Научная статья на тему 'ОЛЕННЫЕ КАМНИ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (НАХОДКИ ТУВИНСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ИИМК РАН)'

ОЛЕННЫЕ КАМНИ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (НАХОДКИ ТУВИНСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ИИМК РАН) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оленные камни / раннескифское время / эпоха ранних кочевников / курганы / херексуры / ритуальные выкладки / deer stones of the early Scythian time / the era of early nomads / burial mounds / kereksurs / ritual construction

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Килуновская Марина Евгеньевна

В Национальном музее Республики Тыва хранится уникальная коллекция оленных камней – памятников эпохи ранних кочевников. В последние годы это собрание пополнилось интересными находками из раскопок Тувинской археологической экспедиции ИИМК РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEER STONES IN THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA (FINDS OF TUVINIAN ARCHAEOLOGICAL EXPEDITION OF THE IIMK RAS)

The National Museum of the Republic of Tuva houses a unique collection of deer stones – monuments of the early nomads. In recent years, this collection has been enriched with interesting findings from the excavations of the Tuvan archaeological expedition of IIMK RAS.

Текст научной работы на тему «ОЛЕННЫЕ КАМНИ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (НАХОДКИ ТУВИНСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ИИМК РАН)»

УДК 902/904 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-55-60

ОЛЕННЫЕ КАМНИ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (НАХОДКИ ТУВИНСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕДИЦИИ ИИМК РАН)

Килуновская М.Е.*

Аннотация: В Национальном музее Республики Тыва хранится уникальная коллекция оленных камней - памятников эпохи ранних кочевников. В последние годы это собрание пополнилось интересными находками из раскопок Тувинской археологической экспедиции ИИМК РАН.

Ключевые слова: оленные камни, раннескифское время, эпоха ранних кочевников, курганы, херексуры, ритуальные выкладки.

DEER STONES IN THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA (FINDS OF TUVINIAN ARCHAEOLOGICAL EXPEDITION

OF THE IIMK RAS)

Kilunovskaya M.E.

Abstract: The National Museum of the Republic of Tuva houses a unique collection of deer stones - monuments of the early nomads. In recent years, this collection has been enriched with interesting findings from the excavations of the Tuvan archaeological expedition of IIMK RAS.

Keywords: deer stones of the early Scythian time, the era of early nomads, burial mounds, kereksurs, ritual construction.

Оленные камни являются одним из важнейших компонентов предскифских и раннескифских культур Тувы, Монголии, Забайкалья и Алтая. Они представляют собой вытянутые обработанные каменные блоки в основном песчаника, реже гранита и базальта. Несмотря на то, что благодаря известному исследователю древностей Центральной Азии Н.М. Ядринцеву они получили название «оленные», фигуры оленей нанесены лишь на части стел. Идеальная схема оленного камня это - в верхней части диадема (широкая полоса), на узкой грани три косые черты, на боковых гранях круги-серьги (иногда с подвесками), ниже цепочка лунок - ожерелье или полоса-гривна; в средней части фигуры животных - оленей, лошадей, козлов-баранов; далее широкая полоса - пояс, которая разделяет среднюю и нижнюю часть; от пояса в нижней части отходят линии, к которым присоединяется кинжал, нож, горит с колчаном, оселок. В отличии от тюркских кожээ, оленные камни, хотя и предполагают в своей основе идею антропоморфности, очень редко имеют человеческие черты. По внешнему оформлению эти памятники делятся на четыре типа: 1 - общеевразийский, 2 - саяно-алтайский, 3 -монголо-забайкальский и 4 - смешанный [Килуновская, Семенов, 1998: c. 143-154; Килуновская, Семенов, 1999: c. 130-145]. Первый тип - это камни без изображений животных, или на них нанесена одна или две фигуры, которые не создают орнаментального поля. На этих камнях может быть нанесена только какая-нибудь деталь - например пояс, или три полосы. Это могут быть удлиненные гальки, положенные около

* Исследование проведено в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук по теме государственной работы: №0184-2019-0009 «Взаимодействие древних культур Северной Евразии и цивилизаций Востока в эпоху палеометалла (IV тысячелетие до н. э. - I тысячелетие до н. э.)»

или над могилой. Такие простые камни зачастую играли роль кенотафов или заместителей, умерших где-то на стороне людей [Килуновская, Семенов, 2014: с. 36-41; Ковалев, Рукавишникова, Эрдэнбаатар, 2014: с. 41-54]. Различные типы оленных камней продиктованы не столько хронологией, но и разным назначением этих стел. Саяно-алтайский тип - это обелиски (достаточно высокие), на которых нанесены фигуры животных в аржано-майэмирском стиле и которые стояли, по всей видимости, внутри погребальных памятников или около на специальных ритуальных площадках. Такую же функцию в большинстве своем имели и камни монголо-забайкальского типа, на которых представлены орнаментально-стилизованные фигуры оленей. Смешанный тип -наиболее широко распространен в Туве, в нем сочетаются черты саяно-алтайских оленей и орнаментально-стилизованных с вытянутой мордой и телом. Нужно еще отметить, что в последние годы на оленных камнях находят следы пигментов, в основном охры, что свидетельствует о нанесении на них или прокрашивании изображений краской [Есин и др., 2017: с. 79-89].

В ходе работы Тувинской археологической экспедиции ИИМК РАН было обнаружено несколько интересных памятников, которые были переданы в Национальный музей Республики Тыва. Три камня относятся к монголо-забайкальскому типу. Это камень с оз. Белое и два камня из могильника Халаш.

Камень с оз. Белое был обнаружен в 1989 году на склоне горы Кара-Орга на берегу оз. Белое (над могильником Белое озеро 4) [Килуновская, Семенов, 1998: с. 144-145; рис.1 - 4] (рис.1 - 1). Это плоская плита (серый песчаник), края которой обработаны и скошены кверху. Размеры 250x15x85 см. Изображения нанесены только на одной широкой грани. Здесь пять фигур оленей (размерами 65x20 см), выполненных точечной силуэтной техникой, которые вписываются друг в друга. У оленей длинные клювовидные морды, мощные туловища с редуцированными ногами. Под оленями располагаются остатки каких-то неясных рисунков, выполненных, по-видимому, раньше оленей в стиле петроглифов. Здесь фигуры животных - оленей или козлов, большие сплошные круги и контурные окружности (может быть солярные знаки и остатки изображений колесниц).

Два камня были обнаружены при раскопках большого раннескифского кургана на реке Холаш в Монгун-Тайге [Семенов, 1997]. Камни были обнаружены в насыпи кургана, к юго-востоку от центральной могилы. Судя по всему, они первоначально стояли в кургане вертикально. Но затем упали и оказались перекрытыми камнями, попавшими сюда из насыпи во время ее разборки грабителями. Оленные камни из кургана на реке Холаш являются первыми памятниками подобного рода из Монгун-Тайги. Обе стелы вырублены из гранита и на них выбиты изображения оленей. На первом камне (размеры 170х65х20 см) рисунки расположены в верхней части, заостренной кверху) на одной стороне (рис.1 - 2). Здесь выбит круг («серьга» или солярный знак) к которому устремлены три фигуры оленей с клювовидными мордами. Только у одного оленя показан рог. У всех животных передняя нога укорочена. Второй камень - прямоугольная в сечении и сужающаяся кверху плита (размеры 180х30х35 см) - имеет в верхней части лицевой выступ (рис. 1 - 3). На правой боковой стороне выбит круг, к которому устремляются две силуэтные фигуры оленей, изображенные в профиль с вытянутыми клювовидными мордами, миндалевидными глазами и характерными для изображений подобного типа горбами на спине. У животных отсутствуют рога. На левой боковой стороне камня выбит только круг.

В коллекции музея есть несколько оленных камней в монголо-забайкальском стиле, истоки которого, безусловно, находятся в бронзовом веке Монголии, что говорит о тесных связях обоих регионов в эпоху сложения культур скифо-сибирского круга. В Туве такие камни найдены как в Уюкской котловине, так и в западных районах (например, Самагалтайские камни). Но изображенные на них олени не столь каноничны, многие из них скорее можно отнести к смешанному типу, что говорит об их вторичности

56

по отношению к монгольским образцам. Камень с оз. Белое найден рядом с могильником Белое Озеро 4, в котором найдены материалы раннескифского времени [Семенов и др., 2014: а 350-353], так и курган Холаш датируется раннескифской эпохой.

Уникальный камень был обнаружен экспедицией при раскопках могильника Чарга, находящегося в 12 км от пос. Ээрбек по дороге в пос. Баян-Кол на правом берегу Улуг-Хема (рис. 1 - 5). Его необычность заключается в том, что он имеет антропоморфные черты. Он был расколот на две части, и основание находилось к востоку от ритуальной выкладки (7x4,5 м), сам же камень лежал к западу, о чем можно судить по остаткам вкопанного основания камня. В центре этого сооружения обнаружены остатки деревянного столба, а у юго-восточного края выявлено основание еще одной каменной стелы. [Семенов, Килуновская, Чугунов, 1995: а 23-30]. Сделан из серого песчаника. Тщательной обивкой ему придали сигарообразную форму, овальную в сечении. Высота камня в целом 1,8 м, наземной части 1,26 м. Изображения на нем нанесены глубокой точечной выбивкой. Сверху находится широкая полоса, имитирующая ожерелье или гривну, выше которой выбиты три косые линии. Они довольно длинные и заходят на боковые грани, образуя как бы воротник. Выше этих трех линий - антропоморфная личина, сделанная контурно: подчеркнут овал лица с вдавленным внутрь подбородком; округлые глаза с точкой внутри соединяются с носом; нoс У-образной формы и рот, показанные одной линией, спускающейся углами к низу, напоминают изображайся на скалах окуневской культуры. Над глазами смыкающимися дугами показаны брови. Уши нанесены отдельно от овала лица двумя скобками с небольшими кругами внутри. Внизу камня выбита широка линия - пояс.

Между "ожерельем" и "поясом" в средней чети камня изображены животные: пара хищников, наделенных чертами псовых и кошачьих животных, козел, олень, остатки изображений копытных. Вероятно, первоначально процессия животных опоясывала весь камень. Все животные выполнены контурной точечной техникой. Внутреннее пространство тел заполнено выбитыми линиями и завитками на крупе. У копытных на ногах показаны как бы выделенные ступни, признак характерный для рисунков карасукской культуры. Манера изображения животных на чаргинском камне больше напоминает наскальные рисунки. В них присутствуют все признаки аржано-майэмирского стиля, но они сделаны грубовато, возможно, в них можно увидеть пример зарождения этого стиля. Установка оленных камней в специальном ритуальном сооружение зафиксирована для предскифского комплекса Ушкиг-Увер в Монголии. Изображение личины и воспроизведение животных в раннем аржано-майэмирском стиле

- все это позволяет датировать чаргинский комплекс раннескифским временем.

В 1985 г.в ходе исследований по дороге Ээрбек-Баян-Кол был обнаружен еще один оленный камень, который получил наименование Второй Чаргинский камень (рис.1

- 4). Он лежал в насыпи тюркского кургана, в котором находилась большая стела с рунической надписью, посвященная сыну Отунты - таркана великого хана (в 19 км по дороге от пос. Эрбек). он представлял собой плоскую плиту, темно-зеленого крупнозернистого песчаника со сглаженными гранями и обработанной поверхностью. Нижняя часть отколота. Размеры 70x30x12 см. На узкой грани сверху - широкая полоса, затем три косые полосы и еще одна изогнутая линия. На правой грани мордами вниз, ногами к лицевой грани идут три фигуры оленей с большими ветвистыми рогами, треугольными выступами на спине, выполнены грубо, в стиле петроглифов. На другой грани сверху перекрывая рисунки животных, нанесена руническая надпись. Сверху вниз друг под другом выбиты три фигуры горных баранов с поднятыми вверх мордами, запрокинутым на спину изогнутым рогом, листовидным ухом, небольшим овальным глазом. На туловище небольшой треугольный выступ, прямые свисающие ноги. Перпендикулярно им, ногами к лицевой грани, мордой, направленной к верху камня помещена большая фигура кабана. Она больше всех остальных. У кабана массивная опущенная вниз морда с большим загнутым вверх клыком, листовидным ухом, большой

выступающей холкой. Он стоит на кончиках копыт. Все фигуры животных выполнены в раннескифской манере.

Рис. 1. Оленные камни Тувы: 1 - озеро Белое (Пий-Хем); 2, 3 - могильник Холаш (Монгун-Тайга); 4, 5 - могильник Чарга (правый берег Улуг-Хема); 6 - могильник Хорум (правый берег Улуг-Хема); 7 - могильник Ховужук-Аксы 1 (Овюр)

Экспедицией была обнаружена целая серия каменей, которые можно отнести к общеевразийскому типу. Это камень из могильника Хорум (на 54 км дороги от Эрбека) (рис.1 - 6), курган 3 могильника Кадылын 1 (на правом берегу р.Ээрбек), могила 1 курган 2 и курган 8 могильника Эки-Оттуг 1, курган 1 могильника Бай-Даг 8 и др. У всех у них есть три косые линии на лицевой грани, круги-серьги на боковых, цепочка лунок -ожерелье. На камне из кургана 2 на могильнике Эки-Оттуг 2 нанесена фигурка лани, а на камне из Бай-Дага 8 - фигурка человека и кинжал. Объединяет эти памятники обстоятельство их находки под насыпями раскопанных курганов, на уровне древней погребенной почвы, в направлении, как и могилы З-В, что позволяли нам предположить, что мы имеем дело с преднамеренным «захоронением» оленных камней [Килуновская, Семенов, 2014: с. 36-41].

С 2017 года экспедиция проводит исследования в Овюре на погребально-ритуальном комплексе Ховужук-Аксы, состоящем из 194 объектов - херексуров,

58

курганов, поминальных выкладок, древнетюркских оградок и оленных камней. К сожалению, территория могильника в 1970-х годах подвергалась распашке и многие стелы сломаны и валялись по всей степи. Нам удалось собрать некоторые камни и раскопать два ритуальных комплекса с оленными камнями. В основном это обработанные прямоугольные стелы серого или темного песчаника. На всех изображены в верхней части круги-серьги, вверху и по середине широкие полосы - диадемы и пояса, ожерелье из лунок, на большей части показано три косые полосы, оружие в виде чеканов или клевцов, кинжалы скифского типа, а также фигуры животных - козлов и оленей в скифо-сибирском стиле. На одном камне показана квадрига, запряженная четырьмя лошадьми. Особый интерес представляет камень № 9 (130х30х15 см) (рис.1 - 7). Лицевая сторона камня неровная и слегка наклонена вперед, здесь выбиты три полосы. На правой стороне - круг (серьга), ниже которого ромбовидная фигура. На расстоянии 30 см от верха камень пересекает пояс (широкая линия), на котором с правой стороны выбиты акинак и лук в горите. На левой стороне выше пояса изображена ладонь с растопыренными пальцами. Сверху к ладони присоединены чекан и недоуздок (извилистая полоса), соединенный с конем, изображенным в нижней части камня. На тыльной стороне выбита фигурка «мертвого» человека, так как он показан вниз головой. Данная антропоморфная фигура может рассматриваться как определенный знак, позволяющий связать камни с погребениями. В этом отношении важно и изображение коня, который является частью погребальных культов, широко представленными у скифов. В данном случае конь, над которым как бы занесен чекан, может рассматриваться как жертвоприношение.

Коллекция оленных камней, представленная в Национальном музее Республики Тыва в настоящее время является самой представительной в нашей стране, что очень важно, если учитывать, что в Туве найдены самые ранние и самые эффектные погребальные комплексы скифского времени. В настоящее время назрела необходимость создать условия для экспонирования и хранения этих уникальных памятников.

Список литературы:

1. Есин Ю.Н., Магай Ж., Еруул-Эрдэнэ Ч., Гантулга Ж. О краске на оленных камнях Монголии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2017 № 3 (45). С.79-89.

2. Килуновская М.Е., Семенов В.А. Оленные камни Тувы (часть 1. Новые находки, типология и вопросы культурной принадлежности). // Археологические вести. Вып.5. СПб: «Дмитрий Буланин», 1998. С.143-154.

3. Килуновская М.Е., Семенов В.А. Оленные камни Тувы (часть 2. Сюжеты, стиль, семантика). //Археологические вести. № 6. СПб: «Дмитрий Буланин», 1999. С.130-145.

4. Килуновская М.Е., Семенов В.А. Исследования Тувинской археологической экспедиции // Бюллетень № 3. Охранная археология. СПб. 2013. С.197-222.

5. Килуновская М.Е., Семенов В.А. Оленные камни в погребальном обряде скифских культур Тувы // Древние и средневековые изваяния Центральной Азии. Барнаул, 2014. С.36-41.

6. Ковалев А.А., Рукавишникова И.В., Эрдэнбаатар Д. Оленные камни - это памятники-кенотафы (по материалам новейших исследований в Монголии и Туве) // Древние и средневековые изваяния Центральной Азии. Барнаул, 2014. С.41-54

7. Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб.: Изд-во СПб университета. 1994. 208 с.

8. Семенов В.А. Монгун-Тайга (археологические исследования в Туве в 19941995 гг.). Археологические изыскания. Вып.54. СПб. 1997. 100 с.

9. Семенов В.А., Килуновская М.Е., Чугунов К.В. Археологические исследования на правобережье Улуг-Хема. //Южная Сибирь в древности. Археологические изыскания. Вып.24. СПб. 1995. С.23-30.

10. Семенов В.А., Килуновская М.Е., Глухов В.О., Завьялов В.А., Садыков Т.Р., Смирнов Н.Ю. Предварительные итоги исследования Тувинской археологической экспедиции в 2013 г.// Бюллетень № 4. Охранная археология. - СПб.: ИИМК РАН, 2014. С.327-366

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Килуновская Марина Евгеньевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург, Россия, Дворцовая набережная 18. Email: kilunmar@ mail.ru. ORCID 0000-0001-6458-9166.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Kilunovskaya Marina - Doctor PHD, Senior researcher of the Department of Archeology of Central Asia of Institute of History of Material Culture of Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Dvorzovaya emb., 18, St.Petersburg, Russia, 191186. Email: kilunmar@mail.ru.

УДК 902/904 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-60-65

ПАМЯТНИК СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ ПРИ ВХОДЕ В САЯНСКИЙ КАНЬОН ЕНИСЕЯ - МОГИЛЬНИК ЧИРИК-ДАШ

Семенов А.В.

Аннотация: На левом берегу Улуг-Хема при входе в Саянский каньон проводятся исследования интересного и интенсивно разрушающегося памятника скифской эпохи имеющие определенные конструктивные особенности, позволяющие их связать с другими погребальными памятниками в этом регионе. Также на могильнике были исследованы могилы гунно-сарматского времени.

Ключевые слова: Саянский каньон Енисея, Улуг-Хем, погребения в срубах, уюкско-саглынская культура, саглынский этап.

SITE OF SKYTHIAN TIME AT THE BEGINING OF SAYANSKY CANYON OF YENISEY - CHIRIK-DASH BURIAL GROUND

Semenov A.V.

Annotation: On the left bank of the Ulug-Khem, at the entrance to the Sayan Canyon, studies of an interesting and intensively collapsing monument of the Scythian epoch are performed. Burial ground of Ciryk-Dash is featured with the burials in timbers, dated as IV-III centuries BC. Certain structural properties that allow us to connect those burials with other funerary monuments in this region. Also on the burial ground of Chirik-Dash, the graves of the Hunno-Sarmatian period were discovered.

Keywords: Sayan canyon of the Yenisei, Ulug-Khem, burials in timbers,Saglyn stage of Uyuk-Saglyn culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.