МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х
самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций» [1, с. 257].
Проблемное обучение математике позволяет достичь двух целей: 1) высокого уровня развития школьников, развития способности к самообразованию; 2) сформировать у учащихся необходимую систему знаний и умений по математике. Обе эти цели могут быть достигнуты лишь в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся.
Одним из примеров развития творческого мышления учащихся посредством проблемных ситуаций на уроках математики могут послужить проблемные задачи. Проблемные задачи ставят ученика в ситуацию, в результате чего у него должно возникнуть ощущение трудности, которое он намерен преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача или уже перестала быть для ученика проблемной, или еще не может стать ею в связи с тем, что он не овладел в достаточной степени средними ступенями, дающими возможности для преодоления данной трудности.
Например: длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 3000000 л воды. Можно ли плавать в этом бассейне? Проблема данной задачи состоит в несоответствии единиц измерения, поэтому учащиеся ищут пути решения задачи, используя материал о единицах измерения объемов.
Таким образом, в обучении математике приоритетное значение имеет поисковая деятельность учащихся, основанная на разрешении математических проблемных ситуаций. Проблемное обучение рассматривается как вид учебной деятельности, характеризующийся направленностью на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, воспитание культуры личности школьников в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций, а также созданием мотивации учебной деятельности и спецификой содержательного и рефлексивно-оценочного компонента данной деятельности.
1. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М., 1975. - 368 с.
© Сарсенова С.О., 2016
УДК 37
Сурина Анастасия Валерьевна, Попова Наталья Ивановна
студентки 3 курса ТИ им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог, РФ E-mail: [email protected]
ОЛЬГА СКОРОХОДОВА - ЧЕЛОВЕК ПРЕОДОЛЕВШИЙ БЕЗМОЛВИЕ
Аннотация
Ольга Ивановна Скороходова была удивительным человеком с непростой судьбой. Потеряв слух и зрение, Ольга Ивановна преодолевает нелегкий путь борьбы за полноценную жизнь. Она шаг за шагом преодолевала все невзгоды. За 70 лет жизни она смогла добиться огромных успехов в научной и литературной работе.
Ключевые слова
Потеря зрения, потеря слуха, О. И. Скороходова, И. А. Соколянский, дактильный алфавит, шрифт Брайля
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Думают иные - те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звезды и луну: Как она без зренья красоту опишет? Как поймет без слуха звуки и весну!?
О. И. Скороходова.
«Зачем живет она - глухая и слепая? Какую пользу даст отечеству она?» [3, с. 382] таким вопросом мы часто задаемся, когда видим слепоглухого человека. И какого же наше удивление, когда мы слышим, что человек стал писателем или ученым не имея ни слуха, ни зрения. «На основе преодоления трудностей приема и переработки информации об окружающем мире, определенной поддержки со стороны окружающих такой человек может достичь относительно неплохого уровня социальной адаптации. Известны даже случаи достижения слепоглухими людьми довольно высокого уровня развития»[4, с. 208].
Нет такого человека, который бы не знал имя американки Элен Келлер, потерявшей слух и зрение в возрасте 1 года 7 месяцев, которая была общественным деятелем, писателем и философом.
В нашей стране таким человеком была Ольга Ивановна Скороходова. Она была старшим научным сотрудником Института дефектологии АПН СССР, кандидатом педагогических наук по психологии, автором многочисленных статей и трех книг. Вся ее жизнь - это огромный подвиг, совершаемый ею каждый день на протяжении всей жизни.
Ольга Ивановна родилась 24 июля 1911 года на Украине недалеко от Херсона в селе Белозерка. Мать батрачила в семье священника, отца в 1914 году призвали в армию. Летом 1919 года Ольга заболела менингитом, когда ей было 8 лет. В результате заболевания она потеряла зрение и постепенно начала терять слух. До 11-13 лет она слышала громкую речь на правое ухо. Из воспоминаний О. И. Скороходовой: «Помню, однажды, когда я пришла в сознание, мать начала поить меня чаем с абрикосовым вареньем. Мне казалось,
что я очень слаба, не хочу открывать глаза и поэтому ничего не вижу......Но на этот раз мне захотелось
глазами увидеть, где стоит варенье и какого оно цвета. Я открыла глаза, — так мне казалось, но не увидела, где стоит варенье, в чем оно и какого оно цвета.. .»[3, с. 21].
У кинематографистов существует прием, когда на мгновение исчезает вдруг изображение и выключается звук. Такой прием используется крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Однако гораздо страшнее, если нечто подобное происходит в жизни.
В 1922 году от туберкулеза умирает мать Ольги. Некоторое время она живет у родственников и осенью 1922 года попадает в школу для слепых детей города Одессы.
К 14 годам Ольга потеряла слух полностью и для нее наступает полная тьма и тишина... Начинается жизнь без звуков и без красок. День или ночь - все сливается в одно. Только руки "рассказывали" ей о том, что происходит вокруг.
В начале 1925 года слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику в Харькове для слепоглухонемых детей, созданную профессором И. А. Соколянским. Ольга Ивановна пишет: «С первых же дней моего поступления в клинику слепоглухонемых для меня началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой, порядком, чистотой, к нам чудесно относились работники, и я едва ли ошибусь, если скажу, что наши воспитатели, педагоги и сам И. А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей» [3, с. 22].
Так начинается необычный путь борьбы слепоглухого человека за полноценную жизнь. Ольге Ивановне давалось это нелегко. Были периоды неверия в свои силы и желания уйти из мира. Ей не верилось что она сможет жить с пользой для окружающих не имея ни слуха, ни зрения. После того как кризис неверия миновал Ольга смело идет на встречу жизни.
Благодаря усилиям профессора И. А. Соколянского у Ольги Ивановны была восстановлена устная речь. При помощи дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано обучение всем предметам школьного курса. Литература была любимым предметом Ольги. Ей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
особо нравился Горький. В 1932 году Ольга Ивановна, набравшись храбрости, посылает Алексею Максимовичу поздравительное письмо с 40-летием нго литературной деятельности. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.
«Воспитываясь и обучаясь в Харьковской клинике, я закончила среднее образование и готовилась к поступлению в вуз заочно на литературный факультет и для этого еще в1941 г. должна была переехать в Москву. Нападение фашистов на СССР помешало осуществлению моих намерений» [3, с. 23]. В 1944 году после освобождения Украины Ольга Ивановна переехала где у нее появляется возможность учиться и работать при Институте дефектологии АПН.
В 1947 году вышла первая книга Ольги Ивановны «Как я воспринимаю окружающий мир», состоявшей из записей наблюдений которые она вела воспитываясь в Харьковской клинике. Данная книга производит сильное впечатление: как слепоглухой человек смог стать личностью. Читая данную книгу, начинаешь по-другому воспринимать окружающий мир. В книге Ольга Ивановна настолько тонко описывает как она с помощью различных видов чувствительности, заменившие ей слух и зрение, воспринимает и познает окружающий мир.
Книга потрясающая по своей информативности, поскольку она позволяет узнать совершенно иной мир
- тот, в котором звук заменен вибрацией, если он вообще есть, где нет цветов, нет изображения и картин. Возможность понять, как автор воспринимает окружающую среду стоит дорогого.
В 1954 году книга была дополнена и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Ольге Ивановне нравилось работать над книгой, поэтому в 1972 году выходит еще одна публикация «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» дополненная не только наблюдениями автора, но также некоторыми статьями и стихотворениями.
Пытаясь представить себе мир слепоглухого человека, мы тем самым подтверждаем высказывание самой Ольги Ивановны, о том как тяжело выражать слепоглухому на языке зрячеслышаших: «.. .одно дело -ощутить, воспринять, „осмотреть" руками предмет, это не так сложно. Гораздо труднее описать этот предмет своими словами совершенно так, как я его воспринимаю, то есть дать образ этого предмета. Когда слепые и глухонемые описывают свои ощущения, восприятия, представления языком зрячих, то надо всегда помнить, что ощущают они иными органами чувств, хотя описывают их словами зрячих и слышащих» [3. с. 25].
Ольга Ивановна прожила удивительную жизнь. Она имела степень кандидата педагогических наук по психологии, работала старшим научным сотрудником в Институте дефектологии АПН, была автором многих статей и стихов, которые помогают нам понять внутренний мир человека лишившегося слуха и зрения. «Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к свету, -К жизни творческой, богатой. И - нашла! Запомни это!»[3. с. 402]. Список использованной литературы:
1. Басилова Т. А. К 100-летию со дня рождения Ольги Скороходовой - слепоглухой поэтессы, писательницы и исследователя.// Журнал «Клиническая и специальная психология». - 2012. - №1. - с. 7-13.
2. Виневская А. В. Технологии профессиональной подготовки будущего учителя в условиях инклюзивного.//Журнал «Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина».- 2011. - №1.
- с. 27-34.
3. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. М. : Педагогика, 1990. 416 с.
4. Потылицына Л. А. Особенности построения образа мира у слепоглухонемых лиц.//Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета имени Академика М. Ф. Решетнева. - 2006. - №5. - с. 206210.
© Сурина А. В., Попова Н. И., 2016