1.Волкова В.Н., Козлова В.Н. Системный анализ и принятие решений / В. Н. Волкова, В. Н. Козлова. - М.: Высш.шк., 2004.- 616 с.
2.Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах/ В.П. Третьяк // РИЭП. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - С.72.
3.Шелюбская Н. «Форсайт» - новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики //Проблемы теории и практика управления / Н. Шелюбская //- 2004. - №2. - С. 60- 65.
4.James P. Gavidan, Fabiana Scapolo. A Practical Guide to Regional Foresight European Communities, 2001 p.- 121 p.
5.Popper R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools: Theory and Practice / R. Popper// , 2007.
6.UNIDO Technology foresight manual. Volume 1.- Vienna, 2005 - 246 p.
ОЛИГОПОЛИЯ Косинова Валентина Николаевна, к.э.н, доцент Алиева Амина, студентка Россия, г. Махачкала Дагестанский государственный университет
В статье исследуется частный случай несовершенной конкуренции -олигополии. На рынке товаров и услуг существует несколько производителей, причем любой из них имеет возможность повлиять на прибыли остальных производителей, то есть между фирмами существует зависимость. Цель статьи в изучении влияния этой зависимости на поведение фирм.
Ключевые слова: товар, конкуренция, монополия, производитель, фирма, цена, олигополия.
II II OLIGOPOLY
Kosinova Valentina Nikolaevna, Cand. Econ.Sci., associate professor
Aliyev Aminat, student Russia, Dagestan state University, Makhachkala
The article considers the special case of imperfect competition - oligopoly. On the market of goods and services there are several manufacturers, with any of them has a chance to affect the profits of other manufacturers, that is, there is a relationship between firms. Purpose of the article is to study the influence of this dependence on the behaviour of firms.
Keywords: goods, competition, monopoly, manufacturer, firm, price, oligopoly.
Если вы собрались в торговый центр за новым товаром, скорее всего вы вернетесь домой с покупкой под одной из пяти торговых брендов: Sony, LG, Samsung, Bosch или Philips. Пять компаний производят практически весь товар в странах России. Эти производители совместно определяют цену и кривую спроса. На монополизированном рынке весь объем товара поставляет единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию
цена-объем выпуска на рыночной кривой спроса. Рынок товаров не соответствует ни совершенной конкуренции, ни модели монополии. Когда на рынке действует множество фирм, предлагающих однородную продукцию,
- преобладает конкуренция; когда на рынке главенствует единственная фирма, - преобладает монополия. Во множестве отраслей конкурируют несколько фирм, однако в силу недостаточного соперничества мы не имеем оснований отнести их к производителям, устанавливающих цену. Экономисты называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией.
В данной статье исследуем частный случай несовершенной конкуренции
- олигополию. Сущность олигополии заключается в том, что на рынке товаров и услуг существует несколько производителей, причем любой из них имеет возможность повлиять на прибыли остальных производителей. То есть между фирмами существует зависимость.
Цель статьи в изучении влияния этой зависимости на поведение фирм. Олигополия - это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены. Основоположником теории олигополии является французский экономист Курно.
Существуют два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько производителей производят одинаковые товары, второй - когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары. Однако как в первом, так и во втором случае товаропроизводители создают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма повышает цену своего изделия, то она должна скорее всего ожидать повышение цен со стороны своих конкурентов. Вход и выход на олигополистический рынок новых фирм крайне затруднительны.
Возможны разнообразные действия конкурентов: они могут совместно добиваться целей, либо бороться друг с другом вплоть до полного «уничтожения», одного из конкурентов. Их ценовая политика зависима друг от друга.
Крайней формой кооперации олигополистов является картель, то есть явный сговор или объединение крупных фирм, с целью раздела рынков сбыта продукции и проведения единой ценовой политики. Так, например, в такой форме производились автомобили, нефть, кофе. В большинстве стран картельные соглашения запрещены, и поэтому фирмы-олигополисты вступают в тайный сговор. Тайный сговор - это негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которая позволяет фирмам максимизировать прибыль.
Когда же несколько фирм занимают одинаковые доли рынка и незначительно отличаются друг от друга то, на олигополистическом рынке может иметь место лидерство в результате сговора. Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не меньше
5% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных. На основании выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
- у олигополистических фирм всегда есть мощные стимулы для координации своей деятельности с целью воплощения возможностей по контролю над рынком.
- Сговор и ограничение предложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара и быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.
- Со временем осуществлять контроль рынка все сложнее и сложнее. Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, а также появляются новые заменители данной продукции.
- Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов. То есть, как только цены становятся ближе к монопольным ценам, то прибыль становится выше в течение короткого времени. Но в долгосрочном, это способствует появлению новых производителей в аналогичной продукции, возникают товарозаменители.
Положительная оценка связана, с достижениями НТП. В последнее время во многих отраслях с присутствием олигополии достигнуты успехи в развитии науки и техники Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также влиянием в политических и экономических кругах общества. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.
Негативная оценка. Это связано с тем, что олигополия очень близка по структуре к монополии, тем самым можно ожидать таких же отрицательных результатов, что и при рынке монополии. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В итоге, это приводит к снижению эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.