Научная статья на тему 'ОЛИГОПОЛИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА К СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ'

ОЛИГОПОЛИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА К СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олигополия / широкополосное подключение / интернет-провайдеры / тарифные планы / беспроводной интернет / сфера услуг / низкая конкуренция / потребители / скорость подключения. / oligopoly / broadband connection / Internet providers / tariff plans / wireless Internet / service industry / low competition / consumers / connection speed.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютеева А.Л.

В статье на примере услуг широкополосного подключения к сети «Интернет» в Республике Калмыкия продемонстрировано негативное влияние олигополий на конечные характеристики предоставляемой продукции. Представлена информация об основных конкурентах среди интернет-провайдеров и их расценках. Проведен сравнительный анализ тарифных планов интернет-провайдеров в городе Элисте и городе Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLIGOPOLY IN THE BROADBAND INTERNET CONNECTION FIELD ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA

The article, using the example of broadband Internet connection services in the Republic of Kalmykia, shows the impact of oligopolies on the consumer satisfaction. The article provides information about main competitors among Internet providers and their prices. A comparative analysis of the Internet providerstariff plans in the city of Elista and the city of Moscow was also carried out.

Текст научной работы на тему «ОЛИГОПОЛИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА К СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ»

¡(44), 2022 г.

ООТ: 10.24412/2071 -7830-2022-144-15-19 ТЮТЕЕВА А.Л.

ОЛИГОПОЛИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА К СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ЛИ У РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» г. Элиста, Российская Федерация, атикищ1995 а,тай. т

Аннотация. В статье на примере услуг широкополосного подключения к сети «Интернет» в Республике Калмыкия продемонстрировано негативное влияние олигополии на конечные характеристики предоставляемой продукции. Представлена информация об основных конкурентах среди интернет-провайдеров и их расценках. Проведен сравнительный анализ тарифных планов интернет-провайдеров в городе Элисте и городе Москве.

Ключевые слова: олигополия, широкополосное подключение, интернет-провайдеры, тарифные планы, беспроводной интернет, сфера услуг, низкая конкуренция, потребители, скорость подключения.

Олигополия - достаточно распространенное явление в сфере услуг и потребления, имеющее как позитивные, так и негативные последствия для экономики регионов и страны в целом. Самое неприятное последствие олигополии - это сотрудничество с целью максимизации прибыли путем установления монополии.

На олигополистических рынках цены, как правило, остаются стабильными, так как при понижении цен одной фирмой, может начаться общее понижение. Также и при повышении цен фирма рискует потерять потребителей, которые могут уйти к конкурентам, предоставляющим аналогичные товары или услуги.

С другой стороны, олигополии необходимы для ускорения научно-технологического прогресса. Действительно, крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры, обладают огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. С течением времени олигополистические отрасли способствуют быстрому повышению качества продукции при более низкой себестоимости и в результате -более низким ценам и большему объему производства.

Политика государства может, как противодействовать, так и способствовать олигополистической активности, а фирмы в смешанных экономиках могут стремиться к помощи в ограничении конкуренции.

В данной статье на примере предоставления услуг широкополосного подключения к сети «Интернет» в Республике Калмыкия показано, каким образом олигополия влияет на такие характеристики, как цена, качество и возможность выбора.

С точки зрения Бекушевой Е. В. и Николаева М. О., уровень услуг российских интернет-провайдеров существенно ниже общемирового, и в данный момент мы наблюдаем снижение темпов роста клиентских баз интернет-провайдеров [2].

Несмотря на насыщенность рынка интернет-провайдеров в России, сельская местность и города с населением меньше 100 тыс. человек отстают от среднего уровня по стране [12]. Поскольку, как справедливо отметили Круликовский А. П. и Козлова Д.В., одной из главных трудностей сферы широкополосного подключения в регионах России является «цифровое неравенство». Такие факторы, как большая площадь территории и невысокая плотность населения делают данную сферу финансово затратной. Кроме того, существует тенденция перехода от стационарных компьютеров к мобильным устройствам, таким как смартфоны и планшеты: все

большее количество людей заходит в сеть с помощью различных гаджетов, а услуги широкополосного подключения им предоставляют операторы мобильной связи [5].

Плотность населения Республики Калмыкия является одной из самых низких в стране, а по состоянию на конец 2020 года количество активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет составило 38,5 тыс., тогда как количество активных абонентов мобильной связи, использующих услуги доступа к сети Интернет, составило 224,8 тыс. человек (при общей численности населения региона около 270 тыс. человек) [4, 10, И].

Основными провайдерами интернета в Республике Калмыкия являются такие компании, как «Зеленая точка» (ООО «Сеть», ООО «ЮгСельхоз» в рассматриваемом регионе), ООО «Ростелеком-Розничные системы», ООО «УОТА» и ООО «МЕГАСЕТЬ». Тарифные планы, указанные на сайтах вышеупомянутых организаций, приведены в виде двух таблиц: в первой изучены все тарифные планы, предоставляемые интернет-провайдерами в городе Элисте, а во второй - проведен сравнительный анализ тарифных планов одних и тех же организаций в городе Элисте и в городе Москве.

Отметим, что в данном исследовании рассмотрены только провайдеры услуг широкополосного подключения к сети «Интернет», исключая компании, предоставляющие помимо подключения к широкополосному интернету также услуги мобильной связи. Это обусловлено тем, что тарифные планы операторов мобильной связи, таких как «МТС» или «МЕГАФОН» в большинстве случаев также включают плату за мобильную связь.

Таблица 1.

Тарифные планы, предоставляемые интернет-провайдерами в городе Элиста [6-9]

Компания Название тарифного тана Скорость доступа к сети Интернет Ежемесячная абонентская плата

«Зеленая точка» - ООО «Сеть», в Респу блике Калмыкия - ООО «ЮгСельхоз» «Ньютон» {30 Мбит/с) 590 руб.

«Эйнштейн» {50 Мбит/с) 690 руб.

«Тесла» {100 Мбит/с} 790 руб.

ООО «УОТА» 30 дней на скорости до 35 Мбит/с за 800 руб. {35 Мбит/с) 800 руб.

30 дней на максимальной скорости за 850 руб. {Более 35 Мбит/с) 850 руб.

ООО «Ростелеком-Розничные системы» «Технологии доступа» {100 Мбит/с} 700 руб.

«Игровой» {100 Мбит/с} 890 руб.

«Технологии доступа. PRO» {100 Мбит/с} 890 руб.

ООО «МЕГАСЕТЬ» «Мегалайф 30» {До 30 Мбит/с} 800 руб.

«Мегалайф 100» {До 100 Мбит/с) 999 руб.

«Мегалайф 200» {До 200 Мбит/с) 1300 руб.

«Мегалайф 300» {До 300 Мбит/с) 1500 руб.

S/s ¡(44), 2022 г.

Таблица 2.

Сравнительный анализ иен тарифов на домашний интернет в г. Элиста н г. Москва

[6, 7, 9]

Название тарифа Элиста Москва

Зеленая точка

«100 навсегда» 350 руб/мсс {100 Мбит/с\

«Тесла» 790 руб/мсс {100 Мбит/с} -

Ростелеком

«Технологии дост\па» 700 руб/мсс {100 Мбит/с} 500 руб/мес {300 Мбит/с}

«Технологии доступа PRO» 890 руб/мес {100 Мбит/с) 890 руб/мес {300 Мбит/с}

«Технологии развлечения» - 890 руб/мес {200 Мбит/с}

«Технологии развлечения. PRO» 750 руб/мес {100 Мбит/с)

«Игровой» 1100 руб/мсс {100 Мбит/с} 890 руб/мсс {890 Мбит/с}

YOTA

30 дней на скорости до 35 Мбит/с за 800 руб. 800 руб/мес {35 Мбит/с}

30 дней на максимальной скорости за 850 руб. 850 руб/мес {Более 35 Мбит/с} 1400 руб/мес (Более 20 Мбит/с)

30 дней на скорости до 20 Мбит/с за 1200 руб. 650 руб/мес {20 Мбит/с) 1200 руб/мес {20 Мбит/с}

Как видим в табл.1, средняя цена за тарифный план со скоростью доступа не менее 100 Мбит/с составляет 1009 рублей, а самая низкая цена - 700 рублей. Это тарифный план «Технологии доступа», компании ООО «Ростелеком-Розничные системы». Наиболее высокая цена составляет 1500 рублей за тариф «Мегалайф 300» от компании ООО «МЕГАСЕТЬ» за тарифный план со скоростью подключения до 300 Мбит/с.

На данный момент кроме ООО «МЕГАСЕТЬ» в Республике Калмыкия не существует местных аналогов междугородним интернет-провайдерам, потому что широкополосное интернет подключение - это сфера, которая требует больших вложений в дорогостоящую технику и обширный маркетинг. Данные препятствия создают сложности для входа новичков на рынок, а также локальных интернет-провайдеров, и способствуют доминированию на рынке уже существующих компаний. Местные компании проигрывают междугородним, поскольку зачастую не имеют ресурсов для долгосрочных инвестиций.

В табл.2 наглядно продемонстрировано, что в Москве, где отсутствует олигополия в сфере широкополосного интернет подключения и гораздо выше конкуренция среди интернет-провайдеров, тарифы отличаются более низкой ценой и более высокой скоростью подключения, чем в Элисте. В частности, интернет-провайдер «Зеленая точка» в Элисте предлагает тариф «Тесла» со скоростью подключения 100 Мбит/с за 790 рублей. В Москве же существует тариф «100 навсегда», где за идентичную скорость подключения ежемесячная плата более чем в два раза меньше.

Исключением являются расценки компании ООО «УОТА». Тарифные планы данного провайдера отличаются от других, приведенных в таблице, так как скорость подключения не является фиксированной и может увеличиваться или уменьшаться по желанию клиента. В зависимости от скорости меняется и плата за использование.

Вместе с тем в Москве ООО «УОТА» больше известна как мобильный оператор, в то время как в Элисте СИМ-карты «УОТА» не пользуются популярностью в связи с приверженностью населения республики к «традиционным» операторам мобильной сети (Билайн, Мегафон и др.) [ 1]. Однако анализ мобильного трафика «УОТА»за 2021 году показал тенденцию на уменьшение входящих/исходящих звонков, СМС-сообщений и рост интернет-трафика [3].

Ограниченное количество интернет-провайдеров в республике нашло отражение в большой доле неудовлетворительных оценок, выставленных потребителями региона таким характеристикам услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет» как возможность выбора, качество и стоимость (табл. 3). Приведенные данные получены в ходе социологического исследования, проведенного в январе-феврале 2022 г., в рамках ежегодного мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках Республики Калмыкия.

Таблица 3.

Удовлетворенность потребителей услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет» на рынках Республики Калмыкия различными характеристиками, в %

Варианты ответа Возможность выбора Качество Цены

Удовлетворен 14,9 14,9 15,2

Скорее удовлетворен 26,8 29,0 27,2

Скорее не удовлетворен 22,5 22,1 26,4

Не удовлетворен 18,8 16,3 16,3

Затрудняюсь ответить 17,0 17,8 14,9

Всего 100,0 100,0 100,0

По данным табл. 3 можем заключить, что меньше половины опрошенных считают качество услуг связи и широкополосного интернета удовлетворительными, тогда как 38,4% респондентов не удовлетворены качеством связи и беспроводного подключения.

В совокупности 41,3% жителей Калмыкии не довольны выбором среди провайдеров мобильной связи и беспроводного интернета.

В оценке стоимости можно видеть наибольшее количество неудовлетворительных ответов. Как было сказано выше, цены тарифов на беспроводной широкополосный интернет в Республике Калмыкия в среднем выше, чем в Москве, и превышают 1 ООО рублей в месяц, что не устраивает больше четверти опрошенных.

Помимо этого потребителям предлагалось ответить на вопрос, как изменилось количество организаций, представляющих услуги по предоставлению широкополосного доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет» в течение последних трех лет. Оказалось, 40,6% опрошенных считают, что количество организаций, предоставляющих услуги связи и интернета за этот период не изменилось. Это свидетельствует о том, что либо появляется малое количество новых фирм, либо о том, что новички не известны большому количеству опрошенных. При этом 41,5% опрошенных считают, что в Республике Калмыкия недостаточно организаций, предоставляющих услуги по предоставлению широкополосного доступа к

S/s ¡(44), 2022 г.

информационно-коммуникационной сети «Интернет», а 5,1% опрошенных считают, что таких организаций нет совсем.

Таким образом, широкополосной интернет в Республике Калмыкия отличается более высокой ценой и менее стабильным соединением в регионах. Высокая затратность на первых этапах бизнеса, конкуренция с уже существующими российскими компаниями, отсутствие мобильной связи во многих районах республики - все это препятствия для входа в данную отрасль новых фирм.

Результатом этих препятствий является сложившаяся олигополия вышеупомянутых компаний. Для решения существующей проблемы необходимо вводить льготные условия для компаний и осуществлять поддержку предпринимателей.

1. YOTA захватила более половины рынка виртуальных мобильных операторов. URL: https:/ /3dnews.ru/l 037196/yota-zahvatila-bolee-polovini-rinka-virtualnih-mobilnih-operatorov (дата обращения:

15.04.2022).

2. Бекушева Е.В., Николаев М.О. Анализ деятельности и проблему функционирования интернет-провайдеров в условиях цифровизации российской экономики на примере региональной компании // НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. - 2019. -№2-2. - С. 15-18.

3. Итоги Yota 2021: звонки и SMS сдают позиции, трафик бьет рекорды. URL: https://vc.ru/ yota/338615-itogi-yota-2021-zvonki-i-sms-sdayut-pozicii-trafik-bet-rekordy (дата обращения: 28.03.2022).

4. Калмыкия в цифрах 2022 г.: краткий статистический сборник/Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Элиста, 2022- 132 с.

5. Козлова Д.В., Круликовский А. П. Влияние цифровой трансформации на деятельность интернет-провайдеров // ПРОБЛЕМУ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. - ИП. Зуева Т.В., 2019. - С. 150-152

6. Официальный сайт группы компаний «Зеленая точка». URL: https://moscow.zelenaya.net, URL: https://elista.zel enaya.net/downloads/documents/tarifs-nuton.pdf (дата обращения: 10.04.2022).

7. Официальный сайт компании ООО «YOTA». URL: https://www.yota.ru/ modem9ctrl=on&split=on&mode=cover&tab=on&collapse=on&tt=a^

URL: https://www.yota.ru/modem?ctrl=on&split=on&mode=cover&tab=on&collapse= on&tt=all&filter=4g&type=internet#coverage (дата обращения: 15.03.2022).

8. Официальный сайт компании ООО «МЕТАСЕТЬ». URL: https://mega-life.ru/internet/(дата обращения: 10.04.2022).

9. Официальный сайт компании ООО «Ростелеком-Розничные системы». URL: https:// msk.rt.ru/homeintemet/all,URL: https://elista.rt.ru/homeinternet (дата обращения: 16.04.2022).

10. Плотность населения России по регионам и городам на квадратный километр. URL: https://rosinfostat.ni/plotnost-naseleniya/#i-2 (дата обращения: 28.03.2022).

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021 : Статистический сборник /Ред. колл.: С.М. Окладников, JI.M. Тохберг и др. -М. : Росстат, 2021. - 1112 с.

12. Старикова М.С., Пономарева Т. Н. Анализ особенностей насыщенного рынка на примере российского сегмента широкополосного доступа в Интернет//ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ.-2019. - №6. - С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.