Научная статья на тему 'ОЛИГОПОЛИЯ НА РЫНКЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ'

ОЛИГОПОЛИЯ НА РЫНКЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2790
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИГОПОЛИЯ / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / РЫНОК / КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минибаев Р. Р.

В данной статье проведен анализ компаний-олигополистов на рынке сотовой связи. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в условиях современной российской экономики, олигополия оказывается значительное влияние на развитие страны. В данном случае, это особенно актуально в современное кризисное время, когда на рынке происходит сокращение игроков, а также различные слияния и поглощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЛИГОПОЛИЯ НА РЫНКЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ»

УДК 330

Р.Р. Минибаев

ОЛИГОПОЛИЯ НА РЫНКЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ

В данной статье проведен анализ компаний-олигополистов на рынке сотовой связи. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в условиях современной российской экономики, олигополия оказывается значительное влияние на развитие страны. В данном случае, это особенно актуально в современное кризисное время, когда на рынке происходит сокращение игроков, а также различные слияния и поглощения.

Ключевые слова: олигополия, сотовая связь, рынок, компании.

В условиях, когда замедляется экономический рост, уменьшается спрос на товары и услуги, в это время более активной становится конкурентная борьба на рынке.

В последнее время, наше государство старается уделять большее внимание проблемам, которые связаны с состоянием конкуренции, а также пресечению нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации. На сегодняшний день внесены изменения в антимонопольное законодательство, а также значительно ужесточены санкции, в случае его нарушения.

В настоящее время российский рынок имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что на рынке существуют компании с высокой долей занятого рынка разных отраслях народного хозяйства. В данном случае, рынок олигополии для нас является очень важным, так как большинство фирм-олигополистов являются ключевыми для экономики России. Например, если взять производство основных видов промышленной продукции, то в таком случае на долю олигополистических отраслей приходится 40%, а по некоторым данным даже все 60%. На сегодняшний день фирмы олигополисты являются крупнейшими по объему реализации в России.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в условиях современной российской экономики, олигополия оказывается значительное влияние на развитие страны. В данном случае, это особенно актуально в современное кризисное время, когда на рынке происходит сокращение игроков, различные слияния и поглощения. В такой ситуации, задача антимонопольной службы - не допустить создание и появление новых монополистических и олигополистических структур, а также повышения цен и т.д.

В рыночной структуре, в которой преобладает стратегическое взаимодействие фирм, называется олигополией. В таком случае, под данным понятием понимается определенный тип строения рынка, в котором сторона предложения представлена небольшим количеством относительно крупных предприятий -продавцов однородных товаров или похожих субститутов. Но некоторые экономисты трактуют олигополию и понимают ее как «конкуренцию немногих», выделяя тем самым основную особенность данного типа строения рынка. Ведь крупный размер компаний-олигополистов - это прямое доказательство их немногочисленности, а именно точно также, как и малое количество совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности.

С точки зрения, Чеканского А.И «Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами».^].

В данном случае, эффект масштаба - это важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации в большинстве отраслей превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Данная ситуация, может быть связана, например с патентной монополией, в случае, как это осуществляется в наукоемких отраслях, контролируемых компаниями типа «Ксерокс», «Кодак», IBM и т.д. На время всего срока действия такого патента фирма хорошо защищена от внутренней конкуренции.

Выделяют два вида стратегий: это некооперативная стратегия и кооперативная. Под некооперативной стратегией понимается способ осуществления олигополистического взаимодействия, в котором управление производится путем конкурентных способов, в рамках которых каждая компания осуществляет независимую, направленную на укрепление своего положения стратегию. В случае, чем больше конкурентным будет взаимодействие фирм, тем больше состояние самого рынка будет приближаться к конкурентному. Под кооперативной стратегией понимается способ осуществления олигополистического вза-

© Минибаев Р.Р., 2017.

Научный руководитель: Бенц Дарья Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 12-4(75)

имодействия, в котором управление поведением продавцов осуществляется посредством достижения соглашения в отношении отраслевой цены и отраслевого выпуска. В данном случае, чем больше уровень кооперации продавцов, тем больше рыночное равновесие будет тяготеть к монопольному.

В данной статье рассмотрим российский рынок мобильной связи. В настоящее время, рынок мобильной связи является быстро развивающимся как в самой России, так и за рубежом. Данное развитие, прежде всего, связано с усовершенствованием имеющихся технологий, а также с появлением новых, которые позволяют снижать стоимость и улучшать качество связи. В данной отрасли, создаются и внедряются новые продукты и услуги, которые становятся доступны широкому кругу населения.

В настоящий момент, идет острая борьба между сотовыми компаниями. На сегодняшний день, с появлением новых технологий связи, конкуренция между сотовыми операторами перестала быть просто только ценовой конкуренцией, а также конкуренцией качества связи. А мобильный телефон в свою очередь, перестал быть просто телефонный аппаратом, так как у него появляются новые функции и возможности. А операторы также не забывают предлагать новые услуги своим абонентам, вследствие чего доля доходов у операторов от предоставления дополнительных услуг постоянно увеличивается.

Далее, в данной статье будут рассмотрены и проанализированы крупнейшие на данный момент соперники на рынке мобильной связи: Мегафон, ВымпелКом и МТС, которые в свою очередь уже долгое время присутствуют на рынке.

Наиболее сильным среди всех сотовых компаний выглядит МТС, залогом успеха, которого являются высокие темпы роста финансовых показателей, число обслуживаемых абонентов, как России, так и еще 226 странах, а также большой спектр предоставляемых услуг и хорошие показатели эффективности деятельности компании. [1]

На втором месте по количеству абонентов расположилась компания ВымпелКом, всем известная под брендом Билайн. Данное положение компании на рынке, объясняется неоправданностью внедрения новых услуг, а также в свою очередь, неготовность большого количества абонентов оценить новые возможности и, следовательно, нести за них дополнительные расходы. Также можно отметить такой недостаток, как недостаточное количество официальных представительств, которое влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания, что в свою очередь увеличивает негативный клиентский опыт. [3]

Основываясь на исследования маркетинговых агентств в области рынка сотовой связи, на третьем месте расположилась компания Мегафон, это в свою очередь связано с тем, что данная компания является сравнительно молодой по сравнения с МТС. Основана компания Мегафон в 2002 году и представлена всего в 164 странах. Также можно отметить такой момент, как предоставление голосовых услуг связи по более высоким ценам, чем у конкурентов, тем самым снижает свою привлекательность для новых абонентов. [2]

Исходя из анализа рынка сотовой связи, данное расположение компаний существует с конца 2013 года и по сегодняшний день. В 4 квартале того же 2013 года, у компаний Мегафон и ВымпелКом был зафиксирован большой отток абонентской базы в России, что в свою очередь позволило компании МТС стать лидером по подключениям новых абонентов.

В ходе анализа, российская база компании ВымпелКом на данное время составило 62,568 миллионов абонентов, что по сравнению предыдущих лет сократилось на 0,4% (62,805 миллионов). [3]. В свою очередь у компании Мегафон наблюдается такая же тенденция, доля абонентов снизилась до 56,110 миллионов это 0,1% (а было 56,181 миллион). [2]. В случае с МТС наоборот, абонентская база выросла на 0,7% с 70,226 до 71,226 миллионов абонентов. [1]

Также можно отметить, что МТС стал лидером по подключению новых абонентов в РФ, где на компанию пришлось 51% новых контрактов. По совокупности в целом, в России абонентская база сотовых операторов на текущий момент, увеличилась на 0,3% с 229,82 до 230,49 миллионов пользователей, а уровень проникновения мобильной связи в свою очередь, вырос с 160,9% до 161,3%.

На текущий момент компания МТС занимает первое место не только по доли абонентов, но и по финансовым и операционным показателям.

Таблица 1

Сравнение финансовых и операционных показателей МегаФон, ВымпелКом и МТС_

Показатель МегаФон ВымпелКом МТС

Выручка, млн. руб. 269,6 285,4 338

Рентабельность, % 43,5 42,2 43,8

Выручка от мобильной связи, млн. руб. 251,7 237 284

Выручка от мобильной передачи данных, млн. руб. 36 24,3 33

Выручка от фиксированной связи, млн. руб. 18 48,5 62

В свою очередь, лидерство компании МТС на данный момент, можно объяснить тем, что компания выбрала удачную стратегию развития, а именно изначально была сделана ставка на охват рынка как проводной, так и беспроводной связи, а также сервисного обслуживания высокого класса. Большинство экспертов, проведя анализ рынка сотовой связи, компания МТС сможет выйти на первое место, как на рынке России, так и мира к 2020 году, использую более инновационные технологии, чем у конкурентов, в частности, услуги связи в роуминге.

Библиографический список

1. http://www.chel.mts.ru/

2. http://chel.megafon.ru/

3. https://chelyabinsk.beeline.ru/customers/products/mobile/

4. Волконский, В.А. О роли олигополии в современной экономике / В.А.Волконский, Т.И. Корягина // Банковское дело. - 2011. - № 3.

5. Рейтинг компаний - олигополий России по объему реализации продукции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://expert.ru/ratings/expert400-2013/.

6. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Чеканский А.И., Фролова Н.Л. - М: Инфра-М,2008. 685с.

МИНИБАЕВ РУСЛАН РАМИЛЕВИЧ - магистрант, Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.