УДК 93(092)
О. В. Синицын
Он родился историком и учителем: к 95-летию со дня рождения Николая Петровича Мунькова
(1923-2002)
В статье характеризуется жизненный путь, научно-педагогическая, организаторская и общественная деятельность видного казанского историка и педагога, заведующего кафедрой истории СССР Казанского государственного педагогического института Николая Петровича Мунькова. Особое внимание уделяется его научным исследованиям, в первую очередь по вопросам изучения и преподавания истории отечественной исторической науки, а также долголетней, плодотворной административной и руководящей работе Н.П. Мунькова.
Ключевые слова: история, учитель, школа, институт, лектор, зав. кафедрой, историография истории СССР.
Вся жизнь и деятельность Николая Петровича Мунькова была связана с историей, ее изучением и преподаванием. Про него можно сказать словами Сергея Михайловича Соловьева, который о себе писал в мемуарных «Записках», что «он родился историком». В своих «Воспоминаниях...» и Николай Петрович писал: «Для меня особой проблемы выбора не существовало - я с детских лет был увлечен профессией учителя, нередко дома играл "в школу", изображая преимущественно учителя истории» (Учитель учителей., 2016, с. 10).
Муньков Николай Петрович родился в Казани 18 мая 1923 г. «С детства пристрастился к книжкам», чему «в немалой степени, - по его собственным оценкам, - способствовало и то обстоятельство, что его дедушка Иван Кузьмич имел у себя небольшую, но довольно хорошую библиотеку» и благодаря этому «со многими из этих книг он познакомился в детские годы, разумеется, далеко не все в них понял», но тем не менее в целом мог считать себя, в сравнении с его сверстниками и товарищами, довольно эрудированным «историком» (Там же). И второе важное обстоятельство увлечение историей и ее преподаванием - это учитель истории Константин Николаевич Ермолин, «замечательный педагог, горячо влюбленный в свой предмет и умевший передать любовь к нему своим ученикам» (Там же).
1 сентября 1940 г. Николай Муньков стал студентом 1 курса, восстановленного в 1939 г. исторического факультета Казанского университета. Но по завершении обучения на 1 курсе началась Великая Отечественная война. Так сложилась судьба, что Николай Муньков по состоянию здоровья не участвовал в боевых сражениях на фронтах Второй мировой войны, но работал с ноября 1942 г. учителем истории в школе № 24 им. В.П. Чкалова г. Казани и одновременно обучался на историческом отделении ист-
филфака Казанского университета. Труд учителя в суровые военные годы получил высокую оценку: в 1945 г. он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Спустя 55 лет Николай Петрович Муньков чувственно вспоминал: «Для меня, не воевавшего с врагом на полях сражений, это была самая высокая награда Родины» (Там же, с. 20).
29 мая 1945 г. Н.П. Муньков окончил Казанский университет, заслужив диплом с отличием по специальности «Историк, преподаватель истории», и был приглашен читать курс лекций по истории СССР на истфаке Казанского государственного педагогического института, который был открыт в 1934 г. Так началась его 57-летняя многогранная жизнь и деятельность в КГПИ/КГПУ.
В первую очередь, Н.П. Муньков проявил себя как великолепный преподаватель, блестящий лектор, оратор-трибун, которого коллеги и сослуживцы, студенты и горожане не случайно назвали «Казанский Цицерон». Он специализировался на преподавании истории СССР XIX - начала ХХ в., истории международных отношений и внешней политики России и СССР, с 1946 г. один из первых в стране стал читать курс по «Историографии истории СССР», став признанным авторитетом в изучении и преподавании этой дисциплины, автором научно и методически значимого учебного пособия для студентов «Историография истории СССР (краткое учебное пособие по русской и советской историографии)» (Муньков, 1973).
Масштабную учебно-методическую работу Н.П. Муньков неразрывно сочетал с интенсивной научно-исследовательской работой. Первая научная статья была опубликована Николаем Петровичем в 1949 г. под названием «Из истории студенческих волнений в Казанском университете в 1881-1882 гг.» (Муньков, 1949), последняя в 1999 г. - «Устюжанин Евгений Иванович (1902-1968)», опубликованная в сборнике статей к 60-летию исторического факультета Казанского государственного университета (Муньков, 1999, с.139-142). И уже после кончины в 2003 г. вышел из печати учебник для средней школы «История Татарстана. XIX век» в соавторстве с Г.М. Мустафиной и Л.М. Свердловой (История Татарстана. XIX век, 2003).
С 1950-х гг. основной темой научных исследований Н.П. Мунькова стала история дипломатии и внешней политики России. В 1958 г. Николай Петрович защитил кандидатскую диссертацию «Дипломатическая деятельность М.И. Кутузова (1792-1813)», а в 1962 г. в Москве была опубликована по ее материалам монография «М.И. Кутузов - дипломат» (Мунь-ков, 1962), которая получила очень высокую оценку научной общественности и была серьезной заявкой на докторскую диссертацию.
В дальнейшем Н.П. Муньков успешно и плодотворно продолжал научные исследования по актуальным проблемам внешней политики России и СССР, опубликовав более 40 статей в журналах и сборниках статей,
выступлениях на научных конференциях Всесоюзного, республиканского и регионального уровней.
Другой темой научных разработок Н.П. Мунькова являлись многоплановые историографические проблемы отечественной истории, опыт и методика преподавания историографии истории СССР, анализ и обобщение научной, методической и учебно-воспитательной работы, руководимой им в течение 18 лет кафедрой истории СССР, и это еще более 20 научных публикаций.
Особо и отдельно следует выделить продолжение традиций, заложенных Е.И. Устюжаниным, и развитие их Н.П. Муньковым, по подготовке и изданию кафедрой истории СССР и кафедрой истории России КГПИ/КГПУ/ТГГПУ учебников, учебных пособий и программ по истории ТАССР и Татарстана для средних общеобразовательных школ. С 1960 по 2004 г. было разработано и опубликовано более 35 таких различных учебников и УМП для учащихся и учителей, в том числе 10 из них при непосредственном участии Николая Петровича (История Татарской АССР, 1970; Татарстан тарихы, 1980а; История Татарской АССР, 1973; Татарстан тарихы, 1974; История Татарской АССР, 1975; История Татарской АССР, 1980; Татарстан тарихы, 1980б; История Татарстана. XIX век; История Татарстана. XIX век, 2003). Все это позволяло очень продуктивно реали-зовывать важнейшую государственную задачу по обучению, воспитанию, переподготовке и повышению квалификации учителей истории для СССР, Российской Федерации и Республики Татарстан.
Широкой и активной была общественно-политическая деятельность Н.П. Мунькова. Почти два десятилетия он был депутатом и председателем постоянной комиссии по народному образованию Казанского городского совета народных депутатов, многие годы был активным членом Ученого совета Государственного музея ТАССР, лектором и одним из руководителей казанского общества «Знание» и Университета марксизма-ленинизма, до конца своей жизни был идейно и духовно преданным членом Коммунистической партии Советского Союза.
Н.П. Муньков проявил себя талантливым и умелым руководителем-администратором. С 1951 по 1960 г. он возглавлял в должности декана исторический и историко-филологический факультеты КГПИ, с 1960 по 1968 г. работал проректором института по учебной работе, а с 1968 по 1985 г. заведовал кафедрой истории СССР. Это в целом - 35 лет, и на каком бы посту он ни был, везде проявлялась его человечность и требовательное, но одновременно внимательное, товарищеское отношение к коллегам, умение дипломатично разрешать возникающие конфликты и простые недоразумения.
И все же самую большую память Николай Петрович Муньков оставил как заведующий кафедрой. Евгений Иванович Устюжанин создал эту кафедру и руководил ею более 20 лет. Став заведующим кафедрой в 1947/48 учебном году, Е.И. Устюжанин в первую очередь сосредоточил
свои усилия на кадровой и научно-педагогической работе, что позволило ему создать творческий работоспособный и высокоответственный коллектив преподавателей истории СССР. При этом, Е.И. Устюжанин сам показывал прекрасный пример плодотворного сочетания активной научной, большой учебно-методической и инициативной общественно-воспитательной деятельности, проявляя талант руководителя-организатора. В 1999 г. в своих воспоминаниях Н.П. Муньков отмечал: «Как заведующий кафедрой Устюжанин был мудрым наставником молодых членов кафедры, относился к ним с отеческим вниманием и заботой. Он никогда не командовал людьми, всегда ценил честных и добросовестных работников, ненавидел лицемерие, подлость, подхалимство и неискренность» (Муньков, 1999, с. 142). Все эти качества руководителя унаследовал от своего учителя и Николай Петрович. Он не был жестким администратором, но, ставя какую-либо цель перед собой и перед кафедрой, неизменно этого добивался, организационно так мобилизуя коллектив, что каждый качественно выполнял свою роль.
Когда в 1968 г. Н.П. Муньков возглавил кафедру истории СССР, на ней шел процесс смены поколений, и в 1970 г. он принял на кафедру двух новых преподавателей: Владимира Васильевича Иванова, который вскоре защитил докторскую диссертацию, и ученицу Е.И. Устюжанина - Клару Романовну Синицыну, до этого работавшую в Государственном музее ТАССР заместителем директора по научной работе и защитившую к этому времени кандидатскую диссертацию. Впоследствии Н.П. Муньков принял на работу своих учеников, выпускников кафедральной аспирантуры, Гульшат Мударисовну Мустафину в 1975 г. и Олега Владимировича Синицына в 1983 г., научным руководителем которых был В. В. Иванов. Так в дополнение к уже старожилам кафедры Резеде Маликовне Бикметовой, Ирек Мухамедовне Абдрашитовой, Алтеру Львовичу Литвину он сформировал тот кадровый состав кафедры, который успешно функционировал все годы его заведования, а также заложил основы дальнейшей плодотворной работы кафедры после 1985 г., когда он покинул пост заведующего.
Николай Петрович разумно и в то же время прагматично верно начал использовать свой принцип преемственности - он так распределял учебно-методическую нагрузку, чтобы сразу два преподавателя вели один предмет или один период, причем при сочетании опытный/молодой, например, самый классический: история СССР/ России XIX - начала ХХ в. (Н.П. Муньков - Г.М. Мустафина), историография (Н.П. Муньков -О.В. Синицын), методика преподавания истории (Р.М. Бикметова -Е.М. Шувалова). В дальнейшем этот принцип сохранялся его приемниками по заведованию кафедрой, и так сложилась современная действующая система: история России периода феодализма (Юрий Николаевич Иванов - Алексей Михайлович Столяров); История России XIX - начала ХХ в. (Гульшат Мударисовна Мустафина -Римма Габдархаковна Шамсутдино-ва); история России ХХ в. (Клара Романовна Синицына - Татьяна Петров-
на Крашенинникова); историография, вспомогательные исторические дисциплины (Олег Владимирович Синицын - Альберт Наилевич Валиахме-тов); методика преподавания истории (Елена Михайловна Шувалова - Ре-зида Ильгизовна Хораськина). Убежден, что именно этот принцип позволяет до сих пор сохранять традиции кафедры Устюжанина - Мунькова, сохраняться в условиях модернизации российского образования, перехода из Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета в Казанский федеральный университет, изменения формата специа-литета по подготовке учителей истории на формат направления «Педагогическое образование» с историческими профилями и так далее.
Николай Петрович Муньков сыграл судьбоносную роль в моей жизни, преподавательской, научной и административной деятельности. В 1974 г. он принял меня в студенты 1 курса отделения истории историко-филологического факультета КГПИ и именно как преподаватель стал для меня любимым педагогом, авторитетом, а затем наставником и коллегой. Особенно меня привлекли его лекции по историографии истории СССР, отличавшиеся не только красноречием и ораторским искусством, но и предметным научным анализом. Имея в домашней библиотеке его учебное пособие, подаренное моей маме как научному редактору, я имел возможность штудировать достаточно сложный для студента 4 курса теоретический материал и поэтому не только втянулся, но и начал учиться овладевать знаниями по истории отечественной исторической науки.
По окончании института Николай Петрович рекомендовал меня для поступления в аспирантуру, и я стал последним аспирантом Владимира Васильевича Иванова на кафедре истории СССР КГПИ в 1979 г. Работая учителем истории в Чепчуговской средней школе Высокогорского района Татарстана, учился в заочной аспирантуре и в 1980 г. был переведен в очную аспирантуру и по окончании ее 1 января 1983 г. Н.П. Муньков решил принять меня на должность ассистента руководимой им кафедры. Через 4 месяца - 12 мая 1983 года - накануне юбилейного дня рождения Николая Петровича мной была защищена кандидатская диссертация по русской историографии конца XIX - начала ХХ века, и Учитель сказал, что это один из лучших подарков к его 60-летию!
В 1985 г. мы с Николаем Петровичем участвовали во Всероссийской научной конференции «Вопросы развития историографических исследований» в Днепропетровске, где собрались все ведущие отечественные специалисты по истории исторической науки. Н.П. Муньков выступил с докладом «О преподавании отечественной историографии на историческом отделении Казанского пединститута», а моя тема сообщения - «"Социо-история" как концепция теории современной буржуазной историографии». Я планировал сменить тему дальнейших исследований, используя знание английского языка, хотел переключиться на изучение новейших теоретико-методологических концепций зарубежной исторической науки. Тогда Николай Петрович посоветовал мне все-таки продолжать разработ-
ку темы кандидатской диссертации «неокантианство в русской исторической мысли» только на более широкой историографической и источниковедческой основе и там, в Днепропетровске, познакомил меня с известным специалистом по русской историографии XIX - начала ХХ в. доцентом кафедры источниковедения МГУ Аллой Ервандовной Шикло. Она также поддержала мнение Николая Петровича. Прислушавшись, в 1987 г. я прошел 4-х месячное повышение квалификации на кафедре источниковедения МГУ, которой тогда заведовал академик Иван Дмитриевич Ковальченко, и по итогам стажировки под руководством А.Е. Шикло подготовил план-проспект докторской диссертации и прошел серьезное его обсуждение на декабрьском заседании этой кафедры. Через 13 лет тема «Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце XIX - начале ХХ в.» была мной защищена на соискание ученой степени доктора исторических наук в Казанском университете, а ведущей организацией по ней стал Московский государственный университет, а одним из авторов отзыва - А.Е. Шикло. Поэтому во многом благодаря мудрому совету Николая Петровича в 1985 г. состоялась и моя докторская в 2000-м. Кроме этого, по дороге обратно в Казань Николай Петрович сказал, что хочет поручить мне вести с этого года семинарские занятия по историографии параллельно с его лекционным курсом. Так, с 1985 г., я стал преподавать вместе с Н. П. Муньковым эту учебную дисциплину студентам исторического отделения КГПИ. В 1987 г. мы опубликовали учебно-методическое пособие «Планы семинарских занятий по историографии истории СССР» (Планы семинарских занятий..., 1987), это была первая и, к сожалению, единственная наша совместная публикация с Николаем Петровичем Муньковым.
Через несколько лет, с 1990-х гг., я стал читать и лекционный курс по истории отечественной исторической науки и таким образом с «легкой руки» Н.П. Мунькова уже более 30 лет преподаю этот курс студентам-историкам. Продолжая традиции Николая Петровича, уже сам будучи зав. кафедрой истории России, я поручил вести часть курса историографии молодому преподавателю, нашему выпускнику, Альберту Наилевичу Ва-лиахметову, защитившему к тому времени кандидатскую диссертацию по историографии, и теперь уже более 10 лет мы с ним параллельно преподаем этот курс.
В настоящее время уже нет того педагогического института/университета и кафедры истории СССР/России, где более 55 лет непрерывно трудился Николай Петрович Муньков. После вхождения ТГГПУ в состав Казанского (Приволжского) федерального университета в течение двух лет функционировала кафедра истории России и методики преподавания под руководством Гульшат Мударисовны Мустафиной и один год кафедра исторического образования под моим руководством, с 2014 г. из части этой кафедры была образована секция педагогического образования в составе кафедры отечественной истории Высшей школы исторических наук
и всемирного культурного наследия Института международных отношений истории и востоковедения под руководством Александра Алтеровича Литвина. Но традиции и «муньковский дух» продолжают жизнь в учениках и продолжателях его дела. Историографическая тематика остается ведущей и в научной работе преподавателей секции - О.В. Синицына, Г.М. Мустафиной, Т.П. Крашенинниковой, А.М. Столярова, А.Н. Валиах-метова, Р.Г. Шамсутдиновой, А.Х. Тухватулина, и руководимых ими студенческих курсовых, дипломных работ, проблематикой научно-практических конференций, становится темами магистерских и кандидатских диссертаций. Сохраняется и атмосфера преемственности в поколениях членов нашего профессорско-преподавательского состава, продолжающих успешную реализацию государственных задач по направлению «Педагогическое образование» по подготовке учителей истории и обществозна-ния. Портрет Николая Петровича Мунькова занимает одно из центральных мест в галерее портретов всех преподавателей, работавших на кафедре, в кабинете 20 В, где располагается в настоящее время наш коллектив научно-педагогических работников секции педагогического образования.
Источники и литература
1. История Татарской АССР: учеб. пособие для сред. шк. / Е.И. Устюжанин, И.М. Абдрашитова, Н.П. Муньков. Казань: Татар. кн. изд-во, 1970. 175, [1] с.: ил.
2. История Татарской АССР: Учеб. пособие для сред. школы / Е.И. Устюжанин, И.М. Абдрашитова, В.В. Кузьмин, Н.П. Муньков. 4-е изд., перераб. Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. 144 с.: ил.
3. История Татарской АССР: учебное пособие для средней школы / Е.И. Устюжанин, И.М. Абдрашитова, Н.П. Муньков; под ред. В.В. Кузьмина. Изд.2-е. Казань: Татарское кн. изд-во, 1973. 175, [1]с.: ил.
4. История Татарской АССР: учебное пособие для средней школы / Е.И. Устюжанин, И.М. Абдрашитова, Н.П. Муньков. Изд.3-е. Казань: Татар. кн. изд-во, 1975. 180 с.
5. История Татарстана. XIX век: учеб. пособие для сред. общеобразоват. шк., гимназий, лицеев и сред. спец. учеб. заведений / Г.М. Мустафина, Н.П. Муньков, Л.М. Свердлова. Казань: Магариф, 2003. 255 с.
6. Муньков Н.П. Из истории студенческих волнений в Казанском университете в 1881-1882 гг. // Ученые записки КГПИ. Вып. 7. Казань, 1949. С. 81-91.
7. Муньков Н.П. Историография истории СССР (краткое учебное пособие по русской и советской историографии). Часть I. Казань: КГПИ, 1973. 133 с.
8. Муньков Н.П. М.И. Кутузов - дипломат. (Серия «Выдающиеся дипломаты). Монография. М.: Соцэкгиз, 1962. 141 с., 2 л.ил.
9. Муньков Н.П. Устюжанин Евгений Иванович (1902-1968) // Жить историей: 60 лет историческому факультету Казанского университета. Сб. статей. Казань: Кн. памяти, 1999. С.139-142.
10. Планы семинарских занятий по историографии истории СССР и методические рекомендации к ним / сост. Н.П. Муньков, О.В. Синицын. Казань: КГПИ, 1987. 16 с.
11. Татарстан тарихы: урта мэкт. ечен уку ярдэмлеге / Е.И. Устюжанин, И.М. Абдрашитова, В.В. Кузьмин, Н.П. Муньков; тэрж. Н. Габитов. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1980а. 176 б.
12. Татарстан тарихы: урта мэкт. ечен уку ярдэмлеге / Е.И. Устюжанин, И.М. Абдрашитова, Н.П. Муньков; тэрж Н. Габитов. 3 басма. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1974. 180 б.
13. Татарстан тарихы: урта мэкт. ечен уку ярдэмлеге / Е.И. Устюжанин, И.М. Абдрашитова, В.В. Кузьмин, Н.П. Муньков; тэрж. Н. Габитов. 4 басма. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1980б. 144 б.
14. Учитель учителей: сборник воспоминаний, документов и материалов памяти Николая Петровича Мунькова / Сост. и авт. предисл. Г.М. Мустафина; редкол.: Г. М. Мустафина (отв. ред.) и др. Казань: Астория, 2016. 139 с., [8] л.
О.В. Синицын
Ул тарихчы haM укытучы булып туган: Николай Петрович Муньковньщ (1923-2002) тууына 95 ел тулу уцаеннан
Мэкалэдэ танылган казан тарихчысы hэм педагог, Казан дэYлэт педагогика институтыньщ СССР тарихы кафедрасы медире Николай Петрович Муньковньщ тормыш юлы, фэнни-педагогик, оештыру hэм ижтимагый эшчэнлеге тасвирлана. Аныц фэнни-тикшерY эшчэнлегенэ, беренче чиратта, Ватан тарихы фэне тарихын ейрэну hэм укыту мэсьэлэренэ, шулай ук Н.П. Муньковнын купъеллык нэтижэле административ hэм житэкчелек эшчэнлегенэ аерым игътибар бирелэ.
Ачкыч сузлэр: тарих, укытучы, мэктэп, институт, лектор, кафедра медире, СССР тарихы историографиясе.
O.V. Sinitsyn
He was born historian and teacher: to the 95th anniversary of the birth of Nikolai Petrovich Munkov (1923-2002)
In the article the life path, scientific-pedagogical, organizational and public activities of the prominent Kazan historian and teacher, the head of the history department of the Kazan State Pedagogical Institute Nikolai Petrovich Munkov is characterized. Particular attention is paid to his scientific research, primarily on the study and teaching of the history of national historical science, as well as the long, fruitful administrative and leadership work of N.P. Munkov.
Keywords: history, teacher, school, institute, lecturer, head. chair, historiography of the history of the USSR.
Синицын Олег Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань); e-mail: [email protected]
Синицын Олег Владимир улы - тарих фэннэре докторы, Казан (Идел буе) федераль университетыньщ Ватан тарихы кафедрасы профессоры (Казан шэhэре).
Sinitsyn Oleg Vladimirovich - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of National History of the Kazan (Privolzhsky) Federal University (Kazan).