Научная статья на тему 'ОЛИГОПОЛИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЫНКЕ'

ОЛИГОПОЛИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИГОПОЛИЯ / ФИРМА / ДОМИНИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкитин Н.А., Валеев Т.И.

Олигополистическая структура рыночной экономики - один из наиболее распространенных видов строения экономики в современном мире. Несмотря на быстрые темпы развития экономики как науки, экономисты до сих пор не всегда сходятся в своем мнении относительно олигополии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЛИГОПОЛИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЫНКЕ»

9. Helfert E. Techniques of Financial Analysis.-Burr Ridge., 2003.-640 p.

10. James K. Van Horn, John M. Vakhovich. Fundamentals of Financial Management.- М: Williams,2016.-1232 p.

Шкитин Н.А. студент 2 курса факультет «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи»

Валеев Т.И. студент 2 курса факультет «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи» Уфимский государственный авиационный университет

Россия, г. Уфа ОЛИГОПОЛИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЫНКЕ Аннотация: Олигополистическая структура рыночной экономики -один из наиболее распространенных видов строения экономики в современном мире. Несмотря на быстрые темпы развития экономики как науки, экономисты до сих пор не всегда сходятся в своем мнении относительно олигополии.

Ключевые слова: Олигополия, фирма, доминирование на рынке, рыночная экономика.

Олигополия - такое состояние рынка, при котором, большая часть объема этого самого рынка, принадлежат узкому кругу продавцов, которые постоянно конкурируют между собой. Такое строение рынка, характерно для большей части мировой экономики: различные виды промышленности, фирмы и компании, добывающие все возможные ресурсы.

При подобной ситуации на рынке, за прибыль от продаж борются представители малой группы фирм, не оставляя возможности остальным фирмам, в какой-либо мере влиять на положение дел. Такое состояние не носит сильного отрицательного характера по той причине, что группа продавцов, которая главенствует на рынке, продает не дешевый, но качественный товар, отвечающий если не всем, то большей части требований, выставляемых тенденциями. И даже при условии того, что на рынке может появиться новая фирма, которая будет предоставлять не менее качественный товар, но по более низкой цене, она с большой долей вероятности не сможет укрепить свои позиции на рынке. Причина этого проста - фирмы, доминирующие на рынке, имеют монополистический доступ к источникам сырья, из которого они воспроизводят свою продукцию. Подобное положение дел справедливо для большинства отраслей рынка, будь то сфера добычи и продажи газа или же сфера реализации такой продукции как бытовая электроника.

Основными причинами существования олигополии являются: Объемы производства. Рассмотрим отрасль металлургии. Допустим ее

емкость на рынке составляет 500 ед. И наряду с этим существует три фирмы, реализующие товар в это сфере: фирма А- способная поставлять на рынок 200 ед, фирма Б- способная поставлять 200 ед и фирма В- поставляющая 100 ед. Из подобной схематичной ситуации можно сделать вывод, что большую часть рынка будут занимать фирмы А и Б, постоянно конкурируя между собой, но не давая фирме В возможности для ее развития на этом поприще рынка.

Контроль сырьевых источников. Исходя из той же схематичной модели, что была приведена выше, можно сделать вывод, что фирмы А и Б будут более предпочтительны для поставщиков сырья, нежели фирма В.

Примером олигополии может послужить область рынка (на территории РФ), в которой реализуется продажа мобильных устройств. В этой сфере есть две ярко выраженных доминирующие фирмы: Apple и Samsung. Таковыми они стали относительно недавно. Ровно в тот момент, когда основным ходовым товаром этой сферы стали, так называемые, смартфоны (потеснив некогда занимавшую доминирующие позиции фирму Nokia).

Rank Manufacturer Units Market share Q1 2015 Market share 04 2014 OS systems supported

#1 (1) Samsung 82.8 24.3% 20.10% Android, Tizen Windows Phone

#2(2) Apple 61.6 17.9% 20.10% iOS

#3 (ЗТ) Lenovo' 187 5.5% 6.60% Android

#4 (ЗТ) Huawei 17.5 5.1% 6.60% Android

#5(7) LG 15.4 4.5% 4.20% Android

#6(5) Xiaomi 15 4.4% 4.60% Android

#7(9) ZTE 12.5 3.5% 3.60% Android. Firefox

#8(8) Coolpad/Yulong 11.5 3.4% 4% Android

#9(6) TCI/Alcatel 9.7 2.8% 4.50% Android

#10(.) Vivo 9.3 2.7% 3.10% Android

Others 97.1

TOTAL 340.8

Рисунок 1 - Ситуация на рынке мобильных устройств, на период 20142015 гг [2]

На основе подобной статистики, показывающей динамику продаж основных фирм, конкурирующих между собой на рынке, можно легко убедится в том, что Apple и Samsung занимают лидирующие позиции, доминируя в этой сфере продаж.

Существование олигополии влечет за собой определенные последствия, которые можно разделить на плюсы и минусы.

К плюсам относятся:

Доминирующие фирмы имеют относительно свободное поприще и что

самое важное, возможности, для развития сфер научных разработок, технических нововведений. И частично, борьба внутри группы доминирующих фирм стимулирует последних к подобным действиям. Минусы:

Малый страх перед конкурентами (теми, что не имеют возможности войти в доминирующую группу), который ведет к замедлению введения нововведений.

Заключение тайных договоров в кругах доминирующих фирм, дающих возможность извлечь выгоду за счет покупателя. Примером может послужить увеличение цен со стороны олигополии. Подобные действия вынуждают покупателей тратить большие средства на приобретение того же товара. (Остальные фирмы, не входящие в круг доминанты, попросту не смогут предоставить товар того же качества)

Несмотря на то что, фактически, число и значимость минусов преобладают над плюсами, нельзя однозначно и твердо заявить, что олигополия вредитель в системе экономики. Потому что экономике нужны стабильные большие производства в определенных отраслях, что и обеспечивает олигополия. Помимо этого, масштабность производств оказывает влияние на постоянные издержки. Что существенно облегчает внедрение инноваций. Таким образом, можно сказать, что олигополия это довольно сильный инструмент на поприще экономического рынка.

Использованные источники:

1. В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова- Экономика(учебник)

2. http://global-finances.ru - информационный портал. Сайт журнала ifinance

3. http://cyberleninka.ru - информационный портал. Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки». Авторы: Мицель А. А., Козлов С. В. Статья опубликована в журнале Известия Томского политехнического университета. Выпуск№ 6 / том 311 / 2007

4. http://www.m-economy.ru - информационный портал. Научная статья «Проблемы современной экономики». Автор: Прокопов Б. И. соискатель кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, кандидат экономических наук

5. Учебник «Основы экономики». С.В. Соколова.

6. КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ РЫНКА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В 2004-2014 ГОДАХ Сазыкина М.Ю., Бесчастнова Н.В. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 4 (29). С. 43.

7. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Бесчастнова Н.В., Сазыкина М.Ю.

В сборнике: Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. Б. Казаковой, Н.А. Кузьминых, Э.И. Исхаковой. 2015. С. 57-61.

8. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ РАЗВИТИЯ

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Бесчастнова Н.В., Сазыкина М.Ю.

В сборнике: Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований 2016. С. 135-142.

Штык К. С. студент 3 курса психологический факультет Халилова А.А.

научный руководитель, ст. преподаватель

ДГУ

филиал в г. Кизляре Шахбузова Х.А., к. п. н. научный руководитель, доцент ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Abstract: The article describes the types of communication. The manner of behavior of people based on the information received subconsciously. The importance of communication in General.

Keywords: Communication, people, language, behavior, source.

Аннотация: В статье говорится о видах общения. Манере поведения людей, основанной на подсознательно полученной информации. Важности общения в целом.

Ключевые слова: Общение, люди, язык, поведение, собеседник.

Самое важное умение в жизни - это общение. Ежедневно, едва ли не все свое время, мы проводим в общении с родными, друзьями, и коллегами по работе. А также с абсолютно посторонними людьми. Как правило, нам даже не приходит в голову, что данным инструментом, инструментом общения, нужно управлять осмысленно.

Универсальным средством человеческого общения является язык. Язык- это основная система, при помощи которой мы кодируем определенную информацию. К сожалению, использование языка, как инструмент коммуникации приводит к возможности не только разрушения, но и создания барьеров. Так люди своей речью создают определенные установки у окружающих, подталкивая их к конкретным реакциям и конкретному поведению, которое можно прогнозировать и даже формировать при грамотном использовании слов. Этим искусством владеют люди, умеющие быть убедительными и эффективными в человеческих отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.