Научная статья на тему 'ОЛИМПИЙСКИЙ АГОН И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: К ВОПРОСУ КОРРЕКТНОГО РАЗЛИЧЕНИЯ'

ОЛИМПИЙСКИЙ АГОН И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: К ВОПРОСУ КОРРЕКТНОГО РАЗЛИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГОНИСТИКА / СПОРТ / ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / АТЛЕТ / ГИМНАСТИКА / AGONISTICS / SPORTS / ANCIENT GREECE / ATHLETE / GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич

В статье представлен критический анализ господствующей в научно-методической литературе устойчивой традиции отождествления древнегреческих телесных практик (Олимпийский агон, гимнастика) с реальностью современного спорта. В результате, мы имеем некорректные выводы относительно сути древнегреческих телесных практик (например, уподобление агона, как погребального и религиозного культа, и спортивной конкуренции, как отражения англосаксонской ментальности, ориентированной на экономический успех). Не историчность данного подхода, с одной стороны, порождает закономерно неудачные попытки сымитировать древнегреческий агон в современных условиях с современными детьми. С другой стороны, он закрывает возможности для создания действительно современной педагогической системы, в основе которой находится человеческая телесность. Аутентичное понимание древних телесных практик открывает перспективу поиска содержания и методов телесного воспитания детей, соответствующих духу времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC AGON AND MODERN SPORTS: ON THE ISSUE OF CORRECT DIFFERENTIATION

The article presents the critical analysis of the stable tradition of identifying ancient Greek physical practices (Olympic agon, gymnastics) with the reality of modern sports that prevails in the scientific and methodological literature. As a result, we have incorrect conclusions about the essence of ancient Greek bodily practices (for example, the comparison of agon as a funeral and religious cult, and sports competition as a reflection of the Anglo-Saxon mentality, focused on economic success). The unhistorical nature of this approach, on the one hand, gives rise to naturally unsuccessful attempts to imitate the ancient Greek agon in modern conditions with modern children. On the other hand, it closes the possibilities for creating a truly modern pedagogical system, based on human corporeality. Authentic understanding of the ancient body practices opens up the prospect for finding the content and methods of bodily education of children that correspond to the spirit of the time.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИЙСКИЙ АГОН И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: К ВОПРОСУ КОРРЕКТНОГО РАЗЛИЧЕНИЯ»

http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4894 (дата обращения: 01.10.2020).

11. Развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности и формирование профессионально-кондиционной готовности студентов Уральского государственного аграрного университета / Л.А. Шинкарюк, Н.М. Каримов, Б.М. Сапаров, А.А. Ладыгина // Аграрное образование и наука. - 2018. - № 3. - URL: http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4894 (дата обращения: 01.10.2020).

REFERENCES

1. Dzholiev, I.M.O., Grosheva, L.F., Shinkaryuk, L.A., Karimov, N.M., Mishin, A.S. and Sos-novskikh, D.S. (2019), "Physical culture as a means of forming a healthy lifestyle for university students", Youth and Science, No. 3, available at: http://min.usaca.ru/issues/73/articles/4354.

2. Dzholiev, I.M.O., Saparov, B.M., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk, L.A. (2019), "Some aspects of the formation of a student's personality culture by means of physical culture and sports in the classroom in athletics", Youth and Science, No. 2, available at: http://min.usaca.ru/issues/72/articles/4293

3. Kikot, V.Ya. and Barchukova, I.S. (2017), Physical culture and physical training, textbook, Unity, Moscow.

4. Mironova, G.L., Antonov, S.V., Neverova, O.P., Karimov, N.M., Tushnolobova, N.L. and Shinkaryuk, L.A. (2017), "The influence of physical culture and sports means on the socialization of the personality of a university graduate", Agrarian education and science, No. 2, available at: http://aon.urgau.ru/ru/issues/25/articles/641.

5. Meleshkova, N.A., Grigorieva, S.A. and Bukreeva, N.A. (2016), "Physical education and the formation of a culture of health, a healthy lifestyle among university students", Professional education in Russia and abroad, No. 1 (21), pp. 161-164.

6. Patarkatsishvili, N.Yu., Savchuk, A.N. and Kudryavtsev, M.D. (2018), "The role of physical culture and sports activity in the development of personal qualities", Education and socialization of the individual in modern society: materials of the XI International scientific conference, Krasnoyarsk, pp. 261-263.

7. Rusyaykina A. V. (2016), "Features of the influence of physical exercises and sports on the formation of a healthy lifestyle of students", Young scientist, No. 26 (130), available at: https://moluch.ru/archive/130/36231/ (date accessed: 30.01.2020).

8. Saparov B.M., Dzholiev I.M.O., Grosheva L.F., Shinkaryuk L.A. and Mishin A.S. (2019), "The role of physical culture and sports in the spiritual education of the individual", Youth and Science, No. 3, available at: http://min.usaca.ru/issues/73/articles/4360.

9. Fomin, S.A. and Shevchenko, A.R. (2019), "Health-saving activity in universities (analysis of scientific data of specialists)", Epoch of Science, No. 19, pp. 149-152.

10. Shinkaryuk, L.A., Karimov, N.M., Saparov, B.M., Dzholiev, I.M.O., Rogov, O.S. and Mishin A.S. (2019), "The level of development of physical qualities as a motivating factor for the formation of a healthy lifestyle", Youth and Science, No. 12, available at: http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4894.

11. Shinkaryuk, L.A. Karimov, N.M., Saparov, B.M. and Ladygina, A.A. (2018), "Development of interest in physical culture and sports activities and the formation of professional-conditional readiness of URGAU students", Agrarian Education and Science, No. 3, available at: http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4894.

Контактная информация: nputincev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.10.2020

УДК 796.032

ОЛИМПИЙСКИЙ АГОН И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: К ВОПРОСУ КОРРЕКТНОГО РАЗЛИЧЕНИЯ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье представлен критический анализ господствующей в научно-методической литературе устойчивой традиции отождествления древнегреческих телесных практик (Олимпийский агон,

гимнастика) с реальностью современного спорта. В результате, мы имеем некорректные выводы относительно сути древнегреческих телесных практик (например, уподобление агона, как погребального и религиозного культа, и спортивной конкуренции, как отражения англосаксонской мен-тальности, ориентированной на экономический успех). Не историчность данного подхода, с одной стороны, порождает закономерно неудачные попытки сымитировать древнегреческий агон в современных условиях с современными детьми. С другой стороны, он закрывает возможности для создания действительно современной педагогической системы, в основе которой находится человеческая телесность. Аутентичное понимание древних телесных практик открывает перспективу поиска содержания и методов телесного воспитания детей, соответствующих духу времени.

Ключевые слова: агонистика, спорт, Древняя Греция, атлет, гимнастика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p286-289

OLYMPIC AGON AND MODERN SPORTS: ON THE ISSUE OF CORRECT

DIFFERENTIATION

Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract

The article presents the critical analysis of the stable tradition of identifying ancient Greek physical practices (Olympic agon, gymnastics) with the reality of modern sports that prevails in the scientific and methodological literature. As a result, we have incorrect conclusions about the essence of ancient Greek bodily practices (for example, the comparison of agon as a funeral and religious cult, and sports competition as a reflection of the Anglo-Saxon mentality, focused on economic success). The unhistorical nature of this approach, on the one hand, gives rise to naturally unsuccessful attempts to imitate the ancient Greek agon in modern conditions with modern children. On the other hand, it closes the possibilities for creating a truly modern pedagogical system, based on human corporeality. Authentic understanding of the ancient body practices opens up the prospect for finding the content and methods of bodily education of children that correspond to the spirit of the time.

Keywords: agonistics, sports, Ancient Greece, athlete, gymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам телесного воспитания в Древней Греции уделено огромное количество научных работ на Западе. Большинство российских работ, к сожалению, исчерпывается перечислением давно сложившихся штампов об Олимпийских играх. Немало подобных работ и в западной литературе. Но есть и другого рода исследования, которые научно корректны и потому приходят к нетривиальным выводам. Это тем более важно, так как именно Древняя Греция является поворотным пунктом в понятийном оформлении того, что может быть обозначено «телесным воспитанием». Как писал О. Шпенглер, прасим-волом греко-римской цивилизации является «телесное», «скульптурно оформленное тело». Крайне важную мысль относительно корректного исторического рассмотрения высказал В. Йегер, автор фундаментального исследования греческого воспитания: «... это уже привычка - говорить о множестве догреческих культур, привычка, восходящая к позитивистскому безразличию, подгоняющему всё чужое под европейские понятия и не замечающему при этом, что историческая фальсификация начинается с того момента, когда мы пытаемся вместить чужой мир в нашу понятийную систему, не приспособленную для этого по своей сущности, . когда речь идёт об основополагающих вопросах исторической классификации мира, всё-таки должна быть возможность ясно представить себе кардинальное различие между догреческим миром и тем, который начинается с греков, в котором вообще в первый раз вырабатывается культурный идеал как сознательный формообразующий принцип» [2, С.16]. В нашем вопросе это, в частности, проявляется в том, что П. де Кубертен некорректным образом современное явление «спорт», которое он наблюдал в английских школах и которому душевно симпатизировал, обозначил как бы

греческим термином «Олимпийские игры». Такая же некорректность проявляется, когда Олимпийский агон и древнегреческую гимнастику легковесно называют спортом, а атлетов - спортсменами. Цель данной работы - обоснование необходимости аутентичного описания древних телесных практик, как одной из составляющих методологического подхода построения педагогической системы, основанной на человеческой телесности [1].

НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКТНОГО РАЗЛИЧЕНИЯ АГОНА И СПОРТА

На примере представленности в современной научной литературе телесных практик Древней Греции можно чётко видеть гносеологическую и методологическую проблему гуманитарных дисциплин. С одной стороны, в подражании точным наукам они всё больше вооружаются математико-статистическим аппаратом, но, с другой стороны, многие представители этих дисциплин утрачивают культуру работы с понятиями. Здесь точность почему-то не является обязательной и этой традиции уже более ста лет. Если E.N. Gardiner в 1910 г. ещё перемежает в своём объёмном 500-страничном труде слова «атлетика (атлеты)» и «спорт (спортсмены)» в отношении три к одному [5], то в более позднем исследовании он хотя и использует слова «атлетика (атлеты)», но слово «агон» встречается лишь дважды [6]. Другие авторы вообще себя этим не утруждают, отбросив полностью аутентичные древнегреческие понятия. Например, современник E.N. Gardiner^ W.S. Davis, описывая один день из жизни древних Афин, даёт картину обучения гимнастике и при этом постоянно использует слово «спорт» [4]. Но чем дальше мы отступаем от нашего времени, тем больше шансов встретить аутентичные исследования древнегреческого агона. Немецкий историк И.Г. Краузе в 1835-1841 гг. опубликовал три книги, где обращается к сути гимнастики, агонистики и сакральных празднеств в Древней Греции. В своей третьей книге [7], посвящённой Пифийскому, Немейскому и Истмийскому агонам, он пишет о них в сравнении с Олимпийским агоном, с сиянием святости которого не могут сравниться три других. И.Г. Краузе удивительно точно подмечает в то время - время, когда в германских государствах внедряется немецкий вариант гимнастики (Turnkunst Ф. Яна) - сомнительность этого процесса. Причина того, что гимнастическое искусство XIX века не находит верной точки в своём основании - в нём нет агонистики эллинского духа. Turnkunst решал свои задачи в эпоху расцвета национализма, и «изворотливость» немецким юношам была нужна, чтобы противостоять французскому национализму в его экспансии всей Европы в лице Наполеона. Глубокое проникновение И.Г. Краузе в суть аго-нистики и гимнастики позволяло ему чётко видеть онтологическое различие между телесными практиками древности и тем, что нарождалось в XIX в. Закономерно, что во всех трёх книгах не встретить слова «sport».

Переводчики оригинальных древнегреческих текстов также достаточно вольно обращаются с ключевыми понятиями. Например, это касается знаменитого произведения Лукиана «Анахарсис, или об упражнении тела». В древнегреческом оригинале стоят разные формы слова «ayrav» («агон») там, где в русском переводе используют слова «страдание», «труды» и «состязание» (в английских переводах - «hardships» («мучения»), «contests» или «competition» («соревнования»)). Это отражает разрыв между ментально-стью древнего грека и современного человека, для которого уже нет такого объемлющего понятия для страданий и состязаний, как древнегреческое «агон».

К сожалению, существует очень немного научной литературы, где бы авторы корректно и аутентично описывали то, что происходило в Древней Греции, хотя материала и первоисточников сейчас более чем достаточно. Как это, например, делает в своей монографии и в других работах Н.В. Рекутина [3]. Или как В. Йегер: «Ведь и в песнях в честь победителей в олимпийских, дельфийских, истмийских и немейских состязаниях повсюду на поверхности оказывается религиозный смысл агона, и несравненный победитель, который там описывался, являлся вершиной религиозной жизни благородного мира» [2,

С.254]. Когда мы аутентично подходим к рассмотрению древнегреческих телесных практик, то нам раскрывается древнегреческий идеал человека, который и должен был формироваться этими практиками. Мы должны не переносить напрямую то, что было органично для древнегреческой эпохи, но что сейчас закономерно порождает лишь некую карикатуру. Мы можем поучиться у древних греков их стремлению к человеческому идеалу и его практическому осуществлению в триединой деятельности атлета (здоровое тело, культивируемое на стадионе), поэта-ритора (красивая душа, прошедшая через катарсис во время трагедий и комедий) и философа (нравственный, одухотворённый ум, взращенный в храмовых рощах).

ВЫВОД

Сложившаяся десятилетиями традиция отождествления древнегреческих телесных практик (Олимпийский агон, гимнастика) с современным спортом, во-первых, приводит к некорректным выводам относительно этих практик. Во-вторых, своей не историчностью данный подход не позволяет адекватно увидеть эволюцию телесного воспитания с древних времён и до современности, распознать перспективу создания педагогической системы, в основание которой находится телесность человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров, А.Г. Телесность как основание педагогической системы / А.Г. Егоров, В.А. Пегов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 10. - С.5-7.

2. Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.1 / В. Йегер. - Москва : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. - 393 с.

3. Рекутина, Н.В. Агонистика Античной Греции в архаическую и классическую эпохи : монография / Н.В. Рекутина. - Омск : [б. и.], 2006. - 240 с.

4. Davis, W.S. A day in Old Athens. A picture of athenian life / W.S. Davis. - Boston, New York, Chicago : Allyn and Bacon, 1914. - 242 p.

5. Gardiner, E.N. Greek Athletic Sports and Festivals / E.N. Gardiner. - London : Macmillan and Co., 1910. - 533 p.

6. Gardiner, E.N. Athletics of the Ancient World / E.N. Gardiner. - Oxford : The Clarendon Press, 1930. - 246 p.

7. Krause J.H. Die Pythien, Nemeen und Isthmien : aus den Schrift- und Bildwerken des Alterthums / Johann Heinrich Krause. - Leipzig, 1841. - XXX, 241 S.

REFERENCES

1. Egorov, A.G. and Pegov V.A. (2018), "Corporeality as the foundation of the pedagogical system", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 5-7.

2. Jaeger, W. (2001), Paideia. Education of an ancient Greek, Greek-Latin cabinet of Yu.A. Schichalin, Moscow.

3. Rekutina, N.V. (2006), Agonistics of Ancient Greece in the archaic and classical epochs: monograph, Omsk.

4. Davis, W.S. (1914), A day in Old Athens. A picture of Athenian life, Allyn and Bacon, Boston, New York, Chicago, 242 p.

5. Gardiner, E.N. (1910), Greek Athletic Sports and Festivals, Macmillan and Co, London.

6. Gardiner, E.N. (1930), Athletics of the Ancient World, The Clarendon Press, Oxford.

7. Krause, J.H. (1841), The Pythien, Nemeen and Isthmien from the written and pictorial works of antiquity depicted, Leipzig.

Контактная информация: pegwlad@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.