Научная статья на тему 'Олимпиадное движение как пример межкафедрального взаимодействия'

Олимпиадное движение как пример межкафедрального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая олимпиада / морфологические дисциплины / междисциплинарные связи / student olympiad / morphological disciplines / interdisciplinary links

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елясин Павел Александрович, Бейсембаев Анвар Акулкеримович

Кафедра анатомии человека им. акад. Ю.И. Бородина ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России за последние 10 лет организовала 97 олимпиад по анатомии и смежным дисциплинам, из них внутривузовских – 63, региональных – 7 и международных – 27. Углубление знаний по истории медицины, латинскому языку, гистологии, физиологии, й анатомии с выходом на клинические аспекты является важным и практически ориентированным подходом к изучению анатомии. Об этом свидетельствуют возросшие показатели качественной успеваемости студентов, участвующих в данных мероприятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елясин Павел Александрович, Бейсембаев Анвар Акулкеримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The olympic movement as an example of interdepartmental interaction

The Department of Human Anatomy named after acad. Yu.I. Borodin for the last 10 years has organized 97 olympiads on anatomy and related disciplines, including 63 university competitions, 7 regional and 27 international ones. The deepening of knowledge in history of medicine, Latin language, histology, physiology, and anatomy with clinical aspects is an important and practically oriented approach to the study of anatomy. This is evidenced by the increased qualitative performance of students participating in these events

Текст научной работы на тему «Олимпиадное движение как пример межкафедрального взаимодействия»

DOI 10.54500/2790-1203.S1.2022.329-334 МРНТИ 76.03.35 УДК 378.14+611

ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРИМЕР

МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ П.А. Елясин1, А.А. Бейсембаев2

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Российская Федерация, 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 52 ГОУ ВПО "Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина", Республика Кыпгызстан, 720000, г. Бишкек, ул. Киевская, 44

1Елясин Павел Александрович - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры анатомии человека им. акад. Ю.И. Бородина НГМУ. Email: [email protected]. ORCID: 0000-0003-2570-367X

2Бейсембаев Анвар Акулкеримович - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры анатомии человека, топографической анатомии и оперативной хирургии КРСУ им. Б.Н. Ельцина. Email: [email protected]. ORCID: 0000-0002-7922-3367

Кафедра анатомии человека им. акад. Ю.И. Бородина ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России за последние 10 лет организовала 97 олимпиад по анатомии и смежным дисциплинам, из них внутривузовских - 63, региональных - 7 и международных - 27. Углубление знаний по истории медицины, латинскому языку, гистологии, физиологии, й анатомии с выходом на клинические аспекты является важным и практически ориентированным подходом к изучению анатомии. Об этом свидетельствуют возросшие показатели качественной успеваемости студентов, участвующих в данных мероприятиях.

Ключевые слова: студенческая олимпиада, морфологические дисциплины, междисциплинарные

связи.

THE OLYMPIC MOVEMENT AS AN EXAMPLE OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION

P. Elyasin1, A. Beisembaev2

1FGBOU VO «Novosibirskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet» Minzdrava Rossii, Rossiyskaya Federatsiya, 630091, g. Novosibirsk, Krasnyy prospekt, 52

2GOU VPO "Kyrgyzsko-Rossiyskiy Slavyanskiy universitet im. B.N. Yel'tsina", Respublika Kypgyzstan, 720000, g. Bishkek, ul. Kiyevskaya, 44

1Pavel Elyasin - Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Human Anatomy Department named after the academic Yu.I. Borodin, Novosibirsk State Medical University. Email: [email protected]. ORCID: 0000-0003-2570-367X

2Anvar Beisembaev — candidate of medical science, Associate Professor, Department of anatomy, topographic anatomy and operative surgery department of Kyrgyz-Russian Slavic University named after the first President of the Russian Federation B.N. Yeltsin. Email: [email protected]. ORCID: 0000-0002-7922-3367

The Department of Human Anatomy named after acad. Yu.I. Borodin for the last 10 years has organized 97 olympiads on anatomy and related disciplines, including 63 university competitions, 7 regional and 27 international ones. The deepening of knowledge in history of medicine, Latin language, histology, physiology, and anatomy with clinical aspects is an important and practically oriented approach to the study of anatomy. This is evidenced by the increased qualitative performance of students participating in these events.

Keywords: student olympiad, morphological disciplines, interdisciplinary links.

ОЛИМПИАДА ЦОЗГАЛЫСЫ ТЭРАГАЛЬЩ АРАЛЬЩ 0ЗАРА ЭРС1МЕТТЩ YЛГIСI РЕТ1НДЕ

П.А. Елясин1, А.А. Бейсембаев2

1Акад. Ю.И. Бородин атындагы Новосибирск мемлекетпк медицина университет^ 630091, Novosibirsk, Qizil dangili, 52

2SEI HPE «Б.Н.Ельцин атындагы ^ыргыз-Ресей Славян университет», ^ыргыз Республикасы, 720000, Бшкек к;., кеш. Киев, 44

1Ельясин Павел Александрович - медицина гылымдарыныц кандидаты, доцент, адам анатомиясы кафедрасыньщ доцентi А.И. акад. Ю.И. Бородин атындагы ¥МУ. Электрондык поштасы: [email protected]. ORCID: 0000-0003-2570-367X

2Бейсембаев Анвар Акулькеримович - м.г.к., доцент, адам анатомиясы, топографиялык анатомия жэне оперативт хирургия кафедрасыныц доцентi. Б.Н. Ельцин. Электрондык поштасы: [email protected]. ORCID: 0000-0002-7922-3367

Адам анатомиясы кафедрасы. акад. Ю.И. Ресей Денсаулык сактау министрлiгiнiн Бородин атындагы ФСБЕИ HE NSMU соцгы 10 жылда анатомия жэне сабактас пэндер бойынша 97 олимпиада ^йымдастырды, оныц iшiнде 63 университетiшiлiк, 7 аймактык жэне 27 халыкаралык клиникалык асиектшер бойынша мацызды жэне тэж1рибеге багытталган тэсiл болып табылады. анатомияны зерттеуге. Б^л iс-шараларFа катысатын студентгердiн сапалык Yлгерiм кврсеткiштерiнiн артуы дэлел.

Неозп свздер: студентгiк олимпиада, морфологиялык пэндер, пэнаралык байланыс.

The author for correspondence: Pavel А. Elyasin - Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Human Anatomy Department named after the academic Yu.I. Borodin, Novosibirsk State Medical University. +7-913-38-38-776. Email: [email protected].

Received 14.06.2022.

Accepted 28.06.2022

Bibliographic reference: Елясин П.А., Бейсембаев А.А. Олимпиадное движение как пример

межкафедрального взаимодействия//Астана медициналык журналы. - 2022. - Специальный выпуск № 1. -С.329-334.

Введение

Программа дисциплины «Анатомия» стандартного учебного плана, построенного с ориентиром на освоение компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, включает в себя все основные вопросы предмета и дает возможность студенту в полной мере получить положенные знания и умения [1].

Для развития интереса к морфологическим дисциплинам у обучающихся на кафедре анатомии человека им. акад. Ю.И. Бородина ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России действует активное олимпиадное движение [2].

Олимпиада - один из способов проверки теоретических знаний и умений [3, 4]. Задания олимпиады позволяют продемонстрировать знания по всем разделам анатомии, показать неординарное мышление [5]. Современное состояние учебного процесса просто немыслимо без применения интегративного подхода к изучению дисциплин, в том числе морфологических [6, 7]. Отсутствие взаимодействия между фундаментальными кафедрами в учебном процессе приводит к нарушению формирования правильного представления о строении того или иного органа [8, 9].

Материал и методы

Проанализированы индивидуальные рейтинги преподавателей и приказы по кафедре, касающиеся учебно-воспитательных мероприятий. В историческом аспекте рассмотрены проводимые на кафедре анатомии человека им. акад. Ю.И. Бородина и вне ее совместно с другими кафедрами и учебными заведениями России и стран Ближнего зарубежья олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры и т.д.

Собственные результаты

Впервые подобные соревнования были проведены в 2011 году, когда на базе кафедры состоялась внутривузовская олимпиада по морфологии. На протяжении последних 11 лет каждый год кафедра проводит конкурсы, расширяя перечень смежных дисциплин, включенных в программу олимпиады, привлекая все больше участников из разных городов и стран, а также принимая активное участие в выездных мероприятиях.

Олимпиады по морфологии

Олимпиада по морфологии - это основной вид олимпиад, которые проводится на кафедре каждый год в течение 10 лет. Активное участие в организации и проведении олимпиады в течение нескольких лет также принимает участия кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии НГМУ, поэтому олимпиада не ограничивается вопросами макроанатомии, а также включает задания, связанные с микро-анатомией.

В 2018 году также проводились внутривузовская и международная олимпиада по анатомии и физиологии.

Олимпиада носит командный характер, однако, отбор в команды проходит в виде отдельных внутривузовских олимпиад для студентов, обучающихся по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Медико-профилактическое дело. Олимпиады проводятся в конце 3-го семестра изучения анатомии, и принять участие в соревновании внутривузовского уровня может любой студент 2 курса, не имеющий текущей учебной задолженности по заявленным в олимпиаде дисциплинам.

Данное условие является своеобразным стимулом для студентов к своевременному и качественному освоению материала семестра, завершающего изучение анатомии и гистологии. Задания внутривузовских олимпиад в виде тестового контроля содержат углубленный материал с элементами клинической анатомии. По результатам внутривузовских олимпиад происходит формирование команд для участия в международной олимпиаде.

Впервые на международный уровень конкурс вышел в 2013 году, когда в олимпиаде принимали участие студенты из Астаны (Казахстан). С 2016 по 2020 годы участниками олимпиад становились студенты НГУ, НГПУ и НГАУ г. Новосибирска, на конкурс приезжали команды из нескольких городов России (Архангельск, Астрахань, Волгоград, Якутск, Самара, Саратов, Омск, Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск), а также вузов Казахстана из городов Астана (Нур-Султан), Актобе, Алматы, Туркестан; Белоруссии (Минск), вузов Кыргызстана (Бишкек) и Узбекистана (Андижан), а также студенты из Индии и Пакистана. В 2021 году в связи с карантинными ограничениями олимпиады проводилась в онлайн-формате на платформе Zoom.

В 2022 году в НГМУ впервые состоялся Международный анатомический студенческий форум, в рамках которого прошла II Международная студенческая онлайн-олимпиада по анатомии (Раздел Спланхнология).

Программа олимпиады по морфологии в разные годы была представлена разными конкурсами, но основу составляли следующие этапы:

1. Приветствие - визитка команды. В данном конкурсе представление команды, вуза, города, страны обычно содержит творческий компонент и вызывает большой интерес у зрительской аудитории.

2. Теоретическая часть проходит в форме заданий повышенной сложности.

3. Практическая часть предусматривает задания с использованием анатомических и гистологических препаратов.

4. Конкурс капитанов проходит в форме игры «Крокодил», когда капитан команды должен разгадать морфологический объект по описанию, которое дают члены его команды. Каждому капитану выдается 20 карточек с терминами и 2 минуты времени. Капитан должен объяснять команде термины без употребления однокоренных слов, а команда должна правильно назвать термин.

5. Клиническая анатомия. Конкурс, максимально приближенный к будущей профессиональной деятельности студентов, демонстрирует практическую значимость морфологических дисциплин.

Олимпиады по латинскому языку и анатомической терминологии

Впервые олимпиада по латинскому языку и анатомической терминологии проводилась на кафедре анатомии в 2012 году. Совместная работа с кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации НГМУ была нацелена на максимальный охват студентов-

первокурсников, вовлечение их в изучение сложной терминологии с творческой и исследовательской стороны).

Спустя два года благодаря вовлечению в подготовку к олимпиаде кафедры социологических наук к конкурсным заданиям присоединились вопросы по истории анатомии. В 2016 году впервые в олимпиаде приняли участие студенты из Казахстана и Кыргызстана.

В последние годы студенты начали проявлять интерес к самостоятельной организации олимпиад. Творческая группа обучающихся под контролем преподавателя готовит задания и проводит мероприятие от лица студенчества. Разработка заданий - это следующий, более высокий уровень изучения предмета, сопряженный с необходимостью учета методического подхода к составлению вопросов для конкурса.

Олимпиады по сравнительной анатомии

С 2017 года на кафедре началось активное сотрудничество с кафедрой акушерства, анатомии и гистологии ФГБОУ ВО «Новосибирского государственного аграрного университета». Совместная работы студенческих научных обществ потребовала демонстрации итогов работы студентов не только в форме выступлений на заседаниях кружков, но и в форме олимпиад. Задания по анатомии человека в сравнительном аспекте с анатомией животных, вопросы онтогенеза на базе знаний филогенеза составляют основное содержание конкурсной программы. В 2018 году в олимпиаде также принимали участие студенты НГУ и НГПУ.

Выездные олимпиады

Благодаря сотрудничеству с большим количеством вузов России и ближнего зарубежья, у сотрудников кафедры есть возможность принимать активное участие в организации и проведении олимпиад на базе других вузов.

Впервые в 2016 году сотрудники кафедры участвовали в организации и проведении на базе КазНМУ, г. Алматы, Казахстан I Международной олимпиады по морфологии и лимфологии. Также команды НГМУ принимали участие в I Международной олимпиаде по клинической анатомии (КРСУ, Бишкек, Кыргызстан) и Международной олимпиаде по морфологии в КРСУ (Бишкек, Кыргызстан).

В дальнейшем практически каждый год студенты и сотрудники кафедры принимали участие в различных олимпиадах и конкурсах в России, Казахстане, Кыргызстане.

Обмен опытом между разными вузами, городами и странами способствует расширению учебно-методического кругозора преподавателей, дает возможность провести самооценку собственного труда, является своеобразным повышением квалификации. Для студентов возможность показать свои знания за пределами родного университета - это высокая планка, стремление к которой существенно активизирует познавательный процесс и способствует более продуктивному изучению материала.

Медицинское что? где? когда?

Для нестандартно мыслящих студентов, желающих испытать себя не только в знаниях по анатомии, но и в умении мыслить широко, кафедра с 2016 года организовывает игру, построенную по принципу «Что? Где? Когда?». Сложные вопросы, ответы на которые не лежат на поверхности, шарады и коллажи составляют основу заданий игры. Подготовка к участию в конкурсе требует не только повторения базовых знаний по анатомии, но так же способствует поиску студентами максимального количества информации, связанной с анатомическими структурами.

Заключение

Проведение междисциплинарных олимпиад для студентов 1, 2 курсов медицинских университетов существенно влияет на развитие интереса к морфологическим наукам. Углубление знаний по истории медицины, латинскому языку, гистологии, физиологии, сравнительной анатомии с выходом на клинические аспекты является важным и практически ориентированным подходом к изучению анатомии.

Список литературы

1. Басова Л.А., Ульяновская С.А. Опыт проведения олимпиады по анатомии человека //Развитие системы непрерывного медицинского образования в современных условиях: Мат. XVIII межрегиональной учебно-методической конф., 2013. - С. 33 [Basova L.A., Uljanovskaja S.A. Opyt provedenija olimpiady po anatomii cheloveka //Razvitie sistemy nepreryvnogo medicinskogo obrazovanija v sovremennyh uslovijah: Mat. XVIII mezhregional'noj uchebno-metodicheskoj konf., 20l3. - S. 33].

2. Николаева И.И., Шамовская-Островская С.Г., Елясин П.А. К 85-летию со дня рождения академика Юрия Ивановича Бородина // Медицина и образование в Сибири. - 20l4. - M 2. - С. 13 [Nikolaeva I.I., Shamovskaja-Ostrovskaja S.G., Eljasin P.A. K 85-letiju so dnja rozhdenija akademika Jurija Ivanovicha Borodina // Medicina i obrazovanie v Sibiri. - 20l4. - M 2. - S. l3].

3. Жаныбеков Д.Е., Досаев Т.М., Мынжанова Г.Р. Значение олимпиады по анатомии человека в мотивации изучения предмета. // Вестник КАЗНМУ. - 20l5. - M 3. - С. 306-308 [Zhanybekov D.E., Dosaev T.M., Mynzhanova G.R. Znachenie olimpiady po anatomii cheloveka v motivacii izuchenija predmeta. // Vestnik KAZNMU. - 20l5. - M 3. - S. 306-308].

4. Опыт подготовки студентов для участия в олимпиаде по анатомии человека./ Шаликова Л.О., Лященко Д.Н., Железнов Л.М.и др.// Медицинское образование в Оренбургской области: Учебно-методическая конференция, 2016. - С. 254-256 [Opytpodgotovki studentov dlja uchastija v olimpiade po anatomii cheloveka./Shalikova L.O., Ljashhenko D.N., Zheleznov L.M.i dr.//Medicinskoe obrazovanie v Orenburgskoj oblasti: Uchebno-metodicheskaja konferencija, 20l6. - S. 254-256].

5. Кудряшова С.А. Роль предметной олимпиады в системе образовательного процесса // Журнал анатомии и гистопатологии. - 20l7. - С. 24a [Kudrjashova S.A. Rol' predmetnoj olimpiady v sisteme obrazovatel'nogo processa //Zhurnal anatomii i gistopatologii. - 20l 7. - S. 24a].

6. Рязаева Л.М. Тематические олимпиады по анатомии человека как путь повышения творческой активности студентов на международном факультете КГМУ / Интегративные тенденции в медицине и образовании : Сб. науч. ст. - Курск : ЮМЭКС, 2017. - Т. 3. - С. 79-83 [Rjazaeva L.M. Tematicheskie olimpiady po anatomii cheloveka kakput'povyshenija tvorcheskoj aktivnosti studentov na mezhdunarodnom fakul'tete KGMU/ Integrativnye tendencii v medicine i obrazovanii : Sb. nauch. st. - Kursk : JuMJeKS, 20l 7. - T. 3. - S. 79-83]..

7. Эрастов Е.Р., Стельникова И.Г. Роль олимпиады по нормальной анатомии в повышении мотивации изучения предмета //Морфология. 2006. - Т. 129, M 3. - С. 97-98 [Jerastov E.R., Stel'nikova I.G. Rol' olimpiady po normal'noj anatomii v povyshenii motivacii izuchenija predmeta //Morfologija. 2006. - T. 129, M 3. - S. 97-98].

8. Олимпиада по морфологии как элемент интегративного подхода к изучению анатомии и гистологии в вузе/Чемидронов С.Н., Суворова Г.Н., Подсевалова И.В. и др. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 20l7. - Т. 7, M l2. - С. 1666 [Olimpiada po morfologii kak jelement integrativnogo podhoda k izucheniju anatomii i gistologii v vuze/Chemidronov S.N., Suvorova G.N., Podsevalova I.V. i dr. // Bjulleten' medicinskih internet-konferencij. - 20l7. - T. 7, M 12. - S. l666].

9. Актуальность внедрения и развития дополнительных образовательных программ на морфологических кафедрах медицинских вузов/ Гармаева Д.К., Хайруллин Р.М., Баландина И.А. и др. // Морфологические ведомости. 2022 - Т. 30 (2). - С. 9-l7. https://doi.org/l0.20340/mv-mn.2022.30(2).686 [Aktual'nost' vnedrenija i razvitija dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh programm na morfologicheskih kafedrah medicinskih vuzov/ Garmaeva D.K., Hajrullin R.M., Balandina I.A. i dr. // Morfologicheskie vedomosti. 2022 - T. 30 (2). - S. 9-l7. https://doi.org/l0.20340/mv-mn.2022.30C2).686].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.