Научная статья на тему 'Оленегорск в истории и памяти жителей'

Оленегорск в истории и памяти жителей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
739
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СТАТУС НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА / ПАМЯТЬ / THE TOWN / LOCAL HISTORY / THE STATUS OF SETTLEMENT / REMEMBRANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Змеева Ольга Васильевна

Рассмотрены некоторые аспекты изучения прошлого и настоящего г.Оленегорска. Предпринята попытка объединить различные источники по истории, культуре, архитектуре города. Материалами для статьи послужили газетные публикации, интервью с жителями города, краеведческая литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The town Olenegorsk in history and memory

Some aspects of studying Olenegorsk''s history and the present state are touched upon. The author tends to combine different sources of information about history, culture and architecture of Olenegorsk. The materials which are used in the article are press publications, interview with residents and books of local history.

Текст научной работы на тему «Оленегорск в истории и памяти жителей»

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ И ПАМЯТИ ЛОКАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

УДК 94(470.21)

О.В.Змеева

ОЛЕНЕГОРСК В ИСТОРИИ И ПАМЯТИ ЖИТЕЛЕЙ Аннотация

Рассмотрены некоторые аспекты изучения прошлого и настоящего г.Оленегорска. Предпринята попытка объединить различные источники по истории, культуре, архитектуре города. Материалами для статьи послужили газетные публикации, интервью с жителями города, краеведческая литература.

Ключевые слова:

город, локальная история, статус населенного пункта, память.

O.V.Zmeyeva

THE TOWN OLENEGORSK IN HISTORY AND MEMORY Abstract

Some aspects of studying Olenegorsk's history and the present state are touched upon. The author tends to combine different sources of information about history, culture and architecture of Olenegorsk. The materials which are used in the article are press publications, interview with residents and books of local history.

Key words:

the town, local history, the status of settlement, remembrance.

Статья выполнена при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» по проекту «Погребально-мемориальная культура «советских» городов в XX - начале XXI вв.».

Первые в городе...

Строительство советских заполярных городов связано прежде всего с природными богатствами, которые были обнаружены в первой половине ХХ столетия. Так, в 1930-е гг. в Мурманском округе Ленинградской области появились города Кировск, Мончегорск. Город Оленегорск возник не сразу после открытия здесь в первой трети XX в. магнитной аномалии. Центр железорудной промышленности официально получил статус города только 27 марта 1957 г. Однако и жители Оленегорска, и исследователи временем его основания называют 7 августа 1949 г. С этой датой одновременно связано несколько событий. Во-первых, седьмой день августа принято считать датой начала работ по добыче железной руды. Во-вторых, именно в этот день был заложен фундамент первого кирпичного двенадцатиквартирного дома. Постройка каменного здания стала главным событием для Оленьей (тогда только станции), поскольку начали претворяться в жизнь мечты жителей населенного пункта о возведении зданий нового уровня. О первом доме знает практически каждый житель современного Оленегорска (фото 1).1

1 Все фотографии выполнены автором.

Фото 1. Первый каменный дом

Тем не менее у некоторых горожан вызывает удивление сам факт, что дата закладки дома считается днем рождения города. Такое недоумение, видимо, связано с тем, что населенный пункт был преобразован в рабочий поселок лишь в декабре 1949 г. Таким образом, в августе 1949 г. рано было говорить о возникновении не только города, но и какого-либо городского поселения. Типы построек и особенности быта жителей Оленьей в воспоминаниях сегодняшних горожан служат основными свидетельствами отсутствия признаков городской жизни:

«... Начинается история с 49 года, когда, вот, рабочий поселок образовался, и сразу говорят - город. Ну, какой город в 49-м году, приехали лошади из Мурманска, то есть из Кировска, из Мурманска перетащили палатки... Привезли, значит, топоры, там то-се, пятое-десятое, палатки, перебросили лошадей сюда, значит. <... > И поставили палатки. Там были бараки, которые еще остались. Вот это такой город был в то время»

(Ж., ок. 1940 г.р.);

«Вокруг была пустынная тундра. Жили в палатках.

- Наверно, каждый город, который построен руками советских людей, начинал свою историю с «ситцевого городка» [Степурко, 2008: 13].

Но факт остается фактом: дата закладки первого каменного дома становится началом истории создания города. Ведь сооружение первого каменного дома в населенном пункте 1940-х гг. являлось чуть ли не гарантом строительства будущего города. По крайней мере, название его - Оленегорск, несомненно, появилось 7 августа 1949 г. Исторические документы и воспоминания старожилов свидетельствуют о том, что в фундамент дома была замурована, по одной версии, бетонная плита с надписью, по другой - бутылка с фрагментом записи, по третьей - капсула с текстом акта торжественной закладки первого дома. Приведем варианты этого текста, начертанного то ли на плите, то ли на бумаге, как он воспроизводится в различных источниках:

«Здесь волею партии Ленина - Сталина 7/8 1949 года заложен Оленегорск» [Рыжов, 2004: 27];

«Волей коммунистической партии и советского народа здесь заложен Оленегорск. 7 августа 1949 г.» [Попович, 1999: 34];

«Волей Коммунистической партии, советского народа здесь 7 августа 1949 года заложен город Оленегорск» [Владин, 1989: 2];

«7.08.1949 заложен город Оленегорск» [Дьячкова, 2008: 3].

Предложенные формулировки одной из фраз торжественного акта, выбранные нами из книг и пресс-публикаций об Оленегорске, схожи лишь в отношении двух элементов -даты основания и названия населенного пункта. Таким образом, наименование «Оленегорск», впервые употребленное в данном акте, не вызывает сомнения, как и дата наименования. Интерес вызывает то, что некоторые авторы приписывают к названию дополнение «город». С одной стороны, употребление слова «город» в акте о закладке Оленегорска повышает статус населенного пункта (как для автора, так и для читателей), свидетельствует о восприятии жителями Оленьей своего поселка как города уже в 1940-х гг. и создает у читателей устойчивую ассоциацию «город» - «Оленегорск». Но, с другой стороны, наречение Оленегорска «городом» в августе 1949 г. за несколько месяцев до того, как населенный пункт получил статус рабочего поселка и таким образом перешел в категорию городских поселений, запутывает современных читателей. В итоге, те, кто имеет представление об истории Оленегорска и знакомится с одной из версий акта, впоследствии либо не сохраняет в памяти знание о поселке, либо забывает о промежуточном положении населенного пункта в период между временем создания станции Оленья и возникновением города Оленегорска. Подтверждение и конкретизация статуса населенного пункта в 1949 г. еще будут нами обсуждаться в настоящей статье.

Для жителей принципиально важным остается факт возникновения современного названия города в августе 1949 г. Первое написание топонима, предназначенного для публичного озвучивания, приводит к тому, что датой основания Оленегорска считается не формальное его причисление к рангу городов, а упоминание имени города в акте при закладке каменного дома.

Современные горожане настаивают на сохранении первого каменного дома как архитектурной достопримечательности, так как он не только является символом и особенностью первой улицы, но и остается предметом воспоминаний старожилов. Дом № 5 по улице Строительной существует и в настоящее время, он остается жилой постройкой. Старожилы города так вспоминают о начале его строительства:

«Запомнилось, как нас везли на закладку первого дома - прямо, как на праздник: работал буфет, был митинг. Мы в этот день с бетонщиками закладывали плиту, опускали в фундамент коричневую бутылку с актом « 7.08.1949 заложен город Оленегорск». Она была залита сургучем. А потом все бросали туда монетки» [Дьячкова,

2008: 3].

Кстати, на мемориальной доске, закрепленной на доме № 5 по

ул.Строительной, датой начала сооружения этого объекта обозначено не 7, а 8 августа. «Наличие в надписи даты «8 августа» говорит о той путанице, которая существовала в свое время по поводу даты закладки дома. Точная дата (7 августа) была выяснена по документам» [Достопримечательности..., 2009].

Примечательно, что даже в книгах, посвященных строительству комбината и рудников, сюжет о закладке первого дома не остается без внимания (см., напр.: [Заполярная руда, 1980: 115]). Произошедшие в один день события - закладка дома и начало промышленных работ - безусловно, важны для истории освоения Кольского Заполярья и тем более для истории малого города. При этом сведения о первом объекте гражданского строительства в истории Оленегорска указывают на значимость социального, а не только промышленного освоения Севера.

Сегодня даже самые маленькие оленегорцы знают, что улица Строительная -первая улица города, она самая длинная, и именно там, в старой части города, на улице Строительной, расположен дом, с которого, собственно, начал строиться Оленегорск:

Геологи в горе железную руду нашли,

И первыми сюда строители пришли.

Построить надо было комбинат,

Для горняков дома, больницу, детский сад.

Зданий построили люди немало,

Но улица эта первою стала.

Нынче все в городе нашем любуются Бегущей к вокзалу Строительной улицей [Это мой город, 2010: 92].

Закладка первого каменного дома является не единственным знаменательным событием в жизни нового города. Первый ребенок, родившийся через несколько месяцев после этого события, становится главным героем малочисленного населенного пункта. Десятилетия спустя, в юбилейные для города годы, были опубликованы статьи, посвященные первой родившейся оленегорочке [Венспи, 1999: 6; Рассохина, 2009: 13]. Рождение еще не возникшего официально города знаменуется рождением первого ребенка. Известны фамилия, дата рождения, имена родителей и самой новорожденной, также сохранилась история ее рождения. Как утверждают старожилы, Валентина Тимофеевна Веселова (в замужестве - Сазонова) стала первым ребенком, родившимся у Оленьей горы. Заметим, что новорожденная воспринимается как первый родившийся именно в городе ребенок. По свидетельству немногочисленных источников, новая жительница будущего города появилась на свет в землянке. Рождение первенца не осталось незамеченным руководством предприятия, и, «чтобы поздравить родителей с пополнением, в землянку заглянул директор рудоуправления «Колжелруда» Д.Романов» [Рассохина, 2009: 13]. Конечно, событие для строящегося поселка не только знаменательное, но и символическое: малышка появилась на свет 7 ноября 1949 г., первые жители поселка дали жизнь первой горожанке ровно через три месяца после самого важного события -начала жизни города: «Семья Веселовых - одна из оленегорских семей, с которых здесь все начиналось, но именно в ней суждено было родиться первой жительнице нового города. Он не был дан ей в подарок - они все эти годы шли рядом: город и его первенец...» [Венспи, 1999: 6].

В любой истории всегда значимо все первое. Мы многого не упомянули: о первой тонне железной руды, о рождении нового (первого в стране) предприятия, «Оленегорского горно-обогатительного комбината», первой школе и т.д. Безусловно, промышленный центр - это, прежде всего, комбинат, вокруг которого формируется город. Но в данном случае появившиеся первыми в еще не ставшем городом поселке дом и ребенок оказались символическими и первостепенными событиями в истории Оленегорска.

Станция, поселок, город: изменение названия, смена статуса

История формирования нового города, а также освоение железорудного месторождения начались задолго до 1949 г., за десятилетие до закладки первого каменного дома. Перед преобразованием в город Оленегорск сменил несколько статусов.

Первое упоминание о станции Оленья мы находим в работах, посвященных истории Кольского Севера. Известно, что станция была образована в ходе строительства Мурманской железной дороги. А.А.Киселев приводит данные о переименовании почтовых станций в 1915 г. [Киселев, 1974: 11]. До осени 1915 г. станция Оленья называлась Куренгой. По сведениям И.Ф.Ушакова, пристанционный поселок Оленья появился летом 1916 г. [Ушаков, 1997: 565]. Материалы по строительству Мурманской железной дороги, находящиеся в Национальном архиве Республики Карелия, подтверждают дату - 1915 г. [НА РК, Ф.320. Оп.3. Д.10/64. Л.68]. В устной истории

строительства города упоминания о станции Оленья

(а также о почтовой станции Куренга) встречаются редко. Наименование поселка при станции устойчиво встречается в публикациях, когда речь идет о том, что поселок повышает статус. Считается, что станция Оленья дала название рабочему поселку - «населенный пункт Оленья отнесен к категории рабочих поселков 7 декабря 1949 г.» [Заполярная руда, 1980: 124]).

Любопытно, что в сознании жителей совершенно четко присутствуют два статуса поселения - станция и город. Оленегорск воспринимается в первую очередь молодыми жителями исключительно в качестве города около станции. Как упоминалось выше, статус рабочего поселка был получен в декабре 1949 г., а статус города - в марте 1957 г. При этом станция Оленья была переименована в станцию Оленегорск лишь в 1983 г. [Попович, 1999: 142]. Таким образом, знания

о промежуточном статусе населенного пункта, а затем и рабочего поселка в молодежной среде отсутствуют. Возможно, такое восприятие истории Оленегорска связано с нежеланием концентрироваться на «перерывах» в истории (промежуточных периодах), а также на этапах трансформации населенного пункта - от станции к городскому поселению. Другим объяснением «забывания» может стать приравнивание рабочего поселка к городу. Можно также предположить, что путаница происходит вследствие того, что в публикациях нет определенности в наименовании поселка. В одних источниках мы находим упоминание о рабочем поселке Оленья:

«Спустя четыре месяца после этого события <закладки дома - О.З.> населенный пункт Оленья был отнесен к категории рабочих поселков» [Заполярная руда, 1980: 115];

«Поселок Оленья становился городом» [Богданова, 1989: 7];

«Оленья, поселок Мончегорского района...» [Географический словарь, 1939: 71].

В других публикациях обнаруживаются сведения о рабочем поселке Оленегорск:

«.27 марта 1957 года рабочий поселок Оленегорск был повышен в статусе» [Эйве, 2007: 3];

«27 марта 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР: поселок Оленегорск преобразован в город районного подчинения» [Гребенченко, 1967: 1].

Название поселка меняется только на страницах городской прессы, но все-таки возникают некоторые сомнения в отношении точности наименования. Поскольку станция вплоть до 1980-х гг. имела вполне определенное название (Оленья) и у города сохранилось «заложенное имя» (Оленегорск), то название поселка в период существования «от станции к городу» теряет однозначность. Таким образом, представления жителей об имени населенного пункта - поселка Оленья

(в другом варианте - Оленегорска) в прошлом сливаются, видимо, потому, что у поселка, по мнению некоторых горожан, не было отдельного, отличного от других имени. Оно заимствовано то ли у станции, то ли у города. В массовом сознании название населенного пункта сохраняется (в том или ином виде), а промежуточный статус - практически нет. В итоге в памяти остаются первоначальный и последний, окончательный статусы - станции и города.

Выскажем еще одно предположение. И на страницах газет, и в сознании горожан возникновение Оленегорска-поселка могло связываться с закладкой первого дома. Напомним, что на бетонной плите была сделана надпись о закладке Оленегорска. Празднование даты закладки дома как начала истории Оленегорска вполне могло привести к статусной и топонимической неразберихе.

Вопросы статусной принадлежности Оленегорска и сохранения в памяти горожан поэтапного возникновения современного поселения требуют более

углубленного изучения. В настоящей работе мы привели лишь некоторые соображения по этой достаточно сложной проблеме.

Геологи, Оленья гора и олени

Название нового промышленного центра - города Оленегорска - стало известно его жителям задолго до его официального появления. Существует официальная версия происхождения его имени «от названия горы Оленьей - одной из сопок Оленегорского железорудного месторождения» [Заполярная руда, 1980: 115]. История открытия месторождения подробно изложена в краеведческой литературе [Попович, 1999: 15-25; Рыжов, 2004: 11-17]. Если коротко рассказывать об открытии, следует в первую очередь назвать имена Николая Зонтова и Давида Шифрина. Согласно этиологическому сюжету эти молодые геологи в составе Мончетундровской экспедиции с трудом пробирались к горе Мурпаркменч: «Вымокший и искусанный комарами Зонтов, взобравшись на гору, обнаружил, что стрелка компаса, вместо того чтобы показывать на север, как-то странно колеблется и «клюет носом». Так, 23 июня 1932 г. на Мурпаркменче были обнаружены признаки железорудного месторождения» [Рыжов, 2004: 16].

Открытие крупного месторождения не было случайным, как может показаться на первый взгляд. Изучение Заимандровских тундр началось еще в 1920-е гг., а в 1922 г. путешествовавшим К.Висконту (профессору Московского университета) и ЕШашко удалось обнаружить новые месторождения железной руды. Последовали официальные заявления Г.Рихтера, А.Е.Ферсмана о магнитных аномалиях в Мончетундре [подробнее см.: Рыжов, 2004: 12-14]. Тем не менее даже после обнаружения Н.Зонтовым и Д.Шифриным нового месторождения «еще долгие восемь лет, до 1949-го, тундра была единственной владелицей своих глубинных сокровищ. Пряча их под вечной мерзлотой, укутывая кружевом ягеля, лаская сполохами северного сияния» [Попович, 2002: 5].

Имена первооткрывателей, история появления их в Заполярье, дата обнаружения месторождения хорошо известны многим оленегорцам, но чаще всего жители города вспоминают легенду, в которой повествуется о горе и олене, давших жизнь городу и комбинату. Текст, который местные жители преподносят как легенду, сказку или просто детскую историю, имел конкретного автора, название, был создан в 1960-е гг. и даже опубликован на страницах городской газеты. Автором произведения о происхождении города и комбината является Валентина Григорьевна Прокопова. В «Легенде о горе Оленьей» в сказочно-поэтической, фантазийной форме передаются известные знания, поскольку необходимо было рассказать историю освоения Заимандровских тундр детской аудитории - учащимся начальной школы. Будучи горным инженером, В.Г.Прокопова попыталась не только изложить сюжет рождения города и комбината, но и познакомить детей с технологическими процессами, с основами геологии: «Геология выразилась в образах Ветра и Речек: ветер разрушает скалы, реки приносят песок, который опять превращается

в камни. Под воздействием этих двух стихий - ветра и воды - возникает осадочнометаморфическое месторождение» [Попова, 2007: 8].

Приведем фрагмент оригинального текста «Легенды.»2:

«Много-много лет назад в тех местах, где раскинулся наш город, были дремучие леса да топкие болота. И жил здесь старик-тундровик. Было у него несколько дочерей, которых звали Речками, и один сын - Ветер.

2 Полностью текст «Легенды о горе Оленьей» опубликован в газете «Заполярная руда» от 24 ноября 2007 г., с. 8.

Любили они бродить по лесам и горам. И все интересное, что попадалось на пути, Ветер преподносил своим сестричкам. А те беспечно шелестели водой, охотно принимая подарки.

Однажды Речки принесли тундровику черные блестящие крупинки. Не мог тундровик отвести глаз от них: так эти крупинки переливались, сверкали на солнце. Приказал он своим детям побольше насобирать этих сокровищ. <...> Целые горы сокровищ собрали они. А чтобы не достались они кому-нибудь, решил тудровик превратить песок снова в камни. Взмахнул он кривым посохом, пошептал волшебные слова, и превратились груды крупинок в крепкие скалы. Покрыл тундровик эти скалы мхом и лесом. А сам ушел с детьми в другие края собирать новые сокровища.

Долгое время ходили по этой горе только хищные звери, да пасся красавец-олень.

Но вот однажды чуткое ухо оленя уловило неясные звуки. По топким болотам и дремучим лесам пробирались люди. Подошли они к горе и остановились, пораженные гордым видом оленя. Тот стоял на самой вершине горы с высоко поднятой головой. Вдруг метнулся олень прочь, полетели из-под копыт снопы искр. Удивились люди, подошли к тому месту, где стоял олень, но кроме бархатного мха ничего не увидели. Приподняли они тогда мох и обнаружили под ним черные скалы.

- Железо! - воскликнули они.

Да, то была железная руда - сокровища тундровика.

В благодарность оленю, указавшему путь к руде, и назвали люди гору Оленьей.

А около горы построили город и дали ему имя Оленегорск. Далеко в леса умчался олень. Но чтобы не забывать о нем, люди поставили в центре города изваяние оленя. <...> [Прокопова, 2007: 8].

Впервые опубликованная в 1967 г. «Легенда.» стала широко известна среди юных жителей города. Постепенно текст стал функционировать без упоминания автора и легенда на какое-то время стала народной, все чаще воспринималась в качестве городского (или даже «догородского») фольклора:

Расскажем легенду.

Давно это было.

Народная мудрость Легенду сложила.

Текст трансформировался и, в конце концов, под пером другого автора приобрел стихотворный облик. Приведем отрывок из этого произведения:

Олень встрепенулся,

Легко над скалою Он взвился изящной Ветвистой стрелою.

Но там, где оставил Он след свой поспешный,

Гора засверкала Рудою железной.

Здесь вскоре родился,

Прекрасен и молод,

С красивым легендным Названием город .3

Получается так, что самые маленькие жители г.Оленегорска в первую очередь знакомятся с историей города, комбината и железорудного месторождения через адаптированный или стихотворный текст легенды. В городе неоднократно проводились

3 Автором «Легенды о горе Оленьей» в стихах является В.Алексеев.

конкурсы творческих работ, посвященных истории города. Материалы одного их них были подготовлены к публикации коллективом Центральной городской библиотеки и представлены в альбоме под общим названием «Это мой город.». Дети, принимавшие участие в конкурсе, при помощи родителей создавали свои версии возникновения города, главным героем которых оставался легендарный олень:

Среди северных холмов Стоит близок - недалек,

Состоящий из домов Мой любимый городок.

Из железа здесь гора,

Здесь олень пробил копытом,

Чтобы людям дать добра,

Сделал все без динамита.

Здесь живет простой народ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Люди долбят мерзлоту.

Взяв природу в оборот,

Добывают всем руду.

Здесь живу с друзьями я,

Это Родина моя!4

Рисунок Дмитрия Абнизова (рис.1), также опубликованный в альбоме, наглядно демонстрирует легендарную версию освоения месторождения:

Олень показал людям, где СПРЯТАНА ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА,

И ОНИ ПОСТРОИЛИ КОМБИНАТ,

Рис.1. Д.Абнизов. Рисунок конкурсной работы «Приезжайте в гости!» [Это мой город, 2010: 29]

Несмотря на то, что текст «Легенды.» изначально был ориентирован на детскую аудиторию, сегодня он широко используется взрослым населением, легенду

4 Ж.Чуприков, «Мой Оленегорск» [Это мой город, 2010: 63].

часто рассказывают гостям города, когда речь заходит о городских скульптурах, в первую очередь скульптурах оленей:

«Значит, геологи искали здесь руду, приехали и искали, вот они по лесу ходили-ходили и увидели оленя, пошли вон на ту горку и увидели руду. Это легенда

такая, нашли там руду и построили город» (Ж., 1989 г.р.). Легенда воплощается не только в детском творчестве, современный герб города также можно считать олицетворением «детской истории» (рис.3):

Рис. 2. Герб г. Оленегорска

Легенда о горе, олене и открытии месторождения в каком-то смысле затмила имена Н.Зонтова и Д.Шифрина. В отличие от главного символа города - оленя, как справедливо заметил А.Лубошев, «имена этих воистину знаковых для города людей в местной топонимике не увековечены» [Лубошев, 2004: 5]. Сегодня в честь первооткрывателей при въезде в город установлен памятный знак: «Накануне своего 55-летия комбинат решил эту несправедливость исправить. На въезде в город будет установлен специальный знак. К нему прикрепят памятную табличку с текстом, где будут упомянуты имена Шифрина и Зонтова и факт открытия ими железорудных месторождений в районе Заимандровских тундр» [Лубошев, 2004: 5] (рис.4).

Фото 2. Памятный знак при въезде в город

«Младший брат Мончегорска»: гордость и страхи оленегорцев

Близкое расположение двух городов - Оленегорска и Мончегорска - неизбежно приводит к их соперничеству. Автоматическим следствием так называемого «кустового» или «гнездового» расположения населенных пунктов является невозможность разместить в географически близких малых городах всего комплекса культурно-массовых, развлекательных и прочих учреждений. Выделение «культурного центра» из группы или пары городов необходимо, по мнению И.А.Неруша, для объединения всех населенных пунктов, которые территориально расположены в границах такого «центра». Результатом выделения должно стать формирование культурного очага и меньшая зависимость городов от областного центра. Таким образом, самостоятельное проектирование рядом расположенных городов (или «микроагломераций» по И.А.Нерушу) стало бы невозможным. Группа «Мончегорск - Оленегорск» составляет группу условно зависимых друг от друга городов [Неруш, 1978: 91 -92] Действительно, размышления одного из архитекторов области вполне логичны с точки зрения экономии средств или разумной организации пространства, тем более что Оленегорск долго был в административном подчинении у Мончегорска. Только в 1981 г. он стал городом областного подчинения, выйдя из-под опеки города металлургов. Тем не менее взаимодействия жителей двух городов, их локальная (поселенческая) идентичность и различная степень уверенности в будущем своего города свидетельствуют о ситуации соперничества. Сходную группу представляют города Кировск и Апатиты, которые объединены как «родственно-соседскими», так и соперническими отношениями (подробнее см.: [Разумова, 2009: 45-49]).

Население конкурирующих городов, естественно, сравнивает места своего жительства. Приведем несколько примеров. Нареченный однажды «младшим братом Мончегорска», Оленегорск, как и положено более молодому, пытается догнать «старшего». Более медленные темпы строительства города и горных разработок, несмотря на то что месторождения, давшие начало городам, были открыты практически одновременно; намного позже полученный статус города - эти факты оставляют Оленегорск в тени богатого историей Мончегорска. Однако оленегорцы находят у своего города некоторые преимущества. Они гордятся его компактностью и наличием железнодорожного сообщения с другими городами области. При этом не делается акцент на возрасте станции («историчности» поселения), достаточно самого факта наличия вокзала. Мончегорцы же отвечают, что отсутствие вокзала для них не является проблемой, а наоборот, предоставляет определенные возможности. Они могут выбирать, садиться на поезд в Оленегорске или в Апатитах. Если выбор в пользу последнего - снова плюс: на поезде меньше по времени ехать.

В высказываниях оленегорцев всегда упоминается «лунный пейзаж» Мончегорска и, конечно, он противопоставляется образу «утопающего в зелени» Оленегорска.

В истории обоих городов неоднократно упоминается имя первого проводника геологов - саама Калины Ивановича Архипова. Действительно, К.И.Архипов был не только сопровождающим первых геологических экспедиций в Мончетундре, ему приходилось выполнять много функций, например, быть спасателем. А.С.Рыжов приводит фрагмент письма К.Висконта к Н.Зонтову (от 26 января 1936 г.): «Он <Б.А.Попов - О.З .> потерпел неудачу, так как во время одной экскурсии у него сгорела палатка, лодка и записи. Сам он случайно был спасен от голодной смерти лопарем Архиповым» [Рыжов, 2004: 13].

И в Мончегорске, и в Оленегорске главным символом города является животное: в первом случае - лось, а во втором - олень. При этом считается, что скульптура оленя в Оленегорске уж очень похожа на мончегорского лося:

«Олень у нас какой-то, на оленя-то не похож, больше на лося похож. Только ему рога почему-то все время обламывают» (Ж., 1975 г.р.). «В 1959 году город справил свой первый юбилей - десятилетие. По образу и подобию мончегорского Лося был изготовлен символ Оленегорска - скульптурный Олень» [Рыжов, 2004: 39] (фото 3).

Фото 3. Олень - символ Оленегорска

И наконец, сравнение двух городов происходит в отношении архитектурной эстетики и планировки. В отличие от Мончегорска в новом городе долгое время практически отсутствовал центр: «В этом Оленегорск в значительной степени уступал Мончегорску, где была запроектирована целая система центров и подцентров: въездная площадь, проспект Жданова, который сам мог играть роль общественно-торгового центра, центральная площадь» [Неруш, 1978: 80-81]. Центр города был спроектирован в 1970-е гг. архитектором В.А.Марцинкевичем: «Центральная площадь решалась в виде многоугольника с постановкой в середине монумента. Площадь формировали крытый хоккейный стадион, кинотеатр, торговый центр, здание управления горнообогатительного комбината» [Неруш, 1978: 84].

Оленегорск уникален, считают его жители. Символами города являются скульптуры, отражающие горнопромышленную специфику - «Слава труду» и «Горняк» («Шахтер»). Но город известен не только как производственный центр:

«Если на свидание парень опоздал -Значит, в чреве горном он бьется за металл»

[Игнатьев, 2009: 10].

Оленегорск гордится первым Ледовым дворцом спорта с искусственным льдом. Дворец был построен в 1976 г. и является достопримечательностью города. Еще одна особенность Оленегорска, на которую указывают жители, - его незамерзающие фонтаны. Появившиеся в 1981 г., они не имели аналогов даже в областном центре. Наиболее популярной скульптурной группой является «Лопарка» (или «Здравствуй, солнце!»). Вообще связь Оленегорска с саамами и саамской символикой довольно тесна. Сказывается территориальная близость Ловозера - «саамской столицы». Связь обнаруживается в ежегодном фестивале саамской песни, который проводится в Оленегорске, и, конечно, в скульптуре «Лопарки», которая воплощает символ города - оленей - и этнический символ Кольского п-ова - женщину-саами (фото 4).

Фото 4. Скульптура «Лопарка» («Здравствуй, солнце!»)

Если план строительства Мончегорска «не претерпел изменений за все годы строительства», то в Оленегорске, по мнению горожан, планирование практически отсутствовало. Аргументом, прежде всего, служит первоначальное отсутствие центральной площади города. При этом горожане позитивно оценивают наличие в Оленегорске «Старого города», поскольку, «в городе есть ощущение времени» (Ж., ок.1940 г.р.).

Более детальное обсуждение с информантами вопроса о планировке города привело к неожиданному повороту темы - главная проблема заключается даже не во внутренней структуре и организации города, а в самом расположении Оленегорска. Основной тезис звучит так: «Все перепутали». Путаница, по мнению оленегорцев, начинается с системы заездов в город. Каждый житель Мурманской области знает, что кольцевое движение на трассе Санкт-Петербург - Мурманск - это «территория» города Оленегорска. Самими жителями такой заезд в город считается неудобным, а приезжими он вообще воспринимается как лабиринт. «Как проехать на вокзал?», «По какому кольцу заезжать в город?» - вопросы, которые непременно возникают у водителей, впервые оказавшихся в районе Оленегорска. Расположение авто- и железнодорожной станции также оценивается горожанами как плохо спланированное и неудобное. «Ошибки» строителей находят объяснение у современных жителей:

«... Рудные залежи, которые сейчас находятся под городом, по всей вероятности, не были разведаны по причине скорости разведки этого месторождения. И это был 49 год, когда это месторождение было открыто. Тогда, наверное, стране требовалось много ресурсов, в особенности железа, это быстро разведали и начали добывать. А в дальнейшем построили город там, где пришлось, а не там...эээ... не

задумались о том, стоит ли его здесь строить, не стоит. Не возникало ни у кого мысли - построили и все» (М., 1985 г.р.).

По мнению молодых оленегорцев, город не должен был далеко располагаться от автомобильной дороги, тогда бы он находился в стороне от залежей руды:

«... Это месторождение стало добываться преждевременно, так как основные залежи оказались уже под построенным городом» (М., 1985 г.р.); «Оказывается, город построен неверно, он построен на основных залежах руды.

Об этом приданном мы не знали. Поэтому надо либо город вообще убирать, либо, вот,

подземная разработка, что очень дорого» (Ж., 1989 г.р.).

В 1990-е гг. главный комбинат города оказался на грани банкротства. Естественно, если бы предприятие-градообразователь разорилось, то содержать город в сложившихся условиях не было бы смысла. Возникли разговоры о затратах, невыгодности и нерентабельности добычи руды в России [Попович, 1999: 156-157]. Другой проблемой Оленегорска стало приближение карьера к городу: дальнейшая добыча открытым способом могла привести к обрушениям. Но к началу 2000-х гг. проблема закрытия или даже уничтожения города, которая обсуждалась в 1990-е гг., перестала быть актуальной: в 2005 г. добыча руды стала производиться комбинированным способом (частично открытым, частично подземным):

«Вот они теперь решили, что нужно под землей, потому что уже к городу очень близко подошел карьер, вот уже нельзя добывать. Мы вообще думали, что закроют

комбинат, как бы бесперспективно все, но, вот, они теперь придумали, что нужно

подземным способом, шахтовым» (Ж., 1960 г.р.).

Несмотря на то, что добыча полезного сырья наладилась, по высказываниям горожан, Оленегорск периодически охватывают «волны паники», связанные с отсутствием информации о перспективах разработки месторождений: <Руда

закончится, и город закроют» (Ж., 1989 г.р.).

Список литературы

Богданова М. Один из многих // Мончегорский рабочий. 1989. 27 июня. С. 7.

Венспи О. «Мне бы хотелось, чтоб мой город жил.» // Заполярная руда. 1999. 11 декабря. С. 6.

Владин В. Ленинградский проспект. К 40-летию Оленегорска // Мончегорский рабочий. 1989. 22 апреля. С. 2-3.

Географический словарь Кольского полуострова. Т.1. Л., 1939. 146 с.

Гребенченко А. Наши координаты. // Заполярная руда. 1967. 6 ноября. С. 1.

Достопримечательности Оленегорска / Оленегорск: Люди. События. Факты. Оленегорск, 2009. 1 DVD-диск.

Дьячкова И. Оленегорск стал мне родным // Заполярная руда. 2008. 2 августа. С. 3.

Заполярная руда / П.И.Зеленов, В.П.Ляхов и др. Мурманск: Кн. изд-во, 1980. 128 с.

Игнатьев М.И. Судьбы надежный остов. Цикл стихов, посвященных городу Оленегорску и ОГОКу - к 60-летию. Оленегорск, 2009. 29 с.

Киселев А.А. Родное Заполярье. Очерки истории Мурманской области (19171972 гг.). Мурманск: Кн. изд-во, 1974. 512 с.

Лубошев А. В металле и камне // Заполярная руда. 2004. 10 июля. С. 5.

НА РК, Ф.320 (У правление по строительству Мурманской железной дороги).

Неруш И.А. Города Кольского Севера. Очерк истории строительства и формирования городов на Кольском полуострове. Мурманск: Кн. изд-во, 1978. 112 с.

Попова В. Правда и вымысел в «Легенде о горе Оленьей» // Заполярная руда. 2007. 24 ноября. С. 8.

Попович Т. Как все начиналось // Горняцкий вестник. 2002. № 29. С. 4-5.

Попович Т.Н. Полвека у горы Оленьей. Мурманск: МИПП «Север», 1999. 224 с.

Прокопова В. Легенда о горе Оленьей // Заполярная руда. 2007. 24 ноября. С. 8.

Разумова И.А. Культурные ландшафты Кольского Севера: города

у «Большой Воды» и Хибин. Социально-антропологические очерки. СПб.: Издательский Дом «ГАМАС», 2009. 1б0 с.

Рассохина Н. Город рос вместе со мной // Заполярная руда. 2009. 14 ноября. С. 13. Рыжов А.С. Быль о горняцком городе. Документальное исследование. Мурманск: МИПП «Север», 2004. 1б4 с.

Степурко В. Хроника минувших дней, или По страницам старых газет // Заполярная руда. 2008. 18 октября. С. 13.

Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3 т.: Историко-краеведческие исследования. Т.1. Кольская земля. Мурманск: Кн. изд-во, 1997. б48 с.

Эйве С. «Я - поэт из Оленегорска.» // Заполярная руда. 2007. 7 апреля. С. 3.

Это мой город. Материалы городского конкурса творческих работ, посвященного б0-летию г. Оленегорска. Оленегорск, 2010. 154 с.

Сведения об авторе

Змеева Ольга Васильевна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Zmeyeva Olga Vasiliyevna,

PhD (History), Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Сєйю, RAS

УДК 316.52 (470.21):392.5:314.7(-54.73)(=945.41)

Е.В.Бусырева

БРАКИ В ИСТОРИИ ФИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ: БИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

Обсуждаются отдельные аспекты межэтнических браков на примере финских семей на Кольском Севере. Рассматриваются биографические траектории сквозь призму брачных событий. Автор основывается на биографических интервью и документах семейных архивов. Выявляются определенные черты брачного поведения в контексте культурноассимиляционного процесса.

Ключевые слова:

биографический метод, переселенческие семьи, брачное поведение, финны, межэтнические браки.

E.V.Busyreva

MARRIAGES IN FINNISH MIGRANTS’ FAMILY HISTORIES: BIOGRAPHIC ASPECT

Abstract

Some problems of interethnic marriages are discussed. The subject is biographical trajectories by Finnish families on the Kola Peninsula through the prism of marriages. The author relies on the biographical interview and private documents. Some features of matrimonial behaviour in the context of cultural assimilation process in families are revealed.

Key words:

biographical method, migrants’ families, matrimonial behaviour, Finns, interethnic marriages.

Работа выполнена при под держке Российского гуманитарного научного фонда по проекту 12-11-51003а «Мемориальная культура переселенческих семей Крайнего Севера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.