Научная статья на тему 'Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского как научный и культурный центр'

Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского как научный и культурный центр Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского как научный и культурный центр»



и журналами на русском и иностранных языках). Всего 10 выставок-просмотров новых изданий по разным отраслям знаний по 20 дней каждая экспонировались в академическом зале, 3416 изданий. Вклад в фонды академического зала внес Омский филиал Института математики СО РАН, передав во временное пользование ОГОНБП новые книги и журналы 1999-2000 г. на русском и иностранных языках. Институт сенсорной микроэлектроники также передает материалы по физике 1999-2000 г., а Валерий Викторович Болотов - иностранные периодические журналы из личной библиотеки. По 50 темам велся информационный поиск. Особое внимание уделяется молодым ученым-аспирантам, которые получали услуги переводчика.

О месте вузовских изданий в информационном пространстве шел разговор на заседании, посвященном теме "Научная книга в Омске: вузовские издательства представляют". 10 издательств государственных вузов г. Омска представили свою продукцию.

Участие во Всероссийской научной конференции "Язык. Человек. Картина мира.", организатором которой был ОмГУ, позволило широко раскрыть фонды библиотеки по филологии, философии, религии, естественным наукам через выставку "Человек: таинство науки, духа и слова". Выставку посетили ученые-филологи из Екатеринбурга, Барнаула, Томска, Тюмени и Омска.

Но традиционные носители информации сегодня уже не могут удовлетворить потребности современного ученого. Необходимость создания информационного центра, оснащенного новейшей техникой, стала очевидной.

Венцом проекта и соитие интересов ОНЦ, ГПНТБ СО РАН и ОГОНБП стало открытие научной библиотеки. И в основу соглашения об открытии библиотеки между партнерами легли не арендные отношения сотрудничества. Так, не выходя из структуры ОГОНБП, академический читальный зал принял на себя функции ЦНБ ОНЦ СО РАН.

Финансирование ЦНБ берет на себя СО РАН, принимает участие и областная Администрация. Немаловажный факт,

что Соглашение о создании ЦНБ подписано руководителями-партнерами и согласовано с Председателем Президиума СО РАН - Добрецовым Николаем Леонтьевичем и губернатором Омской области - Полежаевым Леонидом Константиновичем.

Библиотека в библиотеке (ЦНБ ОНЦ СО РАН):

- выставочный зал на 500 изданий

• информационный центр с выходом в Интернет на 9 рабочих мест, услуги ксерокопирования

читальный зап на 40 посадочных мест

• мини-конференц-зал на 20 посадочных мест

Уже сегодня достаточно полноценное информационное обеспечение в стенах библиотеки получают 1672 ученых (доктора, кандидаты наук, аспиранты).

Чтобы реализовать свои возможности в полную силу, необходимо целевое государственное финансирование, поддержка местных органов власти, поиск других альтернативных источников финансирования.

В завершение мне хочется акцентировать внимание участников конференции на тезисе: главный уставной задачей универсальной библиотеки является информационное обеспечение конкретных научно-технических, социальных проблем своего региона, что я и обозначила в своем сообщении, дальнейшее подтверждение это найдет в связях с общественностью, в участии в специальных программах, пубпичных акциях.

Мы вошли в новый век - это будет и новая жизнь, с новыми целями и задачами. Первая из них - это грамотное законодательное обеспечение настоящих и дальнейших действий, следующая ступень - это создание в бибпиотеке виртуального центра правовой информации, работающего на областные животрепещущие задачи...

Но это уже новые доклады, конференции. А сегодня у омских ученых есть главное - понимание, поддержка, добрые человеческие отношения между научным центром, главным университетом, Домом ученых, главной библиотекой. А это многого стоит!

B.C. ВАИНЕРМАН,

директор Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ ф.М. ДОСТОЕВСКОГО КАК НАУЧНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Дать отчет о научной и просветительной деятельности музея за 18-летний период его существования не является целью данного сообщения. Однако заострить внимание научной общественности на содержании, формах и методах работы в начале нового этапа в развитии музея, обозначенного началом нового тысячелетия, считаю актуально необходимым.

Вопрос о том, является ли музей научно-исследовательским или же культурно-просветительным учреждением, лишь на первый взгпяд представляется риторическим и праздным. Ответ на данный вопрос является традиционно дискуссионным. Довольно __ длительное время "большая" наука полагала, что музей ВИ призван лишь сохранять памятники материальной и

духовной культуры и представлять их в экспозициях и выставках. Такое представление базировалось на вычленении двух основных функций музея - хранении и пропаганде. Для изучения и публикаций сохраняемых памятников музеи приглашали (и такая практика довольно успешно применяется и в Омске) университетских ученых а также, под их руководством, студентов-практикантов. Сведение функций музеев к деятельности, близкой к архивной или библиотечной, определяло и государственное отношение к ним по всем позициям - от установления размеров финансирования до величины заработной платы сотрудникам и руководству музеев.

На протяжении 60-70-х годов многие музеи включали в свои планы работы разделы, связанные с научно-

исследовательской деятельностью. В штатные расписания музеев вводились должности заместителей директоров по научной работе, ученого секретаря и архивариуса. В последние 10 лет ушедшего века тенденции укрупнения научных проблем, стоящих перед современными музеями, стали особенно очевидными. Это связано с тем, что в настоящее время особенно актуализировалась необходимость научного изучения особенностей взаимоотношений музеев с внешним миром.

Какое место занимает и какое место должен занимать музей в системе культуры на современном этапе? Если понимать под системой культуры связанные между собой различные виды человеческой деятельности, а также формы их организации и проявления, направленные на производство, сохранение и освоение обществом социально ориентированных ценностей, имеющих значение для преемственного развития цивилизаций и человечества в целом, то смысл деятельности музеев будет соотнесен с потребностями самоидентификации людей и рассмотрен с позиций социальной культурологии. В период смены одной общественной формации другой музей как учреждение духовной сферы, отражающей взгляды общества на собственное развитие, объективно теряет почву под ногами. Идеологическая база, на которой зиждилось его существование в период прежней формации, разрушена (или де - актуализирована), новой базы нет, и выработка ее весьма и весьма проблематична. Общество в состоянии констатировать только тот факт, что оно находится в состоянии затяжного и обширного кризиса. Финансировать учреждения культуры, по сути своей являющиеся выражением стабильности, общество не в состоянии. Именно поэтому на первый план в настоящее время выходит способность музеев самостоятельно зарабатывать деньги для своего существования. Отметим, что сама постановка данного вопроса кажется нелепостью. В "Законе о Музейном фонде" прямо сказано, что музей является бюджетной и некоммерческой организацией. Данный вопрос, однако, отнюдь не является эмпирическим и требует научных подходов к своему изучению и разрешению. Какова общественно-политическая ситуация в регионе? Каковы тенденции культурной политики? Каковы представления населения об учреждениях культуры и каковы потребности населения в их услугах? Как заинтересовать потенциальных инвесторов вкладывать деньги в поддержание жизнедеятельности и развитие музеев? Актуально ли сегодня прежнее направление деятельности музеев, и в какой степени необходимы нововведения в менеджерской и консалтинговой деятельности? Каким, наконец, должно быть содержание и направленность внутренней научной работы в музеях? Какими должны быть приоритеты? Эти и другие насущные вопросы жизнедеятельности музеев невозможно разрешить без серьезной научной проработки.

Не лишним будет также отметить, что в самой природе музея, в самой сути его деятельности изначально заложены научные подходы. Так, музеи не только хранят и изучают, представляют, но, прежде всего, открывают людям информацию, скрытую внутри музейных предметов. Таким образом, музейный работник должен обладать потенциалом одновременно нескольких ученых. Берясь за изучение любого документа, фотографии, книги, археологического или этнографического памятника, он должен быть историком и литератором, социологом и психологом, иметь развитое воображение, пространственное и абстрактное мышление. На основе изучения эпохи или определенных процессов, которые музейный работник стремится задокументировать в фондовых коллекциях, он должен составить научно обоснованный план комплектования фондовых коллекций. Он должен уметь, подвергнув анализу спрос на музейные услуги, отказаться от стереотипов, связанных с привычными способами подачи музейных материалов. В настоящее время, в связи с изменениями, произошедшими в

общественном сознании, меняется и будет меняться, и меняться все интенсивнее и заметнее, форма открытия сущности нашей истории и нашего мироотношения посредством музейных коллекций.

Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского стремится быть в русле стремительных перемен, которые приносит с собой время. С первых дней своего создания музей ставил своей задачей научное изучение литературного процесса в Западной Сибири во всем его многообразии. В связи с тем что музей носит имя Ф.М. Достоевского, а создание музея в свое время во многом смогло осуществиться именно благодаря неразрывной связи биографии и творчества автора "Записок из Мертвого дома" с Омском, научный интерес к омскому периоду жизни Ф.М. Достоевского, к его творчеству, к омскому окружению писателя всегда был и остается неизменно высоким. В первом же плане комплектования, составленном сотрудниками отдела литературных экспозиций краеведческого музея в декабре 1978 года сбор материалов о пребывании Ф.М. Достоевского в Омске стоял на первом месте. В последующие годы после большой подготовительной научной работы был написан тематико-экспозиционный план нынешней экспозиции музея. Среди научных работ, подготовленных и изданных сотрудниками музея, кроме публикаций в научных сборниках, альманахах, литературно-художественных журналах, центральных и местных газетах, можно назвать книги "Достоевский и Омск" (1991), "Поручаю себя Вашей доброй памяти" (Ф.М. Достоевский и Сибирь, 1996), "Достоевский на каждый день" (1997 и второе издание 1999). В музее разработаны, обсуждены на Ученом совете музея и приняты Концепция и тематико-экспозиционный план экспозиции "Достоевский и Сибирь". На основании этих документов предпопагается создать в бывшем доме комендантов Омской крепости экспозицию, рассчитанную не только на организованного в экскурсионные группы посетителя, но, в первую очередь, на посетителя одиночного. Образность, эмоциональная выразительность, основанные на глубокой научной проработке материалов, раскрывающих основные вехи биографии великого писателя, в особенности омского периода его жизни, музейное осмысление и интерпретация творческого метода Ф.М. Достоевского, использование новейших музейных технологий и современных технических средств сделают новую экспозицию обращенной далеко в начавшийся век.

Другой важной и базовой научной работой, которую в настоящее время выполняют сотрудники музея, является создание тематико-экспозиционного плана новой постоянно действующей экспозиции "Писатепи-омичи". Предполагается при реконструкции музея разделить нынешнюю экспозицию на две составляющие. В бывшем доме комендантов, памятнике архитектуры, построенном в 1799 году, (в этом здании в настоящее время располагается музей) создать экспозицию "Достоевский и Сибирь", а в здании музея по ул. П. Некрасова 1 -А открыть экспозицию "Писатели-омичи". В ней будет представлено музейное видение возникновения, становления и хода развития литературного процесса в Сибири. Принципиально новым в этой экспозиции будет музейный способ осмысления и подачи материала. Основные события литературной жизни региона, судьбы писателей будут поданы монографически, а не в соответствии с тематико-хронологическим принципом построения экспозиции, как это сделано в ныне действующем музее. Войдя в экспозицию "Писатели-омичи", можно будет побывать в миниатюрных музеях, собранных в одном зале. "Музей" Леонида Мартынова, "музей" Павла Васильева, "музей" Тимофея Белозерова, "музеи" многих других омских писателей.

Одним из основных направлений деятельности литературного музея является комплектование фондов.

Разрабатывая планы комплектования, сотрудники музея изучают ход литературного процесса в соответствующий период, биографию писателя в его творческих и житейских взаимосвязях, определяют цель, задачу и метод проведения собирательской работы. Таким образом в фондах музея откладывается архив писателя, органа периодической печати, литераторской организации, представляющие разносторонний интерес для исследователей. Используя музейные коллекции, исследователь может получить уникальный материал для работы как над художественным текстом, так и для создания научной биографии писателя. При весьма распространенной попытке сравнить работу музея с работой архива или библиотеки, легко убедиться в чрезвычайной поверхности подобного сравнения. Архив получает и механически обрабатывает то, что ему отдают на хранение частные лица или организации. Библиотека комплектует свои фонды по принципу наибольшей широты представленного фонда. Любая работа музея по комплектованию собственных фондов является, в первую очередь, интерпретаторской, аналитической. На выходе работы над каждой коллекцией для любого музея находится ее публикация в экспозиции, выставке или, по крайней мере, публикация статей, монографий, создание теле - или радиопередач, а в последнее время ~ и специальных страниц в Интернете.

Научная деятельность сотрудников музея ■ способствует развитию научной работы среди молодежи. Все активнее учителя школ города Омска привлекают учащихся к работе с музейными коллекциями. Школьники создают доклады, выступают с ними на научных обществах учащихся. Все они получают первые представления о систематической работе независимо от того, станут ли они профессиональными учеными или нет. Однако все школьники, которые готовили работы по линии НОУ, основываясь на коллекциях музея, поступили в высшие учебные заведения города.

Научная работа музея включает в себя также разработку маркетинговых технологий. С целью изучения спроса на собственные услуги музей систематически проводит опросы среди жителей города Омска. Б результате в музее разработаны новые лекции, беседы для младших школьников, более активно применяются такие формы, как литературная гостиная, а также клубные формы работы. Об этом хотелось бы сказать несколько подробнее.

Третий год в Литературном музее существует Клуб для учителей "Музей и школа". Мы приглашаем для участия

в работе Клуба учителей, наиболее активно сотрудничающих с музеем. Организуем для них встречи с учеными, артистами, психологами. Учителя имеют редкую возможность обменяться опытом работы, скоординировать свою деятельность с музеем и даже поставить перед музеем некоторые первоочередные задачи, связанные как с достижением целей образовательного процесса, так и с духовно-нравственным воспитанием школьников.

С 2000 года в значительной мере активизировалась работа по проведению в помещении музея концертов артистов Омской филармонии, концертов бардовской песни, дискуссионных клубов, литераторских посиделок. Укрепились деловые отношения музея с Союзами писателей и с альтернативными писательскими организациями, например, с литературным объединением "Другая земля".

Каждое событие в своей жизни музей стремится превратить в маленький праздник, и собрать в своих залах друзей. Можно с уверенностью сказать, что в начале XXI века музей создал свою аудиторию, свой круг общения, занял свою нишу в научном мире и среди учреждений культуры Омска занимает одну из заметных позиций.

13 марта 2001 года исполнится 5 лет с момента издания постановления губернатора Омской области Л.К. Полежаева "О реставрационных работах в Литературном музее имени Ф.М. Достоевского". До сих пор для исполнения этого постановления не выделено ни копейки. В настоящее время музей живет не благодаря государственной поддержке, а вопреки всем объективным обстоятельствам.

Мне неоднократно приходилось говорить и писать о том, что укрепление материально-технической базы литературного музея имени Ф. М. Достоевского, создание двух новых экспозиций не только привлечет в Омск туристические потоки, но, в первую очередь, повысит инвестиционную привлекательность нашего региона. Музеи, как особые учреждения культуры, являются носителями, хранителями и пропагандистами лучших традиций. Весь западный мир живет на собственных традициях. Страны и регионы, в которых власть в период всеобщей модернизации основывает свою деятельность на сохранении и развитии традиций, создают ощущение стабильности, надежности партнерских отношений. У нашего региона есть в запасе шанс значительно упрочить представление о себе как о стабильном партнере в рыночных отношениях. Для этого необходимо всего лишь обратить экономическое внимание на замечательный очаг культуры и духовности - Омский государственный Литературный музей имени Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.