Научная статья на тему 'Омофонический и омографический фонды современного русского языка часть 1. Общие вопросы. Лексические омофоны и омографы'

Омофонический и омографический фонды современного русского языка часть 1. Общие вопросы. Лексические омофоны и омографы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1585
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голев Николай Данилович

В статье впервые в систематизированном виде представляется фонд омофонических и омографических слов, словоформ, словосочетаний и предложений. Автор публикует материалы, которые он собирал в течение 10 лет. В начале статьи определяются и кратко характеризуются основные понятия, связанные с отношениями тождества и различия единиц письменной речи. В заключении статьи обсуждаются возможности использования приведенных материалов для решения некоторых теоретических проблем взаимодействия устной и письменной речи и их практического применения в коммуникативной и лингводидактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Homophonal and homographic funds of modern Russian. Chapter 1. Lexical homophones and homographs

In the article for the first time is represented the fund of homophones and homographs of Russian words, word forms, word-combinations and sentences. The author decided to publish materials that were gathered by him for ten years. In the beginning of the article are defined and described basic conceptions that are connected with the identity and differential correlation of units in written speech. In the conclusion of the article is discussed the possibility of use of the materials for determination the theoretical problems of interaction of written and oral speech and practical apply in communicative and linguodidacal activity.

Текст научной работы на тему «Омофонический и омографический фонды современного русского языка часть 1. Общие вопросы. Лексические омофоны и омографы»

Я.Д. Голев

Омофонический и омографический фонды современного русского языка Часть 1. Общие вопросы. Лексические омофоны и омографы

1. Исходные посылки

Омофония - это различие графических форм выражения одинаково звучащих (омонимичных) языковых единиц. Омография - неразличение графической формы разнозвучащих (и вследствие этого - разнозначащих) языковых единиц. С точки зрения соотношения смысла и первичной (звуковой) формы его выражения омофония есть разновидность омонимии, а омография - омонимическая (при отсутствии пересечений смысла) паронимия. Эти понятия отражают определенный тип асимметрических взаимоотношений между графическим планом выражения языковой единицы и ее звуковым содержанием, а через опосредование последнего - и ее смыслом. Асимметрия заключается в нарушении принципа однозначных соответствий: «одна единица звукового содержания - одна единица графического выражения» и наоборот. С точки зрения соотношения смысла и вторичной (графической) формы при отвлечении от звучания омофония представляет собой омонимическую паронимию, омография - собственно омонимию. Наконец, завершая терминологический экскурс, отметим условность внутренней формы терминов «омофония» и «омография»: термин «омофония» указывает лишь на одинаковость звучания, никак не маркируя другой конституирующий признак - разность написания (диграфию); термин «омография», напротив, не фиксирует разницу звучаний (и - опосредованно - смыслов). Таким образом, термины «омофония» и «омография» представляют понятия, которые, следуя принципу соответствия формы содержанию, следовало бы обозначить как «омофонодиграфия» и «омографодисемия».

По статусу языковых единиц, находящихся в омофонических и омографи-

ческих отношениях, мы различаем лексическую, синтагмовую (фразовую) и синтаксическую омофонию и омографию. Помимо статуса единиц, данные группы различаются типом содержания, связываемого^ противопоставляемого) омофоническими и омографическими отношениями и типом графических средств, обусловливающих тот или иной вид отношений. Дальнейшая дифференциация внутри данных типов по степени близости сопрягаемых единиц может быть осуществлена в семантическом и звуковом параметрах.

Лексическая омофония есть проявление нарушений однозначных соответствий звучания и написания отдельных словоформ (реже - лексем как всей совокупности словоформ). Возможность разных написаний одинаково звучащих словоформ связана прежде всего с фонетическими слабыми позициями, в которых либо нейтрализуются различительные признаки фонем (СОМА - САМА), либо их субстанция в синтагме по тем или иным причинам ослабляется (редуцируется) вплоть до «нулификации» или слияния с соседним звуком (КОСТНЫЙ - КОСНЫЙ, ТРУПП - ТРУП, БРАТЬСЯ - БРАТЦА). Носителями дифференцируемых слабых фонем могут быть разные типы морфем: они обнаруживаются в приставке (ПРЕЗРЕТЬ/ ПРИЗРЕТЬ), корне (ПОСТЕГАТЬ/ПОСТИГАТЬ), суффиксе (ОБЕСКРОВЕТЬ/ ОБЕСКРОВИТЬ), окончании (ВЕСИМ/ ВЕСЯМ).

Синтагмовые, или фразовые, омофоны (типа А БЛИЖЕ ТЕСНИНА / ОБЛИЖЕТЕСЬ, НИНА) являются, во-первых, также следствием графической фиксации русскими буквами фонем в фонетически слабых позициях, обнаруживаемых уже не в отдельных словоформах, а в более сложных звуковых отрезках (фонетических синтагмах), обладающих одинаковым

составом звуков речи1, и, во-вторых, - и это здесь главное - слитно-раздельно-дефисными графемами, фиксирующими различное лексико-функциональное членение данного отрезка. Мы имеем в виду самое широкое понимание терминов «синтагма» и «фраза» - «любое интонационно-смысловое единство, ограниченное с двух сторон паузами; в таком употреблении термина «фраза» в нем объединяются понятия фразы и синтагмы» [1, с. 559]. Принципиальным здесь является и признак «интонационно-смысловое единство», подразумевающий участие суперсегментных единиц в дифференциации по-разному членимых исходных звуковых синтагм - НОг сителей того или иного набора звуков. Поэтому об абсолютной омофонии во многих случаях говорить не приходится, так как тождество звучания при разном членении всегда относительно. Тем не менее любая из приведенных пар синтагм предполагает возможность такого озвучивания каждой из них, при котором их звуковые различия будут «спрятаны» (нейтрализованы).

Синтаксические омофоны (типа пресловутого ПОМИЛОВАТЬ НЕЛЬЗЯ КАЗНИТЬ) имеют иной уровень членения -здесь исходный набор слов (словоформ) с тождественным - по отдельности -звучанием и значением образует разные семантико-синтаксические структуры, различающиеся - в целом - звучанием и смыслом.

Лексические омографы предполагают одинаковое написание разнозвучащих словоформ, среди которых мы выделяем лексико-фонематические омографы, ср. КОНЕЧНО и КОНЕЧНО (фонетически КОНЕШНО), лексико-акцентологические омографы (ЗАМОК и ЗАМОК) и омографы, связанные с неразграничением на письме Е и Ё, например, МЕЛ и МЕЛ (МЁЛ).

Лексико-морфемные омографы -

одинаковое написание разных комбина-

ций (составляющих словоформу) морфем, например, МАТЕРЕЙ: МАТЕР-ЕЙ и МАТЕР-Е-Й (глагол), РАЗОРИСЬ: РАЗ-ОР-И-СЬ (от глагола РАЗОРАТЬСЯ) и РАЗ-ЗОР-И-СЬ (от глагола РАЗОРИТЬСЯ с наложением на стыке приставки и корня), У-ШЕЙ (глагол) и УШ-ЕЙ (существительное).

Синтагматические и синтаксические омографы, предполагающие одинаковое написание разнозвучащих и - в этой связи - разных в смысловом отношении синтагм и предложений (высказываний), вытекают прежде всего из условно-абстрактного характера таких графем, как дефис, пробел, знаки препинания.

Далее мы приводим фрагменты собираемых нами в течение многих лет материалов по русской омофонии и омографии.

Первую часть материалов, публикуемую в настоящем выпуске «Известий АГУ», составляют словники лексических омофонов и омографов.

2. Омонический и омографический фонды русского языка (материалы)

2л, Лексические омофоны русского языка алея/аллея*антология/ онтология*бабах/бобах*Баку/ боку*барон/борон*бачок/бочок*болид/ болит*бона/бонна*бос/босс*босиком/ босяком*браню / броню*братца/ браться’|‘буденовка/буденновка*Валин/ вален/валян*Валиной/валеной/ валяной*валы/волы*Валям/ валим*ватный/ваттный*введу/ ввиду*вёдра/вёдро*века/веко*Венек/ веник*венца/винца*весел/ весил*весело,/весило*вести/ везти*весим/весям*владелец/ владелиц*влазьте/власти*вод/ возводиться / водица *вперемежку/ вперемешку*враг/врак*вскачу/ вскочу *встряхнуть/стряхнуть*выбе ли/ выбили*выбрела/ выбрил а*выва лить/ в ывалять*вы валок/в ыволок*вывил/ в ывел*вы гадай/в ыгодой*вы гадаю/

Вряд ли здесь можно говорить об одинаковом фонемном составе, особенно при функциональном отождествлении фонем.

выгодою* выглажу/выгложу "“выдергай/ выдергой*выедете /вы едите* выжать/ выжить*выжег/выжиг*вызреть/ вызрить*выкапай/ в ыкопай*вы каченный / выкачанный*выколи/выкали*выколете/ выколите/в ыкалите*вы копать/ в ыкапать*вы крикнет/ выкрякнет*выкрошу/вьікрашу*вьілеі / вылит*вылетай/вылитой*вылижите/ вылежете*вымяли/вымели*выпали/ выполи '"выпишете / выпишите *выпа л и / выполи *выпорет/выпарит*выпор ешь/ выпаришь*выпряли/выпрели* выпяли/ выпили*выпилить/выпялить*выравнен/ в ыровнен*вы ражусь/ вырожусь* выросте/вырасти* выряжу/ вырежу *высалить/высолить* высились/ выселись*высланы/выстланы*вытачка/ вы точка* вы честь/в ычисть*вышед/ вышит*вышибале/вышибали*выем/ выям*вязка/виска/веска* газ/гас *гам/ гамм*гаражу/горожу*гармони/ гормоне*геенна/гиена*гл адка/глотка *глаз/глас горний/горный*гостинец/ гостиниц*гранд/. грант*гриб / грипп*гребной/грибной*грибок/ гребок*громадин/громаден*груб/ групп*груздь / грустьТузка / гуска*давиться/довиться*датировать/ дотировать*девица/дивится*джин/ джинн*длина/длинна*довезти/ довести*долевая/доливая*достегать/ достигать*дражайший/ дрожащий*дужка/душка*думай/ думой*думаю/думою*ехиден / ехидин*жаден/жадин*желая/ жилая*завалена/завалина*заваленной/ завалиной*заезд/заест*зазубрена/ зазубрина*закали/заколи*залегал/ за лягал *замерять/замирять*замешен/ замешан*запевале/запивали*запруд/ запрут*заряд/зорят*застегать / застигать*затени/затяни*защелкай/ защелкой*зеленая/зеленная*залатая/ золотая*зонд/зонт*изжевали/ изживали*изморозь / изморось*индеанка/ индианка*иссекать/иссякать*истиной/ истинной*иступление / исступление*казанок/козонок*калачу/

колочу*калек/калик*калибре/ колибри*калив/калиф*камелек/ комелек*кампания/компания*карал/ коралл*комплиментарный/ комплемент арный*канвой/ конвой*капай/капой*карали/ корали*каре/коре*карманом/ карманном*касатка/косатка*катет/ катит*квашенка/квашонка*кета/ кита*клеем/клеим*клич/кличь*кобчик/ копчик*коврижки/ковришки*код/ кот*коз/кос*колодца/колоться*колос/ колосс*колем/Колям*копей/ копий*кормилец/кормилиц*коряг/ коряк*косный/костный*Костею/ костию*крапленный/ кропленный*красавиц/ красавец*кратчайший / кротчайший*края/кроя*крениться/ криница*крестины/Кристины *курд/ Курт*курдка/куртка*кутиле/ кутили*лапай/лапой*лапать/ лапоть* лёжка/ Лёшка* лез/лес*лезть/ лесть*лепет/лепит*леса/лиса*лета/ лита*лик/лиг*литься/лица*ловчиле/ ловчил и* ложь/ лож*маг/мак*маечка / Майеика*Майя/мая/майя*марале/ морали*мари/мори*масла/ мосла *мас лица / мае литься* масляный/ мае л еный*мастите/мостите *м ах овик / моховик*махового/мохового*медка/ метка*медь/меть*мела/мила*мелем/ мелям*мелеть/милеть*меняле/ меняли*мерена/мерина*мессианизм/ миссионизм*мессионер/ миссионер*мечь/меч*милок/ мелок*митрополия/метрополия*мог/ мок*молод/молот*марале/марали/ марале*моралью/маралью*мостишко/ мастишка*навален/навалян*навей/ новей*нагайка/ногайка*нагой/ ногой*нагою/ногою*надаю/ надою*накачанный / накаченный*наколю/накалю*налезали/ нализали*насильные/ носильные*настигать/настегать*некай/ некой*непреступный / неприступный*нерадив/не родив*нож/ нош*ножевая/наживая*ножик/ ножек*ножище/ножища*нолевая/ наливая*нолей/налей*обвевать/

обвивать* об вешан /обвешен*обежать/ обижать*обескровлевать / обескровливать*облечен/ обличен*обливать/облевать*обоями/ обоими*объем/обьем*ожог/ожег*оземь/ озимь*окала/около*окотиться/ окатиться*Олежка /олешка*опахале/ опахали*освящение/ освещение*освящу/освегцу/ освищу*острого/острова*отварить/ отворить*отлечусь/отличусь*отражать/ отрожать*оттени/оттяни*отчем/ отчим*отъезд/отъест*падёж/ падёшь*падите/подите*падучем/ подучим*паж/Паш*паз/пас/ пасс*паковал/поковал*паленья/ поленья*палец/палиц*палите/ полите*палитра/пол*литра*палить/ полить*палится/палитца*паразит/ поразит*парам/паром*пари/ пори*Париж/паришь*пародировать/ парадировать/порадировать*пароли/ пороли*парте/парьте*партком/ портком*пары/поры*пасовать/ посовать*пастель/постель*пастись/ постись*пачкай/пачкой*пашей/ пошей*паять/поять*певца/ пивца*пенал/пинал*передавая/ передовая*передавиться/ передовица*пережевать / переживать*пережег /. пережог*перетоните / перитоните*перефразировать/ перифразировать*песца / писца*печонка/печенка*печушка/ пичужка*пикай/пикой*пирог/ пирок*плету/плиту*плюгц/ плющь*повысели / повысили*подвизаться/ подвязаться*поджег/поджог*подола/ подала*подаю/подою*подражать/ подрожать*поживать / пожевать*покроям/покроем*полати/ палате*полевая/поливая*полежу/ полижу*полек/полик*полог/ полок*полоскать/поласкать*поля/ паля*полем/Полям*помог/ помок*помоем/помоям*попах/ папах*поражай/порожай* порок/порог/ парок / порог *портач / портачь*посвятить/

посветить*посидеть/поседеть*посла/ пасла*постигай/постегай*постлан/ послан*посягать/ посигать*пракитайский/ прокитайский*праславянский/ прославянский*пращу/ прощу *пребудет/прибудет*превесело/ привесило*предала/придала*предание/ придание*предать/придать*преподать/ припадать*преставиться/ приставиться’претворять/ притворять’преуменьшить/ приуменьши т ь * п р е у множить/ приумножить*преходящий/ приходягций*приведение/ привидение*приданое/ приданное*приезд/приест*приемник/ преемник*призрение/ презрение*примирять/ примерять*припадали/ преподали*приставляться/ преставляться*проезд/ проест*проживать/ прожевать*проредить/ прорядить*прорезь/прорись*прочем/ прочим*прошен/Прошин*Прошин/ проше н*пруд/прут*прусак/ пруссак*пряди/приди*прямило/ премило*продаж/продашь*пруд/ прут*пуд/пут*пуч/пучь*радиола/ родиола*раз/рас*развалин/ развален*развести/ развезти*развиваться/ развеваться*раздражаться/ раздрожаться*разнородный/ разнародный*разражаться/ разрожаться*разрядить/ разредить*раним/ранним*рана/ рано*расточка/росточка*ребят/ рябят*решка/режь-ка*ризка/ риска*рог/рок*рожь/рож*роз / рос*ролик/ролек*роям/роем*рубиле/ рубили*рысий/рысей*сальцу/ сольцу*сачок/сочок*свалянные/ сваленные*свезти/свести/ свисти*свистнуть/свиснуть*свяжи/ свежи*селища/силища*сенильный/ синильный* сеньор/синьор* серебряник/ серебреник*серп/серб*сет/сед*сидеть/ седеть*скреплю/скриплю*скрепя/ скрипя*слазьте/сласти*слежу/

слижу*слезать/слизать*слипая/ слепая*смерти/смерьте*смола/ смала*сноб/сноп*солями/салями*сома / сама*сосуд/сосут*Спарте/ спарьте*спешите/спишите*спичек/ спичик*спич/спитч*споришь/ спорешь*спорте/спорьте*сровнять/ сравнять* старица/сторица* старожил/ сторожил*стоик/стоек*столб/ столп*страшиле / страши ли*строг/ строк*стяжка/стишка*стяжок/ стежок*стену/стяну*субчик/ супчик*судить/ссудить*сужал/ ссужал*сужен ый/суженный/ ссуженный*сумка/ суммка ''суммировать/ ссуммировать*сутулиться/ сс.утулится*съезд/съест*таите / Таити*такую/токую*таране/ тарани*тешете/тешите*теши/ тиши*толмач/толмачь*точиле/ точили*труб/труп/трупп*трупный/ труппный*тупиться/тупица*туш/ тушь*увидать/увядать*увядало/ увидало*уезд/уест*умалять/ умолять*устаю/устою*утекать/ утикать*утешать/утишать*целим/ целям*цокали/цоколи*частите/ честите*частота/чистота*черкать/ чиркать*чета/Чита*шествовать/ шефствовать* Шипка /шибко*щепать/ щипать*юз/юс.

2.2. Омографы, связанные с неразличением на письме Е и Ё (с одновременным нефиксированием на письме различий в ударении) берет / берёт, вахтер / вахтёр, ведро / вёдро, весел / вёсел, воронье / вороньё, все / всё, ерник / ёрник, колье / кольё, крестный / крёстный, лень / Лёнь, лес / лёс, лета / лёта, маркер / маркёр, мел / мёл, небо / нёбо, объем / объём, осел / осёл, падеж / падёж, погреб / погрёб, поешь / поёшь, проем / проём, рек / рёк, села / сёла, слез / слёз, смел / смёл, совершенный / совершённый, солитер / солитёр, стартер / стартёр, стек / стёк, съем / съём, тема / Тёма, черт / чёрт, шабер / шабёр, шлем / шлём.

2.3. Лексико-фонематические омографы Группа представлена немногими примерами: конечно (прилагательное) / конечно (модальное слово); ср :-Что конечно в нашем мире? - Все конечно! или другой вариант ответа Все, конеч(ш)но; теста/те-(э)ста и подобными.

2.4. Лексико-акцентологические омографы (иллюстративный список) Борей / Борей, броня / броня, видение / видение, виски / виски, горе / горе, замок / замок, золотом / золотом, извести / извести, Колю / колю, кружки / кружки, мелей / мелей, мели / мели, милей/ милей, молодец / молодец, мочи / мочи, мука / мука, нашей / нашей, пили / пили, плети / плети, повести / повести, примет / примет, полка / полка, помни / помни, потом / потом, проводка / проводка, проволоку / проволоку, пропасть / пропасть, пугала / пугала, пяток - пяток, развитом / развитом, резка / резка, село. / село, сокол / сокол, совью / совью, солью / солью, стрелка - стрелка, топи / топи, уже -уже.

2.5. Комбинация различных видов омофонии и омографии Омографы, совмещающие неразличение Е и Ё и неотмеченное различие слогового ударения: БЕРЕГ / БЕРЁГ, ВИТЕК / ВИТЁК, ДАЛЕКО / ДАЛЁКО (прилаг.), ЖЕЛТО / ЖЁЛТО (прилаг.), КОЛЕСА / КОЛЁСА, ПОЛЕТ / ПОЛЁТ, СЛОЖЕННЫЙ / СЛОЖЁННЫЙ, СТЕЖКА / СТЁЖКА, СТЕКЛА / СТЁКЛА, ЧЕРТА / ЧЁРТА, ШЕЛКА - ШЁЛКА.

Некоторые случаи можно рассматривать как своеобразный переход к графической паронимии омонимического типа ПАМЯТЬ / ПОМЯТЬ, ПОМЯТУЮ - ПАМЯТУЮ, НАКАЛЁННЫЙ - НАКОЛЕННЫЙ, СМЯТЕННЫЙ - СМЕТЁННЫЙ, ПЕРИПЕТИИ - ПЕРЕПИТИИ, ИСЧЕРКАТЬ - ИСЧИРКАТЬ, ЛАГУНА - ЛОГУ-НА, ПРИМЕНИТ - ПРЕМИНЕТ, ОТЧИСТИТЬ - ОТЧЕСТИТЬ.

2.6. Регулярная омофония и омография Некоторые типы омофонии и омогра-

фии, конкретные реализации которых не включались в наши словники, являются регулярными, списки их реализации открытые. К ним относятся, например, случаи регулярной лексической омофонии (типа НАТАШИ / НАТАШЕ, БУДУЩЕМ / БУДУЩИМ, ВОСПИТАНА - ВОСПИТАННА, НИМАЛО - НЕМАЛО, ВЫПИШЕТЕ/ВЫПИШИТЕ и т.п.), синтагмовой омофонии (типа НЕ МАЛЫЙ - НЕМАЛЫЙ, НЕ ДОЕСТЬ - НЕДОЕСТЬ, В ВЕРХ -ВВЕРХ, ПО ПИСАНОМУ - ПО-ПИСАНОМУ и т.п.), регулярной акцентологической омографии типа ДЕЛА / ДЕЛА, РУКИ / РУКИ, РАЗРЕЗАТЬ / РАЗРЕЗАТЬ, КРАСНО / КРАСНО.

К регулярным типам относятся и многочисленные вариантные звучания и написания, имеющие нередко стилистический смысл, который может оказаться художественно значимым, или дифференцирующие лексические значения: ИЗГАЛЯТЬСЯ / ИЗГОЛЯТЬ-СЯ, КАСАТКА / КОСАТКА, ШМАКОДЯВКА/ ШМОКОДЯВКА, ПОДШОФЕ / ПОД ШОФЕ, РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ / РАКЕТОНОСИТЕЛЬ, ЯЗЫКО-РЕЧЕВОЙ / ЯЗЫКОРЕЧЕВОЙ, ТВОРОГ / ТВОРОГ, КВАРТАЛ /КВАРТАЛ, НАКАЛЕННЫЙ / НАКАЛЕННЫЙ, ИДЕТ / ИДЁТ, ИЩЕТЕ / ИЩЕТЕ и мн. др.

2.7. Расширение словников

Совершенно очевидно, что представленные списки не являются закрытыми. Одни из них являются относительно полными (лексические омофоны и омографы с неразличением Е и Ё), другие - открытыми, но широко представленными (син-тагмовые и синтаксические омофоны), третьи - иллюстративно-избирательными (лексико-акцентологические омографы).

В частности, пополнение омофонического фонда слов (словоформ) может осуществляться за счет привлечения единиц, отдаленных (в том или ином отношении) от функционального ядра лексики. Периферийную единицу омофонического фонда представляют имена собственные,

узкоспециальные термины, архаизмы, диалектизмы и т. п., например: КАЛОРИМЕТР / КОЛОРИМЕТР, ДЕГРЕССИЯ / ДИГРЕССИЯ, КАМЕДЬ / КОМЕДЬ, КОРДИЛЬЕРЫ / КОРДЕЛЬЕРЫ, ОНИ-МИЯ / АНЕМИЯ, ЛОНГЕТ / ЛАНГЕТ, НЕОН / НИОН, ПОРЕЗ / ПАРЕЗ, СЕНА - СЕННА, РЕНИН / РЕННИН, СТЛАНЕЦ / СЛАНЕЦ, ПАЛЯХ / ПАЛЕХ, ЧЕРНЯДЬ / ЧЕРНЕТЬ и т.п. Отдельного внимания заслуживает производная лексика: возможные, но редко употребительные лексические дериваты, потенциальные и окказиональные слова: ПРЕСКОРБНЫЙ, ВЫКАПАТЬ, ПАРАДИРОВАТЬ, ПОСОВАТЬ, ДОБИТЬСЯ, РАССТЯГИВАЛИСЬ, ПРЕВЕНТИВ, УХО-ЖОР (ср. УХАЖЕР), КОТОВАСИЯ, УГ-ЛЕДЕЛ и т. п.

3. Некоторые практические выходы исследования

Каковы возможности использования наших материалов? На данном этапе рассмотрения русского языка в омофоническом и омографическом аспектах мы можем лишь проиллюстрировать их практические возможности.

Так, например, проблема восприятия речевого потока имеет не только теоретический но и практический смысл. Ср.: «...У лектора (по информатике) самое частотное слово БОГДАН. Слушатели не могут понять, какая связь между компьютером и Богданом. Оказывается, при нечетком и быстром произношении слова «БАНК ДАННЫХ» и «БОГДАН» звучат практически одинаково, особенно если учесть, что для филологов первое мало понятно, а второе известно хорошо» [2, с. 12|2. Глухой телефон - не только игра, но интересный прием изучения данной проблемы.

Другой практический выход исследования мы связываем с лексикографией. Словарь омофонов призван восполнить лакуну в лексикографическом описании лексических системных связей. Широко известны словари омонимов, паронимов,

' От этого примера легко перейти к теоретической проблеме - факторы, влияющие на членение и интерпретацию (роль частности в идентификации вычленяемых слов).

синонимов, антонимов. Омофоны — это омонимы, различающиеся на письме, и, таким образом, омофонический словарь вводит в лексикографическую практику системные связи единиц, с одной стороны, устной и письменной речи, а с другой стороны, - внутри письменной речи.

Более отчетлива лингводидактическая значимость материалов. Омофония традиционно используется при обучении грамотному письму, При этом разнообразием такое использование не отличается: из учебника в учебник переходят пары омофонов типа СПЕШУ и СПИШУ: ПОЛОСКАТЬ и ПОЛАСКАТЬ, ЛИСА и ЛЕСА, КОТ и КОД и др. Стала провербиальной фраза ПОМИЛОВАТЬ НЕЛЬЗЯ КАЗНИТЬ, призванная объяснить роль пунктуации в жизни. Однако, как показывает наш материал, омофонический фонд русского языка значительно шире этого традиционного списка. Назначение и формы применения в методической практике омофонических и омографических материалов могут быть исключительно разнообразны-

ми, тут многое зависит от установок и мастерства учителя. Главное же предназначение, на наш взгляд, связано с большими возможностями омофонии в сфере мотивации обучения грамотному письму. Систематическая опора на омофонический материал дает возможность укрепления в сознании учащихся мысли о том, что форма написания коммуникативно значима. Особую роль в этом призвана сыграть языковая игра. Основными способами «омофонической мотивации» грамотного письма, на наш взгляд, являются составление контекстов и «сочинение» соответствующих им «реальных» ситуаций, в которых омофоны, сталкиваясь, создают возможность неоднозначного понимания, во-первых, при восприятии на слух (типа ВЫКРОШУ /ВЫКРАШУ КАМЕНЬ; ПОРА ПОДРУЖКЕ БРАТЬСЯ ЗА ОБУЧЕНЬЕ БРАТЦА / ПОРА ПОДРУЖКЕ БРАТЦА ЗА ОБУЧЕНЬЕ БРАТЬСЯ и, во-вторых, при восприятии письменного текста: ОН ОСМОТРЕЛ ВСЕ (ВСЁ) ПАЛЬТО.

Литература

1. Лингвистический энциклопедический давании лингвистических дисциплин в выс-

словарь. М., 1990. шей и средней школе: Практикум. Ч. 1.

2. Санжаров Л.Н. Компьютеры в препо- Тула, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.