вплоть до небольшого коммуникативного сообщества вроде форума) и обслуживать исключительно актуальное взаимодействие.

Наконец, в силу того что ономастика интернет-коммуникаций отражает реальный мир и в значительной степени является его продолжением (надстройкой), ресурсы интернета становятся источником

языкового материала для ономастических исследований. Так, Н. И. Сафронова и Т. А. Ермакова исследуют эргонимы (номинации объединений людей) г. Сургут на основании данных электронной карты 2gis [19]. Х. Соуса в уже упоминавшейся статье [3] описывает систему, благодаря которой можно визуально представить географическое распространение галисийских фамилий. Ценность этой системы заключается также в том, что очень значительная часть галисийских фамилий образована от названий местности, что позволяет определить происхождение семей, а также их миграции. Хотя эти данные в большей степени представляют интерес для географов, специалистов по генеалогии, юристов, они представляют определенный интерес и для лингвистов. Во-первых, это прекрасный пример того, как посредством компьютерных технологий могут обрабатываться большие массивы лексической (ономастической) информации. Во-вторых, данная система может быть полезной с точки зрения изучения истории языка (в том числе истории его диалектов), а также истории конкретных антропонимов.

Особые явления в интернет-ономастике

Среди более специфичных явлений, характерных для функционирования онимов в интернет-коммуникации и цифровой среде, следует отметить имена собственно виртуальных реалий, то есть явлений, которые существуют исключительно в виртуальном пространстве. Впрочем, необходимо отметить, что число таких новых типов номинаций, если судить по имеющейся литературе, невелико.

В качестве примера можно привести такое новое явление, как названия сайтов. Несмотря на наличие работ, посвященных этой проблематике [20; 21], эта тема практически остается неизученной. Термин «сайтоним», предлагаемый М. Ю. Карпенко, не кажется достаточно удачным, прежде всего, в силу его непривычности, хотя, несомненно, отражает отчетливо выделяемую категорию онимов.

Хотя смысловой признак, которому уделяет внимание М. Ю. Карпенко, является чрезвычайно важным и ведущим, анализ онимов — названий сайтов вряд ли должен осуществляться на основании одного смыслового признака. В этом случае не менее существенными оказываются такие признаки, как общая направленность сайта (развлекательный, информационный, аналитический, специализированный, коммерческий и т. д.), наличие продвигаемого или просто представляемого объекта (бренда, товара, компьютерной программы, организации, события). При анализе онимов — названий сайтов необходимо учитывать и такой фактор, как желательность совпадения названия сайта с его электронным адресом (это объясняется легкостью запоминания не только названия сайта, но и его непосредственного адреса).

Разумеется, существенную роль в создании сайтов играет экспрессивность, которая обеспечивает их запоминаемость и привлекательность. Ярчайшим проявлением этой тенденции является обыгрывание в названиях ресурсов «строительных элементов» URL-адресов, прежде всего, имен доменов первого уровня .ru, .com, .net и т п. Например, название электронной библиотеки platona.net, специализирующейся на философских тестах, опирается не только на имя философа, по праву считающегося одним из родоначальников философии, но и на обыгрывание доменного имени .net, которое переосмысляется как русская отрицательная частица. Об этом очевидно свидетельствует форма родительного падежа имени Платон (Platon).

Другим чрезвычайно ярким явлением, порожденным интернет-коммуникацией, является никнейм. В настоящее время не существует единого термина для номинации данного типа онимов: исследователи, наряду со словом «никнейм» [2; 7; 22-26], исследователи применяют такие терминологические новообразования, как виртуальный антропоним [23], никоним [27], диктоним [28], персоним [29: 46-49], интернет-псевдоним [30]. По нашему мнению, большой необходимости в создании специального термина, содержащего основу -ним, в случае с никнеймами нет. Прежде всего, не имеется особых оснований ограничивать образование названий категорий ономастической лексики единственной моделью (ср. такие слова, как «кличка», «прозвище», которые являются полноценными ономастическими терминами). Кроме того, предлагаемые авторами варианты имеют частные недостатки. Так, что касается термина «интернет-псевдоним», то характеристика никнеймов как псевдонимов, пусть сетевых или виртуальных, является точной лишь отчасти, поскольку далеко не всякий виртуальный антропоним предполагает сокрытие реального имени и личности его носителя, то есть используется в функции, которая составляет суть псевдонима. Напротив, пользователи часто включают в свои виртуальные имена точную информацию о себе (имя, фамилию, возраст или год рождения, пол и т. д.), что противоречит природе псевдонима.

В своей практике мы используем термин «никнейм», широко используемым в обыденной речи [31]. Обоснованным кажется также использование терминологического выражения «виртуальный антропо-

ним», которое, несмотря на его описательность, точно передает денотативную и функционально-дискурсивную специфику рассматриваемых имен, а в качестве термина, то есть целостной, неделимой единицы, способно адекватно представлять эту специфику.

К никнеймам примыкают такие явления, как имена персонажей (участников) компьютерных игр [32]. В целом эти онимы по своим грамматическим, словообразовательным, стилистическим и прагматическим характеристикам совпадают с никнеймами, а потому их, по нашему мнению, целесообразно рассматривать как разновидность никнеймов. В самом деле, фактически такие имена выступают в качестве идентификатора (часто «говорящего» идентификатора) конкретного человека, целенаправленно создаются им с целью формирования собственного имиджа, а также выражения определенных идей и эмоций. Отличительная черта этих имен — специфическая, относительно автономная среда их функционирования. В этом контексте еще больше усиливаются тенденции, которые ярко проявляют себя уже в обычных никнеймах: если в обычной интернет-коммуникации дистанция между человеком и создаваемым им образом не является абсолютной, то персонаж игры — это не сам человек. Поскольку вокруг компьютерных игр создаются довольно замкнутые сообщества, правомерно говорить о формировании особых традиций создания онимов, характерных для таких сообществ. Впрочем, значимость последнего момента не стоит преувеличивать, так как влияние общих принципов создания никнеймов на имена персонажей компьютерных игр по-прежнему остается очень сильным.

К настоящему моменту удалось выявить и описать достаточно большое количество значимых признаков никнеймов. Исследователи почти в один голос отмечают ключевую особенность никнеймов — тот факт, что они являются результатом самономинации (автономинации) (см., например, [22: 74; 2: 225; 33]). Такой способ образования имени собственного является в высшей степени нетипичным для антропонимов, поскольку в обычном случае имена (включая клички и прозвища) даются другими людьми, и вне сетевой коммуникации реализуется лишь в отдельных категориях имен собственных (прежде всего, при создании псевдонимов [26; 34; 35]). Благодаря этой особенности, согласно сложившемуся мнению, проявляются функции самопрезентации и самоидентификации, присущие никнейму [33: 81-82]. Соответственно, никнейм очень часто интерпретируется как средство самовыражения его носителя. Это одна из причин, по которым никнеймам присуща высокая степень необычности и экспрессивности. Например, в них применяется графическая игра, которая заключается в необычном написании имени, предполагающем использование заглавных и прописных букв, сознательные нарушения орфографии, применение неалфавитных символов (КаТеРиНкА, Ш.ы.З.и.К, ОДуВ@нЧи]{ и под.). Нестандартное графическое оформление — характерная черта языка интернет-среды. В целом это согласуется с общими чертами интернет-языка, прежде всего, широким использованием в нем орфографической (графической) игры [36: 131]. Во многих случаях пользователи создают никнеймы, которые полностью состоят из неалфавитных знаков, а следовательно, не могут быть прочитаны и произнесены (ср. ооо00 — никнейм, состоящий из букв о и нулей), что также следует считать особым явлением, связанным с электронной средой. Для никнеймов типичны чрезвычайно нестандартные модели образования, в частности, использование частей речи, отличных от имени, и даже предложений (замучаю, Бултых, >Люблю_жить<).

Однако объяснение необычности никнеймов самовыражением не является исчерпывающим, поскольку индивидуализация посредством никнейма происходит в значительной степени под «принуждением» электронной среды. К сожалению, недостаточно освещенным остается вопрос специфики никнеймов, которая определяется технической стороной интернет-коммуникаций. Справедливо отмечается, что электронная среда — а точнее, конкретная коммуникационная площадка вроде форума или чата — требует абсолютной уникальности имени, так как в таком контексте два одинаковых имени не могут сосуществовать [32: 126]. Это представляется абсолютно справедливым для значительной части коммуникативных площадок и платформ взаимодействия (форумов, почтовых служб, компьютерных игр и т. д.). Любой пользователь таких платформ должен быть однозначно идентифицирован в системе, и, поскольку идентификация во многих случаях осуществляется именно по никнейму, этот момент в некоторых отношениях принуждает его к креативности при создании виртуального имени. Выражаясь проще, никнейм, который уже кем-то используется, не будет принят системой.

В этом заключается одно из крайне специфичных свойств никнеймов, резко противопоставляющее их традиционным антропонимам, которыми допускают наделение одним и тем же именем разных людей. Эта тенденция не является абсолютной, поскольку на многих коммуникационных площадках и

платформах идентификация пользователя осуществляется посредством иных средств (цифровых идентификаторов, скрытых от пользователей, или номеров телефонов), что делает дублирующиеся имена допустимыми. Однако там, где создание идентификатора возлагается разработчиками платформы на пользователей, это ограничение оказывается мощным фактором, определяющим как формальную, так и смысловую сторону создаваемых никнеймов, причем фактором, уникальным для электронной среды.

Особо следует остановиться на распространенном представлении, что никнейм является средством сокрытия собственной личности. Такая точка зрения представлена в целом ряде работ (см., например, [23; 24; 25]), причем данная функция никнейма интерпретируется как интегральная и ведущая.

По нашему мнению, такой подход является неверным, поскольку он не учитывает реальную сложность функционирования никнеймов. Ведущим свойством этого функционирования является неопределенность. У стороннего наблюдателя в конкретном случае нет оснований полагать, что никнейм является инструментом формирования полностью вымышленного образа, точно так же как не оснований полагать, что он отражает реальное имя пользователя, его измеримые атрибуты (пол, возраст и т. д.) или черты его личности. Формирование вымышленного образа — это лишь одна из возможностей, связанных с никнеймами, и было бы ошибкой чрезмерно обобщать ее, превращая в специфичную черту никнейма. Ситуация усложняется еще и тем, что в основу никнеймов нередко кладутся личностные качества пользователя, которые могут отражать не его реальные, а его идеальные (желаемые, воображаемые) качества. Эту ситуацию не следует смешивать с намеренным формированием вымышленного образа, так как человек может быть убежден в наличии у него качеств, которых у него на самом деле нет; выражая эти качества через свой никнейм, он может быть уверенным в том, что он представляет себя партнерам по общению правдиво. Наконец, посредством выбора никнейма имеется возможность в некоторой степени позиционировать свою личность и управлять взаимодействием, определяя его тональность и характер. Например, никнейм, включающий имя и фамилию, имя и отчество, в большей степени располагает к официальной дистанции, чем никнейм, в основе которого лежит уменьшительная форма имени или псевдопрозвище. И мы не можем снимать со счетов ситуации, когда в качестве никнейма используется специфическая форма личного имени, привычная для человека в силу того, что ее используют, например, в семье.

Это заставляет сделать вывод, что никнейм совмещает в себе все перечисленные возможности, которые вытекают из условий возникновения и функционирования данного типа онимов. В лучшем случае, возможность создания посредством никнейма полностью вымышленного образа — это одна из уникальных возможностей, которые присущи только никнеймам и отсутствуют у других личных имен. Однако этот признак, отличая никнейм от других личных имен собственных (имен, фамилий, прозвищ, кличек и т. д.), не является его интегральным признаком.

Рассмотрим в качестве примера типичный никнейм Svetl@na. В ситуации общения на форуме, в чате, в социальной сети, то есть в любой ситуации, где люди вступают в контакт впервые, не будучи предварительно знакомыми, у участника общения нет оснований определить, является ли это имя реальным или вымышленным. В конечном счете, у него нет уверенности в том, что тот, кто скрывается за этим никнеймом, является женщиной: мы можем представить себе ряд разнотипных ситуаций, в которых за этим именем мог бы скрываться мужчина. Наконец, у нас нет никаких оснований делать конкретные выводы о том, почему в этом никнейме вместо буквы а используется знак @. Является ли это данью языковой моде, желанием соответствовать среде? Или автору этого никнейма пришлось прибегнуть к этому приему для создания уникального имени, поскольку имя Svetlana уже используется на данной коммуникационной площадке? Каким образом мы могли бы интерпретировать никнейм tambovskij_volk? Сообщает ли этот никнейм о месте жительства его носителя? Какую роль играет соотнесенность этого никнейма с поговоркой Тамбовский волк тебе товарищ? В каком смысле следует интерпретировать эту соотнесенность? За никнеймом qwe123qwe123 также могут скрываться самые разные намерения и установки: это и действительное желание скрыть свою личность и ее атрибуты, и желание быстро придумать заведомо уникальное имя, и намерение выбрать незначащее имя, которое легко запомнить, и безразличие к имени, которое могло бы быть обусловлено, например, тем, что регистрация на коммуникативной площадке необходима обладателю этого никнейма для решения разовой задачи. При этом желание скрыть свою личность в этом случае вряд ли предполагает формирование вымышленного образа — никнейм qwe123qwe123, будучи набором символов, которые располагаются на клавиатуре рядом, ничего не сообщает о личности, а потому является полностью неинформатив-

ным и как бы отвлекающим от личности его носителя. В свою очередь, это предполагает получение информации о данном человеке в процессе взаимодействия с ним, и образ, который в результате будет сформирован, ни в какой степени не определяется избранным им никнеймом.

Такое внимание к содержательной и формальной стороне никнейма вполне объяснимо: электронная среда характеризуется нехваткой информации, которая определяется отсутствием визуального контакта и дистантностью общения. Никнейм во многих ситуациях интернет-общения является едва ли не единственным источником информации о его носителе, и именно поэтому он рассматривается как сообщение, которое должно быть интерпретировано или даже «дешифровано». Однако это не отменяет того факта, что основная функция имени собственного — это не понятийная номинация, а идентификация единичного субъекта, явления и т. д. Смысловое содержание никнейма, формирующее его внутреннюю форму, вторично — первично то, что никнейм в данном коммуникативном контексте однозначно идентифицирует человека.

Обращает на себя внимание чрезвычайное богатство моделей создания никнеймов. В качестве мотивирующей основы может быть избрано слово любой семантической категории, включая обозначения животных, растений, неодушевленных предметов, личные имена реальных и вымышленных персонажей, аббревиатуры, лишенные смысла сочетания графических знаков и т. д. Другая яркая черта — частотное использование в никнеймах цифр и неалфавитных символов (см., например, [25; 32; 34]). В отдельных случаях цифровая составляющая является мотивированной и информативно нагруженной. Так, в никнейме lusik72, по всей видимости, фигурирует год рождения участника форума. Однако для никнеймов не менее характерны произвольные, не связанные с личностными характеристиками цифровые сочетания (qwe123qwe123). Кроме того, выбор цифры может быть мотивированным, однако его мотивация остается неясной (Амазонка901). Наконец, исследователи отмечают такое свойство никнейма, как экспрессивность [23: 59; 32].

Никнеймы обладают чрезвычайно ярко выраженной спецификой в плане словообразовательных моделей, по которым они создаются, и это также обусловлено цифровой средой, в которой они функционируют. Никнейм может быть образован из слова практически любой части речи, включая словоформы [32: 129-133]. В целом правомерным кажется утверждение, что создание онимов предполагает активные процессы субстантивации, в том числе переосмысления слов различных частей речи, а также словосочетаний и предложений как существительных (ср. такие никнеймы, как Костлявый, Влюблена, НежнееНожа, Улыбнись, Забей, Шмяк, Неангел и т. д.). Данные явления нуждаются в осмыслении на фоне более широкого круга явлений в сфере современной номинации, в том числе и ономастики, например, названий брендов, музыкальных коллективов и т. п.

Хотя эти образования в некоторых отношениях правомерно характеризовать как окказионализмы [24], мы все-таки не можем согласиться с этой характеристикой полностью. Никнейм не является «одноразовой» лексической единицей, которая создается в конкретном контексте для решения определенной коммуникативной задачи и не выходит за пределы этой ситуации, то есть не становится общепризнанной единицей языка. Во-первых, никнейм часто функционирует как средство самопрезентации автора на протяжении длительного времени, а во-вторых, с большой вероятностью используется в общении разными участниками интернет-интеракций (например, в качестве обращения к носителю никнейма или в качестве средства указания на него). Наиболее адекватной моделью осмысления никнейма было бы представление о единице группового языка, своего рода социального диалекта, который охватывает небольшое количество коммуникантов (по аналогии с единицами семейных языков или языков производственных коллективов, деревень и т. д.). Кроме того, поскольку никнейм локален и существует в контексте отдельной коммуникативной платформы (форума, онлайн-игры, чата и т. д.), мы не можем исключить заимствования никнейма и его переноса на другие платформы другим участником.

Представляется, что в этом отношении никнейм оказывает влияние на всю систему антропонимов, поскольку кардинально меняет представления о том, каким может быть личное имя собственное. Можно ожидать, что возникновение данного явления окажет ряд воздействий на ономастическую систему в целом, и воздействия эти будут как прямыми и очевидными (например, перенос моделей образования виртуальных антропонимов на другие категории имен собственных), так и косвенным, практически незаметным. Отчасти это влияние уже дает о себе знать в практике создания творческих псевдонимов представителями современных направлений искусства, преимущественно музыки [30; 34; 37]. Так, Т. В. Шмелева приводит псевдонимы музыкантов и музыкальных коллективов, которые по способам

своего образования практически не отличаются от никнеймов: Ночной Beat, ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$, Detu Soulнца, Popovi4, Praddd, Крэ2 и др. [30: 180-182]. Как видно из приведенных примеров, в псевдонимах такого типа смешиваются кириллические и латинские буквы, используются неалфавитные знаки, нарушаются правила орфографии и т. д. Но коммуникативно-прагматическая и дискурсивная специфика таких наименований иная. В этом случае мы наблюдаем псевдонимы, которые выходят далеко за пределы интернет-среды, не говоря об их функционировании в качестве идентификатора на отдельной коммуникативной площадке.

Влияние интернет-ономастики на оффлайн-ономастику

Модели образования онимов, возникшие в сети интернет, проникают в «оффлайн-ономастику», то есть начинают использоваться вне сетевой коммуникации. Работы, в которых такие явления упоминаются и анализируются, в отечественной лингвистике существуют (см., например, анализ модели название сайта в статье О. В. Врублевской [39]), однако они немногочисленны, а анализ ограничивается констатацией наличия соответствующих явлений.

Особого внимания заслуживают онимы, которые имеют форму усеченного URL-адреса, а точнее, URL-адреса сайта, образованного при помощи формантов .ru, .ua, .net, .com (онимы с иными доменными именами первого уровня вроде .name, .org, .edu, .рф и т. д. в исследованном нами материале не зафиксированы).

Прежде всего, эта модель используется для создания имен интернет-ресурсов в собственном смысле слова. Мы имеем в виду такие интернет-ресурсы, как «Mail.ru» (название почтового сервиса и компании), «Зайцев.Нет» (zaycev.net, музыкальный сервис), «Yabed.net» («жалобная книга», в которой пользователи сети могут сообщать о нарушении прав потребителей), электронная библиотека философской литературы «Платонанет» (platona.net) и др.

Возникновение таких номинаций определенно связано с интернет-средой. Прежде всего, совокупность имени сайта в сочетании с доменным именем может служить его идентификатором не только технически, но и в сознании носителей языка. Совпадение имени интернет-ресурса (сайта компании, социальной сети, форума, библиотеки, магазина и т. д.) и его URL-адреса — естественная тенденция в интернет-коммуникациях, поскольку такое совпадение, во-первых, гарантирует отождествление компании и сайта, а во-вторых, в значительной степени облегчает потребителю поиск интересующей его информации о компании и предлагаемых ею товарах и услугах. В пределе в сознании пользователей интернет граница между компанией и ее сайтом может стираться. В качестве яркого примера приведем поисковую систему «Google», которая была первым проектом одноименной международной корпорации. То же можно сказать о других крупных интернет-компаниях, специализирующихся на цифровых услугах («Yandex», уже упоминавшаяся «Mail.Ru» и др.) — во всех подобных случаях очевидно стремление использовать название компании в качестве компонента URL-адреса. Более того, в отдельных случаях название компании (ср. «Mail.Ru») возникает на основе URL-адреса ее первого успешного проекта и полностью тождественно ему.

Данная модель позволяет создавать онимы на материале общеупотребительных слов языка, ономастический потенциал которых в силу их нейтральности и повсеместного употребления очень невысок. В качестве примера можно привести название кулинарного сайта «Еда.Ру», совпадающее с его URL-адресом (https://eda.ru/). Совпадение название ресурса с его URL-адресом обеспечивает его быстрый поиск, а добавление в название доменного имени придает названию ресурса необходимую уникальность. При этом данное название используется и в юридической сфере, как официальное название ООО «Еда.Ру», которое является владельцем данного ресурса. По тому же принципу образованы названия кулинарных ресурсов RussianFood.com, Поваренок.Ру (https://www.povarenok.ru/), Повар.ру (https:// povar.ru/), 1000.menu (https://1000.menu/) и др.

Особенно распространена эта модель в названиях различных информационных порталов и сервисов, ср. электронный журнал о лесной и деревообрабатывающей промышленности «Дерево^ш» (http:// www.derewo.ru/), музыкальное электронное издание и музыкальная энциклопедия ЗВУКИ.RU (https:// www.zvuki.ru/), портал потребительских тестов и обзоров «Качество.ру» (http://kachestvo.ru/), «библиотека компромата» «Компромат.Ру» (http://www.compromat.ru/), новостная лента Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона «Неделя.Ру» (http://www.nedelya.ru/), ежедневный познавательный он-лайн-журнал «ШколаЖизни.ру» (https://shkolazhizni.ru/), новостной сервис «bigmir)net» (https://www.

bigmir.net/), ежедневный научно-популярный интернет-журнал «InFuture.ru» (https://infuture.ru/), он-лайн-портал газеты «Известия» IZ.RU (https://iz.ru/) и т. д.

Уже в составе этих онимов проявляются потенции данной модели, а также ее аспекты, обусловленные языком. Включение в оним доменного имени .ru приобретает дополнительные смыслы и может служить также маркером принадлежности к сфере электронных коммуникаций, а также маркером «рус-скости» и, шире, территориальной, языковой принадлежности ресурса. Что касается доменного имени .net, то оно в русском интернет-дискурсе часто переосмысляется не только как знак электронной среды, но и отрицательная частица, что позволяет создавать привлекательные названия с элементами провокации и юмора (Платонанет, Зайцев.Нет, Yabed.net, Веришь.Нет) либо выражать действительное отрицание (ср. название центра «Насилию.нет», к которому мы вернемся несколько позже).

Впрочем, в обсуждаемом контексте важно то, что данная модель не является чертой исключительно интернет-среды и нередко в различной степени выходит за ее пределы. В силу этого представляется правомерным говорить о возникновении под влиянием интернет-дискурса новой универсальной модели образования онимов (преимущественно эргонимов и прагматонимов).

В качестве примера рассмотрим название VetraNet, которое используется несколькими компаниями. Прежде всего, необходимо упомянуть сеть магазинов верхней одежды VetraNet (в настоящее время, видимо, закрыты). Существуют и другие компании с тем же названием, например, московская компания «ВетраНет», которая предлагает «мягкие окна» для беседок, веранд и террас. Семантическая мотивация этого названия двойная. Во-первых, оно представляет собой простое предложение ветра нет, которое напрямую связано с предлагаемыми категориями товаров и модифицировано путем удаления пробела между словами. Ключевой для этого предложения является идея защиты от ветра, которая применительно к деятельности упомянутых компаний должна быть домыслена потребителем по-разному. Во-вторых, в названии сохраняется связь с сетью интернет, поскольку .net — это одно из употребительных универсальных доменных имен (компания работает в том числе и через интернет). В результате наложения этих двух смыслов мы получаем «многослойное» в плане семантики название, которое способно и передать информацию, и привлечь внимание потенциального потребителя, и подтолкнуть его к поиску сайта данной компании в интернете.

На логотипе компании VetraNet название представлено как последовательность прописных букв одинакового размера на белом или сиреневом фоне, разделенных на части при помощи цвета: первая часть названия (VETRA) написана либо белым, либо сиреневым шрифтом (контрастно к цвету фона), тогда как вторая часть (NET) — оранжевым цветом. Сайт компании (www.vetra.net/, в настоящее время закрыт) имеет адрес, использующий доменное имя .net. Название компании совпадает с адресом ее сайта — электронного магазина, хотя в логотипе название компании представлено несколько иначе (в нем отсутствует точка).

Модель образования имени компании «ВетраНет» та же, и это свидетельствует об активности данной модели, а также ее очевидности и общераспространенности. Однако сайт компании расположен по адресу https://vetranet.ru/, то есть имеет другое доменное имя первого уровня (.ru), а само название компании (vetranet) формирует доменное имя второго уровня. Выбор этого варианта, несомненно, обусловлен невозможностью существования двух сайтов с одинаковыми URL-адресами. Название сайта не совпадает с названием компании, но это не ведет к отказу создателей компании от использования модели образования онима, имеющей очевидное интернет-происхождение.

Во всех рассмотренных случаях связь деятельности компаний с сетью интернет достаточно слаба: она проявляется лишь в том, что свои услуги эти компании частично осуществляют посредством интернета, тогда как сами по себе эти услуги являются полностью оффлайновыми. Это справедливо и для некоторых других типов онимов. Характерным примером может служить журнал «Собака.Ру», который выпускается компанией «Фабрика контента Точка.Ру», причем распространяется журнал не только в электронной форме, но и в виде традиционного бумажного издания. Примечательно, что название выпускающей компании «Фабрика контента Точка.Ру» не связано с ее сайтом, а это следует интерпретировать как превращение рассматриваемой модели онимообразования в чистый знак, маркер принадлежности к сети интернет. К этому же ряду принадлежит название НКО «Насилию.Нет» (https:// nasiliu.net/). Хотя данная организация, оказывающая помощь жертвам домашнего насилия, работает через интернет, основная активность осуществляется онлайн в виде юридическо-правовой, психологической и практической помощи пострадавшим.

В других случаях наблюдается еще большее обособление анализируемой модели от интернет-коммуникаций. Например, название детского сада Кенгу.РУ вообще невозможно связать с виртуальным миром и электронными коммуникациями. При этом стоит обратить внимание на обыгрывание созвучия регионального домена .ru и последнего слога в слове кенгуру. То же можно сказать о названии кафе и ресторанов Ед@.ги (их носят, по всей видимости, не связанные между собой рестораны в г. Быково и г. Раменское в Подмосковье, в г. Черняховск Калининградской области). В последнем случае мы имеем дело с конструкцией, вбирающей в себя графические элементы, прочно ассоциирующиеся с сетью интернет, однако являющейся полностью искусственной, поскольку реальный адрес сайта не может включать в свой состав знак @ (точнее, этому знаку отведена сугубо техническая роль, связанная с авторизацией на сайте, а потому на его использование в идентифицирующем имени сайта наложен запрет). Упомянем также названия туристических агентств «Куда.ру» (закрыто, сайт по адресу http://kuda. ru/ значится как закрытый на реконструкцию), «Куда Ехать^и» (http://www.kudaexat.ru/).

Таким образом, модель образования онима от упрощенного адреса сайта либо посредством имитации названия сайта проникает в сферы ономастической системы, не связанные с сетью интернет либо связанные с ней косвенно. Имена доменов в их названиях, скорее, следует интерпретировать либо как знак того, что они осуществляют свою деятельность или часть своей деятельности через интернет, либо как проявление языковой моды [Врублевская, 2014].

Другое направление влияния интернет-ономастики на ономастику в целом связано с созданием орфографически ненормативных имен. Можно выделить два типа таких ненормативных написаний, которые в высокой степени связаны с интернет-коммуникациями.

1) Один из широко распространенных приемов — использование ненормативного написания слова, например: Komplete (вместо Complete), Kontrol (вместо Control), Manuskript (вместо manuscript), Synkron (вместо нормативного написания synchro-), Turtl (вместо turtle), (Un)colored и под. Такого рода образования в большей степени характерны для иностранной и международной практики нейминга, чем для практики российской.

Эти случаи следует последовательно отличать от языковой игры, которая приводит к ненормативному написанию, ср. «телескопическое» название службы такси ОПЕЛЬсин, которое представляет собой контаминацию слов ОПЕЛЬ (марка машины) и апельсин (название фрукта). В этом случае неправильное написание является «побочным эффектом» языковой игры и условием, которое делает эту языковую игру очевидной для потребителя, тогда как в анализируемых случаях искажение орфографии является основным и единственным способом образования имени.

2) Другой прием, также нарушающий орфографическую норму, требующую отделять лексические единицы пробелом, — слитное написание онимов, составленных из двух или более относительно самостоятельных компонентов. В компьютерной среде этот принцип используется чрезвычайно широко, например, в создании таких прагматонимов, как названия социальных сетей и коммуникационных платформ (социальные сети LinkedIn, ВКонтакте (VKontakte), GetHired, Myspace, ДругВокруг, Мир-Тесен, платформа блогов LiveJournal, платформа объявлений БазарСНГ), компьютерных программ (программа для 3D-моделирования SketchUp, программы для заметок GoodNotes, Simplenote, OneNote, CherryTree, программа для инвесторов Robinhood, , программа для удаленного доступа к компьютеру LogMeIn, картографический сервис с открытым исходным кодом OpenStreetMap и программа OsmAnd для доступа к нему, офисные пакеты LibreOffice, ONLYOFFICE и т. д.), интернет-сервисов (облачное хранилище ElephantDrive, интернет-сервис по рекомендациям для чтения myOn, онлайн-площадка для трейдинга CityIndex, интернет-сервис и программа для подсчета калорий и планирования диеты myfit-nesspal, сервис электронных платежей 2checkout и т. д.). Не менее широко этот принцип распространен при создании эргонимов: ByBox (электронная система инвентаризации), BeyondTrust (компания, специализирующаяся на кибербезопасности), covermymeds (разработчик программного обеспечения в области медицинского страхования), Forcepoint (компания, специализирующаяся на кибербезопасно-сти), HealthcareSource (разработчик программного обеспечения в области здравоохранения), OfficeTiger (независимый подрядчик по управлению бизнес-процессами), RedPrairie (компания, предлагающая услуги по дистрибуции товаров и услуг), RedisLab (разработчик базы данных Redis) и т. д.

Этот прием создания онимов также выходит за пределы электронной среды, о чем свидетельствуют названия марок одежды befree, INCITY, Outventure, РlayToday, Trybeyond, ДариМир, название платежной системы MasterCard, название магазинов PoiskHome, КидМаркет, КУПИМАМА, название марки

солнцезащитного геля Sunofabeach, название сервиса рабочих офисных пространств WeWork, названия рекламных агентств Razorfish, StrawberryFrog, название курьерской компании PickPoint, название овсяных хлопьев Прозапас, название оконной фирмы АКТО (обыгрывается в слогане АКТО если не мы, хотя в этом случае нельзя исключить вторичного переосмысления аббревиатуры или иначе полученного названия) и т. д.

В контексте электронной среды оба эти варианта предлагают простой и экономичный способ создания уникального онима. Их связь с электронной средой вряд ли может вызывать сомнения: с точки зрения поисковой системы выражение be free и неологизм befree, слова complete и komplete являются разными единицами, которые не квалифицируются как правильные или ошибочные. В электронной среде подобного рода образования также мотивированы структурой URL-адресов и практикой программирования. При этом требование уникальности, желательное с точки зрения маркетинга и технически необходимое с точки зрения интернет-технологий, в одинаковой степени актуально как для явлений, принадлежащих к компьютерному миру, так и для явлений, существование которых не связано с электронной средой.

Более подробного внимания в этом отношении заслуживает вторая группа онимов, в основе которой лежит пропуск пробела. Этот прием может быть мотивирован интернет-коммуникацией в собственном смысле слова лишь отчасти. Если связывать этот прием с URL-адресами, то он оказывается технически мотивированным тем, что URL-адрес не может содержать пробелов. На практике самостоятельные слова в URL-адресах либо пишутся без пробела, либо разделяются допустимым знаком препинания (дефисом или, в редких, нижним подчеркиванием). Однако практика таких беспробельных написаний также распространена за пределами URL-адресов и включает создание имен-идентификаторов переменных и функций в языках программирования. Эти приемы глубоко мотивированы тем, что, отдельные идентификаторы в программном коде, во-первых, должны быть графически целостными (не могут содержать пробелы), во-вторых, должны быть уникальными, то есть отличаться от всех других идентификаторов в программе, а в-третьих, должны быть информативными, чтобы программист мог легко понять, какие данные хранятся в переменной и что именно выполняет функция. В программировании использование дефисов находится под запретом, а допустимыми оказываются слитные написания, в том числе с выделением начала слов заглавными буквами («CamelCase»), и написания с нижними подчеркиваниями («snake_case»). Другими словами, практика слитного написания слов имеет более широкое применение, обусловленное не только интернет-технологиями, но и компьютерными технологиями в целом. Нельзя исключить, что вторая модель образования онимов — особенно в написаниях, сочетающих в себе заглавные и строчные буквы, — возникла под определенным влиянием практики программирования.

Разумеется, мотивировка в каждой из категорий несколько сложнее. В целом нельзя отрицать общей экспрессивности и выделенности как онимов, которые основаны на нарушении орфографически нормативного написания, так и онимов, основанных на «склеивании» двух или более слов. Правда, необходимо признать, что из-за чрезвычайно широкого применения этих техник, равно как и других техник языковой игры, эти приемы свою экспрессивность утрачивают. Кроме того, это соображение не позволяет объяснить генезиса данных приемов и скрывает их сходство с упомянутыми особенностями URL-адресов и практики программирования.

В заключение отметим, что сама по себе потребность создания графически уникального имени собственного является очень мощным фактором, который актуализирует не специфичные для интернет-среды речевые и языковые явления, прежде всего, языковую игру. В этом смысле любое имя, основанное на языковой игре, результатом которой является окказиональная лексическая единица, оказывается предпочтительным, так как позволяет однозначно идентифицировать ресурс или объект. Характерным примером реализации этой стратегии может служить название онлайн-сервиса Yousician, предлагающего курсы для начинающих музыкантов. Данное название строится как слияние слов you и musician («ты» и «музыкант»), благодаря которым непосредственно указывается адресат ресурса; кроме того, благодаря этому данное название является как бы свернутым предложением (You are musician, «Ты — музыкант»). Хотя это название строится на звуковой игре (словаyou [ju:] и musician [mju:zi@n] похожи по произношению), результатом языковой игры является графически уникальное имя, которое, в частности, не только позволяет быстро найти ресурс, но и может использоваться в качестве названия сайта.

Заключение

Таким образом, проблематику интернет-ономастики можно разделить на две крупные сферы. Во-первых, это функционирование традиционных онимов в интернет-коммуникации, интернет-разновидностях различных дискурсов, а также в виртуальном пространстве в целом, которое является дополнением к «первой реальности». В связи с этим направлением хотелось бы обратить внимание на то, что исследователи далеко не всегда уделяют достаточно внимания специфике представления ономастических единиц, обусловленных интернет-средой сферой их функционирования. Это направление для исследований представляется крайне перспективным, поскольку с большой вероятностью может служить основанием для выявления особых черт, которые ономастические единицы обретают в контексте сети интернет.

Во-вторых, важной и, пожалуй, наиболее ценной и продуктивной составляющей изучения ономастики в интернет-коммуникации являются особые ономастические феномены, которые возникли в условиях электронных коммуникаций и отражают коммуникативно-дискурсивную специфику электронной среды. Прежде всего, это касается никнеймов (виртуальных антропонимов), которые демонстрируют множество черт, позволяющих считать их принципиально новым явлением. При этом обнаруживаются факты, которые свидетельствуют, что многие модели образования онимов, характерные для интернет-среды и, шире, компьютерной сферы, проникают в традиционные сферы ономастики, то есть выходят за пределы сферы, в которой они возникли.

Список литературы

1. Воркачев С.Г., Воркачева Е.А. Дискурс и его типология в российской лингвистике. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 14-21. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-14-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Казяба В.В. К вопросу об отборе материала для антропонимических исследований никнеймов (на примере немецкоязычного интернет-сегмента). Вопросы ономастики. 2020; 1: 223-235.

3. Sousa X. Geonomastics on the Web: Visualizing Surname Distributions in a Regional Space. Вопросы ономастики. 2019; 3: С. 212-222.

4. Супрун В.И. Размышления над ономастической терминологией. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011; 8 (62): 133-138.

5. Ахметова А.Р. Городские интернет-мемы: лингвокультурологический аспект (на примере г. Уфы). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 102-111. DOI: 10. 29025/20796021-2020-1-102-111.

6. Джиоева В.П., Тамерьян Т.Ю. Воздействие новых информационных технологий на создание имиджа политического лидера в цифровом пространстве. Язык. Текст. Дискурс. 2018; 16: 167-175.

7. Аникина Т.В. Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов. Политическая лингвистика. 2011; 1 (35): 198-201

8. Шарифуллин Б.Я. Ономастические игры в российских информационно-психологических войнах. Экология языка и коммуникативная практика. 2016; 1 (6): 328-353.

9. Исмаилова О.И. Языковые средства реализации деструктивных речевых стратегий в российском и британском медиаполитическом дискурсе. Политическая лингвистика. 2019; 3 (75): 54-59.

10. Цонева Л.М. Имена российских политиков в болгарском политическом дискурсе. Политическая лингвистика. 2011; 1 (35): 56-63.

11. Юдина А.Д. Окказионализмы, мотивированные именами собственными. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020; 195: 126-134.

12. Тамерьян Т.Ю., Качмазова А.У Креолизованный текст в осетинском интернет-пространстве. Семантика, символика, прагматика. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014; 12-3 (42): 166-170.

13. Тамерьян Т.Ю. О некоторых дискуссионных вопросах теории прецедентности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2008; 10: 47-54.

14. Щербак А.С. Региональная ономастика в когнитивном аспекте. Тамбов: Тамбовский государственный университет; 2008.

15. Щербак А.С. Ономастический концепт как единица знания. Когнитивные исследования языка. Вып. 4. Концептуализация мира в языке. Под ред. Е. С. Кубряковой, Н. Н. Болдырева. Москва, Тамбов: Тамбовский государственный университет; 2009.

16. Тамерьян Т.Ю., Цаголова В.А. Номинативное поле социоперсонального концепта Kanzlerin Angela Merkel - Канцлер Ангела Меркель. Политическая лингвистика. 2013; 4 (46): 151-155.

17. Тамерьян Т.Ю. Канцлер Германии в метафорическом зеркале политического дискурса. Вопросы когнитивной лингвистики. 2015; 4 (45): 81-87.

18. Tameryan T.Y., Zheltukhina M.R., Slyshkin G.G., Abakumova O.B., Volskaya N. N., Nikolaeva A. V. Metaphor in Political Media Discourse: Mental Political Leader Portrait. Online Journal of Communication and Media Technologies. 2018; 8 (4): 377-384.

19. Сафронова Н.И., Ермакова Т.А. Особенности эргонимии города Сургута в начале XXI века (на материале коммерческих эргонимов). Вестникугроведения. 2019; 2: 260-270.

20. Карпенко М.Ю. Мотивация сайтонимов англоязычного сектора Интернета. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014; 2: 35-39.

21. Коновалова М.В. Лингвистический анализ названий сайтов электронных изданий западногерманского направления. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010; (5): 32-33.

22. Аникина Т.В. Виртуальный антропоним в системе современной коммуникации. Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2012; 2: 56-60.

23. Аникина Т.В. Имя собственное в Интернет-коммуникации. Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2010; 2 (75): С. 71-76.

24. Балкунова А.С. Никнейм — неологизм или окказионализм? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011; 1 (7): 92-96.

25. Балкунова А.С., Рянская Э.М. Место никнеймов в ономастике. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2010; 3: 17-22.

26. Холодных Г.В. Никнейм как разновидность псевдонима. Библиография и книговедение. 2017; 3 (410): 84-95.

27. Соков А.А. Функционально-стилевые особенности никонимов в виртуальном дискурсе. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013; 4 (79): 69-72.

28. Тюкина Т.В., Кочетков В.В. Разновидности диктонимов на портале www.mail.ru. Научный поиск. 2015; 1: 37-40.

29. Голованова Е.И. Антропоним как базовое средство индивидуальной и корпоративной идентификации и презентации в современной культуре. Челябинский гуманитарий. 2012; 1 (18): 45-50.

30. Шмелева Т.В. Русский рэп как пространство языкового креатива. Лингвистика креатива. Под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; 2009: 176-193.

31. Зубарева А.В. Никнейм как особый тип онимов: в поисках интегрального признака. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2018; 4: 115-123.

32. Попова А.Р. Морфологические приемы создания имени персонажа компьютерной игры. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2019; 3: 125-138.

33. Соков А.А. Автономинация как результат реализации лингвокреативного потенциала виртуальной языковой личности XXI века. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2014; 4: 78-84.

34. Врублевская О.В. Антропонимическая периферия как зона активности языковой моды. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2016; 2 (51): 90-01.

35. Романова М.С. Псевдонимы в немецких и русских чатах. Вестник Вятского государственного университета. 2009; 3-2: 91-93.

36. Крылова М.Н. Язык современного интернет-общения (на материале интеллектуального контента социальной сети «ВКонтакте»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1: 128-137. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-1-128-137.

37. Цибизов К. Анонимность и экспрессивность как условия речевого поведения в чат-дискурсе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009; 97: 231 - 235.

38. Андреев В.К. Автономинация в корпоративных языках молодежи: форма и содержание. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011; 5 (59): 4-7.

39. Врублевская О.В. Языковая мода в эргонимии как социолингвистическая проблема. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014; 5-2 (35): 45-49.

References

1. Vorkachev SG., Vorkacheva EA. Discourse and its typology in Russian linguistics. Current issues in philology and pedagogical linguistics. 2019; 3: 14-21. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-14-21

2. Kaziaba VV Researching Internet Nicknames: On the Methodology of Material Selection (Based on German-Language Internet Communication). Problems of Onomastics. 2020; 1: 223-235. (In Russ.).

3. Sousa X. Geonomastics on the Web: Visualizing Surname Distributions in a Regional Space. Problems of Onomastics. 2019; 3: 212-222. DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.3.041.

4. Suprun VI. Reflection on onomastic terminology. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2011; 8 (62):133-138. (In Russ.).

5. Akhmetova AR. Urban internet memes: linguistic and cultural aspect (on the example of Ufa). Current issues in philology and pedagogical linguistics. 2020; 1: 102-111. DOI: 10. 29025/2079-6021-2020-1-102111. (In Russ.).

6. Jioeva VP., Tamer'yan TYu. Impact of new information technologies on image creation of a political leader in digital space. Language. Text. Discourse. 2018; 16: 167-175. (In Russ.).

7. Anikina TV. Political nicknames in chats. Political Linguistics. 2011; 1(35): 198-201. (In Russ.).

8. Sharifullin BJa. Onomastic games in Russian information and psychological wars. Language ecology and communication practice. 2016; 1 (6): 328-353. (In Russ.).

9. Ismailova OI. Linguistic Means of Realization of Destructive Speech Strategies in Russian and British Political Media Discourse. Political Linguistics. 2019; 3 (75): 54-59. (In Russ.).

10. Tsoneva LM. Names of Russian politicians in Bulgarian political discourse. Political Linguistics. 2011; 1 (35): 56-63. (In Russ.).

11. Yudina A. Occasionalisms motivated by proper names. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2020; 195: 126-134. (In Russ.).

12. Tamer'yan TYu., Kachmazova AU. Creolized text in the Ossetian internet space. Semantics, symbolism, pragmatics. Philology. Theory & Practice. 2014; 12-3 (42): 166-170. (In Russ.).

13. Tameryan TYu. Some deliberative issues of the theory of precedent. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2008; 10: 47-54. (In Russ.).

14. Shcherbak AS. An onomastic concept as a knowledge unit. Cognitive language research. Issue 4 World conceptualization in language. Gen. eds. E. S. Kubryakova, N. N. Boldyrev. Moscow, Tambov; 2009: 150-165. (In Russ.).

15. Shcherbak AS. Regional onomastics in the cognitive aspect. Tambov: Tambov State University; 2008. (In Russ.).

16. Tameryan TYu., Tsagolova VA. Nominative field of the socio-personal concept «Chancellor Angela Merkel». Political Linguistics. 2013; 4 (46): 151-155. (In Russ.).

17. Tameryan TYu. Chancellor of Germany in the metaphoric mirror of political discourse. Issues of Cognitive Linguistics. 2015; 4 (45): 81-87. (In Russ.).

18. Tameryan TY., Zheltukhina MR., Slyshkin GG., Abakumova OB., Volskaya NN., Nikolaeva AV. Metaphor in Political Media Discourse: Mental Political Leader Portrait. Online Journal of Communication and Media Technologies. 2018; 8 (4): 377-384.

19. Safonova NN., Yermakovskaya TA. Features of Surgut ergonymy at the beginning of the XXI century (on the material of the commercial ergonyms). Bulletin of Ugric studies. 2019; 2: 260-270. (In Russ.).

20. Karpernko MYu. Motivation of the titles of the English-language internet sites. Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication. 2014; 2: 35-39. (In Russ.).

21. Konovalova MV. Linguistic analysis of names of sites of electronic publications of the West German direction. Sigh: the problem field of Media Education. 2010; 1 (5): 32-33. (In Russ.).

22. Anikina TV Virtual Anthroponym in the System of Modern Communication. Ural philological Vestnik. Series: Language. System. Personality: linguistics of creativity. 2012; 2: 56-60. (In Russ.).

23. Anikina TV Proper nouns in Internet communication. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture. 2010; 2(75): 71-76. (In Russ.).

24. Balkunova AS. The Nickname: Neologism or Occasionalism? Vestnik. Moscow City Pedagogical University. Series Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education. 2011; 1 (7): 92-96. (In Russ.).

25. Balkonova AS., Ryanskaya EM. The place of nicknames in onomastics. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2010; 3: 17-22. (In Russ.).

26. Kholodnykh GV. Nickname as subclass of pseudonym. Bibliography and bibliology. 2017; 3 (410): 84-95. (In Russ.).

27. Sokov AA. Functional and style peculiarities of nicknames in the virtual discourse. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2013; 4 (79): 69-72. (In Russ.).

28. Tyukina TV, Kochetkov VV. Diktonym types at www.mail.ru communi-cation portal. Scientific search. 2015; 1: 37-40. (In Russ.).

29. Golovanova EI. Anthroponym as a basic means of individual and corporate identification and presentation in modern culture. Chelyabinskij Gumanitarnij journal. 2012; 1 (18): 45-50. (In Russ.).

30. Shmeleva TV. Russian rap is the space for language creativity. Gen. eds. T. A. Gridina. Ekaterinbourg: Ural State Pedagogical University; 2009: 176-193. (In Russ.).

31. Zubareva AV. Nickname as Special Type of Onym: in Search of Integrated Sign. Proceedings of Southern Federal University. Philology. 2018; 4: 115-123. (In Russ.).

32. Popova AR. Morphological techniques for creation а name of a computer game character. Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological Sciences. 2019; 3: 125-138. (In Russ.).

33. Sokov AA. Autonomination as a result of the implementation of linguistic creative potential of virtual language personality in the 21st century. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Russian Philology. 2014; 4: 78-84. (In Russ.).

34. Vrublevskaya OV. Anthropomorphic periphery as an activity zone of linguistic fashion. Bulletin of Ryazan State University namedfor S. A. Yesenin. 2016; 2 (51): 90-101. (In Russ.).

35. Romanova MS. Nicknames in German and Russian Chats. Herald of Vyatka State University. 2009; 3 (2): 91-93. (In Russ.).

36. Krylova MN. Language of modern internet communication (on the material of the intellectual content of the social network "VKontakte"). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019; 1: 128137. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-1-128-137 (In Russ.).

37. Tsibizov K. Anonymity and expressivity as conditions of speech behavior in chat discourse. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2009; 97: 231 - 235. (In Russ.).

38. Andreev VK. Autonomination in corporate languages of the youth: form and content. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2011; 5 (59): 4-7. (In Russ.).

39. Vrublevskaya OV. Language fashion in ergonomics as a sociolinguistic problem. Philology. Theory & Practice. 2014; 5-2 (35): 45-49. (In Russ.).

История статьи:

Получена: 17.12.2020

Принята: 15.01.2021

Опубликована онлайн: 25.03.2021

Article history:

Received: 17.12.2020

Accepted: 15.01.2021

Published online: 25.03.2021

Сведения об авторе:

Зубарева Анастасия Валерьевна, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация; е-mail: azubareva@sfedu.ru.

Bionote:

Anastasia V. Zubareva, Senior Lecturer of the Department of Russian as a foreign language and its teaching methods of the International Institute of Interdisciplinary Education and Ibero-American Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation; е-mail: azubareva@sfedu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.