ОЛИМПИИСКИЕ ИГРЫ В ПЕКИНЕ КАК КРУПНОМАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ: МЕТОДЫ ВЕРИФИКАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В. П. ВАРФОЛОМЕЕВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: [email protected]
ЧЖАОДИ,
аспирант кафедры менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: [email protected] Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
В статье проанализированы концепции, применяемые при исследовании такого крупномасштабного проекта, как Олимпийские игры в Пекине, а также показано значение проведения Олимпийских игр для экономики Китая и значение экономики Китая для Олимпийских игр.
Ключевые слова: эффективность, экономика, Олимпиада, инвестиции, крупномасштабный проект, наукоемкая модель, преобразование.
Крупный бизнесмен и юрист П. Юберрот, возглавлявший оргкомитет летней Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984г.), впервые превратил Олимпийские игры в прибыльные. Кроме Лос-Анджелеса экономически выгодными стали Олимпийские игры в Атланте (1996г.). Вложив в их проведение минимальные суммы (500 млн долл. в первом случае и менее чем 2 млрд долл. во втором), организаторы получили прибыли, многократно превосходящие затраты. И, как следствие, эти игры стали классическим примером для стран-организаторов последующих мировых спортивных форумов.
Спустя 20 лет, когда столицей очередных Олимпийских игр стал Пекин, страна поняла, какое значение имеют Олимпийские игры для экономики Китая, или наоборот, каково значение экономики Китая для Олимпийских игр. В экономическом плане подготовка к XXIX Олимпийским
играм 2008 г. вышла из контекста простого подсчета затрат и ожидаемой прибыли. Уже с 2001 г. Олимпиада вошла в соразвитие с китайской экономикой, участвуя в китайском экономическом росте на протяжении семи «золотых» лет. За эти годы Олимпиада и китайская экономика органически содействовали друг другу. Можно уверенно сказать, что как Олимпиада стимулировала развитие китайской экономики, так и экономика Китая придавала импульс развитию олимпийского движения.
Масштабные инвестиции в 0лимпиаду-2008 придали сил китайской экономике. Инвестирование было прямым и косвенным. Прямые инвестиции включали в себя капитальные вложения в строительство основных фундаментальных сооружений и другие трансакционные затраты. Косвенные инвестиции вкладывались в строительство городской инфраструктуры, охрану окружающей среды, расширение информационной индустрии и другие проекты.
Общие инвестиционные затраты на проведение Олимпиады в соответствии с первоначальной сметой составляли 280 млрд юаней, в том числе 180 млрд — в проекты строительства городской инфраструктуры, 90 млрд — в проекты по модернизации аэропортов, вокзалов, метро, автодорог, 45 млрд — в проекты для улучшения окружающей среды,
30 млрд — в информационные проекты, 15 млрд юаней — в проекты по улучшению водо- и электроснабжения, отопления и т.д.
«Не больше, чем в Афинах» — именно так обозначил общие затраты на подготовку и проведение крупнейшего спортивного мероприятия заместитель председателя оргкомитета Олимпиа-ды-2008 Цзян Сяоюй. Эффективность совокупного воздействия инвестиционных затрат в экономику Китая планировалась около 0,4% вгод. Однако инфляция, рост цен на сырье «скорректировали» первоначальную сумму инвестиций. Она оказалась значительно больше, чем 280 млрд юаней. В соответствии с данными, опубликованными старшим экономическим советником Пекинской городской комиссии по развитию и реформе Хуан Вэй, за 7 лет инвестиции в 0лимпиаду-2008 составили 520 млрд юаней (около 76 млрд долл. США). Это беспрецедентный рекорд за всю историю проведения подобных мероприятий. В то же время эта сумма наглядно демонстрировала китайский экономический уровень. Хотя 520 млрд юаней и кажутся крупной суммой, но все-таки они составляют небольшую долю в совокупном объеме китайской экономики. С 2001 по 2007 г. масштабы основных капиталовложений в Китае составляли около 530 трлн юаней. Это означает, что инвестиции в пекинскую Олимпиаду составляли менее 1 % от общего объема инвестиций по стране. Согласно теории расчета «затраты — результаты» при условии прироста экономики Китая в 10% инвестиции в размере 520 млрд юаней способствовали приросту ВВП Китая на0,5 %в год.
По словам мэра г. Пекина Лю Ци, в ходе подготовки к Олимпиаде необходимо было решить стратегические задачи: обеспечить проведение самых выдающихся в истории Олимпийских игр, стимулировать модернизацию всего Китая и создать новый имидж Пекина как города реформ, инноваций и открытости. Предстояло воплотить в жизнь лозунг: «Новый Пекин, новая Олимпиада». Поскольку большая часть олимпийских инвестиций вкладывалась в г. Пекин, наиболее ощутимо их влияние должно было отразиться на экономике столицы. Динамический анализ и оценка результатов свидетельствуют, что если с 2001 по 2007 г. прирост объема основных капиталовложений в г. Пекине составлял около 19 %, то за этот же период объем основных капиталовложений по Китаю в среднем наращивался на20—30 % вгод. Видно, что шкала роста капиталовложений в г. Пекине оказалась ниже, чем средний уровень по Китаю.
Почему существует такое расхождение? Пожалуй, только теорией «эффекта вытеснения» можно объяснить подобные процессы. Когда в г. Пекине бурно реализовалось множество крупных проектов, в то же время, некоторые другие проекты, не связанные с Олимпийскими играми, были временно отложены или отменены, ряд загрязняющих окружающую среду предприятий был закрыт или перемещен в другие районы. Поэтому, хотя объем инвестиций в Олимпийские игры достигал свыше 500 млрд юаней, аудельный вес основных инвестиционных активов занимал только 28 % по г. Пекину за тот же период, эти 500 млрд юаней фактически вытеснили другие необходимые инвестиции. В результате общий объем инвестиций в г. Пекине увеличился незначительно. За тот же период не было существенного роста ВВП г. Пекина. С 2001 по 2007 г. он увеличивался на 12,4 %. Хотя этот показатель оказался выше среднего уровня по Китаю, а также выше, чем уровень прироста за последние несколько лет, в тот же период, по сравнению с развитыми провинциями и городами Китая, темпы роста в столице не лидировали и даже отстали от региона реки Янцзы.
После того, как масштаб инвестиций в пекинские Олимпийские игры побил все рекорды, встал вопрос: «Будут ли рентабельными пекинские Олимпийские игры?» С 1984 г. Олимпийские игры стали приносить значительную прибыль. Проведение Олимпийских игр в Лос-Анджелесе принесло прибыль в 250 млн долл. Последовавшие затем Олимпийские игры стали приносить десятки миллионов и даже миллиарды долларов в виде прямой прибыли. Правда, Олимпиада в Афинах считается убыточной. По официальным данным, Греции пришлось потратить непосредственно на подготовку спортивных объектов и проведение соревнований почти 2 млрд евро, что по курсу того времени составляло почти 2,5 млрд долл. США. Впрочем, эта сумма не отражает реального положения вещей: только на обеспечение безопасности и предотвращение потенциальных терактов было израсходовано около 4 млрд долл., а итоговая «цена» афинской Олимпиады превысила 12 млрд долл. Но, по мнению экспертов, если учитывать косвенную выгоду, Олимпийские игры в Афинах можно признать рентабельными.
Когда г. Пекин претендовал на право проведения Олимпийских игр в 2001 г., в докладе Олимпийскому комитету на право проведения игр было указано, что доходы от Олимпийских игр в столице Китая будут составлять 1,625 млрд долл. США,
расходы составят 1,609 млрд долл. США, ожидаемая прибыль — 16 млн долл. За семь лет бюджет Олимпийских игр существенно корректировался, поэтому сложно оценить окончательную величину прибыли. Скорее всего, она была незначительной и составила несколько миллионов долларов. Хотя точные оценки уже не имеют большого значения. Эти несколько миллионов стали просто символом достижения безубыточности на фоне китайских национальных финансовых доходов, которые составили в 2007г. 5,7 трлн юаней, а финансовые доходы г. Пекина — около 150 млрд юаней.
По цифрам влияние Олимпиады на китайскую экономику оказалось не таким значительным, как ожидалось. Не то чтобы Олимпиада изменила Китай, а, скорее, Китай изменил Олимпиаду.
Очевидно, что влияние Олимпиады на страну нельзя оценивать просто по цифровым показателям, например, по приросту ВВП. Положительное влияние Олимпиады на имидж страны не ограничивается минувшими годами подготовки и проведения игр, а распространяется на более продолжительную перспективу.
Последние три десятилетия, которые стали для страны периодом реформ и открытости, китайская экономика бурно развивалась. Сегодня она начала сталкиваться с серьезными трудностями. Модель использования сравнительно дешевой рабочей силы как главного стимула развития экономики в настоящее время оказалась перед серьезными вызовами. Причины трудностей — в достижении асимптотических величин предельной эффективности ресурсов, вызвавших процессы стагнации в экономике. Прибыль от проданной продукции с низкими ценами под давлением повышающихся затрат становится меньше и меньше.
Экономические преобразования в Китае являются неизбежными. Особенно явственно их необходимость проявилась в 2008 г. в условиях недевальвации юаня, замедления внешнего спроса, роста стоимости рабочей силы, сужения национального кредитного рынка. Некоторые экспорто-ориентированные предприятия, например, в провинциях Цзянсу и Чжэцзян испытали банкротство. Пекинская Олимпиада могла стать локомотивом преобразований. Так было, например, в Сеуле и Токио. Во многом благодаря Олимпийским играм, эти страны переопределили свои места в мировой экономике.
Сейчас экономическая модель Китая должна быть трансформирована. Экономическая теория дает некоторые направления такой трансформа-
ции. Экономический рост одной страны связан с несколькими факторами: во-первых, вложение самых основных элементов, таких как труд, природные ресурсы, капитал и т.д. Чем больше масса этих элементов, вовлекаемых в развитие экономики, тем быстрее экономика развивается; во-вторых, направление большого числа рабочих сил из сельского хозяйства в более эффективную промышленную отрасль для достижения общей экономической эффективности; в-третьих, технологические инновации становятся главным фактором экономического роста.
Полагается, что развитие экономики Китая на протяжении последних 30 лет в основном обусловлено вложением ресурсов. Но самым большим недостатком этой модели является наличие убывающей предельной полезности. То есть, если от инвестирования в размере 10 юаней можно получить доход 1 юань в год, то в следующем году должно быть вовлечено 12 юаней в целях поддержания производства единицы продукции, эквивалентной 1 юаню. Далее производится поэтапное увеличение необходимых инвестиций в последующие годы. Но масштаб инвестиций всегда имеет лимитный предел. Экономический масштаб инвестиций в Китае по соотношению к ВВП уже достигает более чем 40%. Этот показатель является очень высокой долей инвестиций, максимально приближенной к пределу. В соответствии с убывающей предельной полезностью для развития китайской экономики требуется еще больше инвестиций, чтобы сохранить 10%-ный рост. Для страны с долей инвестиций, превышающей 40 %, это явно не путь устойчивого развития. Тем не менее модель обширной экономики под стимулированием инвестиций делает серьезные вызовы ограниченным ресурсам и окружающей среде. Лозунги «Зеленой Олимпиады» и «Инновационной Олимпиады» в рамках пекинских Олимпийских игр отражают готовность к преобразованию пути экономического развития Китая.
В исследованиях по резкому росту экономики азиатских стран отмечается, что во многих развитых или развивающих странах этого региона можно наблюдать одну тенденцию, в которой отражается переход промышленности к модернизации. Сначала переход из сельскохозяйственного сектора в сектор легкой промышленности, затем в тяжелую промышленность, в конце концов в промышленность точной электроники. Другими словами, наблюдается переход от модели трудоемкой к модели капиталоемкой с последующим стремлением
к наукоемкой модели. Именно этот переход дал возможность экономике расти быстрыми темпами. Возможно, эволюция этого процесса зарождается в какой-то одной развитой стране, например, в Японии, а потом процесс расширения масштабов модернизации становится объективно обусловленным и для других стран и целых регионов.
В экономической теории существует концепция общей производительности факторов производства, которая означает, что если составные элементы вложения капиталов и рабочей силы составляют 100 юаней, а производится конечная продукция в размере 150 юаней, то разница составляет 50 юаней. Какова природа их возникновения? Это, наверное, является ключевым содержанием в изучении роста экономики. Лауреат Нобелевской премии Р. Солоу считает, что эти 50 юаней возникли благодаря таким факторам, как технический прогресс. Последующие исследователи включают еще дух предпринимательства, инновационные бизнес-процессы. Все вместе именуется «остаточной стоимостью Солоу». Совокупные производительные факторы могут быть истинным инструментом для оценки качества экономического роста одной страны.
Последние 30 лет китайская экономика находится в переходном периоде от трудоемкой к капиталоемкой модели. Именно в течение этого периода удалось осуществить активные политические реформы, народы Китая начали богатеть. Где следующая движущая сила для развития экономики? Очевидно, что она в модернизации промышленности на базе приоритетных технологических инноваций.
В связи с этим определенный интерес представляет рассмотрение значения Олимпийских игр 1988 г. для Южной Кореи. За 7-летний подготовительный период темпы экономического роста Южной Кореи достигли в среднем 12,4 %. В период с 1985 по 1990 г. в Южной Корее рост валового внутреннего продукта надушу населения увеличился с 2 300 до 6 300 долл. США. Интересно отметить, что до 1988 г. в мире сложилось представление о продукции «Сделано в Корее» как о продукции низкой цены и низкого качества. Известная корпорация «Samsung», в то время выполнявшая роль производителя для японских компаний, имела низкие доходы. После Олимпийских игр в Сеуле компания «Samsung» в числе многих других корейских фирм быстро избавилась от имиджа низкой эффективности, достигнув глобального бренда. Южная Корея завершила переход от развивающейся к новой
индустриальной стране, стала одним из четырех «маленьких драконов» в Азии. Те же пути экономического развития могут быть обнаружены и в Японии. В 1964 г. Олимпийские игры состоялись в г. Токио. Крупномасштабные инвестиции принесли быстрый экономический рост. Прирост экономики Японии с 10,1 % перед проведением Олимпийских игр увеличился до 16,1 %. Японская продукция стала известным брендом по всему миру.
В 2008 г. на объектах пекинских Олимпийских игр можно было увидеть множество брендов китайской продукции: от IT-продукции до спортивной одежды. Китайские фирмы стремятся перенять успешный опыт «Samsung». Все больше китайских предприятий начинает обновление: от отраслей низкой добавленной стоимости к отраслям высокой добавленной стоимости, от трудоемких отраслей к наукоемким.
В первые годы подготовки к Олимпийским играм люди были обеспокоены, смогут ли игры дать толчок развитию китайской экономики. После официального открытия Олимпиады в Китае возникли другие вопросы: что будет после Олимпийских игр, насколько глубоко упадет китайская экономика? Действительно, экономика большинства стран, принимавших Олимпиаду, после окончания игр испытывала долговременный спад, так называемый постолимпийский эффект спада.
В Китае такого спада не произошло. Хотя объем общих инвестиций в Олимпийские игры оказался очень масштабными, по сравнению с ВВП Китая он занимал незначительную долю. Несмотря на то, что темпы развития китайской экономики замедляются с 2009 г., причины замедления не могут быть связаны с Олимпийскими играми. Действительно, с третьего квартала прошлого года, китайская экономика уже начала охлаждаться. За четыре квартала темпы роста ВВП снижались постепенно. ВВП с пиковых 11,9% второго квартала 2007г. упал до 10,1 % второго квартала 2009 г. Спад темпов китайской экономики в основном связан с замедлением развития мировой экономики, а также с автоматическим охлаждением экономики Китая по собственным причинам.
По абсолютным показателям масштаб инвестиций в пекинскую Олимпиаду стал рекордным. При этом следует учитывать, что вложения Японии в Олимпийские игры в 1964г. составляли 3,4% от ВВП, инвестиции в сеульские Олимпийские игры в 1988 г. составили 7,5% от ВВП Южной Кореи, а инвестиции в пекинскую Олимпиаду составили не более 1,9% ВВП Китая. Сравнение инвестиций в
Олимпийские игры с общим объемом экономики принимающей страны позволяет сделать вывод, что вложения в Пекинскую Олимпиаду оказались гораздо меньшими, чем при подготовке к играм в Корее и в Японии. В связи с этим ожидания постолимпийского эффекта спада в Китае не возникло.
Даже в принимающем Олимпиаду Пекине не наблюдалось значительного замедления экономического роста из-за резкого сокращения масштабов инвестиционной деятельности после Олимпийских игр. За 7 лет до открытия игр средний годовой объем основных капиталовложений в столице составлял более 260 млрд юаней. В соответствии с пекинским Одиннадцатым пятилетним планом (2006—2010 гг.) инвестиционный объем ожидается более 1,18 трлн юаней, а в следующие два года после Олимпийских игр (2009 и2010гг.) инвестиции составят 45 % от общего объема инвестиций Олимпийских игр. Если исходить из того, что рост экономики зависит от масштабов инвестиций, тогда после Олимпийских игр уровень роста пекинской экономики будет снижаться. Но учитывая принятые меры для улучшения инфраструктуры столицы, охраны окружающей среды, расширения туристического рынка, а также инвестиционную привлекательность для международного капитала, можно надеяться на решение проблем, вызванных снижением масштабов инвестиционной деятельности.
Если предположить, что г. Пекин при первом рапорте на право проведения Олимпийских игр не проиграл из-за двух голосов, и удалось бы получить
Список литературы
право на проведение Олимпиады тогда подготовка к играм заняла бы 1993—2000 гг. А в то время китайский ВВП был вдвое меньше сегодняшнего. Возможно, тогда постолимпийский эффект спада был бы весьма ощутимым. Но в то время у китайской экономики еще существовало множество демографических дивидендов для развития, и она не нуждалось в «олимпийском стимуле». Как бы там ни было, но Олимпиада — 2008 состоялась в нужное время в нужном месте как для самих Олимпийских игр, так и для экономики страны.
Значение пекинской Олимпиады для китайской экономики заключается не только в том, что Олимпиада способствовала приросту ВВП Китая, но и в том, что появилось несколько высокотехнологичных предприятий, произошла структурная перестройка экономики, улучшился инвестиционный климат, промышленная траектория стала более четкой. В 2001г. в г. Пекине промышленность занимала около 60 % от ВВП, а в 2007 г. эта доля превысила 70 %. Прирост высокотехнологической промышленности в столице сохраняется на уровне более чем 20% каждый год. Согласно пекинскому Одиннадцатому пятилетнему плану в 2010 г. расходы предприятий на НИОКР достигнут 3 % от общего дохода, а их общая величина будет составлять более 50 % бюджета г. Пекина. Эти два показателя значительно превышают средний уровень по Китаю. Это позволяет сделать вывод, что экономика г. Пекина трансформируется в наукоемкую.
1. Бузова И. А., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Коммерческая оценка инвестиций. СПб: Питер, 2004.
2. Варфоломеев В. П. Управление высокотехнологичным производством. М.: Экономика, 2009.
3. Варфоломеев В. П., Умрихина С. В. Постнеоклассический вызов процессу инвестирования и оценке эффективности // Финансы и кредит, 2007. № 17.
4. Варфоломеев В. П., Умрихина С. В. Технологические оценки и проблемы эффективности принятия финансовыхрешений // Экономический анализ: теория и практика, 2008. № 19.
5. История Олимпийских игр //URL: http://olympiad.good-cinema.ru.
6. Князев Ю. Экономическая глобализация и глобализирующаяся экономика// Общество и экономика, 2008. № 1.
7. Новоселова Л. Экономическая реформа и государственное регулирование КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 1.
8. Прангишвили И. В. Системный подход и общесистемные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000.
9. Савченко П., Федорова М. Человек в экономике // Экономика и общество, 2008. № 7.
10. СелищевА. С., Селищев H.A. Китайская экономика в XXI веке. СПб: Питер, 2004. — 240 е.: ил.
11. The Chinese Economy into the 21st Century / Forecasts and Policies / Ed. Li Jingwen. Beijing, 2000.
46
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбРЪЯЪ'НР^'Х'ШЪ'^