И.Г. ГАЛУТВА I.G. GALUTVA
«ОН ВЗЯЛ С СОБОЮ ПАРУСА...»
«НЕ TOOK SAILS WITH HIM...»
r \
Сведения об авторе. Галутва Игорь Григорьевич — ветеран-подводник, капитан 1 ранга в отставке (г. Чернигов, Украина. E-mail: igorgalutva@email.ua).
Аннотация. Статья на основе новых архивных документов и исторических публикаций освещает жизнь и деятельность выдающегося мореплавателя, одного из руководителей Первого кругосветного плавания русских кораблей (1803—1806) Ю. Ф. Лисянского.
Ключевые слова: Первое кругосветное плавание русских кораблей; Ю.Ф. Лисянский; И.Ф. Крузенштерн; шлюп «Надежда»; шлюп «Нева»; географические открытия; Русская Америка.
Information about author. Igor Galutva — Veteran Submariner; Captain 1 Rank (ret.) (city of Chernigov. E-mail: igorgalutva@ mail.ru).
Summary. The article based on new archival documents and historical publications illuminates life and activity of outstanding navigator; one of the leader of the First circumnavigation of Russian ships (1803—1806) Yu.F. Lisyansky.
Keywords: First circumnavigation of Russian ships; Yu.F. Lisyansky; I.F. Krusenstern; sloop «Nadezhda»; sloop «Neva»; geographical discoveries; Russian America.
V_J
ПЕРВАЯ половина XIX века вошла в историю Российской империи как период активного исследования и освоения новых территорий, открытия не известных ранее морских транспортных путей, установления дипломатических отношений с сопредельными государствами, прежде всего со странами Дальнего Востока. Развитие торговли, морского и охотничьего промыслов в дальневосточных водах требовало детального изучения этих районов Тихого океана.
Однако международная обстановка, сложившаяся в Европе на рубеже XVIII—XIX вв., войны со Швецией и Францией не позволяли развернуть морские плавания с должным для достижения этих целей размахом. И только возникшая к началу XIX столетия мирная пауза в отношениях между государствами создала возможность России подойти вплотную к решению насущных хозяйственных задач, развитию промышленности, путей сообщения, внешней и внутренней торговли.
В 1799 году была создана Российско-Американская компания, сыгравшая решающую роль в освоении и изучении
северной части Тихого океана. Компании было предоставлено монопольное право распоряжаться богатствами северо-западной части Тихого океана, торговать с соседними странами, возводить военные укрепления. Она получила от правительства права на управление всеми русскими землями в Северной Америке, известными под названием Русская Америка. Сама жизнь требовала поиска удобных транспортных путей для дальнейшего расширения экономической деятельности. Решению этой важной проблемы был посвящён целый ряд кругосветных экспедиций, большинство которых имели своей целью посещение северо-западных берегов Америки в районе Аляски, где находились русские поселения, для снабжения их продовольствием и необходимыми товарами. В ряду наиболее выдающихся экспедиций особая роль принадлежит походу И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» в 1803—1806 гг. — Первому кругосветному плаванию русских кораблей. «Невой» командовал Ю.Ф. Лисянский.
Юрий Фёдорович Лисянский родился в 1773 году в городе
Нежине на Черниговщине в семье священника, протоиерея церкви Иоанна Богослова1. Дата рождения будущего мореплавателя в разных источниках указывается по-разному: в одних — 2(13) апреля, в других — 2(13) августа. С помощью архивариусов Государственного архива Черниговской области по записям, найденным в архивном фонде Черниговской духовной консистории, в метрической книге Иоанно-Бого-словской церкви г. Нежина за 1773 год удалось установить точную дату рождения Лисянского — 1(12) апреля2. В метрической книге Иоанно-Бого-словской церкви указывается другая транскрипция имени Юрия Лисянского — Георгий, но по церковным канонам того времени разницы между этими именами не было3.
Лисянские происходили из древнего казацкого рода: прадед Юрия, Семён Лисянский, был полковым есаулом в Нежинском полку, а дядя, Дамиан (Демьян) Герасимович, в своё время служил там сотником, а затем бунчуковым товарищем. В архивных документах содержатся сведения и о дворянском происхождении Лисянских4.
Юрий был младшим, третьим сыном в семье. Рано лишился
матери: она умерла, когда ему было десять лет. С детства проявлял большие способности, любил читать книги об открытии новых земель, о моряках, морских путешествиях, мечтал побывать в неведомых краях.
Желая дать младшим сыновьям, Ананию и Юрию, достойное образование, отец, Фёдор Герасимович, в 1783 году повёз их в Петербург для поступления в Морской кадетский корпус. С большим трудом посредством связей и протекции ему удалось устроить их на учёбу.
Обучение в корпусе давалось Юрию легко. В марте 1786 года он был произведён в гардемарины. Но вскоре военная обстановка на Балтийском море потребовала срочного пополнения флота офицерскими кадрами. Среди досрочно выпущенных в мае 1788 года воспитанников Морского корпуса был и Юрий Лисянский, получивший назначение на 38-пушечный фрегат «Под-ражислав». На этом фрегате 15-летний гардемарин получил боевое крещение в Гогланд-ском, Эландском, Ревельском и Выборгском морских сражениях в Русско-шведской войне 1788—1790 гг. В марте 1789 года за проявленное в сражениях мужество Лисянский был произведён в мичманы.
В 1793 году он производится в лейтенанты и в числе 16 лучших флотских офицеров направляется волонтёром в Англию, «дабы... служить беспрерывно на английских кораблях в море». В течение пяти месяцев Лисянский живёт в Лондоне, посещает различные приморские города, усердно изучает английский язык, жизнь и нравы населения. В январе 1794 года в одном из писем к брату Ананию он с иронией пишет: «Народ, с которым мы теперь имеем дело, весьма просвещён в денежных обстоятельствах и к карманному величию имеет безмерную почтительность; коротко сказать, всякий шаг здесь стоит не меньше шиллинга. Съехавши
в Гулль, взяли с нас по гинее за несколько рубах и мундир, которые были в чемодане у каждого. Взяли за то, что мы русские, за то, для чего едем в Лондон, и, по крайней мере, полгинеи за то, для чего мы не говорим по-аглицки»5.
На кораблях английского флота Юрий совершил ряд интересных плаваний, побывав у берегов Канады, Северной и Южной Америки, Антильских и Бермудских островов. Как волонтёр английского флота Лисянский участвовал в сражениях с французскими кораблями. Отличился он и в бою с французским фрегатом «Элизабет», в ходе которого был контужен.
Вернувшись из Вест-Индии в Соединённые Штаты Америки, Лисянский получил отпуск и полгода путешествовал по этой стране. Дневники и письма, оставленные им, содержат богатые сведения по географии, экономике, политической жизни и культуре США.
В городе Филадельфия6 («чистота повсюду такова, что в будущие 50 лет он верно не уступит ни одной столице в свете, ежели возвышаться будет подобно прошедшим двадцати») русский путешественник был принят президентом Джорджем Вашингтоном. В письме к брату Ананию Юрий Фёдорович писал: «Вашингтон обласкал меня таким образом, что я по гроб жизни должен ему остаться благодарным и всегда сказать, что не было в свете величее мужа сего. Простота его жизни и благосклонность в обхождении таковы, что в одно мгновенье поражают и удивляют чувства»7.
В 1798 году Лисянский вместе с другими офицерами, проходящими службу в английском флоте, по приказу Адми-ралтейств-коллегии возвращается в Россию и принимает под своё командование фрегат «Автроил», производится в капитан-лейтенанты.
В 1802 году он переводит и публикует большую работу английского специалиста Джона Клерка «Движение флотов»,
Ю.Ф. Лисянский
касающуюся тактики морских операций. Книга долгое время служила единственным пособием по тактике действий для командиров парусных кораблей. В ноябре того же года за участие в 16 морских кампаниях и проявленное мужество капитан-лейтенант награждается орденом Св. Георгия 4-й степени.
Вскоре Юрий Фёдорович получил приглашение участвовать в Первой русской кругосветной экспедиции и в конце сентября 1802 года отправился вместе с известным корабельным мастером И.С. Разумовым в Гамбург для покупки судов, предназначенных для этой цели. Финансирование экспедиции осуществлялось Российско-Американской компанией совместно с правительством. Однако с первых шагов их ждала неудача. В Гамбурге они не нашли подходящих судов и были вынуждены выехать в Англию.
В Англии Лисянский приобрёл два шлюпа: 16-пушечный «Леандр» водоизмещением 450 т, который позже был переименован в «Надежду», и 14-пушечный «Темза» водоизмещением 370 т, который стал называться «Нева», а также необходимые навигационные, астрономические и физические инструменты, лекарства и одежду. Профессиональный выбор кораблей, инструментов и снаряжения для
ш
Ш
И.Ф. Крузенштерн
экипажей в немалой степени способствовал успешному решению задач экспедиции. И в этом, безусловно, основная заслуга принадлежит Ю.Ф. Лисянскому.
5 июня 1803 года «Надежда» и «Нева» прибыли в Кронштадт. Началась непосредственная подготовка кораблей и экипажей к плаванию. Это было нелёгкое дело. Кроме запасов продовольствия на три года, состоявшего из нескольких тысяч бочек солонины и сухарей, надо было взять для Аляски и Камчатки 6 ООО пудов железа, спирт, ружья, порох и многое другое. Всё остальное продовольствие планировалось покупать в портах по маршруту
перехода. Не была забыта и научная составляющая экспедиции. Видные учёные Академии наук приняли участие в разработке инструкций по различным отраслям исследований. Корабли были снабжены лучшими по тем временам научными приборами.
Маршрут предстоявшего плавания, разработанный Крузенштерном и Лисянским до мельчайших подробностей, пролегал через Балтийское и Северное моря, Атлантический океан и, обогнув Южную Америку, следовал к Гавайским островам. Отсюда «Нева» должна была идти к о. Кадьяк, где находилась главная контора Российско-Американской компании, взять груз пушнины и доставить его в Кантон.
В это время «Надежда» должна была доставить российское посольство в Японию (посол — Н.П. Резанов), потом на Камчатке взять пушнину и тоже прибыть в Кантон. Далее обоим кораблям предстояло через Южно-Китайское и Японское моря, Индийский и Атлантический океаны, Северное и Балтийское моря возвратиться в Россию. Таким образом, экспедиции предписывалось в течение трёхлетнего кругосветного плавания пройти десятки тысяч миль, дважды пересечь Атлантический и Тихий океаны, обогнуть Американский кон-
тинент, обследовать земли на севере Тихого океана, пересечь с востока на запад Индийский океан и, пройдя с юга Африканский континент, возвратиться в Кронштадт. Это был фантастический план совместного длительного плавания двух парусных кораблей малого водоизмещения при весьма скромном навигационном обеспечении: магнитный компас, секстан и сомнительной точности навигационные карты и пособия, которые требовалось уточнять новыми открытиями неизвестных островов и территорий.
Особенность экспедиции состояла и в том, что корабли несли военно-морские флаги, в то же время выполняя функции торговых судов. Экипажи комплектовались офицерами и матросами, добровольно вызвавшимися отправиться в кругосветное плавание. Всего в Первой русской кругосветной экспедиции участвовали 129 человек, из которых на борту «Невы» находились 48. Среди офицеров экспедиции были совсем молодые лейтенант Фаддей Беллинсгаузен и мичман Отто Коцебу — им ещё предстояло прославиться и стать известными мореплавателями-первооткрывателями. Руководство экспедицией на шлюпе «Надежда» было поручено И.Ф. Крузенштерну.
19 июля корабли вышли на Кронштадтский рейд, где находились до утра 7 августа. В это время ежедневно проводились учения по постановке и уборке парусов, борьбе с пожаром и поступлением воды, артиллерийской подготовке. 7 августа 1803 года в 10 часов утра «Надежда» и «Нева» снялись с якорей и покинули рейд — началось Первое кругосветное плавание русских судов.
«Выйдя в открытое море, — пишет Лисянский, — я приказал собрать всю команду на шканцах. Первым моим долгом я счёл нужным указать каждому, сколь продолжительно и с какими трудностями сопряжено предпринятое нами путешествие. А потом совето-
вал им жить между собою дружески, содержать всевозможную чистоту, а больше всего быть послушными высшему начальству»8.
Вечером 19 августа корабли прибыли в Копенгаген, где приняли груз для Российско-Американской компании и продовольствие. 8 сентября 1803 года они покинули Копенгагенский рейд. Порывистый ветер, дождь, большая облачность постоянно сопровождали плавание кораблей в Северном море. Испытание штормами было выдержано экипажами с большим мужеством.
26 сентября «Нева» прибыла в английский порт Фальмут, 28 сентября туда же прибыла «Надежда». На кораблях были пополнены запасы продовольствия, произведён необходимый ремонт. На «Неве» сменили паруса. 5 октября корабли покинули порт и к ночи миновали Лизардский маяк (последний европейский маяк на юго-западном побережье Англии), с каждым часом всё больше удаляясь от берегов Европы. По пути следования выполнялись наблюдения за температурой морской воды на различных горизонтах9.
20 октября «Надежда» и «Нева» достигли о. Тенерифе в группе Канарских островов и стали на якорь в бухте Санта-Крус у подножия высокой горы. Экипажи были поражены сказочной красотой здешних мест. Пополнив запасы вина, пресной воды и провизии, 27 октября они снова вышли в открытый океан. В районе островов Зелёного Мыса стало ясно, что оба шлюпа сносит к востоку сильное течение — так было открыто Межпассатное противотечение в низких широтах Атлантического океана.
Плавание к берегам Бразилии, длившееся почти два месяца, оказалось очень изнурительным. В первой половине ноября 1803 года корабли достигли тропических широт, а 26 ноября «Надежда» и «Нева» пересекли экватор — впервые в истории русского флота. На кораблях устроили праздник в
• ' : » ЮЛисянсниА .Надежда' и Нева 1803-1800 гг
Первое кругосветное плавание русских кораблей (1803—1806)
честь Нептуна и торжественный обед.
21 декабря корабли достигли бразильского острова Св. Екатерины (Санта Катерина), где задержались почти на шесть недель в связи с необходимостью проведения ремонтных работ. На «Неве» пришлось заменить грот- и фок-мачты. Для этой цели были срублены 40-метровые стволы красного дерева. Они были очень тяжёлые, их доставка и установка требовали неимоверных усилий. Только в конце января 1804 года «Нева» была готова продолжить плавание.
Покинув гостеприимные берега острова, корабли возобновили свой путь на юг и через три недели уже находились на параллели мыса Горн, попав в жестокий шторм, который не утихал несколько суток. Изнемогая от усталости, моряки мужественно боролись со стихией, с честью выдержав суровое испытание. Наконец, в восемь часов утра 3 марта 1804 года русские корабли впервые обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан.
После трёх недель плавания в тумане «Нева» и «Надежда» потеряли друг друга из виду. «Здесь не нужно, кажется, — отмечал Лисянский, — описывать наших чувств при этом случае, а довольно сказать, что мы остались одни в самом неприязненном климате, отдалённые от обитаемых мест и не
имея никакой другой помощи, кроме той, какую могли сами себе подать»10.
Лисянский принял решение следовать к острову Пасхи, где была намечена встреча обоих кораблей в случае, если они потеряют друг друга в море. 16 апреля «Нева» приблизилась к его южной оконечности. Не ограничившись изучением побережья и прибрежных глубин, Лисянский довольно подробно описал природу острова, ознакомился с бытом местных жителей. 21 апреля, пополнив запасы продовольствия, «Нева» взяла курс на Маркизские острова. 18 мая у Нуку-Хивы (один из Маркизских островов) «Нева» встретила «Надежду», и оба корабля пошли к Гавайским (Сандвичевым) островам.
10 июня 1804 года корабли снова расстались. «Надежда» под командованием Крузенштерна отправилась на Камчатку, а Лисянский остался на несколько дней у о. Каракакоа (на этом острове 14 февраля 1779 г. был убит Д. Кук), чтобы затем самостоятельно следовать к о. Кадьяк у южного берега Аляски.
Оставшись у Гавайских островов, Лисянский собрал обширные сведения о быте, нравах и ремёслах островитян. Данные наблюдения значительно пополнили имевшиеся к тому времени скудные этнографические сведения
об этих территориях. «Санд-вичский народ, — писал Ли-сянский, — кажется, имеет большую способность и вкус к ремёслам. Все производимые ими вещи отменно хороши, но искусство в тканях превосходит даже воображение. Увидев их в первый раз, я никак не мог поверить, чтобы первобытный человек имел столь изящный вкус. Смешение цветов и отличное искусство в рисунке, со строжайшим соблюдением соразмерности, прославили бы каждого фабриканта этих тканей даже и в Европе»11.
Покинув Гавайские острова, «Нева» направилась к острову Кадьяк, которого достигла 14 июля 1804 года. Павловская гавань салютовала ей 11 пушечными выстрелами. На Кадьяке Лисянский получил сведения о нападении индей-цев-тлинкитов (колошей) на русское укрепление Архангельское на о. Ситка (с 1867 г. Ситка находится в составе США). Лисянский перешёл к архипелагу Александра и оказал военную помощь гарнизону. Овладев фортом, офицеры и матросы «Невы» вместе с алеутами заложили на острове крепость Новоархангельск12. К тому времени «Неве» нужно было возвращаться на Кадьяк, чтобы принять меха со складов Российско-Американской компа-
нии и заодно провести необходимые ремонтные работы на корабле. Было решено там и перезимовать13.
В тихоокеанских владениях Российско-Американской компании «Нева» пробыла более года. За это время Лисянский описал острова Кадьяк и Ситка, открыл и описал три острова, которым присвоил имена Чичагова, Круза и Яко-бия, бухты Шелихова и Калинина. Им была также проведена проверка навигационных карт; выполнен силами экипажа ряд съёмок, на основании которых были составлены карты Кадьяка и части островов архипелага Александра.
Вечером 1 сентября 1805 года «Нева», приняв на борт груз пушнины, покинула Кадьяк и взяла курс на Кантон. Более месяца ушло на пересечение Тихого океана. 15 октября корабль неожиданно сел на коралловую банку, названную в честь шлюпа рифом Нева. Неимоверными усилиями экипажа корабль был спасён.
В Северной Полинезии Лисянский открыл остров в Гавайском архипелаге, названный по желанию экипажа его именем: «Команда просит, Юрий Фёдорович, в знак уважения к вашим заслугам, в знак благодарности и любви к вам, нашему начальнику и другу, назвать этот остров вашим именем».
Шлюп «Нева» на рейде о. Кадьяк
Вскоре им удалось ступить на новооткрытый объект. «Воткнув шест в землю, — пишет Лисянский, — сперва я зарыл подле него бутылку с письмом о нашем открытии этого острова... Этот остров, кроме явной и неизбежной гибели, ничего не обещает предприимчивому путешественнику. Находясь посреди весьма опасной мели, он лежит почти наравне с поверхностью воды»14.
Немного позже была открыта коралловая отмель, названная рифом Крузенштерна. От рифа Крузенштерна Лисянский взял курс на Тайвань мимо Марианских островов. Когда за кормой остался последний из островов этой группы, «Нева» попала в жестокий шторм, длившийся несколько дней. Только невероятные усилия экипажа спасли корабль. 3 декабря 1805 года «Нева» прибыла на рейд Макао (Южный Китай), где встретилась с «Надеждой». Оба судна перешли в бухту Вампу близ Кантона.
В Кантоне ими были выгодно проданы меха, приобретённые на севере, выполнены необходимые ремонтные работы, закуплены китайские товары, чай. За два месяца пребывания в Китае мореплаватели собрали много ценных сведений об этой стране, быте и нравах её народа.
9 февраля 1806 года в 10 часов утра корабли покинули воды Китая, благополучно пересекли малоисследованное Южно-Китайское море, миновали пролив Гаспар между островами Банка и Белитунг, прошли около берегов Суматры и Явы Зондским проливом и, наконец, достигли Индийского океана, где попали в полосу жестоких штормов и туманов. В один из таких дней «Надежда» и «Нева» разлучились. Сколько ни палили они из пушек, но ни услышать, ни увидеть друг друга не смогли.
Лисянский принял решение следовать прямо в Англию, не заходя на остров Св. Елены, как было ранее условлено. Он был уверен, что «столь отваж-
ное предприятие доставит нам большую честь. Ещё ни один подобный нам мореплаватель не отважился на такой далёкий путь, не заходя куда-либо для отдыха»15. Лисянский блестяще выполнил свой замысел. Совершив в течение 142 дней беспримерный безостановочный переход из Южного Китая вокруг мыса Доброй Надежды, пройдя почти 14 тыс. миль, «Нева» прибыла в Портсмут (Англия). Этот переход принёс Лисянскому большую популярность и показал всему миру, какими прекрасными качествами и высоким искусством кораблевождения отличались моряки, участвовавшие в этом кругосветном плавании.
После двухнедельной стоянки «Нева» покинула Портсмут и пошла к родным берегам. Утром 5 августа 1806 года корабль стал на якорь на Кронштадтском рейде. 19 августа на рейд прибыла и «Надежда». Трёхгодичное кругосветное плавание, первое в истории русского флота, было завершено. Исследователями установлено, что из 1095 дней исторического похода только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» шла самостоятельно, пройдя за это время расстояние в 25 801 милю, а всего — 45 083 мили. В сущности, это были два отдельных кругосветных плавания. На долю Ли-сянского, флотского офицера по образованию, блестящего знатока морского дела, человека смелого и отважного, выпала великая честь первым в Российской империи пройти просторами Атлантического, Тихого и Индийского океанов. «Нет опасности, которой я бы не перенёс, только бы сделать наше путешествие полезным и доставить честь и славу русскому флагу новыми открытиями» — такую запись сделал в своём дневнике Лисянский ещё перед началом плавания.
Первая русская кругосветная экспедиция, имевшая главной целью торговлю и снабжение товарами Российско-Американской компании,
прежде всего добилась выдающихся научных достижений, внесла значительный вклад в изучение Мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук и была признана географическим и научным подвигом. На карту были нанесены новые острова, проливы, бухты, мысы, рифы, составлено описание многих географических объектов16. Астрономические наблюдения, проводившиеся экспедицией для определения координат географических пунктов, были выполнены с большой точностью и мало чем отличаются от современных данных.
Больших успехов Первая русская кругосветная экспедиция добилась в океанографических исследованиях, особенно динамики океанских вод. Были открыты Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах; собраны богатейшие сведения о прозрачности, плотности, удельном весе и температуре морской воды на различных глубинах, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. В ходе плавания постоянно проводились метеорологические наблюдения, определялись температура, влажность, прозрачность и давление воздуха, сила,направление и продол-
Памятник Ю.Ф. Лисянскому в Нежине
жительность ветра, характер облачности17.
Международное признание получили этнографические исследования экспедиции. Собранная ею коллекция различных предметов утвари, одежды, оружия с экзотических островов Тихого океана и побережья Северной Америки хранится в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.
Все участники кругосветного плавания удостоились наград, а матросы были освобождены от службы, срок которой в то
Надгробие на могиле Ю.Ф. Лисянского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
время исчислялся 25 годами. В честь Первого кругосветного похода была выпущена особая медаль, которую получили члены экипажей совершившего его кораблей. 2 августа 1806 года Лисянский был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени с производством в чин капитана 2 ранга. От Государственного казначейства ему была назначена ежегодная пенсия в 3 ООО рублей, а Российско-Американская компания в знак его заслуг даровала ему 10 тыс. рублей. Экипаж шлюпа подарил ему на память золотую шпагу с надписью на эфесе: «Благодарность команды корабля "Нева"».
В 1807—1808 гг. Лисянский продолжал службу на кораблях Балтийского флота: командовал фрегатом «Зачатие Святой Анны» и корветом «Эмгейтен», отрядом из девяти кораблей, крейсировавших в районе островов Готланд и Борнгольм для наблюдения за английскими военными судами.
В 1807 году Юрий Лисянский сочетался браком с вдовой Шарлоттой Карловной Жандр, урождённой баронессой Брю-нельд, у них родились пятеро детей. Младший из сыновей, Платон, пошёл по стопам отца, командовал кораблём, был адъютантом вице-адмирала А.П. Лазарева и вице-адмирала великого князя Константина Николаевича, главным редактором журнала «Морской сборник», непременным членом Учёного комитета Морского министерства, действительным членом Русского географического общества, дослужился до адмиральского звания (1892). Был известен также благотворительной деятельностью, которой отдавал значительную часть своего времени и средств. В частности, он основал приют в честь святого благоверного князя Михаила Черниговского в Санкт-Петербурге.
Осенью 1808 года Ю.Ф. Лисянский был назначен командиром отряда «всех личных яхт его императорского величества». В 1809 году в возрасте
36 лет он вышел в отставку в чине капитана 1 ранга, поселился в большом усадебном доме в Кобрино близ Гатчины, приступил к работе над книгой «Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803—1806 годах», которую издал за свой счёт в 1812 году. В предисловии Лисянский написал: «При сочинении моих путешествен-ных записок я старался украсить все предметы не витиеватым или плавным слогом, но истиной»18. Свой труд он сам перевёл на английский язык. Книга была напечатана в Лондоне в 1814 году. В 1820 году, когда в Нежине была открыта Гимназия высших наук (ныне — Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя), Лисянский подарил ей свою книгу с дарственной надписью (сейчас книга хранится в Нежинском музее редкой книги), в 1828 году передал в библиотеку гимназии комплект рисунков и карт, касавшихся его кругосветного плавания.
В 1820 году король Швеции наградил Ю.Ф. Лисянского орденом Меча.
В 1827 году был официально утверждён герб рода Лисян-ских. На нём в левой нижней части щита — серебряная медаль с изображением шлюпа «Нева» и надписью «За путешествие кругом света», в правой части на золотом поле — вид на открытый Лисянским остров.
Умер Юрий Фёдорович Лисянский 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. На надгробии первого русского кругосветного мореплавателя, флота капитана 1 ранга и кавалера Юрия Лисянского выбита эпитафия. Он сочинил её себе сам:
«Прохожий, не тужи о том, кто кинул якорь здесь.
Он взял с собою паруса, под коими взлетит в предел небес».
К счастью, время не стёрло ни славы, ни величия подвига, ни вклада его в мировую науку. Имя Лисянского принад-
лежит Истории. В 1973 году в центре Нежина, в сквере рядом с домом, где родился мореплаватель, и церковью, где он был крещён и где служил протоиереем его отец, благодарными земляками установлен памятник. Сквер и одна из улиц города названы его именем, в краеведческом музее оборудован отдельный стенд мореплавателя. В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы 10 географических объектов, а ещё десяти присвоено имя шлюпа «Нева»19.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Церковь Иоанна Богослова была построена в середине XVIII столетия на месте деревянной церкви (1619), в настоящее время используется для хранения архивных документов. Во дворе, в двадцати метрах от церкви, находится «Дом священника», в котором родился Юрий Лисянский. Дом используется в качестве служебного помещения для работников архива.
2 Государственный архив Черниговской области. Ф. 679. Оп. 19. Д. 5. Л. 2.
3 Там же.
4 Там же. Ф. 128. Оп. 1. Д. 3274. Л. 17-25.
5 Фирсов И.И. Лисянский. М.: Молодая гвардия, 2002. С. 89.
6 В 1790—1800 гг. первая столица США.
7 Штежберг Е.Л. Жизнеописание русского мореплавателя Юрия Лисянского. М.: Воениздат, 1948. С. 87.
8 Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803— 1806 годах. М.: Гос. изд-во географической литературы, 1947. С. 39, 40.
9 Пасецкий В.М. Иван Фёдорович Крузенштерн. М.: Наука, 1974. С. 36.
10 Лисянский Ю.Ф. Указ. соч. С. 72.
11 Там же. С. 132.
12 Кратт И.Ф. Великий океан. М.: Правда, 1989. С. 11, 12, 16-20.
13 Чуковский Н.К. Водители фрегатов. Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1977. С. 301, 302.
14 Лисянский Ю.Ф. Указ. соч. С. 222.
15 Там же. С. 265.
16 Пасецкий В.М. Указ. соч. С. 80-88.
17 Магидович И.П., Магидович ВЖ Очерки по истории географических открытий. Т. 4. М.: Просвещение, 1985. С. 18.
18 Лисянский Ю.Ф. Указ. соч. С. 35.
19 Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает. М.: Воениздат, 1986. С. 131, 154, 155, 243. ■