Научная статья на тему 'Октябрьская революция: история образа (по материалам советских журналов)'

Октябрьская революция: история образа (по материалам советских журналов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1503
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ineternum
Область наук
Ключевые слова
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / THE OCTOBER REVOLUTION / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головашина О. В.

Объект исследования официальный исторический нарратив об Октябрьской революции, представленный в советских журналах. Автор прослеживает трансформацию образа Октябрьской революции в советской прессе и в коллективной исторической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The October Revolution: Story of the image (based on the Soviet journals)

The object of study is official historical narrative about the October Revolution, presented in Soviet journals. The author traces the transformation of the October Revolution image in the Soviet press and in the collective historical memory.

Текст научной работы на тему «Октябрьская революция: история образа (по материалам советских журналов)»

О.В. Головашина O.V. Golovashina

Октябрьская революция: история образа (по материалам советских журналов)

The October Revolution: Story of the image (based on the Soviet journals)

Исследование проведено при поддержке РГНФ, проект № 15-33-01003 "Концептуальные основания политики памяти и перспективы постнациональной идентичности"

Аннотация, abstract: Объект исследования - официальный исторический нарратив об Октябрьской революции, представленный в советских журналах. Автор прослеживает трансформацию образа Октябрьской революции в советской прессе и в коллективной исторической памяти.

The object of study is official historical narrative about the October Revolution, presented in Soviet journals. The author traces the transformation of the October Revolution image in the Soviet press and in the collective historical memory.

Ключевые слова, keywords: Октябрьская революция, историческая

память, The October revolution, historical memory.

Автор, author: Головашина Оксана Владимировна - Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, кафедра философии; кандидат ~

z;

исторических наук; golovachina-ov@ и

ч

rambler.ru и

r

n

Golovashina, Oksana V. - Tambov State u University, Tambov, Russian Federation; Department of Philosophy; PhD; golovachi- 0 [email protected] 5

УДК 122/129 n

Статья поступила: 05.09.2015 .

Статья принята к печати: 15.09.2015

© О.В. Головашина, 2015

Тема событий октября 1917 года не самая актуальная для современных исследователей. Малоизученные в советской историографии аспекты были объектом внимания в 1990-е; сейчас количество публикаций, посвященных непосредственно революции, падает, а в имеющихся Октябрь 1917 является, скорее, поводом для изучения правовых трансформаций или реформ образования. Современная реальность предлагает другие актуальные темы.

Однозначные научные трактовки поворотного События в российской истории невозможны, но работы, пытающиеся определить Октябрьскую революцию как "исторический прорыв или исторический тупик"1, «большевистский заговор или неотвратимую судьбу России»2, «главное событие ХХ века или трагическую ошибку»3 продолжают выходить, особенно число таких названий возрастает в юбилейные годы, традиционно являющихся для исследователей поводом для подведения итогов. Решение академического сообщества обычно в пользу

о

(N

= Pi

н н

н £

1 Царёв Р.Ю. Великая Октябрьская революция: исторический прорыв или исторический тупик? // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 10. С. 58-62.

2 Латышев А.Ф. октябрьская революция: большевистский заговор или «неотвратимая судьба России»? // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-2. С. 187-190.

3 Клеянкина А.А. Октябрьская революция 1917

года: главное событие ХХ века или трагическая ошибка // Наука и молодежь: проблемы, поиски,

решения. Новокузнецк, 2013. С. 31-34.

революции как «глобального проекта»4, а не случайности или заговора единиц, но точка в этих размышлениях не будет поставлена не скором юбилейном 2017, ни через десятилетия. Когда дело касается Событий, открывающих новую главу, историки только создают интерпретации, возможно, и приближающиеся к истине, но, в реальности, создающие новые страницы нарратива.

Те, для кого история не является профессией, спасибо успехам советского образования, рассуждать о родной истории любят. 1917 год довольно обсуждаем (хотя более популярна, например, тема, связанная с крахом Советского Союза) в исторических сообществах социальных сетей5. В основном, в центре всегда эмоционального обсуждения возможные и невозможные варианты, но «Реальные исторические факты искажаются в соответствии с выбранным нарративом, а характерными особенностями образов прошлого является их упрощенность, бинарность.». В отличие от официальной историографии, обсуждения в социальных сетях отличаются от разговоров на кухне о судьбе России только повышенной агрессивностью и большим нежеланием слушать собеседника. Образа Октябрьской революции как важнейше-

4 Павленко В. Октябрьская революция как глобальный проект // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2007. № 11. С. 6-18.

5 Головашина О.В. «Любители истории» и история для любителей: представления о прошлом в социальных сетях // Философские традиции и современность. 2014. № 1. С. 114 - 123.

го события ХХ века нет, обычно «большевистский переворот» обсуждается в контексте других событий 1917 года. Для школьников Октябрь значит не больше дворцовых переворотов XVIII века, просто еще одна дата для ЕГЭ, которая не всегда остается в памяти. Поэтому только 30 % студентов вуза вспомнили, что в 1917 году была революция, не уточнив, какая, а известного прежним поколениям обозначения «Великая Октябрьская Социалистическая революция» (его употребляли почти 40 % опрашиваемых старше 28 лет) в ответах вчерашних школьников не встречалось ни разу. У 10 % современных студентов 1917 год или вообще не вызвал никаких ассоциаций, или ответы (например, "отмена крепостного права") могли навести исследователей только на невеселые размышления о ЕГЭ, познавательной активности школьников и так далее6.

Подобное отношение к Октябрьской революции связано не только с событиями последних десятилетий в России, но и было обусловлено предыдущими интерпретациями. Начало советского исторического нарратива должно было определять его ход; на деле, трансформации советской действительности определяли содержание образа революции.

Объектом исследования в данной статье является официальный исторический нарратив об Октябрьской революции, представленный в советских журналах.

6 Головашина О.В. Короткая память, или есть ли настоящее у истории // Механизмы культурной память: от фольклора до медиа. М., 2014. 149 с. С. 46-50.

Данный вид эмпирической базы выбран, так как первый учебник по истории в Советском Союзе вышел в свет только в 1937 году и просуществовал до 1950-х. И в дальнейшем, появление нового учебника было нечастым событием. Журналы быстрее реагировали на изменение официальных представлений о прошлом, что позволяет лучше проследить динамику развития образа Октябрьской революции. Каждый выбранный журнал являлся монополистом для заявленной возрастной аудитории, его тиражи призваны были охватить как можно больше советских граждан; номера в обязательной порядке поставлялись в библиотеки, где пользовались популярностью. Контроль органов власти за содержанием материалов позволяет считать, что в текстах журнальных статей представлена не столько точка зрения авторов, сколько официальный исторический нарратив.

Журнал «Мурзилка», как и многие советские журналы, начал издаваться с 1 мая 1924 года тиражом 20000 (к 1933 году - 300000) экземпляров. Как официальное издание «Рабочей Газеты» для детей 4-7 лет, «Мурзилка» не только должен был отражать в себе «ребячье житье-бытье и природу», но и показывать «как ребята должны работать сообща, чтобы им весело было от работы. Потом журнал «повзрослел»; его основным адресатом стали октябрята, то есть, дети 7 - 10 лет, а «некоторые ребята не расстаются с журналом и в пионерском возрасте» («Мурзилка», 1985. № 6). Тираж журнала увеличился до 5 700 тыс.

2 и ч и

г

п

и

о

о

CN

£ Pi H H

M £

экземпляров. Улучшилась качество полиграфии, литературная ценность материалов, однако их идеологическая нагрузка уменьшилась.

Журнал «Смена» также издается с 1924 года. Изначально его контент был, решением ЦК РКСМ, ориентирован на рабочую молодежь, однако высокое качество материалов и, особенно, литературный раздел, где впервые были опубликованы произведения многих советских классиков (в разное время авторами журнала были Фазиль Искандер, Борис Пильняк, Валентин Распутин, Белла Ахмадулина и др.) сделали журнал самым популярным среди советской молодежи. В 1980-х тираж достигал 3 млн. экземпляров.

На детей и молодежь советская пропаганда традиционно обращала самое большое внимание. Поэтому сознательно были выбраны журналы, ориентирующие на разные возрастные группы; это позволяет рассмотреть, меняется ли содержание контента, в зависимости от аудитории, как адаптируются образы прошлого официального нарратива под различные возрастные группы. В качестве дополнительного источника использовались материалы журнала «Знание - сила».

Образ какого-либо исторического события в памяти или в историческом нарра-тиве, представленном в публицистической литературе, является метафорой (в соответствии с когнитивным подходом). Природа образов памяти синкретична, и анализ их в качестве метафор несет

большой эвристический потенциал. На метафоричность мышления обращали внимание многие философы (Д. Вико, П. Рикер, М. Эриксон и др.). Становление когнитивного подхода к метафоре связано с работой Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Metahhors We Live by", в которой, в частности, доказывается, что "Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична"7. Сейчас эта теория является одной из самых популярных в когнитивной лингвистике. Уже доказанным считается положение, что субъект воспринимает объективный мир через его репрезентации, которые, как правило, носят характер метафор. Метафора является своеобразной схемой, определяющей поведения и действия человека8, а так же это - «основная ментальная функция, способ познания, структурирования и объяснения действительности»9. Фундаментом метафоризации является процесс обработки фреймов - особых конструкций, возникающих при обработки знаний или опыта - или сценариев - взаимодействия человека с миром; большое значение при этом имеет смена контекста10. Существует множество различных подходов к определению мета-

7 Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с анг. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М., 2004. С. 25.

8 Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991 - 2000). Екатеринбург, 2001. 238 с. С. 36.

9 Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991 - 2000). Екатеринбург, 2001. 238 с. С. 7.

10 Ричардс А. Философия риторики// Теория метафоры. М., 1990. С. 112

форы и, следовательно, к ее анализу. В данной работе под метафорой понимается синкретичный объект, связанный с образным восприятием информации и опыта. Исторический образ, в частности, образ Октябрьской революции, может быть зависим от различных метафор, однако в рамках моделирования в данной работе будет создана метафорическая модель, отражающая образ Октябрьской революции 1917 года, характерной для каждого из рассматриваемых десятилетий советской истории.

1. «Теперь рабочим легче жить. Теперь никто уж им не страшен».

Определение: Октябрь.

10 лет - это не срок для истории, но для государства без прошлого - уже повод объявить события октября 1917 года «великим праздником, равного которому не было в истории человечества» (Смена, 1927, № 20. С. 2). Пока еще продолжает казаться, что утопичные мечты не такие уж утопичные, они сбудутся, когда пролетарии всех стран обязательно объединяться. Нет прошлого, кроме веков угнетения, нет будущего, потому что победа мирового пролетариата - это девиз, а не перспектива; революция является единственным настоящим, поэтому - процессом. «Мы в революцию растем», - говорят ровесники Октября (Мурзилка, 1927, № 11). Революция - не то, что случилось в октябре 1917 года, это продолжается 10 лет, и будет продолжаться еще, «чтобы к 20-летию Октября по всей Европе прошла волна пролетарских револю-

ций, установилась бы советская власть и 20-летнюю годовщину Октября праздновал бы Европейский Союз Советский Социалистических республик» (Смена, 1927, № 20. с. 8). История еще не написана. Несмотря на то, что, как напоминала «Смена» , Ленин говорил о новой революции, революции «пролетариата... и беднейшего крестьянства против буржуазии» (с. 4), на страницах этого журнала встречается и привычное в современных учебниках обозначение «Октябрьский переворот», «восстание». Но самый основной, конечно - Октябрь. Именно он, Октябрь - «ударил» по буржуазии, а теперь отмечает первый юбилей. Читатели «Мурзилки» с флажками - «дети - Октября», и они же - «его ровесники». Он -единственный в мире, но каждый год новый, и «с каждым новым Октябрем мы будем крепче и умнее».

Цель: «за совитску власть, бо вона одна крестьянам, рабочим, нима у них биль-ше ничего...»

Пока еще не пришло время для анализа и интерпретации. В целях революции -только лозунги, фразы, еще не ставшие догмами. Поэтому можно - даже нужно - задавать неудобные вопросы, интересоваться, спрашивать: «думали, что будем жить лучше, а что есть - безработица большая, тысячи голодных, готовых за кусок хлеба итти на преступление, на проституцию... А вот, если в социалистической республике от голода мрут да от холода мерзнут, но невольно закрадываются сомнение. В деревне кулак живет -

2 и ч и

г

п

и

о

о

£

м н

м £

в масле катается, а рядом батрак от голоду в овраге дохнет. В городе спец обжирается, а безработные с голоду тоже чуть неги не протягивают. Где же результат революции?» (Смена, 1927, № 20. с 16). И всем тем «кто за палью стройки не видит воздвигнутых лесов» (Смена, 1927, № 20. с 16) долго и подробно объясняют про успехи продолжающейся революции. Да, есть цифры, но больше - «исторический манифест». Сейчас идет стройка, «десять лет существует в нашей стране диктатура пролетариата.. Десять лет она свет как маяк угнетенного человечества»(Смена, 1927, № 20. с 16). Но есть ли дело кораблям, которые идут на свет с берега, как обстоит дело на маяке? Поэтому читателям «Смены» показывают в цифрах, как улучшилась жизнь рабочей молодежи (основная аудитория журнала) в Советском Союзе со страшных дореволюционных времен, а «Мурзилка» рисует доступные детям радостные картинки современности: «Теперь живем в огромном доме, На воротах львиная пасть... Где были барские хоромы, - Там наша рабочая власть» (Мурзилка. 1927. № 11. с. 13).

Организаторы: «десятилетиями готовился пролетариат к одержанию своей победы... и всюду, всегда с пролетариями был их любимых гениальный вождь -Ленин».

Революция еще не стала прошлым, ее история не написана. Конечно, есть место для безымянных героев («вот за что мерзли, гибли под пулями, теряли своих детей трудящиеся Советской

страны»(Смена, 1927, № 20. с. 10), но революции нужен символ, и этим символом в 1927 году мог быть только Ленин: «в наш великий праздник, равного которому не было во всей истории человечества - наша первая мысль об Ильиче, о Ленине - вожде победоносных пролетарских колонн, бесстрашно пошедших на штурм капиталистических твердынь» (Смена, 1927, № 20, с. 1). Однако время мифологизации Ленина еще не пришло - слишком много носителей живой памяти. Ленин - вождь, но «в глухом подполье, на каторге, в тюрьмах, в восстаниях, тяжелых поражениях рабочий класс закалял свою волю, сплачивал свои силы для решительного боя» (Смена). «Тов. Ленин» посылает кучу записок, но в описании событий ключевое место занимает «мы». Безымянный отец героя стихотворения «Октябрь» (Мурзилка), «массы трудящихся» , «рабочий класс» - революция через 10 лет после 1917 года - изображалась как «общее дело», такое же общее, как сейчас, в 1927 строительство нового мира без угнетения. «Чувствуем ли себя хозяевами?» - спрашивает «Смена» (Смена, 1927, № 20, с. 17). Надо чувствовать. «незаметные дело незаметных комсомольцев, которые выковывают хозяйское отношение рабочего к нашей фабрике, к нашему заводу» (Смена, 1927, № 20, с. 17) .

Враги: «буржуев прятать? — нет!»

Построить новую советскую идентичность невозможно без акцентирования оппозиции «мы-они». Если кратко, то

врагами являются все, кто не относится к пролетариату, беднейшему крестьянству, то есть, как пишет «Смена» - к «трудящейся массы». Для читателей «Мурзилки» - это барин, буржуй, купец, в чьем доме теперь детский сад. Для более взрослой и, безусловно, политически подкованной аудитории «Смены» - помещики и капиталисты. Хотя недобрым словом помянули и «коронованных палачей», «попов», «эсеров и местную интеллигенцию» (с. 2), естественно, защищавших Зимний юнкеров (с. 4), «министров-капиталистов» (с. 1) и т.д.

Раньше и теперь: страшно — весело.

Читатели «Мурзилки» - аудитория ценная. Это будет особенно заметно в номерах за 1930-е. Они не жили при старом порядке, следовательно, не носят в себе дореволюционные предрассудки. Поэтому для «счастливых ребят Октября» все просто: раньше было страшно, а теперь весело: «А и шумно у вас тут, весело. А прежде-то сколько лет на заперти дом стоял, никого сюда не пускали. Сам хозяин за границей жил, а дом по его приказу охраняли. И во двор, и в сад никто не мог войти, потому что собаки злющие с цепи были...... Весело - это не

только день Октября; вся жизнь в революцию - праздник, поэтому рефреном звучит «так весело, ребята». Символом новой жизни становится большой дом, в котором «жил купчина Десять лет тому назад И растил на смену сына, А теперь здесь детский сад». Это массовая декламация в «Мурзилке» является образом

государства, в котором на смену старой жизни пришла новая: «Где на площади пустынной Дворник гнал ребят метлой, В сквере по дорожке длинной Дети носятся толпой» (с. 22).

Аудитория «Смена» взрослее, одних эмоций и ярких картиной им мало: «Мы не скрываем имеющихся у нас недостатков (остатки нужды, безработица, отсталость и т.д.). Однако, только враги пролетариата могут радоваться этому и не замечать за недостатками важнейшего - того, что баланс прошедших 10 лет показывает, что пролетарская революция и строительство социализма идут вперед» (С. 16). Дальше - «оглянемся - подсчитаем» - про рабочий день, рост уровня грамотности, жилищное строительство. Ну и про тяжелую жизнь молодых рабочих за рубежом рассказать - чтобы классовую сознательность воспитать, несмотря на «трудности роста» социализма.

2. «Великая слава нашей родины создана за двадцать лет советскими людьми, которых взрастили и воспитали ленинская коммунистическая партия, наш вождь и учитель товарищ Сталин» (с. 2).

Определение: «Произошла первая социалистическая революция, разорвавшая цепь мирового империализма в ее наиболее слабом звене» (с. 11).

Пожалуй, юбилейный номер «Мурзилки» за 1937 год посвящен, скорее, славе Советскому Союзу, а не 20-летию революции. Первые страницы журнала - ис-

2 и ч и

г

п

и

о

о

£

м н

м £

ключительно дифирамбы в честь самой лучшей страны в мире. На обложке - рисунок Дворца Советов на фоне самолетов, в конце - макет для склеивания и подробное описание. Может, хотя бы юные читатели Дворец Советов построили. «Смена», в отличие от младшего собрата по печатного органу ЦК МК ВЛКСМ заявляет, что «номер посвящается ХХ годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции». Четкого определения еще нет, на страницах встречается и привычное по советским учебникам обозначение, и восстание, а также «Великая Октябрьская пролетарская революция», «Великая социалистическая революция». Из процесса Октябрь 1917 года уже успел превратиться в Событие, однако частью этого события, судя по журналам, является и Гражданская война (название которой пишется без большой буквы), которой посвящено больше контента, чем непосредственно событиям 1917 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, уничтожение всех и всяких эксплуататорских групп, установление диктатуры пролетариата... организация нового бесклассового социалистического общества (И. Сталин. «Международный характер Октябрьской революции. Смена. 9-10. С. 2).

История революции уже в общих чертах написана, цели, задачи определены. В первых декретах советской власти все есть, теперь нужно донести это до млад-

ших читателей, использую проверенные временем формы: «Надо кончать войну - она не к надобью, Надо забирать ключи государственные У помещиков, у заводчиков, Надо отобрать землю ото всех от них, Чтоб наделить землею крестьян-чернопахарей. Надо отобрать заводу у заводчиков, - Сами работнички будут управлять во всем...» (с. 4). В «Смене» описание революционных событий повторяет «Краткий курс истории СССР» под редакцией проф. Шеста-кова и статьи Сталина.

Организаторы: «Получал народ пред-писаньице от Ленина Да по его совету мудрому и вел дела» (с. 4).

Поколения меняются. На смену живой памяти приходит история в тот момент, когда в популярных журналах появляются фразы «в тяжелых, кровавых боях завоевали наши отцы возможность осуществления этих прав. И то, о чем мечтали в 1917 году, сегодня - прекрасная действительность». К 1937 году Ленин уже стал символом, Сталин - вождем. Поэтому состав организаторов революции расширился, теперь «ее подготовила большевистская партия, множеством нитей связанная с миллионными массами рабочих, солдат, беднейших крестьян, опиравшаяся на них и руководившая ими. Ее организаторами и вдохновителями были величайшие мастера революционного руководства - Ленин и Сталин» (с. 4). В «Смене» - цитаты из вождей, их портреты; письма в редакцию и пожелания на

будущее простых рабочих уже отсутствуют. Теперь на их смену пришли подробные описания очевидцев, непосредственно связанных с революцией.

Враги: «Против ленинской резолюции голосовали только Каменев и .Зиновьев. Через несколько дней эти подлые предатели намеренно, а Иуда-Троцкий по своей хвастливой болтливости выдали буржуазии планы и сроки восстания. Однако изменщикам не удалось сорвать победоносную революцию пролетариата» (с. 3).

Оппозиция «буржуазия - пролетариат» теперь уже воспитана, поэтому состав врагов революции мог только расширяться за счет недавно объявленных предателей, которых теперь спешно нужно было вписать в историю революции. Про необходимость бдительности пишут все советские журналы, независимо от возрастной аудитории. Много внимание уделяется Керенскому, который воплотил в себе то, что раньше распространялось на всех «министров-капиталистов». В изображении М. Зощенко он, скорее смешон - та самая легенда про женское платье - чем опасен. Для младшей аудитории, к возрасту которой стали больше приспосабливаться в 1937, чем в 1927, в карикатурах показаны те, «сметенные Октябрем», и сильные, в меру красивые, «Рожденные Октябрем».

Раньше и теперь: отсталость — успех.

«Великий соратник и преемник Ленина товарищ Сталин уверенно держит курс

советского корабля. Гигантский путь пройдет страной под его руководством» (с. 6). Описан, в основном, не путь, а достижения. Для детей - это и макет Дворца Советов с подробным описанием, которое восхищает и сейчас, медали - «знаки славы нашей родины». Образные описания, картинки, должны впечатлить юных октябрят. 20 лет нескончаемых успехов. И «наша яркая и счастливая жизнь - это только радостное утро завтрашнего дня» (Знание-сила).

Раньше «стояли заводы, разваливался транспорт. В деревне вспыхивали кулацкие восстания», но «Ленин и Сталин поворачивали страну на рельсы новой экономической политики» (с. 25). «Многочисленные кадры фотомонтажа отражают успехи социалистического строительства на гигантских просторах нашей родины» (26-27 с.). Всего не перечислить - нефтяные вышки, пшеница на севере, полярные станции, успехи индустриализации. «Из самой отсталой в мире - в самую передовую под руководством Ленина-Сталина» (Знание-сила, 11). Конечно, враги, «покушались на счастье величайшего народа истории, переделавшего восток Европы и север Азии» , но «остер меч пролетарской диктатуры». Без врагов в этом номере никуда. О счастье жить при социализме рассказывают Стаханов, давший имя целому движению, инженер, артист, ученый, военный, студент... «Я могу одним словом ответить на вопрос, что мне дала революция - все!»

2

и ч

и

г

п

и

о

о

£

м н

м £

3. «В каждой мелочи, в каждой новости, в созидающем жизнь труде — все видней и ясней становится незакатный Октябрьский день» (с. 2).

Определение: «Тридцать лет страною пройдено В стройке дружной и борьбе. С днем рожденья , наша Родина! Мы дары несем тебе» (с. 2).

«День рожденье нашей Родины» - это основная мысль, независимо от возрастной аудитории журнала. И как любой юбилей это, прежде всего, повод обернуться назад, порадоваться успехам. Недавно прошедшая война постепенно становится частью Октябрьской истории: «и в страницу Октябрьского дня мы вписали подвиг Матросова, заслонившего нас от огня» (с. 2). Именно революция - причина победы Советского Союза в войне, которая пока на страницах называется просто «Отечественной».

Цель: «Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная третья русская революция должна в конечном итоге привести к победе социализма» (Ленин, с. 4).

В день Рождения принято говорить не о целях, а о достижениях. Причины, поводы - все это уже далеко, главное, чего мы достигли. «Все революции были однодневными, так как эксплуататоры только менялись, а тут все уничтожили» (Знание-сила).

Организаторы. Имена Ленина и Сталина в описании революционных событий обычно стоят вместе и, наверное, уже

должны были стать для современников чем-то вроде «Маркса и Энгельса». «Ленин и Сталин видели выход из положения..., «По указаниям Ленина и Сталина занимали вокзалы, здания министерств, почту и телеграф...». Да, народ воевал за свободу, но делал он это «по слову Ленина» и «по воле Сталина». Одним из самых главных действующих лиц становится «Аврора», о которой только упоминали в предыдущий юбилей

Враги: «юнкера и белые офицеры. Они хотели разгромить восставших рабочий и оставить у власти помещиков и капиталистов».

Внутренний враг уже не так актуален после победы над внешним. Если революция 1917 года создала советского человека - строителя и победителя, то «империалистический мир породил Гитлера» (с. 6). Поэтому про «истерические вопли меньшивиков и эсеров, заявлявших, что рабочие и крестьяне не доросли до управления государством» и «провокации Зиновьева и Троцкого» (с. 6) писали мало. Враги революции остались традиционными - буржуазия, офицеры, которые защищали ее интересы, Временное правительство и Керенский. Разумеется, вновь актуальной оказались материалы об обращении капиталистов и помещиков за помощью к германскому императору.

Раньше и теперь: убогая, бессильная — прекрасная, могучая.

Каждое десятилетие дает новые поводы для гордости. Страница журналов не

устают перечислять трудовые подвиги, однако теперь еще «народы ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы, прошедшие сквозь горнило второй мировой войны, избавились ныне от империалистической кабалы... живым примером для них является СССР» (с. 4). Новому поколению уже не стоит много рассказывать об ужасах дореволюционной России, они, «ровесники Октября» или «ровесники первой пятилетки» доказали свою преданность Советскому Союза на полях сражений. «И если тридцать лет назад мы были юны, то теперь мы зрелы - зрелостью познанной борьбы, зрелостью народа, который видит воочию плоды своих усилий» (с. 5). Однако «цифры и факты», которые должны свидетельствовать о том, что «ни в одной стране мире» молодежи не живется так хорошо, как в СССР звучат не очень убедительно. Про технические успехи уже писали, теперь появляется новый мотив, который будет основным до краха СССР: революция «изменила сознание человека, создала гражданина Советской страны, для которого личная цель подчинена цели общественной и для которого личная радость прежде всего о том, чтобы был счастлив и богат его народ» (с. 6), «личные интересы неотделимы от государственных» (Знание-сила). Впервые появляется и распространенный впоследствии концепт «дружба народов», опять же, как достижение революции: «Всех пионеров, всех ребят Октябрь сдружил навеки. Он у костра собрал отряд Он много лет тому назад Зажег костер в Артеке», «навсег-

да был уничтожен национальный гнет», «сотрудничество рабочий и крестьян, дружба народов, политическая сознательность» (знание-сила). Эмоциональности на страницах журналов явно больше, чем фактов, а авторы статьи все чаще показывают обозначенные в партийных документах тезисы в качестве объективной действительности. Все это необходимо, чтобы доказать: «Уверенно и твердо идет советский народ к коммунизму».

4. «Советской власти сорок лет... Дорогой благородной За партией родимой вслед Идет народ свободный».

Определение: «Революционный держите шаг!».

К 1950-м гг. читатели «Мурзилки» из не связанной предрассудками опоры молодой страны опять стали детьми. Политинформации в журнале становится меньше, а ярких картинок - больше. Вместо долгого рассказа о революции - яркий разворот «Штурм зимнего» художника Е. Дешалыта. Вся Дворцовая площадь заполнена врагами - темные, мрачные тона, и яркий свет от восставших с красным флагом. Рисунок 8-летней читательницы изображает праздничную демонстрацию. Советы насчет книг по теме. На этом контент, связанный с событиями 1917 года, заканчивается. В «Смене» -большие статьи, посвященные полной трудностей дороге к социализму. Через сорок лет революция опять стала процессом, но теперь это не перманентная борьба с внутренними и внешними врагами за победу мирового пролетариата,

2

и ч

и

г

п

и

о

о

£

м н

м £

а процесс строительства и созидания, не борьба за справедливость, а нескончаемое социалистическое соревнование. «И никогда никакие трудности не замедляли нашего революционного шага, нашей могучей, уверенной поступи» (с. 6).

Цель: «добыть себе новую, свободную жизнь, уничтожить эксплуатацию человека человеком, построить новое социалистическое общество».

Да, через сорок лет пора напомнить. Десять лет назад недавняя победа над фашизмом, а в трактовке «Смены» -над всем империализмом - была достаточным доказательством успешности революции. А в 1957 году это будет не лишним. Обернуться назад. Вспомнить и Гражданскую войну, индустриализацию, Великую Отечественную. В журнале «Знание-сила» представлены репродукции картин советских художников, отражающих ключевые моменты последних 40 лет.

Организаторы: «И сразу, побеждая расстоянья, Ильич к подъезду Смольного идет» (с. 4).

Руководители государства за последние сорок лет менялись, а Ленин оставался. Неудивительно, что в юбилейных выпусках он предстает самым-самым во всем. «Он потому и самый главный, что как народ, так и он, как он, так и народ» (с. 5). Ленин - на обложке журнала «Мур-зилка», его портрет на первом развороте, рассказы о нем («Ленин и дети»), он же - на обложке юбилейного номера

«Смены», только уже не с детьми, а с молодыми революционерами. «Ленин!.. В наших днях его размах. Это имя вечно будет с нами! Ленин вечно будет жить в сердцах, Потому что это имя - знамя!» (с. 2). Но и о роли «Коммунистической партии, созданной Владимиром Ильичем Лениным», тоже забывать нельзя, ведь именно коммунисты «шли в первых рядах, увлекая молодежь своим примером, показывая чудеса героизма, мужества, стойкости» (с. 3). Именно «приход к власти рабочих и крестьян, возглавляемых партией Ленина, раскрыл великие животворные силы народов нашей страны» (Знание-сила).

Враги: «На нас ополчились все силы одряхлевшего, старого мира».

Адекватного контента, связанного с врагами революции, нет. Одно упоминание в «Смене» про господство «помещиков и капиталистов», а все остальное - абстрактные «трудности», «испытания», для преодоления которых требовалось «проявлять высокую сознательность, преданность великой идее социализма» (с. 4). Уже пришло время, когда событие заменили слова.

Раньше и теперь: трудно — радостно.

«Мы построили социализм», - пишет «Смена» от лица активного участника событий последних сорока лет. Старший мастер завода рассказывает о своей юности, которая была «безрадостной и очень трудной», о том, какой суровый и трудный путь надо было пройти, сколь-

ко препятствий преодолеть, чтобы наша молодежь стала сегодня самой счастливой в мире!» (с. 3). Это журнал уже читает другое поколение, не те, которые доказали свою преданность на войне. Им надо напомнить, внушить. Для этих же целей - «История одной вятской деревни», которой, как и - читатели это поймут - всем остальным русским деревням только Великий Октябрь принес новую, свободную жизнь, дал землю, «разорвал цепи помещичьей кабалы». Теперь, когда мечты стали явью, осталось догнать «Соединенные Штаты Америки по производству мяса, молока и масла на душу населения» (С. 11).

5. «Наша общая дата рождения записана в истории века и в истории человечества: Октябрь 1917 года».

Определение: «Гордись, что в нашей стране впервые сбылась давняя, самая заветная мечта людей — мечта о народной власти».

У авторов журнала «Смена» «нет намерения лакировать действительность» (3) -не все хотят работать на совесть, не все были героями в войну и показывали трудовые подвиги. Рассказ о буднях Председателя городского Совета Кагула под названием «Он служит городу» вызывает грусть и сожаление - работы нет, жилья нет, еще и «отсутствие подходящей культуры».

Революция победила не в 1917 и даже не 1922 году, когда на окраинах добивали белогвардейцев. Она победила в 1960-

е, когда своим гражданам уже не нужно было напоминать идеи Ленина. Уменьшающийся с каждым юбилеем тематический контент «Мурзилки» показывает, что революция постепенно перестает рассматриваться как образ, на примере которого воспитывают молодое поколение. Вот Великая Отечественная война -другое дело, и участники со своими воспоминаниями еще живы, а некоторые и здоровы, и цель ее понятнее и логичнее. да и в «Смене» вместо описания событий 1917 года (вернее, События 1917 года) представлена краткая летопись успехов строительства социализма последних 50 лет. Революция - это не октябрь 1917 года, а - распространенная метафора -«завоевания Октября».

Цель: «Строительство коммунизма — продолжение и развитие великого дела Октябрьской революции».

То, что звучало в юбилейных журналах десять лет назад было озвучено в тезисах ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции» и как девиз записано на обложке юбилейного номера «Смены». «От поколения к поколению передается эстафета революции» (с. 2), потому что революция - это не то, что случилось в Октябре 1917 года, а те мечты, которые сбылись к сегодняшнему дню, идеи, которые еще должны воплотить следующие поколения.

Символы, например, выстрел «Авроры» или свергнутый король не обозначенной африканской страны, остались, но теперь они не несут содержательного смысла.

2

и ч

и

г

п

и

о

о

£

м н

м £

Символами становится все, что было актуально в Октябре 50 лет назад. И вот, дипломат, офицер и строитель рассказывают, как они «в своей работе воплощают в жизнь принципы ленинского Декрета о мире». Как будто это декрет не был ситуативной необходимостью, а стал указанием, девизом для всех советских граждан, которые работают, «своим трудом выполняя заветы незабываемого ленинского Декрета о мире» (с. 11). Декрет о национализации служит началом хроники индустриальных побед, а мысли Ленина об электрификации всей страны - развития науки. Образование, культура - редакция журнала пыталась охватить все области. И везде - развитие, успехи, начало которым было положено декретами наркомов.

Организаторы: «Восстанием рабочих и крестьян руководили Коммунистическая партия, вождь Владимир Ильич Ленин».

Несмотря на то, что революция перестала быть событием, организатором и вождем продолжает оставаться Ленин, теперь уже не столько организатор вооруженного выступления, сколько автор тех самых тезисов, опираясь на которые социализм уверенно движется к коммунизму.

Враги: «Пустыми мечтаниями», «утопическими прожектами фантазеров-большевиков» объявили буржуазные пророки желание коммунистов-ленинцев построить социализм на «убогой, забитой крестьянской Руси» (с. 9).

Упоминание юнекоров - такой же символ, как выстрел Авроры. Вряд ли советский человек смог бы внятно объяснить, кто такие юнкеры. Враги, конечно, есть, но это не юнкеры и уже не помещики и капиталисты, а те, кто мешает строить коммунизм. Из журнала исчезла бинар-ность. Больше нет однозначно светлого и темного (красного и белого, если быть точнее), хорошего и плохого. Несмотря на триумфальные успехи, социализм не лишен отдельных проблем.

Раньше и теперь: «Пятьдесят трудных и славных лет, прошедших с той поры, замечательным образом показали всему миру — да, наше дело обеспечено!».

Достижения социализма, безусловно, великие, поместились на один разворот в журнале «Мурзилка». Хотя - надо отдать должное - «над этой картой много лет трудились твой отец и дед» (с. 17 - 18). Начиная с прошлого юбилея на страницах «Смены» все больше информации об «идеалах» и «мечтах». Раньше советский человек должен был жить этими идеалами; теперь, когда время героизма осталось в прошлых десятилетиях, читателям нелишним будет напомнить, что «среди завоеваний Революции одно из важнейших состоит в том, что она вложила в сердца, в сознание людей идеалы» (с. 3). Конечно, есть цифры и картинки, доказывающие, что «революционное преобразование земли продолжается», власть стремиться «сделать что-то для людей от имени Советской власти» (с. 20), но это уже более дань традиции юбилейных номеров.

6. «Гигантский путь прошла наша страна за шестьдесят дет» (с. 4).

Определение: «Счастье жить в стране Октября».

«Мурзилка» описывает историю последних 60 лет в рисунках детей. Октябрьского восстания 1917 года там нет, первая подборка уже о Гражданской войне и майской демонстрации. Под названием «Славься, Отечество наше свободное» -краткие описания успехов и героизма 1930-х, 1940-х и так далее. «Смена» на первых страницах рассказывает о новой советской конституции, хотя номер заявлен как посвященный 60 годовщине Октябрьской революции. Хотя в период, который позже назовут «застоем» именно Конституция, за неимением реального развития, является главным доказательством завоеваний Октября. Советский народ - «новая историческая общность людей» - уже создана, и в ней, как написано на страницах журнала, уже «стала реальностью великая мечта о человеческом братстве».

Цель: «Теперь мы, на расчищенном от исторического хлама пути, будем строить мощное, светлое здание социалистического общества..» (В.И. Ленин, с. 6).

Если в первые десятилетия советской власти в журналах писали о борьбе, то теперь главная мысль - строительство. Об успехах строек рассказывают современники, большие статьи про Братскую ГЭС, Тюмень. Все это, как и обязатель-

ные в последних юбилейных журналах рассказы об армии, развитии культуры, образования называются «уроками жизни». «С каждым днем тверже и увереннее поступь Советской державы. Наша цель -Коммунизм!» (с. 28).

Организаторы: «партия Ленина, наша Коммунистическая партия привела народ к победе Октября, к победам в труде и боях».

Впервые за все юбилейные номера в «Мурзилке» нет портрета Ленина на первых страницах номера, посвященного Октябрьской революции. Естественно, о нем говорят, но первое место в организаторах революции и строительства коммунизма заняла партия: «Народ поверил своей партии и пошел за нее. Образовался непобедимый союз, который крепче самой крепкой стали. И мы назвали этот наш союз Союзом Советский Социалистических республик». О Ленине вспоминают (разумеется, не обошлось без картины В. Серова «Ленин провозглашает советскую власть»), но его имя достойно упоминания только потому, что жизнь продолжается «под руководством родной ленинской партии» (с. 5).

Враги: «Много еще испытаний выпало на долю народа и партии. Но непобедим наш Союз - сплав революции, веры, мужества, свободы» (М., с. 8).

Наверное, к 1970-м революция поверила в свою непобедимость. Теперь вместо конкретных внутренних и внешних врагов герои описывают на страницах аб-

2

и ч

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

п

и

о

о

£

м н

м £

страктные испытания, трудности, несмотря на которые «Союз нерушимый - слитые воедино партия и народ - выстоял и победил» (с. 22, М).

Раньше и теперь «Мы наш, мы новым мир построим!» — когда-то это была мечта. Сегодня мы построили этот мир (с. 6).

Построение развитого социалистического общества закреплено в недавно принятой к этому времени конституции Советского Союза. Это было время, когда светлое коммунистическое будущее уже стало персонажем анекдотов («Коммунизм уже на горизонте. А что такое горизонт? Это воображаемая линия, до которой нельзя добраться»), а социализм - это сейчас, главное достижение революции и необходимый повод для гордости своей страной: «В СССР построено развитое социалистическое общество», - провозглашает новая Конституция СССР, долго перечисляя преимущества, доказывающие «счастье жить в СССР».

7. «Вдруг застеснялись говорить о прожитом времени с тем уважением, и удивлением даже, и гордостью, которые помогали нам справиться с жизнью» (с. 2).

Определение: «... сегодня История стучится в сердца».

У «Мурзилки» - почти такая же обложка, как и 10 лет назад. Цифры изменились, но содержание картинки - победы и успехи социалистического строя -осталось. Однако контент журнала стал

совершенно другим. Начало перестройки - самое время напомнить о социалистических ценностях. В первом очерке В.Д. Бонч-Бруевича подробный рассказ о первых днях Октября, как полагается, с юнкерами, выстрелом «Авроры», Керенским, сбежавшим в женском платье. Об Октябрьском восстании, но уже с позиции доктора исторических наук, рассказывает о «Знание-сила». Если историческая статья будет неинтересна читателям, то редакция предлагает разнообразные плакаты - чтобы атмосферу, если не поняли, то почувствовали. «Самое главное - знать, что дело, ради которого ты посвятил свою жизнь борьбе, подхвачено следующими поколениями» (с. 3), но молодежь конца 1980-х не стала тем поколением, которое «подхватило». И через 70 лет после революции это уже понятно по страницам журнала «Смена». Контент полон символов - например, «Пост № 1» («так будет и завтра, и через год. Так будет всегда»» (с. 7), но «время бросает новый вызов. Жизнь ставит новые задачи».

Цель: «Большая цель, посильная только огромному множеству нас — это и есть единственное реальное бессмертие».

Громкие слова о построенном социализме, скором коммунизме, отмены эксплуатации человека человеком и так далее не уместны в первые годы перестройки. Но на их смену пришли другие, не менее громкие - о времени, истории, уроках революции, ответственности перед поколениями: «История - живая страница современности... Снова и снова всматри-

ваемся мы в события тех дней» (с. 3, Знание-сила). Юбилейный номер журнала «Знание-сила» содержит 3 статьи профессиональных историков, а остальные материалы посвящены перестройке. Революция - это уже история, Цель Истории - ее уроки.

Организаторы: «Мы все сегодня ощущаем современность, политическую остроту и актуальность ленинских заветов».

В период перестройки всегда актуальны какие-то стабильные, устойчивые категории, в данном случае - то, что стало символами за 70 лет советской власти. Ленин вновь становится главным действующим лицом юбилейных номеров, независимо от возрастной аудитории журнала. Но теперь важен не образ Ленина, не его роль в революции, а его «заветы», то есть то, что полезно и актуально сейчас. «На его мыслях, его идеях основан курс обновления, взятый партией» (с. 8).

Враги. Период бинарных оппозиций «враги - друзья остался далеко в прошлом», а отголоски его можно встретить только на страницах детских журналов. Это «Мурзилка» пишет о добром, веселом Ленине и красногвардейцах, взявших штурмом Зимний. «Смена» обращается к самим читателям. Понимая, что на одном энтузиазме, на одном сознании далеко не уедешь», авторы призывают бороться с «комплексом равнодушия». В 1987 году врагами не называли, но считали тех, кто во время следующего, уже не отмечаемого юбилея революции

будут теми немногими, кто сумел адаптироваться к жизни в новой России. Тех, кто убил в далеком 1918 молодого командира (рассказ «Семнадцатилетний комиссар») пришло время простить. Неактуально это уже.

Раньше и теперь: «Отцы обманули».

Если «мурзилка» просто напоминает символы и догмы, которые в первые годы перестройки уже, наверное, стали терять актуальность, то «Смена» размышляет об истории и призывает верить идеалам. «А что, мы обязаны жить так же трудно, как ваше поколение?» Опять рассказы о строителях прошлого, но уже не для гордости и радости, а как напоминание, не призыв, а просьба: «То была внутренняя, духовная, почему-то не всеми принимаемая нынче в расчет жизнь комсомола». Революция из процесса стала Историей, уроком. Пропал тут самый юношеский максимализм, идеализм, который в предыдущих юбилейных номерах был проявлением качеств того самого «советского человека»

Выводы

Если в историографии понятие исторического факта является определяющим, то в истории образа, как в зеркале отражаются события современности, а не прошлого. Октябрьская революции, несмотря на то, что явилась началом советской истории (Событием), в популярных журналах предстает как процесс - борьбы за объединение всего пролетариата, против буржуазии в 1920-е,

2

и ч

и

г

п

и

о

нескончаемого успешного строительства в 1950-е-19б0-е гг. В конце 1980-х потребности перестройки всего предыдущего диктовали обращение у революции как к началу, истокам того правильного, чего не смогли реализовать.

Ключевое значение для образа Октябрьской революции имела Великая Отечественная война, масштабность и последствия которой оттенили начало советской истории. Освободительная борьба с захватчиками - распространенный

нарратив в российской истории - лучше подходила для воспитания патриотизма, чем переворот 1917 года.

Память - более продуктивный учитель, чем история. Рассказы живых участников об успехах социалистического строительства, свидетелями которых они были, больше значит для читателей, чем хроника революции. Образ события прошлого значит столько, сколько он может значить для живой памяти и потребностей современности.

Литература

Аникин Д.А. Символическая борьба с советским прошлым: парад в контексте политики памяти // Власть. 2014. № 2. С. 139-142.

Головашина О.В. «Любители истории» и история для любителей: представления о прошлом в социальных сетях // Философские традиции и современность. 2014. № 1. С. 114 - 123.

Головашина О.В. Гражданин и государство в Советском Союзе. Лингво-когнитивное моделирование // Fractal simulation. 2013. № 1.

Головашина О.В. Короткая память, или есть ли настоящее у истории // Механизмы культурной память: от фольклора до медиа. Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 27 - 29 ноября 2014. М., 2014. 149 с. С. 46-50.

Головашина О.В. Образ Советского Союза в социальной памяти современных россиян lz (на материалах эмпирического исследования) // Социально-экономические явления ^ и процессы. 2013. № 11 (57). С. 193-198.

о Головашина О.В. Проблема памяти и современная трансформация темпоральных (N

представлений // Философские традиции и современность. 2013. № 1 (3). С. 116-127.

Жуков Д.С., Лямин С.К. Формирование исторической памяти и образа желаемого бу-

Ы, дущего как инструменты социального развития // Социально-экономические явле-

м

н ния и процессы. 2013. № 11. С. 152-156.

н

2 Клеянкина А.А. Октябрьская революция 1917 года: главное событие ХХ века или трагическая ошибка // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Новокузнецк, 2013. С. 31-34.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с анг. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М., 2004.

Латышев А.Ф. Октябрьская революция: большевистский заговор или «неотвратимая судьба России»? // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-2. С. 187-190.

Линченко А.А. Проблема исторического сознания в философии и теории истории Йорна Рюзена // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 4-1. С. 22-27.

Павленко В. Октябрьская революция как глобальный проект // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2007. № 11. С. 6-18.

Ричардс А. Философия риторики // Теория метафоры. М., 1990.

Сыров В.Н. В каком историческом сознании мы нуждаемся: к методологии подхода и практике использования // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 1 (21). С. 183-190.

Царёв Р.Ю. Великая Октябрьская революция: исторический прорыв или исторический тупик? // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 10. С. 58-62.

Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991 - 2000). Екатеринбург, 2001. 238 с.

2 и t и

r

n

U

m

2 о

5

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.