Научная статья на тему 'ОКСИДЕНТАЛИЗМ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ХАСАНА ХАНАФИ ИЛИ НАУКА «ИЗУЧЕНИЯ ЗАПАДА НЕ-ЗАПАДНЫМ МИРОМ»'

ОКСИДЕНТАЛИЗМ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ХАСАНА ХАНАФИ ИЛИ НАУКА «ИЗУЧЕНИЯ ЗАПАДА НЕ-ЗАПАДНЫМ МИРОМ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хасан Ханафи / исламский неомодернизм / глобальный диалог / оксидентализм / культурологический под-ход. / Hasan Hanafi / Islamic neo-modernism / global dialogue / Occidentalism / culturological approach

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алиева Егана Акиф Кызы

По мнению многих исследователей, культурный диалог между Востоком и Западом происходит на ментальном уровне. Одна из главных причин этого неполное и всестороннее изучение восточных куль-турных традиций. В представленной статье автор комментирует мысли египетского интеллектуала Хасана Ханафи на межкультурный диалог в культурологических взглядах. Глобальное мышление Хасана Ханафи вовлечено в культурологический анализ с точки зрения исламского неомодернизма. Также иссле-дуются его взгляды на новые научные знания, такие как «проект национальной культуры» и оксидента-лизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCIDENTALISM IN HASAN HANAFI’S CULTUROLOGICAL THOUGHTS or THE SCIENTIFIC KNOWLEDGE “LEARNED BY THE WESTERN NON-WESTERN WORLD”

According to many researchers’ thoughts the cultural dialogue between the East and the West is realiza-tion at a mental level. One of the main reasons of it is the complete and comprehensive study of the Eastern cultural traditions. In the article the author explains the thoughts about the intercultural dialogue at the cul-tural views of Egyptian intellectual Hasan Hanafi. Here, Hasan Hanafi’s global thinking is involved in cultur-al analysis in the aspect of Islamic neo-modernism. His thoughts about the new scientific knowledge such as “national culture project”, “Occidentalism” are also investigated.

Текст научной работы на тему «ОКСИДЕНТАЛИЗМ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ХАСАНА ХАНАФИ ИЛИ НАУКА «ИЗУЧЕНИЯ ЗАПАДА НЕ-ЗАПАДНЫМ МИРОМ»»

УДК 008:39; 008:351.858

Алиева Егана Акиф кызы Кандидат по культурологии, доцент Научный секретарь Бакинской Академии Хореографии Р01: 10.24412/2520-6990-2021-24111-13-16 ОКСИДЕНТАЛИЗМ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ХАСАНА ХАНАФИ ИЛИ НАУКА «ИЗУЧЕНИЯ ЗАПАДА НЕ-ЗАПАДНЫМ МИРОМ»

Aliyeva Yegana Akif gizi

PhD in Culturology, associate professor Scientific Secretary of Baku Choreography Academy

OCCIDENTALISM IN HASAN HANAFI'S CULTUROLOGICAL THOUGHTS or THE SCIENTIFIC KNOWLEDGE "LEARNED BY THE WESTERN NON-WESTERN WORLD"

Аннотация.

По мнению многих исследователей, культурный диалог между Востоком и Западом происходит на ментальном уровне. Одна из главных причин этого - неполное и всестороннее изучение восточных культурных традиций. В представленной статье автор комментирует мысли египетского интеллектуала Хасана Ханафи на межкультурный диалог в культурологических взглядах. Глобальное мышление Хасана Ханафи вовлечено в культурологический анализ с точки зрения исламского неомодернизма. Также исследуются его взгляды на новые научные знания, такие как «проект национальной культуры» и оксидента-лизм.

Abstract.

According to many researchers' thoughts the cultural dialogue between the East and the West is realization at a mental level. One of the main reasons of it is the complete and comprehensive study of the Eastern cultural traditions. In the article the author explains the thoughts about the intercultural dialogue at the cultural views of Egyptian intellectual Hasan Hanafi. Here, Hasan Hanafi's global thinking is involved in cultural analysis in the aspect of Islamic neo-modernism. His thoughts about the new scientific knowledge such as "national culture project", "Occidentalism" are also investigated.

Ключевые слова: Хасан Ханафи, исламский неомодернизм, глобальный диалог, оксидентализм, культурологический подход.

Keywords: Hasan Hanafi, Islamic neo-modernism, global dialogue, Occidentalism, culturological approach.

Вступление. Изучение процесса развития восточного и западного мышления в аспекте параллелизма и аналогий и участия обеих цивилизаций во взаимном диалоге - одна из актуальных проблем современности. Подходя к данной проблеме в контексте диалога и межкультурных отношений, проблема обретает более сложный характер. Проблема участия восточной мысли в глобальном диалоге возможна посредством использования философской и культурологической компаративистики, сравнительного анализа восточной и западной культур, методологических возможностей глобальной этики (или макроэтики), диалогистики, глобалистики, гуманитарной космологии, геогенезиса. Однако проблема изучения восточной культурологической мысли в диалоге глобальных идей очень сложна, поскольку сама восточная культурологическая традиция остается одной из наиболее неизученных, несистематизированных областей. Еще одна сложность в этой сфере заключается в том, что сегодня западная цивилизация не готова к равноправному диалогу с восточными цивилизациями -конфуцианской, индо-буддийской, мусульманской, а также с тюркским миром. Существуют причины, создающие эти трудности. Так как, диалог между

восточной и западной цивилизациями по-прежнему ведется на ментальном уровне. Для преодоления этого препятствия, прежде всего, необходимо анализировать традиции восточной и западной философской и культурологической мысли в сравнительном аспекте. Признание прав человека, которое препятствует диалогу между двумя разными цивилизациями, должно учитывать индивидуалистический дух Запада и азиатские ценности, основанные на общественных интересах, и устранять противоречивые последствия этих факторов.

Глобальное мышление Хасана Ханафи в аспекте исламского неомодернизма. Выдающимся представителем восточной глобальной мысли является египетский интеллектуал Хасан Ханафи (Hassan Hanafi (араб. 1935 О"^). Интеллектуальные горизонты Хасана Ханафи, национального мыслителя в египетском контексте, очень широки. Ханафи, который не отрицает западных культурных ценностей, добавляет арабскую культуру или, в более широком смысле, исламскую культуру в список великих культур. Универсальность ханафи-тской мысли отражена в идее о том, что арабо-му-сульманская культура способна предложить всему

14

CULTUROLOGY / «ШУШШОДЮ-ДОЦШак» #24ИМ), 2021

миру альтернативную модель развития. По его мнению, уникальная арабо-мусульманская культура достаточно сильна, чтобы способствовать прогрессу человечества.

Мыслитель-реформатор Хасан Ханафи - видный представитель исламского неомодернизма. В основе его идеологии лежит идея объединения арабского мира и восстановления центральной роли ислама в мировой культуре. По его мнению, потребности современных мусульман должны быть интегрированы в исламскую теологию и развивать теологию революционного освобождения. Именно революционная свобода/освобождение позволит нам сегодня противостоять вызовам современности в мусульманском мире, а также бороться с глобальными проблемами, такими как вестернизация, отчуждение, бедность и отсталость.

Базовые принципы исламского неомодернизма, интеллектуального движения, представляют собой критику исламского модернизма и религиозных традиций, которые не могут эффективно сочетать исламские ценности и современные формы жизни. Как видный представитель неомодернистского движения, Хасан Ханафи полагается на потенциал свободы исламского наследия, подчеркивая его пластичность и открытость.

В основе идеологических реформ Ханафи лежит открытие потенциала исламского этоса на индивидуальном и коллективном уровне в современной исторической реальности. Выступая в контексте глобальной этики в своих реформистских идеях, он представляет уникальный ответ ислама на вызовы современности как проект модели глобального развития человечества. Ханафи призывает исламский мир заменить многовековые «постоянные» или «традиционные» традиции на «универсальность». Универсальность ислама заключается в его открытости современным научным открытиям, освоению новых методологических инноваций и современных философских дискурсов. Однако сторонники традиционализма часто путают принятие инноваций с адаптацией к инновациям. Революционное мышление Хасана Ханафи связано с его взглядами на контекст современного мира и ожиданиями и потребностями мусульманских народов в этом контексте. Потребности развивающихся обществ требуют перехода к новым историческим условиям.

По словам Хасана Ханафи, существует два типа обществ: традиционные и современные. Ссылка на культурное наследие играет ведущую роль в традиционных обществах. В «современных обществах» традиция теряет свою ценность. Однако есть общества третьего типа, в которых система наследственных ценностей и современности, хотя и существуют параллельно, не образуют органичного единства. Здесь Х. Ханафи предлагает новую модель развития традиционных обществ.

Традиция, лежащая в основе его модели развития, выступает именно как фактор обуславливающий развитие. Согласно Ханафи, при создании новой социальной реальности традиция и разум

должны образовывать тандем. Критическая реконструкция, основанная на традиции, - главная цель каждого мыслителя, стремящегося к значительным изменениям.

«Проект национальной культуры» Хасана Ханафи. В докладе «Позиция нашей культуры», опубликованном в материалах первой арабской конференции «Наследие и вызовы эпохи на арабской родине» в Бейруте в 1985 году, Хасан Ханафи предлагает «проект национальной культуры» или три позиции культуры:

1. Отношение к древнему наследию;

2. Отношение к западным ценностям;

3. Отношение к реальности жизни (1).

Хасан Ханафи считает, что национальное сознание арабского общества тесно связано с культурным и историческим наследием. И это такая связь, что представления о мире и нормах поведения перенимаются из исторического наследия. Позиции культуры в обществе обычно существуют в непропорциональных формах. Таким образом, религиозная культура, культ предков, верность традициям предков, традиционное образование - все это проявления отношения к древнему наследию. В отношении к западным ценностям Ханафи заключает, что западное наследие является одной из опор арабского национального самосознания, источником знаний о науке и национальной культуре.

Культурное наследие Запада исторически существовало в арабском обществе, от древних греков до западных модернистов. Именно основанные на западных ценностях - светская научная культура, реформистские и модернизационные движения, современное образование и новейшие системы присутствуют в арабском обществе.

Последняя третья - позиция о жизненной реальности, неосознанно существующей в наших чувствах и эмоциях. Именно такая позиция мотивирует нас к пониманию реальности и действует как единственный источник разума. Третья позиция обуславливает развитие народной культуры и стимулирует движения за социальные перемены. По мнению Ханафи, именно несоразмерность культурных позиций является основной причиной культурных противоречий в арабском обществе.

В 1990 году в статье под названием «Новая социальная наука/некоторые размышления» (New Social Science/Some reflections) в «Etudes Orientales» Ханафи писал: «В период деколонизации рождается глобальное сознание «третьего мира». Это знаменует появление «новой социальной науки». Цель этой новой социальной науки - дать возможность ученым «третьего мира» «кратко и честно» выразить реальные социальные проблемы, основанные на их собственных методах и средствах, а также внести свой вклад в западную социальную науку. «Возможно, что европейское сознание выйдет из замкнутого круга и к тому же обретет от неевропейского сознания, возникшего в Африке, Азии и Латинской Америке, новые стимулы для выживания...» (2, 252-253).

Новая социальная наука положит конец намеренному отказу от разговоров о не-западных истоков западной культуры. Это не следует истолковывать как противоположную позицию. Это «чисто исторические исследование, опирающееся на исторические очевидности. До сих пор хорошо известны два истока Запада: иудео-христианский и греко-романский. Греческому началу предшествуют такие редко упоминаемые истоки западной культуры, как Египет, Персия, Месопотамия, Индия, Китай, Центральная Азия - здесь широкое поле для исследований, проводимых независимыми институтами и исследовательскими центрами» (2, 253).

Х.Ханафи считает общественную науку Запада идеологическим направлением и политически мотивированной наукой. Он видит цель новой социальной науки в демифологизации некоторых важных концепций, теорий, методов и результатов исследований. По мнению интеллектуала, и социальные, и естественные науки должны быть свободны от субъективности и быть объективными, даже если они кажутся мифом. Еще один миф в западной социальной науке - нейтральность. Х. Ха-нафи пишет: «Когда ученый, занимающийся общественными науками, имеет дело с нациями, народами, обществами, правительствами, классами, классовой борьбой, он вынужден принимать какую-то сторону». Миф третий - универсализм. По мнению Ханафи, здесь социальное знание отсутствует полностью. Социальная наука связана с обществами и представляет культурный плюрализм. Но «некоторые притязания универсализма выражают фактически надежду на гегемонию, утверждение односторонности и отрицание иного. Универсализм есть экспансия западной науки за пределы ее географических границ, а аккультурация есть отступление традиционных культур перед лицом интеллектуального заговаривания и культурного нашествия». Уже дошло до того, что понятия «универсальное и европейское», «международное и западное» смешиваются, и это отражается на деятельности международных организаций, в общем, на образе мышления и поведения (2, 254).

Хасан Ханафи и оксидентализм. В своей статье «Новая социальная наука/Некоторые размышления» (New Social Science/ Some reflections) Ха-нафи отмечает рост движения «антивестерниза-ция» с целью сохранения культурной идентичности и духовного наследия. Результатом является подъем фундаментализма и консерватизма. «Ве-стернизация и антивестернизация создают антагонистический дуализм в национальной культуре. ..». Это знаменует появление «оксидента-лизма» - научного знания, «изучение Запада неЗападом» (2, 254-255).

Проект Оксидентализма, занимающий особое место в исламской теологии освобождения Х.Ха-нафи, является ответом на прозападный «ориентализм» Эдварда Саида. В отличие от ориентализма, идея оксидентализма не скрывает тайную ненависть к Западу. Скорее, оксидентализм преподносится как «наука о Западе» или «знание Запада».

Ханафи, учитывая все недостатки ориентализма, считает «оксидентализм» мысленным экспериментом и интеллектуальной историей Запада, написанной с позиции мусульманского Востока. Оксидентализм как исследовательская программа призывает к изменению исследовательских аспектов изучения исламской культуры. Он пытается разоблачить широко распространенные ориента-листские предрассудки. По мнению Ханафи, традиционные исламские тексты являются важными источниками социально-политического и интеллектуального развития исламской культуры. Эти источники могут принести большую пользу, если их интерпретировать в свете современного мира. С этой точки зрения Х.Ханафи вдохновлен основами мутазилитского учения калама .

Философ рассматривает мутазилизм - который придает особое значение умственным аргументам в подходе к религиозным вопросам - как способ мышления, готовое к интеллектуальному диалогу. По мнению Ханафи, калам - не просто символ рационализма. По его мнению, эта дискурсивная традиция, которая должна быть пересмотрена в свете нынешнего положения ислама в современном мире. Египетский философ, критикующий гегемонию Запада и радикальный исламизм, который равнодушен к интеллектуальному потенциалу исламской культуры, без колебаний обращается к политическому исламу и научным достижениям Запада, оставаясь верным мутализитской традиции.

Хасан Ханафи, изучающий историю, заявляет, что по мутазилизму ислам (в отличие от христианства) более открыт для диалога с христианами, евреями и представителями других религий. Открытость ислама для других культур и религий делает историю религии и культуры более инклюзивной и справедливой, чем христианские повествования. Ханафи считает, что европейская критика религий основана на западных исследовательских концепциях исторических и культурных текстов. Именно это способствовало созданию теории ориентализма.

Неомодернистские идеи Ханафи, пропагандирующие плодотворную связь традиционного наследия с современностью, ярко отражены в пятитомном «От вероучения к революции» (3, 91). В данной работе египетский мыслитель пытается предложить современное «прочтение» классических кала-мических текстов. Он считает, что современную интерпретацию каламов целесообразно рассматривать с учетом тех по-настоящему революционных политических обстоятельств, в которые мусульмане были вовлечены в XX и XXI вв.

Революционное, новаторское мышление профессора Каирского Университета Ханафи связано с его взглядом на современный мировой контекст и потребности мусульманских народов в этом контексте. По его словам, именно вызовы современности диктуют мусульманам перейти от вероучения к революционным изменениям.

Согласно учению Ханафи, оксидентализм -идеальная модель исследовательской программы. В

сиьтшошву / «шушвшоум-доушаи #241™), 2021

16

сферу этого исследования входят исследования, полезные для мусульман, стран третьего мира в целом и Востока. Изучение науки Запада, ее истории, ценностей, принципов и теорий поможет мусульманам сформировать более справедливое мировоззрение.

Оксидентализм освободит мусульман от оков культурного и научного колониализма. В то же время теоретические основы оксидентализма могут служить углублению взаимопонимания мусульманского мира с западным миром, ассимилировать современные идеи Запада при сохранении идентичности исламского мира.

Согласно Ханафи, исламская традиция обладает универсальным общечеловеческим потенциалом. Хотя мусульманский образ мышления отличается от западного, он может служить его обогащению. Размышляя о своей идентичности, мусульмане смогут более совершенно понять ислам. Они смогут определить, какой вклад они могут внести в мир. Наконец, оксидентализм может быть освобожден от предрассудков против мусульманского Востока Запада путем критики ориентализма как теоретического течения.

Результаты западных исследований могут предложить модель конструктивного и справедливого культурного диалога между Западом и Востоком. Основная цель оксидентализма - положить конец несправедливому западному европоцентризму и создать неевроцентричное общество, которое будет открытым, глобальным и терпимым к «чужим» культурным, духовным и интеллектуальным ценностям.

Размышляя над вкладом исламской цивилизации в развитие средневековой европейской культуры, Ханафи не связывает нынешнее состояние арабской культуры с процессами, происходящими на Западе. Он считает, что кризис в арабском мире безразличен к событиям в прошлом и настоящем на Востоке.

В работе под названием «Исламские исследования», опубликованном в 1982 году, он писал: «Мы взаимодействуем с западной цивилизацией вне цивилизации восточной. Для нас существует только один критик философской мысли в нашей современной культуре - французский, немецкий, британский или американский. И мы не видим в своих размышлениях связи с цивилизациями персидской, индийской, китайской, какими они были в древности и какими являются сейчас» (4, 18). В той же статье Ханафи определяет цели: «В нашем современном сознании мы наблюдаем кризис человека... Наша задача перевести нашу культуру со

старого уровня, ориентированного на божественное, на новый уровень, уровень человека». (2, 250) Ханафи считает необходимым перейти от теологии к антропологии. Подчеркивает важность освободить изучение человека от оков философии богословия.

Заключение. Таким образом, согласно нашему исследованию, культурологические воззрения неомодернистского интеллектуала Хасана Ха-нафи основаны на решении проблемы исламской традиции и современности. Способность примирить теологические традиции с актуальным положением современных мусульман вызывает интерес к учению Х. Ханафи. Согласно философу, утверждающему универсальность культур, великие культуры имеют собственное мировоззрение. Великие культуры могут занять позицию культурной и социально-экономической гегемонии, отрицающей плюрализм, или, наоборот, внести незаменимый вклад в историю человечества. Оксидентализм Хасана Ханафи - это модель конструктивного культурного диалога, главная цель которого - создание толерантного глобального общества, основанного на универсальных интеллектуальных ценностях Востока.

Литература

1. Хамис М. Хасан Ханафи и Махмуд Амин Аль-Алим: об арабском философском наследии // Рабочие тетради по компаративистике. / Гуманитарные науки, философия и компаративистика. Санкт-Петербург : Сайт Web-кафедра философской антропологии, 2003. С.63-66. // http://anthropology.ru/ru/text/hamis-m/hasan-hanafi-i-mahmud-amin-al-alim-ob-arabskom-filosofskom-nasledii (проверенно: 12.11. 2020)

2.История арабо-мусульманской философии. Антология. Под. Ред. А.В.Смирнова М., Академический проект, 2013, 267 с., с. 252-253 // https://vk.com/wall-52136985_10207 (проверенно: 12.11. 2020)

3. Мухетдинов Д.В. Хасан Ханафи: Неомодернизм как теология освобождения // Журнал «Ислам в современном мире», 2019, Т.15. №1, 81-98, стр. 91 // https У^кщ! ournal. idmedina. т/ our/article/view/688/ 427

4. Фролова Е.А. Арабское «Возрождение» как проект модернизации // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19527304 (проверенно: 24.12. 2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.