Научная статья на тему 'Оман: состояние и перспективы экономики и внешнеэкономических связей'

Оман: состояние и перспективы экономики и внешнеэкономических связей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1428
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Оман / экономическое развитие / зависимость от нефти / 2010-е годы / коронавирус / падение нефтяных цен / Россия-Оман / торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество / Oman / economic development / dependence on oil / 2010s / COVID-19 / falling oil prices / Russia-Oman / trade / economic and investment cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Людмила Николаевна

Султанат Оман является арабским государством, экономическое развитие которого в течение нескольких последних десятилетий в значительной степени базировалось на эксплуатации нефтегазовых ресурсов страны. Поэтому важное место в статье занимает исследование влияния падения глобальных нефтяных цен во второй половине 2010-х годов, а также их снижения в 2020 г. из-за пандемии коронавируса (COVID-19) на социально-экономическую и финансовую ситуацию в султанате. При этом автор уделяет большое внимание мерам, принимавшимся оманским правительством для преодоления серьёзных экономических проблем. В статье анализируются шаги по минимизации последствий COVID-19 на экономику Омана и доходы местного населения, а также по стимулированию отраслей, не связанных с добычей и экспортом углеводородов. Особый акцент автор делает на изучение реформ, осуществляемых в султанате, в частности, направленных на укрепление финансовой системы и улучшение инвестиционного климата. Ухудшение макроэкономической и финансовой ситуации в период пандемии с особой очевидностью показало необходимость продолжения усилий по диверсификации экономики Омана и проведению структурных реформ для снижения сильной зависимости султаната от нефти. На решение этой важнейшей задачи нацелена одобренная в 2020 г. программа Vision Oman 2040. В статье рассматриваются главные пути и методы для достижения поставленной цели, изложенные в данном документе. Кроме того, автор, останавливаясь в заключительной части своего анализа на состоянии и перспективах торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Оманом, отмечает, что дальнейшее улучшение инвестиционного климата, пересмотр некоторых положений законодательной и регулирующей базы внешнеэкономических связей султаната позволили бы в обозримой перспективе расширить российско-оманские торговые связи и инвестиционное сотрудничество, что соответствует экономическим интересам обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oman: State and Prospects of the Economy and International Economic Relations

The Sultanate of Oman is an Arab state which economic growth over the past few decades has been largely based on the exploitation of the country’s oil and gas resources. Therefore, special focus is placed on the study of the socio-economic and financial impacts of the fall in global oil prices in the second half of the 2010s as well as their decline in 2020 due to the coronavirus (COVID-19) pandemic for the Sultanate. The author pays particular attention to the measures taken by the Omani government to address the serious economic issues. The article analyzes the steps to minimize the impact of COVID-19 on the Omani economy and incomes of local population, as well as to stimulate industries not related to the production and exports of hydrocarbons. The author places particular emphasis on studying the reforms carried in the Sultanate, in particular, aimed at strengthening the financial system and improving the country’s investment climate. The deterioration of the macroeconomic and financial situation during the pandemic made it particularly clear that the efforts to diversify the Omani economy and carry out structural reforms to reduce the Sultanate’s heavy dependence on oil should be continued. The Vision Oman 2040 program approved in 2020 is aimed at solving this critical task. The article discusses the main ways and methods to achieve this goal, set out in this document. Besides, the author, dwelling in the final part of analysis on the state and prospects of trade and economic relations between the Russian Federation and Oman, notes that improvement of the investment climate, revision of some provisions of the legislative and regulatory framework of the Sultanate’s foreign economic ties could expand Russian-Omani trade and investment cooperation, which corresponds to the economic interests of the both countries.

Текст научной работы на тему «Оман: состояние и перспективы экономики и внешнеэкономических связей»

Оман: состояние и перспективы экономики и внешнеэкономических связей

Людмила Николаевна РУДЕНКО, УДК: 338(535)

кандидат экономических наук, ББК: 65.5(Ома)

Институт востоковедения РАН Р 831 (107031 Москва, ул. Рождественка, д. 12/1, стр. 1),

Центр арабских и исламских исследований - DOI: 10.24411/2072-8042-2021-5-36-49 старший научный сотрудник, E-mail: info@ivran.ru

Аннотация

Султанат Оман является арабским государством, экономическое развитие которого в течение нескольких последних десятилетий в значительной степени базировалось на эксплуатации нефтегазовых ресурсов страны. Поэтому важное место в статье занимает исследование влияния падения глобальных нефтяных цен во второй половине 2010-х годов, а также их снижения в 2020 г. из-за пандемии коронавируса (COVID-19) на социально-экономическую и финансовую ситуацию в султанате. При этом автор уделяет большое внимание мерам, принимавшимся оманским правительством для преодоления серьёзных экономических проблем. В статье анализируются шаги по минимизации последствий COVID-19 на экономику Омана и доходы местного населения, а также по стимулированию отраслей, не связанных с добычей и экспортом углеводородов. Особый акцент автор делает на изучение реформ, осуществляемых в султанате, в частности, направленных на укрепление финансовой системы и улучшение инвестиционного климата.

Ухудшение макроэкономической и финансовой ситуации в период пандемии с особой очевидностью показало необходимость продолжения усилий по диверсификации экономики Омана и проведению структурных реформ для снижения сильной зависимости султаната от нефти. На решение этой важнейшей задачи нацелена одобренная в 2020 г. программа Vision Oman 2040. В статье рассматриваются главные пути и методы для достижения поставленной цели, изложенные в данном документе. Кроме того, автор, останавливаясь в заключительной части своего анализа на состоянии и перспективах торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Оманом, отмечает, что дальнейшее улучшение инвестиционного климата, пересмотр некоторых положений законодательной и регулирующей базы внешнеэкономических связей султаната позволили бы в обозримой перспективе расширить российско-оманские торговые связи и инвестиционное сотрудничество, что соответствует экономическим интересам обеих стран.

Ключевые слова: Оман, экономическое развитие, зависимость от нефти, 2010-е годы, коронавирус, падение нефтяных цен, Россия-Оман, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество.

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2021

36

Oman: State and Prospects of the Economy and International Economic Relations

Ljudmila Nikolaevna RUDENKO,

Candidate of Economic Sciences, the Institute of Oriental Studies, the Russian Academy of Sciences (107031 Moscow, Rozhdestvenka, 12/1, str. 1), The Centre of Arabic and Islamic Studies -

Senior researcher, E-mail: info@ivran.ru

Abstract

The Sultanate of Oman is an Arab state which economic growth over the past few decades has been largely based on the exploitation of the country's oil and gas resources. Therefore, special focus is placed on the study of the socio-economic and financial impacts of the fall in global oil prices in the second half of the 2010s as well as their decline in 2020 due to the coronavirus (COVID-19) pandemic for the Sultanate. The author pays particular attention to the measures taken by the Omani government to address the serious economic issues. The article analyzes the steps to minimize the impact of COVID-19 on the Omani economy and incomes of local population, as well as to stimulate industries not related to the production and exports of hydrocarbons. The author places particular emphasis on studying the reforms carried in the Sultanate, in particular, aimed at strengthening the financial system and improving the country's investment climate.

The deterioration of the macroeconomic and financial situation during the pandemic made it particularly clear that the efforts to diversify the Omani economy and carry out structural reforms to reduce the Sultanate's heavy dependence on oil should be continued. The Vision Oman 2040 program approved in 2020 is aimed at solving this critical task. The article discusses the main ways and methods to achieve this goal, set out in this document. Besides, the author, dwelling in the final part of analysis on the state and prospects of trade and economic relations between the Russian Federation and Oman, notes that improvement of the investment climate, revision of some provisions of the legislative and regulatory framework of the Sultanate's foreign economic ties could expand Russian-Omani trade and investment cooperation, which corresponds to the economic interests of the both countries.

Keywords: Oman, economic development, dependence on oil, 2010s, COVID-19, falling oil prices, Russia-Oman, trade, economic and investment cooperation.

Султанат Оман1 в течение последних нескольких десятилетий вошёл в группу достаточно развитых стран Персидского залива благодаря, в первую очередь, эксплуатации нефтегазовых ресурсов страны. Однако важно отметить, что султанат обладает небольшими по сравнению с соседними государствами подтверждёнными запасами нефти. Они, согласно оценке экспертов BP Statistical Review of World Energy, составляют 5,4 млрд баррелей. [1] По мнению специалистов, при современных темпах добычи в стране этих запасов хватит примерно на 20-25 лет. Что касается природного газа, то они также невелики и оцениваются в 0.7 трлн куб. м.

5 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

[1] В то же время интенсивная разведка недр, ведущаяся на территории страны в последние два десятилетия, постоянно даёт возможность Оману пополнять имеющиеся запасы энергетического сырья. В среднесрочной перспективе Оман надеется не только поддерживать добычу нефти на современном уровне (в 2019 г. - 970 тыс. баррелей в сутки), но и увеличить свой ресурсный потенциал. C этой целью главный производитель султаната - Petroleum Development Oman (PDO) - реализует три крупных проекта на базе использования новейших технологий, в частности, технологии EOR (enhanced oil recovery).

Помимо производства углеводородов, в предшествующий период в султанате были предприняты значительные шаги по развитию других отраслей экономики. Однако узость внутреннего рынка ограничивала возможности осуществления достаточно крупных проектов в обрабатывающей промышленности. По этой причине правительство страны сосредоточило внимание на создании мелких и средних предприятий (small and medium enterprises - SMEs), специализировавшихся на производстве заменяющих импорт товаров и работавших в основном на местном сырье. Среди построенных современных производственных комплексов, следует выделить нефтеперерабатывающий завод в Мина Аль- Фахале мощностью 4 млн т нефтепродуктов в год, медеплавильный комбинат в Сохаре среднегодовой мощностью 20 тыс. т (из них 15 тыс. т медных катодов экспортировалось, обеспечивая около 40% экспортных поступлений ненефтяного сектора султаната), два цементных завода (один государственный, другой частный) общей мощностью более 800 тыс. т цемента в год. Кроме того, в Омане имеются предприятия по производству электрических лампочек, автомобильных батареек, кабеля, моющих средств, пластиков, изоляторов, стекловолокна, строительных материалов (цементных блоков, плитки, мраморных изделий и др.) и некоторой другой продукции.

Тем не менее, в доходах государства в 2010-е годы продолжали доминировать поступления от добычи и экспорта нефти и газа. Поэтому, как и другие производители энергоносителей на Ближнем Востоке и в Северной Африке, Оман в полной мере ощутил влияние коллапса глобальных нефтяных цен в 2014-2015 гг. Так, согласно Национальному институту статистики и информации султаната, вклад нефтегазового сектора в ВВП в первой половине 2015 г. сократился на 38,2%, или на 7,5 млрд долл., по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Подобный спад оказал массированное воздействие на всю систему государственных финансов страны. Значительно уменьшились доходы бюджета, что привело к увеличению дефицита бюджета. В результате замедления экономической активности в целом темпы экономического роста султаната заметно снизились: прирост ВВП в реальном исчислении в 2016 г., по оценке, составил 2,8% против 4,7% в 2013 г. [2]

Обострение экономических и финансовых проблем Омана высветило настоятельную необходимость активизации усилий по диверсификации экономики с целью снижения зависимости страны от нефтегазовых доходов, на которые в сере-

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2021

дине 2010-х годов приходилось более 80% всех поступлений в государственную казну. Для реализации поставленной задачи правительство султаната в конце 2016 г. одобрило Национальную программу экономической диверсификации (the National Program for Enhancing Economic Diversification), а также разработало стратегию экономического развития Омана, получившую название Vision 2020. Программа диверсификации экономики предусматривала приоритетное развитие пяти секторов национального хозяйства страны: обрабатывающая промышленность, туризм, добыча природного газа, сельское хозяйство и рыболовство. Привлечение инвестиций в эти отрасли предполагалось стимулировать путём создания сети специальных экономических зон на территории султаната. Одна из таких зон - Се-зад - начала функционировать в рассматриваемый период в районе Дукм (Duqm). План её развития охватывал многочисленные сектора, включая порт и сухой док, предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, нефтехимии, тяжёлой и лёгкой индустрии, туризм, рыболовство и ряд сервисов.

В стратегии экономического развития Vision 2020 значительное место было уделено развитию туристического сектора. Для достижения задач, поставленных в области туризма, оманская государственная организация - the Oman Tourism Development Authority (Omran) - поощряла вложения местного частного и иностранного капитала в туристические проекты, в частности, такие как Omagine real estate and tourism scheme, который финансировался оманскими и американскими инвесторами, а также экотуристический проект - Ras al-Hadd, осуществлявшийся компанией Qatari Diar.

В 2010-е годы правительство султаната предпринимало для поддержки туристической отрасли ряд мер по реконструкции и расширению транспортной инфраструктуры. Основным проектом в этой сфере была модернизация аэропорта и паромного терминала в Маскате. В рамках этого проекта консорциум, возглавляемый американской Bechtel, построил новый терминал и обеспечил его необходимым оборудованием и сооружениями в Международном аэропорту Маската (Muscut International airport). В результате терминал во второй половине истекшего десятилетия обслуживал 12 млн пассажиров по сравнению с 8 миллионами в 2015 г. Кроме того, в стране осуществлялось интенсивное строительство отелей. Например, в Маскате (столице Омана) число номеров в отелях в конце 2010-х годов удвоилось. По мнению американской консультационной фирмы Price Water House Coopers (PwC), в Омане в последние годы увеличилось число операторов, предлагавших два вида отдыха, то есть сочетавших шоппинг в Дубае с более разнообразным проведением времени в Маскате. Наряду с расширением сети отелей, проекты, связанные с туризмом в султанате, включали создание четырёх музеев, библиотеки, театра, шести парков, пяти стадионов и досугового центра. Важно отметить, что некоторые из самых крупных девелоперов, как местных, так и иностранных, сконцентрировались в 2010-е годы на развитии курортного туризма в Омане. Клю-

5 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

чевую роль в планировании подобных проектов играла оманская компания Omran, при этом оставалось пространство для частных инвесторов, реализовавших свои собственные проекты. Так, порт «Султан Кабус» (Sultan Qaboos) в Маскате предполагалось переформатировать в так называемый досуговый порт назначения. Реализация серии крупномасштабных инвестиционных проектов при поддержке государственного и частного секторов помогла повысить привлекательность султаната с точки зрения туризма. Число туристов, посетивших страну в 2019 г., составило 3,5 млн по сравнению с 1,5 млн в 2010 г. и 2,6 млн в 2015 г., по данным Всемирной туристической организации ООН (UN World Tourism Organization) [3].

Реализация ряда крупных проектов в процессе экономической диверсификации, рост инвестиций в развитие ненефтяных отраслей, а также разработка газовых запасов, в частности нового месторождения Хаззан (Khazzan), которое начало давать продукцию в конце 2017 г., способствовали стабилизации макроэкономического и финансового положения Омана во второй половине 2010-х годов. Однако поступательное движение султаната, наметившееся в сфере экономики, было прервано пандемией COVID-19, охватившей значительную часть мира в 2020 г., в том числе и Оман.

Власти султаната, чтобы затормозить распространение в стране коронавируса, предприняли достаточно быстрые меры, которые включали закрытие ряда несущественных предприятий и бизнесов, пограничных ограничений, требование социального дистанцирования и др. Определённые шаги были также осуществлены для минимизации последствий глобального кризиса, связанного с COVID-19, для экономики Омана. В частности, фискальные меры включали предоставление экстренных беспроцентных займов, отмену или снижение некоторых налогов и сборов. Кроме того, Центральный банк страны облегчил финансовые условия кредитования, в том числе путём снижения процентных ставок и вливания ликвидности, отсрочек погашения займов, а также смягчения требований к местным банкам по соблюдению коэффициентов достаточности капитала и ликвидности. [4] В целом стимулирующий пакет мер ЦБ Омана с целью повышения уровня ликвидности в экономике и поддержки частного сектора оценивается в 21 млрд долл. [5]

Несмотря на принятые меры, экономика Омана существенно пострадала от шо-ков COVID-19. Следует, прежде всего, отметить, что валовой внутренний продукт султаната в 2020 г. сократился на 6,4%, ВВП (исключая нефтяную и газовую промышленность) снизился на 10%. При этом в секторальном разрезе наиболее серьёзно пострадали строительство, туризм и отельный бизнес, оптовая и розничная торговля. В дополнение к прямому ущербу на экономическую активность резкое падение нефтяных цен и сокращение добычи «чёрного золота», вызванные глобальным распространением пандемии, ударили по нефтегазовому сектору Омана. Так, государственные доходы от добычи и экспорта углеводородов уменьшились в 2020 г. на 3,4% ВВП. [4]

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2021

Хотя правительство страны предпринимало значительные усилия по сдерживанию государственных расходов, фискальный дефицит вырос на 10,6 процентных пунктов до 17,3% ВВП, который был погашен за счёт выпуска евробондов и суверенных фондов. В результате государственный долг Омана вырос до 81% ВВП против 60% в 2019 г. Заметно также ухудшилось платёжного баланса страны. Так, дефицит счёта текущих операций в 2020 г. вырос до 10% ВВП по сравнению 5,4% в 2019 г. В то же время, оманские международные резервы уменьшились незначительно, то есть до около 15 млрд долл. (достаточно для финансирования импорта товаров и услуг в течение 6,5 месяцев), что отражает относительно стабильный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. [4]

Что касается социальных последствий COVID-19, то, согласно данным Всемирного банка, безработица в Омане выросла в 2020 г. до 5%, что является самым высоким уровнем за последние 30 лет. Для поддержки граждан страны, потерявших работу, в 2020 г. был создан специальный фонд - the Job Security Fund. В этой связи необходимо отметить, что около половины оманских молодых людей не имеют работы. [6] Проблема низкой занятости среди местной молодёжи усугубляется тем, что около 40% рабочей силы султаната приходится на рабочих-мигрантов, по оценке Национального центра статистики и информации Омана, несмотря на то, что в последние годы правительство страны предприняло ряд мер по снижению доли экспатриантов в трудовых ресурсах, включая запрет на выдачу виз для иностранных работников. [6]

Власти Омана с целью решения проблемы повышения финансовой устойчивости султаната разработали среднесрочный план фискального урегулирования и достаточно масштабные реформы частного сектора. План фискального урегулирования (Tawazun) нацелен на уменьшение дефицита государственного бюджета в течение 2021-2025 гг. за счёт стимулирования ненефтяных доходов, сохраняя при этом необходимые расходы на постоянном уровне. Для улучшения системы управления государственными активами правительство султаната учредило Инвестиционное управление Омана (The Oman Investment Authority - OIA), основной функцией которого является повышение эффективности деятельности государственных предприятий. Новая холдинговая компания - The Energy Development of Oman (EDO) - была создана с целью упорядочивания системы финансирования и управления государственными инвестициями в нефтегазовый сектор и в сферу возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Незначительное восстановление экономической активности в Омане прогнозируется экспертами Международного валютного фонда в 2021 г. Предполагается, что постепенная реализация плана фискального урегулирования позволит укрепить внутренний и внешний финансовые балансы султаната в среднесрочной перспективе. В частности, этому, как ожидается, будут способствовать меры

5 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

оманского правительства по увеличению государственных доходов, среди которых следует выделить введение в 2021 г. налога на добавленную стоимость в размере 5%, расширение налоговой базы путём повышения ставки налога на физических лиц с высоким уровнем дохода, а также улучшение работы системы налогового администрирования. Учитывая эти ожидания, в государственном бюджете Омана, одобренном на 2021 г., предусматривается снижение дефицита на 6 процентных пунктов до 7,5% ВВП. [4]

Ухудшение макроэкономической и финансовой ситуации в Омане в период пандемии с особенной очевидностью показало острую необходимость продолжить усилия по диверсификации экономики и проведению структурных реформ для снижения сильной зависимости султаната от нефти, учитывая, что на нефтегазовый сектор приходится более двух третей ВВП страны. [4] На решение этой важнейшей задачи нацелена одобренная в 2020 г. программа Vision Oman 2040 (VO 2040). [7] Этот стратегический документ сфокусирован на построении в султанате в течение предстоящего двадцатилетия развитой и диверсифицированной экономики. В VO 2040 планируется создание надёжной базы экономической диверсификации на основе современных технологий, знаний и инноваций. При этом поставлена задача укрепления вертикальной и горизонтальной интеграции между экономическими секторами, что позволит расширить производственные и экспортные возможности, увеличить инвестирование в хозяйственные сферы с высокой добавленной стоимостью и повысить вклад ненефтяных отраслей в ВВП.

В качестве одного из национальных приоритетов в программе делается акцент на переформатирование роли и взаимоотношений между государственным и частным секторами для обеспечения эффективного управления экономикой и справедливого распределения результатов экономической деятельности между регионами страны, а также защиты природных ресурсов и уникальной экологической среды. Oman Vision 2040 призвана создать необходимые условия для модернизации системы образования, поддержки научных исследований и инноваций, развития здравоохранения и медицинского обслуживания, заложить основы социального благополучия и релевантных базовых услуг для всех сегментов оманского общества.

Большое внимание в рассматриваемой стратегии развития султаната уделено повышению эффективности использования национальных ресурсов, уважению принципов целостности оманского законодательства, транспарентности и отчётности, чтобы таким образом стимулировать доверие в экономике страны и продвигать конкурентоспособность во всех секторах в соответствии с законодательством. Согласно программе OV 2040, диверсифицированная и устойчивая экономика в перспективе должна базироваться на технологиях, знаниях и инновациях. Постепенный переход к подобной модели в высокой степени зависит, наряду с разра-

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2021

боткой адекватной законодательной базы и системы стимулов, от развития внутренних возможностей в сфере предпринимательства и креативности. Более того, социально-экономическая политика государства должна содействовать макроэкономической стабильности и фискальной устойчивости в качестве главных приоритетов в дополнение к оптимальному использованию национальных ресурсов.

Как прогнозируется в программе развития Омана, современные технологии и инновации могут стать в обозримом будущем новым двигателем роста и развития экономики султаната. Однако многое будет зависеть от создания адекватной инфраструктуры и системы образования, которая стимулировала бы предпринимательство. Кроме того, необходимо разрабатывать пути и формы применения глобальных достижений в области современных технологий, инноваций и промышленной революции, учитывая оманскую социально-экономическую специфику.

Достижение сбалансированного развития в перспективе требует динамичного рынка труда, который способен привлекать квалифицированную рабочую силу и соответствовать демографическим и экономическим сдвигам, а также изменениям в сфере знаний и технологий. Формирование такого рынка, регулируемого эффективной законодательной системой могло бы способствовать интеграции национальных возможностей, генерируемых образовательной системой султаната, с выгодами привлечения технологичной и квалифицированной рабочей силы из-за границы, а также улучшению системы управления рынком труда. Как предполагается в Vision Oman 2040, гибкая политика страны в области занятости повысит роль частного сектора в создании возможностей для трудоустройства квалифицированной оманской молодёжи, позволит местному рынку труда лучше адаптироваться к глобальным трендам. В частности, в рассматриваемой программе планируется увеличить долю квалифицированной рабочей силы в частном секторе к 2040 г. до 83% по сравнению с 57,9% в 2017 г. [7, с. 32]

В долгосрочной стратегии развития Омана ставится задача формирования эффективных, сбалансированных и устойчивых экосистем для защиты окружающей среды и обеспечения сохранности природных ресурсов, что является одним из базовых условий стабильного социально-экономического развития страны. Подобные экосистемы и модели могли бы содействовать сокращению экономических издержек от истощения, деградации и потери природных ресурсов, будущая стратегия в области управления которыми должна быть сфокусирована на развитии их нетрадиционных видов, таких как, например, возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

Важное место в программе Vision Oman 2040 уделяется необходимости повышения роли частного сектора султаната, который рассматривается в качестве двигателя национальной экономики. В стране в предстоящее двадцатилетие должна быть создана адекватная конкурентная бизнес-среда с целью развития продуктив-

5 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

ных малых и средних предприятий, обеспеченных устойчивым финансированием за счёт внедрения инновационных моделей. Конкурентная экономика, лидирующее положение в которой будет занимать частнопредпринимательский сектор, как предполагается в стратегии развития Омана, позволит султанату воспользоваться рядом своих преимуществ, включающих политическую и экономическую стабильность, долгосрочное инвестирование в рамках стратегических связей с зарубежными партнёрами. [7, с. 35] Географическое положение предоставляет Оману значительные возможности расширять торгово-экономические связи с другими государствами мира. Благодаря своему расположению султанат стремится укреплять инвестиционное сотрудничество между оманским частным сектором и бизнес-сообществом зарубежных стран путём привлечения прямых иностранных инвестиций высокого качества для удовлетворения глобального спроса и поддержания стремления Омана стать международным торговым хабом. Действительно, подобное партнёрство может в перспективе способствовать развитию производственной базы в различных секторах экономики и увеличению вклада экспорта в ВВП султаната.

Необходимо подчеркнуть, что Оман, как и другие арабские страны Персидского залива, проводит достаточно либеральную внешнеэкономическую политику. Так, импортные статьи, которые освобождены от взимания таможенных пошлин, включают большинство продовольственных товаров. Машины, оборудование и сырьё также могут ввозиться беспошлинно, если они подпадают под закон об организации и поощрении промышленности или если ввозятся компаниями, деятельность которых осуществляется в рамках проектов экономического развития. Ставка импортного тарифа на алкогольные изделия - 100%, на табак - 50% и от 4% - на товары, которые не производятся внутри страны, до 20% - на продукцию, которая конкурирует с товарами оманского производства.

Весь импорт в Оман подлежит лицензированию, которое осуществляет Министерство торговли и промышленности. Порядок получения лицензии аналогичен установленному законом для любой предпринимательской структуры. Специальные разрешения требуются для импорта оружия и боеприпасов, алкогольных напитков, специфических лекарств. В султанат запрещён ввоз наркотиков, свинины и изделий из неё, порнографических изданий. В стране не существует жёсткой системы квотирования импорта. Тем не менее, периодически вводятся сезонные ограничения на ввоз фруктов и овощей. Запрещено импортировать нефтепродукты, местное производство которых удовлетворяет внутренний спрос. Экспортные пошлины в Омане отсутствуют. Практически не существует ограничений на экспорт за исключением представляющих историческую и культурную ценность предметов, на вывоз которых должно быть получено разрешение от Министерства культуры и наследства.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2021

Заметную роль во внешнеэкономических связях Омана играет система торгов. При этом тендеры по государственным контрактам (за исключением государственных оборонных контрактов2) находятся в ведении Генерального тендерного совета (The General Tender Board), если их стоимость превышает 10 тыс. оманских риалов. При стоимости ниже этой суммы организацией торгов занимаются соответствующие отраслевые министерства. В частности, участники тендеров на строительство объектов в султанате должны пройти предквалификацию путём регистрации в Тендерном совете для получения соответствующей классификации, которая устанавливается, исходя из таких факторов, как капитал компании, «ноу-хау» и прошлый опыт, а также компетентность персонала. Требования, предъявляемые в Омане к внешнеторговой документации, формы платежа и пути разрешения споров при выполнении внешнеэкономических сделок не имеют принципиальных отличий от принятых в большинстве стран мира.

В Омане, как и в других аравийских монархиях, практически отсутствует валютный контроль. Несмотря на то что определённые административные процедуры должны быть соблюдены, не существует никаких ограничений на переводы капиталов и прибылей за границу как резидентами султаната, так и нерезидентами. Правительство султаната проводит политику поощрения как национальных, так и иностранных инвестиций, которые вносят вклад в развитие и диверсификацию экономики страны. Согласно оманскому законодательству, компаниям, действующим в индустриальной сфере, по рекомендации Комитета промышленного развития предоставляются нижеследующие льготы: полное или частичное освобождение от всех видов налогов на пять лет с момента создания (иногда на более длительный период); полное или частичное освобождение от таможенных пошлин оборудования, сырья и полуфабрикатов, используемых в производственном процессе; ограничения на импорт иностранных товаров, аналогичных производимым местной промышленностью, или введение на подобную продукцию более высоких таможенных пошлин при условии, что она удовлетворяет потребителей по качеству и количеству; приоритетность закупок местной продукции, которая отвечает стандартным требованиям к качеству, при условии, что цены на неё не превышают цены аналогичных импортных товаров более чем на 10%; субсидирование стоимости технико-экономических и других подобных исследований, если предполагаемый проект рассматривается, как имеющий существенное значение для национальной экономики.

В январе 2020 г. в Омане вступил в действие новый закон об инвестировании иностранного капитала (Foreign Capital Investment Law, Royal Decree - 50/2019), согласно которому существенно смягчены ограничения на зарубежные капиталовложения, облегчаются регистрационные и лицензионные процедуры для иностранных инвесторов, устанавливаются равные права и стимулы как для местных,

5 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

так и заграничных инвесторов. [8] В новом законе также содержатся положения, касающиеся способов разрешения жалоб и споров, связанных с его применением. Данным нормативным актом разрешается 100-процентное иностранное владение капиталом компании за исключением некоторых секторов экономики. В этой связи следует подчеркнуть, что основополагающее требование прежнего закона об иностранном предпринимательстве и инвестициях заключалось в том, что доля Омана в капитале компании должна была быть не менее 35%. Кроме того, законодательством султаната предусматривались и другие серьёзные ограничения. В частности, иностранное инвестирование было запрещено в торговлю и сектора, обслуживающие промышленное производство. Иностранное участие в других областях (включая обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство) ограничивалось 25% стоимости проектов (исключая так называемые одобренные проекты экономического развития). [9] Новый закон отменяет многие из ограничений, применявшихся в соответствии с прежним инвестиционным законодательством, что, по всей вероятности, будет способствовать улучшению инвестиционного климата Омана.

В последние годы торгово-экономические связи между Российской Федерацией и Оманом заметно улучшились по сравнению с предшествующим периодом. Так, российско-оманский товарооборот в 2020 г. вырос в 1,8 раза против его объёма в 2019 г. и достиг 203,8 млн долл. [10] При этом экспорт РФ в султанат в 2020 г. составил 202,4 млн долл. Россия поставляла в Оман в указанном году в основном зерновые (48,8% экспорта в султанат), минеральное топливо и продукцию нефтепереработки (24%), чёрные металлы, сталь и изделия из них (18%). [10] Что касается импорта России из султаната, то он состоял, главным образом, из следующих товарных позиций: пластические материалы и изделия из них (43% импорта из Омана), изделия из камня, цемента, асбеста, слюды и подобных материалов (27%), а также эфирных масел, смол, косметических и туалетных препаратов (15%). [11]

В этой связи необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Оманом пока остаётся на более низком уровне по сравнению с другими арабскими странами Персидского залива, в обозримом будущем султанат может стать перспективным партнёром для России. Эта страна представляет собой один из достаточно ёмких, платёжеспособных и динамично растущих рынков в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. В то же время султанат весьма заинтересован в поставках из России сельскохозяйственной продукции, поскольку в силу своих специфических природных условий и высоких темпов роста местного населения не способен обеспечить себя необходимым объёмом продовольственных товаров. В торгово-экономических отношениях с Российской Федерацией Оман, как и другие страны ССАГПЗ, пользуется режимом наиболее благоприятствуемой нации. Это означает, что султанат

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2021

входит в перечень государств-пользователей схемой преференций РФ, применяемой Россией в отношении товаров, ввозимых на её национальную таможенную терртторию и происходящих из этих стран, для которых ставки импортных составляют 75% от уровня, установленного для государств, не имеющих в торгово-поли-тических отношениях с РФ режима наибольшего благоприятствования.

Нормативно-правовая основа российско-оманского инвестиционного сотрудничества базируется на соглашении о совместных инвестициях в проекты нефтегазового и химического секторов, подписанного в 2017 г. между Национальной нефтяной компанией Омана (Oman Oil Company) и «Роснано» России при содействии Российско-оманского делового совета. [12] Как представляется, наиболее перспективными направлениями инвестиционного сотрудничества между двумя странами являются следующие: отрасли промышленности, связанные с энергоресурсами; нефтепереработка, добыча природного газа, атомная энергетика; сельскохозяйственное производство; область информационных технологий; строительство, машиностроение, электроэнергетика и др. Важную роль в дальнейшем развитии торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Оманом могли бы сыграть проекты учреждённого в 2016 г. Российско-оманского бизнес-форума (The Russia-Oman Business Forum), а также ослабление визовых требований для российских граждан. [13]

СНОСКИ:

1 Арабское государство, расположенное на юго-востоке Аравийского полуострова, является членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В эту региональную организацию, помимо Омана, входят Бахрейн, Катар, Ку -вейт, Объединённые Арабские Эмираты и Саудовская Аравия.

2 В подобных случаях компании имеют дело напрямую с Министерством обороны и должны обращаться с заявкой на регистрацию в это ведомство. Однако, предварительно им необходимо пройти регистрацию в Министерстве коммерции и промышленности.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. BP: Statistical Review of World Energy - 2020 edition. London, 17 June 2020 (https:// nangs.org/analytics/bp-statistical-review-of-world-energy-2020-edition).

2. World Economic Outlook database. International Monetary Fund. October 2017 (https:// www.imf.org/en/Publications/WE0/weo-database/2017/0ctober).

3. World Tourism Organization. United Nations. Statistics. UN WTO (https://www.unwto. org/tourism-statistics-data).

4. Oman: Staff Concluding Statement of an IMF Staff Visit. International Monetary Fund. February 12, 2021 (https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/02/11/mcs 021221/oman-staff-concluding-statement-of-an-imf-staff-visit).

5 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

5. Realities and Prospects in the Arab Region. Survey of Economic and Social Developments. 2019-2020. ESCWA. UN. (www. unescwa.org).

6. The Economic Context of Oman. March 2021 (https://www.nordeatrade.com/en/ex/ex-plore-new-market/oman/economical/context).

7. Vision Oman 2040. UN ESCWA. 2020 (https:andp.unescwa.org/node/2020).

8. Investment in the MENA region in the time of COVID-19. OECD (www.oecd.org/corona-virus/policy-responses/investment-in-the- Mena-region-in-the-time-of-coronavirus).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Oman-budget 2020. Key highlights (https://www.pwc.com/m1/en/services/tax/me-tax-le-gal-news/2020/Oman-budget-2020-key-highlights).

10.Russian foreign trade statistics. Federal Customs Service of Russia. Available at: https:// russian-trade.com/statistics/by-country/Oman/export/2020.

11.Russian foreign trade statistics. Federal Customs Service of Russia. Available at: https:// russian-trade.com/statistics/by-country/Oman/import/2020.

12.https://www.rusnano.com/about/presscentre/news/2017/10/27/rusnano-oman-oil-compa-ny-dogovorilis-o-sotrudnithestve.

13.Ramani S. The Growing Strength of Russian-OmaniTies. Middle East Institute. March 10, 2020 (https://www.mei.edu/publications/growing-strength-of-russian-omani-ties).

БИБЛИОГРАФИЯ:

Abu Omar A., Al Othman R. Oman Plans 2021 Borrowing as Oil Price, Virus Batter Economy. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-01-01/oman-plans--2021-borrowing--as-oil-price-virus-batter-economy.

BP: Statistical Review of World Energy - 2020 edition. London, 17 June 2020. Available at: https://nangs.org/analytics/bp-statistical-review-of-world-energy-2020-edition.

The Economic Context of Oman. March 2021. Available at: https://www.nordeatrade.com/en/ ex/explore-new-market/oman/economical/context.

Investment policy responses to the COVID-19 pandemic. Investment Policy Monitor. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). U.N. New York- Geneva. Special issue. May 4, 2020. Available at: https://unctad.org/en/Publications/Library/2020d3_en.pdf.

OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19). Investment in the MENA region in time of COVID-19. OECD. Available at: www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/investment-in-the-mena-region-in-the-time-of-COVID-19.

Oman-budget 2020. Key highlights. Available at: https://www.pwc.com/m1/en/services/tax/ me-tax-legal-news/2020/Oman-budget-2020-key-highlights.

Oman's Economic Update - October 2020. World Bank. Washington. 19 October 2020. Available at: https://www.worldbank.org/en/country/gcc/publication/economic-update-october-2020.

Oman: Staff Concluding Statement of an IMF Staff Visit. International Monetary Fund. February 12, 2021. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/02/11/mcs 021221/ oman-staff-concluding-statement-of-an-imf-staff-visit.

Oman Vision 2040. UN ESCWA. 2020 Available at: https://andp.unescwa.org/node/2020.

Realities and Prospects in the Arab Region. Survey of Economic and Social Developments. 2019-2020. ESCWA. UN. Available at: www.unescwa.org.

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2021

Ramani S. The Growing Strength of Russian-Omani Ties. Middle East Institute. March 10, 2020. Available at: https://www.mei.edu/publications/growing-strength-of- russian-omani-ties.

Rumer E. Russia in the Middle East: Jack of All Trades, Master of None. Carnegie Endowment for International Peace. October 31, 2019. Available at: https://carnegieendowment. org/2019/10/31/russia-in-middle-east-jack-of-all -trades-master-of-none.

Russian foreign trade statistics. Federal Customs Service of Russia. Available at: https:// russian-trade.com/statistics/by-country/0man/export/2020

Russian foreign trade statistics. Federal Customs Service of Russia. Available at: https:// russian-trade.com/statistics/by-country/0man/import/2020. https://www.rusnano.com/about/ presscentre/news/2017/10/27/rusnano-oman-oil-company-dogovorilis-o-sotrudnithestve.

World Economic Outlook database. International Monetary Fund. Washington. January 2021. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WE0/weo-database/2021/January.

5 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.