Научная статья на тему 'Окказиональные слова с колоративной семантикой в поэзии Игоря Северянина'

Окказиональные слова с колоративной семантикой в поэзии Игоря Северянина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
окказионализмы / колоративная семантика / Игорь Северянин / семантическое поле / ядерные и периферийные и единицы / occasionalisms / corporate semantics / Igor Severyanin / semantic field / nuclear and peripheral and units

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гульшана Равшановна Мамадалиева

ВВЕДЕНИЕ. Одним из известных поэтов XX века является основоположник эгофутуризма Игорь Северянин, чьѐ творчество отличается эпатажностью и склонностью к новизне. Колоративная лексика Игоря Северянина погружает в атмосферу тайны и загадки. Цель исследования – описание и интерпретация семантического поля колоративной лексики как особого компонента, формирующего специфику авторского цветового видения, отражѐнного в поэтической картине мира Игоря Северянина. Целесообразным представляется осмысление колоративных окказионализмов в лирике поэта, что недостаточно представлено в научной литературе. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применяется метод лингвистического описания, сплошная выборка, метод авторской картотеки, использованы методы классификации и систематизации колоративных лексем. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что лексика со значением цвета в творчестве Игоря Северянина носит не эпизодический характер, а является одной из характернейших черт его поэтики и отражает авторское мировидение, концепцию бытия и эмоциональные коннотации с помощью окказиональных прилагательных. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявлены доминантные цвета (лиловый и сиреневый) и специфика значений собственно авторских характеристик цветовой лексики, репрезентирующих поэтическое цветовое видение и почерк русского поэта; частеречные цветообозначения (имя прилагательное, имя существительное, глагол, наречие), среди которых особое место занимают сложные прилагательные. Окказиональные цветовые лексемы Игоря Северянина формируют особые семантические поля, объективирующие идиостиль русского поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Occasional words with colorative semantics in the poetry of Igor Severyanin

INTRODUCTION. One of the famous poets of the 20th century is the founder of egofuturism, Igor Severyanin, whose work is distinguished by its outrageousness and tendency to novelty. Igor Severyanin’s colorful vocabulary immerses you in an atmosphere of enigma and mystery. The purpose of the study is to describe and interpret the semantic field of color vocabulary as a special component that forms the specifics of the author’s color vision reflected in the poetic picture of the world by Igor Severyanin. It seems advisable to comprehend corporate occasionalisms in the poet’s lyrics, which is insufficiently represented in the scientific literature. MATERIALS AND METHODS. The method of linguistic description, continuous sampling, the method of the author’s card file is used, methods of classification and systematization of colorative lexemes are used. RESULTS AND DISCUSSION. It is established that the vocabulary with the meaning of color in the work of Igor Severyanin is not episodic, but is one of the characteristic features of his poetics and reflects the author’s worldview, the concept of being and emotional connotations using occasional adjectives. CONCLUSION. The dominant colors (purple and lilac) and the specificity of the meanings of the author’s own characteristics of the color vocabulary, representing the poetic color vision and handwriting of the Russian poet, are revealed; partial color meanings (adjective, noun, verb, adverb), among which complex adjectives occupy a special place. The occasional color lexemes of Igor Severyanin form special semantic fields objectifying the idiosyncrasy of the Russian poet.

Текст научной работы на тему «Окказиональные слова с колоративной семантикой в поэзии Игоря Северянина»

2024;10(1):48-56 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 81.373

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-48-56 Шифр научной специальности 5.9.5

Окказиональные слова с колоративной семантикой в поэзии Игоря Северянина

Гульшана Равшановна МАМАДАЛИЕВА

Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова 140104, Республика Узбекистан, г. Самарканд, Университетский б-р, 15 Н gulshana1998@gmail.com

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Одним из известных поэтов XX века является основоположник эгофутуризма Игорь Северянин, чьё творчество отличается эпатажностью и склонностью к новизне. Ко-лоративная лексика Игоря Северянина погружает в атмосферу тайны и загадки. Цель исследования - описание и интерпретация семантического поля колоративной лексики как особого компонента, формирующего специфику авторского цветового видения, отражённого в поэтической картине мира Игоря Северянина. Целесообразным представляется осмысление колоративных окказионализмов в лирике поэта, что недостаточно представлено в научной литературе. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применяется метод лингвистического описания, сплошная выборка, метод авторской картотеки, использованы методы классификации и систематизации колоративных лексем. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что лексика со значением цвета в творчестве Игоря Северянина носит не эпизодический характер, а является одной из характернейших черт его поэтики и отражает авторское миро-видение, концепцию бытия и эмоциональные коннотации с помощью окказиональных прилагательных. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявлены доминантные цвета (лиловый и сиреневый) и специфика значений собственно авторских характеристик цветовой лексики, репрезентирующих поэтическое цветовое видение и почерк русского поэта; частеречные цветообозначения (имя прилагательное, имя существительное, глагол, наречие), среди которых особое место занимают сложные прилагательные. Окказиональные цветовые лексемы Игоря Северянина формируют особые семантические поля, объективирующие идиостиль русского поэта. Ключевые слова: окказионализмы, колоративная семантика, Игорь Северянин, семантическое поле, ядерные и периферийные и единицы

Для цитирования: Мамадалиева Г.Р. Окказиональные слова с колоративной семантикой в поэзии Игоря Северянина // Неофилология. 2024. Т. 10. № 1. С. 48-56. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-48-56

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License OPEN ACCESS

48

© Мамадалиева Г.Р., 2024

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(1):48-56 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Occasional words with colorative semantics in the poetry of Igor Severyanin

Gulshana R. MAMADALIEVA

Samarkand State University named after Sharof Rashidov 15 University Blvd, Samarkand, 140100, Republic of Uzbekistan H gulshana1998@gmail.com

Abstract

INTRODUCTION. One of the famous poets of the 20th century is the founder of egofuturism, Igor Severyanin, whose work is distinguished by its outrageousness and tendency to novelty. Igor Severyanin's colorful vocabulary immerses you in an atmosphere of enigma and mystery. The purpose of the study is to describe and interpret the semantic field of color vocabulary as a special component that forms the specifics of the author's color vision reflected in the poetic picture of the world by Igor Severyanin. It seems advisable to comprehend corporate occasionalisms in the poet's lyrics, which is insufficiently represented in the scientific literature. MATERIALS AND METHODS. The method of linguistic description, continuous sampling, the method of the author's card file is used, methods of classification and systematization of colorative lexemes are used. RESULTS AND DISCUSSION. It is established that the vocabulary with the meaning of color in the work of Igor Severyanin is not episodic, but is one of the characteristic features of his poetics and reflects the author's worldview, the concept of being and emotional connotations using occasional adjectives. CONCLUSION. The dominant colors (purple and lilac) and the specificity of the meanings of the author's own characteristics of the color vocabulary, representing the poetic color vision and handwriting of the Russian poet, are revealed; partial color meanings (adjective, noun, verb, adverb), among which complex adjectives occupy a special place. The occasional color lexemes of Igor Severyanin form special semantic fields objectifying the idiosyncrasy of the Russian poet.

Keywords: occasionalisms, corporate semantics, Igor Severyanin, semantic field, nuclear and peripheral and units

For citation: Mamadalieva, G.R. Occasional words with colorative semantics in the poetry of Igor Severyanin. Neofilologiya = Neophilology, 2024;10(1):48-56 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-48-56

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License OPEN /7] ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

Игорь Северянин является ярким поэтом Серебряного века, стихи которого наполнены «новотворками». «Творчество Игоря Северянина - яркое проявление экспериментального начала в поэзии XX века» [1, с. 83]. Сам поэт считал себя «северным бардом»:

Что в жилах северного барда

Струится кровь Карамзина... («Поэма о Карамзине»)

Т.А. Гридина отмечает, что поэтические тексты И. Северянина служат ярким примером языковых новообразований, которые являются объектом исследования многих лингвистов, что поэт создавал «неоформы» и «неожанры», в которых особое место занимают сложные прилагательные (типа «плам-но-ледяной», «бешено-степной»). «Окказионализмы были одной из ярких примет индивидуального стиля Игоря Северянина» [2, с. 54]. Творчеству Игоря Северянины посвящены работы В.В. Никульцевой [3], Э.Н. Зиновье-

2024;10(1):48-56 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 ^п^), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

вой [4], Г.И. Шляховой [5], Т.Н. Коршуновой [6], А. Ксёнжек [7].

Рассмотрение окказиональных прилагательных с компонентом-цветообозначения в поэзии Северянина представляет особый интерес, поскольку колоративные лексемы, находясь в центре внимания учёных разных областей знания (лингвистов, литературоведов, психологов, культурологов), «представляют собой многомерный объект, характеризующийся богатством культурной нагрузки, ассоциативных связей и стилистических возможностей, способностью указывать на материальные признаки, явления действительности и ментальный мир человека» [8, с. 3].

Принимая во внимание свойство системности языка, отражающей упорядоченную совокупность лексических единиц различных частей речи, можно говорить о цветовых микрополях, включающих ядерные и периферийные и единицы. Ядро микрополя - это базовые наименования цвета, цветовые прилагательные. В почерке И. Северянина прилагательные являются основной единицей передачи определённого цвета [9, с. 8]. Однако окказиональные цветовые лексемы, отражающие творческие возможности, лингвистическую креативность поэта, в научной литературе представлены недостаточно.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В ходе исследования применён метод сплошной выборки, который позволил выявить новообразования с семантикой цвета в поэзии Игоря Северянина. Использование полевого подхода способствовало выявлению индивидуально-авторских новообразований. Основой для описательного исследования послужили метод семантической интерпретации и контекстуального анализа, метод классификации для распределения окказиональных слов по семантическим полям колористического пространства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема выражения сути творчества И. Северянина при помощи цветового решения во много определяется окказиональными сло-

вами, формирующими семантическое поле по признаку определённого цвета. «Цвет в художественном творчестве играет роль непосредственного языка выражения глубокого смыслового содержания» [10, с. 281].

Иллюстрация словообразовательных типов номинаций окказионализмов с семантикой цвета Северянина свидетельствует о том, что семантические поля формируются тематическими группами, объективируемыми различными частями речи, например: именами существительными беловишня (цвета цветущей вишни), лилей (цвета лилии); глаголами (например, зарозоветь), словами категории состояния (например, фиольно), однословными полными и краткими именами прилагательными и большинством сложных прилагательных, например:

Хрусталит трели голосок, Ей грустно внемлет беловишня, Цветы роняя на песок.

(«Роса оранжевого часа»)

Такая уж девчонка

(Ну что поделать с ней?)

Кудрява, как болонка,

Нежна, как цвет лилей... («Шалит»)

Зарозовеет жемчуг чёрный, А нет - погаснет навсегда! («Одно из двух»)

Вьются кудри: золото и бронза, Пепельные, карие и смоль. Льются взоры, ласково и грёзно -То лазорь, то пламя, то фиоль.

(«Прогулка короля»)

Росы зачем на деревьях? В небе зачем

фиольно?

Надо ли было в поезд? может быть,

я не прав? («Невыразимая поэза»)

Возьми в ладони меня, как в латы, Моей фиолью святя мечты. («Фиалка»)

О, мечта бархатисто-фиолевая,

Ты, фиалка моя! («Миньонет»)

В северянинском творчестве отмечается множественность лексем с семантикой различных ярких оттенков и полутонов (рис. 1).

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(1):48-56 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Рис. 1. Окказиональные «цветные лексемы в творчестве И. Северянина» Fig. 1. Occasional "colored tokens in the works of I. Severyanin"

Отмеченные на рис. 1 слова фиольно-белый, бледновато-фиалковый, фиолетово-бархатно, бледно-бледно фиалково, голубо-фьолевый, а также название стихотворения «Фиолетовое озерко» и использование слов в стихотворении «Фиалка» фиоль, фиольно, бархатисто фиолевый отражают не только фиолетовый цвет собственно цветка фиалки, но окрашивают чувства лирического героя в определённый цвет, отражающий авторское отношение к описываемым объектам или субъектам, что придаёт стилистическую выразительность поэзии Северянина (рис. 2).

Фиолетовый цвет используется при описании пейзажа, внешности человека, возлюбленной, ягод, фруктов, предметов быта, психологического состояния, например:

Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королём поэтов На зависть нудной мошкаре.

(«Рескрипт короля»)

В творчестве Северянина отмечаются лиловый, сиреневый цвета, которые проходят через всё творчество поэта, например: «в дыму сигар лилово-сером» («Валерию Брюсо-ву»); «в луне сафирно-серебра» («Madis»);

«голубо-блёсткий мартный наст» («На лыжах»); «день алосиз» («Berceuse осенний»); «златисто-карая река» («Вне политики»); «изрозо-телесный песок» («У моря»); «лилово-стальные заливы..., где с серым синее слилось» («Норвежские фиорды»); «сирене-во-белая кровь» («Фиолетовое озерко»); лоси «серебро-пегие» («Полярные пылы»).

Присутствуют золотой и жёлтый цвета, которые являются оригинальным средством выражения авторской оценки и передаются через семантику окказионализмов в форме сложных прилагательных (рис. 3, 4).

По признаку «основные цвета палитры» (красный, зелёный, синий, жёлтый) выделяется зелёный цвет (рис. 5).

Зелёный верх, низ жёлто-синий,

И промежуток хладно-бел. («У моря»)

В поэтической картине мира авторские образные значения зелёного цвета формируют ассоциативные ряды различных понятий, явлений, предметов. Ср.:

Деревья в кадках, как шары

Зелёнокудрые...

(«Письма из Парижа» (первое письмо))

Серебряно-зёлено-голубою

Луною

Освещён ноябрьский снег. («Вечеровая»)

Вуаль светло-зелёная с сиреневыми

мушками. («Тебе, моя красавица!»)

Рис. 2. Окказионализмы И. Северянина с семантикой фиолетового цвета Fig.2. Occasionalisms of I. Severyanin with purple semantics

2024;10(1):48-56 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Рис. 3. Окказионализмы И. Северянина с семантикой золотого цвета Fig. 3. Occasionalisms of I. Severyanin with golden color semantics

Рис. 4. Окказионализмы И. Северянина с семантикой жёлтого цвета Fig. 4. Occasionalisms of I. Severyanin with yellow semantics

Рис. 5. Окказионализмы И. Северянина с семантикой зелёного цвета Fig. 5. Occasionalisms of I. Severyanin with green semantics

По признаку «основные цвета палитры» (красный, зелёный, синий, жёлтый) выделяется зелёный цвет (рис. 5).

Зелёный верх, низ жёлто-синий, И промежуток хладно-бел. («У моря»)

В поэтической картине мира авторские образные значения зелёного цвета формируют ассоциативные ряды различных понятий, явлений, предметов. Ср.:

Деревья в кадках, как шары Зелёнокудрые...

(«Письма из Парижа» (первое письмо))

Серебряно-зёлено-голубою

Луною

Освещён ноябрьский снег. («Вечеровая»)

Вуаль светло-зелёная с сиреневыми

мушками. («Тебе, моя красавица!»)

О ядовито-яростно-зелёная,

Текущая среди отвесных скал.

(«Дрина В.В. Берниковой»)

Обращает на себя внимание стихотворение Игоря Северянина («Трёхцветный триолет»), в котором колористическая смена цвета одежды девушки служит выражением чувства лирического героя: от белого (чистого цвета) через синий к алому цвету:

Пойдём, Маруся, в парк; оденься в белый цвет (Он так тебе идёт! ты в белом так красива!) Безмолвно посидим на пляже у залива, -Пойдём, Маруся, в парк; оденься в синий цвет. И буду я с тобой - твой рыцарь, твой поэт, И буду петь тебя восторженно-ревниво: Пойдём, Маруся, в парк! Оденься в алый цвет: Он так тебе к лицу! ты в алом так красива!

В палитре красок этого северянинского стихотворения маркирующим цветом является синий цвет, который создаёт центральные цветовые образы воды, пляжа, залива («Безмолвно посидим на пляже у залива), «включающие информацию «колористического образца (невербальный код)» [11, с. 643].

А.В. Останкович и Е.В Бублик, рассматривая вариативный повтор строк в содержа-

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(1):48-56 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

тельной структуре триолета, отмечают возможности триолета создавать «эротизированный цветовой колорит» [12, с. 211].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, сюжетно-композиционное развитие стихотворения «Трёхцветный триолет» выстраивается на трёхкратном повторе глагола в форме повелительного наклонения «пойдём». Перемена белого цвета одежды на синий сопутствует перемещению лирических героев «на пляж у залива», а перемена синего цвета на алый (эротический) цвет одежды передаёт образ любовника - «рыцаря и поэта».

БЕЛЫЙ ^ СИНИЙ ^АЛЫЙ

Из этого следует, что в маркированности поэтического языка участвует образность цвета, когда обыденное понимание цвета сменяется на глубинное понимание, образное. В этом случае синий цвет является более информативным, поскольку формируется противопоставленность - «явная образность» (белая, синяя, алая одежда девушки) и «скрытная образность» (свидание возлюбленных), что вытраивает эквиполентную оппозицию с реализацией эстетической функции русского языка. Следовательно, цветовые окказионализмы Северянина маркируют его идиостиль как креативного поэта и вписываются в концепцию когнитивного моделирования текстового художественного пространства [13]. Отметим, что синий, белый (рис. 6), красный (рис. 7) цвета в творчестве Северянина демонстрируют несомненную образную значимость окказионализмов. Ср.:

Сегодня волны не звучат,

И облако - как белолилия.

Сегодня волны не звучат,

И облака - как белолилии.

(«Рондель белой ночи»)

Синеет ночь, и с робостью газели

Скользит ко мне Ваш скромный силуэт.

(«Синеет ночь»)

Понимая образность как то, что «отличает художественный текст как произведение искусства от практических текстов, служащих средством человеческого общения, накопле-

ния и передачи информации» [14, с. 15], можно выделить явную образность (присутствие средств выразительности) и глубинную (скрытую) образность, формирующую определённые символы, например: синий цвет - символ моря и неба, алый цвет - символ любви. В.В. Никульцева подчёркивает: «Символистские тенденции построения неологизмов прослеживаются в словотворчестве эгофутуриста Игоря Северянина» [15, с. 382].

Скрытая образность окказионализмов формирует поэтическую подсистему языка, что находит отражение в словообразовательных гнёздах. Приведём примеры некоторых из них:

Рис. 6. Окказионализмы И. Северянина с семантикой белого цвета Fig. 6. Occasionalisms of I. Severyanin with white semantics

Рис. 7. Окказионализмы С.И. Северянина с семантикой красного цвета Fig. 7. Occasionalisms of S.I. Severyanin with red semantics

2024;10(1):48-56 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Рис. 8. Окказионализмы И. Северянина с семантикой серого цвета Fig. 8. Occasionalisms of I. Severyanin with gray semantics

- корень -СИН'- (синегладь, сине-изумрудный, синелесье, синелистный, синептица);

- корень -ЛАЗОР' -/-ЛАЗУР-/-ЛАЗУР' -(лазорие/лазорье, лазорить/лазурить, лазорно-иллюзорный, лазурно-крылатый, лазурно-млечный);

- корень -ЗЛАТ-/-ЗЛАТ' -/-ЗОЛОТ-/ -ЗОЛОТ' - (златистогласый, златистогрёзый, златистокудрый, златисто-резедный, златно, златный, златовенчанный, златовзор, злато-воск, златогорлый, злато-дарный, златодень, златодружье, златоиглый, златоиюльский, зла-

тотрубный, златошампанье, златоштильный, златояблочье, золотофон).

Заметим, что некоторые окказиональные слова трудно разграничить по конкретному цвету, так как данные образования цветового поля в поэзии Северянина составляют слова, которые совмещают не одну сему. К таким образованиям можно отнести окказионализмы голубо-серебристо-ало, серебряно-зелёно-голубой, душисто-сизо-синевата, шёлково-златисто-пудреный (рис. 8).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цветопись окказиональных слов в творчестве Игоря Северянина отражает богатство языковой картины мира поэта и играет важную роль в создании идиостиля поэта, передаёт чувства и переживания лирического героя, выступает оригинальным средством выражения авторской оценки и общего поэтического настроения.

Прилагательные с семантикой цвета в поэзии Игоря Северянина отражают индивидуальное цветовое мировидение, потому что многие предметы в его поэтических текстах приобретают неожиданные цвета, которые, по своей сути, имеют другие оттенки.

Окказиональные слова с семантикой цвета могут служить специальным средством выразительности поэтического языка и в то же время иметь скрытную образность.

Список источников

1. Гридина Т.А. Словесные эксперименты Игоря Северянина: игра в поле языковых возможностей // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2016. № 2. С. 83-95. https://elibrary.ru/whdsil

2. Анненкова Н.А., Ефанов А.А. Эволюция функционирования окказионализмов в поэзии И. Северянина (на материале сборников «Колье принцессы», «Ананасы в шампанском», «Классические розы» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5 (111). С. 54-57. https://elibrary.ru/msojmj

3. Никульцева В.В. К вопросу о лексической реализации концептов в неолексиконах Игоря-Северянина и Давида Бурлюка // Филологи земли Орловской: истоки и развитие направлений исследований: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под ред. Ж.А. Зубовой. Орёл: Орл. гос. ун-т им. И.С. Тургенева, 2020. С. 223-235. https://elibrary.ru/hmaixd

4. Зиновьева Э.Н. Игорь-Северянин: эксперименты в области синтеза искусств // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1 (85). С. 9-12. https://elibrary.ru/iejiwf

5. Шляхова Г.И. Авторское употребление лексемы «мечта» в художественных текстах Игоря-Северянина как лейтмотив идиостиля поэта // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 3. С. 44-48. https://elibrary.ru/udmzxd

6. Коршунова Т.Н. Поэтический «выдвиг» Игоря Северянина в контексте «серебряного века» русской литературы // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследова-

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(1):48-56 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

ний: сб. 2 Междунар. науч. конф. / отв. ред. Н.И. Степыкин. Курск: Юго-Запад. гос. ун-т, 2020. С. 154-162. https://elibrary.ru/rxtgcw

7. КсёнжекА. Взаимодействие русской и французской культур в неологизмах Игоря Северянина // New World. New Language. New Thinking: материалы 3 Ежегодной междунар. науч.-практ. конф. М.: Дипломат. академия Мин-ва иностр. дел Рос. Фед., 2020. С. 558-565. https://elibrary.ru/nikhgp

8. Ли Ц. Деривационный потенциал цветообозначений в актах фраземообразования: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2022. 25 с. https://elibrary.ru/ffmazm

9. Карташова Ю.А. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2004. 23 с. https://elibrary.ru/nnhkmt

10. Ан С.А., Костерина М.Г. Семантика цвета в художественном творчестве // Мир науки, культуры образования. 2014. № 4 (47). С. 278-282. https://elibrary.ru/sxzzkx

11. Лаенко Л.В. Лингвосемиотическая креативность в цветовом поле сферы fashion // Когнитивные исследования языка. 2023. № 3-1 (54). С. 641-646. https://elibrary.ru/lfkfqk

12. Останкович А.В., Бублик Е.В. Диалектика тождествa и различий в истории русского триолета // Гуманитарные и юридические исследования. 2017. № 1. С. 209-213. https://elibrary.ru/wdexsi

13. Огнева Е.А. Концепция когнитивного моделирования текстового художественного пространства // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 2. С. 37-49. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2022-2-37-49, https://elibrary.ru/wzgekm

14. Шарандин А.Л. Междисциплинарный характер оппозиционного метода // Неофилология. 2017. Т. 3. № 3 (11). С. 7-19. https://elibrary.ru/zssulh

15. Никульцева В.В. Деривационное гнездо как фундамент словотворчества русского футуризма (к постановке проблемы) // Теория и практика ономастических и дериватологических исследований / науч. ред. В.И. Супрун, С.В. Ильясова. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. С. 372-382. https://elibrary.ru/ryubnj

References

1. Gridina T.A. Verbal experiments by Igor Severyanin: the play in the field of linguistic opportunities.

Ural'skii filologicheskii vestnik. Seriya: Yazyk. Sistema. Lichnost': Lingvistika kreativa = Ural Philological Herald. Series Language. System. Personality: The Linguistics of Creativity, 2016, no. 2, pp. 83-95. (In Russ.) https://elibrary.ru/whdsil

2. Annenkova N.A., Efanov A.A. Ehvolyutsiya funktsionirovaniya okkazionalizmov v poehzii I. Severyanina (na materiale sbornikov «Kol'e printsessy», «Ananasy v shampanskom», «Klassicheskie rozy» [The evolution of the functioning of occasionalisms in the poetry of I. Severyanin (based on the material of the collections "Princess Necklace", "Pineapples in Champagne", "Classic Roses"]. Vestnik Orenburgskogo gosu-darstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University, 2010, no. 5 (111), pp. 54-57. (In Russ.) https://elibrary.ru/msojmj

3. Nikul'tseva V.V. On the issue of lexical realisation of concepts in Igor Severyanin's and David Burliuk's neolexicons. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Filologi zemli Orlovskoi: istoki i razvitie napravlenii issledovanii» [Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with the International participation "Philologists of the Oryol Land: the Origins and Development of Research Directions"]. Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev Publ., 2020, pp. 223-235. (In Russ.) https://elibrary.ru/hmaixd

4. Zinov'eva E.N. Igor Severyanin: experiments in the field of synthesis of arts. Vestnik Ul'yanovskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Ulyanovsk State Technical University, 2019, no. 1 (85), pp. 9-12. (In Russ.) https://elibrary.ru/iejiwf

5. Shlyakhova G.I. Author's use of the lexeme "dream" in the texts of Igor Severianin as the leitmotif of the poet's individual style .Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Yazyk. Literatura. Kul'tura = Vestnik of Buryat State University. Language. Literature. Culture, 2019, no. 3, pp. 44-48. (In Russ.) https://elibrary.ru/udmzxd

6. Korshunova T.N. Poehticheskii «vydvig» Igorya Severyanina v kontekste «serebryanogo veka» russkoi lite-ratury [The Poetic "Outburst" of Igor Severyanin in the context of the "Silver Age" of Russian literature].

Sbornik 2 Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Yazyk, kul'tura, mental'nost': problemy iperspektivy fi-lologicheskikh issledovanii» [Collection of the 2nd International Scientific Conference "Language, Culture,

2024;10(1):48-56 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Mentality: Problems and Prospects of Philological Research"]. Kursk, Southwest State University Publ., 2020, pp. 154-162. (In Russ.) https://elibrary.ru/rxtgcw

7. Ksenzhek A. Interaction of Russian and French cultures in word of Igor Severyanin's coinage. Materialy 3 Ezhegodnoi mezhdunarodnoi nauchno- rakticheskoi konferentsii «New World. New Language. New Thinking» [Proceedings of the 3rd Annual International Scientific and Practical Conference "New World. New Language. New Thinking"]. Moscow, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation Publ., 2020. pp. 558-565. (In Russ.) https://elibrary.ru/nikhgp

8. Li Ts. Derivatsionnyi potentsial tsvetooboznachenii v aktakh frazemoobrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [The Derivational Potential of Color Meanings in the Acts of Phrase Formation: PhD (Philology) diss. abstr.]. Moscow, 2022, 25 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/ffmazm

9. Kartashova Yu.A. Funktsional'no-semanticheskoe tsveto-svetovoe pole v lirike Igorya Severyanina: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Functional-Semantic Color-Light Field in the Lyrics of Igor Severyanin: PhD (Philology) diss. abstr.]. Barnaul, 2004, 23 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/nnhkmt

10. An S.A., Kosterina M.G. The semantics of color in art creativity. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya =The World of Science, Culture and Education, 2014, no. 4 (47), pp. 278-282. (In Russ.) https://elibrary.ru/sxzzkx

11. Laenko L.V. Linguosemiotic creativity in the color field of fashion sphere. Kognitivnye issledovaniya yazy-ka = Cognitive Studies of Language, 2023, no. 3-1 (54), pp. 641-646. (In Russ.) https://elibrary.ru/lfkfqk

12. Ostankovich A.V., Bublik E.V. Dialectic of identity and differences in the history of Russian trioolet. Gu-manitarnye i yuridicheskie issledovaniya = Humanities and Law Research, 2017, no. 1, pp. 209-213. (In Russ.) https://elibrary.ru/wdexsi

13. Ogneva E.A. The theory of cognitive modeling literary text space. Voprosy kognitivnoi lingvistiki = Issues of Cognitive Linguistics, 2022, no. 2, pp. 37-49. (In Russ.) https://doi.org/10.20916/1812-3228-2022-2-37-49, https://elibrary.ru/wzgekm

14. Sharandin A.L. Interdisciplinary nature of opposition method. Neofilologiya = Neophilology, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 7-19. (In Russ.) https://elibrary.ru/zssulh

15. Nikul'tseva V.V. Derivatsionnoe gnezdo kak fundament slovotvorchestva russkogo futurizma (k postanovke problemy) [The derivational nest as the foundation of the word-making of Russian Futurism (to pose the problem)]. Teoriya i praktika onomasticheskikh i derivatologicheskikh issledovanii [Theory and Practice of Ono-mastic and Dermatological Research]. Maikop, Magarin Oleg Grigorievich Print House, 2017, pp. 372-382. (In Russ.) https://elibrary.ru/ryubnj

Информация об авторе

Мамадалиева Гульшана Равшановна, ассистент кафедры русского языка, Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова, г. Самарканд, Республика Узбекистан, https://orcid.org/ 0009-0007-0096-5960, gulshana1998@gmail.com

Вклад в статью: работа с литературными источниками, сбор и систематизация фактического материала, анализ поэтических текстов, написание текста статьи, редактирование.

Поступила в редакцию 30.09.2023 Поступила после рецензирования 23.01.2024 Принята к публикации 15.02.2024

Information about the author

Giilshana R. Mamadalieva, Assistant of Russian Language Department, Samarkand State University named after Sharof Rashidov, Samarkand, Republic of Uzbekistan, https://orcid.org/0009-0007-0096-5960, gulshana1998 @gmail.com

Contribution: work with literature references, factual material collection and systematization, poetic texts analysis, manuscript text drafting, editing.

Received September 30, 2023 Revised January 21, 2024 Accepted February 15, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.