Милищенко О. А. Омская «Нахаловка» - «деревня в городе»: место, сохранившее артефакты поселения XVIII -XIX вв. // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№2(5) апрель-июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/351-00106. - ISSN 2413-4066
УДК: 908(571.13)+94(571.13)
Милищенко Олег Анатольевич
Заведующий Народным музеем истории ОмГА У ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Омская «Нахаловка» - «деревня в городе»: место, сохранившее артефакты поселения
XVIII - XIX вв.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы введения в научный оборот артефактов применительно к имеющимся картографическим, и нарративным источникам, проливающих свет на характер освоения надпойменных террас правого берега р. Оми в границах омского самостроя - «Нахаловки», в XVIII - первой половине XX вв. Исследование даёт основание предположить и реконструировать наличие здесь более ранних поселений, как и на территории Второй Омской крепости.
Ключевые слова: древние артефакты; картографические источники; «деревня в городе»; Госпитальная улица; Нахаловка; Качагуры; русские первопроходцы; миграции населения; местный туризм.
Основание города Омска краеведы чаще всего связывают со временем постройки в 1716-1719 гг. на левом берегу в устье реки Оми первой Омской крепости. Русские, польские и голландские монеты и нюрнбергские счётные жетоны (пфенниги) конца XVI - начала XVIII вв. в совокупности с поднятым здесь в ходе краеведческих походов бытовым инвентарём этого же времени приводят к мысли о более раннем проникновения и относительно кратковременном пребывании в устье реки Оми русских землепроходцев [1, с. 38-43]. Естественно также существование в предместьях омских крепостей, а затем заштатного и уездного города Омска небольших промысловых поселений в XVIII-XIX вв. после которых остался богатый артефактами культурный слой. Настоящая статья посвящена изучению омской Нахаловки, располагавшейся на склонах коренной надпойменной террасы по правому берегу реки Оми от ул. Тюменской и пер. Школьного (границы бывшего Мокринского («Мокрого») форштадта) до улиц Ремесленных [2, с. 34-49]. В топографическом плане от перекрёстка ул. Госпитальной с ул. Екатерининской, по Екатерининскому спуску, начинаются т. н. «ножницы» коренных террас берега Оми, между которыми проходит широкая пойма реки вплоть до Второй Омской крепости [3], застраивавшаяся активно с 1820-х гг. вдоль грунтовых дорог к цитадели и спусков к реке, к предмостьям.
В связи с достаточным количеством накопленного подъёмного нумизматического материала, предметов хозяйственного и рабочего инвентаря, посуды и т.д., а также разнообразием находок разновременных артефактов появилась возможность рассматривать вопрос пребывания русских поселенцев в рассматриваемом крепостном предместье по правому берегу Оми в первой трети XVIII - конце XIX вв. [4, с. 267-269] в комплексном исследовании в рамках «Предпринимательство, промышленность и рынок в Сибири XVI-
XIX вв.: итоги и перспективы междисциплинарных исследований». Цель проекта - выявить и интерпретировать с точки зрения новейших достижений археологии, этнографии архаические и современные истоки и элементы повседневности предпринимательской культуры, а также представить рассматриваемые, а порой и реконструируемые объекты, и предметы поселенческой культуры и орографию в качестве туристического продукта для потенциальных экскурсантов [5, с. 143, 146]. Мы не в состоянии учесть все находки артефактов, но приходим к некоторым дедуктивным и индуктивным обобщениям.
Топоним «Нахаловка», как термин, применимый в отношении топонимики указанного поселения, охватывающего ул. Госпитальная, Екатерининский (Фрунзенский) спуск, улицы и переулки Береговые (бывшие Качагуры, Кучугуры) впервые употреблён В.И. Кочедамовым [6, с. 45-46] а топоним «Качагуры» (польск. - «утиные горы» или татарск. -«утиные клювы») объяснён И.Н. Шуховым [7, с. 83]: бытовало «народное» название места -Кучугуры (в противоположность «лугашам» улиц Луговых, на левом берегу Оми); а ул. Госпитальную - границу Нахаловки - «обзывали» Срамной из-за большого количества весёлых домов и притонов (по данным краеведов В.И. Селюка и В.П. Баженова). Стоит отметить, что своя Нахаловка с рубежа Х1Х-ХХ вв., была, например, на правом обском берегу в Ново-Николаевске [8]. На огородах по склонам надпойменной террасы, а также на её обрывах и у самого уреза воды при определенных погодой, временем года и интенсивности деятельности человека условиях в 1960-1990-е гг. был возможен подъём предметов материальной культуры, главным образом, монет, относящихся к 1730 - 1890-м гг. (при том, что здесь, особенно у спусков к воде, до сих пор не редки находки монет 19001950-х гг.).
Вполне возможно предположить и реконструировать, исходя из массовости находок русских монет, ножей, кресал, деталей конской упряжи, пуговиц, свинцовых пуль, колец, нательных крестов и неорнаментированной керамики XVIII - XIX вв., печатей и т.п., бытование здесь уже во второй трети XVIII в., как минимум, временных жилых и производственных строения (например, землянок и небольших срубы, саманных халуп, а с конца XVIII - «кирпичных сараев» для нужд городского строительства, с сопровождающим поселением, а как максимум, - долгое, вплоть до начала XX в., существования мест переправ и лодочные пристани. И все эти ранние и поздние артефакты (включая рабочие инструменты, обломки бытовой электротехники и аптечной посуды второй половины XX в.) находятся у уреза воды и на бывших огородах Нахаловки в перемешанном состоянии, что в итоге исключает паспортизацию, но подтверждает сначала спорадическое, а с конца XIX в. долговременное использование этих прибрежных участков.
Первые постоянные постройки, прилегающие к Омскому военному госпиталю (постоянно здесь с 1813-1815 гг.; ныне - БУЗОО «Госпиталь ветеранов воины» № 425), возникли в период 1820-1880-х гг. [6, с. 25-26, 34]. Кроме карт, это подтверждают и датируют находки монет в культурном слое Фрунзенского спуска. На первый взгляд, здесь протекала обычная городская жизнь обывателей окраинных «халуп и лачуг», которая при поверхностном рассмотрении значительно уступала в качестве и яркости жизни «богатых» чиновных крепостных кварталов, или, например, Казачьего или Ильинского форштадтов. Однако при детальном рассмотрении, с учетом доступных картографических источников, «вырисовывается очень занимательная картина»: особо не затронутая до начала 1970-х гг. бульдозером и строительным краном деревянная застройка «деревни в городе», термин по Д.А. Алисову [9, с. 17,21; 10 и др.], с редкими вкраплениями кладбищ, каменных и деревянных лавочек, магазинчиков, веселых домов, кустарных мастерских, постоялых («заезжих») и хозяйственных (заводских) дворов, купеческих особняков, чайных, трактиров, гостиниц, с ветвистой сетью застроенных «как попало» переулков и спусков по склонам коренных надпойменных террас, мостков и мостиков, по спускам выходившими к реке. И эта жизнь когда-то окраинной омской Нахаловки, расцвет которой приходится на 1890-1950-е гг., в плане истории материальной, социально-экономической культуры Омска второй половины XVIII - первой половины XX вв. не зафиксирована в научной литературе. Здесь,
например, на самом высоком месте со второй половины XIX в. купцу С.Р. Алчедаевскому принадлежали: квартал деревянных домов с квартирами в наём, два деревянных дома на склоне террасы по Фрунзенскому спуску, под госпиталем и частные одноэтажные общественные бани, выстроенные из кирпича (старейшая их часть построена в 1850-е гг.) по Екатерининскому спуску к Оми (Фамилия упоминается еще в газетах первых десятилетий XX в. [11, с.2]), выкупленные, предположительно, у купца 2-й гильдии М.М. Хаймовича [12; 13]. Здание этой бани было отмечено под госпиталем, на берегу Оми, уже на плане города Омска, примерно, 1854 г., в статистическом издании за 1879 г. [14, с. 108]. На плане же города за 1884 г. от госпиталя до старого еврейского кладбища по современному Яковлевскому спуску (бывшая Проломная улица), насчитывалось уже более 30-ти постоянных только жилых построек (халуп), и только по склону террасы [15, л. 2]. «Алчедаевские» баня и дома, включая знаменитый кирпичный «Дом со шпилем» (ул. Госпитальная, д.1; 1912 г. постройки), были снесены в 1984 г. при строительстве Фрунзенского моста через Омь. «Деревня в городе» постепенно сократилась до нескольких кварталов по улицам Береговым. Беспорядочная («нахальная», неконтролируемая администрацией) застройка 1890-1950-х гг. была снесена в 1980-е гг. окончательно, да и старожилов-свидетелей почти не осталось. До 2009 г. был снесён самый старый обжитый берег Нахаловки, под многоэтажную застройку. Актуальными также являются исследования геоинформационных систем (ГИС) [16, с. 99, 100] миграции населения в этот микрорайон и его профессиональная и социальная дифференциация в XVIII - XIX вв. Омские археологи еще только подходят к интерпретации подобных артефактов в малых городах и сельских населённых пунктах региона [17, с. 24-26, 112-117, 205-242], а на территории Омска эти работы ещё только планируются.
Таким образом, до сего дня навсегда исчезают те объекты и предметы пристального внимания краеведов и историков, которые могли бы дать бесценный историко-краеведческий и историко-географический материал по следующим темам исследований: историческая география предместий Омских крепостей; история заселения предместий Омских крепостей; экономика и культура первопоселенцев омских предместий по правому берегу р. Оми в XVIII - XIX вв.; возникновение и развитие официальной и самовольной застройки омской Нахаловки (Качагур и других кварталов) с середины XIX в.; использования объектов и предметов бывшего «самостройного» поселения Нахаловка в туристических целях.
Ссылки на источники:
1. Милищенко О. А. Неизвестные, но не забытые: первые русские землепроходцы в устье реки Оми [Текст]/ О. А. Милищенко// История в подробностях. № 1 (17). январь 2011. - С. 38-43.
2. Кравцева Н.А. Омская «Нахаловка»: источники по истории освоения правого берега реки Оми в черте города Омска [Текст]/ Н.А. Кравцева// Наш Омский край. Второй конкурс исследоват. краеведч. работ, посвящ. памяти М.Е. Бударина: сб. докладов. Омск, 2015. - С. 34-49.
3. Геоморфологическая территория Омска [Электронный ресурс]/ URL: http://vital.lib.tsu.ru/ (дата обращения: 14 апреля 2016).
4. Милищенко О. А. Памятники нумизматики дописывают историю Омска (на материалах береговой полосы реки Оми в черте города начала ХХ века) [Текст]/ О. А. Милищенко// История и культура городов России: от традиции к модернизации. Материалы Всеросс. научн. конгр., посвящ. 290-летию гор. Омска (Омск, 12-14 октября 2006 г.)/ отв. ред. Д.А. Алисов и др. - Омск: ОООО «Издат. дом «Наука», 2006. - С. 267-269.
5. Шишкина Л.И. Элементы повседневности: сибирские крестьяне, простейший рынок и денежное обращение [Текст]/ Л.И. Шишкина, О.А. Милищенко// Сибирская деревня: история, современность и перспективы развития: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 30-31 марта 2006 г.): в 3 ч./ под ред. Н.А.Томилова и др. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2002. Ч. 1. - С. 143-146.
6. Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город [Текст]/ В.И. Кочедамов. - Омск: Ом. кн. изд-во, 1960. 112 с.
7. Шухов И.Н. Картины старого Омска (Из воспоминаний) [Текст]/ И.Н. Шухов// Омский альманах. Кн. 5. - Омск,1945. - С. 83.
8. Большая Нахаловка - Новосибирск [Электронный ресурс]/ЦКЪ: http://www.esosedi.ru/onmap/bolshaya_nahalovka/5741243/index.html (дата обращения: 14 апреля 2016).
9. Томилов Н.А. Народная культура горожан Сибири в российской науке второй половине XX - начале XXI века: актуальность, задачи, методология [Текст]/ Н.А. Томилов// История и культура городов России: от традиции к модернизации: Матер. Всеросс. научн. конгр., посвящ. 290-летию гор. Омска (Омск, 12-14 октября 2006 г.). Омск, 2006. - С. 17-21.
10. Алисов А. Д. Форштадты Омской крепости в XIX - начале XX веков [Электронный ресурс]/ А.Д. Алисов/ URL: http://sibnasledie.omsu.ru/page.php?id=38 (дата обращения: 5 апреля 2016).
11. Нюренберг Я. К вопросу о правовом положении сибирских евреев-купцов [Текст]/ Я. Нюренберг// Последняя почта. (Из газет) // Утро Сибири (Томск). № 269. 5 декабря 1912 [Электронный ресурс] / URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/2012/000349043/1912/1912_269.pdf (дата обращения: 14 апреля 2016).
12. Лебедева Н.И. Синагога на ул. Почтовой в г. Омске [Электронный ресурс]/ Н.И. Лебедева/ URL: http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/sinagog2.htm (дата обращения: 14 апреля 2016).
13. Омская Нахаловка: проблемы изучения истории и социально-экономического развития. (К 300-летию г. Омска) [авт. О.А. Милищенко] 2016.: [в печати].
14. Труды Акмолинского статистического комитета. Материалы по истории и статистике Омска, извлечённые из однодневной переписи 1877 года, обработанные и И.Я. Словцовым. Ч. 1. 1880 г. [Текст, карта]. - Омск: Тип. Акмолинск. обл. правления. - 108 с.
15. РГИА. Ф. 1289. Оп. 15. Д. 1. Л. 2: План города Омска с окрестностями.1884 [Текст, карта]/Сост. и литограф. при военно-топографическом отделе Омского военного округа.
16. Геоинформационные системы в изучении истории социально-демографических явлений: историографический аспект [авт. М.В. Рыгалова] // Гуманитарные науки в Сибири, 2015. Т. 22, № 4. С. 98-102.
17. Татаурова Л.В. Адаптация русских в Западной Сибири в конце XVI-XVni веке (по материалам археологических исследований): монография [Текст]/ Л.В. Татаурова, С.Ф. Татауров, Ф.С. Татауров, К.Н. Тихомиров, С.С. Тихонов. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. - 374 с.
Oleg Milishenko
The People's Museum of the History of Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
«Nakhalovka» of Omsk - «a village within the city»: place saving artefacts of a settlement of
the 18th - 19th centuries
Abstract: The article deals with the questions of the introduction into scientific circulation of artefacts as applied to the existing cartographic and narrative sources which throw light upon the character of the development of the right bank of the Om river floodplain terraces within the boundaries of Omsk the uncontrolled settlement "Nakhalovka" in 18th - first half of 20th centuries. This research gives grounds to suggest and reconstruct the presence of an early settlement there in days of old, as well as on the territory of the second Omsk fortress.
Keywords: ancient artefacts; cartographic sources; "a village within the city"; Gospitalnaya Street; Nakhalovka; Kachagury; Russian pioneers; migrations of population; local tourism.