Научная статья на тему 'Олигополия и её модели в современной экономике'

Олигополия и её модели в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
2426
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОЛИГОПОЛИЯ / МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Журкин К.И., Меркоданов Р.С.

Олигополия – тип рыночной структуры, характеризуемый наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Характерным признаком олигополий является господство в области нескольких крупных предприятий.Актуальность темы заключается в том, что олигополия – важная структура современной рыночной экономики, влияющая на развитие страны.В зависимости от стратегии поведения олигополий выделяют три группы: первая предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия), которая может быть легальной и нелегальной (если олигополии находятся в тесных связях); вторая отсутствие согласованности (некооперативная стратегия); третья группа «игра по правилам» при которой фирмы находятся в открытых и предсказуемых отношениях. При этом, в зависимости от концентрации продавцов на одном рынке разделяют плотные и разряженные олигополии: плотные олигополии представлены 2-8 продавцами, разряженные – более 8.Примерами монополий в современном мире могут служить, например, такие авиастроительные компании как «Airbus» и «Boeing», автостроительные компании «BMW», «Mercedes» и т.д.Поведение фирм можно моделировать с помощью теории игр. Существует несколько моделей: Курно, Бертрана, Штакельберга, Гутенберга и др.Формирование олигополий в современном экономическом мире – факт. Это следует из открытой конкуренции между фирмами и их стремлением к оптимальному уровню производства. Олигополию можно рассматривать с положительной и отрицательной сторон. В первом случае, благодаря олигополии достигнут значительный научно-технический прогресс, т.к. олигополия имеет финансовые средства и влияет на экономическую и политическую сферы жизни. Во втором, олигополия близка к монополии, выходит из-под контроля государства, снижая эффективность использования ресурсов и удовлетворения потребностей. В России олигополистический характер носят преимущественно сырьевые отрасли, цветной и черной металлургии, химическая промышленность, машиностроение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Олигополия и её модели в современной экономике»

1546

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2015. Volume 5. Issue 12

Ю: 2015-12-35-^5775 Тезис

Журкин К.И., Меркоданов Р.С.

Олигополия и её модели в современной экономике

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Ермолаева Е.В.

Актуальность темы заключается в том, что олигополия - важная структура современной рыночной экономики, влияющая на развитие страны.

Олигополия - тип рыночной структуры, характеризуемый наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Характерным признаком олигополий является господство в области нескольких крупных предприятий.

В зависимости от стратегии поведения олигополий выделяют три группы: первая предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия), которая может быть легальной и нелегальной (если олигополии находятся в тесных связях); вторая - отсутствие согласованности (некооперативная стратегия); третья группа - «игра по правилам» - при которой фирмы находятся в открытых и предсказуемых отношениях. При этом, в зависимости от концентрации продавцов на одном рынке разделяют плотные и разряженные олигополии: плотные олигополии представлены 2-8 продавцами, разряженные - более 8.

Примерами монополий в современном мире могут служить, например, такие авиастроительные компании как «Airbus» и «Boeing», автостроительные компании «BMW», «Mercedes» и т.д.

Поведение фирм можно моделировать с помощью теории игр. Существует несколько моделей: Курно, Бертрана, Штакельберга, Гутенберга и др.

Формирование олигополий в современном экономическом мире - факт. Это следует из открытой конкуренции между фирмами и их стремлением к оптимальному уровню производства. Олигополию можно рассматривать с положительной и отрицательной сторон. В первом случае, благодаря олигополии достигнут значительный научно-технический прогресс, т.к. олигополия имеет финансовые средства и влияет на экономическую и политическую сферы жизни. Во втором, олигополия близка к монополии, выходит из-под контроля государства, снижая эффективность использования ресурсов и удовлетворения потребностей. В России олигополистический характер носят преимущественно сырьевые отрасли, цветной и черной металлургии, химическая промышленность, машиностроение.

Ключевые слова: экономика, олигополия, модели

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.